Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / ДЕТИ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мотовилова Юлия Валерьевна

В статье рассматривается проблема создания оптимальных условий для максимально эффективного слухоречевого развития детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации и обучающихся в условиях образовательной организации для детей с нарушением слуха. Целью исследования является разработка и апробация практической системы по воспитанию коммуникативной компетенции у кохлеарно имплантированных школьников в рамках внеурочной деятельности (кружковых занятий). Методологической основой исследования выступают положение о необходимости психолого-педагогической реабилитации глухого ребенка после кохлеарной имплантации, подход отечественной школы сурдопедагогики к реабилитации детей после кохлеарной имплантации, динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами, а также современные сурдопедагогические исследования процессов формирования у них коммуникативных умений. В ходе исследования использованы теоретические методы (изучение и анализ научно-методических, педагогических литературных источников, систематизация материала по исследуемой проблеме) и эмпирический метод наблюдения. Научная новизна исследования заключается в разработке практической системы воспитания коммуникативной компетенции у детей с кохлеарными имплантами во внеурочной деятельности, реализуемой через три взаимосвязанных направления: интерпретацию художественных текстов; расширение социального опыта и контактов кохлеарно имплантированных школьников со слышащими сверстниками; расширение образовательного пространства за счёт увеличения социальных контактов с широким социумом. Результаты. В ходе предложенной организации внеурочной деятельности и возникающей на занятиях естественной речевой деятельности, у школьников с кохлеарными имплантами происходит практическое овладение разными группами коммуникативных умений. Таким образом, у детей с нарушением слуха осуществляется формирование коммуникативной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мотовилова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article deals with the problem of creating optimal conditions for the most effective hearing and speech development of children who have undergone cochlear implantation and are studying in an educational organization for children with hearing impairment. The purpose of our study is to develop and test a system of practical work on the development of communicative competence in cochlear implanted schoolchildren as part of extracurricular activities (study groups). The methodological basis of the study is the provision on the need for psychological and pedagogical rehabilitation of a deaf child after cochlear implantation, the approach of the national school of deaf pedagogy to the rehabilitation of children after cochlear implantation, the dynamic classification of children with cochlear implants, as well as modern deaf pedagogical studies of the processes of formation of communicative skills in schoolchildren with cochlear implants. In the course of this study the author used theoretical methods (study and analysis of scientific, methodological, pedagogical literary sources, systematization of material on the problem under study) amd empirical methods (observation). The scientific novelty of the study lies in the development of a practical system of work on the development of communicative competence in children with cochlear implants in extracurricular activities, implemented through three interrelated areas: the interpretation of literary texts; expansion of social experience and contacts of cochlear implanted schoolchildren with hearing peers; expansion of the educational space by increasing social contacts with the wider society. Results. In the course of such an organization of extracurricular activities and the natural speech activity that occurs in the classroom, schoolchildren with cochlear implants experience practical mastery of different groups of communicative skills. Thus, the education of communicative competence in this group of children with hearing impairment is carried out. The research materials can be useful for bachelors, undergraduates of pedagogical higher educational institutions, as well as for practicing teachers.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 3. С. 49-58. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (3): 49-58.

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 376.356

DOI: 10.21510/18173292_2022_97_3_49_58

ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМИ ИМПЛАНТАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мотовилова Юлия Валерьевна

Школа-интернат № 33, Санкт-Петербург, Россия, motovilova.juli@yandex.ru, ORCID 00000002-3483-1860

Аннотация. В статье рассматривается проблема создания оптимальных условий для максимально эффективного слухоречевого развития детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации и обучающихся в условиях образовательной организации для детей с нарушением слуха. Целью исследования является разработка и апробация практической системы по воспитанию коммуникативной компетенции у кохлеарно имплантированных школьников в рамках внеурочной деятельности (кружковых занятий). Методологической основой исследования выступают положение о необходимости психолого-педагогической реабилитации глухого ребенка после кохлеарной имплантации, подход отечественной школы сурдопедагогики к реабилитации детей после кохлеарной имплантации, динамическая классификация детей с кохлеарными имплантами, а также современные сурдопедагогические исследования процессов формирования у них коммуникативных умений. В ходе исследования использованы теоретические методы (изучение и анализ научно-методических, педагогических литературных источников, систематизация материала по исследуемой проблеме) и эмпирический метод наблюдения. Научная новизна исследования заключается в разработке практической системы воспитания коммуникативной компетенции у детей с кохлеарными имплантами во внеурочной деятельности, реализуемой через три взаимосвязанных направления: интерпретацию художественных текстов; расширение социального опыта и контактов кохлеарно имплантированных школьников со слышащими сверстниками; расширение образовательного пространства за счёт увеличения социальных контактов с широким социумом.

Результаты. В ходе предложенной организации внеурочной деятельности и возникающей на занятиях естественной речевой деятельности, у школьников с кохлеарными имплантами происходит практическое овладение разными группами коммуникативных умений. Таким образом, у детей с нарушением слуха осуществляется формирование коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: кохлеарная имплантация, дети с кохлеарными имплантами, коммуникативная компетенция, внеурочная деятельность, кружковая деятельность

Для цитирования: Мотовилова Ю.В.Воспитание коммуникативной компетенции у детей с кохлеарными имплантами во внеурочной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №3 (97). С. 49-58.

© Мотовилова Ю.В., 2022

PROBLEMS OF MODERN PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY

Original article

EDUCATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CHILDREN WITH COCHLEAR IMPLANTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Julia V. Motovilova

Boarding school No. 33, Saint Petersburg, Russia motovilova.juli@yandex.ru, ORCID 0000-00023483-1860

Abstract. The article deals with the problem of creating optimal conditions for the most effective hearing and speech development of children who have undergone cochlear implantation and are studying in an educational organization for children with hearing impairment. The purpose of our study is to develop and test a system of practical work on the development of communicative competence in cochlear implanted schoolchildren as part of extracurricular activities (study groups). The methodological basis of the study is the provision on the need for psychological and pedagogical rehabilitation of a deaf child after cochlear implantation, the approach of the national school of deaf pedagogy to the rehabilitation of children after cochlear implantation, the dynamic classification of children with cochlear implants, as well as modern deaf pedagogical studies of the processes of formation of communicative skills in schoolchildren with cochlear implants. In the course of this study the author used theoretical methods (study and analysis of scientific, methodological, pedagogical literary sources, systematization of material on the problem under study) amd empirical methods (observation). The scientific novelty of the study lies in the development of a practical system of work on the development of communicative competence in children with cochlear implants in extracurricular activities, implemented through three interrelated areas: the interpretation of literary texts; expansion of social experience and contacts of cochlear implanted schoolchildren with hearing peers; expansion of the educational space by increasing social contacts with the wider society.

Results. In the course of such an organization of extracurricular activities and the natural speech activity that occurs in the classroom, schoolchildren with cochlear implants experience practical mastery of different groups of communicative skills. Thus, the education of communicative competence in this group of children with hearing impairment is carried out. The research materials can be useful for bachelors, undergraduates of pedagogical higher educational institutions, as well as for practicing teachers.

Keywords: cochlear implantation, children with cochlear implants, communicative competence, extracurricular activities, club activities

For citing: Motovilova Yu.V. Education of communicative competence in children with cochlear implants in extracurricular activities. Pedagogicheskij Zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan; 97(3): 49-58.

Введение. В настоящее время благодаря высокому уровню достижений в области медицины и техники стало возможным восстановление слуховой функции при помощи высокотехнологичной операции кохлеарной имплантации (КИ). Кохлеарный имплант даёт ребенку с тяжелым нарушением слуха потенциальную возможность осваивать речь спонтанно в естественной коммуникации на новой сенсорной основе, как это осуществляется у нормально слышащих детей [1]. Однако реализация этой возможности зависит

от прохождения ребенком и его семьей качественной постоперационной психолого-педагогической реабилитации. В отечественной и зарубежной сурдопедагогике доказана необходимость качественной постоперационной реабилитации для максимальной реализации потенциала, который дает кохлеарный имплант (Е.Л. Гончарова [2], И.В. Королёва [3], О.И. Кукушкина [2], А.И. Сатаева [1], Archbold S.M., O'Donoghue G.M. [4], Clark G.M. [5], Estabrooks W. [6], Fryauf-Bertschy H., Gantz B.J., Kelsay D.M., Woodworth G.G., Tyler R.S [7], Ganek H., Niparko J.K. [8], McConkey R.A. [9]). В настоящее время в России существуют два отличающихся метода реабилитации детей после операции кохлеарной имплантации - «Слуховой метод (слухо-речевая реабилитация)» (И.В. Королева [3]) и «ЗП-реабилитация семьи и ребенка с КИ» (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева [10; 11]). Исследования, проведенные авторами метода «ЗП-реабилитация семьи и ребенка с КИ», доказывают, что при его правильном проведении свыше 90 % детей начинают вести себя в быту как слышащие. При этом данные результаты не зависят от возраста ребенка в момент проведения операции [1, с. 97; 11].

Обучение школьников с КИ может проходить по разным образовательным маршрутам: в общеобразовательной школе, в школах для слабослышащих или глухих детей (О.А. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, А.И. Сатаева, О.А. Красильникова, Н.Д. Шматко) [1; 12]. Представленное в данной статье исследование проведено в школе-интернате для слабослышащих и позднооглохших, в которой каждый год увеличивается количество обучающихся с КИ. Необходимо отметить, что, в соответствии с динамической педагогической классификацией детей с КИ (О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова) [13], некоторые ученики практически завершили реабилитацию после операции имплантации и почти перешли на путь естественного развития слуха и речи. В перспективе они могли бы продолжить образование в комбинированной среде или в общеобразовательной школе. Однако часто их родители выбирают образовательное учреждение для детей с нарушением слуха. Во многом это обусловлено тем, что до операции школьники преимущественно обучались в дошкольных организациях для детей с нарушением слуха и родители полагают, что дальнейшее обучение в данной среде будет наиболее комфортным для их ребенка.

Вместе с тем развитие многих кохлеарно имплантированных школьников еще пока не приблизилось к возрастной норме, хотя есть перспектива сближения с ней при условии организации эффективной поддержки, направленной на помощь в реализации их новых слуховых возможностей.

Методология исследования. Методологической основой настоящего исследования являются научные труды Е.Л. Гончаровой, И.В. Королевой, О.А. Красильниковой, О.И. Кукушкиной, А.С. Люкиной, А.И. Сатаевой. В исследованиях О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, А.И. Сатаевой доказано, что одним из двух главных показателей перехода ребенка с кохлеарным имплантом на путь естественного развития слухового восприятия является

появление у него слухового поведения в быту, аналогичного поведению ребенка с нормальным слухом [1, с. 86]. Нами проведено пилотное исследование сформированности отдельных характеристик слухового поведения детей с КИ, которые обучаются в младших классах школы для детей с нарушением слуха [14]. Результаты исследования показали, что большинство участвующих в эксперименте кохлеарно имплантированных школьников не в полной мере реализуют свои новые слуховые возможности, несмотря на то, что они имплантированы в раннем и дошкольном возрасте. Вместе с этим можно констатировать наличие у детей с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших, существенные отклонения в развитии и формировании устной речи [15]. Они, как правило, обусловлены недостаточной сформированностью навыков восприятия речи и понимания обращённой речи окружающих. При этом у школьников с КИ оказываются нарушенными фонетический, лексический и грамматический компоненты речи. Также отмечается пассивность в общении и редкая инициативность, что подтверждается исследованиями А.С. Люкиной и О.А. Красильниковой [16;17]. Данный факт отмечен и наблюдениями педагогов-практиков [18].

Материалы и методы исследования. Целью нашего исследования является разработка и апробация системы практической работы по формированию в рамках внеурочной деятельности коммуникативной компетенции у детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации. На наш взгляд, именно в рамках внеурочной деятельности можно создать оптимальные условия для максимально эффективной реализации потенциальных слуховых возможностей, которые дает кохлеарный имплант, а также для расширения социального опыта школьников с КИ. В связи с этим представляется целесообразной организация для таких школьников кружковых занятий во внеурочное время. Целями кружка является создание условий для полноценного использования учащимися своих слуховых возможностей.

Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с КИ, как отмечено в исследованиях А.С. Люкиной и О.А. Красильниковой, связано с овладением ими умениями личностного общения, сотрудничества и речевой коммуникации [17]. Рассмотрим их подробнее.

Овладение коммуникативными умениями личностного общения позволяет школьникам ориентироваться на другого человека во время общения. Дети научаются слушать речь окружающих людей; понимать речевое обращение собеседника; обращаться к другому человеку с просьбой, вопросом или же выражать непонимание и просьбу повторить сказанное. Важным является воспитание умения соблюдать элементарные правила поведения на занятиях и нормы речевого этикета, выбирать адекватные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, понимать эмоциональные состояния и, в случае необходимости, объяснять причины настроения и поступков других людей.

Коммуникативные умения способствуют взаимодействию с другими людьми в процессе достижения общей цели. Школьники должны научиться сотрудничать при совместном решении какой-либо задачи. Для успешного достижения этого важно воспитать у детей умение контролировать как свою деятельность, так и деятельность сверстника, сравнивать собственные действия с действиями других ребят и, по необходимости, исправлять свои ошибки. При этом детям необходимо пользоваться разговорной речью: высказывать свою точку зрения и понимать точку зрения сверстника, решать возникшие в ходе выполнения задания задачи, спорить, взаимно помогать друг другу.

Овладение школьниками речевой коммуникацией выражается в умении передавать информацию другим людям. Дети научаются использовать в общении грамотно оформленную устную речь. Они могут вести диалог, отвечать на вопросы, читать вслух и про себя, отвечать на вопросы по прочитанному, инициировать, поддерживать и завершать разговор на доступную тему. Школьники могут в ходе общения следить за понятностью их речи собеседнику, сопровождать речь естественными жестами, а также самостоятельно исправлять ошибки в собственной речи. Крайне важно, чтобы дети, слушая, не просто повторяли услышанное, а отвечали на вопросы, вступали в диалог и проявляли инициативу.

Для реализации обозначенных выше целей нами определены основные направления работы кружка для школьников с кохлеарными имплантами:

1) интерпретация художественных текстов;

2) расширение социального опыта, контактов школьников с КИ со слышащими сверстниками;

3) расширение образовательного пространства за счёт увеличения социальных контактов с широким социумом.

Все направления работы способствуют развитию коммуникативных умений детей и формированию коммуникативной компетенции. Рассмотрим содержание каждого направления подробнее.

Интерпретация художественных текстов. В ходе реализации данного направления осуществляется работа с литературными произведениями разных жанров: сказками, рассказами, стихотворениями. Литературные произведения изучаются детьми на уроках внеклассного чтения, либо дома с родителями. Затем на занятиях составляются и обыгрываются диалоги по прочитанному, создаются иллюстрации и книги. Интересный и полезный вид работы -добавление предшествующих или последующих событий, а также составление рассказа, аналогичного данному, но с изменением времени или результата действия. К примеру. Ребята изучали рассказ Ю.И. Ермолаева «Два пирожных». На занятии кружка им было предложено вспомнить автора и содержание рассказа. Затем с помощью бумажного театра мы инсценировали события рассказа, при этом кружковцам было предложено самостоятельно распределить роли. В качестве одного из заданий требовалось придумать, как рассказ мог закончиться по-другому, и обсуждались все предложенные

варианты развития событий. На следующее занятие дети принесли иллюстрации к рассказу, которые были совместно обсуждены, а затем собраны в книгу.

В ходе такой организации работы происходит практическое овладение всеми группами коммуникативных умений. Дети слушают друг друга в ходе обсуждения диалогов, рисунков, высказывают друг другу свою точку зрения, сотрудничают при выполнении заданий, стараются грамотно формулировать свои выказывания, контролируют друг друга. Очень важно, что при подготовке иллюстраций для книг ребятам часто помогают родители.

Расширение социального опыта, контактов школьника со слышащими сверстниками осуществляется посредством театрализованной и проектной деятельности. Постановка небольших сцен и спектаклей позволяет кружковцам реализовывать приобретенные коммуникативные умения на практике. Поскольку в кружке занимаются дети разного возраста, старшие помогают малышам, а младшие в случае затруднений обращаются к ним за помощью. В качестве зрителей выступают ученики начальной школы и родители.

В рамках проектной деятельности один из самых любимых видов работ школьников - создание и озвучивание мультфильмов. Мультфильмы (рисованные, пластилиновые) дети создают самостоятельно, а также совместно с родителями. В данном виде работы условно можно выделить 4 этапа.

1) Знакомство или припоминание литературного произведения, автора, главных героев, содержания.

2) Просмотр уже существующего мультфильма по данному литературному произведению (при его наличии). Этот этап включает сравнение литературного произведения и мультипликационного фильма: главных героев, последовательности действий.

3) Составление и обыгрывание диалогов по мотивам сказки, либо инсценировка самой сказки. На данном этапе реализуется работа над ритмико-интонационной стороной речи: над речевым дыханием и слитностью, словесным ударением, голосом, ритмом, темпом, паузой, логическим ударением, интонацией.

4) Создание рисованного либо пластилинового мультфильма и его озвучивание. На этом этапе активизируются все полученные ранее умения и навыки.

Показ готовых мультфильмов происходит на различных школьных праздниках, а также совместных мероприятиях с учениками общеобразовательных школ. Проектная деятельность является тем видом деятельности, который подразумевает использование детьми различных коммуникативных умений - это и коммуникативные умения личностного общения и сотрудничества, и, безусловно, речевые коммуникативные умения.

Максимальное расширение образовательного пространства за счёт увеличения социальных контактов с широким социумом достигается путем организации сетевого взаимодействия с различными организациями района и

города (дом детского и юношеского творчества Выборгского района Санкт-Петербурга, общеобразовательные школы Выборгского района, Ленинградская областная детская библиотека). Школьники с КИ участвуют в конкурсах чтецов, творческих конкурсах, праздниках. Общение со слышащими сверстниками имеет очень большое значение для воспитания коммуникативной компетенции детей, а также их социальной адаптации.

Для максимальной реализация слухоречевых возможностей кохлеарно имплантированных школьников очень важна активная, деятельная позиция семьи, которая проявляется в стремлении понять особенности развития ребенка и желании овладеть необходимыми знаниями и умениями для оказания максимально эффективной помощи в реализации его слухоречевых возможностей. Необходимо учить родителей адекватно оценивать ребенка, анализировать результаты его учебной и внеурочной деятельности. Для достижения этой цели в образовательном учреждении проводятся консультации, общешкольные и классные родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки и научно-практические семинары. Благодаря такой информационно-практической поддержке родители начинают по-другому общаться со своими детьми, более тонко понимают особенности их слухоречевого развития и пути реализации потенциальных слухоречевых возможностей. Дети, в свою очередь, начинают более активно общаться с родителями. Организация совместных мероприятий с родителями обучающихся способствует формированию у последних коммуникативной компетенции.

Заключение. В результате описанной организации кружковой работы происходит практическое овладение школьниками с кохлеарными имплантами разными группами коммуникативных умений: личностного общения, сотрудничества и речевыми коммуникативными умениями. Дети становятся более раскованными, уверенными в себе, у них повышается желание использовать устную речь при общении со сверстниками и окружающими людьми. Именно в результате грамотно организованной внеурочной и естественной речевой деятельности у кохлеарно имплантированных школьников формируется коммуникативная компетенция, что является одним из важнейших аспектов работы с ними.

Список источников

1. Кукушкина, О.И. Дети с кохлеарными имплантами: полноценное восприятие окружающего мира и речи людей при глухоте / Кукушкина О.И., Бахшинян В.В., Гончарова Е.Л. - Москва: Национальное образование, 2017. - 208 с. - (Инклюзивное и коррекционное образование).

2. Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. Почему нельзя обойтись без психолого-педагогической реабилитации ребенка после КИ? // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 30. - URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after-the-key (дата обращения: 13.07.2022)

3. Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. - Санкт-Петербург.: КАРО, 2016. - 872 с. - (Специальная педагогика).

4. Archbold, S.M. & O'Donoghue, G.M. (2009). Cochlear implantation in children: current status. Paediatrics and Child Health. 19 (10): 457-463. (In English)

5. Clark, G.M. (2003). Rehabilitation and Habilitation. In Cochlear implants: fundamentals and applications (pp. 654-706). New York: Springer-Verlag. (In English)

6. Estabrooks, W. (1994). Auditory-verbal therapy for parents and professionals. Washington, DC: Alexander Graham Bell Association for the deaf and hard of hearing. (In English)

7. Fryauf-Bertschy, H., Tyler, R.S., Kelsay, D.M., Gantz, B.J. & Woodworth, G.G. (1997). Cochlear implant use by prelingually deafened children. The influences of age at implant and length of device use. Journal of Speech, Language, and Hearing, 40(1), 183-199. (In English)

8. Ganek, H., McConkey, R.A. & Niparko, J.K. (2012). Language outcomes after cochlear implantation. Otolaryngologic Clinics of North America, 45(1), 173-185. (In English)

9. McConkey, R.A. (2017). 12 guiding premises of pediatric cochlear implant habilitation. World Journal of Otorhinolaryngology. - Head and Neck Surgery, 3(4). - DOI: 10.1016/j.wjorl.2017.12.009 - Pp. 235-239. - URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.10167j.wjorl.2017.12.009 (date of access: 12.07.2022). (In English)

10. Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. «3П-реабилитация» детейсКИ. Основныеположенияиотличияот «слухо-речевой реабилитации» //Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 30. - URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation (дата обращения: 13.07.2022)

11. Сатаева, А.И. Эффективность «ЗП-реабилитации» // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 30. - URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-effectiveness-of-rehabilitation-3p-the-results-of-the-study (дата обращения: 13.07.2022)

12. Шматко, Н.Д., Красильникова, О.А. Дети с нарушением слуха: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.Д. Шматко, О.А. Красильникова. - Москва: Просвещение, 2019. - 80 с.

13. Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л. Новый инструмент сурдопедагога -динамическая педагогическая классификация детей с кохлеарными имплантами // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 8. - С. 3-9.

14. Мотовилова, Ю.В., Красильникова, О.А. Реакции на бытовые звучания детей с КИ, обучающихся в школе для слабослышащих // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. № 42. -URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/reactions-to-everyday-sounds-of-children-with-ci-studying-in-a-school-for-the-hearing-impaired (дата обращения: 14.07.2022)

15. Люкина, А.С., Красильникова, О.А., Ильюшина, С.В. Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации: результаты эмпирического исследования // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2017. - № 30. - URL : https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/communicative-skills-of-children-with-ci-that-have-not-undergone-or-have-not-completed-the-rehabilitation-of-the-results-of-empirical-research (дата обращения: 14.07.2022)

16. Люкина А.С. Развитие коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами, обучающихся в школе для слабослышащих и позднооглохших: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03. - Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. - 24 с.

17. Люкина, А.С., Красильникова, О.А. Развитие коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и

позднооглохших обучающихся. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. -127 с.

18. Мотовилова, Ю.В., Седова, М.Ю. Развитие коммуникативных умений у младших школьников с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся // Праздник и повседневность в жизни особого ребенка: материалы XXIV Международной конференции "Ребенок в современном мире. Детство: праздник и повседневность", 19-21 апреля 2017 года. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017 - С. 208-211.

References

1. Kukushkina O.I., Bakhshinyan V.V., Goncharova E.L. Deti s kokhlearnymi implantami: nauchno-populyarnoye izdaniye [Children with cochlear implants]. Moscow: National education, 2017. 208 p. (Inclusive and special education). (In Russian)

2. Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Pochemu nel'zya oboytis' bez psikhologo-pedagogicheskoy reabilitatsii rebenka posle KI? [Why is it impossible to do without the psychological and pedagogical rehabilitation of a child after CI?]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2017; (30). - Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/why-not-dispense-with-psychological-and-pedagogical-rehabilitation-of-the-child-after- the-key (accessed: 13 July 2022). (In Russian)

3. Koroleva I.V. Reabilitatsiya glukhikh detey i vzroslykh posle kokhlearnoy i stvolomozgovoy implantatsii [Rehabilitation of deaf children and adults after cochlear and brainstem implantation]. St. Petersburg: KARO, 2016. 872 p. (Special Pedagogy). (In Russian)

4. ArchboldS.M. & O'Donoghue G.M. (2009). Cochlear implantation in children: current status. Paediatrics and Child Health. 19 (10). P. 457-463. (In English)

5. Clark G.M. (2003). Rehabilitation and Habilitation. In Cochlear implants: fundamentals and applications (pp. 654-706). New York: Springer-Verlag. (In English)

6. Estabrooks W.(1994). Auditory-verbal therapy for parents and professionals. Washington, DC: Alexander Graham Bell Association for the deaf and hard of hearing. (In English)

7. Fryauf-Bertschy H., Tyler R.S., Kelsay D.M., GantzB.J. & Woodworth G.G. (1997). Cochlear implant use by prelingually deafened children. The influences of age at implant and length of device use. Journal of Speech, Language, and Hearing. 40(1). - P. 183-199. (In English)

8. GanekH., McConkey R.A. & Niparko J.K. (2012). Language outcomes after cochlear implantation. Otolaryngologic Clinics of North America. 45(1). P. 173-185. (In English)

9. McConkey R.A. (2017). 12 guiding premises of pediatric cochlear implant habilitation. World Journal of Otorhinolaryngology. Head and Neck Surgery, 3(4). DOI : 10.1016/j.wjorl.2017.12.009. - P. 235-239. - Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1016/j.wjorl.2017.12.009 (Accessed: 12 July 2022). (In English)

10. Kukushkina O.I., Goncharova E.L. «3P-reabilitatsiya» detey s KI. Osnovnyye polozheniya i otlichiya ot «slukho-rechevoy reabilitatsii» ["3R-rehabilitation" of children with CI. Basic provisions and differences from "hearing-speech rehabilitation"]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2017. (30). - Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation (accessed: 13 July 2022). (In Russian)

11. SataevaA.I. Effektivnost' «3P-reabilitatsii» [Effectiveness of "3P-rehabilitation"] // Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2017. (30). -Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/the-effectiveness-of-rehabilitation-3p-the-results-of-the-study (accessed: 13 July 2022). (In Russian)

12. Shmatko N.D., Krasilnikova O.A. Deti s narusheniyem slukha. Uchebnoye posobiye dlya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy [Hearing impaired children. Textbook for educational organizations]. Moscow: Education, 2019. 80 p. (In Russian)

13. Kukushkina O.I., Goncharova E.L. Novyy instrument surdopedagoga - dinamicheskaya pedagogicheskaya klassifikatsiya detey s kokhlearnymi implantami [A new tool for a teacher of the deaf - dynamic pedagogical classification of children with cochlear implants]. Education and training of children with developmental disorders. 2014. (8): P. 3-9. (In Russian)

14. Motovilova Yu.V., Krasilnikova O.A. Reaktsii na bytovyye zvuchaniya detey s KI, obuchayushchikhsya v shkole dlya slaboslyshashchikh [Reactions to everyday sounds of children with CI studying in a school for the hearing impaired]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2020. (42). - Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/reactions-to-everyday-sounds-of-children-with-ci-studying-in-a-school-for-the -hearing-impaired (accessed: 14 July 2022). (In Russian)

15. Lyukina A.S., Krasilnikova O.A., Ilyushina S.V. Kommunikativnyye umeniya detey s KI, ne proshedshikh ili ne zavershivshikh reabilitatsii. Rezul'taty empiricheskogo issledovaniya [Communication skills of children with CI who have not undergone or have not completed rehabilitation. The results of empirical research]. Almanac of the Institute of Correctional Pedagogy. 2017. (30). -Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/communicative-skills-of-children-with-ci-that-have-not-undergone-or-have-not-completed-the-rehabilitation -of-the-results-of-empirical-research (accessed: 14 July 2022). (In Russian)

16. Lyukina A.S. Razvitiye kommunikativnykh umeniy u mladshikh shkol'nikov s kokhlearnymi implantami, obuchayushchikhsya v shkole dlya slaboslyshashchikh i pozdnooglokhshikh [Development of communication skills in primary schoolchildren with cochlear implants studying at a school for the hearing impaired and late deaf]: extended abstract of candidate's thesis 13.00.03 (Pedagogical Science). St. Petersburg: Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen. 24 p. (In Russian)

17. Lyukina A.S., Krasilnikova O.A. Razvitiye kommunikativnykh umeniy u detey s kokhlearnymi implantami v obrazovatel'nom prostranstve shkoly dlya slaboslyshashchikh i pozdnooglokhshikh obuchayushchikhsya [The development of communication skills in children with cochlear implants in the educational space of the school for hearing-impaired and late-deaf students]. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen, 2019. 127 p. (In Russian)

18. Motovilova Yu.V., SedovaM.Yu. Razvitiye kommunikativnykh umeniy u mladshikh shkol'nikov s kokhlearnymi implantami v obrazovatel'nom prostranstve shkoly dlya slaboslyshashchikh i pozdnooglokhshikh obuchayushchikhsya [The development of communication skills in primary school students with cochlear implants in the educational space of a school for hearing-impaired and late-deaf students]. In: Holiday and everyday life in the life of a special child: materials of the XXIV International Conference "Child in the modern world. Childhood: holiday and everyday life", April 19-21, 2017. St. Petersburg: Publishing house of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen, 2017. P. 208-211. (In Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 17.07.2022; одобрена после рецензирования 20.08.2022; принята к публикации 05.09.2022;

The article was submitted 17.07.2022; approved after reviewing 20.08.2022; accepted for publication 05.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.