Современное изобразительное искусство, как способ развития креативности у детей младшего школьного возраста
Супруненко Виталий Николаевич,
руководитель методического отдела школьной программы, ООО «Сан Скул»
E-mail: [email protected] Тишина Юлия Валерьевна,
методист методического отдела школьной программы
ООО «Сан Скул»
E-mail: [email protected]
Киселева Людмила Константиновна,
методист методического отдела школьной программы ООО «Сан Скул»
E-mail: [email protected]
Прокопенко Валерия Юрьевна,
методист методического отдела школьной программы ООО «Сан Скул»
E-mail: [email protected]
Актуальность данной работы заключается в преобразованиях учебных программ, наличием новых моделей, а также нужд общества, которые считают, что первой необходимостью является формирование и развитие креативных способностей. Цель исследования заключается в дифференциации методик актуального изобразительного искусства на основе их влияния на развитие креативности у детей младшего школьного возраста.
В данной статье авторами был проведен сравнительный анализ техник креативного (нетрадиционного) изобразительного искусства с позицией влияния на формирование дивергентного мышления у детей младшего школьного возраста. Целевыми ориентирами при написании работы стали труды в областях отечественной и зарубежной педагогики и искусствоведения, а также педагогический опыт исследователей. Авторами предлагается включить в курс обучения изобразительного искусства технику правополушарного рисования как наиболее полную и эффективную. Изученный метод рисования дает ребенку больше возможностей для фантазии и творческого решения поставленных задач. Статья адресована специалистам в областях педагогики и изобразительного искусства.
Ключевые слова: способность, креативность, современное изобразительное искусство, нетрадиционные техники рисования.
Введение
Техники нетрадиционного рисования являются неотъемлемой частью актуального искусства, а также влияет на формирование креативности у детей младшего школьного возраста. Благодаря этому способу дети перестают бояться совершить ошибку, а это приводит к тому, что они становятся более раскрепощенными, свободными в своих мыслях и высказываниях. Т.е. креативное рисование активно развивает креативное мышление. Авторы, проанализировав источники по данной проблеме, пришли к тому, что использование в работе нетрадиционной техники правополушарного рисования дает ребенку больше возможностей для фантазии и творческого решения поставленных задач.
Основная часть
В XIX в. формируется представление о новом направлении в психологии - «психология способностей», предметом которого является поведение человека и продукты его реальной деятельности [1].
Понятие «способность» имеет множество определений, полученных от различных ученых-психологов, например, Рубинштейн С.Л. писал, что «способности - сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности и свойств, которые вырабатываются определенным образом лишь в процессе организованной деятельности» [2]. Ученый предполагал, что предрасположенности лежат в основе способностей, «под которыми он имел в виду анатомо-физиологические особенности нервно-мозгового аппарата человека, притом, что, развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылки» [1].
В психологии для изучения способностей существует такой подход, как «целостно-личностный». Его предложили В.Н. Мясищев и А.Г. Ковалев, которые думали, эмоциональные и волевые особенности индивида являлись основными факторами, влияющими на успешную деятельность [1].
А.Н. Леонтьев разделил способности на две группы:
- природные или биологические;
- общественно-исторические [3].
Исходя из этого креативность - это не природный дар, а способность, которая зависит от мотивации людей, которую они развивают на протяжении своей жизни.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
Точки зрения науки «креативность - творческие возможности/способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [4].
«Дж. Гилфорд, американский психолог, выделил шесть параметров креативности: способность к обнаружению и постановке проблем, беглость генерации идей, гибкость идей, оригинальность взглядов, способность к усовершенствованию объекта с помощью добавления деталей, способность к анализу и синтезу» [5].
Понятия «воображение» и «творчество» переплетаются, но имеют разный смыл. Воображение - это процесс, который происходит во время создания творческого продукта. Из-за это делаем вывод, что все существующие виды воображения равны всем существующим видам человеческой деятельности, а это: исполнительное искусство, живописная, художественная, также входят и техническая, конструктивная, научная и т.п. [6]. Для этого существует такое понятие, как «творческое воображение». Это высший уровень разновидности воображения, который включает в себя формирование и проявление всех видах воображения в разных видах творческой деятельности [6].
Развитие креативных способностей играет огромную роль в жизни человека, а наиболее благоприятным периодом для формирования этих способностей считается младший школьный возраст. Дети не боятся критики, соответственно, они более склонны к свободе воображения, эмоциональной подвижности, чувствительности, потребности в новых впечатлениях, любознательности.
Опыт даёт больше возможностей для свободного воображения. Отметим тот факт, что опыт ребёнка складывается и растёт постепенно, и, естественно, он отличается своей характерностью в отличие от опыта взрослого. Хоть у взрослого человека есть больше шансов для свободного воображения, чем у ребенка, но ребёнок же отличается от первого тем, что не контролирует порыв фантазии [7].
«О.М. Дьяченко к основным критериям проявления креативности у детей относит:
- оригинальность выполнения творческих задач;
- использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других» [8].
Использование креативного потенциала ребёнка или стимулирование его креативности, будут создавать возможности для повышения эффективности деятельности младшего школьника, а также для повышения успешности его обучения. При работе с иллюстрацией принято выделять ° следующие критерии процесса формирования об" разного мышления у детей: § - умение «думать картинками»;
- степень новизны продукта образного мышле-Ц ния;
- богатство изобразительных деталей создаваемых картин как продуктов образного мышления» [9].
По данным исследования Раевской М.Р., проводимого на базе МАОЛ № 13 г. Химки Московской области, в качестве педагога, был выделен ряд условий от которых зависит эффективность развития образного мышления детей. Выделяемые аспекты:
- групповой творческий проект;
- создание школьных условий для помощи развития креативности;
- различный опыт детей выступает помощником в создании продукта [9].
Одним из видов креативного мышления младших школьников является продуктивная деятельность, в частности изобразительное искусство. В рамках нашей работы мы проанализировали, как направление современного (актуального) искусства влияет на развитие различных признаков креативности.
Термин «современное искусство» все чаще используют в культурной деятельности. Понятие определяется, как «нечто либо совсем непонятное, либо совсем простое» [10].
Оссиан Уорд, в своей книге «Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство» [11] рассуждает о том, что на различные арт-объ-екты надо смотреть будто впервые, т.е. «вычеркнуть» все неудачные воспоминания о современном искусстве для лучшего его понимания. Критик создал определенную последовательность для восприятия любого современного арт-объек-та. Для этого применяется термин «tabula rasa» (лат. «чистая доска») [10]. «Т.е. каждая буква слова «tabula» - правило восприятия современного искусства:
- терпеливость;
- ассоциативность;
- бэкграунд;
- усвояемость;
- лучше пересмотреть;
- анализ [10].
Существует ряд критерий, которые помогают развить креативные задатки у детей. «В психолого-педагогической литературе представлены следующие условия:
- изменение роли обучающегося;
- комфортная психологическая обстановка;
- создание мотивации к обучению;
- корректное педагогическое сопровождение ребенка;
- совмещение различных форм работы;
- междисциплинарность;
- создание ситуации успеха;
- самостоятельность выполнения творческого задания;
- дифференциация творческих заданий по содержанию и по степени сложности;
- последовательность и системность в развитии творческих способностей младших школьников» [12].
Благоприятные условия не являются гарантом высокоразвитых творческих способностей. К сожалению, учебная программа построена таким образом, что у детей остается мало времени на развитие своих креативных способностей, т.е. в приоритете стоит оттачивание упражнений для закрепления материала. Данный метод приводит к штамповому мышлению [13].
Изобразительное искусство является одним из методов развития креативных способностей. Дети очень хотят, чтобы их поняли и услышали, соответственно, изобразительное искусство является в приоритете, так как благодаря используемым инструментам они с легкостью могут выразить свои эмоции, впечатления, размышления. И поэтому изобразительное искусство пользуется популярностью у детей младшего школьного возраста. Язык графической речи выходит за рамки норм, а пластические образы не только создаются спонтанно, но и более свободно. Исходя из этих выводов, специалисты определяют детский рисунок как графическая речь.
Л.В. Выготский считал, что рисование - ведущий вид творчества в детстве [14].
«Креативные способы рисования - это не только рисование, но также и игры с красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у школьников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными» [15].
После долгого исследования наша команда пришла к тому, что учебная программа для начальных классов должна включать в себя предметы, которые развивают креативные способности у детей. Например, креативное рисование является одним из методов формирования творческого мышления. Т.е. благодаря такой техники ученики младшего школьного возраста перестают мыслить шаблонно, у них возникают неординарные идеи, решают вопросы новыми способами под-
хода, учатся отстаивать свои взгляды и идеалы, а также начинают раскрепощаться. И это все результат того, что дети не бояться ошибиться, они начинают понимать, что без проб и ошибок не достичь желаемого результата.
К сожалению, данные нетрадиционные техники, в должной степени, не систематизированы и не применяются в современных образовательных программах.
В рамках работы представлен результат обобщенного анализа нескольких техник креативного рисования и оценено их влияние на формирование навыков креативности. Отработка методик проведена на базе ФГБОУ СОШ № 1699 Управления делами Президента Российской Федерации с учениками 1-4 классов в 2019-2021 гг (таблица 1).
1) «Антропоморфизм - перенесение человеческих свойств на неодушевленные предметы, на природу или на понятие Бога» [16].
2) «Рисование мятой бумагой - рисование бумажными комочками, которые ребенок создает сам. Для рисунков в технике «мятая бумага» характерны нестрогие линии и некая абстрактность» [17].
3) «Кляксография - это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами» [18].
4) «Пальцевая живопись - это «пособ передачи эмоций, чувств и состояний, исходящих из глубины сердца человека посредством прямого контакта кончиков пальцев с красками и бумагой» [15].
5) «Интуитивное рисование - это техника живописи, которая предполагает использование линий, точек, пятен неопределенной формы для передачи человеческих чувств» [19]. «Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности» [20] (табл. 1).
Таблица 1. Влияние техник изобразительного искусства на развитие креативности
Индикатор Антропоморфизм Рисование мятой бумагой Кляксография Пальцевая живопись Правополушар-ное интуитивное рисование.
Богатая фантазия + + + + +
Восприятие неоднозначности вещей + + + +
Высокие художественные ценности + + + + +
Гибкость в мышлении и действиях + + + + +
Неординарное мышление + + +
Скорость мышления + +
Способность изобретать новые вещи и предлагать нестандартные решения + + + + +
Приобретение способности к риску + + + + +
о с
U
Из таблицы видно, что наиболее полно развивают навык креативности кляксография и работа в технике правополушарного интуитивного рисования. Занятия изобразительным искусством с использованием правополушарного рисования не только оказывает существенное влияние на развитие креативности, позволяя каждому ребенку проявить свою индивидуальность, но и формируют дивергентное мышление, помогают избежать штампов в творческих работах, расширяют художественное видение окружающего мира. У ребенка не развиваются комплексы, страхи совершения ошибок, он открыт новым идеям, пробует совмещать различные подручные инструменты для создания неординарного продукта, его личного и неповторимого. А также благодаря техникам креативного рисования ученик младшего школьного возраста понимает, что без проб и ошибок нельзя достичь желаемого результата.
Вывод
Техники нетрадиционного рисования как неотъемлемая часть актуального искусства в разной степени влияет на формирование креативности у детей младшего школьного возраста. Анализ источников по проблеме развития креативности у детей младшего школьного возраста и педагогический опыт позволили нам остановиться на использовании в работе нетрадиционной техники правополушарного рисования как наиболее полной и эффективной изобразительной техники. Данный метод рисования является комбинированным, что дает ребенку больше возможностей для фантазии и творческого решения поставленных задач. А также формирует у ребенка индивидуальное/дивергентное мышление и развивает художественное видение внешнего мира.
Творческий метод работы в технике право-полушарного рисования является перспективным и эффективным в обучении детей с целью развития креативного мышления и гармонизации психоэмоционального состояния ребенка.
Литература
1. Савинова Т. В., Таланина О.В. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе изобразительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. URL: https:// cybeMeninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izobrazitelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 26.10.2021).
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер, 2015. - 342 с.
3. Леонтьев А.Н. О формировании способностей// Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 13-21.
4. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. 632 с. URL: https://
spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (дата обращения: 25.10.2021)
5. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов / под общ. редакцией А.Г. Шмелева - Москва, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 544 с.
6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. 434 с. URL: https://parksgt.tsu. ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623 eb383db15.pdf (дата обращения: 24.10.2021)
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте URL: http://childpsy.ru/lib/ books/id/8102.php (дата обращения: 24.10.2021)
8. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-Синтез, 2009: 128 с.
9. Раевская М.Р. Развитие образного мышления младших школьников в контексте изучения изобразительного искусства // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-izucheniya-izobrazitelnogo-iskusstva (дата обращения: 27.10.2021)
10. Максунова А.А. Понятие современного искусства: определение, социальные институты, направления // Вестник НАСА. 2018. № 1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ ponyatie-sovremennogo-iskusstva-opredelenie-sotsialnye-instituty-napravleniya (дата обращения: 27.10.2021)
11. Оссиан У. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 176 с.
12. Агеева Л.В., Шелякина Н.А., Астафьева Е.А. Развитие творческих способностей младших школьников / Л.В. Агеева, Н.А. Шелякина, Е.А. Астафьева [и др.]. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 79-82. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 27.10.2021)
13. Неменский Б.М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительный художественный труд». Лекции 1-4. - М.: «Первое сентября» 2007. -124 с.
14. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М. 1967. - 96 с.
15. Шаханина Л. И., Федорищева Е.В., Рыжкова О.В., Чепиженко З.И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 38. - С. 191-195. - URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm (дата обращения: 22.10.2021)
16. Философский энциклопедический словарь (2010) URL: http://philosophy.niv.ru/ doc/dictionary/philosophy/fc/slovar-192-2. htm#zag-353 (дата обращения: 23.10.2021)
17. Абрамова Л.А. Нетрадиционные приёмы рисования акварелью на мятой бумаге URL: https://www.art-talant.org/ masterklassy/891 -lnetradicionnye-prijomy-risovanija-akvarelju-na-mjatoj-bumager (дата обращения 22.10.2021)
18. Литвинова О.В., Прыскина Е.А., Чичикало-ва З.И. Развитие ассоциативного мышления детей в художественно-творческой деятельности // Символ науки. 2016. № 1-2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-detey-v-hudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.10.2021)
19. Вальдес М.С. Одриосола. Интуитивное рисование: развитие творческих способностей средствами арттерапии. М., 2009.
20. Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 304 с.
21. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ. - 2003. - 190 с.
CONTEMPORARY VISUAL ARTS AS A WAY OF DEVELOPING CREATIVITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN
Suprunenko V.N., Tishina Yu.V., Kiseleva L.K., Prokopenko V. Yu.
LLC «Sun School»
The relevance of the research problem is due to changes in the structure of the content of the education system, the introduction of new standards and the needs of society, which dictate the urgent need for the formation of a creative personality and the development of her creative abilities.
The aim of the research is to differentiate the methods of contemporary visual arts on the basis of their influence on the development of creativity in children of primary school age.
In this article, the authors carried out a comparative analysis of the techniques of creative (non-traditional) fine art with the position of influence on the formation of divergent thinking in children of primary school age. The targets for writing the work were works in the fields of domestic and foreign pedagogy and art history, as well as the pedagogical experience of researchers.
The authors propose to include the technique of right-hemispheric drawing in the visual arts curriculum as the most complete and effective one. The studied drawing method gives the child more opportunities for imagination and creative solution of the assigned tasks. The article is addressed to specialists in the fields of pedagogy and fine arts.
Keywords: ability, creativity, contemporary visual arts, unconventional drawing techniques.
References
1. Savinova T.V., Talanina O.V. Development of creative abilities of younger schoolchildren in the process of visual activity // Problems of modern pedagogical education. 2018. No.
58-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-izobrazitelnoy-deyatelnosti (date of access: 10/26/2021).
2. Rubinstein S.L. Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein, - SPb.: Peter, 2015. - 342 p.
3. Leontiev A.N. About the formation of abilities // Questions of psychology. - 1960. - No. 1. - S. 13-21.
4. Meshcheryakov B.G., Zinchenko V.P. A large psychological dictionary. 632 s. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (date accessed: 10/25/2021)
5. Shmeleva A.G. Basics of psychodiagnostics. Textbook for students of pedagogical universities / under the general. - Moscow, Rostov-on-Don: «Phoenix», 1996. — 544 p.
6. Ilyin E.P. Psychology of creativity, creativity, giftedness. 434 s. URL: https://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc-67703011c9623eb383db15.pdf (date accessed: 24.10.2021)
7. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood URL: http:// childpsy.ru/lib/books/id/8102.php (date accessed: 10/24/2021)
8. Dyachenko O. M. Development of the preschooler's imagination. Methodological guide for educators and parents. - M.: Mosaika-Sintez, 2009: 128 p.
9. Raevskaya M.R. The development of imaginative thinking in primary school students in the context of the study of fine arts // Problems of modern pedagogical education. 2019. No. 64-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obraznogo-myshleniya-mladshih-shkolnikov-v-kontekste-izucheniya-izobrazitelnogo-iskusstva (date accessed: 10/27/2021)
10. Maksunova A.A. The concept of contemporary art: definition, social institutions, trends // Bulletin of NASA. 2018. No.1 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-sovremennogo-iskusstva-opredelenie-sotsialnye-instituty-napravleniya (date accessed: 27.10.2021)
11. Ossian W. The Art of Watching. How to perceive contemporary art. Moscow: Ad Marginem Press, 2017.176 p.
12. Ageeva L. V., Shelyakin N.A., Astafieva E.A. [and others] Development of creative abilities of younger students /. - Text: direct // Pedagogy today: problems and solutions: materials of the 1st Intern. scientific. conf. (Chita, April 2017). - Chita: Young Scientist Publishing House, 2017. - S. 79-82. - URL: https://moluch.ru/ conf/ped/archive/213/12227/ (date of access: 10/27/2021)
13. Nemensky B.M. Course materials "Features of teaching schoolchildren according to the program of B.M. Nemensky «Fine art work» «. Lectures 1-4. - M.: «September 1st» 2007. -124 p.
14. Vygotsky L.S. «Imagination and creativity in childhood» M. 1967. - 96 p.
15. Shakhanina L. I., Fedorishcheva E.V., Ryzhkova O.V., Chep-izhenko Z.I. Non-traditional drawing as one of the ways of developing creative thinking of junior schoolchildren // Scientific-methodical electronic journal «Concept». - 2015. - T. 38. -S. 191-195. - URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm (date accessed: 10/22/2021)
16. Philosophical Encyclopedic Dictionary (2010) URL: http://phi-losophy.niv.ru/doc/dictionary/philosophy/fc/slovar-192-2.ht-m#zag-353 (date accessed: 23.10.2021)
17. Abramova L.A. Unconventional techniques for painting with wa-tercolors on crumpled paper URL: https://www.art-talant.org/ masterklassy/891-lnetradicionnye-prijomy-risovanija-akvarelju-na-mjatoj-bumager (date accessed 22.10.2021)
18. Litvinova O.V., Pryskina E.A, Chichikalova Z.I. Development of associative thinking of children in artistic and creative activity // Symbol of Science. 2016. No. 1-2. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-detey-v-hudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti (date accessed: 10/27/2021)
19. Valdes M.S. Odriosola. Intuitive drawing: developing creativity through art therapy. M., 2009.
20. Textbook for universities. - M.: Academic Project, 2003. - 304 p.
21. Efremov V.I. Creative upbringing and education of children based on TRIZ. - Penza: Unicon-TRIZ. - 2003. - 190 p.
C3
о
CO "O
1=1 А
—I
о
C3 t; о m О от
З
ы о со