Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / КОМПОНЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS / FINE ARTS LESSON / COMPONENTS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNG LEARNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко О. Д.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся стало приоритетной задачей современной педагогики, где результаты обучения определяются не только предметным форматом, но и, прежде всего, уровнем сформированности надпредметных умений. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования УУД, потому что именно в нём учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребёнка. В статье описаны способы подготовки студентов к формированию различных видов УУД у младших школьников на уроках изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.К. Полуянова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко О. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING STUDENTS FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN YOUNG LEARNERS AT FINE ARTS LESSONS

The formation of universal educational actions (UEA) of learners has become a priority task of modern pedagogy, where learning outcomes are determined not only by the subject format, but also, first of all, by the level of the development of meta-subject skills. Primary school age is a sensitive period for the formation of UEA, because it is in this age that educational activity becomes leading for children. The article describes the methods of preparing students for the formation of various types of UEA in young schoolchildren in fine arts lessons under the program "Fine Arts and Artistic Labor" by Yu.K. Poluyanov.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

УДК 373.016:741/744

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

О.Д. Лукьяненко

PREPARING STUDENTS FOR THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN YOUNG LEARNERS AT FINE ARTS LESSONS

O.D. Lukyanenko

Аннотация. Формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся стало приоритетной задачей современной педагогики, где результаты обучения определяются не только предметным форматом, но и, прежде всего, уровнем сформированности надпредметных умений. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования УУД, потому что именно в нём учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребёнка. В статье описаны способы подготовки студентов к формированию различных видов УУД у младших школьников на уроках изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.К. Полуянова.

Abstract. The formation of universal educational actions (UEA) of learners has become a priority task of modern pedagogy, where learning outcomes are determined not only by the subject format, but also, first of all, by the level of the development of meta-subject skills. Primary school age is a sensitive period for the formation of UEA, because it is in this age that educational activity becomes leading for children. The article describes the methods of preparing students for the formation of various types of UEA in young schoolchildren in fine arts lessons under the program "Fine Arts and Artistic Labor" by Yu.K. Poluyanov.

Ключевые слова: профессиональная подготовка студентов, урок изобразительного искусства, компоненты учебной деятельности, универсальные учебные действия младших школьников.

Keywords: professional training of students, fine arts lesson, components of educational activity, universal educational actions of young learners.

Современное образование отличает высокий темп обновления научных знаний и технологий. В связи с этим возникает необходимость формирования у подрастающей личности способности к самоорганизации своей деятельности, умений учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.

Приобретение любых личностных новообразований - умений, способностей, личностных качеств, происходит, по мнению Л.С. Выготского, только,

если индивид включён в процесс деятельности [2]. Вопросами организации обучения на деятельностной основе занимались Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Методики обучения на деятельностной основе по различным учебным предметам представлены в трудах Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, А.А. Вахрушева, А.В. Горячева, Е.Е. Кочема-совой, Т.А. Ладыженской, Л.Г. Петерсон, Ю.А. Полуянова и др. Из программ по изобразительному искусству для младших школьников (Н.М. Сокольниковой,

B.С. Кузина, Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой) только в программе Ю.А. Полуянова, разработанной в рамках организации развивающего обучения школы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, используется деятельностный подход как основа организации уроков. Элементы деятельностного подхода в рамках развивающего, личностно ориентированного обучения включены в программу эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комаровой.

Главной целью обучения при деятельностном подходе является не столько непосредственно учебная деятельность, сколько повышение уровня развития обучающегося, его способности к саморазвитию и самосовершенствованию [5]. Собственные силы личности и логика её развития определяют успешный результат обучения и воспитания в процессе реализации деятельностного подхода в образовании.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся стало приоритетной задачей современной педагогики, где результаты обучения определяются не только предметным форматом, но и, прежде всего, уровнем сформированности надпредметных умений. В собственно психологическом значении термин универсальные учебные действия» определяют как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование соответствующих умений, включая самоорганизацию процесса учения [6].

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования УУД, потому что именно в нём учебная деятельность становится ведущим видом деятельности ребёнка. Анализ специальной методической литературы по проблеме формирования основных видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) у младших школьников со всей очевидностью показывает необходимость совершенствования организации современного урока в общеобразовательной школе.

Согласно точке зрения Л.Г. Петерсон независимо от изучаемого предмета (математики, изобразительного искусства и т. д.) и места организации обучения (в системе школьного, домашнего или дополнительного образования), компоненты учебной деятельности остаются неизменными и опираются на общую теорию деятельности: позитивной мотивации, обеспечивающей желание субъекта учиться; операций с моделями осваиваемых явлений и способов деятельности, обеспечивающих активное усвоение обучающимся новых знаний и способов действий; самоконтроля и самооценкой [9].

Организованный таким образом учебный процесс осуществляется на основе следующих структурных компонентов: мотивация к деятельности; выделение цели деятельности; определение предмета деятельности; планирование своей деятельности и выбор средств для реализации задуманного; рефлексия деятельности.

В лекционном курсе теория и методика преподавания изобразительного искусства с практикумом при проведении учебных занятий по направлению подготовки «Педагогическое образование» с двумя профилями «Дошкольное и Начальное образование» мы обращаем постоянное внимание студентов на различные аспекты, исследуемой нами проблемы. Прежде всего, на организацию учебного процесса на основе структурных компонентов учебной деятельности. Так, в теме «Формирование УУД у учащихся 1-4 классов на уроках изобразительного искусства» предлагаем следующие вопросы для обсуждения:

- учебная деятельность младших школьников;

- структурные компоненты урока изобразительного искусства;

- приёмы вовлечения в изобразительную деятельность обучающихся; приёмы организации целеполагания;

- приёмы обучения проектированию и осуществлению обучающимися запланированных действий;

- приёмы обучения обучающихся анализу результатов своих действий и сравнение их с поставленными в начале целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в процессе самой деятельности, варьируются, но выше рассмотренные компоненты присутствуют во всех теориях.

Процесс вовлечения в изобразительную деятельность предполагает мотивацию обучающихся. Например, планируя начать знакомить детей с новым материалом и техникой работы с ним, учитель предлагает знакомство с материалами, с помощью которых художники изображают предметы окружающего мира. Для организации самостоятельного целеполагания детьми своей деятельности возможно создание проблемных ситуаций. Например, педагог просит детей нарисовать эскиз для своей работы, использую новую технику. В ходе выполнения эскиза дети сталкиваются с тем, что не получается изобразить желаемое, непривычна консистенция нового материала и его химические свойства, не привычны инструменты для работы с новым материалом и др. Учителю необходимо своевременно остановить работу учащихся, выявив индивидуальные затруднения. Это один из самых сложных моментов организации урока, так как ребёнку в этом возрасте не свойственно видеть недостатки своей работы. Затем учитель помогает выявить причину затруднений и сформулировать цель деятельности на уроке.

На этапе проектирования действий по реализации поставленной цели проводится рефлексивный анализ выполнения пробного действия, обращается внимание на изучение свойств и средств художественной выразительности

нового материала. На этапе осуществления спроектированных действий учитель показывает способы работы в новой технике с новым материалом. Обобщив предложения детей, составляется алгоритм выполнения действий в изучаемой технике. По окончании этого этапа дети выполняют творческие эскизы. Желательно проговаривать вместе с детьми алгоритм работы. В случае необходимости учитель корректирует ход выполнения действий детей. На последнем этапе урока учитель проводит анализ результатов учебной деятельности детей и сравнивает её результаты с поставленной целью. Ещё раз делается акцент на возникшее препятствие в работе и способ его преодоления.

В приведённом примере речь идёт о типе урока по ознакомлению с новым материалом. Предлагаемая система организации урока позволяет формировать у детей не только традиционную систему фундаментальных знаний, но и универсальные учебные действия в соответствии с требованиями государственного стандарта начального общего образования.

Мы рассматриваем со студентами характерные возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать учителю при организации их учебной деятельности на уроке изобразительного искусства. В период от 7 до 11 лет, называемый младшим школьным возрастом, происходит активное становление высшей нервной деятельности детей, развивается абстрактное мышление. Способность активно заниматься деятельностью учения ограничена двадцатью-тридцатью минутами, при этом, утомляемость менее заметна, если каждые 10-15 минут происходит смена видов деятельности [8].

Главные изменения, наблюдаемые в психическом развитии младшего школьника, связаны в первую очередь с учёбой [4]. Но в сознании ребёнка на первых порах игровая деятельность не сразу уступает место учебной. Учебная деятельность, становясь ведущей для младшего школьника, создаёт новые социальные установки: чувство долга, ответственности, понимания важности образования.

По данным психологических исследований к семи годам дети обладают способностью увлечённо играть от полутора до трёх часов. Это касается и любой продуктивной деятельности, такой как рисование, конструирование или изготовлении поделок, если она интересна и лично значима для ребёнка. Младший школьник способен выполнять достаточно сложные мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления, то есть выполнению ребёнком общеучебных и логических УУД.

Для младшего школьного возраста характерна сравнительная слабость произвольного внимания, что обусловлено преобладанием возбудительных импульсов нервной системы ребёнка над импульсами торможения. Слабо развита в этом возрасте и способность к распределению внимания, поэтому ребенку трудно одновременно слушать объяснение и выполнять задание. Он может или слушать, приостановив работу, или, наоборот, работать, не воспринимая речь учителя.

Младшие школьники, особенно первоклассники, недостаточно владеют произвольной регуляцией процесса восприятия, т. е. действовать по инструкции и выделять наиболее существенные элементы поступающей информации им ещё сложно, особенно если она не представляет непосредственного интереса для них. Дети полнее и глубже усваивают информацию, если она эмоционально привлекательна. Л.С. Выготский писал: «Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоциями. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на все решительно формы нашего поведения и на все моменты воспитательного процесса» [1, с. 181].

Большинство младших школьников испытывают эмоциональную готовность и желание заниматься изобразительной деятельностью. Способность увлеченно заниматься каким-нибудь делом ценнейшее качество человека. Сам процесс художественной деятельности создаёт у детей эмоционально-положительный настрой, чем снимает нервно-психологическое напряжение. Урок изобразительного искусства оказывают на детей значительное психотерапевтическое воздействие.

Художественные способности обнаруживаются почти у всех детей младшего школьного возраста. Способности же изобразительные ярко проявляют себя в подростковом и юношеском возрасте. Каждое отдельное изображение чего-либо для ребёнка единица, пользуясь которой он строит свой рисунок. Рисунок значим для детей и сам по себе, и как материал, при помощи которого можно показать какое-то событие [3].

В учебных и творческих заданиях надо обязательно учитывать, какие объекты окружающей жизни наиболее интересны детям 7-11 лет. Однако если на уроке отдельно показывать детям, как надо рисовать лошадь или медведя, голубя или синицу, жука или бабочку, которые очень нравятся детям, то обучение станет и бесконечным, и малопродуктивным. С точки зрения Б.М. Неменского, учить полезно не частностям, а тому общему, посредством чего можно изобразить любые предметы и явления. Причём учить не только тому, как передавать их внешний вид, а и как изобразить их красиво и выразительно-художественно [7].

В младшем школьном возрасте обучать рисунку полезнее всего начиная с различий формы очертаний изображений, т. е. рисовать, продвигаясь от общего к частям и деталям того, что хочешь изобразить. Первые представления выразительности плоских и объёмных форм формируются при овладении первичными приёмами скульптурной лепки, конструирования объёмных изделий и живописных, графических, декоративных рисунков. При этом дети сталкиваются с линиями различного характера, пятнами, силуэтами из цветной бумаги, объёмными формами из пластилина, по-разному соединяют их в нереальные и жизненные изображения. Данный процесс

требует от них осознанного планирования своих действий, их последовательности для реализации своего замысла, выбора способа работы.

Замысел складывается у одних детей как общая идея, для выражения которой надо поискать материал; у других как продуманный пошаговый план работы. На формирование способности у младших школьников планировать свои действия и воплощать свой замысел большое значение оказывает прого-варивание своих действий во внешней речи. Дети «про себя» (иногда вслух) поясняют своё изображение, что компенсирует им невозможность передать всё задуманное в работе средствами выразительности (композиционными, пластическими, живописными и др.). Часто младшие школьники рассказывают об изображении намного больше того, что нарисовали. Данную особенность учителям нужно использовать при подведении итогов деятельности детей на уроке, на этапе рефлексии.

Если учащиеся увлечены, с интересом относятся к изобразительной деятельности, то интуитивно находят выразительные художественные решения своего замысла. Поскольку опыта для соблюдения технологии изображения у младших школьников мало, учитель использует технологические схемы и образцы произведений искусства. От урока к уроку младшие школьники убеждаются, что источники их замыслов ничем не ограничивают. Наблюдение, осознанное изучение окружающей действительности также способствует созданию ярких, оригинальных, точных образов.

Ю.А. Полуянов выделяет условия для развития у детей 7-11 лет умений создавать выразительные образы на уроке изобразительного искусства:

- органическое единство учения и творчества;

- положительная мотивация каждого ребенка к предстоящей деятельности;

- осознанного усвоения детьми новых средств художественной деятельности в процессе решения различных учебных задач;

- деловое свободное общение между детьми и учителем, обеспечивающее чувство значимости и уверенности в своих силах [10].

Учитель и дети должны действовать совместно при решении учебных задач, но примеры правильного их решения не показываются в готовом виде. С помощью наводящих вопросов детей обучают выдвигать гипотезы, выполнять суждения и делать умозаключения. Иногда решения могут быть интуитивными находками, как следствие детской творческой деятельности, и учитель помогает школьникам включать их в систему своих умений.

Цель любой творческой задачи стимулировать учащихся уже на этапе планирования изображения учитывать средства выразительности используемого материала (линий, пятен, цветов, объёмов и т. п.). Нужно стараться не требовать одинаково высокого уровня в освоении способов изобразительной деятельности от всех детей. Одни быстро «схватывают» сущность нового способа действий и легко воплощают их в своих работах, другие достигают результата позже. Есть и те, кто продвигается в обучении очень медленно. Мы объясняем это темпераментом детей, неодинаковым уровнем

развитости их художественных способностей, индивидуальным темпом овладения новыми знаниями и умениями и наличием разного опыта обучения изобразительной деятельности в дошкольный период.

Развитие креативности у детей происходит в основном при самостоятельном осмыслении ими учебных и творческих задач, при учебной инициативе, а не в исполнительской деятельности. Дети учатся предчувствовать ход дальнейших действий, угадывать вопросы и проблемы, которые учитель ещё не поставил. Потому самостоятельная продуктивная деятельность учащихся занимает большую часть времени на уроке. Её результат напрямую зависит от степени овладения общими способами художественной деятельности. Чем лучше освоен общий способ действия, тем интереснее, сложнее и содержательнее бывает замысел ребёнка. И чем богаче у ребёнка набор замыслов, тем целенаправленнее он находит способы и средства художественной выразительности.

Организация самостоятельной работы детей - по содержанию, методам и формам должна быть очень разнообразна. Учителю важно своевременно вносить необходимые коррективы в процессе изображения, показывая приём работы или способ художественной выразительности, не подавляя самостоятельности детей.

Руководствуясь тем, что общему и художественному развитию обучающихся способствует обучение успехом, надо поощрять детей не столько за верные ответы и выполненные задания, сколько за инициативу и оригинальность решения, стараться отметить малейший успех каждого. На этапе рефлексии и оценивания готовых работ не порицать за ошибки, а обращать внимание на удачные решения.

Приём анализа и обсуждения применяется не только на заключительном этапе урока, но и в начале урока, при этом дети высказываются с опорой на критерии, заданные учителем. Сначала автор обсуждаемого рисунка и другие дети высказывают своё мнение неуверенно, обращаясь к учителю за поддержкой. Постепенно научаются обсуждать работы самостоятельно между собой. Учитель обращает внимание детей на достоинства, не замеченные другими, и при необходимости защищает от несправедливой критики. В конце третьего и в четвёртом классе педагог вмешивается в обсуждение только в тех случаях, когда какие-то важные качества работы не были замечены детьми.

Слова-термины целесообразно употреблять в процессе совершения действий и демонстрации построения художественного изображения. Нерационально требовать от детей механического заучивания изобразительных понятий при опросе, диктанте. Термины, изученные на первых уроках, надо использовать и на последующих, когда дети решают новую задачу, связанную с уже им знакомой. Например, на уроках рисования с натуры при выполнении заданий, связанных с цветовым решением, актуализируются понятия характеристик цвета (тёплый - холодный, тихий - кричащий, яркий - тусклый) и т. п.

На одном уроке вводят не более двух художественных терминов. На последующих - употребляют все термины.

В процессе прохождения педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения по формированию различных видов УУД у младших школьников на базе ЧОУ-СОШ «Развитие» города Армавира на уроках изобразительного искусства по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Ю.К. Полуянова. В этой программе предполагается формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся, которая является основой личностных УУД.

Социальные роли и межличностные отношения активно формируются при организации межличностного общения учащихся. Осознанное желание и умение учиться (способность к произвольному выполнению необходимых действий), в значительной мере формируются в процессе мотивации и рефлексии, являющихся обязательными частями урока изобразительного искусства.

Такие виды личностных УУД, как самостоятельность и инициативность, целесообразно формировать в процессе постановки каждым учащимся личной учебной цели, а также при планировании своей деятельности. Становлению ответственности как особого вида личностных УУД способствует предоставление обучающимся свободы творческой деятельности в рамках поставленной учебной задачи. Большое значение для становления личностных УУД также имеют использование таких форм работы как проект и коллективное творчество.

Формирование регулятивных УУД происходит систематически в процессе работы учащихся на каждом уроке. Под руководством студента-практиканта учащиеся осуществляли целеполагание своей деятельности на уроке (создавали продукт изобразительной деятельности или овладевали новой техникой изобразительной деятельности), планировали ход ведения работы, прогнозировали личный результат (представить на белом листе бумаги готовое произведение), контролировали и корректировали (под руководством педагога дети поэтапно корректировал свою деятельность: создавали композицию, выявляли объемы, прорисовывали детали, завершали целостный образ), выполняли оценку и самооценку (в конце занятия проводилась выставка работ и рефлексия деятельности).

Первоначально студент-практикант играл ведущую роль, четко систематически отслеживая этапы деятельности детей, со временем, когда дети овладевали навыком самоорганизации своей деятельности, он занимал позицию консультанта.

Например, в процессе выполнения учебного рисунка с натуры:

- дети видели перед собой поставленный практикантом натюрморт, желали нарисовать такую картину, но не знали, как это сделать (целеполага-ние для преодоления затруднения);

- дети определяли последовательность действий, внимательно изучив постановку с помощью студента-практиканта (планировали);

- представляли, какая картина в итоге получится (прогнозирование);

- выполняли рисунок с натуры, постоянно сверяясь с постановкой (осуществляли контроль);

- замечали несоответствия, вносили необходимые исправления (осуществляли коррекцию);

- после завершения работы каждый определял, доволен ли он сделанным (осуществляли самооценку).

Подобные задания по рисованию натюрморта с натуры были включены в программу на каждом из четырёх лет обучения. Это позволяло выработать у детей определённый алгоритм действий. В результате формировалась способность к целенаправленным действиям (саморегуляция). Данные действия младшим школьникам приходилось повторять при работе над различными художественными произведениями в разных художественных техниках: с натуры, по памяти и т. д. Таким образом, у учащихся формировалась способность работать по определенному алгоритму.

Познавательные УУД, включающие общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы, формировались в процессе работы над художественным произведением, когда ученику необходимо было найти дополнительную информацию для получения желаемого результата. При этом, познавательные, так же, как и регулятивные УУД, требовали от ребенка постановки цели, составления алгоритма действий, направленных на ее достижение, контроля, коррекции и оценки. Например, под руководством наших студентов-практикантов на четвёртом году обучения младшие школьники сформулировали цель: нарисовать картину о победе наших солдат в Великой Отечественной войне. Предполагалось изображение бегущих солдат, движущейся техники. Возникла необходимость поиска информации (как выглядели пушки, бронетранспортёры и танки в военный период, как действовала пехота). Дети посетили школьную библиотеку, компьютерный класс, принесли из дома справочную литературу, вели хронометраж выполнения заданий, обсуждали итоги поиска информации.

Помимо общеучебных действий у младших школьников формировались и личностные и коммуникативные УУД. Например, самостоятельный сбор и анализ материала позволял создать условия для формирования у младших школьников способности к самостоятельному приобретению знаний, а значит, к саморазвитию. На формирование коммуникативных УУД благотворно влияла сама специфика уроков изобразительного искусства, так как в отличие от других уроков студенты-практиканты и учащиеся чувствовали себя коллегами, занимающимися одним делом, - они художники.

В процессе урока изобразительного искусства младшему школьнику необходимо было учитывать не только свою позицию, но и позиции других детей и педагога, партнёров по общению или деятельности, уметь участвовать в дискуссии, в коллективном обсуждении проблем, уметь их разрешать. Развитию коммуникативных УУД способствовало использование как индивидуальных,

так и групповых формы работы. Учащийся на уроке изобразительного искусства проигрывал разные социальные роли.

Организация уроков изобразительного искусства, в основе которых лежит систематическая тренировка различных видов УУД, создаются условия, позволяющие младшим школьникам самостоятельно регулировать свою деятельность, способствует формированию умений учиться. Учащийся, поставив цель, находит необходимые средства и способы для её достижения, реализует составленный план действий и оценивает результаты своей деятельности. Таким образом, при изучении курса «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом и в процессе прохождения педагогической практики студенты учатся способам формирования УУД у младших школьников на уроках изобразительного искусства, реализуя основную цель современного образования - способность личности к самоорганизации своей деятельности и саморазвитию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский, Л. С. Воспитание чувств / Л. С. Выготский. - URL: http://pravoknigi.ru/pedagogika/ 155-hrestomatij a-vozrastnaj a-i-pedagogicheskaj a-psih/4534-vygotskij-ls-vospitanie-chuvstv.html. - Текст : электронный.

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с. - Текст : непосредственный.

3. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - 2-е изд., доп. - М. : Учпедгиз, 1961. - 223 с. - Текст : непосредственный.

4. Ительсон, Л. Б. Учебная деятельность. Её источники, структура и условия / Л. Б. Ительсон. - Текст : непосредственный // Хрестоматия по возрастной психологии : учебное пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк ; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Международная академия, 1994. - С. 152.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с. - Текст : непосредственный.

6. Крабанова, О. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О. А. Крабанова. - Текст : непосредственный // Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С. 9-11.

7. Неменский, Б. М. Материалы курса «Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского „Изобразительное искусство и художественный труд"» : лекции 1-4 / Б. М. Неменский, И. Б. Полякова, Т. Б. Сапожникова. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2007. - 124 с. - Текст : непосредственный.

8. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - М. : Просвещение, 2001. - 240 с. -Текст : непосредственный.

9. Петерсон, Л. Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа2000...» / Л. Г. Петерсон. - М. : АПКи ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007. -448 с. - Текст : непосредственный.

10. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. 2 класс. (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) : пособие для учителя / Ю. А. Полуянов. - М. : Вита-Пресс, 2004. - 256 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Vygotskiy L. S. Vospitanie chuvstv. Hrestomatiya "Vozrastnaya i pedagogicheskaya psihologiya" [Education of the senses. Reader "Developmental and educational psychology"]. Available at: http://pravoknigi.ru/pedagogika/155-hrestomatija-vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih.html. (In Russian).

2. Vygotskij L. S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical Psychology]. Ed. by. V.V. Davydov. M., Pedagogika-Press, 1999. 536 p.

3. Ignatyev E. I. Psihologiya izobrazitel'noy deyatel'nosti detey [The Psychology of Arts of Children]. M., Uchpedgiz, 1961. 223 p.

4. Itel'son L. B. Uchebnaya deyatel'nost'. Eyo istochniki, struktura i usloviya. Hrestomatiya po vozrastnoy psykhologii [Educational Activities. Its Sources, Structure and Conditions. Reader on Developmental Psychology]. M., International Academy, 1994, p. 152.

5. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot dejstviya k mysli: posobie dlya uchitelya [On Designing Universal Educational Actions in Primary School: from Action to Thought: A Teacher's Guide]. Ed. by A. G. Asmolov. M., Prosveshchenie, 2008. 151 p.

6. Krabanova O. A. The formation of universal educational actions of primary schoolchildren. Upravlenie Nachal'noy Shkoloy = Primary School Management, M., 2009, No. 2, pp. 9-11. (In Russian).

7. Nemenskiy B. M., Polyakova I. B., Sapozhnikova T. B. Materialy kursa «Osobennosti obucheniya shkol'nikov po programme B.M. Nemenskogo «Izobrazitel'noe iskusstvo i hudozhestvennyj trud»: lektsii 1-4 [Course Materials "Features of Teaching Schoolchildren according to the Program by B. M. Nemenskiy "Fine arts and artistic work": lectures 1-4]. M., Pedagogical University "September 1", 2007. 124 p.

8. Nizhegorodtseva N. V., Shadrikov V. D. Psihologo-pedagogicheskaya gotovnost' rebyonka k shkole [Psychological-pedagogical Readiness of a child for School]. M., Prosveshchenie, 2001. 240 p.

9. Peterson L.G. Deyatel'nostnyj metod obucheniya: obrazovatel'naya sistema «Shkola 2000...». Postroenie nepreryvnoj sfery obrazovaniya [Activity-based Teaching Method: Educational System "School 2000..." Building Continuous Education]. M., AATPREW, AMC "Shkola 2000...", 2007. 448 p.

10. Poluyanov Yu. A. Izobrazitel'noe iskusstvo i hudozhestvennyj trud. 2 klass. (Sistema D.B. El'konina - V.V. Davydova): Posobie dlya uchitelya [Fine Arts and Artistic Work. Grade 2. (The system of D.B. Elkonin - V.V. Davydov): Teacher's Guide]. M., Vita - Press, 2004. 256 p.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Лукьяненко, О. Д. Подготовка студентов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках изобразительного искусства / О. Д. Лукьяненко. - Текст : непосредственный // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. -2021. - № 1. - С. 20-30.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION Lukyanenko O. D. Preparing Students for the Formation of Universal Educational Actions in Young Learners at Fine Arts Lessons / O. D. Lukyanenko // The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 1, pp. 20-30. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.