УДК 371.013 ББК 87.817 С-13
ТАШАККУЛИДОНИШХОИ Зоидова Сабоат Абдуманоновна, унвонцуи
ЗЕБОИШИНОСИИ кафедраи педагогикаи ицтимои ва касбии МДТ
ДОНИШЦУЁН «ДДХ ба номи акад. Б.Гафуров»; Сабуров
ХАМЧУНБУНЁДИ Хайрулло Мирзоевич, д.и.п., профессор,
НАЗАРИЯВИИ ТАРБИЯИ ноибректор оид ба илм ва инноватсияи МДТ "ДДХ
ЭСТЕТИКИИХОНАНДАГОН ба номи акад. Б.Гафуров"(Тоцикистон, Хуцанд)
ФОРМИРОВАНИЕ Зоидова Сабоат Абдуманоновна, соискатель
У СТУДЕНТОВ ЭСТЕТИЧЕСКИХ кафедры социальной и профессиональной
ЗНАНИЙ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ педагогики ГОУ "ХГУ имени акад. Б.Гафурова"
БАЗЫ ИХ ПОДГОТОВКИ К Сабуров Хайрулло Мирзоевич, д.п.н., профессор,
ЭСТЕТИЧЕСКОМУ проректор по науке и инновации ГОУ "ХГУ имени
ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ акад. Б.Гафурова"(Таджикистан, Худжанд)
THE FORMA TION Zoidova Saboat Abdumanonovna, claimant for
OF AESTHETIC KNOWLEDGE candidate digree of the department of social and
OF STUDENTS AS A professional pedagogy under the SEI «KSU named
THEORETICAL FOUNDA TION after acad. B. Gafurov»; Saburov Khayrullo
OF THEIR pREpARATION Mirzoevich, Dr. of Pedagogy, Professor, Vice rector of
FOR AESTHETICAL science and innovation under the SEI «KSU named
after acad. B. Gafurov» (Tajikistan, Khujand) E-mail: khsaburi@mail. ru
EDUCA TION OF LEARNERS
Вожа^ои калиди: тарбияи эстетики, раванди таълиму тарбия, ташаккули уисси зебоишиноси, табиати зинда, бози
Мацола ба баррасии вижагщои ташаккули донишуои эстетики, ки заминаи назариявии раванди омодагии омузгорони ояндаро ба тарбияи эстетикии хонандагони гуногунсол ташкил медиуанд, бахшида шудааст. Дар асоси тавсифи хусусиятуои шаклгирии уисси зебоишиноси ва завци эстетикии бачагони синни томактаби ва хурди мактаби нацшу ауамияти бозиуо ва бозичауо, шиносои бо табиати зинда ва уайвонот, меунат, рафтори калонсолон ва муносибати ощо ба меунат дар тарбияи эстетикии бачагон муайян шудаанд. Муаллифони мацола ба хулосае мерасанд, ки воситаву роууои баррасишуда, аз он цумла, бозиуо барои тарбияи босамари эстетикии хонандагон имконияти густурда ва бойро фароуам меоранд, ки истифодаи онуоро ба сифати цузъи мууими раванди тарбияи эстетики асоснок менамояд.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, учебно-воспитательный процесс, формирование эстетических чувств, живая природа, игра
Статья посвящена рассмотрению специфики формирования эстетических знаний, составляющих теоретическую основу процесса подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию разновозрастных учащихся. На основе характеристики особенностей становления эстетических чувств и вкуса личности детей дошкольного и младшего школьного возраста выявляются роль и значение игры и игрушек, знакомства с живой природой и животными, а также значимость труда, поведения взрослых и их отношения к труду в эстетическом воспитании детей. Авторы статьи приходят к выводу, что рассмотренные средства, в частности игры, представляют богатые и широкие возможности для эффективного эстетического воспитания учащихся, что обуславливает их применение в качестве важного компонента процесса эстетического воспитания.
Key words: aesthetic nurture, educational-nurturant process, formation of aesthetic sense, wildlife, game
The article is devoted to the learning of peculiarities of aesthetic knowledge formation constituting theoretical base of the process ofpreparing future teachers to aesthetic nurture of different age learners. Relying on the principles of characteristics of peculiarities in developing aesthetic sense and taste of preschool and primary school children is revealed the role and importance of games and toys, meeting with wildlife and animals, labor, adultsл behavior and their attitude to labor in aesthetic nurturing
children. The authors of the article come to conclusion that leant point, especially games represent rich and wide possibilities for effective aesthetic nurturing learners that specifies their use as an important component of aesthetic nurturing process.
Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. В Законе Республики Таджикистан «Об образовании» (от 2004 г.) особое значение придается повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, совершенствования форм и методов эстетического воспитания в школе, развитию у них чувства прекрасного, формированию здоровых художественных вкусов, умению правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Наука и искусство, органично связанное в учебном процессе, стимулируют как умственное, так и эстетическое развитие школьников. Каждый учебный предмет в школе имеет большие возможности для эстетического воспитания учащихся.
Искусство воздействует на чувства человека через художественный замысел, вызывает у него яркие переживания, способствует формированию чувств. В работе над литературными текстами учитель также использует сравнение. Справедливо отметил К.Д. Ушинский: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение, и если бы нам ставился какой-нибудь новый предмет, которого мы не могли бы ни приравнять и ни от чего отличить (если бы такой предмет был), то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли и не могли бы сказать о нём ни одного слова» (1, 33).
Младшие школьники обладают ярко выраженной способностью чувствовать и переживать прекрасное. Поэтому в работе с учащимся необходимо использовать каждую возможность для занятий искусством, чтобы раскрыть детям прекрасное в жизни, обогатить их духовный облик, побудить к активной общественной деятельности, к борьбе с тем, что мешает утверждению лучших человеческих идеалов в жизни.
Эстетическое воспитание учащихся начинается и осуществляется, тогда, когда учитель проводит с детьми беседы об искусстве или заучивает с ними стихи и песни. А такое представление часто бытует у учителей. Не случайно в ряде документов о школе, в разделах, посвящённых эстетическому воспитанию, нередко всё сводится к подготовке и проведению праздников, ограничивается занятиями с узким количеством участников художественной самодеятельности.
Школа не только учит ребёнка видеть прекрасное в искусстве, в поступках людей, в трудовой деятельности, в результатах труда и наслаждаться им, но и воспитывает в нём стремление и умение создавать прекрасное в повседневной жизни (2, 2-5).
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему - сложный процесс, в основе которого лежит правильное, эстетическое развитие чувств.
Чувство-особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.
Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства, школьный возраст - это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и школьного возраста с большим желанием строят снеговики и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детей устойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мира начинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги - и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического воспитания.
А. А. Люблинская подчеркивает, что труду присущи все психические качества детей, в частности, точность восприятия, наблюдательность и чувствительность к выполняемым движениям. Ребёнок не может узнать, что такое упругое, мягкое, тяжёлое, каковы зависимости между силой удара молотка и опусканием гвоздя в доску, что такое усталость от
труда, если лишь наблюдает за действиями, но сам их не производит. Только в активном процессе труда дети приобретают осмысленные знания (3, 47).
К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется чем-то блестящим, украшенной брошкой и т.д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: "Как красиво!" Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств: «какой красивый красный мяч», «как нарядно одета кукла» и так далее.
Очень быстро дети начинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках. Бодрое настроение, активизирует и повышает их жизненный тонус.
Игры с пением и хороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка - все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
По мнению А.С. Макаренко, важное значение в жизни человека в подготовке его к труду выполняет игра. «Каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и постепенном переходе её в работу. Этот переход совершается очень медленно. Но нужно, прежде всего, сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли» (4, 395).
Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик, поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать «живой» голос леса, поля, прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми приятных детям проявлений красоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональные переживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже сам выделять в окружающем и более красивые явления: "Посмотрите, какие красивые цветы несет дядя»!
В систему видов эстетической деятельности, оказывающих эстетическое воздействие на личность, относится природа.
Интересна также в этом плане точка зрения известного советского эстета М.С. Кагана, который придерживается мнения о том, что культура является одним из видов человеческой деятельности. Развивая теорию объективного и субъективного в природе, автор утверждает, что мера власти человека над природой - внешней природой и его собственной относится к культуре (5, 328).
Живая природа - это удивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведено животным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольном возрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском саду специально создаются уголки природы, правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, но и дать, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять свое внимательное отношение к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.
Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на
эстетическое воспитание детей. Примером служат родные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только не красива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое должны пробуждать у малышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказа детям коротеньких художественных и народных стишков («ладушки-ладушки», «водичка, водичка, умой мое личико» и так далее) у детей развивается умение вслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональная выразительность голоса.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать у ребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращать внимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных ее проявлениях. Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, приятно одетой кукле - все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы и папы.
Эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность школьника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Учение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено и на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют систематические занятия, такие как музыкальные, ознакомление с божественной литературой, рисование, лепка и аппликация. Эстетические качества развиваются на занятиях изобразительной деятельностью, особенно тогда, когда воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
Таким образом, игра содержит в себе богатые возможности для эстетического воспитания учащихся и поэтому может быть использована учителем как средство эстетического воздействия и как компонент процесса эстетического воспитания.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений/ К.Д. Ушинский. - М.-Л., 1949. -7 т.- 356 с.
2. Конышева, Н.М. Эстетическое воспитание учащихся - важная задача начальной школы /Н.М. Конышева // Начальная школа.- 1985,- №2.-С.2-5.
3. Любинская, А.А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ А.А. Любинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
4. Макаренко, А.С. О воспитании в семье. Избранные произведения в 2- х томах/ А.С.Макаренко. - М.: Педагогика, 1977. -1 т. - 397 с.
5. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа/М.С. Каган.- М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
REFERENCES:
1. Ushinskiy, K.D. Coll. proses. P. 7./ K.D. Ushinskiy. - М.-L., 1949. - 356 p.
2. Konisheva, N.M. Aesthetic Education of Learners as an Important Task at Primary School/ N.M. Konisheva // Prim. School. -1985.- №2.-Р.2-5.
3. Lyubinskaya, А.А. Children Psychology: Manual for students of pedagogical institutes/ А.А. Lyubinskaya. - М.: Prosveshenie, 1971. - 415 p.
4. Makarenko, A.S. About Upbringing in the Family. Collection of publications in 2 parts/ A.S. Makarenko. - М.: Pedagogy, 1977, part 1. - 397 p.
5. Kagan, M.S. Man's activity: experience of system analysis/ M.S. Kagan. - М.: Politizdat, 1974. -328 p.