https:// mir-nauki. com
Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/50PSMN420.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Смык Ю.В. Изобразительная деятельность как средство развития адаптационных ресурсов первоклассников // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Smyk Iu.V. (2020). Painting as a means of developing the adaptive resources of first graders. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN420.pdf (in Russian)
Изобразительная деятельность как средство развития адаптационных ресурсов первоклассников
Аннотация. В статье обсуждается проблема развития адаптационных ресурсов первоклассников средствами изобразительной деятельности. Сегодня в системе сопровождения школьной адаптации используется ограниченный арсенал психолого-педагогических средств. В целях расширения технологий, помогающих в развитии адаптационного потенциала первоклассников, могут быть использованы технологии изобразительной деятельности, как деятельности, являющейся простой формой освоения ребенком социального опыта.
Адаптация рассматривается как процесс гармонизации отношений первоклассника с образовательным пространством школы, предполагающий перестройку познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка. В статье представлены результаты исследования текущего адаптационного потенциала первоклассников: самооценки, школьной мотивации, школьной тревожности. Результаты свидетельствуют о том, что более четверти первоклассников обладают сниженными адаптационными возможностями: низкой школьной мотивацией и самооценкой, высоким уровнем тревожности в различных ситуациях школьного общения, - что негативно сказывается на учебной деятельности и эмоциональном фоне школьника. Нивелирование многих адаптационных трудностей представляется авторам возможным через погружение первоклассников в изобразительную деятельность с игровым контекстом занятий. Изобразительная деятельность позволяет активизировать адаптационный потенциал первоклассника, раскрыть его внутренний мир.
В статье описана система организации развивающих занятий, представлены отдельные используемые технологии и приемы изобразительной деятельности: целенаправленное рисование, свободное рисование, предметное, сюжетное рисование, пальчиковое рисование, совместное рисование и создание групповых работ, пиктографическое письмо, элементы кукло-, сказкотерапии и другие. В статье приведен анализ эффективности развивающих
For citation:
УДК 159.92 ГРНТИ 15.31.31
Смык Юлия Викторовна
ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», Иркутск, Россия Доцент кафедры «Психологии образования и развития личности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6567-5151 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=439044
https:// mir-nauki. com
занятий с погружением младших школьников в изобразительную деятельность, который показал достоверно положительную динамику развития адаптационных ресурсов первоклассников.
Ключевые слова: изобразительная деятельность; адаптация; адаптационные ресурсы; школьная адаптация; младшие школьники; первоклассники; изобразительные техники
Адаптация является механизмом социализации личности, включением ее в систему новых социальных отношений. Для первоклассника успешная адаптация становится условием благополучного вхождения в новую социальную ситуацию развития, которая на долгие годы будет определять исключительные и неповторимые отношения и переживания ребенка в школьной среде, обеспечит его школьный, а в дальнейшем, и жизненный успех. Адаптационный период для деятельности в изменившихся условиях требует от ребенка перестройки многих систем, включая активизацию его физиологических и социально-психологических резервов. Однако, как свидетельствует практика, большинство первоклассников испытывают ряд трудностей, обусловленных недостаточным развитием адаптационных и личностных ресурсов, обеспечивающих успешное включение в учебную деятельность. В этих условиях особую важность приобретает поиск и реализация эффективных психолого-педагогических методов и приемов адаптации первоклассников к условиям образовательного пространства школы.
Обобщая подходы, сложившиеся к пониманию адаптации в научной литературе, можно отметить, что ее рассматривают и как механизм приспособления к воздействию внешней биологической и социальной среды, и как приобщение личности к определенным видам деятельности. Однако, нами поддерживается более широкая трактовка данного термина, как процесса гармонизации отношений школьника с образовательным пространством школы. В подобном контексте, вслед за Редлих С.М., Пономаревым Р.Е. и др., имеет смысл определять школьную адаптацию как начало определенного относительно короткого (от двух месяцев до года) периода развития [1]. И тогда, стоит акцентировать не столько нарушения адаптационного процесса в школе, которые у первоклассников могут проявляться в виде школьного стресса, несформированности элементов учебной деятельности, неразвитости внутренней мотивации учения и произвольной регуляции поведения и внимания, режимных и коммуникативных трудностях, сколько переключиться при реализации образовательного процесса на развитие адаптационных механизмов учащихся, их резервного потенциала.
Процесс социально-психологической адаптации к школе предполагает перестройку у первоклассников познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности ребенка, развитие социально значимой позиции школьника, положительной мотивации к учению, овладение основными навыками учебной деятельности, самостоятельности, активности, инициативности, - все это есть потенциалы будущего личностного развития, направления для дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе [2].
Как в отечественной, так и зарубежной литературе рассматриваются факторы риска школьной адаптации и возможности различных психолого-педагогических средств снижения адаптационных потерь в образовательном процессе. Ряд отечественных авторов к ведущим факторам успешной адаптации первоклассников относят влияние семьи, отмечая, что родитель должен ориентироваться не на внешние нормы и ограничения, а на состояние ребенка, обеспечивая ему ценностное отношение, безусловное принятие и безопасность [3]. В исследованиях также уделяется внимание и психосоматическому профилю первоклассника: значимым фактором риска школьной адаптации для интровертов признается чрезмерная
Введение
https:// mir-nauki. com
требовательность со стороны взрослых, а для экстравертов - отсутствие контроля за учебной деятельностью первоклассника [4]. Негативным фактором школьной адаптации является пассивная позиция участников образовательного процесса, что особенно актуально для инклюзивной образовательной среды [5]. Роль социальных факторов и межличностной активности в успешной адаптации школьников подчеркивается и в исследованиях зарубежных коллег: частые социальные контакты [6], эмоциональная самоэффективность и отсутствие социальной тревоги [7], дружба и сотрудничество [8] отмечаются как важные факторы успешной социальной адаптации ребенка в области образования. Отдельно исследуются адаптационные процессы детей, требующих особого внимания в силу выраженных индивидуальных особенностей. Так, Арбузова Е.С. и Цветков А.В. обращают внимание на адаптацию леворуких детей и при отсутствии психолого-педагогической поддержки их уход в дошкольные виды деятельности, как способа компенсации школьных трудностей [9].
Анализ современной педагогической практики позволяет увидеть, что в целях развития адаптационных ресурсов ребенка наиболее активно применяется система дошкольного психолого-педагогического сопровождения адаптации будущих первоклассников, в первую очередь, это программа «Подготовка к школе», когда занятия в стенах школы проводит будущий учитель, чтобы дети чувствовали себя более комфортно при поступлении в первый класс. Также к системе дошкольной школьной адаптации отчасти могут быть отнесены вопросы готовности детей к школьному обучению, предполагающие специально организованную психолого-педагогическую работу по развитию психологической зрелости ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, социальной, а также физиологической) [10]. Ребенок, обладающий качественно сформированными базисными психологическими резервами для школьного обучения, адаптационный период проходит успешнее, эффективнее и быстрее. Среди активно используемых мер поддержки адаптации непосредственно в школьный период можно отметить уменьшение учебной нагрузки на первом этапе обучения за счет сокращения продолжительности пребывания ребенка в школе и урочного времени, применение на уроках игровых элементов, включение физкультурных пауз, проведение уроков на свежем воздухе.
В целом, можно утверждать, что в системе сопровождения школьной адаптации первоклассников используется ограниченный арсенал психолого-педагогических средств. Думается, что в целях расширения средств и технологий, помогающих в развитии адаптационных ресурсов первоклассников, могут быть использованы технологии изобразительной деятельности, как деятельности, являющейся естественной и простой формой освоения ребенком социального опыта, успешно сочетающей в себе высокую диагностическую и коррекционную направленность, способной отразить весь спектр социально-личностных потребностей ребенка и повлиять на становление личностных качеств и социальную компетентность школьников.
Вышеизложенный анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать цель нашего исследования: изучение адаптационного потенциала первоклассников, а также разработка и апробация программы развития их адаптационных ресурсов средствами изобразительной деятельности.
Для достижения целей исследования нами использовались методы теоретического анализа научной литературы, психодиагностическое тестирование, методы
Страница 3 из 9
Цель исследования
Методы и организация исследования
50PSMN420
математико-статистической обработки данных (Т-критерий Вилкоксона для сопоставления показателей выборки после реализации развивающей программы).
Исследование, проводимое совместно со студенткой Иркутского государственного университета Карапетян А.А., осуществлялось в два этапа. На первом констатирующем этапе выявлялись существенные особенности адаптационного потенциала современных первоклассников, на втором психолого-педагогическом этапе, проводимом в течение первого полугодия, реализовывалась разработанная нами развивающая программа, предполагающая активное совершенствование адаптационных ресурсов первоклассников средствами изобразительной деятельности.
Объем выборки исследования составил 59 человек. В качестве показателей школьной адаптации первоклассников исследовались уровни самооценки с помощью методики «Лесенка» Т.Д. Марцинковской, изучались уровни школьной мотивации (анкета Н.Г. Лускановой) и школьной тревожности (проективная методика А.М. Прихожан).
Результаты и обсуждение
На этапе констатирующего исследования результаты диагностики самооценки показали преобладание у первоклассников завышенной самооценки (44 %), адекватная самооценка присутствует у 30 % испытуемых, низкий уровень самооценки - у 26 %. Адекватная самооценка помогает ребенку верно оценить собственные качества и поступки, свободно выстраивать коммуникацию с педагогом и сверстниками. Завышенная самооценка сопряжена с переоценкой возможностей, как следствие, частыми конфликтами с окружающими. Заниженная самооценка привносит сложность в выстраивание любых отношений, недооценку ребенком собственного потенциала и снижение притязаний. Как завышенная, так и заниженная самооценка первоклассников являются фактором риска их успешной адаптации. Безусловно, весомую роль в формировании самооценки первоклассников внесли родители. По результатам мы можем говорить о преобладании, вероятно, потворствующей воспитательной позиции родителей, создающей условия для преувеличения ребенком своих способностей и возложении чрезмерной ответственности на него, и, как следствие, риски сверхтревожности, страхи неоправданных родительских надежд и разочарование в школе.
Результаты исследования школьной мотивации первоклассников представлены на рисунке 1.
35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
■ Высокий уровень
■ Положительное отношение к школе
■ Негативное отношение к школе
■ Хорошая школьная мотивация
■ Низкая школьная мотивация
Рисунок 1. Уровень мотивации первоклассников по анкете Н.Г. Лускановой, % (составлено автором)
Результаты свидетельствуют, что достаточно высокий уровень мотивации к обучению в школе имеют лишь 10 % первоклассников, хорошая мотивированность с комфортным состоянием в школе и радостью, преимущественно, от внеучебных сторон и общения с одноклассниками свойственна 54 % респондентов, у 36 % просматривается низкая школьная мотивация и негативное отношение к школе и учебной деятельности. Именно последние составляют повышенную группу риска со стороны школьной дезадаптации, поскольку школа воспринимается ими как враждебная и некомфортная среда, в которой находиться, по меньшей мере, неприятно. Показатель школьной мотивации напрямую свидетельствует об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ею. В наших результатах и значениях мотивированность первоклассников не может служить их адаптационным ресурсом и нуждается в корректировке и внимательном отношении со стороны педагогов.
Результаты диагностики уровня школьной тревожности, представленные на рисунке 2, позволяют сделать следующие выводы: тревога первоклассников, в основном, побуждается ситуациями общения со сверстниками (32 %) и ситуациями, связанными со школьной микросредой (учебная деятельность, общение с педагогом) - 38 % обучающихся. Ситуации неблагоприятного школьного общения, в которые попадает младший школьник в отношениях с педагогами, нарушающими психологическую безопасность ребенка и комфортность школьной среды, рассматривались нами в отдельном исследовании [11]. Все это свидетельствует о проблемах первоклассников в общении, в выражении собственных потребностей и чувств, в неумении адекватно реагировать на критику, на задевающее, провоцирующее поведение со стороны сверстника. Трудности могут возникать при необходимости ответить твердым отказом на чужую, неудобную просьбу, ребенок и сам может не уметь выразить поддержку, сочувствие, а также принять сочувствие и поддержку в отношении себя.
40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%
■ Ситуация общения с родителям ■ Ситуации, связанные со школой
■ Ситуация общения со сверстниками ■ Ситуация одиночества
Рисунок 2. Уровень школьной тревожности первоклассников по отношению к ситуациям общения, % (составлено автором)
Таким образом, данные констатирующего этапа убеждают нас в том, что более четверти первоклассников обладают сниженными адаптационными возможностями (низкой школьной мотивацией и самооценкой, высоким уровнем тревожности в различных- ситуациях школьного общения), что негативно сказывается на учебной деятельности и эмоциональном фоне школьника. Период адаптации при множественных неблагоприятных факторах часто затягивается и дает усугубление многих трудностей ребенка, как открыто проявленных, так и протекаемых латентно. Современная школа у ребенка с неактивизированным адаптационным потенциалом порождает крайне зажатое состояние его внутреннего мира и по эмоциональному балансу, и по когнитивным навыкам. Школа требует от первоклассников активизации
https:// mir-nauki. com
однотипных паттернов: подчинение, дисциплина, действия по образцу, - что становится для ребенка дополнительным фактором внутреннего напряжения. Находясь во внутреннем напряжении и, одновременно, пребывая в ситуации внешнего дискомфорта, затруднительного общения, у первоклассника существенно сокращаются возможности для свободного самовыражения и творчества, демонстрации своих максимальных способностей. Ребенку становится нелегко проявить себя, так как истинное раскрытие личности, как и ее развитие, становится возможным только в ситуации свободы и творчества.
Следующий этап нашего исследования был призван снивелировать выявленные адаптационные трудности, обеспечить более плавное вхождение первоклассников в новую для них социальную ситуацию развития. В образовательный процесс первоклассников была введена изобразительная деятельность, количественно и качественно отличающаяся от простых уроков рисования, которая, являясь простой формой «взрослой культуры», способна оказывать влияние на личностное развитие ребенка, прежде всего, на развитие его эмоциональной сферы, смоделировать отношения с окружающими.
При разработке и внедрению в учебный процесс программы развития адаптационных ресурсов первоклассников средствами изобразительной деятельности мы исходили из широких возможностей изобразительной деятельности погружать ребенка в состояние творческого поля. Целью развивающих занятий являлось развитие и укрепление эмоционального, личностного и мотивационного адаптационного потенциала первоклассников путем применения средств изобразительной деятельности. Одним из важных принципов организации занятий являлся принцип деятельностной и социальной активности первоклассников, предполагающий создание первоклассникам возможности освоения социального пространства через взаимодействия с другими и собственную субъектную активность. Также нами использовался игровой контекст занятий с включением изобразительной деятельности. Использование игры в изобразительной деятельности обусловлено прямыми и явными связями игры и художественного творчества. Многие психологи говорили о том, что игра предшествует творческому процессу и способствует ему [12].
Развивающий комплекс состоял из двадцати учебных занятий. Структура каждого занятия выстраивалась с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей первого года обучения в школе. Каждое занятие состоит из трех частей: приветствие, для создание положительного эмоционального настроя, установление эмоционального контакта с детьми, настроя группу на совместную работу; основная часть, несущая основную смысловую нагрузку с обязательным использованием изобразительной деятельности, и заключительная рефлексия. Тематика занятий определялась социальными задачами младших школьников: школа, сверстники, педагог, семья. На занятиях нами применялись различные изобразительные технологии: использовалось целенаправленное рисование, как одно из средств эмоционального и мотивационного развития первоклассников, мобилизации положительных ресурсов и способностей детей, и свободное рисование, являющееся важным средством гармонизации личности, развития свободы самовыражения, самостоятельности, творчества и внутренней активности ребенка.
Первоклассникам предлагалось рисование с помощью различных изобразительных техник и приемов: предметное рисование, позволяющее ребенку открыто через изображение предмета выражать собственное понимание мира, передавать впечатления о нем; сюжетное рисование, дающее возможность развивать восприятие пространства, стимулировать творчество и самостоятельность в раскрытии образа; декоративное рисование орнаментов, узоров, через которое дети не только тренировали чувство ритма, формы и симметрии, но и приобщались к народному творчеству, русскому национальному искусству. Использовались техники пальчикового рисования, дорисовывания предметов, раскрашивания рисунков,
совместное рисование через создание групповых работ и увлекательных рассказов и игр на их основе, так же использовались элементы лепки, аппликации и пальчиковая гимнастика. Нами применялись элементы кукло- и сказкотерапии, для которых детьми использовались картонные куклы, созданные своими руками.
Применялась на занятиях и техника пиктограмм, как своеобразного шифра предметного мира, воспринимаемого ребенком. Еще Л.С. Выготский говорил о пиктографическом письме как символическом отображении жеста. Рисование ребенка по психологической функции Л.С. Выготский считал своеобразной графической речью, возникающей на основе словесной речи [13]. В этом смысле, у первоклассников с помощью пиктографического письма была возможность составлять рассказы о мире, тем самым, развивая и воображение, и мышление, и устную и письменную речь.
40 35 30 25 20 15 10
I Высокий уровень школьной мотивации
I Хорошая школьная мотивация
I Положительное отношение к школе
40 35 30 25 20 15 10
I Ситуация общения с родителями
I Ситуации, связанные со школой Ситуация общения со сверстниками
Ситуация одиночества
5
5
0
0
1
2
3
1
2
3
а) б)
Рисунок 3. Динамика школьной мотивации (а) и тревожности (б) первоклассников в процессе развивающих занятий (составлено автором)
Анализ эффективности развивающих занятий с погружением младших школьников в изобразительную деятельность показал достоверно положительную (по критерию Т-Вилкоксона) динамику развития адаптационных ресурсов первоклассников. Так, на 15 % увеличилась доля первоклассников с адекватной самооценкой, соответственно, за счет повышения низкой самооценки и нивелирования завышенной. Положительные изменения можно наблюдать в мотивации и уровне тревожности первоклассников в отношение различных ситуаций школьного общения (см. рис. 3): выросла доля первоклассников с высокой и хорошей школьной мотивацией, одновременно, гармонизировались ситуации школьного общения, взаимодействие со сверстниками и педагогами стало даваться первоклассникам без излишней тревожности.
Заключение
Результаты проведенного исследования позволяют говорить о положительном опыте использования изобразительной деятельности в целях развития адаптационных ресурсов первоклассников. Погружение первоклассника в мир изобразительной деятельности позволяет ему ощутить внутреннюю свободу и естественно углубиться в собственный внутренний мир, а затем, в ходе обсуждения и рефлексии, сделать внутренний мир осознанным для себя и доступным для понимания окружающим. Гармонизируя состояние младшего школьника, изобразительная деятельность позволяет раскрыть адаптационные ресурсы первоклассников, снизить тревожность, выстроить благоприятные отношения с окружающими, сделать новую,
во многом, неизвестную им школьную среду безопасной и комфортной. А для педагогов, работающих с первоклассниками, подобные занятия дают возможность совершить переход ребенка в школьную среду плавным и мягким, согласовать их возрастной и образовательный потенциалы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Редлих С.М., Пономарев Р.Е. Проблема успешности процесса адаптации учащегося в образовательном пространстве школы // Современные наукоемкие технологии. 2004. №5. С. 51-53. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_11147312_58134896.pdf.
2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 112 с.
3. Кочеткова Т.Н. Различия в поведении первоклассников, обусловленные разными уровнями адаптации // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №2. [Электронный ресурс]. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/49PSMN220.pdf.
4. Зайцева Е.С. Прогнозирование риска возникновения нарушений адаптации к школе у первоклассников с разными типами психосоматической конституции // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_23220547_86850411.pdf.
5. Исаева В.В. Специфика адаптации первоклассников с ослабленным здоровьем к обучению в школе // Вестник психофизиологии. 2016. №2. С. 57-63. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_2719347 1_61667001.pdf.
6. Szabó Á., Papp Z., Nguyen Luu, L. (2020) Social contact configurations of international students at school and outside of school: Implications for acculturation orientations and psychological adjustment // International Journal of Intercultural Relations, vol. 77, р. 69-82. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2020.05.001.
7. Nowland R., Qualter P. (2020) Influence of social anxiety and emotional self-efficacy on pre-transition concerns, social threat sensitivity, and social adaptation to secondary school // British Journal of Educational Psychology, vol. 90, р. 227-244. DOI: 10.1111/bjep.12276.
8. Kim C.M., Lee J.-Y. (2020) Effects of South Korea's educational welfare priority project on elementary- and middle-school students' changes in self-esteem and adaptation to school life // Children and Youth Services Review, Номер статьи 104618. DOI: 10.1016/j.childyouth.2019.104618.
9. Арбузова Е.С., Цветков А.В. О трудностях адаптации леворуких детей к обучению в школе по данным анкетирования родителей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. №2 (58). С. 391-393. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_9939250 _38106820.pdf.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
11. Качимская А.Ю., Смык Ю.В. Субъективное восприятие школьниками психологической защищенности в пространстве межличностных отношений с педагогом // Science for Education Today, №10 (1), 2020, р. 97-111. [Электронный ресурс]. - DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2001.06.
12. Александрова Л.М., Филатова К.И. Использование игровых технологий на уроках изобразительного искусства в начальной школе // Международный научный журнал «Символ науки». 2016. №4. С. 72-73. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25950432_82858254.pdf.
13. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
https:// mir-nauki. com
Smyk Iuliia Victorovna
Irkutsk state university, Irkutsk, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6567-5151 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=439044
Painting as a means of developing the adaptive resources of first graders
Abstract. The article discusses the development of the adaptive resources of first-graders by means of painting. Today, the system of support for school adaptation uses a limited arsenal of psychological and pedagogical tools. In order to expand adaptation technologies, drawing technologies can be used as an activity that is a simple form of a child's mastering of social experience.
Adaptation is viewed as a process of harmonizing the relationship of a first grader with the educational space of the school, which presupposes the restructuring of the cognitive, motivational and emotional-volitional spheres of the child's personality. The article presents the results of a study of the current adaptive potential of first graders: self-esteem, school motivation, school anxiety. The results indicate that more than a quarter of first-graders have reduced adaptive capabilities. They have low school motivation and self-esteem, a high level of anxiety in various situations of school communication. This negatively affects the learning activity and the emotional background of the student. The author believes that the leveling of many adaptation difficulties is possible through the immersion of first-graders in painting with a playful context of classes. Painting allows to activate the adaptive potential of a first grader, to reveal his inner world.
The article describes the system of organizing developmental activities, presents the individual technologies and techniques of visual activity used: purposeful drawing, free drawing, subject, plot drawing, finger drawing, j oint drawing and the creation of group works, pictographic writing, elements of puppet therapy, fairy tale therapy and others. The article provides an analysis of the effectiveness of developmental classes with the immersion of younger schoolchildren in visual activity, which showed a reliably positive dynamics of the development of adaptation resources of first-graders.
Keywords: painting; adaptation; adaptation resources; school adaptation; younger students; first graders; visual techniques
50PSMN420