Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / БЕСЕДА ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бреусова Татьяна Александровна, Петрунина Марина Александровна

В статье исследуется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий (далее - коммуникативные УУД) у младших школьников в рамках требований обновленного образовательного стандарта начального общего образования. Авторами проанализированы различные подходы к определению содержания формирования коммуникативных УУД, выявлены психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста в контексте исследуемой проблемы. Также уточнены понятия «коммуникативные УУД младшего школьника» и «формирование коммуникативных УУД у младшего школьника». Проведено исследование уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников и выявлены основные затруднения, возникающие у младших школьников в процессе коммуникации. Обоснован потенциал бесед об изобразительном искусстве как средства формирования коммуникативных УУД у младших школьников. Сформулированы условия эффективного использования бесед об изобразительном искусстве в процессе формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бреусова Татьяна Александровна, Петрунина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN THROUGH CONVERSATIONS ABOUT FINE ART

The article examines the problem of the formation of communicative universal educational actions (hereinafter - communicative UDS) in younger schoolchildren within the framework of the requirements of the updated educational standard of primary general education. The authors analyzed various approaches to determining the content of the formation of communicative UDS, determined the psychological and age characteristics of primary school age in the context of the problem under study. The concepts of "communicative UDS of a younger student" and "formation of communicative UDS of a younger student" are also clarified. A study of the level of formation of communicative UDS in younger schoolchildren has been conducted and the main difficulties that arise in younger schoolchildren in the process of communication have been identified. The potential of conversations about fine art as a means of forming communicative skills in younger schoolchildren is substantiated. The conditions for the effective use of conversations about fine art in the process of forming communicative UUD in younger schoolchildren are formulated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

Для закрепления неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений учитель должен использовать следующие виды тренировочных упражнений:

1. Определить, какие это предложения, указать, чем выражено сказуемое.

2. Переделать неопределенно-личные предложения в обобщенно-личные, поставив сказуемое-глагол в повелительное наклонение.

3. Дописать предложения и указать, какие это предложения.

4. Записать 3-5 поговорок о труде, счастье, чтобы они были обобщенно-личными предложениями.

При изучении темы «Неполные предложения» обучающиеся должны запомнить: 1) все типы простого предложения могут быть полными и неполными; 2) в неполных предложениях может отсутствовать любой член предложения.

Изучение неполных предложений удобно проводить на диалогической речи [1, С. 41-46]. Учащимся предлагается текст, в котором они должны указать неполные предложения и какие члены предложения пропущены.

5. Написать небольшой диалог, в котором употреблялись бы неполные предложения; указать, какие члены предложения опущены.

6. Ценно для закреплений знаний о неполных предложениях составить разговор с другом или подругой о подготовке к занятиям, о посещении кино и др.

После изучения типов простого предложения необходимо приступить к изучению однородных членов предложения. Тему «Однородные члены предложения» нужно разбить на три раздела: 1) понятие об однородных членах предложения; 2) союзы при однородных членах предложения; 3) знаки препинания при однородных членах.

Опираясь на знания иностранных обучающихся, полученных ими ранее, необходимо расширить эти знания. Обучающиеся усвоят, что однородными могут быть подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Перед тем, как приступить к изучению союзов при однородных членах предложения, необходимо повторить по морфологии сведениях о союзах.

С целью закрепления знаний об однородных членах предложения можно использовать в качестве тренировочных следующие упражнения:

1. В тексте определить однородные члены предложения.

2. В тексте определить однородные члены предложения и указать, какими частями речи они выражены.

3. Дописать предложения, добавляя однородные члены предложения.

4. В тексте поставить нужные знаки препинания и определить однородные члены предложения.

5. В тексте определить однородные члены предложения и указать, какими союзами они соединены.

6. В тексте вместо точек поставить нужные союзы и указать, какие однородные члены предложения они соединяют.

7. Описать окружающие Вас интерьер, природу, употребляя однородные члены предложения.

8. В анализируемом тексте определите обобщающие слова.

9. Дописать предложения и поставить нужные знаки препинания.

10. Подобрать подходящие однородные члены предложения к данным обобщающим словам.

При изучении синтаксиса простого предложения одним из видов письменных тренировочных работ является сочинение на заданную тему, при выполнении которого развивается устная и письменная речь учащихся, обогащается их словарь, развивается логическое мышление; учащиеся на практике применяют свои знания по грамматике, составляют словосочетания, предложения при этом выбирают наиболее удачные формы.

Выводы. Описанная система принципов и методов обучения синтаксису простого предложения и его типов способствует углубленному пониманию данной грамматической темы иностранными гражданами. Завершающим этапом в изучении типов простого предложения должно быть проведение изложения по картинке с использованием всех типов простого предложения или сочинение на одну из тем: «Экскурсия в горы», «Экскурсия на море» и т.д. Данный тип заданий подводит итоги по усвоению данной темы иностранными гражданами, а также проверяет сформированность их речевых умений.

Литература:

1. Попова, И.А. Неполные предложения в языкознании // Труды Института языкознания / И.А. Попова. - М.: АН СССР, 1953. - Т. 2. - С. 41-43

2. Романенкова, О.А. Методика обучения простому предложению русского языка студентов национального (мордовского) отделения на основе поэтического текста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Романенкова Ольга Алексеевна. - Нижний Новгород, 2005. - 20 с.

3. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические статьи. Сочинения / К.Д. Ушинский. Т. 11. - М.: Учпедгиз, 1939. - С. 156.

Педагогика

УДК 371.1

кандидат педагогических наук, доцент Бреусова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ БЕСЕД ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Аннотация. В статье исследуется проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий (далее - коммуникативные УУД) у младших школьников в рамках требований обновленного образовательного стандарта начального общего образования. Авторами проанализированы различные подходы к определению содержания формирования коммуникативных УУД, выявлены психолого-возрастные особенности младшего школьного возраста в контексте исследуемой проблемы. Также уточнены понятия «коммуникативные УУД младшего школьника» и «формирование коммуникативных УУД у младшего школьника». Проведено исследование уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников и выявлены основные затруднения, возникающие у младших школьников в процессе коммуникации. Обоснован потенциал бесед об изобразительном искусстве как средства формирования

коммуникативных УУД у младших школьников. Сформулированы условия эффективного использования бесед об изобразительном искусстве в процессе формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, урок изобразительного искусства, беседа об изобразительном искусстве, младший школьник.

Annotation. The article examines the problem of the formation of communicative universal educational actions (hereinafter -communicative UDS) in younger schoolchildren within the framework of the requirements of the updated educational standard of primary general education. The authors analyzed various approaches to determining the content of the formation of communicative UDS, determined the psychological and age characteristics of primary school age in the context of the problem under study. The concepts of "communicative UDS of a younger student" and "formation of communicative UDS of a younger student" are also clarified. A study of the level of formation of communicative UDS in younger schoolchildren has been conducted and the main difficulties that arise in younger schoolchildren in the process of communication have been identified. The potential of conversations about fine art as a means of forming communicative skills in younger schoolchildren is substantiated. The conditions for the effective use of conversations about fine art in the process of forming communicative UUD in younger schoolchildren are formulated.

Key words: communicative universal educational actions, a lesson of fine art, a conversation about fine art, a junior schoolboy.

Введение. Погружение в проблему формирования коммуникативных универсальных действий сопряжено с необходимостью осмысления обновленного образовательного стандарта начального общего образования. Следует непременно подчеркнуть, что заявленная проблема актуальная, поскольку направляет деятельность субъектов образования на такие особенности, как умение слушать и слышать собеседника. Кроме того, важно понимать звучащую речь, вести диалог (полилог), при этом должна быть выработана готовность к восприятию других точек зрения, но и совершенно необходимо научиться отстаивать свое мнение в различных жизненных ситуациях.

Речь идет о необходимости повышения уровня владения коммуникативными УУД именно у младших школьников, поскольку в этом возрасте закладываются основы коммуникации, которые важны как для познания школьных предметов, так и для установления контакта (безбарьерного) с окружающими людьми. Такое решение проблемы способствует развитию интереса к окружающему миру, к возможности его познания и тем самым побуждает детей прикоснуться к прекрасному.

Особую значимость для решения заявленных проблем приобретает изобразительное искусство, которое уже по своим содержательным характеристикам и деятельностным основам (речь идет о художественно-творческой деятельности) обеспечивает школьникам восприятие, анализ художественных произведений, осмысление на уровне воспроизведения полученной информации (рассказ, беседа).

В заявленном аспекте важны беседы об искусстве, которые по своим сущностным характеристикам могут быть и эвристического характера. Именно эвристический характер беседы, ее направленность на создание на уроках изобразительного искусства таких ситуаций, в которых у учащихся появляется возможность не просто рассказать о предмете обсуждения, но и, может быть, отстоять свою позицию.

Вышесказанное позволяет нам предположить, что беседы об изобразительном искусстве являются той основой, которая важна и необходима при выборе и обосновании средств формирования коммуникативных УУД у младших школьников.

Изложение основного материала статьи. Чтобы выстроить логику формирования коммуникативных УУД, следует предусмотреть особую взаимосвязь этапов самого учебного процесса, оптимального выбора как методов, так и средств, соответствующих теме, целям урока, возможностям учителя и учащихся, которые создадут обстановку, благоприятную для младшего школьника.

Ведь владеть речью (во всех ее проявлениях) - это использовать такие приемы, которые демонстрируют вполне сознательную включенность младшего школьника в партнерские отношения с одноклассниками, взрослыми людьми. Как вписаться в ситуацию, как приобрести младшему школьнику умения, которые проявляются не только в диалоге, но и в обсуждении вопросов, связанных с искусством? Может быть, необходима какая-то логика (возможно, и поэтапоность) взаимодействия учитель-ученик, что способствует и комфортному пребыванию школьника в коллективе сверстников. Не менее важно для школьника проявлять инициативу в условиях коммуникации, научиться создавать высказывание.

Возникла необходимость выявления затруднений коммуникативного характера, которые проявились у младших школьников (от 15% до 60%). Обнаружены затруднения в общении с одноклассниками, кроме того, диалог порой выстраивался слишком эмоционально, а работа в группах и микрогруппах требовала особого внимания со стороны учителя.

Обобщенно можно констатировать, что от развития коммуникативных навыков зависит увеличение (или уменьшение) количества детей с так называемой межличностной тревожностью. Кроме того, у этой группы детей возникают затруднения и в освоении школьной программы начального общего образования.

Характеризуя младшего школьника, его затруднения в области коммуникации, все-таки следует учитывать неподдельное их желание общаться, взаимодействовать, проявлять личностную активность. Заметно, по мнению многих психологов, стремление детей наладить дружеские контакты, что является основой для развития личностных качеств младшего школьника.

Так, позиция О.В. Будницкого направляет наши рассуждения на решение проблемы, связанной с овладением определенными вербальными и невербальными средствами общения, поскольку такая потребность у ребенка существует. Как уже было заявлено, сотрудничество очень важно для ребенка, кроме того, важно, кто его партнер по общению, так как от этого зависит понимание собеседника (как правило, стремление к пониманию есть) [2].

При выборе условий не только для личностного развития младшего школьника, но и для выработки навыков коммуникации, необходима целая система действий учителя, которая способствует познанию школьником слова, которое несет информацию, а ее необходимо осмыслить и только потом создать высказывание [1].

Таким образом, проведенный анализ позволяет определить, что формирование коммуникативных УУД в младшем школьном возрасте необходимо и возможно. Обосновано, что личностное развитие, расширение круга общения ребенка -все это необходимо учитывать и в соответствии с этим формировать нормативный, с точки зрения коммуникации, взгляд на изобразительное искусство.

В целях более глубокого исследования заявленной проблемы проведены диагностические процедуры (120 учащихся) уровня сформированности универсальных учебных коммуникативных действий младших школьников.

Далее потребовалось уточнение понятия «коммуникативные УУД младшего школьника». Это, на наш взгляд, совокупность определенных действий, которые отражают способность младшего школьника передавать информацию, используя язык в межличностном взаимодействии.

Какие еще параметры позволяют выстроить логику формирования коммуникативных УУД младшего школьника? Нет сомнения, что прежде всего познание и учет психолого-педагогических особенностей развития личности. Кроме того, важна включенность школьника в последовательную работу с информацией (извлекать ее, обрабатывать и на этой основе

создавать высказывания). Важно с первых лет обучения включать детей в диалоговое общение, поскольку не все учащиеся проявляют активность и способность в нем участвовать.

Особую значимость приобретает работа школьника с текстами (и с текстами культуры), если необходимо, то анализировать, восстанавливать текст. Учителю важно зафиксировать затруднения учащихся и в работе с текстами: их надо и прочитать, и проанализировать, и, может быть, построить диалог на этом материале. А далее: умеет ли школьник выслушать партнера по диалогу, в то же время высказать свою точку зрения?

Все это достаточно трудно, но вслед за А.Г. Асмоловым и М.Р. Битяновой необходимо выделить критерии сформированности у младших школьников коммуникативных УУД. Ведь если коммуникация - это взаимодействие, то выделим ценностно-ориентированный критерий; коммуникация - способность владения речью, то можно выявить коммуникативно-целевой критерий, а коммуникативно-деятельностный критерий - это проявленность коммуникативных УУД в деятельности [5, 9].

Для оценки сформированности коммуникативных УУД в исследуемой группе учащихся использовались методики диагностико-развивающие: «Рукавички» Г.А. Цукерман (согласованность действий в целях сотрудничества); «Левая и правая сторона» Ж. Пиаже (коммуникация - взаимодействие); «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман (коммуникация-воздействие).

Проведенное нами диагностические процедуры выявили, что большинство детей исследуемой группы можно отнести к среднему и низкому уровням сформированности коммуникативных УУД (60% и 30% соответственно). Только у 10% учащихся отмечается высокий уровень сформированности коммуникативных УУД.

Выявлено и другие особенности: у учащиеся исследуемой группы все-таки развита способность владения речью, то есть они могут на достаточном уровне передавать (сообщать, транслировать) информацию, при этом способны строить высказывания, которые понятны партнеру. Отмечаем, что не всегда учитывается, с кем и о чем приходится взаимодействовать (другими словами важен уровень речевого развития собеседников).

Проведенная диагностика отразила и те проблемы, которые связаны с неумением найти общее решение (то есть договориться). Кроме того, многие учащиеся не способны отстоять свою точку зрения, может быть, где-то и уступить. Отмечается, что не все школьники владеют эмоциями и доброжелательны к одноклассникам в ситуации конфликта. Зачастую они не способны принять позицию одноклассников, отличную от собственной.

Возникли следующие умозаключения по результатам проведенного диагностического исследования: во-первых, выявлена необходимость организации поэтапной работы по формированию коммуникативных УУД; во-вторых, необходимо сопровождение на пути преодоления затруднений учащихся, чтобы каждый из них почувствовал важность формирования коммуникативных УУД.

В качестве одного из средств формирования данной группы УУД мы рассматриваем беседы об изобразительном искусстве.Традиционно изобразительное искусство считается одним из действенных средств развития личности. Исследователи отмечают, что посредством искусства человек стремится выразить собственное отношение к окружающей действительности, показать свое отношение к прекрасному и безобразному, воплотить свои мечты. Так, приобщение к искусству - есть приобщение к общезначимому, общеценностному, общечеловеческому. Беседы об изобразительном искусстве - это по сути влияние на взгляды, нравственные ориентиры младших школьников, что содействует воспитанию личности младшего школьника, развитию коммуникативно-речевых действий.

Учитывая это, необходимо подчеркнуть: именно искусство позволяет ребенку включиться в ситуации восприятия и осмысления чего-то необычного и прекрасного. Можно говорить о «духовном взаимодействии» как в процессе художественного восприятия произведения, так и между людьми по поводу произведения искусства, что, безусловно, важно для расширении сферы общения. По сути приобщение к искусству - это возможность организации разнонаправленного общения (духовного, этического и эстетического по своей сути).

Вышесказанное может служить доказательством того, что включенность младшего школьника в познание искусства (своеобразное общение с искусством) вызвает некоторые затруднения, а вот использование бесед об искусстве служит эффективным средством формирования у них коммуникативных умений и воспитания чувства прекрасного.

Беседа на уроках изобразительного искусства может приобретать различные оттенки: это и организованный педагогом разговор, в процессе которого учитель, зная уровень подготовки учащихся к восприятию искусства, выстраивает систему вопросов; корректное использование пояснений, уточнений, своеобразного погружения в проблему, что способствует восприятию и осмыслению изображаемого предмета или явления.

Беседы об изобразительном искусстве, в первую очередь, ориентированы на восприятие детьми произведений пластических искусств, а также их анализ. Такие беседы, как правило, используются в первой части урока изобразительного искусства и включают работу со зрительным рядом, работу с терминологией (речь идет об обучении учащихся основам анализа произведений изобразительного искусства).

В ходе таких бесед, по мнению Т.Г. Русаковой, организуется процесс художественного общения, особого рода эмоционально-интеллектуальной связи художника и зрителя. Так художественное произведение, которое несет в себе жизненный и художественный опыт автора, а также представляет информацию о его художественной концепции мира и личности, способствует освоению зрителем (в процессе диалога с автором в том числе) потаенных глубин произведения [8].

Прикосновение к произведениям искусства, способствует тому, чтобы учащиеся приобрели свое видение произведения искусства, однако не менее важно послушать и другие точки зрения, согласиться либо оспорить услышанные мнения. Важно и другое: сформулировать и задать вопросы учителю и одноклассникам, может быть, и самому себе. То есть речь идет о создании ситуаций средствами метода беседы, которые побуждают школьников к желанию высказаться, обсудить, составить рассказ, написать сочинение-миниатюру.

Так, при организации бесед об изобразительном искусстве, можно выделить ряд условий, выполнение которых позволит учителю на достаточно высоком уровне сформировать коммуникативные УУД младших школьников:

1. В ходе беседы учитель должен использовать диалогическую форму общения, а также корректно формулировать вопросы, отдавая предпочтение тем, которые предполагают развернутые ответы (как вы думаете..., представьте себе..., объясните..., докажите...).

2. Учителю необходимо строить общение в демократическом стиле, чтобы у каждого участника беседы была возможность высказать свою позицию, даже если она отличается от мнения большинства.

3. Беседа об изобразительном искусстве должна носить эмоционально-нравственную нагрузку, опираться на жизненный, эмоциональный и художественный опыт детей.

4. В ходе беседы нужно активизировать все доступные детям формы самовыражения: речь, мимику, жесты, графическую речь и др.

5. Интеграция доступных видов искусства, а также использование межпредметных связей.

Выявленные особенности метода беседы в процессе познания искусства являются, на наш взгляд, основой для создания проблемных ситуаций; использования познавательно-ролевых форм работы; обоснованного выбора, игровых, проектно-исследовательских технологий.

Выводы. Беседа об изобразительном искусстве является эффективным средством формирования коммуникативных УУД у младших школьников, поскольку в ходе таких бесед у учащихся появляется возможность перейти от роли слушателя к роли участника события, то есть импровизировать, отвечать на проблемные вопросы учителя, формулировать и задавать вопросы одноклассникам.

Особую значимость приобретают ситуации, когда школьники могут сформулировать и высказать свою точку зрения о том или ином произведении искусства; выслушать и согласиться, а, может быть, оспорить позицию других участников беседы. При этом метод беседы об изобразительном искусстве имеет свои особенности, которые описаны ранее и которые следует учитывать при организации работы с младшими школьниками на уроках изобразительного искусства.

Литература:

1. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды / А.А. Бодалев. - М.: Московский психолого-социологический институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

2. Будницкий, О.В. Психология коммуникации / О.В. Будницкий. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 640 с.

3. Бреусова, Т.А. Нравственное воспитание ребенка в процессе беседы об изобразительном искусстве / Т.А. Бреусова // Проблемы и перспективы формирования педагогической культуры у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), Сургут, 23-24 сентября 2016 года / Департамент образования и молодежной политики; Сургутский государственный педагогический университет; Составитель и научный редактор Абрамовских Н.В. - Сургут: ООО "Аксиома", 2016. - С. 230-232

4. Бреусова, Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках тематического рисования / Т.А. Бреусова, С.С. Горлова // Национальный проект «Культура» и система многоуровневого художественного образования в полиэтничном регионе: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 19 июня 2020 года. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2020. -С. 187-193

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2013. - 189 с.

6. Коммуникативность обучения - в практику школы: Из опыта работы: Книга для учителя / под ред. Е.И. Пассова. -М.: Ось-89, 2015. - 126 с.

7. Петрунина, М.А. Особенности межпредметной координации в художественно-эстетическом воспитании школьника / М.А. Петрунина, Т.А. Бреусова, И.А. Фархшатова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 260-263

8. Русакова, Т.Г. Обучение младших школьников основам художественного общения на уроках изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие к урокам изобразительного искусства в начальной школе / Т.Г. Русакова. -Оренбург: Издательство ОГПИ, 1996. - 36 с.

9. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования [Гекст|: [научно-методическое пособие1 / Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая; [науч. ред. М.Р. Битянова]. - Самара: Федоров, 2017. - 299 с.

10. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс]. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 15.02.2023).

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Зубкова Яна Владимировна Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Вологдина Ирина Валерьевна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Социальные технологии являются востребованным инструментом не только изучения социальных явлений, но и средством получения прогнозируемого социального результата. Благодаря применению социально-педагогических технологий в процессе обучения студент рассматривается как активный участник гражданской, культурной и общественной жизни, субъект межличностных коммуникаций. Использование в педагогической деятельности данных технологий способствует самореализации студентов, развитию собственных возможностей и талантов. В процессе обучения важно создавать положительную атмосферу для продуктивной работы всех студентов с учетом их индивидуальных особенностей. В рамках исследования были определены социально-педагогические технологии обучения, способствующие развитию коммуникативных навыков, повышению профессиональной активности студентов и культуры профессионального общения. Технологии социально-педагогической деятельности направлены на обеспечение психологического комфорта студентов, развитие коммуникативных, когнитивных и прагматических компетенций, что определяет всестороннее развитие личности.

Ключевые слова: взаимодействие, социальное пространство, личность, высшее образование, кейс-технологии, сотрудничество.

Annotation. Social technologies are a popular tool not only for studying social phenomena, but also for obtaining a predictable social result. Due to the use of socio-pedagogical technologies in the learning process, the student is considered as an active participant in civil, cultural and social life, the subject of interpersonal communications. The use of these technologies in pedagogical activity contributes to the self-realization of students, the development of their own capabilities and talents. In the learning process, it is important to create a positive atmosphere for the productive work of all students, taking into account their individual characteristics. Within the framework of the study, socio-pedagogical learning technologies were identified that contribute to the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.