21-40- Уровень педагогической толерантности ниже среднего;
41-60- средний уровень педагогической толерантности (норма);
61-80 - уровень педагогической толерантности выше среднего;
81- 100- высокий уровень педагогической толерантности.
1. Интолерантный уровень педагогической толерантности свидетельствует невыдержанности, раздражительности холодности педагога в общении с окружающими. В поведении присутствует отстраненность, импульсивность. В общении с учениками преобладает диктат, манипулирование, приказы упреки.
2. Уровень педагогической толерантности ниже среднего. Низкий уровень педагогической толерантности свидетельствует об отсутствии у педагога умения общаться, понимать и принимать окружающих людей и мир Такими, какие Они есть; отсутствие уважительного отношения к участникам образовательного процесса, что отрицательно сказывается на профессиональных качествах учителя.
3. Норма (средний уровень педагогической толерантности) указывает на то, что педагог умеет мириться с недостатками окружающих; ему не составляет труда уважительно относится к людям; педагог принимает Других и относится к ним с симпатией, при этом не нарушает своего мировоззрения.
4. Уровень педагогической толерантности выше среднего -уровень педагога профессионала. Педагог умеет не только общаться и принимать Других такими, какие Они есть, но и уважительно относится к мировоззрению других. У таких педагогов высокий порог сострадания и милосердия, терпения и сопереживания. При этом педагогическая толерантность направлена на развитие профессионализма, стремления к самосовершенствованию.
5. Высокий уровень педагогической толерантность, говорит о высоком уровне мотивационно-ценностном аспекте развития личности педагога: педагог уступчив, снисходителен, высокое
Библиографический список
преобладание чувства любви к ученикам, высока развитость механизмов преодоления раздражения, агрессивности, эмоциональной устойчивости. Однако, высокий уровень педагогической толерантности говорит о самопожертвовании, изменении своего мировоззрения в сторону приспособления. В поведении помощь и сотрудничество граничит с эмоциональным инфантилизмом.
Таким образом, теоретический анализ педагогической толерантности указывает на следующее:
- научное знание не может дать четкого определения толерантность вообще и педагогической толерантности в частности;
- специфика изучения толерантность, как психологического понятия сталкивается с рядом трудностей: нет конструкта исследования толерантности, не определении границы изучаемых областей, современные исследования не определяют области науки, где толерантность изучается полностью;
- в психологической науке педагогическая толерантность и толерантность в образовании являются отдельными понятиями и не могут исследоваться одинаковым инструментарием;
- в психологической науке нет валидных, надежных и стандартизированных методик исследование педагогической толерантности;
- теоретические изучения педагогической толерантности предполагают необходимость разработки опросника «Коммуникативная педагогическая толерантность», который должен включать вопросы, связанные с педагогической деятельности по взаимодействию с учащимися, родителями, коллегами-педагогами, администрацией школ и окружающей средой;
- анализ корреляционных взаимосвязей валидности указывает на то, что опросник является средством изучения педагогической толерантности, где охватываются необходимые стороны профессиональной деятельности. Опросник «Коммуникативная педагогическая толерантность» операционализирует данное понятие, рассматривая конструкт опросника как инструмент для диагностической практики и эмпирических исследований.
1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - Ростов-на-Дону, 1997.
2. Андреева, Г.М. Социальная педагогика: учебник для высших учебных заведений. - М., 1999.
3. Братченко, С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива
в постсоветской психологии. - М., 1997.
4. Комогоров, П.Ф. Формирование установок толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. канд. пед. наук. - Курган, 2000.
5. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.
6. Лихачев, Д.С. Письма о добром. - СПб., 2007.
7. Зайцева, М.И. Проект «Подросток и толерантность» // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 1.
8. Авалуев, Н.Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога: дис. канд. пед. наук. -
СПб., 2003.
9. Митина, Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. - 1998. - № 9.
10. Нурлигаянова, О.Б. Формирование педагогической толерантности // Психологическое обеспечение образовательного процесса: материалы региональной научно-практич. конф. - Торжок, 2005.
11. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя // Психолого-педагогическое исследование субъекта деятельности: сб. науч. трудов. - Казань, 2004.
Bibliography
1. Zimnyaya, I.A. Pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posob. - Rostov-na-Donu, 1997.
2. Andreeva, G.M. Socialjnaya pedagogika: uchebnik dlya vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. - M., 1999.
3. Bratchenko, S.L. Mezhlichnostnihyj dialog i ego osnovnihe atributih // Psikhologiya s chelovecheskim licom: gumanisticheskaya perspektiva v postsovetskoyj psikhologii. - M., 1997.
4. Komogorov, P.F. Formirovanie ustanovok tolerantnosti v mezhlichnostnihkh otnosheniyakh studentov vihsshego uchebnogo zavedeniya: dis. kand. ped. nauk. - Kurgan, 2000.
5. Amonashvili, Sh.A. Razmihshleniya o gumannoyj pedagogike. - M., 1995.
6. Likhachev, D.S. Pisjma o dobrom. - SPb., 2007.
7. Zayjceva, M.I. Proekt «Podrostok i tolerantnostj» // Spravochnik klassnogo rukovoditelya. - 2007. - № 1.
8. Avaluev, N.B. Kriterialjnihyj podkhod k ocenke ehffektivnosti vospitateljnoyj deyateljnosti pedagoga: dis. kand. ped. nauk. - SPb., 2003.
9. Mitina, L.M. Professionaljnoe zdorovje uchitelya: strategiya, koncepciya, tekhnologiya // Narodnoe obrazovanie. - 1998. - № 9.
10. Nurligayanova, O.B. Formirovanie pedagogicheskoyj tolerantnosti // Psikhologicheskoe obespechenie obrazovateljnogo processa: materialih
regionaljnoyj nauchno-praktich. konf. - Torzhok, 2005.
11. Povarenkov, Yu.P. Psikhologicheskaya kharakteristika professionaljnoyj tolerantnosti uchitelya // Psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie subjhekta deyateljnosti: sb. nauch. trudov. - Kazanj, 2004.
Статья поступила в редакцию 26.09.13
УДК 159.931 Shalimova L.A. SYNESTESIA OF COLOUR IN THE ADVERTISING. The emergence of sensation during stimulation of senses through color, causing the illusion of quality, taste, purity, cold, prestige, etc. From the choice of color depends on the success or failure of the campaign, at the level of color combinations.
Key words: synesthesia, packaging, color, level, design of advertising materials, exposure, package.
Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. кафедры гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: [email protected]
СИНЕСТЕЗИЯ ЦВЕТА В РЕКЛАМЕ
В статье рассматривается возникновение ощущений при раздражении чувства посредством цвета, вызывающего иллюзию качества, вкуса, чистоты, холода, престижа и т.д. От выбора цвета зависит успех или провал рекламной кампании, на уровне цветовых комбинаций.
Ключевые слова: синестезия, упаковка, цвет, уровень, оформление рекламных материалов, воздействие, упаковка.
Понятие «синестезия» соотносится как факт возникновения при раздражении какого-либо органа чувств не только соответствующего ему ощущения, но одновременно и ощущения, соответствующего другому органу чувств. Например, при звуках трубы одновременно возникает представление о красном цвете, чем непременно и успешно воспользовались рекламные агентства, в успешном производстве рекламного продукта [1]. Благодаря синестезии - возникновению нескольких ощущений при раздражении одного органа чувств - цвет может вызвать иллюзию качества, легкости, мягкости, жесткости, силы, престижа, дороговизны, холода или тепла, чистоты, вкуса, аромата, женственности или мужественности.
Каждому разработчику рекламы необходимо знать об этом, для увеличения шансов на успех организованной рекламной кампании. Например, одна из исследовательских фирм провела эксперимент с целью определить степень влияния цвета на восприятие. Специалистам по рекламе известно, что от выбора цвета зависит успех или провал рекламной кампании, а вот правильно подобранный цвет способен стимулировать, при этом очень активно любые продажи. Например: успех таких марок сигарет как «Lucky Strike», «Malboro», зависел от изменения цвета пачки; при выборе автомашины, ключевым критерием является цвет (совместно с ценой и качеством); уровень продаж газированного напитка «Orange Crush» увеличился, в течение месяца в три раза благодаря изменению цвета бутылки (с темно-коричневого цвета на прозрачную для того, чтобы стал виден оранжевый цвет самого напитка); продажи имбирного пива увеличились на 25% с изменением расцветки этикетки (красной) с заменой на зелено-белую; для привлечения внимания клиентов, телефонная компания выкрасила свои таксофоны в желтый цвет. Исследование показывает, что использование цветов черный, красный, пурпурный, синий, в интерьере казино позволяет удерживать внимание игроков в течение длительного времени; игровые автоматы, ярко-красного цвета моментально привлекают внимание, но уже через несколько минут игрок переходит к машине, с более спокойным цветом, поэтому яркие автоматы располагаются в конце ряда, а синее и зеленые - ближе к середине. Конфетная фабрика не имела успехов в стилевом решении разноцветных конфет, пока не применили использование более свежего, более современного способа подчеркнуть вкусовую особенность конфет, изменив на более яркие цвета синий и желтый; классические ошибки: когда производители кофе упаковкой красного цвета представляют кофе без кофеина, снотворные таблетки желтого цвета, стимулирующего человека, сахар в упаковке зеленого цвета, который считается «горьким» и т.д. [2].
Цветовое оформление рекламных материалов и упаковки, зачастую производители не связывают с ассоциациями человека с самим продуктом, что является серьезным пробелом знаний воздействия цвета на потребителя. В этих случаях, производителю необходимо помнить, что люди покупают не столько сам продукт, сколько его цвет, который, влияя на эмоции разных людей, по-разному обнаруживает свой спектр значений. Так, в недалеком прошлом, с помощью красно-белой упаковки можно было продать любой продукт. И это не было случайностью. По утверждению Люка Дюпона в работе «Реклама», «красный цвет считался и продолжает считаться основным цветом рекламы, что ассоциируется с любовью, теплотой, революцией, чувственностью, страстью, со всем демоническим, адским пламенем - это самый сильный цвет, выражающий радость и ликование. У человека, внимательно смотрящего на красный цвет, повышается давление, напрягаются мышцы и учащается дыхание, что указывает на его отношение к инстинктам и сексуальному желанию» [2, с. 251].
Исследованиями ученых выявлено, что вишневый оттенок символизирует чувственность. Средне-красный цвет выражает активность, силу, движение, страсть. Светло-красный цвет означает оптимизм, энергию, радость, триумф. Красный цвет подходит для: противопожарного оборудования; продуктов, связанных с мужественностью спортивных автомобилей, сигарет, крема для бритья; товаров импульсивной покупки - шоколада, жевательной резинки; продуктов питания с акцентом на качество и ценности; предупредительных и запрещающих надписей. Владельцы ресторанов быстрого питания успешно используют весь спектр символических значений красного цвета, применяя его в оформлении обеденного зала. Для увеличения общего числа посетителей, чтобы последние не засиживались и не задерживались, по этой же причине, туалетные комнаты окрашивают в красный цвет. Оранжевый цвет ассоциируется с теплом, огнем, солнцем, светом, осенью. Этот цвет стимулирует, вызывает определенные чувственные порывы и омолаживает, но, всякое его обилие вызывает сердцебиение, давление. Сам по себе данный цвет - фривольный и легкомысленный. Он воспринимается очень серьезно и ассоциируется с высоким общественным положением, более того, оранжевый цвет прекрасно подходит для оформления упаковок или рекламы полуфабрикатов, мясных изделий и томатных консервантов, утверждает автор Г. Цой-гнер, в книге «Учение о цвете» [3, с. 117].
Опытным путем доказано, что для решения креативных задач в выборе цвета рекламы, её участникам необходимо знать, о том, что цвет - это не просто очередная уловка для привлечения внимания, а что именно он и создает определенную атмосферу, а так же влияет на эмоциональное состояние человека. Более того, цвет является путеводителем по СМИ, при этом его роль в средствах массовой информации, становится средством уникальной коммуникации, что подтверждается массовыми примерами. Так, например: на телевидении, в отличие от остальных СМИ цвет в телевизионной рекламе участвует в создании нужного эффекта вместе с другими средствами: звуком, визуальным рядом, движением; на рекламных щитах цвета играют одну из главных ролей и должны быть очень выразительными; в журналах, большая часть которых отличается высококачественной цветопередачей, что является очень важным фактором и для рекламы питания, спиртных напитков, одежды; в газетах все современное оборудование значительно улучшает передачу цвета в газетах, что рекламодателям подобное проникновение только на руку.
Многие авторы научных исследований маркетинговых условий продвижения товаров, услуг, идей в позиционировании рекламной продукции, напоминают об использовании символического значения цветов и их комбинаций в разработке рекламной продукции. В этом случае можно отметить и разнообразные иллюстрации, рассматриваемые человеком и воспринимаемые, в каждом отдельном случае по-разному или в отдельности, потому что вся цветовая гамма оказывает на него комплексное воздействие. При этом учеными выведены ныне существующие базовые правила использования тех или иных цветовых комбинаций, как например: сочетание красного и желтого цветов означает желание завоевать и стремление к новизне. Психологический эффект усиливается, когда эти цвета присутствуют в оформлении или рекламе предметов, связанных с энергией (топливный насос или коробка спичек); сочетание красного и зеленого символизирует потребность в самоутверждении, власти и безопасности и рекомендуется для создания ощущения силы и прочности, например, в рекламе оборудования для технического обслуживания; комбинация красного и синего (голубого) вызывает желание покорять и потребность в интимной близости,
прекрасно подходит для косметической продукции или для писчей бумаги, предназначенной для личных писем; сочетание красного и черного означает сдерживаемое возбуждение, готовое выплеснутся наружу в виде агрессии. Например, известный швейцарский специалист по психологии цвета М. Люшера, писал: «В театре и кино в красно-черное одеяние обычно облачен дьявол, психологический эффект его костюма настолько выразителен, что зрители узнают его еще до того, как он произнесет первое слово». Сочетание желтого и синего (голубого) очень динамично и подразумевает власть, производительность, скорость и энергичность; сочетание синего (голубого) и розового цветов символизирует мягкость, детство и свежесть, которые пробуждают материнский инстинкт и вызывает желание защищать, что прекрасно подходит для косметической продукции и детских товаров. Сочетание красного и белого создает ощущение чистоты и здоровья; сочетание голубого и белого цветов вызывает ассоциацию со свежестью и полезностью, кроме того, оно излучает настроение. Сочетание зеленого и синего (голубого) ассоциируется с покоем, свежестью и природой; сочетание белого и черного придает ощущение неподвижности, оттенок торжественности, шика и хорошего вкуса; сочетание желтого, красного и синего (голубого) кажется радостным и оживленным; сочетание желтого, красного, оранжевого, зеленого и коричневого навевает мысли о бережливости, спелых тропических фруктах, солнце и бегстве от повседневности; многоцветные комбинации ассоциируются с динамизмом, радостью и энергией, присущей детям [4].
В распоряжении рекламодателя есть не более десятой доли секунды на то, чтобы завладеть вниманием потребителя. Для того чтобы взгляд зрителя задержался на рекламном объявлении, он должен на нем остановиться. Некоторые цвета в этом отношении более эффективны, чем другие. Например, такие сочетания, как основного и дополнительного цветов, расположенных напротив друг друга в цветовом круге создают сильный контраст (красный и зеленый, синий и желтый, пурпурный и оранжевый). Красный на зеленом фоне кажется таким же ярким, как белый, на черном фоне. Продавцы мяса успешно используют этот контраст, украшая куски мяса веточкой петрушки, чтобы они выглядели более свежими.
В экспериментальном порядке учеными было выявлено, что цвет может оказывать влияние и на восприятие веса предметов. В 1926 году американские психологи Карл Уорден и Элен Флинн пришли к выводу, что черный цвет кажется самым «тяжелым», за ним следует красный, серый, пурпурный (одинаковая «весовая категория»), затем синий, зеленый, желтый и белый. Французский специалист по цвету Морис Дерибере обнаружил, что темные цвета, содержащие большой процент черного, воспринимаются как «тяжелые», а яркие, с наименьшим процентом черного цвета, кажутся «легкими». Например: на одном американском заводе черные ящики выкрасили в ярко-зеленой краской, после чего рабочие, целый день переносившие эти ящики, признались, что они стали намного легче, чем черные; в другом эксперименте, выкрашенные в ярко-желтый цвет ящики стали намного легче точно таких же ящиков темно-коричневого цвета; темные оттенки визуально уменьшают предметы, а белые фигуры на их фоне покажутся больше, чем на самом деле, при этом, если взять три ящика одного размера, красный будет казаться самым маленьким, белый - самым большим, а синий - средним относительно двух других. С расстояния три вертикальные полосы французского флага кажутся одинаковыми, но они соотноситься друг с другом в следующей пропорции: синяя - 33%, белая - 30%, красная - 37%.
В этой связи учеными была доказана, создаваемая цветами иллюзия движения: белый - активный цвет, кажется переливающимся через край, в то время как пассивный черный, как бы замыкается в себе. Красный стремится вперед к зрителю, а голубой отступает назад. Более того, ученые сошлись во мнении, что все цвета вызывают разные вкусовые ощущения. Так, желто-зеленое и зелено-желтое сочетания кажутся кислыми; желто-оранжевое сочетание и красным цветом кажутся сладкими; розовый слывет сахарным; синий, коричневый, оливковозеленый и пурпурный находят горькими; желтый цвет кажется пряным; серо-зеленый и серо-голубой сочетания слывут солеными. Многие проводимые исследования показали, что цвета ассоциируются с определенными запахами: оранжевый кажется едким; зеленый - немного пряным; пурпурный и сиреневый -ароматными. Легкие цвета пробуждают воспоминание о слад-
ких духах, а темные цвета, резкие и теплые, ассоциируются с неприятными запахами.
У цветов есть и свои звуковые соответствия: пурпурный -это бас, желтый -сопрано, красный - какофония. При этом, с точки зрения тактильных ощущений красный цвет кажется горячим, квадратным и выступающим вперед; желтый цвет выглядит остроконечным и треугольным; голубой - холодным, гладким, скользким и круглым. Описание характеристик разных цветов - это лишь попытка обозначить вызываемые ими мысленные ассоциации. Ощущения человека настолько тонки и неуловимы, что трудно поддаются словесному описанию. При этом, всем создателям рекламы необходимо гарантировать то, что розовый цвет в рекламе куклы Барби и голубой в рекламе компьютера всегда будут одинакового оттенка.
Молодой графический дизайнер Л. Герберт разработал таблицу пантонов, которая приносит его фирме несколько миллиардов долларов ежегодно. Благодаря этой таблице пантонов художники и типографщики всего мира на одном языке говорят обо всем, что касается цвета. Основные тона, как правило, кажутся более привлекательными, чем переходные. Женщинам больше нравится синий, чем красный цвет; мужчинам нравится больше синий, чем зеленый. Рассматривая, всё многообразие оттенков основных цветов первым, что приходит на ум - розовый цвет; за ним следует бежевый, лазурный, светло-голубой, светло-зеленый, бледно-желтый и темно-синий. Желто-зеленое сочетание вызывает наибольший дискомфорт, немного отстают от него оливково-зеленый и серый. Среди всех самых приятных глазу сочетаний: сине-зеленый и серый. Среди самых приятных глазу сочетаний: сине-желтое, сине-зеленое, сине-красное и желто-красное. На уровне проведенных социологических опросов, многие исследователи выявили следующий порядок исходных данных о приоритетности того или иного цвета. Например, бедные и малообразованные люди испытывают пристрастие к броским цветам вроде красного и оранжевого; люди среднего достатка, более развитые в культурном отношении, отдают предпочтение прохладным, мягким тонам и оттенкам.
Анализируя цветовую палитру и все ее разнообразие, многими учеными мира отмечается символическое значение, при использовании линий и форм в рекламной практике. Именно они и осваиваются на уровне передачи иллюстрации. При этом, всякое участие, в создании имиджа продукта и его качества происходит на уровне емкости, украшенной рисунком в виде окружностей, призваны восприниматься потребителем как более качественный продукт, чем продукт в емкости с рисунком в виде треугольников [5].
При выборе цветов, форм и линий для создания рекламы творческий актив разработчиков её, должны опираться на такие объективные критерии, как заметность и читаемость, а также на субъективный критерий - вызываемые этими графическими элементами мысли и ощущения. Подобные условия разрабатывал теоретик и практик рекламного креатива Р. Леви. Он считал, что некоторые цвета создают впечатление плотности, вязкости, тяжести. Другие вызывают ощущение легкости и текучести: «В рекламной практике существуют определенные правила создания разнообразных жанров и видов ее, цветовых и шрифтовых особенностей, композиционного построения. Например: в изобразительной части щитовой рекламы должны использоваться яркие, контрастные цвета. Самое сильное воздействие оказывает максимальный контраст двух цветов с резкой границей перехода. Сильные контрасты создают ощущения ясности, четкости, уверенности, силы, твердости, а слабые производят мягкое и неопределенное впечатление, при этом светло-тонные контрасты визуально сглаживают границы, они вялы и невыразительны; выбор цветов, обеспечивающих максимальный контраст с резкой границей перехода, осуществляют, в основном, из шести цветов: красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного, при этом необходимо учитывать особенности как физиологического, так и психологического восприятия цвета человеком» [6, с. 98].
Далее, необходимо рассмотреть и щитовую рекламу, не признающую тонкостей. Вся её изобразительная часть должна включать только одну картинку без лишней детализации. Картинка должна говорить обо всем и восприниматься, совершенно однозначно даже без рекламного текста. В изобразительной части должны использоваться яркие, контрастные цвета. Самое сильное воздействие оказывает максимальный контраст двух цветов с резкой границей перехода. Сильные контрасты созда-
ют ощущение ясности, четкости, уверенности, силы, твердости, а слабые производят мягкое и неопределенное впечатление. При этом светло-тонные контрасты визуально сглаживают границы. Они вялы и невыразительны. В области восприятия рекламы, необходимо согласится с автором учебника «Психология рекламы» А.С. Карминым, разрешившим цветовую зависимость: «Выбор цветов, обеспечивающих максимальный контраст, с границей перехода, осуществляется из шести цветов: красного, желтого, резкой зеленого, синего, белого и черного, с учетом их особенностей, таких как: на уровне физиологического восприятия цвета человеком. Например, на многих дорогах мира можно увидеть трейлеры красного цвета, на бортах которых написано «Кока-Кола». Красный цвет на трейлере точно повторяет цвет этикетки «Кока-Кола», то же относится и к цвету букв. К наружной рекламе относятся и другие виды наружной рекламы: разнообразные шары, аэростаты, витрины магазинов, красочно оформленные, в соответствии всех правил колористики наружной рекламы. Относительно создания баннерной рекламы, остается только подчеркнуть о том, что для неё предпочтительны желтый, оранжевый, голубой, но не красный, черный, коричневый цвета» [7, с. 117].
Создание рекламы никогда не превратиться в точную науку наподобие математики. Формы воздействия рекламы на по-
Библиографический список
требителя многообразны, это невероятно гибкое и сложное явление - по сути, как и сама человеческая натура. Человеческий фактор играет слишком большую роль в механизмах создания рекламы, поэтому ее трудно свести к точным теориям и формулам.
Это совсем не означает, что реклама несопоставима с наукой. Например, у психологии, есть свои законы и общие правила. Их можно и нужно понимать, придерживаться, потому что, любая, разная научная позиция рекламы занимает близкую к психологии. Она обустраивается относительно восприятия цветовой гаммы и ее воздействия на человека. Многие ученые видят и относят рекламу к искусству. Сегодня очень мало тех, кто с этим утверждением не согласен, что весьма необходимо, актуально и важно в современном обустройстве мира. При этом хочется подчеркнуть то, что, сам фактор современной рекламы выводится на новые правила и закономерности, в системе которых необходимо быстро научиться просчитывать рекламную эффективность, для формирования непреложных истин в позиционировании, дабы не совершать ошибок гениев и самим ковать успех в продвижении идей, товаров, имиджа, услуг.
Таким образом, эмоции людей при восприятии рекламы неоднозначны, как и сам процесс изучения эмоций потребителей.
1. Философский словарь / под общ. ред. В.А. Малинина. - М., 2003.
2. Дюпон, Люк. Реклама. 1001 совет. - Минск, 2008.
3. Цойгнер, Г. Учение о цвете. - М., 1971.
4. Джулер, А. Дж. Креативные стратегии в рекламе / А. Дж. Джулер, Б.Л. Дрюниани. - СПб., 2002.
5. Психология и психоанализ рекламы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара, 2007.
6. Демидов, В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия. - М.,1984.
7. Кармин, А.С. Психология рекламы. - СПб., 2004.
8. Гуревич, П.С. Приключение имиджа. - М., 1991.
9. Деян, А. Реклама. - М., 1993.
10. Люшер, М. Цвет вашего характера. - М., 2002.
11. Мегенетти, А. Система и личность. - М., 1996.
Bibliography
1. Filosofskiyj slovarj / pod obth. red. V.A. Malinina. - M., 2003.
2. Dyupon, Lyuk. Reklama. 1001 sovet. - Minsk, 2008.
3. Coyjgner, G. Uchenie o cvete. - M., 1971.
4. Dzhuler, A. Dzh. Kreativnihe strategii v reklame / A. Dzh. Dzhuler, B.L. Dryuniani. - SPb., 2002.
5. Psikhologiya i psikhoanaliz reklamih / red.-sost. D.Ya. Rayjgorodskiyj. - Samara, 2007.
6. Demidov, V.E. Suthnostj reklamih i psikhologiya ee vospriyatiya. - M.,1984.
7. Karmin, A.S. Psikhologiya reklamih. - SPb., 2004.
8. Gurevich, P.S. Priklyuchenie imidzha. - M., 1991.
9. Deyan, A. Reklama. - M., 1993.
10. Lyusher, M. Cvet vashego kharaktera. - M., 2002.
11. Megenetti, A. Sistema i lichnostj. - M., 1996.
Статья поступила в редакцию 08.10.13
УДК 378.1
Shalkina T.N., Nikolaeva D.R. CREATING A DATABASE OF MULTILEVEL PROFESSIONALLY ORIENTED TASKS AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COMPETENCES OF STUDENTS IT-DIRECTIONS. The article describes the development of a database of multilevel professionally-oriented tasks as a means of development common cultural and professional competences of students (in the direction 230100 - Computer Science and Engineering).
Key words: competence, professional competence, multilevel professionally oriented tasks.
Т.Н. Шалкина, канд. пед. наук, доц. каф. автоматизации и вычислительной техники, Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]; Д.Р. Николаева, ассистент каф. автоматизации и вычислительной техники,
Тюменский гос. нефтегазовый университет, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ МНОГОУРОВНЕВЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ IT-НАПРАВЛЕНИЯ
В статье описывается формирование базы данных многоуровневых профессионально ориентированных задач как средства развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов на примере направления 230100 - Информатика и вычислительная техника.
Ключевые слова: компетенция, профессиональная компетентность, многоуровневые профессионально ориентированные задачи.