Научная статья на тему 'Развитие креативных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике'

Развитие креативных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ / CREATIVE ABILITY / IMAGINATION STIMULATION METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фоменко Елена Ивановна

Данное исследование посвящено изучению проблемы развития креативных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике. В работе актуализируется необходимость развития креативных способностей через развивающие занятия, направленные на развитие навыков общения, способствующее высвобождению творческой фантазии, воображения. В статье представлена система заданий с учетом методов стимуляции творческого воображения, ориентированная на развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фоменко Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE IN LEARNING MATHEMATICS

This study is devoted to the study of the problems of the development of creative abilities of children of primary school age in learning mathematics. The work raises a need for the development of creative abilities through development activities aimed at developing communication skills, promotes the release of creativity, imagination. The article presents the job system, taking into account the methods of stimulation of creative imagination, development-oriented and creative abilities of children of primary school age.

Текст научной работы на тему «Развитие креативных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике»

- повышению эффективности процесса овладения руководителями служебно-плановых форм обучения знаниями, умениями и навыками;

- развитию интеллектуальных особенностей руководителей служебно-плановых форм обучения при опоре на зону ближайшего развития;

- создание предпосылок для развития специальных способностей руководителей служебно-плановых форм обучения;

- улучшение учебной мотивации руководителей служебно-плановых форм обучения.

Выводы. Таким образом, систематизация методической подготовки субъектов служебно-плановых форм обучения в воинских частях, подразделениях (органах) ВНГ РФ осуществляется за счёт:

- формирования у субъектов педагогической техники организации и проведения служебно-плановых форм;

- включения в тематику командирской подготовки должностных лиц управления и подразделений инструктивно-методических занятий о порядке проведения служебно-плановых форм обучения военнослужащих и др.

Литература:

1. Алехин, И.А. Теория и практика развития военного образования в России: дис. д-ра пед. наук. - М., 2004.

2. Военная педагогика: учебник для вузов / И.А. Алехин [и др.]; под общ. ред. И.А. Алехина. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 414 с. - (Серия: Специалист). - ISBN 978-5-534-04359-4.

3. Гуляев, В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2003.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Фоменко Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы развития креативных способностей детей младшего школьного возраста при обучении математике. В работе актуализируется необходимость развития креативных способностей через развивающие занятия, направленные на развитие навыков общения, способствующее высвобождению творческой фантазии, воображения. В статье представлена система заданий с учетом методов стимуляции творческого воображения, ориентированная на развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: креативные способности, методы стимуляции воображения.

Annоtation. This study is devoted to the study of the problems of the development of creative abilities of children of primary school age in learning mathematics. The work raises a need for the development of creative abilities through development activities aimed at developing communication skills, promotes the release of creativity, imagination. The article presents the job system, taking into account the methods of stimulation of creative imagination, development-oriented and creative abilities of children of primary school age.

Keywords: creative ability, imagination stimulation methods.

Введение. На современном этапе темп развития науки и техники достаточно высок, поэтому задача формирования личности, которая может быстро ориентироваться в постоянно развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, отражает необходимость общества в людях, которые мыслят неординарно, действуют творчески, способных создавать и реализовывать новые идеи. Такие люди называются креативными.

Педагоги развивают креативные способностей детей с помощью музыки, рисования, но при обучении математике - нет, поскольку данный вариант, не совсем стандартный и он является актуальным.

Изложение основного материала статьи. Проблема креативности привлекает внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Выявлены некоторые возможности креативности, развитие которых в отдельности и в комплексе дает нестандартно мыслящего человека.

Одни ученые делают акцент на новое (Э. Маккеллар, Л. Кюби, К.Роджерс, Г. Меррей, Г. Лассуэль, К. Жерар, Ф. Тейлор, О. К. Тихомиров, А. В. Брушлинский, В. А. Моляко, П. М. Якобсон, И. Гизелин). Другие - рассматривают креативность как способность создавать продукт (Т.Амабайл, Ф.Баррон, Т.Любарт, Д.Маккинон, Р.Оксе, Р.Штернберг). Третьи - считают, что креативность это функция целостной личности (Дж.Гилфорд, Е.Торренс, Р.Вайсберг, К.Роджерс, А.Маслоу, Т.Амабайл и др). Четвертые - связывают креативность непосредственно с личностью объекта исследования (А.В. Морозов, Дж. Гилфорд, О. К. Тихомиров, Д. Б. Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина, Я. А.Пономарев и др).

Результатом этих исследований явился вывод, что творчество, креативность не является особым даром, а может быть развито у любого нормального человека. И даже возраст не имеет значения, так как в жизни каждого человека возникают трудности, проблемы, которые мы часто решаем творчески.

При развитии креативности в индивидуальном развитии человека можно выделить три точки зрения.

Первая сводится к постоянному возрастанию креативности с увеличением возраста (Обухова Л. Ф., Чурбанова С. М.).

Вторая точка зрения - противоположна первой и заключается в том, что по мере приобретения знаний креативность ребенка снижается (Олехнович М. О., Шумакова Н. Б., Фидельман М. И., Юркевич В. С.).

Третья точка зрения основывается на том, что развитие креативности носит колебательный характер (Э.П. Торренс; Е. С. Жукова).

Способность к креативному мышлению присуща всем людям.

Исследователи выделяют такие компоненты креативности: наблюдательность, особая концентрация внимания; воображение, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления и т. д.; стремление к открытиям, обладанию фактами, способность удивляться.

Креативность проявляется только тогда, когда это позволяет окружающая среда. Чтобы сформировать креативность необходимо иметь образец творческого поведения; условия для подражания творческому поведению; закрепление творческого поведения в социальной среде.

У детей развитие креативных способностей совершается в процессе обучения и воспитания. Но развитие и формирование креативных способностей у детей при обучении математике в начальной школе невозможно без воображения.

Наиболее яркое и свободное проявление воображения младших школьников можно наблюдать в игре, в рисовании, сочинении рассказов и сказок. В детском творчестве проявления воображения многообразны: одни воссоздают реальную действительность, другие - создают новые фантастические образы и ситуации. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития креативного подхода к миру.

Для развития креативных способностей мы проводили развивающие занятия, направленные на развитие навыков общения, способствующее высвобождению творческой фантазии, воображения. При проведении развивающих занятий мы разработали систему заданий, построенной с учетом методов стимуляции творческого, креативного воображения и ориентированную на развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста.

Воображение и мышление тесным образом переплетаются между собой, их даже бывает трудно разграничить, так как эти процессы участвуют в любом творческом акте [21. Чтобы создавать предварительно воображаемые модели творимого объекта необходимо соответствующим образом действовать.

При разработке развивающих заданий по математике мы использовали методы стимуляции креативного воображения [1].

Мозговой штурм (А. Осборн) - это способ воспроизведения самых разнообразных идей в группе детей. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации существуют разные варианты. Очень большое значение имеет работа по расширению детского кругозора.

Для данного метода мы сделали подборку заданий логического характера. К этим заданиям мы отнесли такие:

• Ориентация в пространстве.

На столе лежат вырезанные из бумаги круг, квадрат, треугольник и пятиугольник необходимо раскрасить каждую фигуру в свой цвет так, чтобы в первом случае сверху был треугольник, под ним - круг, под кругом квадрат, а в самом низу - пятиугольник, а во втором случае - вверху пятиугольник, за ним треугольник, квадрат и круг и т.д.

• Графические примеры.

Эти примеры помогают понять действия сложения и вычитания еще до изучения чисел, вычислительных приемов. Такие примеры хороши не только для занятий в школе с первоклассниками, но и на этапе подготовки детей к школе. К таким примерам можно отнести задачки, которые периодически появляются в интернете, например китайская.

• Сходство между объектами.

На каждое сравнение дается только три минуты. Что общего между охотником и орлом? (например, зоркость и т.д.).

Эти задания позволяют сконцентрироваться на своих знаниях и научиться получать необходимую информацию в короткий срок.

• Проблемные ситуации.

Например. Учитель знакомит учащихся с ситуацией из сказки: «Песенка мышонка» «Весело жил мышонок: песни пел, гулял и ничего не делал. Что было бы, если бы мышонок не захотел научиться строить дом? Как могли принять мышонка бобер, заяц, ежик?».

Желательно рассмотреть ситуацию с разных сторон: что могла бы сделать Сорока и как могли бы повести себя бельчата? Самые интересные решения записываются в Летопись. Дополнительно можно рассмотреть ситуацию, если бы мышонку встретился волшебник. Как тогда можно было бы закончить историю? Возможные варианты решения.

• Составление математического кроссворда, математической игры или математической викторины.

• Ребусы. Эти задания очень нравятся детям. Они учатся не только разгадывать ребусы. Но и составлять их.

Метод морфологического анализа (Ф. Цвикки) предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Для данного метода мы подобрали задания логического характера. К этим заданиям мы отнесли такие:

• Связь которой нет.

Необходимо выбрать два понятия, которые не имеют общих связей, например, кран и глаз. Задание состоит в том, чтобы придумать невероятную историю, которая свяжет между собой эти несовместимые понятия.

• Загадки. Отгадывание загадок является перебором различных вариантов, который приведет к появлению нового образа.

• Рисование по точкам. Эти задания творческого характера. Дана сеть точек на которой надо изобразить рисунок, придумав его.

Другой, тоже достаточно популярный метод стимулирования творчества - это синектика, предложенная У. Гордоном в 1948 г. Ее основной принцип - это сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи. Например.

• Рисунки- тесты.

Сюда можно отнести тесты Торренса, Вильямса, Гилфорда, где по линиям, предложенным в тестах создать художественные шедевры. Например, превратить значки в картинки и небольшие зарисовки.

• Узнай объект по контуру.

Данные задания направлены не только на развитие внимания, но и незнакомые контуры сделать для себя и других знакомыми.

• Конструирование.

Данные задания могут развивать техническое творчество, к ним относятся изготовление модели из любых материалов, создание геометрического сада ( причем каждый это задание понимает по своему), придумывание новой геометрической фигуры.

Метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл). Этот метод содержит рекомендации по организации творческого процесса не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок: представить объект в неожиданной обстановке; установить связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад, а также объяснить эту связь; задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как это получается? из каких частей состоит? для чего это годится?).

К упражнениям данного типа мы отнесли такие:

• Вообрази что получится?

В каждой задаче, в верхнем правом углу карточки, нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо (то есть дважды перегнутая пополам). После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Нужно определить, как будет выглядеть салфетка, если ее развернуть. Правильное решение обязательно должно быть среди пяти готовых ответов.

• Акцентирование- выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала.

• Креативные расскраски.

Раскрась: а) по буквам; б) животных с хвостиками; в) по количеству точек; г) веселых детей; д) треугольники зеленым цветом, прямоугольники - синим и т.д.; е) одинаковые картинки.

Метод вживания предполагает появление новых идей у детей, новый подход к решению задач и т.д. Метод можно использовать на любых занятиях для оценки поведения людей в определенной ситуации, для лучшего понимания, что происходит с объектами. Этот метод помогает почувствовать все, что происходит с объектом, на себе. Основной целью метода является возможность «переселения» обучаемого в тот объект, который изучается, и познать его изнутри.

К этим заданиям мы отнесли такие:

• Превращения.

Данные упражнения могут развивать технический интелект. Полезно представить себе конструкцию различных машин и приборов и принцип их работы или придумать этот принцип. Например, представьте, что вы: а) бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Закройте глаза и подробно представьте процесс который возникает при движении автомобиля (что с вами происходит); б) голос и какое путешествие вас ждет при попадании в телефонную трубку вашего друга.

Если данный метод использовать на занятиях, то он станет учебным и дети будут воспринимать его и другие занятия.

Метод каталога - это метод, позволяет решить проблему творческого сочинительства, которое дается детям очень трудно, они только начинают учиться сочинять.

• Гиперболизация - преувеличение или преуменьшение.

Упражнение «Придумываем сказку».

При помощи фантограммы каждой группе необходимо придумать необычный объект и описать его приключения. Желательно, чтобы изменение свойств объекта «обосновывалось» использованием соответствующих волшебных предметов.

Возможен вариант, когда определяется место действия (например: «волшебный лес», «волшебное озеро», «волшебный магазин», «волшебный планетарий» и др.), совместно обсуждаются объекты возможных изменений, а затем каждая группа выбирает один объект для фантазирования.

Метод рабочие листы - это описание последовательности шагов, которые надо сделать, и вопросов, на которые надо ответить, чтобы в конце концов решить поставленную задачу. Весь процесс разбит на этапы:

1) служит для ориентировки в информационном поле изучаемой проблемы.

2) поиск проблем, включающий в себя формулировку всех проблем, вытекающих из поставленной задачи (главный этап).

3) поиск идей, которые, не должны подвергаться критике на этом этапе.

4) разработка конкретных путей осуществления каждой высоко оцененной идеи (завершающий этап).

Данный метод упорядочивает и организует процесс мышления, поскольку разбивает его на

определенные этапы, помогает сформулировать основные вопросы, без которых невозможно продвижение к цели, увидеть, какой необходимой информации недостает.

Детям мы предложили задания следующего характера:

• Оригами. Построй на нелинованной бумаге квадрат и вырежи его. Выполни поделку, читая графическую карту с инструкцией.

• Рисование по точкам: а) точки пронумерованы; б) точки обозначены буквами алфавита; в) точки обозначены значками.

Метод стимуляции воображения предполагает конструирование нового, необычного сюжета, новой сказки или фантастического рассказа.

К упражнениям данного типа мы отнесли такие:

• Агглютинация - это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Объяснить или найти противоречие.

Упражнение «Как такое может быть?».

Педагог предлагает детям найти объяснение ситуациям противоречиями. Например: камень бросили в воду, но он не утонул (была зима); наступила ночь, но было светло (это была белая ночь); бумага попала в огонь, но не сгорела (она находилась в металлической коробке); воздушный шарик прокололи иголкой, а он не лопнул (шарик был сдутым); кот заметил на полу мышку, но не побежал за ней (мышка была

компьютерная); человек взял книгу но не смог прочитать ни одной строчки (книга была на иностранном языке, или это был ребёнок); дети увидели большого змея, н не испугались (это был воздушный змей) и др.

• Рисование с помощью геометрических фигур.

Детям предлагаются геометрические фигуры или одинаковой формы, или разной, с помощью этих фигур сделать знакомый рисунок или аппликацию.

• Кляксорисование. Из предложенных клякс или их контуров сделать знакомый рисунок.

• Изография (точное воспроизведение знаков, букв, иероглифов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное задание позволяет придумать фантастических животных, цветов и другие рисунки, используя предложенные значки.

• Страна фантазий. Эти задания напрвлены на придумывание математической сказки или необычной задачи.

Существует группа методов, которая применяется для развития творческих способностей личности, но не имеющих прямого отношения к творческому мышлению. Они направлены на снятие более глубоких, личностно-психологических барьеров на пути творчества. Их цель - преодоление внутренних запретов, и в первую очередь запретов на самовыражение чувств, ощущений, взглядов, ценностей личности и т. п. За счет этого происходит раскрепощение и раскрытие индивидуальности, высвобождение творческих возможностей человека.

Выводы:

1. Анализ проведенных нами исследований позволил утверждать, что вопрос развития креативных способностей решен еще не достаточно, хотя исследования в данной области проводились. Ответы не найдены на целый ряд вопросов, без которых об успешном развитии креативности не может идти речь: не определены принципы формирования творческой деятельности учащихся при изучении математического материала, не создана целостная методическая система развития креативных способностей у детей младшего школьного возраста.

2. Развитие креативных способностей детей младшего школьного возраста через решение определенного типа задач, в форме увлекательных игр, обогащает процесс обучения, делает его более содержательным, влияет на развитие испытуемого, как на творческую личность.

3. Развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста на основе системы математических заданий, построенной с учетом методов стимуляции творческого, креативного воображения и ориентированную на развитие креативных способностей у детей младшего школьного возраста при проведении развивающих занятий по математике является эффективным.

Литература:

1. Соколова Ю. Воображение / Ю. Соколова - М: ЭКСМО, 2002, - 48 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3 изд. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

3. Фоменко Е. И. Развитие креативного воображения у будущих учителей начальных классов и младших школьников // Математика и математическое образование: сборник трудов по материалам VIII международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию Карла Фридриха Гаусса), 26-29 апреля 2017 г., Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утее-вой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - с. 211-215

4. Фоменко Е. И. Роль креативных сотрудников в научно - техническом прогрессе // Научно-технический прогресс как фактор развития современного общества: сборник статей Международной научно-практической конференции (26 января 2019 г., г. Таганрог) / в 3 ч. Ч.3-Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. -с. 122-126.

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук Фролова Татьяна Петровна

Пермский национальный исследовательский политехнический университет (г. Пермь)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭТИКЕТНЫХ ФОРМУЛ УСТНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается целесообразность использования современных педагогических технологий, а именно интерактивных методов обучения при изучении этикетных формул устной коммуникации студентами первого курса политехнического вуза в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык». Целью данной статьи является разработка алгоритма использования приемов технологии интерактивного обучения иностранному языку в процессе изучения формул этикетной коммуникации.

В статье проанализированы положения по данному вопросу, были уточнены основные понятия исследования; разработаны приемы организации работы студентов с использованием технологии интерактивного обучения, приведены методические рекомендации. В статье описан опыт введения в учебный процесс таких интерактивных форм, как ролевая (деловая) игра, пресс-конференция, работа в парах, работа в малых группах в соответствии со структурой и содержанием дисциплины.

Ключевые слова: интеракция, технология, педагогическая технология, технология интерактивного обучения, коммуникативная компетенция.

Anmtation. The article discusses the feasibility of using modern pedagogical technologies, in particular interactive teaching methods in the study of etiquette formulas of oral communication by first-year students of the Polytechnic University while studying foreign languages. The purpose of this article is to develop an algorithm for the use of techniques of interactive foreign language learning technology in the process of studying the formulas of etiquette communication.

The author analyses the basic concepts of the research. The methods of organization of students' work using the technology of interactive learning are developed, methodical recommendations are given in the article. The article describes the experience of introduction into the educational process of such interactive forms as role (business)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.