ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ
М.В. Хижнякова, студент
Научный руководитель: Э.Г. Цзю, старший преподаватель
Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-235-238
Аннотация. В статье сделан акцент на выявление специфики творческих способностей и закономерностей их становления при изучении младшего школьного возраста, по причине того, что именно в этот период начинают разворачиваться основные предпосылки их развития. Говоря о практической составляющей реализации развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, то следует сказать, что он остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. Основная цель исследования заключается в выявлении роли детского творчества в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: творчество, младший школьный возраст, способности, искусство, испытуемые, исследование.
Построение новых стратегий развития творческой личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех творческих процессов. Проникая во все виды деятельности, включаясь в систему наиболее существенных когнитивных образований субъекта, творческие способности наиболее тесно связаны с развитием эмоционально-волевой и моти-вационной сферы личности. Особенно значимым становится выявление специфики творческих способностей и закономерностей их становления при изучении младшего школьного возраста, так, как именно в этот период начинают разворачиваться основные предпосылки их развития. На значение творческих способностей, воображения, фантазии в жизни младшего школьника указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития [2].
Одно из направлений, которое способствует комплексному развитию детей младшего школьного возраста - это творческая деятельность. В процессе творческой деятельности дети учатся рассуждать, делать выводы. Развитие творческих способностей происходит в деятельности, которая невозможна без наличия достаточ-
ного социального опыта, который ребенок черпает из окружающего его мира посредством общения, наблюдения, а также посредством сказок [5].
Практический аспект реализации развития творческих способностей детей младшего школьного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Целью нашего исследования является выявление роли детского творчества в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Мы предполагаем, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста будет эффективным, если: создается предметно-развивающая среда в классе, способствующая свободному проявлению творческого воображения и мышления первоклассника; используются различные формы организации занятий по рисованию; применяются специально подобранные методы, приемы, способствующие включению детей в атмо-
сферу творческого взаимодействия с педагогом; используются различные нетрадиционные техники рисования, направленные на развитие творчества.
Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста зависит от развития психических и физических функций, но это связь взаимообусловлена, с одной стороны, творчество зависит от качества сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой - оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий [1].
Среди различных видов деятельности первоклассники отдают предпочтение изобразительному искусству, как наиболее интересному и занимательному. Особенно любимым является рисование.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют первоклассников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, младшие школьники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным [2].
Анализ теоретических источников по данной проблеме, показал необходимость проведения экспериментального исследования по изучению влияниях применения разнообразных нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей первоклассников.
Исследование проходило на базе МБОУ СОШ №9 г. Ессентуки. В исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста - 8 мальчиков и 8 девочек (7-8 лет).
Одной из задач опытно-практической работы стало проведение диагностики творческих способностей младших школьников по следующим методикам: «Дорисовывание фигур»; «Где чье место?», «Скульптура»» и тест диагностики дивергентного (творческого) мышления Ф. Ви-льямса.
Анализируя полученные данные по всем проведенным нами методикам с первоклассниками, можно констатировать следующий факт, что в целом, у детей младшего школьного возраста доминируют средние и низкие уровни развития творческих способностей, процессов творческого воображения и креативности. То есть, данные испытуемые редко проявляются наблюдательность, способность видеть и ставить проблемы; умение высказывать необычные, оригинальные идеи, мысли; умение доводить начатое дело до конца (упорство в достижении цели); стремление к самовыражению и самоутверждению.
Дети исследуемой нами группы воспроизводят идеи очень медленно, дают 1 -2 ответа. Такие дети не дают редко приводимых ответов, их решения не отличаются необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. У них редко проявляются такие показатели сформированности вербального воображения как скорость процессов воображения; необычность, оригинальность стиля; богатство воображения (уровень фантазии, разнообразие); проработанность деталей и глубина образов; эмоциональность образов.
Одной из наиболее важных задач педагогической деятельности является формирование творческой личности ребенка. Научный интерес к нетрадиционным техникам изобразительного искусства вызван тем, что нетрадиционные виды изодея-тельности способствуют использованию знакомых предметов в качестве художественных материалов, вследствие чего получаемые изображения удивляют своей непредсказуемостью, а ребенок получает положительные эмоции, проявляет свою фантазию и творческие способности.
Цель занятий: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционных техник изодеятельности.
Занятия проводились 2 раза в неделю, длительностью 45 минут с перерывом в середине занятия 5 минут. Всего было проведено 6 занятий. Занятия по программе проводились с детьми в форме сов-
местной работы, в группе создавалась обстановка художественной мастерской. Пособия и оборудования находятся на видных местах. В процессе работы на занятиях дети могут свободно передвигаться по группе, брать те или иные материалы, тихо общаться между собой и по любым вопросам обращаться к педагогу.
Работа с детьми экспериментальной группы нетрадиционными техниками изо-деятельности базируется на направлениях: рисование отдельных предметов переходящее в рисование сюжетных эпизодов и далее в сюжетное рисование; от применения наиболее простых к более сложным видам нетрадиционных техник изображения; от работы с готовым оборудованием, материалом к применению самостоятельно изготовленных; от использования метода подражания к самостоятельному замыслу; от работы с рисунком в одном виде техники к использованию смешанных изображений; от индивидуального процесса работы к коллективному изображению
Процесс работы с каждым из перечисленных методов является для первоклассника маленькой игрой, которая доставляет ему радость и положительные эмоции.
В ходе занятий нетрадиционными способами рисования, первоклассники должны научиться самостоятельно выражать свои чувства и эмоции с помощью различных техник рисования; проявлять самостоятельность и активность в творческой деятельности; легко находить новые способы изображения своих задуманных идей [2, 5].
На занятиях мы использовали разнообразные техники нетрадиционного рисования, такие как, проступающий рисунок, кляксография, каракулеграфия, граттаж, рисование пальчиками и ладошками, рисование техникой «набрызг».
Библиографический список
1. Бикбаева Ж. Рисуем вместе: родительское собрание // Дошкольное воспитание. -2015. - №1. - С. 59-61.
2. Дубинская Е. Методы арт-терапии в работе с дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2015. - №5. - С. 81-85.
3. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 506 с.
На контрольном этапе эксперимента нами было проведено повторное тестирование, целью которого явилась проверка эффективности комплекса занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленной на развитие творческих способностей первоклассников.
Мы можем констатировать тот факт, что использование детского творчества на занятиях с младшими школьниками, в частности, нетрадиционных способов рисования, положительно влияет на развитие творческих способностей.
Наблюдается положительная динамика развития творческого воображения первоклассников после занятий с использованием нетрадиционных форм рисования (повышение показателей высокого и среднего уровней и снижение низкого уровня). Дети после занятий стали проявлять способность нестандартно мыслить, проявлять богатое воображение и фантазию. Первоклассники научились создавать совершенно новые и оригинальные образы.
Проанализировав теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на занятиях по изодея-тельности, мы уточнили понятие «творческие способности». Определили, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческих способностей в изобразительном искусстве.
Развитие творческой личности в процессе изодеятельности подразумевает комбинирование различных нетрадиционных методов развития творческих способностей школьников. Это способствует формированию интереса к искусству и самостоятельному творчеству.
5. Николаева Е.И. Психология детского творчества: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2019. - 256 с.
THE USE OF CHILDREN'S CREATIVITY AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ABILITIES IN FIRST-GRADERS
M.V. Hijnyakova, Student
Supervisor: E.G. Czy, Senior Lecturer
Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki
(Russia, Essentuki)
Abstract. The article focuses on identifying the specifics of creative abilities and the patterns of their formation in the study of primary school age, due to the fact that it is during this period that the main prerequisites for their development begin to unfold. Speaking about the practical component of the implementation of the development of creative abilities of children of primary school age, it should be said that it remains insufficiently disclosed, since many points of view regarding the psychological conditions of the formation of abilities are rapidly changing, children's generations are changing and, accordingly, the technology of teachers' work must change. The main purpose of the study is to identify the role of children's creativity in the development of creative abilities in children of primary school age.
Keywords: creativity, primary school age, abilities, art, subjects, research.