Научная статья на тему 'Беседа в развитии коммуникативной компетенций младших школьников на уроках изобразительного искусства'

Беседа в развитии коммуникативной компетенций младших школьников на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOL STUDENTS / КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENT APPROACH / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВТі ЦүЗЫРЕТ / COMMUNICATIVE COMPETENCES / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ БЕСЕДЫ / CONVERSATION TECHNIQUE / БЕЙНЕЛЕУ өНЕРі / КіШі ОқУШЫЛАР / ЦүЗЫРЕТТі ТәСіЛ / әЦГіМЕНі ЖАСАУ әДіСТЕМЕСі

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Истомина Н. С.

Статья посвящена развитию коммуникативной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства. Описывается проблема несформированности коммуникативной компетенции учащихся начальных классов, их неумение говорить. В статье раскрываются благоприятные организационно-педагогические условия использования метода беседы для успешного развития коммуникативной компетенции младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Истомина Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Беседа в развитии коммуникативной компетенций младших школьников на уроках изобразительного искусства»

щЦ

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -Q

X X О

m

о

X

Истомина Н.С.,

тренер ЦУП филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: бейнелеу внерг, кшг оцушылар, цузыреттг тэсы, коммуникативтг цузырет, эц-ziMeHi жасау эдгстемесг.

Ключевые слова: изобразительное искусство, младшие школьники, компетентный подход, коммуникативная компетенция, методика проведения беседы.

Keywords: fine arts, younger school students, competent approach, communicative competences, conversation technique.

БЕСЕДА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОМ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Ацдатпа

Макала теменп сынып окушыларыныц енер са-бактарында коммуникативтш кузыреттшшн дамыту туралы жазылган. Теменп сынып окушыларында коммуникативтш кузыреттшктершщ калыптаспа-уыныц мэселелерi сипатталады. Макалада комму-никтивтiк кузыреттшкп дамытуды педагогикалы; -уйымдастырушылы; жагдайында эцпмелесу тэсiлiн пайдалану аркылы жузеге асыру туралы жазылган.

Аннотация

Статья посвящена развитию коммуникативной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства. Описывается проблема несформированности коммуникативной компетенции учащихся начальных классов, их неумение говорить. В статье раскрываются благоприятные организационно-педагогические условия использования метода беседы для успешного развития коммуникативной компетенции младших школьников.

Annotation

The article is devoted to the development of communicative competence of younger school students at the lessons of Fine Arts. The problem of nonformation of communicative competence of pupils of primary classes, their inability to speak is described. In the article favorable organizational and pedagogical conditions for using of conversation method for successful development of communicative competence of younger school students are revealed.

Современные изменения в образовании связаны с переоценкой его результативности, в том числе и в преподавании изобразительного искусства.

Сегодня в период возрастания коммуникативной активности в обществе ориентированность многих программ, в том числе и изобразительного искусства, должна быть нацелена на речевое развитие школьников. В речевом развитии школьников большая роль отводится начальной школе. Значит, содержание начального образования в формировании личности учащегося должно быть направлено

■Щ

на развитие навыков грамотной устной и письменной речи, умелого построения коммуникативного отношения со взрослыми, с одноклассниками, понимание содержания прослушанного текста, умения выразить свою мысль.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам воспитания и образования младших школьников позволяет обнаружить несоответствие между образным и логическим мышлением учащихся начальных классов. Дети этого возраста не могут оформить образы, возникающие в их внутреннем мире в образы словесные. Поэтому встает всеобщая школьная проблема нес-формированности коммуникативной компетенции: дети не умеют говорить. Поэтому необходимо создать на уроке изобразительного искусства благоприятные организационно-педагогические условия для успешного развития коммуникативной компетенции детей в сочетании с эстетическим, нравственным воспитанием, художественным образованием и развитием учащихся [3].

Государственные образовательные стандарты выдвигают на первый план цель современного образования - воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условия для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован не только на решение предметных задач, но и на формирование компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция - способность к устной, письменной, продуктивной коммуникации, предполагающая синтез знаний, коммуникативных навыков и умений. К коммуникативной компетенции относятся умения учащихся вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить

небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Каково значение коммуникативной компетенции ученика в обучении изобразительному искусству?

Каждый урок изобразительного искусства должен быть ориентирован на решение, как предметных задач, так и на формирование коммуникативной компетенции. Лингвистический аспект играет здесь очень важную роль: язык рассматривается как ключ к пониманию искусства. Поэтому чрезвычайно важным на уроках изобразительного искусства становится слово: здесь оно является не столько носителем информации, как на других уроках, сколько носителем художественно-поэтического образа.

Вдохновляемые примером учителя, учащиеся охотнее делают попытки объяснить свои впечатления от той или иной картины, подыскать слова для выражения своих чувств и переживаний, рассказать учителю и одноклассникам об увиденном. Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах, а младший школьный возраст является благоприятным в развитии коммуникативной компетенции.

Однако, несмотря на заявленную определяющую роль коммуникативной компетенции, отмечается снижение уровня ин- 3 дивидуального словарного запаса младших В школьников. Ученики не умеют аргумента- § ровать свои выступления, делать обобщен- ^

Рч

ные выводы, или просто свободно и произ- §

вольно общаться друг с другом, не владеют ¡3

предметной терминологией. о

Очевидно, что невозможно решать пе- д

дагогические проблемы устаревшими ме- ^

тодами. Прогрессивного педагога всегда Й

волнует вопрос повышения эффективности В

ж

образовательного процесса. Творчески пре- ^

подавать изобразительное искусство - это ^

значит постоянно искать новые пути акти- §

визации деятельности учащихся на всех эта- В

пах учебной работы, использовать новые, ®

ОН

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

т

о

X

оригинальные формы объяснения и закрепления материала, разрабатывать систему вопросов, совершенствовать отдельные методы и приемы обучения.

Одним из приемов развития коммуникативной компетенции на уроке изобразительного искусства является организация уроков бесед. Беседа на уроках изобразительного искусства - это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности. Именно поэтому беседа нашла широкое распространение как метод развивающего обучения изобразительной деятельности.

Сегодня в педагогической практике имеет место неразработанность методики проведения беседы, как средства развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроке изобразительного искусства. А так же отсутствие в методической литературе специальных исследований по результативности использования беседы на уроках изобразительного искусства и развития коммуникативной компетенции.

По рекомендации Воробьевой В.И. беседа используется обычно в первой части урока, когда стоит задача формирования изобразительного представления, и в конце урока, когда важно помочь увидеть свои работы, почувствовать их выразительность и достоинства, понять слабости. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач. Значительными возможностями обладают уроки - беседы об изобразительном искусстве, беседы по произведениям художников, где в полной мере можно проследить эффективность использования диалогового обучения [1].

В сюжетном рисовании, когда детей учат передавать сюжет, в процессе беседы необходимо помочь детям представить содержание

изображения, композицию, особенности передачи движения, цветовую характеристику образа, то есть продумать изобразительные средства для передачи сюжета. Педагог уточняет с детьми некоторые технические приемы работы, последовательность создания изображения. В зависимости от содержания изображения (по литературному произведению, на темы из окружающей действительности, на свободную тему) методика бесед имеет свою специфику. Так, при рисовании (лепке) на тему литературного произведения важно вспомнить его основную мысль, идею; эмоционально оживить образ (прочитать строчки стихотворения, сказки), дать характеристику внешнего облика персонажей; вспомнить их взаимоотношения; уточнить композицию, приемы и последовательность работы. Рисование (лепка) на темы окружающей действительности требует оживление жизненной ситуации, воспроизведения содержания событий, обстановки, уточнения выразительных средств; композиций, деталей, способов передачи движения и т.п., уточнения приемов и последовательности изображения. При рисовании (лепке) на свободную тему необходима предварительная работа с детьми. В беседе педагог оживляет ребячьи впечатления. Затем он предлагает некоторым детям объяснить их замысел: что они нарисуют (слепят), как будут рисовать, чтобы было понятно другим, где расположат ту или иную часть изображения. Учитель уточняет некоторые технические приемы работы на примере рассказов детей, учитель еще раз учит школьников способам замыс-ливания образа [2].

Выполнение этих задач является не самоцелью, а средством формирования обобщенных представлений, необходимых для развития самостоятельности, активности, инициативы детей при создании изображения. Степень умственной, речевой активности школьников в беседах подобного рода тем выше, чем богаче опыт детей. В конце урока нужно помочь детям почувствовать выразительность образов, ими созданных. Обучение умению видеть, чувствовать вы-

разительность рисунков, лепки - одна из важных задач, стоящих перед педагогом. При этом характер вопросов и замечаний взрослого должен обеспечить определенный эмоциональный отклик в душе детей. Возрастные особенности влияют на содержание беседы, на степень активности детей. В зависимости от конкретных дидактических задач характер вопросов меняется. В одних случаях вопросы нацеливаются на описание внешних признаков воспринимаемого объекта, в других - на припоминание и воспроизведение, на умозаключение. Требования к вопросам носят общепедагогический характер: доступность, четкость, ясность формулировки, краткость, эмоциональность.

Рассматривая вопросы методики проведения бесед об изобразительном искусстве необходимо указать на наиболее распространенные в педагогической практике недостатки в проведении бесед и пути их устранения. Не все учителя начальных классов учитывают возрастные возможности учащихся в усвоении материала о содержании и художественных достоинствах демонстрируемых произведений. Нередко учитель берет специальную литературу по изобразительному искусству, рассчитанную на старшие классы, и, не перерабатывая, использует в начальных классах. В итоге учащиеся не могут овладеть этим материалом, так как он слишком труден для них. В ходе бесед об изобразительном искусстве наблюдаются случаи неумелой постановки вопросов и неумения ряда учителей демонстрировать с наибольшей результативностью репродукции с произведений художников [5].

Первостепенное значение во время беседы имеет демонстрация произведений и вопросы, необходимость отвечать на которые заставляет учащихся внимательно анализировать демонстрируемые картины, изделия декоративно - прикладного искусства, проявлять максимум интереса, самостоятельности, активности, волевых усилий. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно раскрывать идейное содержание анализируемого произведения и его художественные

достоинства, а учитель только бы подводил их наводящими, дополнительными вопросами к тому или иному суждению, умозаключению, обобщению.

Вопросы должны быть четкими, конкретными, понятными детям и одновременно интересными, заставляющими думать. Неумело подобранные, непродуманные вопросы сводят на нет хорошо подготовленную беседу в целом.

Современный учитель, развивая коммуникативную компетенцию школьников должен постоянно совершенствовать свои знания, речь, добиваться того, чтобы она отличалась логической стройностью, легкостью, доступностью и вместе с тем образностью и эмоциональной выразительностью.

Таким образом, продуманная и проведенная на высоком научно - методическом уровне беседа на уроке изобразительного искусства с использованием современных приемов активизации художественно - творческих интересов и способностей учащихся младших классов развивает коммуникативную компетенцию, вводит их в мир искусства, в мир прекрасного, открывая для учителя и его учеников новые перспективы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьева, В.И. Подготовка учителя к беседе по картине [Текст] / В.И. Воробьева // Начальная школа,- 1991,- № 2, - С.17-18.

2. Кузин, В.С. Беседы об изобразительном искусстве [Текст] / В.С. Кузин // Начальная школа.- 1979.- №3.- С.21-22.

3. Падчеварова, С.Н., Падчеваров В.А., Особенности психологического содержания урока [Текст]: учебно - методическое пособие / С.Н. Падчеварова, В.А. Падчева-ров.-Ростов на Дону.- РГПИ.- 1990. - с.48.

4. Ривина, Е.К. Элементарные основы композиции. Беседы об изобразительном искусстве [Текст] / Е.К.Ривина // Начальная школа. -1995.- № 3. - С. 13-14.

5. Тецкова, В.А. Методы обучения изобразительному искусству [Текст]: Методические указания / В.А. Тецкова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 12с.

т

о

Рч РЧ

О

О

о &

Й -а X X О

к

т

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.