УДК 37.025.3
И. Б. Ческидова
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЦВЕТА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цвет; ощущение цвета; чувство цвета; кожнооптическая чувствительность; развитие эмоционально-чувственной сферы.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается воздействие цвета на организм человека через зрительные, слуховые, тактильные ощущения и эмоциональная реакция организма на ощущение цвета.
B. Cheskidova
COLOUR INFLUENCE ON HUMAN BODY AS THE BASIS OF CHILD EMOTIONAL PERCEPTION DEVELOPMENT
KEY WORDS: colour; colour perception; sense of colour; skin-optical sensitiveness; developing of emotional perception.
ABSTRACT. The article discusses colour influence on human body through visual, auditory, tactile sensation and emotional reaction of the body to colour perception.
Цвет, его свойства, качества и воздействие на организм человека всегда были объектом пристального внимания ученых. Античными философами (Аристотель, Эмпедокл) были предприняты первые попытки изучения природы цвета, взаимосвязи цвета и света, и восприятия цвета человеком.
В дальнейшем большое внимание воздействию цвета на человека уделял И. В. Гете, изложивший свои взгляды в книге «К учению о цвете. Хроматика». Касаясь вопросов физиологического воздействия цвета на человека, и рассматривая чувственно-нравственное воздействие цветов, Гете пишет: «Цвет... в своих самых общих элементарных про-
явлениях, независимо от строения и формы материала, на поверхности которого мы его воспринимаем, оказывает известное действие на чувство зрения, к которому он преимущественно приурочен, а через него и на душевное настроение» [7, с. 332].
Характеризуя воздействие цвета на психику человека, Гете выделяет цвета «положительной стороны» — желтый, красно-желтый (оранжевый), желтокрасный (сурик, киноварь), вызывающие бодрое, живое, деятельное настроение, и указывает, что разные цвета вызывают разные душевные настроения.
Цвета отрицательной стороны — синий, красно-синий, сине-красный, вы-
зывают неспокойное, мягкое и тоскливое настроение.
Взгляды Гете на воздействие цвета на человека повлияли на дальнейшее изучение цвета. Основой для изучения психофизиологических, психофизических и психологических аспектов воздействия цвета на человека в XX в. стали развитие научных взглядов на цвет, разнообразие подходов к классификации цветов, выдвижение разнообразных теорий цветового зрения.
Цвет может влиять на работоспособность, аппетит, эмоции, кровяное давление, внимание и даже остроту слуха. Мозг человека не только «созидатель» цвета, но и его подчиненный. Цветовое окружение непосредственно влияет на наше эмоциональное и психофизическое состояние. Даже один и тот же цвет, в зависимости от интенсивности и продолжительности воздействия вызывает у нас положительные или отрицательные эмоции, человек может ощущать цвет даже кожей.
Цветовые предпочтения человека не зависят от культуры, воспитания и самих условий воспитания.
Предпочтение одного цвета другому отражает состояние мозга человека, его внутренних органов. Такая связь между психологическими и физиологическими параметрами человека и цветом, который он предпочитает, является объективно существующей связью, не зависящей от внешних факторов (пола, возраста, социального положения, национальности).
Каждый цвет воздействует на человека сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: физиологическом, психологическом, способствует развитию духовности. Цвет исцеляет человека, гармонизирует его личность, пробуждает скрытые резервы организма. Цвет воспринимается организмом через все органы чувств.
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 125
Различно окрашенные предметы по-разному воздействуют на наш организм: или неосознанно, или с разной степенью осознания и, кроме того, повышают или понижают интенсивность наших реакций и нашей деятельности. Кожно-оптическая чувствительность, то есть способность определять некоторые свойства предметов с закрытыми глазами и в полной темноте в большей или меньшей степени присуща всем людям.
Эта способность зависит от особенностей высшей нервной деятельности: у людей со слабым типом нервной системы способность к кожному зрению выше. Исследования А. С. Новомейского показали, что люди способны определять цвета с помощью кожной чувствительности обычно на расстоянии не более 20 см над цветовой поверхностью. При распознавании цвета в сознании испытуемых появлялись вполне определенные ощущения, характеризующие тот или иной цветовой раздражитель.
Другие эксперименты выявили, что желтый, зеленый, голубой (середина спектра) ускоряют действия детей, а оранжевый, красный, синий, фиолетовый замедляют выполнение заданий, даже когда эти цвета были закрыты фольгой от глаз испытуемых. Невидимый глазом цвет влиял на скорость подсчета геометрических фигурок и на быстроту арифметических действий.
Исследования тактильного восприятия цвета, проведенные А. С. Новомей-ским, показали, что как при контактном распознавании цвета, так и при определении цветовой поверхности рукой на расстоянии у испытуемого появляются вполне определенные ощущения, характеризующие тот или иной цвет.
Исследованиями А. С. Новомейского, Я. Р. Фишелева и др. также выявлено, что чувствительность кожи к цветным образцам основывается на теплообмене излучением между кожным покровом
126
человека и окрашенными в разные цвета предметами. Выдвинута гипотеза, согласно которой распознавание окраски предметов с помощью кожного анализатора происходит благодаря улавливанию человеком различий в обмене лучистой энергией между кожей и красящим веществом образцов. Кожный анализатор имеет неодинаковую чувствительность в различных интервалах длин волн, излучаемых телами при комнатной температуре.
Анализ экспериментальных данных показал, что интенсивность действия цветных образцов на глазной и кожный анализатор подчиняется общим закономерностям. Длительность последовательного образа в глазном зрении имеет тенденцию изменяться по схеме цветового оптического круга так же, как идет изменение цветовых барьеров (порогов кожно-оптической чувствительности) и кожной чувствительности. Установлено также, что при зрительном восприятии цвета человек дает себе отчет о цвете воспринимаемых глазом объектов, цвета объектов, отображаемые кожным анализатором, напротив, редко осознаются.
Исследователи предполагают, что основные познавательные функции кожное зрение на начальном этапе исторического развития людей выполняло в условиях темноты. В дальнейшем, когда человеческое общество стало употреблять искусственное освещение, потребность в кожном зрении отпала, оно стало отмирать и сохранилось в настоящее время у людей лишь как задатки в области кожно-оптической чувствительности.
Кожно-оптическое чувство является одним из компонентов высокой сенсорной одаренности человека. Изучение личности испытуемых показало, что в основном это люди со склонностью к художественной деятельности или музыкально одаренные [6, с. 28—44].
Любой зрительный образ имеет слуховую, вкусовую и прочие сенсорные составляющие. Каждый цвет имеет свой аромат, а всякое тактильное ощущение связано с соответствующим ему вкусом. При этом ключевой характеристикой чувственного опыта неизменно оказывается цвет.
Исследователями рассматривается также вопрос сочетания вкуса и цвета продуктов питания. Рассуждая о вкусе, Аристотель писал: «Виды вкусовых
свойств, так же, как и у цветов, — это, во-первых, простые противоположности — сладкого и горького, во-вторых — жирное и соленое, в-третьих — едкое и терпкое, вяжущее и острое» [1, с. 418].
Вкус и цвет взаимосвязаны и взаимозависимы. Цвет — это внешнее проявление вкуса, а вкус — это внутреннее содержание цвета. В основном различают следующие вкусы: сладкий, кислый, соленый, горький, жгучий, вяжущий, понимая под вкусом не свойство того или иного продукта, а характер его воздействия на нервные рецепторы человека.
Каждый вид пищи несет определенного вида лучевую энергию, часто это энергия цвета самого продукта (красные лучи — свекла, капуста, вишня, баклажаны, редис и т. п.). Определив недостающий в организме цвет, можно восполнить его, используя лечение продуктами питания определенного цвета.
Цвет и запах заметно влияют на качество окружающего пространства и на психофизиологическое состояние человека. Еще Аристотель выделял запахи сладкий, горький, кислый, пряный, острый, приторный [1, с. 415].
Запах воспринимается не только обонянием, но и через кожу, воздействуя на все системы нашего организма. Все запахи можно разделить на теплые и холодные, каждый запах имеет свой цвет, часто связанный с цветом и вкусом продукта. Так, лимонному цвету соответствует
кислый вкус и холодный запах лимона, красному цвету соответствует сладкий запах, темно-красному — приторно сладкий и т. д. Цвет и запах заметно влияют на качество окружающего пространства и на психофизиологическое состояние человека.
Зрительное ощущение цвета тесно связано со слуховыми ощущениями. Цвет воспринимается более ярким или более спокойным в зависимости от его сочетания с громкими или тихими звуками (красный цвет воспринимается более агрессивным и кричащим в сочетании с громким звуком). Звуки же связаны с визуальными и кинестетическими ощущениями (звук чистый, прозрачный, пронзительный).
Исследования А. П. Журавлева выявили, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определенно и в основном одинаково для всех окрашены. Для гласных звукоцветовые соответствия характеризуются следующим образом:
А — густо-красный, О — яркий светло — желтый или белый, И — синий, Й — синеватый, Е — зеленый, Ё — желтозеленый, У — темный сине-зеленый,
Ы — тусклый темно-коричневый или черный, Я — ярко-красный, Э — зеленоватый, Ю — голубоватый, сиреневый. Особенно четко, в чистые цвета окрашены только три звука — А, И, О. Звукоцветовые соответствия в поэзии, количество гласных определенной окраски помогают создать эмоциональную окраску стиха. Такие поэтические произведения есть у С. А. Есенина, А. Т. Твардовского,
А. А. Блока. Свои варианты звукоцветовых соответствий предлагали А. Рембо,
А. Белый, В. Набоков [2, с. 102].
Инайят Хан Хазрат в книге «Мистицизм звука» отмечает следующее: «Физический эффект звука также имеет большое влияние на человеческое тело. Весь механизм тела — мускулы, циркуляция крови, нервы — все приводится в
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 127
движение силой вибрации. И в нем существует резонанс для каждого звука, так что тело человека является живым звуковым резонатором» [3, с. 136]. И далее: «Цвет и звук воздействуют на человека в соответствии с его состоянием, темпераментом и эволюцией; и доказательством этого служит то, что человек часто меняет свое пристрастие к цвету» [Там же, с. 156].
Проблему воздействия цвета на человека рассматривал В. В. Кандинский в работе «О духовном в искусстве». Действие цвета на человека происходит двумя путями: «осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым кусочком во рту. Или же глаз ощущает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда... От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго этого цвета и ищет покоя и углубления в синем или зеленом» [4, с. 182].
При психическом воздействии цвета, по словам В. В. Кандинского обнаруживается «психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня». «Краски таят в себе мало исследованную, но огромную силу, которая может влиять на все тело, на весь физический организм человека. Цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душ» [4, с. 185].
Эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. При воспоминании о приятном улучшается чувствительность к теплой части спектра, при неприятных ассоциациях человек острее реагирует на холодные цвета и оттенки. Разные люди в разном психологическом состоянии могут видеть мир в разном цвете. Эмоционально уравновешенные люди воспринимают мир более ярким, красочным и теплым, люди с повышенным уровнем тревожности менее красочным, с преобладанием холодных оттенков.
У каждого человека есть свое особое отношение к цвету. Эта склонность может меняться под воздействием различных, в том числе и духовных факторов. Шкала любимых цветов человека меняется в течение всей его жизни. Дети дошкольного возраста предпочитают красный цвет, у взрослых наиболее предпочитаемым является синий. В среднем, последовательность предпочитаемых цветов у взрослого человека такова: синий — красный — зеленый — фиолетовый, оранжевый, коричневый — пастельные тона — черный, белый.
Цвета абсолютного предпочтения позволяют определить психотип человека: синий, ультрамариновый, зелено-синий определяет мыслительный тип; красный, красно-оранжевый, оранжевый — чувственный тип. Зеленый, майская зелень, оливковый — интуитивный тип; гамма желтого и оранжевого цветов определяет экстраверсию; фиолетовый, розовый, черный, ультрамариновый определяют интроверсию.
Отражение эмоциональных состояний при выборе цвета активно изучается в современной психологии. Зарубежные исследователи выдвигали предположения о том, что существует «активирующий механизм», который влияет одновременно на восприятие цвета и возникновение эмоции; определенные цвета
соответствуют определенным эмоциям. Теоретические основы взаимосвязи «цвет — эмоция» были предложены Р. Арнхеймом в его структурной гештальт-теории визуализации человеческих переживаний, согласно которой структура художественных компонентов схожа со структурой внутренних переживаний, которые визуализируются.
Исследования швейцарского психолога Макса Люшера, выделили психологию цвета в отдельную науку. Разработанный им цветовой тест предназначен для изучения эмоционального состояния человека и возможностей его адаптации к различным социальным и психологическим ситуациям. В основе теста лежат фундаментальные закономерности связи между различными цветовыми энергиями и определенными психическими процессами.
Тест Люшера исходит из объективного значения различных цветов, которое одинаково для всех людей (синий цвет означает мир и покой, независимо от того, нравится человеку этот цвет или нет). Воздействие же цвета на человека является сугубо субъективным: один и тот же цвет может по-разному действовать на разных людей [5].
По мнению П. В. Яньшина, «В форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроения). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции [8, с.18].
Цвет связан с эмоциями на самых разных уровнях психической деятельности человека уже с раннего детства, взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением; во-вторых, эмоциональные состояния человека
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ 129
влияют на ситуативное отношение к цве- бенка, можно сказать, что этот процесс
ту (изменения цветовой чувствительно- происходит непрерывно и задействует
сти, цветовых предпочтений и т. д.); все анализаторы — зрительный, слухов-третьих, устойчивые эмоциональные вой, обоняние, вкус, осязание. Выявле-
особенности (свойства) субъекта также ние взаимосвязей цвета и вкуса, запаха,
находят свое отражение в различных ва- осязания, звука, изучение явления сине-
риантах цветовых предпочтений. стезии может стать основой для разви-
Рассматривая воздействие цвета на тия эмоционально-чувственной сферы
организм человека, в том числе и на ре- младших школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. АРИСТОТЕЛЬ. Собрание сочинений : в 4 т. / Аристотель. — М. : Мысль, 1975. — Т. 1.
2. ЖУРАВЛЕВ, А. П. Звук и смысл / А. П. Журавлев. — М. : Просвещение, 1991.
3. ИНАЙЯТ ХАН, Х. Мистицизм звука / Х. Инайят Хан. — М. : Сфера, 1998.
4. КАНДИНСКИЙ, В. В. О духовном в искусстве / В. В. Кандинский. — М. : Архимед, 1992.
5. ЛЮШЕР, М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — Воронеж : МОДЭК, 1993.
6. НОВОМЕЙСКИЙ, А. С. Личность и кожная чувствительность. О формировании кожнооптического чувства у человека / А. С. Новомейский // Вопросы психологии личности и деятельности : Учен. записки СГПИ. — Свердловск, 1967.
7. ПСИХОЛОГИЯ цвета /под ред. С. Л. Удовик. — М. : Рефл-букл, Ваклер, 1996.
8. ЯНЬШИН, П. В. Цвет как фактор психической регуляции / П. В. Яньшин // Прикладная психология. — 2000 — №4.
Получено 21.11.08 © Ческидова И. Б., 2009