Научная статья на тему 'Историко-логический анализ проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника'

Историко-логический анализ проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / эстетический вкус / младший школьник / развитие эстетического вкуса младшего школьника / основные направления исследования проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника / aesthetic education / aesthetic taste / junior high school student / the development of aesthetic taste of a junior high school student / the main directions of research of the problem of the development of aesthetic taste of a junior high school student

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Болдыкова Александра Сергеевна, Пелевина Ульяна Витальевна

В статье актуализируется проблема развития эстетического вкуса младших школьников, которая приобретает в свете запуска и внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования 2021 года бесспорную актуальность. Возникновение данной проблемы фиксируется несколько столетий назад и продиктовано потребностью уже тогдашнего общества в человеке, стремящемся к познанию и эстетическому преобразованию действительности, адекватному восприятию и оценке различных предметов и явлений окружающего мира, способному различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д. В настоящее же время эстетический вкус является одним из базовых навыков человека в XXI столетия. Наличие данного навыка у подрастающей личности позволяет ей не только адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, но и стремиться к познанию и эстетическому преобразованию действительности, различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д. В свете формирования современных теорий и концепций возникает необходимость исследования философско-эстетической и психолого-педагогической базы рассматриваемой проблемы. На этом фоне создается потребность проведения историко-логического анализа проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника. Использование данного вида анализа в данной работе позволило авторам рассмотреть многочисленное количество научных работ, выделить основные направления и различные аспекты изучения указанной проблемы. Проведѐнный анализ позволил выделить два основных этапа развития рассматриваемой проблемы и определить понятие эстетического вкуса как способности по чувству удовольствия или неудовольствия судить о красоте, дифференцированно воспринимая и оценивая различные эстетические объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стерхова Наталья Сергеевна, Болдыкова Александра Сергеевна, Пелевина Ульяна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and logical analysis of the problem of the aesthetic taste development of a junior student

The article actualizes the problem of developing the aesthetic taste of younger schoolchildren, which acquires indisputable relevance in the light of the launch and implementation of the Federal State Standard of Primary General Education in 2021. The emergence of this problem was fixed several centuries ago and was dictated by the need of the society of that time for a person striving for cognition and aesthetic transformation of reality, adequate perception and evaluation of various objects and phenomena of the surrounding world, able to distinguish between the beautiful and ugly, comic and tragic, etc. At the same time, aesthetic taste is one of the basic skills of a person in the XXI century. The presence of this skill in a younger person allows her not only to adequately perceive and evaluate works of art, but also to strive for cognition and aesthetic transformation of reality, to distinguish between the beautiful and the ugly, the comic and the tragic, etc. In the light of the formation of modern theories and concepts, there is a need to study the philosophical, aesthetic, psychological and pedagogical basis of the problem under consideration. Against this background, there is a need for a historical and logical analysis of the problem of the development of aesthetic taste of a younger student. The use of this type of analysis in this work allowed the authors to consider a large number of scientific papers, highlight the main directions and various aspects of the study of this problem. The analysis made it possible to identify two main stages of the development of the problem under consideration and to define the concept of aesthetic taste as the ability to judge beauty by a sense of pleasure or displeasure, differentiating perceiving and evaluating various aesthetic objects.

Текст научной работы на тему «Историко-логический анализ проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника»

УДК 3773.3

Наталья Сергеевна Стерхова Александра Сергеевна Болдыкова Ульяна Витальевна Пелевина

г. Шадринск

Историко-логический анализ проблемы развития эстетического вкуса младшего

школьника

В статье актуализируется проблема развития эстетического вкуса младших школьников, которая приобретает в свете запуска и внедрения Федерального государственного стандарта начального общего образования 2021 года бесспорную актуальность. Возникновение данной проблемы фиксируется несколько столетий назад и продиктовано потребностью уже тогдашнего общества в человеке, стремящемся к познанию и эстетическому преобразованию действительности, адекватному восприятию и оценке различных предметов и явлений окружающего мира, способному различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д. В настоящее же время эстетический вкус является одним из базовых навыков человека в XXI столетия. Наличие данного навыка у подрастающей личности позволяет ей не только адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства, но и стремиться к познанию и эстетическому преобразованию действительности, различать прекрасное и безобразное, комическое и трагическое и т.д. В свете формирования современных теорий и концепций возникает необходимость исследования философско-эстетической и психолого-педагогической базы рассматриваемой проблемы. На этом фоне создается потребность проведения историко-логического анализа проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника. Использование данного вида анализа в данной работе позволило авторам рассмотреть многочисленное количество научных работ, выделить основные направления и различные аспекты изучения указанной проблемы. Проведённый анализ позволил выделить два основных этапа развития рассматриваемой проблемы и определить понятие эстетического вкуса как способности по чувству удовольствия или неудовольствия судить о красоте, дифференцированно воспринимая и оценивая различные эстетические объекты.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетический вкус, младший школьник, развитие эстетического вкуса младшего школьника, основные направления исследования проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника.

Natalia Sergeevna Sterkhova Alexandra Sergeevna Boldykova Ulyana Vitalievna Pelevina

Shadrinsk

Historical and logical analysis of the problem of the aesthetic taste development of a junior

student

The article actualizes the problem of developing the aesthetic taste of younger schoolchildren, which acquires indisputable relevance in the light of the launch and implementation of the Federal State Standard of Primary General Education in 2021. The emergence of this problem was fixed several centuries ago and was dictated by the need of the society of that time for a person striving for cognition and aesthetic transformation of reality, adequate perception and evaluation of various objects and phenomena of the surrounding world, able to distinguish between the beautiful and ugly, comic and tragic, etc. At the same time, aesthetic taste is one of the basic skills of a person in the XXI century. The presence of this skill in a younger person allows her not only to adequately perceive and evaluate works of art, but also to strive for cognition and aesthetic transformation of reality, to distinguish between the beautiful and the ugly, the comic and the tragic, etc. In the light of the formation of modern theories and concepts, there is a need to study the philosophical, aesthetic, psychological and pedagogical basis of the problem under consideration. Against this background, there is a need for a historical and logical analysis of the problem of the development of aesthetic taste of a younger student. The use of this type of analysis in this work allowed the authors to consider a large number of scientific papers, highlight the main directions and various aspects of the study of this problem. The analysis made it possible to identify two main stages of the development of the problem under consideration and to define the concept of aesthetic taste as the ability to judge beauty by a sense of pleasure or displeasure, differentiating perceiving and evaluating various aesthetic objects.

Keywords: aesthetic education, aesthetic taste, junior high school student, the development of aesthetic taste of a junior high school student, the main directions of research of the problem of the development of aesthetic taste of a junior high school student.

Введение. В свете реализации обновленного ФГОС НОО становятся актуальными вопросы воспитания младших школьников, пронизывающие все сферы образовательного процесса в начальной школе. Одним из направлений воспитания детей данной возрастной категории стало развитие эстетического вкуса детей, как одного из базовых навыков человека в XXI столетии. Именно эстетический вкус лежит в основе поведения человека, стремящегося к познанию и эстетическому преобразованию действительности, адекватному высказыванию суждений при восприятии различных предметов и явлений окружающего мира, различения прекрасного и безобразного и т.д.

Однако проектирование современных теорий и концепций, выстраивание исследований в области развития эстетических качеств личности в контексте различных категорий подрастающего поколения невозможно без изучения уже сложившейся философско-эстетической и психолого-педагогической базы. На этом фоне становится актуальным проведение историко-логического анализа проблемы развития эстетического вкуса младшего школьника.

Кроме того, современное состояние проблемы таково, что в примерных программах учебных предметов в начальной школе задаче развитие эстетического вкуса отводится недостаточное внимание. Исходя из сказанного, научная новизна исследования заключается в использовании результатов историко-логического анализа для определения основных положений, которые нужно учитывать при развитии данной способности у детей младшего школьного возраста в условиях современности.

Цель исследования - изучение основных этапов изучения проблемы развития эстетического вкуса личности и определение основных положений, которые нужно учитывать при развитии данной способности у детей младшего школьного возраста в условиях современности.

Результаты исследования обладают практической значимостью, заключающейся в том, что могут быть использованы: 1) в практике педагогов общеобразовательных школ, осуществляющих развитие эстетического вкуса младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности; 2) в работе педагогов, занимающихся вопросами эстетического развития детей в условиях дополнительного образования; 3) родителей, для которых важен аспект эстетического воспитания детей и т.д.

Исследовательская часть. Проблема формирования эстетического вкуса у школьников выступает предметом изучения разных наук: эстетики, социологии, педагогики, философии, искусствоведения, психологии. На данном этапе накоплен богатый фонд в сфере исследований развития указанной проблемы, состоящий из двух пластов - философско-эстетического и психолого-педагогического (рис. 1).

Рис. 1. Философско-эстетическая и психолого-педагогическая база исследования проблемы

эстетического вкуса младших школьников

Спектр аспектов, освещенных в различных исследованиях, связанных с формированием эстетического вкуса младших школьников и его структурных компонентов, к настоящему времени составляют следующие: 1) важность мотивационного компонента развиваемого качества у младших школьников, представленного потребностями и интересами, положительно влияющими формирование вкуса (Е.И. Игнатьев) [8]; 2) формирование эстетического вкуса в ходе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству детей разных возрастов в образовательном процессе школы (С.Е. Игнатьев [9]; B.C. Кузин [13]; В.В. Корешков [12]; С.П. Ломов [15]; H.H. Ростовцева [21]; A.C. Хворостов [25], Е.В. Шорохов [26]); 3) значение психологического аспекта развития эстетического вкуса детей в ходе воспитания и обучения, заключающегося в том, что в формировании эстетически здоровой психики, позитивного отношения не только к окружающему миру, но и к продуктам собственной творческой деятельности и результатам творчества других (В.С. Кузина) [14]; 4) взаимосвязь развития эстетического вкуса и изодеятельности учащихся младшего школьного возраста в формате обучения изобразительному искусству в начальной школе (Е.С. Игнатьев [9], С.П. Ломов [15], B.C. Кузин [14], Н.М. Сокольникова [23], Т.Я. Шпикалова [27] и др.); 5) учет психофизиологических особенностей эстетического вкуса учащихся общеобразовательной школы на уроках изобразительного искусства, позволяющий помогать ребенку входить в гармоничное состояние своего внутреннего и внешнего мира, наполненного духовными потребностями и эстетическими интересами (С.П. Ломов) [15]; В.В. Саморукова [22];

6) особенности формирования художественно-творческих способностей у младших школьников (одной из которых является эстетический вкус) в многочисленных видах художественно-творческой деятельности (Л.С. Выготский [3], В.А. Гуружапов [4]);

7) индивидуализация процесса развития эстетического вкуса учащихся первой ступени общего образования при обучении ИЗО (E.H. Демченко) [6]; в процессе литературного творчества (Г.В. Раицкая) [20] и т.д.

Следующим шагом данной работы стало определение понятия «эстетический вкус» с помощью теоретического анализа ряда исследований [1; 2; 5; 10; 17; 18], характеризующих данное понятие в различных ракурсах.

Результаты проведенного анализа позволили выделить несколько положений:

1) эстетический вкус может быть представлен учеными как способность, либо как свойство личности, либо как иммунитет к восприятия художественных суррогатов;

2) основными составляющими данного феномена чаще всего являются: чувственно-эмоциональная сфера (чувство удовольствия или неудовольствия), компонент оценки (либо умений оценки) красивого и прекрасного в действительности и искусстве;

3) представления о норме красивого и некрасивого в искусстве и явлениях окружающего мира и т.д. (рис. 2).

ФИО ученого

Трактовка понятия «эстетический вкус»

- сложное социально-психологическое ооразование. имеющее в своеп основе относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены нормы, предпочтения, служащие личным критерием для эстетической оценки предметов или явлений [2].

- способность личности оценить достоинства (недостатки) эстетически значимых явлений на основе ее представлений о прекрасном и возвышенном, об идеале и обобщить эти представления в конкретной деятельности, например, при организации предметно-пространственной среды, при проведении досуга, в стиле общения, в эстетической выразительности внешнего вида [3].

- способность непосредственно, по впечатлению, без особого анатза чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [7].

- необходимая субъективная способность судить о красоте в деятельности сознания, существующая в любой творческой деятельности, в поведении людей, в быту, проявляющаяся непосредственно, как эмоциональная реакция человека на то, с чем он взаимодействует [13]._

- способность по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и ог^ениватъ различные эстетические объекты, отличая прекрасное от плохого в действительности и в искусстве, различая эстетические и неэстетические объекты, находя в явлениях черты трагического и комического [24].

- невосприимчивость к художественным суррогатам и жажда общения с подлинным искусством [25].

Рис. 2. Трактовки понятия «эстетический вкус», представленные различными учеными

Из рисунка 2 видно, что вкус может проявляться в разных сферах жизни и деятельности человека: быту, творческой деятельности, поведении и т.д. Данная способность развивается при воздействии на формирующуюся личность посредством специально организуемой деятельности.

Заключение. Таким образом, в истории развития проблемы эстетического вкуса насчитывает несколько столетий и впитывает в себя результаты исследований ученых из разных сфер науки.

Данная проблема носит актуальный характер на протяжении уже нескольких веков. Её развитие всегда происходило активно:

- на первом этапе формировалась необходимая философско-эстетическая и психолого-педагогическая база;

- второй этап включает непосредственно активизацию развития различных аспектов обозначенной проблемы применительно к младшему школьному возрасту, находя

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2023. № 1(1)

свое отражение в ряде многочисленных исследований в области эстетического воспитания подрастающего поколения.

Опираясь на результаты проведенного теоретического анализа, мы представляем эстетический вкус как способность по чувству удовольствия или неудовольствия судить о красоте, дифференцированно воспринимая и оценивая различные эстетические объекты.

В дальнейшем изучении развития данной способности у детей младшего школьного возраста для нас важны следующие положения:

- эстетический вкус ребёнка младшего школьного возраста может проявляться в разных сферах его жизни и деятельности человека (быту, творческой деятельности, поведении и т.д.);

- развитие данной способности у младшего школьника необходимо осуществлять в ходе специально организуемой деятельности;

- для реализации данного процесса в начальной школе необходимо создание определённых условий;

- именно в данном возрасте огромную роль для формирования эстетического сознания ребенка играет особая восприимчивость к разным видам искусства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Буров, А. И. Эстетика: проблемы и споры: методологические основы дискуссии в эстетике / А.И. Буров. - Москва : Искусство, 1975. - 175 с. - Текст : непосредственный.

2. Бычихина, О. Эстетическое восприятие как фактор гармонизации внутреннего мира ребенка / О. Бычихина. - Текст : непосредственный // Искусство в школе. - 2006. - № 5. - С. 69-71.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский ; общ. ред. В. Иванова ; предисл. А. Н. Леонтьева ; коммент. Л. С. Выготского, В. В. Иванова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Искусство, 1968. - 576 с.; 21 см. - (Из истории советской эстетики и теории искусства). - Текст : непосредственный.

4. Гуружапов, В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики / В. А. Гуружапов. - Москва : РИА «Мы и Мир», 1999.

- 105 с. - Текст : непосредственный.

5. Гусев, Е. О. Творческий процесс и художественное восприятие / Е. О. Гусев. - Ленинград, 1978. -94 с. - Текст : непосредственный.

6. Демченко, Е. Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. Н. Демченко / Хабаров. гос. пед. ун-т. - Хабаровск, 2001. - 22 с. - Текст : непосредственный.

7. Дремов, А. К. Эстетический идеал советской литературы / А. К. Дремов. - Москва : Знание, 1973.

- 62 с. - Текст : непосредственный.

8. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей / Е. И. Игнатьев. - 2-е изд., доп. -Москва : Учпедгиз, 1961. - 223 с. - Текст : непосредственный.

9. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учеб. пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. - Москва : Академический Проект, 2020. - 155 с. - Текст : непосредственный.

10. Кант, И. Критика способности суждения : пер. с нем. / И. Кант ; ввступ. ст. А. Гулыги. - Москва : Искусство, 1994. - 367 с. - Текст : непосредственный.

11. Кант, И. Критика чистого разума. Критика практического разума. Критика способности суждения / И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского, Н. Соколов. - Санкт-Петербург : Азбука, 2021. - 1053 с. - Текст : непосредственный.

12. Корешков, В. В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды : дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / В. В. Корешков. - Москва, 1994. - 371 с. - Текст : непосредственный.

13. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе : учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений и худож. граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / В. С. Кузин. - 3. изд., перераб. и доп. - Москва : Агар, 1998. - 334, [1] с. - Текст : непосредственный.

14. Кузин, В. С. Психология живописи : учеб. пособие для студентов вузов / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - Москва : ОНИКС, 2005. - 304 с.

15. Ломов, С. П. Методология художественного образования : учеб. пособие / С. П. Ломов, С. А. Аманжолов ; Московский пед. гос. ун-т. - Москва : Прометей : МИГУ, 2011. - 187 с. - Текст : непосредственный.

16. Ломов, С. П. Формирование художественных потребностей учащихся 4-6 классов средствами изобразительного искусства : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / С. П. Ломов / Моск. гос. пед. ин-т им.

В. И. Ленина. - Москва, 1986. - 14 с. - Текст : непосредственный.

17. Наговицына, Т. В. Формирование эстетического вкуса у школьников при обучении технологии : монография / Т. В. Наговицына. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. - 135 с. - Текст : непосредственный.

18. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания : кн. для учителя / Б. М. Неменский. - Москва : Просвещение, 1981. - 192 с. - Текст : непосредственный.

19. Пода, А. С. Научное наследие Л.С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга / А. С. Пода. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 27.1 (131.1). - С. 24-27.

20. Раицкая, Г. В. Формирование эстетического вкуса младших школьников: на примере изучения творчества К.Г. Паустовского : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Г. В. Раицкая / Акад. повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Москва, 2001. - 20 с. - Текст : непосредственный.

21. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе : учеб. для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов / Н. Н. Ростовцев. - 3-е изд., доп. и перераб. - Москва : Агар, 1998. - 250 с. - Текст : непосредственный.

22. Саморукова, В. В. Психологическое сопровождение развития эмоциональной сферы младших школьников в условиях творческой активности / В. В. Саморукова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 5-6. - С. 135-139.

23. Сокольникова, Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : 13.00.02 / Н. М. Сокольникова / Моск. открытый пед. ун-т. - Москва, 1997. - 43 с. - Текст : непосредственный.

24. Тутолмин, А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников / А. В. Тутолмин ; Глазов. гос. пед. ин-т им. В. Г. Короленко. - Глазов : Глазов. гос. пед. ин-т, 2003. - 169. - Текст : непосредственный.

25. Хворостов, А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе : пособие для учителей / А. С. Хворостов. - Москва : Просвещение, 1981. - 175 с. - Текст : непосредственный.

26. Шорохов, Е. В. Композиция : учебник для худож.-граф. фак. пед. ин-тов / Е. В. Шорохов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1986. - 285 с. - Текст : непосредственный.

27. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации : автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.02 / Т. Я. Шпикалова / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва, 1988. - 33 с. - Текст : непосредственный.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Н.С. Стерхова, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

А.С. Болдыкова, студентка 4 курса института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: sanyareedys@yandex.ru.

У.В. Пелевина, студентка 1 курса института психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ulyana6333@gmail.com.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

N.S. Sterkhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: uliana@shadrinsk.net.

A.S. Boldykova, 4th year student of the Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: sanyareedys@yandex.ru.

U.V. Pelevina, 1st year student of the Institute of Psychology and Pedagogy, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ulyana6333@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.