Научная статья на тему 'Творческая мастерская как один из форматов внеурочной деятельности, обеспечивающих приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности'

Творческая мастерская как один из форматов внеурочной деятельности, обеспечивающих приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / творческая мастерская / младший школьник / нетрадиционные техники рисования / приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности / extracurricular activities / creative workshop / junior high school student / non-traditional drawing techniques / introducing younger students to non-traditional art techniques

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Эдель Эльвира Александровна

В статье обосновывается актуальность использования возможностей творческой мастерской как формата внеурочной деятельности и как педагогической технологии, обеспечивающей приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Для достижения поставленной цели авторы проводят анализ ключевых понятий исследования «нетрадиционные техники изобразительной деятельности» и «творческая мастерская». В содержание теоретического анализа проблемы также включается выделение характерных признаков и определение перечня функций, объединяющего возможности разнообразных техник нетрадиционной изобразительной деятельности. В ходе работы авторами установлено, что использование той или иной техники с детьми младшего школьного возраста предопределяется рядом факторов, среди которых факторы времени, специфики предметно-пространственной среды, цели, особенностей контингента учащихся, технологических особенностей и т.д. В рамках данной работы также было выяснено, что для обеспечения успеха работы творческой мастерской педагогу необходимо обеспечить насыщенное разнообразие сочетаний материалов, рассчитанных на выполнение различных творческих заданий и художественного экспериментирования. В связи с чем была определена совокупность соответствующих педагогических инструментов, необходимых для успешной реализации функционала указанных техник. В данную совокупность включены соответствующие методы, приемы и средства приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Важным аспектом, освещенным в данном исследовании, является составленная авторами характеристика требований, предъявляемых к оснащению творческой мастерской материалами и инструментами. Результаты проведенного исследования дополняют материалы научнопедагогического фонда в рассматриваемой области педагогики и методики начального образования и могут быть полезны как педагогам, реализующим указанное направление работы, таки всем интересующимися вопросами приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Эдель Эльвира Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative workshop as the means of extracurricular activities ensuring the familiarization of junior students with non-traditional techniques of artistic activity

The article substantiates the relevance of using the possibilities of the creative workshop as the means of extracurricular activities and as a pedagogical technology ensuring the familiarization of junior students with nontraditional techniques of artistic activity. The authors analyze the concepts “non-traditional techniques of visual activity” and “creative workshop”. The content of the theoretical analysis of the problem also includes the identification of characteristic features and the definition of a list of functions that combine the possibilities of various techniques of non-traditional visual activity. The authors have found that the use of a particular technique with junior students is predetermined by a number of factors including factors of time, the specifics of the subject-spatial environment, goals, features of the contingent of students, technological features, etc. It was also found out that in order to ensure the success of the creative workshop, the teacher needs to provide a rich variety of combinations of materials designed to perform various creative tasks and artistic experimentation. In this connection, a set of appropriate pedagogical tools necessary for the successful implementation of the functionality of these techniques was determined. This collection includes appropriate methods, techniques and means of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity. An important aspect is the characteristic of the requirements for equipping a creative workshop with materials and tools compiled by the authors. The results of the study complement the materials of the scientific and pedagogical foundation in the field of pedagogy and methods of primary education and can be useful both to teachers implementing this area of work and to all those interested in the issues of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity.

Текст научной работы на тему «Творческая мастерская как один из форматов внеурочной деятельности, обеспечивающих приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности»

УДК 372.3.38

Наталья Сергеевна Стерхова Эльвира Александровна Эдель

г. Шадринск

Творческая мастерская как один из форматов внеурочной деятельности, обеспечивающих приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам

изодеятельности

В статье обосновывается актуальность использования возможностей творческой мастерской как формата внеурочной деятельности и как педагогической технологии, обеспечивающей приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Для достижения поставленной цели авторы проводят анализ ключевых понятий исследования «нетрадиционные техники изобразительной деятельности» и «творческая мастерская». В содержание теоретического анализа проблемы также включается выделение характерных признаков и определение перечня функций, объединяющего возможности разнообразных техник нетрадиционной изобразительной деятельности. В ходе работы авторами установлено, что использование той или иной техники с детьми младшего школьного возраста предопределяется рядом факторов, среди которых факторы времени, специфики предметно-пространственной среды, цели, особенностей контингента учащихся, технологических особенностей и т.д. В рамках данной работы также было выяснено, что для обеспечения успеха работы творческой мастерской педагогу необходимо обеспечить насыщенное разнообразие сочетаний материалов, рассчитанных на выполнение различных творческих заданий и художественного экспериментирования. В связи с чем была определена совокупность соответствующих педагогических инструментов, необходимых для успешной реализации функционала указанных техник. В данную совокупность включены соответствующие методы, приемы и средства приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности. Важным аспектом, освещенным в данном исследовании, является составленная авторами характеристика требований, предъявляемых к оснащению творческой мастерской материалами и инструментами. Результаты проведенного исследования дополняют материалы научно-педагогического фонда в рассматриваемой области педагогики и методики начального образования и могут быть полезны как педагогам, реализующим указанное направление работы, таки всем интересующимися вопросами приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, творческая мастерская, младший школьник, нетрадиционные техники рисования, приобщение младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности.

Natalia Sergeevna Sterkhova Elvira Alexandrovna Edel,

Shadrinsk

Creative workshop as the means of extracurricular activities ensuring the familiarization of junior students with non-traditional techniques of artistic activity

The article substantiates the relevance of using the possibilities of the creative workshop as the means of extracurricular activities and as a pedagogical technology ensuring the familiarization of junior students with non-traditional techniques of artistic activity. The authors analyze the concepts "non-traditional techniques of visual activity" and "creative workshop". The content of the theoretical analysis of the problem also includes the identification of characteristic features and the definition of a list of functions that combine the possibilities of various techniques of non-traditional visual activity. The authors have found that the use of a particular technique with junior students is predetermined by a number of factors including factors of time, the specifics of the subject-spatial environment, goals, features of the contingent of students, technological features, etc. It was also found out that in order to ensure the success of the creative workshop, the teacher needs to provide a rich variety of combinations of materials designed to perform various creative tasks and artistic experimentation. In this connection, a set of appropriate pedagogical tools necessary for the successful implementation of the functionality of these techniques was determined. This collection includes appropriate methods, techniques and means of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity. An important aspect is the characteristic of the requirements for equipping a creative workshop with materials and tools compiled by the authors. The results of the study complement the materials of the scientific and pedagogical foundation in the field of pedagogy and methods of primary education and can be useful both to teachers implementing this area of work and to all those interested in the issues of introducing junior students to non-traditional techniques of artistic activity.

Keywords: extracurricular activities, creative workshop, junior high school student, non-traditional drawing techniques, introducing younger students to non-traditional art techniques.

Введение. Ребенок в школьном возрасте сам по себе довольно любознателен. Он постоянно изучает мир, который его окружает, и обдумывает свою картинку этого самого мира. Данный возраст характеризуется тем, что ребенок постоянно с чем-то экспериментирует; строит причинно-личностные цепочки исходя из собственного жизненного опыта; решает различного рода задачи, подключая свое мышление и знания; пробует что-то новое и активно интересуется окружением [3, с. 104.].

Изобразительная деятельность - один из видов художественно-творческой деятельности, направленный не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету с помощью художественных материалов (краски, карандаши, кисти, мелки и т. д.) [10]. Наиболее близкими младшим школьникам видами изодеятельности являются рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д.

Исследовательская часть. Оптимальной формой развития различных видов деятельности младших школьников в контексте нашей работы, является творческая мастерская - педагогическая технология, основанная на продуманной модели совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением комфортных условий для участников и мастера [10]. Организации работы творческой мастерской имеет ряд характерных признаков:

- во-первых, в творческой мастерской необходимо давать детям такие задания, которые в начале помогают им осознать, что данные задания необходимо решить, а затем уже ребенок начинает думать и искать пути решения данного задания, выбирает, как лучше всего действовать, чтобы решить это задание. Такой подход обеспечивает формирование новых навыков, основанных на личном опыте учащихся младших классов;

- во-вторых, главной миссией творческой мастерской является стимулирование к развитию таких способностей детей, как саморазвитие, самообучение, а также взаимовоспитание и взаимопомощь;

- в-третьих, в ходе работы творческой мастерской учитель начальных классов помогает ребенку в его поиске своего предназначения, ни в коем случае не оценивая действия детей, а, напротив, выслушивая их мнение, либо мнение других учащихся, принимавших участие в создании творческой работы;

- в-четвертых, формат работы творческой мастерской позволяет активно развивать такие творческие и креативные способности детей младшего школьного возраста, которые изначально не проявлялись;

- в-пятых, посещение ребёнком творческой мастерской делает его более открытым к общению и со-творчеству [10].

Кладезем возможностей развития творческих способностей младших школьников, посещающих творческие мастерские, выступает применение нетрадиционных художественных техник, трактуемых, как правило, как не широко известные, нестандартные [6]. Следует отметить, что определение понятия «техника» в специальной литературе осуществляется через поиск и представление различных смыслов: либо как своеобразные сочетания художественно-графических методов и приемов, используемые для создания художественных произведений [9]; либо как получение художником определенного, отличного от других (оригинального) результата созидательной деятельности с помощью специальных материалов и инструментов (таких как масляные краски, акварель, пастель, гуашь, художественные материалы по наждачной бумаге) [1]; либо, наконец, сочетание в определенной последовательности элементов изобразительного плана - передача вещественности предметов [4].

Применив прием синтезирования содержания приведенных понятий и накладывая на них «художественно-изобразительную окраску», мы представляем термин «нетрадиционная

техника изобразительной деятельности» как создание художественных образов с помощью нестандартных материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не используемых в традиционной изодеятельности.

Важно также указать, что в настоящее время арсенал нетрадиционных техник изобразительной деятельности (НТИД) стремительно растет, поэтому на данный момент сложно представить их единую классификацию, но все они объединены характерным функционалом:

1) раскрывают и развивают различные аспекты личности ребенка;

2) развивают умения правильно организовывать рабочее место, работать по прописанной схеме действий;

3) способствуют активному развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия;

4) помогают учиться правильно пользоваться материалами, экономно их расходовать и убирать за собой остатки деятельности, рационально организовывать и использовать рабочее место;

5) формируют интерес к занятиям художественно-творческой деятельности, освоению ее разных видов;

6) направлены на формирование воображения, фантазии, логики и нестандартного мышления у детей младшего школьного возраста;

7) учат эстетически организовывать окружающую среду;

8) формируют у ребенка понимание того, что не стоит стесняться своих потребностей, а говорить о них вслух;

9) развивают умения просить о помощи, помогать в ответ, не стесняться спрашивать, если что-то непонятно;

10) позволяют формировать умения доводить до конца начатое дело, не бросать его на половине пути посредством, а также развивают способность контролировать ход работы и своевременно исправлять ошибки;

11) развивают перечень базовых навыков, необходимых при освоении содержания учебных предметов в начальной школе, среди которых: усидчивость и концентрация внимания, стремление получения эффективного результата, умение адекватно оценивать свои способности и результат работы, проявление уважительного отношения к труду других людей;

12) обеспечивают развитие внимания, уверенности в своих силах и возможностях;

13) учат детей понимать, что с помощью творчества они могут выражать свои эмоции и переживания, делиться позитивом, воплощая в реальность придуманные образы;

14) позволяют нарисовать, вылепить или же создать модель любимой игрушки, запомнившейся ситуации и всего того, чего они сами захотят и т.д. [7].

Для успешной реализации представленного выше функционала той или иной нетрадиционной техники, либо их различных сочетаний необходимы соответствующие педагогические инструменты, которые можно представить как совокупность: 1) средств, позволяющих создать рисунок при помощи подручных инструментов, материалов, которые будут различны с традиционными инструментами и рисунками; 2) приемов, относящихся к художественно-выразительным и включающим в себя новые способы нанесения красок; 3) приемов смешанного характера; 4) методов, базирующихся на технике простой печати; 5) методах, реализуемых на принципе коллажа [8].

Успешность реализации перечисленных педагогических инструментов во многом зависит от ряда факторов: времени, специфики предметно-пространственной среды, цели, особенностей контингента учащихся, технологических особенностей НТИД и др.

В ходе исследования мы выяснили, что для обеспечения успеха работы творческой мастерской педагогу необходимо обеспечить насыщенное разнообразие сочетаний материалов, рассчитанных на выполнение различных творческих заданий и художественного экспериментирования. С этой целью материально-техническое оснащение творческой мастерской должно пополниться большим количеством красок (акриловых, акварельных,

гуашевых), а также и материалов для лепки (например, пластилином и глиной), аксессуарами для работы с бисером (пуговицами, пайетками, бусинками, бисером разных сортов) мн.др. Помимо материалов, творческую мастерскую следует оснастить специальными приспособлениями, помогающими детям творить: скалками, штампами, экструдерами (инструментами для работы с глиной), круглогубцами и т.д. Использование перечисленных материалов и инструментов заинтересует детей процессом освоения нетрадиционных техник изодеятельности, поможет им приобрести новый опыт, принесет положительные эмоции и смотивирует на дальнейшее творчество [5, С. 88-90].

При оснащении творческой мастерской материалами и инструментами педагогу следует соблюдать ряд требований:

1) высокое качество материалов, предусматривающее соответствие не только привлекательности, но безвредности для здоровья детей;

2) используемые аксессуары не должны быть слишком дорогими в ценовом плане, чтобы их могла себе позволить семья любого ребенка, посещающего творческую мастерскую;

3) универсальность материалов и инструментов не менее важна для обеспечения работы творческой мастерской. Именно поэтому они должны быть применимы детьми не только при решении задач, предусмотренных программой мастерской, но при воплощении своих личных идей и задумок;

4) зачастую нескольким детям одновременно нужно совместить несколько аксессуаров из разных материалов, в связи с этим возникает еще одно требование -обеспечить достаточное количество необходимых материалов. Младшие школьники часто творят шедевры, но редко задумываются над тем, недостаточно ли материала для завершения работы. Либо совершают ошибки, соответственно, материалы портятся и отбраковываются;

5) яркость и привлекательность используемых материалов и аксессуаров также важны для данного возраста в ходе освоения нетрадиционных техник художественно-творческой деятельности;

6) размещение (распределение) по контейнерам для хранения аксессуаров таким образом, чтобы их хватило и на образец, демонстрируемый учителем перед началом занятия [2, С. 65-71].

Заключение. Подводя итоги проведенного теоретического исследования следует остановиться на следующих аспектах, важных для нашей дальнейшей работы:

- оптимальной формой развития различных видов художественно-творческой деятельности младших школьников в контексте нашей работы является творческая мастерская, выступающая в нашей работе и как формат внеурочной деятельности, и как педагогическая технология, основанная на продуманной модели совместной педагогической деятельности с безусловным обеспечением комфортных условий для участников и мастера;

- безусловно, данный формат внеурочной деятельности обладает характерными признаками, педагогическими инструментами, выполняет определённые функции и т.д. Все эти аспекты педагогу необходимо учитывать при определенных условиях, количестве времени, особенностях контингента детей и мн.др.;

- нетрадиционная техника изобразительной деятельности представляет собой не только способ, но и весь процесс создания художественных образов с помощью нестандартных материалов, инструментов, способов и приемов выполнения изображения, не используемых в традиционной изодеятельности;

- арсенал техник данной группы изодеятельности стремительно растет, но все они объединены общими функциями: способствуют активному развитию мелкой моторики и сенсорного восприятия; формируют интерес к занятиям художественно-творческой деятельности, освоению ее разных видов; развивают нестандартное мышление и т.д.

Дальнейшими направлениями нашей работы станут:

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 2(2)

- исследование опыта отечественных и зарубежных специалистов - художников-педагогов, учителей и методистов в области приобщения младших школьников к нетрадиционным техникам изодеятельности;

- проектирование программы работы творческой мастерской, в рамках работы которой возможно приобщение учащихся младших классов к нетрадиционным техникам изодеятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Демская, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на занятиях декоративной живописью : дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Демская. - Москва, 2016. - 291 с. - Текст : непосредственный.

2. Жеребятникова, Г.В. Модель формирования созидательной активности социальных педагогов в образовательном пространстве современного вуза / Г.В. Жеребятникова, Т.В. Лучкина. - Текст : непосредственный // Гуманитарный вектор. - 2017. - № 1 (33). - С. 65-71.

3. Лютенс, Ф. Организационное поведение : учебник для студентов вузов, обучающихся по эконом. специальностям / Фред Лютенс ; пер. с англ. О.Е. Гончаровой [и др.]. - Москва : ИНФРА-М, 1999. - 691 с. (Университетский учебник). - Текст : непосредственный.

4. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для использования в учеб. процессе образоват. учреждений, реализующих прогр. сред. профессион. образования / С.В. Погодина. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 350 с. - Текст : непосредственный.

5. Разумная, Л.Л. Нетрадиционные техники рисования / Л.Л. Разумная, И.В. Юрченко. - Текст : непосредственный // Вестник научных конференций. - 2022. - № 1-1 (77). - С. 88-90.

6. Стерхова, Н.С. Эстетическое воспитание и развитие личности в контексте непрерывного образования : слов.-справ. / Н.С. Стерхова. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2011. - 87 с. - Текст : непосредственный.

7. Актуализация потенциала нетрадиционных техник изобразительной деятельности в обучении младших школьников изобразительному искусству / Н.С. Стерхова, И.Н. Разливинских, Л.А. Милованова, Т.М. Хазова. - Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32384 (дата обращения 25.09.2023).

8. Швейк, С. Художественная мастерская для детей (Art Lab) / Сьюзен Швейк. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 144 с. - Текст : непосредственный.

9. Шабанов, Н.К. Художественно-педагогический словарь / Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. - Москва : Академический Проект, 2020. - 480 с. - Текст : непосредственный.

10. Шуляковская, Ю.В. Программа деятельности развивающих центров художественно-эстетической направленности «Мастерская творчества» / Ю.В. Шуляковская. - Тюмень : Департамент социального развития Тюменской области Автономная некоммерческая организация «Областной детский оздоровительно-образовательный лагерь «Остров детства», 2015. - 105 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net

Э.А. Эдель, студентка 5 курса института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: elvira.edel@yandex.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

N.S. Sterkhova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Professor, Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: uliana@shadrinsk. net.

E.A. Edel, 5th Year Undergraduate Student, Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: elvira.edel@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.