5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 302 // Гарант : [справочно-правовая система]. - URL: https://base.garant.ru/70643480/ (дата обращения 01.12.2020).
6. Сведения о физической культуре и спорте в РС(Я) по форме ФК-1 [за 2017, 2018, 2019 гг.] // Министерство по физической культуре и спорту Республики Саха (Якутия) [сайт]. - URL: https://minsport.sakha.gov.ru/svedeniya-o-fizicheskoy-kulyture-i-sporte-forma-1-fk (дата обращения: 06.09.2020).
7. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки : учеб. пособие : в 4 кн. - Кн. 4. Планирование и контроль / Г. С. Туманян. - Москва : Сов. спорт, 2000.- 384 с.
8. Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью // Всемирная организация здравоохранения : [офиц. сайт]. - URL: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_adults/ru/ (дата обращения 01.12.2020).
REFERENCES
1. Druzyanov, I., Yakovlev, P. and Cherkashin I. (2019), "Dynamics of the number of highly qualified specialists in Yakut national wrestling Hapsagai, as an indicator of the development of this sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 107-111.
2. Druzyanov, I. (2020), Historical and pedagogical experience of Yakut national wrestling Hapsagai and its implementation in modern practice of physical education, dissertation, Yakutsk.
3. Ministry of Sports of the Russian Federation (2014), "On the approval of the rules of the sport" wrestling ", order, adopted on July 23, N 616, available at: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minsporta-Rossii-ot-23.07.2014-N-616/.
4. Government of the Russian Federation (2012), "On the Ministry of Sports of the Russian Federation of the Government of the Russian Federation", Resolution, dated June 19, N 607, available at: https://base.garant.ru/70192266/#friends.
5. Government of the Russian Federation (2014), "On the approval of the state program of the Russian Federation" Development of physical culture and sports", Resolutions adopted on April 15, N 302, available at: https://base.garant.ru/70643480/.
6. Ministry of Physical Culture and Sports of the Republic of Sakha (Yakutia), (2017, 2018, 2019), "Information about physical culture and sports in the Republic of Sakha (Yakutia) in the form of FC-1", available at: https://minsport.sakha.gov.ru/svedeniya-o-fizicheskoy-kulyture-i-sporte-forma-1-fk.
7. Tumanyan, G.S. (2000), Wrestling: theory, methodology, organization of training, textbook, Soviet sport, Moscow.
8. World Health Organization, "Global Strategy on Diet, Physical Activity and Health', [off. website], available at: https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_adults/ru/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.12.2020
УДК 372.874
ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОГО КЛАССА
Алёна Афанасьевна Яковлева, студент, Педагогический институт, Северо-Восточный
федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск; Валерий Александрович Яковлев, старший преподаватель, Горный институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск
Аннотация
Адаптация ребенка к школе - сложный и длительный процесс. От благополучного протекания адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка. Целью исследования является рассмотрение влияния эффективности предмета изобразительного искусства для адаптации детей младшего школьно-
го возраста. Рассмотрено, какие виды деятельности на уроках изобразительного искусства положительно влияют на адаптацию детей к школе. Разнообразные формы и методы проведения занятий, сочетание изобразительной и игровой деятельности, использование нетрадиционных материалов и техник рисования способствуют снятию эмоциональных и физических перегрузок, формированию умения работать в коллективе и положительного отношения к учебе. Результатом работы является анализ влияния предмета изобразительного искусства на успешную адаптацию детей к школе.
Ключевые слова: адаптационный период, изобразительное искусство, младшие школьники, формы, методы, арттерапия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p315-320
INFLUENCE OF THE SUBJECT OF VISUAL ARTS DURING THE ADAPTATION PERIOD OF FIRST GRADE SCHOOLCHILDREN
Alena Afanasyevna Yakovleva, the student, Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Valery Aleksandrovich Yakovlev, the senior teacher, Mining Institute, NorthEastern Federal University, Yakutsk
Abstract
Adapting a child to school is a complex and lengthy process. The success of the child's further social activities largely depends on the successful course of the adaptation period when entering school. The aim of the study is to examine the impact of the effectiveness of a visual art object for the adaptation of primary school children. It is considered what types of activities in fine arts lessons have a positive effect on the adaptation of children to school. Various forms and methods of conducting classes, combination of the visual and play activities, the use of non-traditional materials and drawing techniques help relieve emotional and physical overload, form the ability to work in a team and a positive attitude towards learning. The result of the work is analysis of the influence of the subject of fine art on the successful adaptation of children to school.
Keywords: adaptation period, fine arts, younger students, forms, methods, art therapy.
Переход из детского сада в школу часто является довольно тревожным и волнительным как для родителей, так и для самого ребенка. В этот период педагогам очень важно сделать так, чтоб школьник не боялся новых ответственностей, чувствовал себя уверенно, соблюдая требования и решая возникшие перед ним задачи обучения. Для этого необходимо создать условия занятий, которые будут знакомы ребенку, создадут положительный эмоциональный настрой, будут учитывать возраст и степень самоощущения в данной обстановке.
По мнению Л. С. Выгодского, включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны [2].
Для части первоклассников стрессовую ситуацию создают новые обязанности ученика, необходимость правильного выстраивания взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в новом коллективе, умения правильно поступать в разнообразных ситуациях
[7].
Одним из рода деятельности адаптации ребенка может быть изобразительное искусство. В этот период необходимо способствовать проявлению творческого воображения у детей, развивать ассоциативное мышление, поощрять создавать свои собственные композиции, сочетать рисование с аппликацией, коллажем, работой с природными материалами, сочетать возможности разных видов искусства с целью создания ребенком художественного образа [6]. Занятия искусством способствуют созданию положительного
эмоционального настроя, установлению контактов в формирующемся детском коллективе, снятию эмоциональных и физических перегрузок.
Занятие изобразительным искусством в различных формах в первом классе может помочь ребенку сформировать эмоциональную отзывчивость к окружающим, также умению совместной работы с одноклассником в процессе выполнения задания.
Важным моментов в этот период является тактика поощрения со стороны педагога, а также помощь в развитии воображения ребенка, проявлении способности творческого мышления.
Форма проведений уроков может быть в виде игры, экскурсии, праздника, воображаемого путешествия для пробуждения интереса у ребенка к учебной деятельности.
Самым интересным и запоминающимся может быть ознакомительное занятие. К примеру, знакомство с красками при помощи нетрадиционных техник рисования, рисование необычными способами (нитью, губкой, цветным скотчем). Одна из увлекательных техник для ребенка на первом занятии может стать фроттаж. Натирание бумаги и получение разнообразных изображений способствует развитию мелкой моторики, увлекает и создает чувство удовлетворенности результатом работы у ребенка.
На занятиях изобразительного искусства можно использовать цветную доску в виде бизиборда. На ней могут быть разные предметы, отличающиеся формой, цветом, размером. Работа с детьми может включать словесное кодирование цвета, описание предметов на доске, написание рассказов с участием этих предметов и постановка небольших пьес.
Ребенок может продолжить работу с любым цветом в визуальной или музыкальной деятельности - нарисовать разноцветную страну, представить себя живым или неодушевленным предметом данного цвета, показать, как этот предмет движется или танцует, какие звуки он издает.
Работа может проводиться постепенно от освоения основных цветов до производных, обогащая представления детей о цвете, названиях его оттенков или в произвольном варианте, при котором ребенок сам выбирает цвет предпочтения и на первых этапах работа ведется с одной доской, постепенно переходя к другим цветам.
В процессе проведения занятий с развивающей цветной доской следует активно использовать игры и упражнения. Детей можно предложить ознакомиться со звуком, представленных на доске предметов, затем с закрытыми глазами определить, какой из предметов звучит; стучите металлической и деревянной палкой по всем объектам и охарактеризуйте звук, узнайте объект по описанию и опишите объект самостоятельно, включая такие характеристики, как размер, цвет, текстура, положение в пространстве и т. д.
Следует иметь в виду, что наибольший положительный эффект уроков изобразительного искусства достигается не за счет разнообразия их форм, а за счет наиболее рационального использования привычных форм, значительно облегчающих вхождение детей в новую деятельность. Перегрузка новизной и разнообразием может только усугубить трудности адаптационного периода [5].
Проведение занятий изобразительного искусства в виде познавательных игр формирует интерес к выбранной педагогом теме, способствует стремлению получению новых знаний. В игре может быть определенный персонаж из книги, мультфильма и т.д., приходящий на занятия в течение года.
При завершении изучения какой-либо темы можно провести урок-праздник, на котором учащиеся могут выставить свои работы. На таком уроке ребенок почувствует свою успешность, сможет оценивать другие работы, проявлять доброжелательность к другим участникам.
При работе в паре или в группе ребенок развивает свои коммуникативные навыки, учиться работать совместно, нести ответственность сообща, помогать друг другу. Важно следить за каждым ребенком в группе, тем, как он справляется и комфортно ли чувствует
себя при коллективной работе. При завершении задания, например, если это была совместный плакат, можно выставить его в классе на видном месте, тем самым повысив самооценку каждого учащегося коллектива.
При помощи урока-путешествия можно предложить ребенку побывать в вымышленном месте или представить себя на какой-либо картине. При этом учащийся должен изобразить свои впечатления в виде рисунка или при помощи вербальных обсуждений при выполнении работы [1].
Приглашая детей изобразить любыми материалами все положительное, что было сегодня, их впечатления с момента пробуждения помогают переключиться на положительные эмоции, свободный выбор материала помогает избежать технических трудностей в процессе изображения. Ребенок осознает свое отношение к тому или иному цвету, учится создавать цветные изображения предметов или явлений, осознает себя частью окружающего мира во всем его многообразии.
Визуальная деятельность дополняется составлением красочных рассказов, создает новые возможности для творческого самовыражения через мимику, пластику, движения.
Работа с цветом способствует развитию у детей способности выражать свои эмоции по отношению к цвету, по отношению к благоприятным цветовым сочетаниям, умению создавать такие сочетания и практически применять их в художественной и творческой деятельности, в частности, при работе с пейзажем [8].
Для детей младшего школьного возраста также важно развивать все органы чувств, понимать взаимосвязь информации, поступающей от разных анализаторов, и развивать способность к синестезии. Приобщение детей к сенсорным нормам начинается в дошкольном возрасте, но, к сожалению, педагоги дошкольных образовательных учреждений не всегда уделяют этому должное внимание. Дети знают основы цветоведения, геометрические фигуры, имеют представление о форме, размере, пространстве, могут с помощью цветовой гаммы показать свое отношение к какому-либо персонажу, но не всегда понимают роль цвета в создании художественного образа, незнакомы со сложными словесными обозначениями цвета, не всегда понимают взаимосвязь изучаемых сенсорных стандартов.
Новые и интересные для детей темы - это задания на изучение связи цвета с его словесными обозначениями, вкусом и цветом, вкусом и запахом, цветом и геометрическими формами. Такую работу можно проводить на внеклассных занятиях. У учащихся очень важно развивать способность к синестезии, помогать ребенку увидеть и оценить удивительное разнообразие форм и красок природы, вкусовое, звуковое, пластическое богатство предметов и явлений. Умение воспринимать и анализировать информацию, умение соотносить сигналы, поступающие от разных анализаторов, будут способствовать развитию мыслительных процессов, речи и созданию общего положительного эмоционального настроения.
Тактильные ощущения дают информацию о размере, плотности, текстуре, температуре, положении в пространстве и других свойствах исследуемого объекта.
Занятия, посвященные изучению взаимосвязи между цветом и запахом, можно начать с рассказа о роли запахов в жизни человека, о том, как они классифицируются.
Организуя свои действия для создания изображения, ребенок должен контролировать их, сопоставлять их с имеющимся представлением о том, как эти действия нужно использовать, в случае необходимости исправлять их, добиваясь применения разнообразных, эффективных, соответствующих изобразительной задаче способов изображения. Исследование Е.В. Горбатовой показало, что на занятиях в процессе обучения рисованию у детей старшего дошкольного возраста можно постепенно сформировать действия контроля 3-х видов: контроля по результату, контроля за способом действия и предпосылок предвосхищающего контроля [3].
Еще одним компонентом учебной деятельности, для формирования которого в изобразительной деятельности есть все у условия, является оценка результата. Дети учатся применять действия оценки и в процессе создания изображения, и при его завершении, составляя получившиеся формы с имеющимися представлениями или натурой. У них формируется умение оценивать результат с точки зрения уровня и качества выполнения поставленной изобразительной задачи [4].
Таким образом, занятия по изобразительному искусству являются эффективным средством в адаптационный период первоклассников. Этот вид деятельности помогает благоприятно перейти к учебе. Большое многообразие методов и техник способствует ребенку быть вовлеченным в процесс деятельности, эмоционально развиваться, приводит к успеху.
Коллективные занятия изобразительной деятельности помогают легче осваиваться в классе, развивать дружеские отношения. Вовлечение в занятие способствует ощущению комфорта в новой обстановке, снятию стрессовой ситуации у ребенка. Изобразительно искусство дает возможность для применения на занятиях некоторых приемов арттерапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов А. А. Методы и приемы обучения детей младшего школьного возраста изображению пейзажа / А.А Архипов, И.Г. Филиппова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2016. - № 2 (7). - С. 81-83
2. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С Выготский. - Санкт-Петербург : Союз, 1997. - 144 с.
3. Горбатова Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В. Горбатова. -Мозырь: Белый Ветер, 2005. - 24 с.
4. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева.- Москва : Академия, 1997. - 269 с.
5. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство : Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5-7 лет / Н.М. Зубарева. - Москва : Просвещение, 1969. - 111 с.
6. Мирза Н.В. Психолого-педагогические условия адаптации детей к обучению в школе // Н.В. Мирза, В. Атаханова / Уральский научный вестник. - 2017. - Т.3, № 5. - С. 35-38.
7. Петрова С.С. Теоретические основы адаптации детей младшего школьного возраста к обучению в начальной школе // Петрова С.С. / Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-3. - С. 158-164.
8. Руднев И.Ю. Тематическая композиция на занятиях изобразительным искусством с младшими школьниками / И.Ю. Руднев // Наука и школа. - 2016. - № 1. - С. 188-193.
REFERENCES
1. Arkhipov, A.A. and Filippova, I.G. (2016), "Methods and techniques of teaching children of primary school age to depict a landscape", Pedagogical experience: theory, methodology, practice, No. 2 (7), pp. 81-83
2. Vygotsky, L.S. (1997), Lectures on psychology, Union, St. Petersburg.
3. Gorbatova, E.V. (2005), Preparing a hand for writing: graphic games and exercises for senior preschool children: a guide for teachers of institutions providing preschool education, White Wind, Mozyr.
4. Grigorieva, G.G. (1997), Visual activity of a preschooler: study guide for students of environments. ped. study. institutions, Academy, Moscow.
5. Zubareva, N.M. (1969), Children and fine arts : Still life and landscape in the aesthetic education of children 5-7 years old, Prosvescheniye, Moscow.
6. Mirza, N.V. and Atakhanova, V. (2017), "Psychological and pedagogical conditions for the adaptation of children to learning at school", Ural Scientific Bulletin, Vol. 3, No. 5, pp. 35-38.
7. Petrova, S.S. (2017), "Theoretical foundations of adaptation of children of primary school age to learning in primary school", Problems of modern teacher education, No. 55-3, pp. 158-164.
8. Rudnev, I.Yu. (2016), "Thematic composition in the fine arts classes with younger schoolchildren", Science and school, No. 1, pp. 188-193.
Контактная информация: [email protected]