5. Семенов, К.Б. Патриотизм как важнейшее социально-политическое и духовное явление общественной жизни / К.Б. Семенов, Д.А. Ермаков // Современный ученый. - 2017. - № 1-1. - С. 203-205. - EDN ZDNESB.
6. Чомаева, Г.А. Уровни сформированности гражданственности студенческой молодежи / Г.А. Чомаева // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Сборник научных трудов / отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2019. - С. 130-135. - EDN NCOTDM.
7. Шмелькова, Л.В. Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее / Л.В. Шмелькова // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2016. - № 8(30). - С. 1-4
Педагогика
УДК 373.31
доцент Павлова Екатерина Павловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса Старостина Ангелина Николаевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УСЛОВИЯХ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье освещены результаты проведенного исследования по решению проблемы формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений во внеурочной деятельности. Успешная социализация детей в современном обществе зависит от сформированности и развитости их коммуникативных умений и навыков. Учитывая северное расположение нашей республики и ограниченного количества населения в сельской местности, можно утверждать, что у детей могут возникать некоторые проблемы в развитии полноценной коммуникации. Целью исследования было изучить коммуникативные умения, разработать и апробировать внеурочные занятия изобразительного искусства в рамках кружка «Радуга» по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся второго класса. В ходе исследования нами использовались методы: теоретические, практические и статистические. Теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, а также нормативной документации, по проблеме нашего исследования; практические - опрос учащихся, констатирующее исследование; статистические - контроль и анализ результатов исследования и графическое описание результатов исследования. Нами выявлены теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников, особенности его развития, определены формы работы учителя в этом направлении. В период разработки программы по внеурочной деятельности, на основании исследованных трудов формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности были изучены и использованы ряд приемов и методов работы с детьми. Вместе с тем, на констатирующем этапе исследования изучили первоначальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников. Практическая часть проводилась в сельской средней общеобразовательной школе Республики Саха (Якутия), в которой преобладает количество детей-билингвов, у которых основной язык общения - родной якутский. В ходе внеурочных занятий по изобразительному искусству нами использовались следующие приемы и методы: метод проектов, дискуссия, комментирование, диалог, ролевые игры, беседа, опрос по цепочке, повторение с контролем, обсуждение, точка зрения и раскадровка. По результатам контрольного этапа исследования, учащиеся младшего школьного возраста показали положительную тенденцию формирования коммуникативных умений во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, занятие, изобразительное искусство, коммуникативные умения, рисование, универсальные учебные действия.
Annotation. The article highlights the results of the study on solving the problem of the formation of communicative skills in children of primary school age in extracurricular activities. Successful socialization of children in modern society depends on the formation and development of their communicative skills and abilities. Given the northern location of our republic and the limited number of people in rural areas, it can be argued that children may have some problems in the development of full-fledged communication. The purpose of the study was to study communicative skills, to develop and test extracurricular classes of fine arts within the framework of the "Rainbow" circle on the formation of communicative universal educational actions in second-grade students. The study used theoretical methods - the study of pedagogical, psychological and methodological literature, regulatory documents on the problem of research; practical - a survey stating the experiment; statistical - selection, analysis and processing of statistical data, graphical representation of the results. We have identified the theoretical foundations of the formation of communicative skills in younger schoolchildren, the features of its development, the forms of the teacher's work in this direction have been determined. During the development of the program for extracurricular activities, on the basis of the studied works of the formation of communicative universal educational actions in younger schoolchildren in extracurricular activities, a number of techniques and methods of working with children were studied and used. At the same time, at the ascertaining stage of the study, the initial level of formation of communicative skills of younger schoolchildren was studied. The practical part was held in a rural secondary school in the Republic of Sakha (Yakutia), which is dominated by the number of bilingual children whose main language of communication is their native Yakut. During the extracurricular arts classes, we used the following techniques and methods: project method, discussion, commenting, dialogue, role-playing, conversation, chain survey, repetition with control, discussion, point of view and storyboard. The results of the control stage showed a positive trend in the formation of communicative skills in children of primary school age in extracurricular activities.
Key words: extracurricular activities, occupation, fine arts, communicative skills, drawing, universal educational actions.
Введение. В период обучения детей в начальной школе всегда актуально формирование коммуникативные умения, ведь степень развитости коммуникации воздействует на эффективность обучения в целом, но и на развитие становление как личности, социализации. Абсолютно каждое умение можно сказать, развивается в ходе целенаправленной деятельности, а конкретно коммуникации, она формируется во время общения, беседы, взаимодействия, и разговорах учащихся в урочное, а также и кружковое время.
Самым благосклонным периодом для формирования коммуникативных УУД считается период обучения детей в начальной ступени школы. Личностные успехи обучающихся впервые достигают на первых этапах обучения, которые имеют конкретный социальный смысл для детей. Следовательно, самой главной задачей в начальных классах является,
создание благоприятных условий для формирования коммуникативных умений, стимулирования первых достижений и самостоятельности обучающихся [3, С. 16].
Изложение основного материала статьи. Известно, что осмысленную ориентацию и социальную компетентность обучающихся с положения других людей, предоставляют следующие умения: уметь сотрудничать, слышать и слушать собеседника, принимать участие в коллективном обсуждении конкретной проблемы, участвовать в групповой работе, принимать активное участие, общение со своими сверстниками и учителями. В федеральном стандарте отмечены и выделены три главных вида коммуникативных умений: коммуникация как кооперация, условие интериоризации и взаимодействие [4].
Трудности формирования коммуникативных умений были освещены в трудах А.Б. Зверинцева, О.В. Клубовича и Б.М. Йеменского и других. По мнению А.В. Брагуца, конкретное развитие у детей коммуникативных умений реализуется не только во время изучения содержания учебников, но и в кружках, именно там, дети приобретают собственный опыт коллективной работы, у обучающихся развиваются умения вести беседу, разговор, дискуссию, брать советы а также, развиваются важные рефлексивные качества, устанавливают роль учеников. Кружковая деятельность обучающихся, соединяет самые разные виды деятельности, кроме урочной, где может быть и рациональное пути решения задач, их социализации, развитии и воспитании [3, С. 116]. В эту пору, согласно содержанию ФГОС, внеурочная деятельность - это направленная образовательная деятельность, образуемая в промежутке свободного от уроков времени [4].
Абсолютно все школы обязаны формировать цельную систему УУД, кроме того, навыки то есть, практика индивидуальной деятельности и личностной обязательств учащихся, а конкретно, ключевые компетенции, обуславливающие достоинство современного образования, большую роль уделяют именно младшим школьникам. Формирование коммуникации детей в большей степени необходима для удачной адаптации и социализации обучающихся в современном обществе [1, С. 91].
К умениям из которых состоит развитие коммуникации детей в начальной школе относятся: составление плана сотрудничества со сверстниками и учителями, где дети устанавливают цель, задачи, функции и пути взаимодействия; построение и формулировка вопросов, влияющие на продуктивное взаимодействие во время поиска информации, конкретной проблемы, поиск путей решения этой проблемы, получение и анализ итогов и реализация; контролирование партнера, она заключается в коррекции и анализе, оценке работы своего партнера; изложение мыслей, соответствующих условиям и задачам коммуникации. В школах для кружковых занятий выделают 10 часов в неделю [2, С. 53].
По методологии обучения изобразительному искусству во внеурочной деятельности, предусмотрены три классификации коллективных форм по Т.С. Комаровой и А.И. Савенковым. В ходе которой установлены формы организации совместной деятельности: во-первых, это совместно-индивидуальная - предусматривает, что один ученик рисует изображение или делает какое-нибудь изделие, которое в конце становится одной частью или же компонентом коллективной композиции. Во-вторых, это совместно-последовательная - работа одного ребенка, в конце становится работой другого, а именно последовательное выполнение одной технологической операции. В-третьих, совместно-взаимодействующая - это одновременная работа всех обучающихся при выполнении какой-либо работы, или непрерывистое согласование работы абсолютно всех обучающихся. Этого мы можем добиться при развитии коммуникации, но при осуществлении могут возникнуть вопросы: как развивать у школьников коммуникацию? Умения? Каким образом их формировать на кружковых занятиях? Какие методы, приемы и формы применять, чтобы заинтересовать обучающихся, и привлечь к активной позиции. Опираясь на имеющиеся научные труды и практического опыта педагогов, это можно добиться систематическим трудом, ежедневыми практиками и использованием развивающих заданий, применяя традиционные и новые формы работы, развивающими приемами и методами [1, С. 33].
Приведем фрагмент разработанных нами внеурочных занятий, для обучающихся второго класса, где целенаправленно подбирались формы организации совместной деятельности, конкретные методы и приемы, содействующие развитию коммуникативных умений во время кружковой работы.
Практическая часть исследовательской работы осуществлялась во 2 «в» классе МБОУ Чурапчинской средней общеобразовательной школе №1 им. С.А. Новгородова «Дархан КьЛата» села Чурапча, Чурапчинского улуса, Республики Саха (Якутия).
В процессе учебной программы по кружковой деятельности кружка «Радуга», для второклассников нами были разработаны занятия, в которых были учтены формы организации совместной деятельности. Например, занятия по следующим темам: «Рисование в технике мятая бумага «Подводный мир»; «Рисование в технике Граттаж «Мир фантазий»; «Рисование на тему «Пейзаж» в технике раздувания»; «Рисование на тему «Путешествие в мир красок» в теплых и холодных тонах»; «Рисование в технике сухая кисть «Волшебные отпечатки»; «Рисование на тему «Есть ли настроение у моря?» и другие. В ходе этих занятий использовалась нетрадиционная техника рисования, в том числе формы организации работы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная в группах, совместно-взаимодействующая в паре, совместно-взаимодействующая в группе. Например, занятия по следующим темам: «Рисование в технике мятая бумага «Подводный мир»; «Рисование в технике Граттаж «Мир фантазий»; «Рисование на тему «Пейзаж» в технике раздувания»; «Рисование на тему «Путешествие в мир красок» в теплых и холодных тонах»; «Рисование в технике сухая кисть «Волшебные отпечатки»; «Рисование на тему «Есть ли настроение у моря?» и др. В ходе этих занятий использовалась нетрадиционная техника рисования, в том числе формы организации работы: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная в группах, совместно-взаимодействующая в паре, совместно-взаимодействующая в группе.
Например, фрагмента занятия на тему «Есть ли настроение у моря?». Занятие было организовано в совместно-взаимодействующей форме деятельности - это одновременная работа всех обучающихся при выполнении какой-либо работы, или непрерывное согласование детьми совместной работы в ходе коллективной деятельности.
Целью занятия было создание условий для формирования у детей образного представления и умение отличать цвета. Занятие включало традиционные четыре этапа: организационное; теоретическое; практическое; заключительное. До начала занятия учащихся целенаправленно распределили на три группы. Тема занятия не была озвучена сразу, так как детям предлагалось самим догадаться, чему будет посвящена их деятельность, в ходе отгадывания ребуса, заранее подготовленного учителем. Так, на экране был изображен морж и учащимся следовало заменить последнюю букву на «Е», чтобы получить слово «море». В ходе беседы о море, об его особенностях флоры и фауны были выявлены личностные восприятия каждого из детей. Учителем в виде наглядного средства использовалась фотография картины известного художника-мариниста И.К. Айвазовского «Девятый вал», 1850 г. В ходе рассматривания и анализа, изображенного на картине, учителем задавались учащимся вопросы, касающиеся моря. Так дети увидели, что у моря есть настроение, так как художник его передал сочетанием определенных цветов и красок. Также младшим школьником было предложено сравнить увиденное с описание моря из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В ходе данного этапа занятия, каждой группе детей раздали конверты с изображением моря, им следовало угадать и описать настроение моря: на первом изображении море нежное, ласковое, романтичное; на втором - бурное, грозное, устрашающее; на третьем изображении -
радостное, веселое, игривое. В середине занятия с учащимися проводилась физкультминутка, также соответствующая теме занятия - ребята поиграли в игру «Море волнуется...».
После повторения учителем техники безопасности и правила совместной работы в группе, учащимся выполняли задание нарисовать рисунок, следуя приему раскадровки: рисование простым карандашом основных частей картины - море, небо; рисование дополнительных элементов; работа со цветом. На заключительном этапе занятия была устроена выставка готовых работ, во время которого дети оценивали рисунки друг друга. Для объективного оценивания рисунков, каждому ученику были розданы небольшие изображения с корабликами, на которых предлагалось написать слово, характеризующее понравившийся рисунок и прикрепить рядом с ним. Тем самым была выявлена группа детей, нарисовавшая лучший рисунок на тематику занятия.
Изучение динамики коммуникативных УУД обучающихся привели к итогу, что занятия по изобразительному искусству благоприятно воздействуют на их формирование и развитие у детей. Для того, чтобы выявить степень сформированности коммуникации у обучающихся, нами была проведена методика Г.А. Цукерман «Рукавички». Приведем итоги работы методики: первая пара детей показала средний уровень на констатирующем этапе. Во время творческой работы у ребят наблюдались умение договариваться, приходить к одному мнению, согласование действий, принимать общие решения. Во второй паре детей высокий уровень сохранился, ребята показали сформировавшиеся умения, учитывали мнение каждого. Учащиеся из третьей и четвертой пары показали средний и низкий уровень на констатирующем этапе, которые заметно повысились в ходе формирующего этапа на средний и высокий уровень. У ребят получились различные узоры, орнаменты, герои мультиков и фильмов, что послужило показателем развития обследуемых умений. Во время работы дети демонстрировали как они договариваются, помогают друг другу, какие эмоции испытывают от совместной работы.
Выводы. Целенаправленное проведение такого рода кружковых занятий очень хорошо сказывается на формирование и развитие коммуникативных УУД, в большей мере в силу того, что создаются благоприятные психолого-педагогические условия для взаимодействия детей между собой при совместной деятельности. Так, дети стали общаться активнее и уметь договариваться как во время занятий, так и отдыха, в ходе обсуждения дети стали слушать и ценить высказывания и мнения друг друга и проявлять взаимоуважение.
Литература:
1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
2. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд. 4-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 349 с.
3. Павлова, Е.П. Творческие задания в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Е.П. Павлова, Т.П. Томская // Перспективы науки. - 2019. - №5(116). - С. 116-121
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса Халикова Валерия Олеговна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье освещены результаты исследования о формировании основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, выполненного студентом в ходе написания исследовательской работы по педагогике. Целью исследования было изучение проблемы по формированию основ культуры здорового образа жизни у детей и разработка комплекса внеурочных занятий. В исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературы и различных источников по данной теме; наблюдение, беседа, анкетирование; обобщение и обоснование выводов. Известно, что здоровый образ жизни в укреплении и сохранении здоровья человека имеет решающее значение в жизнедеятельности человека, соответственно отказ от вредных привычек и прививание полезных уменьшают риски различных заболеваний. В целях процветания государства и будущих поколений вообще, именно в настоящее время, сообществу необходимы всесторонне здоровые и энергичные граждане во всех смыслах этих понятий. Одним из приоритетных задач воспитания в современном обществе является привитие здорового образа жизни с самого раннего детства. Ребенок, растущий и развивающийся в среде, в котором здоровый образ жизни является нормой, в будущем самостоятельно выстраивает соответствующую индивидуальную траекторию развития в целом. Опыт ранних поколений человечества показывает, что состояние здоровья детей и подростков имеет значительное влияние на успеваемость в школьной жизни. В Якутии общественностью республики уделяется большое внимание формированию у детей и молодежи здорового образа жизни, физической культуры создаются условия для занятий физической культурой и спортом. Результатами контрольного этапа являются положительные результаты формирование основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, осознание ими важности сформированности гигиенических привычек, гигиенического поведения, рационального питания, профилактики вредных привычек и др.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровый образ жизни, игра, младший школьник, начальное образование.
Annotation. The article highlights the results of a study on the formation of the foundations of a healthy lifestyle in younger schoolchildren in extracurricular activities, performed by a student in the course of writing a research paper on pedagogy. The purpose of the study was to study the problem of forming the foundations of a culture of a healthy lifestyle in children and the development of a set of extracurricular activities The following methods were used in the study: analysis and study of the literature and various sources on this topic; observation, conversation, questionnaire; generalization and substantiation of conclusions. It is known that a healthy lifestyle in strengthening and maintaining human health is crucial in human life, respectively, the rejection of bad habits and the vaccination of useful ones reduce the risks of various diseases. In order for the prosperity of the state and future generations in general, it is at the present time that the community needs comprehensively healthy and energetic citizens in all senses of these concepts. One of the priority tasks of education in modern society is the inculcation of a healthy lifestyle from early