Научная статья на тему 'Развитие чувства цвета у младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования'

Развитие чувства цвета у младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
255
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТ / ЧУВСТВО ЦВЕТА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COLOR / SENSE OF COLOR / NON-TRADITIONAL DRAWING TECHNIQUES / PRIMARY SCHOOL AGE / ART ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

Введение . Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании эстетических качеств личности. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации. Целью статьи является обобщение и систематизация опыта работы по развитию чувства цвета у младших школьников. Материалы и методы . Уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность в начальной школе дают большие возможности для развития чувства цвета у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Анализ теоретических исследований, творческих работ и характеристик цвета, данных учащимися, позволяет сделать вывод о том, что работа в нетрадиционных техниках способствует пониманию взаимосвязи цвета и звука, вкуса, запаха, развитию тактильных ощущений, развитию умения получать оттенки цвета, испытывать эмоциональную реакцию на цвет, умению давать эмоционально-образную характеристику цвета. Результаты исследования . Учащимся первых классов было предложено дать характеристику цветов радуги, при этом определены уровни: предметная, частично-эмоциональная и эмоционально-образная характеристика цвета. После реализации проекта по развитию чувства цвета на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования были получены следующие данные число детей, давших предметную характеристику цвета уменьшилось и составило 5,4 %, частично-эмоциональную повысилось и составило 40,54 %, эмоционально-образную повысилось и составило 54,06 %. Заключение . Освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета; «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка; использование разнообразных нетрадиционных техник способствуют формированию умения выражать свое отношение к цвету, получать оттенки цвета, их гармоничные сочетания, возникновению эмоциональной реакции на цвет, что в итоге способствует развитию чувства цвета. Анализ рисунков учащихся показал, что эти умения проявляются в практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ческидова Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of a sense of color in primary school children through non-traditional drawing techniques

Introduction . The development of a sense of color in children of primary school age plays an important role in the formation of aesthetic qualities of an individual. Artistic and aesthetic development is one of the main tasks facing primary school, the development by primary school children of the content of fine art, the means of its expressiveness, including color, contributes to the formation of aesthetic consciousness of students, the development of emotional and sensual sphere, provides opportunities for self-improvement and self-realization. The aim of the article is the generalization and systematization of experience in the development of a sense of color in primary school children. Materials and methods . Fine arts lessons and extracurricular activities in primary school provide great opportunities for the development of children's sense of color through non-traditional drawing techniques. The analysis of theoretical research, creative works and color characteristics given by students, allows to conclude that the work in non-traditional techniques contributes to the understanding of the relationship of color and sound, taste, odour, the development of tactile sensations, the development of the ability to obtain color shades, experience the emotional response to color, and the ability to give emotional-figurative characteristic of color. Research result . First-grade students were asked to characterize the rainbow colors, while the following levels were determined: objective, partly emotional and emotional-figurative characteristics of color. After the implementation of the project to develop a sense of color in the lessons of fine arts using non-traditional drawing techniques, the following data were obtained the number of children who gave the objective characteristic of color decreased and amounted to 5.4 %, partially emotional increased and amounted to 40.54 %, emotional-figurative increased and amounted to 54.06 %. Conclusion . The development of color by children from tactile sensations to emotional reactions to color and from them to the actual sense of color; “inclusion” in the work with color of all the senses of the child; the use of a variety of non-traditional techniques contribute to the formation of the ability to express their attitude to color, to obtain shades of color, their harmonious combinations, the emergence of an emotional reaction to color, which ultimately contributes to the development of a sense of color. Analysis of students' drawings showed that these skills are manifested in practice.

Текст научной работы на тему «Развитие чувства цвета у младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования»

УДК 373.31 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-542-547

Развитие чувства цвета у младших школьников посредством

нетрадиционных техник рисования И. Б. Ческидова

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил

Введение. Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании эстетических качеств личности. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации. Целью статьи является обобщение и систематизация опыта работы по развитию чувства цвета у младших школьников. Материалы и методы. Уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность в начальной школе дают большие возможности для развития чувства цвета у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Анализ теоретических исследований, творческих работ и характеристик цвета, данных учащимися, позволяет сделать вывод о том, что работа в нетрадиционных техниках способствует пониманию взаимосвязи цвета и звука, вкуса, запаха, развитию тактильных ощущений, развитию умения получать оттенки цвета, испытывать эмоциональную реакцию на цвет, умению давать эмоционально-образную характеристику цвета. Результаты исследования. Учащимся первых классов было предложено дать характеристику цветов радуги, при этом определены уровни: предметная, частично-эмоциональная и эмоционально-образная характеристика цвета. После реализации проекта по развитию чувства цвета на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования были получены следующие данные - число детей, давших предметную характеристику цвета уменьшилось и составило 5,4 %, частично-эмоциональную повысилось и составило 40,54 %, эмоционально-образную повысилось и составило 54,06 %. Заключение. Освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета; «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка; использование разнообразных нетрадиционных техник способствуют формированию умения выражать свое отношение к цвету, получать оттенки цвета, их гармоничные сочетания, возникновению эмоциональной реакции на цвет, что в итоге способствует развитию чувства цвета. Анализ рисунков учащихся показал, что эти умения проявляются в практической деятельности.

Ключевые слова: цвет, чувство цвета, нетрадиционные техники рисования, младший школьный возраст, изобразительная деятельность.

The development of a sense of color in primary school children

through non-traditional drawing techniques I. B. Cheskidova

Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University, Nizhny Tagil

Introduction. The development of a sense of color in children of primary school age plays an important role in the formation of aesthetic qualities of an individual. Artistic and aesthetic development is one of the main tasks facing primary school, the development by primary school children of the content of fine art, the means of its expressiveness, including color, contributes to the formation of aesthetic consciousness of students, the development of emotional and sensual sphere, provides opportunities for self-improvement and self-realization. The aim of the article is the generalization and systematization of experience in the development of a sense of color in primary school children. Materials and methods. Fine arts lessons and extracurricular activities in primary school provide great opportunities for the development of children's sense of color through non-traditional drawing techniques. The analysis of theoretical research, creative works and color characteristics given by students, allows to conclude that the work in non-traditional techniques contributes to the understanding of the relationship of color and sound, taste, odour, the development of tactile sensations, the development of the ability to obtain color shades, experience the emotional response to color, and the ability to give emotional-figurative characteristic of color. Research result. First-grade students were asked to characterize the rainbow colors, while the following levels were determined: objective, partly emotional and emotional-figurative characteristics of color.

© Ческидова И. Б., 2019

After the implementation of the project to develop a sense of color in the lessons of fine arts using non-traditional drawing techniques, the following data were obtained - the number of children who gave the objective characteristic of color decreased and amounted to 5.4 %, partially emotional increased and amounted to 40.54 %, emotional-figurative increased and amounted to 54.06 %. Conclusion. The development of color by children from tactile sensations to emotional reactions to color and from them to the actual sense of color; "inclusion" in the work with color of all the senses of the child; the use of a variety of non-traditional techniques contribute to the formation of the ability to express their attitude to color, to obtain shades of color, their harmonious combinations, the emergence of an emotional reaction to color, which ultimately contributes to the development of a sense of color. Analysis of students' drawings showed that these skills are manifested in practice.

Keywords: color, sense of color, non-traditional drawing techniques, primary school age, art activities.

Введение

Одним из требований к освоению образовательной области «Искусство» младшими школьниками является формирование эстетических качеств личности, умение в собственной деятельности создавать вещи, обладающие художественными достоинствами. Одним из важных направлений работы в данной области является развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста. Необходимость развития чувства цвета у детей подчеркивают Т. С. Комарова, Н. М. Сокольникова, Н. А. Долгоаршинных и другие. Большое внимание в программах для начальной школы традиционно уделяется изучению основ цветоведения (программы Б. М. Неменского, Т. Я. Шпикаловой, Л. Г. Савенковой и др.), освоению возможностей цвета как средства выразительности в изобразительном искусстве, роли цвета в декоративно-прикладном искусстве. В методической литературе выделяются следующие функции цвета в детском рисунке: изобразительная -передача реальной окраски предмета; выразительная - передача настроения при помощи цветовой гаммы; композиционная - выделение цветом главного; декоративная - украшение рисунка. На занятиях по изобразительному искусству ребенок учится понимать роль цвета как выразительного средства живописи, выражать свое отношение к нему, получать оттенки цвета и активно их использовать в своей работе [2]. Ребенок, обладающий чувством цвета, выделяет в окружающей среде цвета и оттенки, эмоционально реагирует на цвет, может объяснить связь цвета и эмоционального состояния, может при помощи цвета передать настроение, дать характеристику цвета и выразить ее как вербально, так и пластически.

Цель статьи - обобщение и систематизация опыта работы по развитию чувства цвета детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы

В начальной школе нетрадиционным техникам уделяется не столь большое внимание, как в программах для дошкольных образовательных организаций. Например, в программе «Изобразительное искусство» под ред. Б. М. Неменского предлагается выполнение рисунков в техниках монотипия, граттаж, отпечатки штампом, коллаж. Между тем, работа в нетрадиционных техниках создает возможности для увлечения искусством, проявления себя в качестве художника. В процессе рисования происходит развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, воображения, речи, цветоразличения, формирование умения выбирать материалы и техники в соответствии с замыслом [6; 10]. Большую роль использование нетрадиционных техник играет в развитии чувства цвета у младших школьников, данный процесс происходит, начиная от тактильных ощущений к эмоциональной реакции на цвет и умению создавать и использовать в работе гармоничные цветовые сочетания.

Способность человека к восприятию цвета через кожный анализатор изучалась во второй половине XX века и получила название кожно-оптическая чувствительность. Кожно-оптическая чувствительность в разной степени присуща всем людям и является одним из компонентов высокой сенсорной одаренности человека. Исследования тактильного восприятия цвета, проведенные А. С. Новомейским [8; 9], показали, что как при контактном распознавании цвета, так и при определении цветовой поверхности рукой на расстоянии не более 20 см, у человека появляются ощущения, характеризующие тот или иной цвет, выявлены пороги цветовой чувствительности для каждого цвета. Чувствительность кожи к цветным образцам основывается на теплообмене излучением между кожным

покровом человека и окрашенными в разные цвета предметами.

Тактильные ощущения цвета ребенок получает при непосредственном контакте с цветной поверхностью при работе в техниках аппликация и коллаж, при работе с краской в технике паль-цеграфия, в процессе рисования пластилином. При работе в технике пальцеграфия изображение выполняется кончиками пальцев, используются гуашь или пальчиковые краски, при этом рисующий ощущает цвет краски через кожный анализатор. Прикосновения могут быть точечными и смазанными, желательно использовать при выполнении работы несколько цветов, подбирая их так, чтобы получались гармоничные сочетания и смеси красок. При работе в технике рисование пластилином небольшие кусочки пластилина разного цвета перемешиваются пальцами или накладываются на поверхность листа картона рядом и размазываются, в результате чего получаются живописные сочетания и оттенки цвета. При работе в техниках аппликация и коллаж также происходит соприкосновение поверхности руки с материалами разного цвета, что дает возможность получения ребенком ощущения цвета и возможность проанализировать данные ощущения.

Р. Штайнер в практике Вальдорфской школы уделял большое внимание работе с цветом, эмоциональной реакции детей на цвет, начиная с работы акварелью по сырой бумаге, когда дети наблюдали за потеками краски, учились направлять их движение и видеть в получившемся изображении какой-либо образ. В старших классах происходило более серьезное изучение основ цветоведения и воздействия цвета на организм человека. Чувства удивления, восхищения, умение создавать приятные цветовые сочетания как интуитивно, так и на основе полученных знаний, умение выразить свое отношение к изображению является одним из важных компонентов развития чувства цвета у детей [12].

При работе в популярной в настоящее время технике эбру изображение получается на поверхности воды и может быть зафиксировано (отпечатано) на листе бумаги. Аналогичным способом изображение с поверхности воды можно получить, используя масляные краски. При работе в технике акватипия гладкую пластину натирают кусочком мыла, затем выполняют рисунок акварелью или гуашью. Выполненный рисунок полностью просушивается. Лист акварельной бу-

маги увлажняют и накладывают на рисунок, плотно приглаживают рукой или прокатывают валиком. Можно слегка сдвинуть лист, получится дополнительный живописный эффект. Для выполнения работы в технике акватушь нужна плотная бумага, на которой гуашью выполняется яркий, достаточно крупный и обобщенный рисунок. Рисунок просушивается, затем весь лист полностью закрашивается черной тушью и вновь просушивается. Лист с рисунком помещается в воду и осторожно промывается, тушь и гуашь частично смываются, частично остаются, создавая неожиданные сочетания высветленного цвета с черным и серым тоном. В этих техниках на уроках изобразительного искусства можно выполнять пейзажи, натюрморты, создавать фантастические композиции. В данном случае полученные цветовые сочетания вызывают эмоционально-эстетическую реакцию детей, способствуют возникновению желания закрепить и повторить полученный результат, стимулируют интерес к изобразительной деятельности в целом.

Понимание взаимосвязей цвета и звука, вкуса, запаха, цвета и формы способствует развитию всех органов чувств ребенка, обогащению его жизненного опыта, умению соотносить информацию, полученную от разных анализаторов, способствует развитию способностей к синестезии. Данной проблеме уделялось внимание в трудах Б. М. Галеева, А. П. Журавлева, В. В. Кандинского, Т. В. Калининой, Н. Г. Лукьянец, методических разработках Н. Э. Басиной, О. А. Сусловой, Н. М. Погосовой.

Возможность изображения звука рассматривается в программе «Изобразительное искусство» Л. Г. Савенковой, детям предлагается выполнить задания «Хрустальный звук», «Крик вороны» и тому подобное. Звон, жужжание, шум, шорох, шелест, журчание ручья, шум мотора машины могут быть изображены младшими школьниками как в технике граттаж, так и рисованием окрашенной ниткой, акварелью, восковыми мелками [11].

Взаимосвязи цвета и вкуса изучали П. В. Янь-шин [13], Г. Э. Бреслав [1]. На занятии детям предлагается вспомнить ощущения вкуса яблока, шоколада, классифицировать знакомые им вкусы на приятные и неприятные, кислые, сладкие, пресные и пр., подобрать цветовую гамму к каждому из вкусов. Вкус в представлениях детей более конкретен и материален, чем запах, поэтому изображаем вкус отпечатками - штампами разной формы, кистью крупными мазками, следя

за тем, чтобы дети не переходили на изображения конкретных объектов.

Возможность изображения вкуса и запаха детьми рассматривал Б. М. Неменский [7]. Автором предлагается изобразить вкус и запах, подобрать цветовые сочетания и выполнить работу в технике акварель по сырой бумаге, начиная с центра листа, где краска наиболее концентрирована, кругообразными движениями размывать цвет, одновременно вводя новые оттенки. Можно выполнить рисунок акварельными карандашами и затем размывать его, передавая усиление и ослабление запаха. Попробовать изобразить запахи травы, дыма, запахи сладкие, приторные, приятные и неприятные и прочее. Показать, как запах волнами расходится по комнате из какого -либо источника, как перемешиваются несколько запахов. Учащиеся создают композиции, которые называют «Мамины духи», «Фруктовый салат», «Вкус торта», «Запахи леса» и так далее. В своих работах младшие школьники показывают умение решать поставленные перед ними задачи, соотносить цвет и вкус, цвет и запах, передавать свое отношение к изображаемому при помощи цветовых сочетаний и оттенков цвета [3; 4].

Большую роль в обучении рисованию играет умение получать цвета и оттенки. Такое умение развивается обычно при работе в традиционной технике «лессировка», суть которой заключается в послойном наложении нескольких слоев краски после высыхания предыдущего слоя. Такая техника работы представляет достаточную сложность для учащихся начальных классов. Смешение цветов можно получить при работе в технике пуантилизм, появившейся в живописи конца XIX в. Чистые цвета накладываются точками концом кисти рядом друг с другом, в результате восприятия изображения вблизи глаз видит точки, при отдаленном расположении рисунка точки сливаются друг с другом, создавая новый цвет и более четкое изображение объекта. Таким образом можно показать, как получить оранжевый, зеленый и фиолетовый цвет. Дети осваивают не только приемы работы в новой технике и получения производных цветов, но и прием «приближение - отодвигание» [5].

При помощи скотча разных цветов можно создавать композиции как на плоскости, отрезая и наклеивая внахлест куски скотча, так и полуобъемные композиции. При наклеивании скотча послойно получаются производные цвета и сложные оттенки

цвета, создавая такую работу, учащийся запоминает правила смешения цветов и экспериментирует, получая новые неожиданные цветовые сочетания. Скотч можно скручивать, сминать, создавая, таким образом, полуобъемные изображения цветов, животных, пейзажи и натюрморты.

Получать оттенки цвета и осваивать их названия дети могут при работе в техниках рисование полоской картона и фроттаж. Интересные работы получаются в технике рисования полоской картона (лучше линолеума). Гуашь наносится на полоску линолеума или на поверхность листа бумаги и растирается по поверхности. Ширина мазка зависит от ширины полоски, получаются интересные переходы цвета, ребенок может варьировать направление движения и силу нажима на полоску.

Техника фроттаж (натирание) заключается в следующем. Под лист бумаги подкладывают материалы с четко выраженной фактурой - гофрированный картон, сетку, тисненую кожу, засушенные листья и прочее. Лист бумаги натирается положенным плашмя грифелем карандаша, масляной пастелью или восковыми мелками. Натирание можно проводить в несколько слоев, наблюдая при этом за получением оттенков в зависимости от нажима на мелок, подкладывая под лист с рисунком карандашом материалы с разной фактурной поверхностью.

Использование нетрадиционных техник создания изображения и нетрадиционных материалов на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности дает возможность самовыражения не только через рисунок, но и через пластические упражнения, сочинение историй о цвете, игру с музыкальными инструментами (подбор звучания каждого цвета). Пластические упражнения (представить себя в образе какого-либо цвета, показать его характер, движение) помогают ребенку вжиться в образ цвета. Подбор звучания того или иного цвета на доступных детям музыкальных инструментах также способствует пониманию характера цвета, развитию способностей к синестезии.

Результаты исследования

Работа в данном направлении проводилась на базе МОУ НОШ № 34 г. Нижний Тагил. На начальном этапе работы учащимся первых классов было предложено дать характеристику цветов радуги, при этом определены уровни: предметная, частично-эмоциональная и эмоционально-образная

характеристика цвета. Учащиеся первых классов дают следующие характеристики цвета: красный -роза, кровь, запрет; оранжевый - радостный, цвет заката; желтый - счастье, солнце; зеленый - спокойный, травяной; голубой - печальный, нежный; синий - холодный морской; фиолетовый - злой, сливочный. Таким образом, дети, начинающие осваивать цвет как средство выразительности, могут давать не только предметные, но и эмоционально-образные характеристики. В дальнейшем представления о цвете обогащаются, характеристики цвета становятся более образными. В целом учащиеся первых классов (37 человек) показали следующие результаты - 6 человек (16,22 % процента) дали предметные характеристики цвета, 16 человек (43,24 %) частично-эмоциональные, 15 человек (40,54 %) эмоционально-образные. После реализации проекта по развитию чувства цвета на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования были получены следующие данные - число

детей, давших предметную характеристику цвета уменьшилось и составило 5,4 %, частично-эмоциональную повысилось и составило 40,54 %, эмоционально-образную повысилось и составило 54,06 %. Таким образом, использование на занятиях нетрадиционных техник рисования при ознакомлении младших школьников с цветом дало положительные результаты.

Заключение

Таким образом, активное применение нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству в урочной и внеурочной деятельности дает возможность более полного освоения возможностей цвета как средства выразительности в искусстве, проявления детьми эмоциональной реакции на цвет и осознание собственного отношения к цвету, умения давать характеристику цвета, переживанию цвета и умения использовать его для выражения собственного отношения к окружающему.

Литература

1. Бреслав Г.Э. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : Педагогика, 1990. 144 с.

2. Буянова Т.А. Изобразительное искусство для детей: познание и развлечение // Детский сад: теория и практика. 2016. № 7. С. 32-44. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27382191 (дата обращения: 20.05.2019).

3. Варламова Л.Ш. Совершенствование изобразительной деятельности младших школьников на основе изучения художественных эталонов // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен // Материалы II Междунар. науч. конф. Самара : Изд-во ООО «Научно-технический центр», 2016. С. 248-254. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26559467 (дата обращения: 20.05.2019).

4. Ильинская И.П., Любимова Н.И. Формирование цветового фрагмента картины мира в начальной школе // Начальная школа. 2017. № 4. С. 49-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29911970 (дата обращения: 20.05.2019).

5. Лепский Г.С. Первоначальные упражнения на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. 2018. № 11. С. 82-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36493782 (дата обращения: 20.05.2019).

6. Максимова Е.В. Использование нетрадиционных техник рисования в обучении основам изобразительного искусства // Начальная школа. 2017. № 10. С. 45-47. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=32502212 (дата обращения: 20.05.2019).

7. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания в начальной школе. М. : Просвещение, 1987. 255 с.

8. Новомейский А.С., Гольдберг И.М., Свинина Н.Г. Личность и кожная чувствительность. О формировании кожно-оптического чувства у человека // Вопросы психологии личности и деятельности : Ученые записки СГПИ / Свердл. гос. пед. ин-т, отв. ред. А.С. Новомейский. Свердловск, 1967. Вып. 53. С. 28-44.

9. Новомейский А.С. О реакциях глаза на невидимое излучение цветных образцов // Ленинская теория отражения и проблемы психологии : сб. науч. тр. / Свердл. гос. пед. инст-т. Свердловск, 1973. С. 44-62.

10. Петрова С.С. Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Вып. 60. Часть 2. Ялта : ГПА. С. 277-280. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36511009 (дата обращения: 20.05.2019).

11. Рыбакина Т.И. Цвет и звук. Роль цвета в обозначении звуков // Начальная школа. 2017. № 7. С. 26-29. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=30599443 (дата обращения: 20.05.2019).

12. Штайнер Р. Из области духовного знания / пер. с нем., под ред. С.В. Казакова. М. : Энгима, 1997. 560 с.

13. Яньшин П.В. Психосемантика цвета. СПб. : Речь, 2006. 368 с.

References

1. Breslav G.E. Emotsional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve [Emotional features of personality formation in childhood]. Moscow, Pedagogics, 1990, 144 p. (In Russ.).

2. Buyanova T.A. Izobrazitel'noe iskusstvo dlya detei: poznanie i razvlechenie [Fine arts for children: learning and entertainment]. Detskii sad: teoriya i praktika = Kindergarten: theory and practice, 2016, no. 7, pp. 32-44. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27382191 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

3. Varlamova L.Sh. Sovershenstvovanie izobrazitel'noi deyatel'nosti mladshikh shkol'nikov na osnove izucheniya khudozhestvennykh etalonov. [Improving the art activities of primary schoolchildren based on the study of artistic standards]. Detstvo kak antropologicheskii, kul'turologicheskii, psikhologo-pedagogicheskii fenomen. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii = Childhood as an anthropological, culturological, psychological and pedagogical phenomenon. Materials of the II International scintific-practical conf., Samara, Publ. house OOO "Nauchno-tekhnicheskii tsentr", 2016, pp. 248-254. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=26559467 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

4. Ilinskaya I.P., Lyubimova N.I. Formirovanie tsvetovogo fragmenta kartiny mira v nachal'noi shkole [Formation of a color fragment of the world picture in primary school]. Nachal'naya shkola = Primary School, 2017, no. 4, pp. 49-52. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29911970 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

5. Lepskiy G.S. Pervonachal'nye uprazhneniya na urokakh izobrazitel'nogo iskusstva [Initial exercises in visual arts classes]. Nachal'naya shkola = Primary School, 2018, no. 11, pp. 82-86. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36493782 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

6. Maksimova E.V. Ispol'zovanie netraditsionnykh tekhnik risovaniya v obuchenii osnovam izobrazitelnogo iskusstva [Using non-traditional drawing techniques in teaching the basics of fine art]. Nachal'naya shkola = Primary School, 2017, no. 10, pp. 45-47. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32502212 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

7. Nemenskiy B.M. Mudrost' krasoty. O problemakh esteticheskogo vospitaniya v nachal'noi shkole [The wisdom of beauty. About the problems of aesthetic education in primary school]. Moscow, Prosveshchenie, 1987, 255 p. (In Russ.).

8. Novomeiskiy A.S., Goldberg I.M., Svinina N.G. Lichnost' i kozhnaya chuvstvitel'nost'. O formirovanii kozhno-opticheskogo chuvstva u cheloveka [Personality and skin sensitivity. On the formation of skin optic sensation in humans]. Voprosy psikhologii lichnosti i deyatel'nosti: Uch. zapiski SGPI = Issues of psychology of personality and activity: Scientific notes of SSPI , Sverdl. St. Ped Inst-te, resp. ed. A.S. Novomeiskiy, Sverdlovsk, 1967, issue 53, p. 28-44. (In Russ.).

9. Novomeiskiy A.S. O reaktsiyakh glaza na nevidimoe izluchenie tsvetnykh obraztsov [On eye reactions to the invisible radiation of color samples]. Leninskaya teoriya otrazheniya iproblemypsikhologii: sb. nauch. tr. = Lenin's theory of reflection and problems of psychology: collection of scientific works, Sverdl. St. Ped. Inst-te, Sverdlovsk, 1973, pp. 44-62. (In Russ.).

10. Petrova S.S. Razvitie tonkoi motoriki u detei starshego doshkol'nogo vozrasta sredstvami izobrazitel'noi deyatel'nosti [The development of fine motor skills in preschoolers through art activities]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obra-zovaniya = Problems of modern pedagogical education, Yalta, GPA, 2018, issue 60, part 2, pp. 277-280. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36511009 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

11. Rybakina T.I. Tsvet i zvuk. Rol' tsveta v oboznachenii zvukov [Color and sound. The role of color in designating sounds]. Nachal'naya shkola = Primary School, 2017, no. 7, pp. 26-29. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30599443 (accessed 20.05.2019). (In Russ.).

12. Steiner R. Iz oblasti dukhovnogo znaniya [From the field of spiritual knowledge]. Transl. from German, ed. by S.V. Kazakov. Moscow, Engima, 1997, 560 p. (In Russ.).

13. Yanshin. P.V. Psikhosemantika tsveta [Psychosemantics of color]. Saint Petersburg, Speech, 2006, 368 p. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 19.10.2019 г.; принята к публикации 15.11.2019 г.

Submitted 19.10.2019; revised 15.11.2019. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Citation for an article:

Ческидова И. Б. Развитие чувства цвета у младших школьников посредством нетрадиционных техник рисования // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 542-547. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-542-547

Cheskidova I.B. The development of a sense of color in primary school children through non-traditional drawing techniques. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 542-547. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-542-547 (In Russ.).

Об авторе

Ческидова Ирина Борисовна

About the author Irina B. Cheskidova

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, г. Нижний Тагил, ОЯСГО ГО 0000-0002-5610-9369, iches@mail.ru

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool and Primary Education, Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute, Nizhny Tagil, ORCID ID 0000-0002-5610-9369, i_ches@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.