Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИГРА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Халикова Валерия Олеговна

В статье освещены результаты исследования о формировании основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, выполненного студентом в ходе написания исследовательской работы по педагогике. Целью исследования было изучение проблемы по формированию основ культуры здорового образа жизни у детей и разработка комплекса внеурочных занятий. В исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературы и различных источников по данной теме; наблюдение, беседа, анкетирование; обобщение и обоснование выводов. Известно, что здоровый образ жизни в укреплении и сохранении здоровья человека имеет решающее значение в жизнедеятельности человека, соответственно отказ от вредных привычек и прививание полезных уменьшают риски различных заболеваний. В целях процветания государства и будущих поколений вообще, именно в настоящее время, сообществу необходимы всесторонне здоровые и энергичные граждане во всех смыслах этих понятий. Одним из приоритетных задач воспитания в современном обществе является привитие здорового образа жизни с самого раннего детства. Ребенок, растущий и развивающийся в среде, в котором здоровый образ жизни является нормой, в будущем самостоятельно выстраивает соответствующую индивидуальную траекторию развития в целом. Опыт ранних поколений человечества показывает, что состояние здоровья детей и подростков имеет значительное влияние на успеваемость в школьной жизни. В Якутии общественностью республики уделяется большое внимание формированию у детей и молодежи здорового образа жизни, физической культуры создаются условия для занятий физической культурой и спортом. Результатами контрольного этапа являются положительные результаты формирование основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, осознание ими важности сформированности гигиенических привычек, гигиенического поведения, рационального питания, профилактики вредных привычек и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Халикова Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF A HEALTHY LIFESTYLE IN THE EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article highlights the results of a study on the formation of the foundations of a healthy lifestyle in younger schoolchildren in extracurricular activities, performed by a student in the course of writing a research paper on pedagogy. The purpose of the study was to study the problem of forming the foundations of a culture of a healthy lifestyle in children and the development of a set of extracurricular activities The following methods were used in the study: analysis and study of the literature and various sources on this topic; observation, conversation, questionnaire; generalization and substantiation of conclusions. It is known that a healthy lifestyle in strengthening and maintaining human health is crucial in human life, respectively, the rejection of bad habits and the vaccination of useful ones reduce the risks of various diseases. In order for the prosperity of the state and future generations in general, it is at the present time that the community needs comprehensively healthy and energetic citizens in all senses of these concepts. One of the priority tasks of education in modern society is the inculcation of a healthy lifestyle from early childhood. A child who grows and develops in an environment in which a healthy lifestyle is the norm, in the future independently builds an appropriate individual development trajectory as a whole. The experience of the early generations of mankind shows that the state of health of children and adolescents has a significant impact on academic performance in school life. In Yakutia, the public of the republic pays great attention to the formation of a healthy lifestyle among children and young people, physical culture and conditions are created for physical culture and sports. The results of the control stage are positive results in the formation of the foundations of a healthy lifestyle in younger schoolchildren in extracurricular activities, their awareness of the importance of the formation of hygienic habits, hygienic behavior, rational nutrition, prevention of bad habits, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

радостное, веселое, игривое. В середине занятия с учащимися проводилась физкультминутка, также соответствующая теме занятия - ребята поиграли в игру «Море волнуется...».

После повторения учителем техники безопасности и правила совместной работы в группе, учащимся выполняли задание нарисовать рисунок, следуя приему раскадровки: рисование простым карандашом основных частей картины - море, небо; рисование дополнительных элементов; работа со цветом. На заключительном этапе занятия была устроена выставка готовых работ, во время которого дети оценивали рисунки друг друга. Для объективного оценивания рисунков, каждому ученику были розданы небольшие изображения с корабликами, на которых предлагалось написать слово, характеризующее понравившийся рисунок и прикрепить рядом с ним. Тем самым была выявлена группа детей, нарисовавшая лучший рисунок на тематику занятия.

Изучение динамики коммуникативных УУД обучающихся привели к итогу, что занятия по изобразительному искусству благоприятно воздействуют на их формирование и развитие у детей. Для того, чтобы выявить степень сформированности коммуникации у обучающихся, нами была проведена методика Г.А. Цукерман «Рукавички». Приведем итоги работы методики: первая пара детей показала средний уровень на констатирующем этапе. Во время творческой работы у ребят наблюдались умение договариваться, приходить к одному мнению, согласование действий, принимать общие решения. Во второй паре детей высокий уровень сохранился, ребята показали сформировавшиеся умения, учитывали мнение каждого. Учащиеся из третьей и четвертой пары показали средний и низкий уровень на констатирующем этапе, которые заметно повысились в ходе формирующего этапа на средний и высокий уровень. У ребят получились различные узоры, орнаменты, герои мультиков и фильмов, что послужило показателем развития обследуемых умений. Во время работы дети демонстрировали как они договариваются, помогают друг другу, какие эмоции испытывают от совместной работы.

Выводы. Целенаправленное проведение такого рода кружковых занятий очень хорошо сказывается на формирование и развитие коммуникативных УУД, в большей мере в силу того, что создаются благоприятные психолого-педагогические условия для взаимодействия детей между собой при совместной деятельности. Так, дети стали общаться активнее и уметь договариваться как во время занятий, так и отдыха, в ходе обсуждения дети стали слушать и ценить высказывания и мнения друг друга и проявлять взаимоуважение.

Литература:

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

2. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Изд. 4-е. -Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 349 с.

3. Павлова, Е.П. Творческие задания в развитии коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / Е.П. Павлова, Т.П. Томская // Перспективы науки. - 2019. - №5(116). - С. 116-121

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); студент 4 курса Халикова Валерия Олеговна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье освещены результаты исследования о формировании основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, выполненного студентом в ходе написания исследовательской работы по педагогике. Целью исследования было изучение проблемы по формированию основ культуры здорового образа жизни у детей и разработка комплекса внеурочных занятий. В исследовании применялись следующие методы: анализ и изучение литературы и различных источников по данной теме; наблюдение, беседа, анкетирование; обобщение и обоснование выводов. Известно, что здоровый образ жизни в укреплении и сохранении здоровья человека имеет решающее значение в жизнедеятельности человека, соответственно отказ от вредных привычек и прививание полезных уменьшают риски различных заболеваний. В целях процветания государства и будущих поколений вообще, именно в настоящее время, сообществу необходимы всесторонне здоровые и энергичные граждане во всех смыслах этих понятий. Одним из приоритетных задач воспитания в современном обществе является привитие здорового образа жизни с самого раннего детства. Ребенок, растущий и развивающийся в среде, в котором здоровый образ жизни является нормой, в будущем самостоятельно выстраивает соответствующую индивидуальную траекторию развития в целом. Опыт ранних поколений человечества показывает, что состояние здоровья детей и подростков имеет значительное влияние на успеваемость в школьной жизни. В Якутии общественностью республики уделяется большое внимание формированию у детей и молодежи здорового образа жизни, физической культуры создаются условия для занятий физической культурой и спортом. Результатами контрольного этапа являются положительные результаты формирование основ здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности, осознание ими важности сформированности гигиенических привычек, гигиенического поведения, рационального питания, профилактики вредных привычек и др.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, здоровый образ жизни, игра, младший школьник, начальное образование.

Annotation. The article highlights the results of a study on the formation of the foundations of a healthy lifestyle in younger schoolchildren in extracurricular activities, performed by a student in the course of writing a research paper on pedagogy. The purpose of the study was to study the problem of forming the foundations of a culture of a healthy lifestyle in children and the development of a set of extracurricular activities The following methods were used in the study: analysis and study of the literature and various sources on this topic; observation, conversation, questionnaire; generalization and substantiation of conclusions. It is known that a healthy lifestyle in strengthening and maintaining human health is crucial in human life, respectively, the rejection of bad habits and the vaccination of useful ones reduce the risks of various diseases. In order for the prosperity of the state and future generations in general, it is at the present time that the community needs comprehensively healthy and energetic citizens in all senses of these concepts. One of the priority tasks of education in modern society is the inculcation of a healthy lifestyle from early

childhood. A child who grows and develops in an environment in which a healthy lifestyle is the norm, in the future independently builds an appropriate individual development trajectory as a whole. The experience of the early generations of mankind shows that the state of health of children and adolescents has a significant impact on academic performance in school life. In Yakutia, the public of the republic pays great attention to the formation of a healthy lifestyle among children and young people, physical culture and conditions are created for physical culture and sports. The results of the control stage are positive results in the formation of the foundations of a healthy lifestyle in younger schoolchildren in extracurricular activities, their awareness of the importance of the formation of hygienic habits, hygienic behavior, rational nutrition, prevention of bad habits, etc.

Key words: extracurricular activities, healthy lifestyle, play, junior school, primary education.

Введение. В северных природных условиях укрепление здоровья детей является одним из основных направлений политики образования Республики Саха (Якутия). Одной из задач в 2021 год в Якутии была реализация Плана мероприятия Года здоровья, которая была направлена на формирование здорового образа жизни, а также законопослушного поведения в воспитании детей и молодежи. Прививание здорового образа жизни в республике реализуется в спортивных школьных клубах в общеобразовательных организациях. Одной из основных задач общеобразовательных школ в наше время является формирование, укрепление и сохранение здоровья учащихся. Так, в 2021 году школьные спортивные клубы функционировали в 50,5% от общего количества общеобразовательных организаций. В них занималось 49,4% обучающихся от общего количества всех учащихся республики. Вместе с тем, для детей и подростков республики работают профильные профориентационные летние смены на базе подведомственных организаций. В том числе Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый бор», Малой академии наук Республики Саха (Якутия). Также дети и молодежь республики в летний период отдыхают в Республиканских детских загородных стационарных оздоровительных лагерях «Кэскил», «Связист» Республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» [6; С. 74].

Изложение основного материала статьи. Одной из главных задач школьного воспитания - это не только давать детям и подросткам знания о важности сохранения здоровья и о значимости здоровья нации в целом, но и научить и развивать средствами здоровьесберегающих технологий, как быть здоровыми и сохранять его на долгие годы.

В отечественной и зарубежной литературе описаны различные подходы к понятию «здоровье». В трудах И.И. Брехмана и Н.М. Амосова, здоровье с точки зрения функционального подхода в свете условий необходимых для чего-нибудь и с позиции основного функционирования систем организма человека как результат потенциальных возможностей [1]. Наряду с этим, с точки зрения Т. Парсонса здоровье рассматривается как «оптимальные возможности индивида эффективно выполнять свои роли и задачи, для которых он был социализирован» [2]. Стоит отметить, что здоровье можно определять в рамках гармоничности физических и психических процессов человека.

В отечественной литературе прошлого века понятие «здоровье» понималось как важное условие для выполнения трудовых, общественных и биологических функций. Такой взгляд на дефиницию «здоровье» отражен в работах Г.И. Царегородцева, А.В. Шиманова, С.Я. Чикина, Ю.П. Лисицына и др.

Формирование у детей ценности здоровья и навыков здорового образа жизни является приоритетным направлением в требованиях федерального государственного образовательного стандарта. В связи с этим, педагоги уделяют пристальное внимание сохранению и закреплению здоровья учащихся [7, С. 247]. От бодрости и жизнерадостности детей зависит их мировоззрение, духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы и прочность знаний. По данным Министерства просвещения Российской Федерации в нашей стране нуждаются в специальной поддержке 86% учеников. К окончанию среднего общего образования почти у 60-70% выпускников наблюдается ухудшение зрения, у 30% от общего количества обучающихся выявляются хронические заболевания и у 61% подростков выявляется нарушение осанки [8, 9].

На здоровье человека влияют множество факторов - генетическая наследственность, экологическая среда, медицинское обеспечение, но одним их решающих причин является образ жизни человека. Он включает в себя понимание и ответственность за сохранение своего здоровья, питание, отношение к вредным привычкам, физическая активность самого человека. Большая половина выпускников школ уже не могут назвать себя полностью здоровыми людьми. Проблема охраны и поддержания здоровья детей носит комплексный характер, и сводить всё только к учебным заведениям было бы неправильно, но как показывают данные о заболеваемости учащихся, что рост различных болезней, например, таких как -нарушение осанки, патологий органов пищеварения, дыхательных путей и так далее приобретаются во время обучения в школе.

Одна из основных задач каждого учителя и педагога - вести своевременную и систематическую работу по информатизации о сохранении и рекомендации по укреплению собственного здоровья и бережного отношения к нему. В данной работе необходима вовлеченность родителей учащихся в организации и проведении различных мероприятий, например, экскурсий, эстафет, игр, праздников, походов и др. В целях воспитания и ведения здорового образа жизни детьми педагогам необходимо соблюдение общепедагогических принципов: природосообразности, научности, наглядности, системности, прочности усвоения знаний, доступности и индивидуализации [3, 4, 5].

В исследовании проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников была проведена экспериментальная работа. Так, на констатирующем этапе нами проведен опрос, выявляющий уровень сформированности гигиенических привычек и навыков у младших школьников. В ходе формирующего этапа нами был разработан и проведен комплекс занятий в рамках внеурочной деятельности, которые включали следующие формы: викторина «Азбука здоровья», игры по станциям «ЗОЖ», квест-игра «Быть здоровым - здорово!» и другие. По итогам контрольного этапа эксперимента сделаны выводы и рекомендации по формированию здорового образа жизни у младших школьников.

Например. На практическом занятии на тему «Азбука здоровья» мы провели викторину. В ходе викторины проверили наличие знаний учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, выявили уровень стремления учащихся к получению новых знаний о ЗОЖ и постарались расширить их кругозор. Например, викторина включала: задание 1. Из двух предложенных расписаний приема пищи, дети выбирали верное, советующее их возрасту; задание 2. Запишите названия продуктов: Какие продукты являются более полезным? Какой молочный продукт способствуют хорошему пищеварению? Какие фрукты содержат и богаты железом? Какие фрукты из списка полезно употребляем для выздоровления во время простуды? Какой из приведенных продуктов богат кальцием и полезен для укрепления костей, зубов? и др.

Младшие школьники с увлеченностью разгадывали и решали зашифрованные в виде анаграмм слова, относящиеся к тематике ЗОЖ. Например, арутьлукзиф - физкультура, акдяраз - зарядка, аклаказ - закалка, анеигиг - гигиена, аклугорп -прогулка. Данное задание дети выполняли в группах и на скорость. В процессе всего занятия была проведена разъяснительная беседа, расширяющая кругозор детей об образе жизни здорового человека.

Согласно плану проведения занятий, одно из них нами была спланирована и проведена в формате игры по станциям. Согласно плану, на каждой из них детям давались задания для выполнения, связанные с темой здорового образа жизни. Во время занятия оценивались знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни, а также проверялось отношение к собственному здоровью, уровень инициативности детей помогать другим в его соблюдении, овладении навыками,

приемами ЗОЖ, также проверялся уровень сформированности полезных привычек. В правила игры входило задание -переход от станции к другой осуществляется только спортивным шагом. Каждая команда получила маршрутный лист, где отмечалось количество заработанных детьми баллов. Для выполнения заданий на станциях командам выделялось по пять минут. Такое ограничение во времени дает детям представление о реальной длительности времени и то, сколько можно успеть выполнить заданий за этот период.

Так дети выполняли задания на станции «Страна Гигиены», спортивная станция «Принц Винни-Пух» и другие. На станции «Страна Гигиены» королева страны Гигиены - Зубная Щетка сыграла с детьми игру под названием «Кто с кем дружит?». Детям раздавались картинки с изображением предметов гигиены и частей тела или действий человека для правильного их соотнесения, например, носовой платок - нос, зубная паста - зубная щетка, девочка с лохматыми волосами - расческа, ножницы - ногти, крем для обуви - сапоги, будильник - спящий человек и др. Учащиеся молча изображали действия, показывая чистку зубов, делали зарядку, мыли руки, умывались и др.

На станции спортивная «Принц Винни-Пух», ведущий объяснял связь занятия спорта со здоровьем человека, о необходимости заниматься физкультурой, так как это помогает укрепить и сохранить здоровье и защитить от различных болезней. Дети выполняли физические упражнения - прыжки на месте, каждый из которых давал дополнительный балл в копилку команды; показали знание пословиц, которые следовало продолжить, например, в здоровом теле .; богатство на месяц, здоровье ...; береги платье снову, а ...; здоров будешь ...; чистота залог ... и другие.

Одно из занятий проходило в формате квест-игра и было посвящено теме «Быть здоровым - здорово!». Мы проверяли сформированность осознанности знаний учащихся о здоровом образе жизни и применение их в повседневной жизни, а также их умения и готовность осуществлять самоконтроль и самооценку достигнутых ими результатов, оценивались проявления потребности к выполнению санитарно-гигиенических норм. Каждая команда во время игры посетила школьную библиотеку, в которой проводилась интеллектуальная игра «Блицтурнир»; спортивный зал, в котором проводилась «Веселая зарядка».

Считаем, что в создании условий формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей и сохранения здоровья такие занятия способствуют гармоничному развитию детей. Так как одна из основных задач современного школьного образования является улучшение и сохранение состояния своего здоровья. На наш взгляд, осознанная установка о здоровье, заложенная с детства является наивысшей ценностью в жизни человека и понимание детьми, что в жизни можно достигать любые цели и желания если у человека будет крепкое здоровье.

Выводы. Состояние здоровья человека определяет способность к активной деятельности, к труду в целом. Оно является основной потребностью человека и обеспечивает гармоническое развитие личности. Вместе с тем, является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Воспитательная работа по формированию основ здорового образа жизни состоит из принятия и восприятия учащимися здоровья как человеческой ценности; воспитания бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; прививание интереса к спортивным кружкам и занятиям; формирование знаний о правильном питании и предупреждение о последствиях вредных привычек. Условиями ценностного отношения к здоровью являются - пропаганда здорового образа жизни, внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, регулярные занятия физкультурой и другое.

На основе грамотных знаний деятельность по укреплению и сохранению здоровья может быть действительно творческой и позволить человеку самостоятельно выстраивать собственную траекторию развития в этом направлении, выбирать собственный стиль жизни. Культура здоровья и безопасность поведения детей должны прививаться с малых лет, начиная с создания условий в ближнем окружении - семье и дальнейшее его формирование сопровождаться на всех уровнях образования. В этой связи, воспитательная работа, проводимая в общеобразовательных учреждениях и организациях по формированию образа жизни по сохранению и укреплению здоровья детей, была и остается приоритетным направлением деятельности всего российского сообщества учителей и общества в целом.

Литература:

1. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие / Ю.Е. Амосова, Н.М. Амосов. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 119 с.

2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 231 с.

3. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 179 с.

4. Курганская, Т.В. Формирование основ здорового образа жизни учащихся начальных классов сельской школы: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / Курганская Татьяна Викторовна. - Армавир, 2014. - 205 с.

5. Науменко, Ю.В. Программа формирования здорового и безопасного образа жизни школьников / Ю.В. Науменко // Образование личности. - 2013. - №3. - С. 18-23

6. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2020 году и задачах на 2021 год. - Якутск, 2022. - 209 с.

7. Кожурова, А.А. Ценностное отношение студентов профиля: начальное образование к здоровому образу жизни / А.А. Кожурова, Е.П. Павлова // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 2 (71). -С. 245-249

8. Смирнова, А.В. Питание и здоровье детей подростков / А.В. Смирнова // Вестник торгово-технологического института. - 2010. - № 2. - С. 86-88

9. Флянку, И.П. Сравнительная оценка показателей физического развития школьников г. Омска / И.П. Флянку, А.Н. Приешкина // Омский научный вестник. Серия: Ресурсы Земли. Человек. - 2008. - № 2 (71). - С. 33-35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.