Научная статья Original article УДК379.8.092
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКСКУРСИИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE EXCURSION IN DEVELOPMENT OF AESTHETIC TASTE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Шадрина Анна Павловна, студентка 4 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89003834227, [email protected]
Стерхова Наталья Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» (641876 Россия, Курганская область, город Шадринск, ул. К. Либкнехта, д. 3), тел. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001-5599-6886, [email protected]
Anna P. Shadrina, 4th year student, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89003834227, ann4 .peter@mail .ru
Natalia S. Sterkhova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Primary Education, Shadrinsky State Pedagogical University (641876 Russia, Kurgan
1614
region, Shadrinsk, K. Liebknecht str., 3), tel. 89195663764, https://orcid.org/0000-0001 -5599-6886, [email protected]
Аннотация. В статье актуализируется проблема использования максимально доступных форм организации образовательного процесса, обладающих большим педагогическим потенциалом. В качестве одной из рассматриваемых форм выступает экскурсия. На основе теоретического анализа определения раскрываются понятия «потенциал», «педагогический потенциал», «экскурсия», «эстетический вкус». Опираясь на результаты изучения возрастных особенностей младшего школьного возраста, авторами охарактеризованы отличительные особенности экскурсии, организуемой для детей младшего школьного возраста. Проведённое теоретическое исследование позволило выявить ряд возможностей экскурсии в развитии эстетического вкуса младших школьников. В перечень данных возможностей включены такие, как: возможность развития у ребёнка изучаемого возраста способности учиться оценивать красоту труда, красоту живой и неживой природы, в рамках развития эстетического вкуса воспринимать поведение животных и человека по отношению к животным и видеть красоту в её связях; возможность воспитания любви и уважения к профессиям людей, занятых в сфере материального производства; возможность обучения оценке красоты культивированной людьми части природы, оценка как труда людей, так и красоты конечного продукта их деятельности; возможность напрямую формировать эстетический вкус через наблюдения и объяснения педагога; возможность оценивать красоту созданного талантливыми людьми, в начальной стадии оценивать значимость и эстетичность художественного продукта, подводить к понятиям «прекрасное» и «безобразное»; возможность научения детей оценивать красоту родного края, труда людей, затраченного на его обустройство; возможность комплексно развивать эстетический вкус, объединяя сразу несколько направлений реализации данного процесса.
1615
Abstract. The article actualizes the problem of using the most accessible forms of organization of the educational process with great pedagogical potential. An excursion acts as one of the considered forms. Based on the theoretical analysis of the definition, the concepts of "potential", "pedagogical potential", "excursion", "aesthetic taste" are revealed. Based on the results of studying the age characteristics of primary school age, the authors characterized the distinctive features of the excursion organized for primary school children. The conducted theoretical research allowed us to identify a number of possibilities of the excursion in the development of aesthetic taste of younger schoolchildren. The list of these possibilities includes such as: the possibility of developing in a child of the studied age the ability to learn to appreciate the beauty of work, the beauty of living and inanimate nature, as part of the development of aesthetic taste to perceive the behavior of animals and humans in relation to animals and to see beauty in its connections; the possibility of fostering love and respect for the professions of people engaged in the field of material production; the possibility of learning to evaluate the beauty of a part of nature cultivated by people, to evaluate both the work of people and the beauty of the final product of their activities; the ability to directly form aesthetic taste through observations and explanations of a teacher; the ability to evaluate the beauty created by talented people, at the initial stage to evaluate the significance and aesthetics of an artistic product, to bring to the concepts of "beautiful" and "ugly"; the possibility of teaching children to appreciate the beauty of their native land, the work of people spent on its arrangement; the opportunity to comprehensively develop aesthetic taste, combining several areas of implementation of this process at once. Ключевые слова: потенциал, педагогический потенциал, экскурсия, эстетический вкус, ребенок младшего школьного возраста, возможности экскурсии в развитии эстетического вкуса младшего школьника. Keywords: potential, pedagogical potential, excursion, aesthetic taste, a child of primary school age, the possibilities of an excursion in the development of aesthetic taste of a junior student.
1616
Введение. Современный период эволюции общества характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, развиваются стремительно, в связи с чем появляются новые образовательные феномены - процессы, явления, ситуации и т.д. Успешное освоение каждого нового феномена подрастающим поколением возможно при наличии готовности к его возникновению в быстро меняющейся образовательной среде. Более полное приспособление к новому режиму развития образовательной среды возможно за счет использования максимально доступных форм организации образовательного процесса, обладающих большим педагогическим потенциалом [8].
Теоретическая база исследования. Понятие «потенциал» - (от лат. «роtentia» - «сила», «мощь») - представляет собой средства, запасы, источники, которые могут быть использованы для достижения определенных целей; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области (П.С. Гуревич) [4]. В свою очередь педагогический потенциал - это интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, создающее возможность транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования [10].
Если педагогический потенциал направлен на процесс передачи и присвоения культурного опыта, можно предположить, что в рамках субъекта педагогического воздействия в данном случае может выступать не только педагог как индивид, но и кто-либо (что-либо) реализующий педагогическую функцию [6]. С данной точки зрения, целесообразно предположить, что педагогическим потенциалом может обладать всё, что способно производить обучающее либо воспитательное воздействие, и, в частности, такой воспитательный феномен, как экскурсии.
Экскурсия - форма образовательной (просветительской) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [8].
1617
В свою очередь, эстетический вкус представляет качество личности, обеспечивающее адекватное восприятие и оценку эстетических объектов и явлений действительности, либо эстетических аспектов в предметах, явлениях и процессах, лежащих в основе жизни и деятельности человека [9].
Ход исследования. Первым шагом выявления и характеристики возможностей применения экскурсии в развитии эстетического вкуса младших школьников стало изучение возрастных особенностей младшего школьного возраста. Границы младшего школьного возраста, устанавливаются в настоящее время с шести - семи до девяти - десяти лет [3]. У младшего школьника достаточно хорошо сформированы будут проявляться и на экскурсиях следующие навыки: навыки саморегуляции, самоконтроля поведения, действий и поступков (представление об их последствиях для окружающих); интерес к социуму (семье, сверстникам, взрослым, людям в стране, мире) и культуре; правила культуры общения и поведения со сверстниками и взрослыми, адекватное проявление сочувствия, сопереживания, эмоциональной отзывчивости; положительная самооценка, соответствующий возрастным возможностям образ «я»; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях (добра, красоты, истины); эмоционально-оценочное отношение к миру; умение выражать собственное мнение, позицию; навыки организации и участия в совместной деятельности, сотрудничества [2]. Интеллектуальные особенности младшего школьного возраста предполагают наличие у ребенка устойчивого внимания, дифференцированного восприятия, логического запоминания, сформированных словесно-логических операций, произвольности и интеллектуальной активности [1].
Следующим шагом теоретического исследования стало выявление особенностей экскурсии, организуемой для детей младшего школьного возраста, являются. Перечень данных особенностей составляют следующие: 1) в них значительное место занимают общеобразовательные элементы, а для экскурсий, организованных для детей, больше должно быть познавательных и
1618
воспитательных моментов; 2) педагог должен дать обзорную информацию, использовать при этом выдержки из произведений художественной литературы, сравнений, стихов, интересных фактов; 3) важным при проведении экскурсий в младшем школьном возрасте является учёт психологии детей данной возрастной группы [11].
Результаты и обсуждение. Итак, в учебных программах по каждому предмету устанавливается обязательный перечень экскурсий и их содержание. Каждый из видов экскурсий обеспечивает какие-либо возможности в развитии эстетического вкуса ребенка младшего школьного возраста (таблица 1).
Таблица 1
Виды учебных экскурсий и их возможности в развитии эстетического
вкуса младшего школьника
Вид и краткая характеристика содержания экскурсии Возможности в развитии эстетического вкуса младших школьников
Производственные экскурсии - нацелены на знакомство с характером местного производства, с экономикой и организацией производства, с принципами и закономерностями его размещения [5] - позволяют ребенку учиться оценивать красоту труда; воспитывают любовь и уважение к профессиям людей, занятых в сфере материального производства.
Природоведческие экскурсии -направлены на ознакомление с природой, накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях - позволяют оценивать красоту живой природы, в рамках концепции эстетического вкуса воспринимать поведение животных и человека по отношению к животным.
Экологические экскурсии - обеспечивают освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы. - позволяют оценивать красоту как живой, так неживой природы, видеть красоту в её связях.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты - помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, - позволяют оценивать красоту культивированной людьми части природы, оценивать как труд людей, так и красоту конечного продукта их деятельности.
1619
в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. [11]
Экскурсии эстетического характера -помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. - напрямую формируют эстетический вкус через наблюдения и объяснения педагога.
Историко-литературные экскурсии -экскурсии по литературе, истории и обществоведению в историко-литературные музеи, в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов - позволяют оценивать красоту, созданную талантливыми людьми, оценивать значимость и эстетичность художественного продукта, подводят к понятиям «прекрасное» и «безобразное».
Краеведческие экскурсии - направлены на изучение природы и истории родного края [7] - позволяют оценивать красоту родного края, труда людей, затраченного на его обустройство.
Комплексные экскурсии - охватывают сразу несколько предметных областей - комплексно развивают эстетический вкус, объединяя сразу несколько направлений в реализации данного процесса.
Из таблицы 1 видно, что разные виды экскурсий способствуют развитию различных аспектов эстетического вкуса младших школьников.
Областью применения полученных результатов исследования может стать совершенствование образовательного процесса начальной школы, ориентированного на приспособление к новому режиму развития образовательной среды, что возможно, в том числе, за счет использования максимально доступных форм его организации.
Выводы. Таким образом, педагогическим потенциалом может обладать всё, что способно производить обучающее либо воспитательное воздействие, и, в частности, такой феномен, как экскурсии. Экскурсии различных видов имеют широкий диапазон возможностей для развития эстетического вкуса младших школьников: позволяют учиться оценивать красоту труда; воспитывают любовь и уважение к профессиям людей; позволяют оценивать красоту созданного талантливыми людьми, оценивать значимость и
1620
эстетичность художественного продукта, подводят к понятиям «прекрасное»
и «безобразное» и т.д.
Литература
1. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учеб. для вузов и ссузов. Изд. испр. и перераб. М.: Прометей, 2018. 705 с.
2. Власенко О.П. Эстетическое воспитание школьников. М.: Искусство, 2016. 355 c.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо, 2005. 507 с.
4. Гуревич П.С. Эстетика: учеб. для студ. высш. уч. зав. М.: ЮНИТИ, 2012. 303 с.
5. Зябкина В. Нравственно-эстетическое воспитание детей школьного возраста. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 256 c.
6. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. М.: Просвещение, 2003. 254 с.
7. Медведев Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. М.: Центр гуманит. литературы РАН, 2019. 48 с.
8. Стерхова Н.С., Парунина Л.В. Экскурсии к сооружениям архитектуры: учеб.-метод. пособие. Шадринск, 2011. 156 с.
9. Стерхова Н.С. Эстетическое воспитание младших школьников средствами изобразительного искусства: мет. рекомендации. Шадринск, 2018. 80 с.
10. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. СПб.: Книжный Дом, 2008. 293 с.
11. Щербо А. Красота воспитывает человека. Киев: Рад. школа, 1977. 104 с.
References
1. Abramova G.S. Developmental psychology and age psychology: textbook. for universities and colleges. Ed. ispr. and pererab. M.: Prometheus, 2018. 705 p.
2. Vlasenko O.P. Aesthetic education of schoolchildren. Moscow: Iskusstvo, 2016. 355 p.
1621
3. Vygotsky L.S. Psychology of child development. Moscow: Eksmo, 2005. 507 p.
4. Gurevich P.S. Aesthetics: studies. for students. higher Academic Department, Moscow: UNITY, 2012. 303 p.
5. Zyabkina V. Moral and aesthetic education of school-age children. Moscow: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. 256 p.
6. Maksakova V.I. Organization of education of younger schoolchildren. M.: Enlightenment, 2003. 254 p.
7. Medvedev E.I. Aesthetic education of schoolchildren in the system of additional education. M.: Humanit Center. Literature of the Russian Academy of Sciences, 2019. 48 p.
8. Sterkhova N.S., Parunina L.V. Excursions to the buildings of architecture: studies: method. stipend. Shadrinsk, 2011. 156 p.
9. Sterkhova N.S. Aesthetic education of younger schoolchildren by means of fine art: met. recommendations. Shadrinsk, 2018. 80 p.
10. Creativity: theory, diagnostics, technologies. Dictionary-reference / Under the general editorship of T.A. Barysheva. St. Petersburg: Book House, 2008. 293 p.
11. Shcherbo A. Beauty educates a person. Kiev: Glad. school, 1977. 104 p.
© Шадрина А.П., Стерхова Н.С., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.
Для цитирования: Шадрина А.П., Стерхова НС. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭКСКУРСИИ В РАЗВИТИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.
1622