Педагогика
УДК 373.1
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); студент-магистр Чуйкова Айман Булатовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста. На основе анализа теоретических разработок и педагогического опыта были обоснованы педагогические условия эффективного формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста средствами вокального исполнительства в условиях дополнительного образования.
Ключевые слова: эстетический вкус, педагогические условия, вокальное исполнительство.
Annotation. This study is devoted to the study of the problem of formation of aesthetic taste of children of primary school age. On the basis of the analysis of theoretical developments and pedagogical experience the pedagogical conditions of effective formation of aesthetic taste in children of primary school age by means of vocal performance in terms of additional education were substantiated.
Keywords: aesthetic taste, pedagogical conditions, vocal performance.
Введение. Обращение к проблеме формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста позволяет обнаружить кризис эстетических идеалов, а также непостоянство духовно-нравственных взглядов подрастающего поколения. Актуальность формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста соотносится и с тем, что в современных условиях эстетический потенциал личности следует рассматривать на основе изучения диапазона эстетических знаний и уровня эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста, совершенствовать способности осмысливать и создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Изложение основного материала статьи. Особенности формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста во взаимодействии и под влиянием окружающей среды можно определить «как процесс и результат усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации» [8]. Потребовался учет ряда объективных факторов, которые имеют решающее значение для формирования эстетического вкуса детей младшего школьного возраста.
Прежде всего, потребовалось обоснование необходимой для младшего школьника совокупности знаний, определяющей уровень эстетических вкусов, историю их развития, теоретическую и практическую значимость, а также социокультурные и другие факторы, обеспечивающие включенность детей в эстетическую деятельность.
В младшем школьном возрасте появляется возможность объединить формирование эстетического вкуса с развитием мировоззрения младшего школьника, так как это период становления личности, способствующий формированию базовых духовно-нравственных ориентиров. В этой связи обоснованным является утверждение о том, что человеческое общество не может дальше развиваться и функционировать, если не обращается к традициям художественного и культурного наследия с эстетических позиций. Правомочно говорить о становлении духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде [10].
В то же время в младшем школьном возрасте активно формируется нравственно-эстетическое отношение ко всему окружающему. Обобщенно можно выделить основные направления формирования эстетического вкуса детей не только как основы формирования эстетического сознания, но и для определения динамики формирования эстетического вкуса: это, прежде всего, воспитание осмысленного восприятия действительности (то есть способности воспринимать и переживать красоту окружающего мира); выработка умений не только активно воспринимать, но и давать оценку творениям искусства (при возможности и необходимости противостоять негативным проявлениям в искусстве, общественной жизни, в социальных отношениях, в быту и личном поведении); развитие собственно эстетических вкусов и представлений.
Определение основополагающих целей формирования эстетического вкуса младших школьников связано с формированием у них личностно- ценностного отношения к действительности и искусству. Это означает не только развитие эстетического сознания, но и общекультурной и художественной компетентности, что, несомненно, способствует самореализации и духовному самосовершенствованию.
Однако речь идет о младшем школьном возрасте, поэтому необходимы некоторые уточнения и обоснования не только в отношении формирования эстетического вкуса, но становления некоторых личностных характеристик.
Для младшего школьника, как известно, ведущей деятельностью становится учение, при этом появляются новые обязанности, развиваются взаимоотношения с окружающими людьми. Для младшего школьника характерны эмоциональные переживания и их неустойчивость. Включенность в социально окрашенную деятельность, по мнению Д.И. Фельдштейна, обеспечивает развитие личности, хотя при переходе к подростковому возрасту появляется стремление утвердить себя (на уровне взрослых в том числе) [11].
Основываясь на данном утверждении, следует констатировать, что именно участие в личностно значимой деятельности позволяет растущему человеку обнаружить эстетически окрашенную позицию среди взрослых и сверстников (это способствует познанию мира и человека в этом мире по законам красоты).
В этих условиях необходима организация эстетической деятельности, которая бы вызывала интерес к окружающему миру, предоставляла возможность проявить себя. «Основополагающими характеристиками эстетической деятельности являются эстетическая мобильность, эстетико-культурная грамотность и социальная дееспособность, что определяет способы ориентировки младшего школьника в социальной
реальности при решении возникающих жизненных задач, актуализирующих духовную сущность личности» [7].
Очевидным становится необходимость приобретения знаний об эстетических основах жизнедеятельности, приобретение опыта эстетической деятельности уже в младшем школьном возрасте. Решение заявленной проблемы возможно через приобщение детей к музыкальному искусству, поскольку пение, как вид музыкальной деятельности, вызывает интерес у детей младшего школьного возраста.
Так, обнаруживается необходимость обоснования педагогических условий эффективного формирования эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста средствами вокального исполнительства в условиях дополнительного образования (изучение диапазона эстетических знаний и уровня эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста; мотивация детей младшего школьного возраста на формирование эстетического вкуса средствами вокального исполнительства в условиях дополнительного образования; вовлечение детей младшего школьного возраста в деятельность по вокальному исполнительству в целях формирования эстетического вкуса).
Изучение параметров эстетических знаний и уровня эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста связано с обоснованием основополагающих характеристик понятия «эстетическая культура» и «эстетический вкус». Необходимо отметить, что одним из главных личностных свойств человека является его культура (в широком смысле и в узком смысле - эстетическая ее составляющая). Эстетическая культура может рассматриваться как «качественная характеристика, грань, аспект поведения и деятельности», поэтому формирование личности не может осуществляться без понимания категории «прекрасного», которое формируется в процессе эстетического воспитания. Одним из главных направлений эстетического воспитания является формирование эстетического вкуса.
Что касается мнения психологов по поводу эстетического вкуса, то такие ученые, как Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов утверждают о его связи с процессами познания действительности. Учеными представлена теория способностей, в наибольшей мере отвечающих определенным видам деятельности и обеспечивающих успех в их осуществлении на разных ступенях обучения. Обосновано, что в человеческом сознании на помощь мышлению абстрактному (при восприятии красоты реального мира) приходит эстетическое отражение, реализуемое в эстетическом вкусе и эстетическом чувстве. Вкус, как большинство способностей человека, представляет не одно какое-либо свойство индивида, а комплекс психических свойств, делающих человека наиболее адекватным к определенной исторически сложившейся форме деятельности.
Связь между эстетическим вкусом и чувственным знанием прослеживается в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко. В чувствах проявляется личность, ее социальные установки и интересы, потребности и вкусы [12]. В эстетическом более полно проявляется сознательное интеллектуальное начало, при этом эстетический вкус отдельной личности может проявляться к неограниченному кругу явлений окружающей действительности. Вот почему степень и направленность эстетического вкуса всегда свидетельствуют о духовном богатстве или бедности данной личности (хорошо развитый эстетический вкус - важное условие верного восприятия прекрасного и безобразного).
В словаре по эстетике (под редакцией А.А. Беляева) понятие эстетического вкуса трактуется как способность человека по чувству удовольствия или неудовольствия дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать безобразное от прекрасного в жизни и в искусстве, различать эстетическое и неэстетическое, обнаруживать в явлениях черты трагического и комического [12]. «Эстетический вкус - система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на культуре личности и на творческой переработке эстетических впечатлений» [1]. То есть хороший эстетический вкус проявляет тот человек, который не только наслаждается красотой жизни и её формами, но и чувствует её выразительность, неразрывность с прекрасным содержанием.
Так, Хрипун Ю.А. определила эстетический вкус как умение воспринимать, классифицировать, запоминать информацию эстетическую и объяснять критерии ее оценки; выделила компоненты в системе понятия «эстетический вкус»: интеллектуальный, эмоциональный, оценочный. Сам процесс его формирования осуществляется в соответствии со следующими принципами: долговременности, систематичности, интенсивности, целенаправленности, включенности в активную эстетическую деятельность, учитывающую индивидуальные и возрастные изменения [13].
Обращение к музыкальному вкусу позволяет определить его как составляющую вкуса художественного, что предполагает выбор, анализ и оценку произведений музыкального творчества. В качестве компонентов сформированного музыкального вкуса можно выделить: эстетический идеал, его наличие, мотивацию музыкальных желаний, правильное восприятие и возможность дать оценку музыкальным произведениям, устойчивое желание к исполнительской и творческой деятельности [9].
Таким образом, обобщенно можно определить, что эстетический вкус - это комплекс психических свойств, формирующих определенное отношение к миру, к людям и разнообразным явлениям. Эстетический вкус младшего школьника можно объяснить как признак эстетического развития личности ребенка, выраженного в единстве чувственного и эмоционально-интеллектуального осмысления реальности.
Мотивация младшего школьника на формирование эстетического вкуса с помощью вокального исполнительства в условиях дополнительного образования основывается на выявлении предпочтений эстетических и ориентаций детей младшего школьного возраста, основанных на способности воспринимать и оценивать произведения искусства. В то же время важна положительная мотивации детей к творческой и исполнительской деятельности на основе предпочтений, оценочных суждений в области эстетики.
Эстетический вкус ребенка развивается, начиная с первых опытов общения и познания окружающего мира. Наиболее интенсивный период его формирования - годы обучения в начальной школе, где появляется возможность систематически знакомиться с явлениями искусства, активно развивать свои художественно -творческие способности.
Проведенный анализ позволил выделить следующие структурные компоненты мотивации детей на формирование эстетического вкуса: эстетическое просвещение детей и родителей, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; эстетическое воспитание, формирующее эстетически направленную личность, которая объединяет в себе ценностные ориентации, знания, навыки, вкусы; эстетическое самообразование и саморазвитие личности.
Особая роль в формировании эстетического вкуса принадлежит предметам художественно-эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство, хореография). Если ребенок знакомится с этими предметами, то постепенно понимает и осмысливает художественную картину мира, так развивается их эмоционально-чувственная сфера.
Деятельность учреждений дополнительного образования направлена на эстетическое воспитание, преимущество общечеловеческих ценностей, социальное самоопределение, личностное и творческое развитие обучающихся, реализацию возможностей культурного взаимообогащения и взаимодействия. Именно в условиях дополнительного образования возможно диалогическое взаимодействие ребенка с миром искусства в процессе целенаправленной творческо-созидательной, духовно-созерцательной, образовательной деятельности.
Включение детей младшего школьного возраста в деятельность по вокальному исполнительству обладает педагогическим потенциалом формирования вкуса эстетического. Педагогическим потенциалом (в плане формирования эстетического вкуса) обладает вокальное искусство, реализуемое в рамках содержания общеобразовательных дополнительных программ для обучающихся младших классов, нацеленных на знакомство подрастающего поколения с искусством музыки, на приобщение к музыке, где особое место занимает вокальное исполнительство.
Вокальное исполнительство - это версия музыкального исполнения, умение владения певческим голосом. В музыковедческой и педагогической литературе проблема музыкального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения пению занимает важное место. Так работы В.П. Морозова посвящены особенностям певческого голоса детей, проблемам его звучания. Смысловым характеристикам вокально-хорового обучения внимание уделяется в научных исследованиях Дмитриева Л.Б., Огороднова Д.Е. В своих трудах они предлагают эффективные пути и методы обучения детей вокальному исполнительству [2]. Методики, педагогические технологии, уже используемые в учреждениях дополнительного образования детей, значительно обогатили деятельность общеобразовательной школы, в том числе и дополнительные программы по вокальному исполнительству.
В заявленных условиях педагог дополнительного образования по вокалу останавливает внимание обучающихся на эстетических особенностях жизненных ситуаций и искусства (в нашем случае вокального). Постепенно у ребенка развиваются представления, которые транслируют его личные предпочтения. Показателем эстетического вкуса является подборка музыкальных сочинений, которые нравятся ребенку больше других. Следует констатировать, что направлять именно эстетический вкус ребенка означает обогащать музыкальное воспитание в целом. Если педагог знает, на что обращает внимание ребенок, то легче будет показать ему, как можно усовершенствовать эстетический вкус.
Выводы. Формирование эстетического вкуса в процессе обучения вокальному исполнительству - это становление системы эстетических предпочтений и ориентаций детей младшего школьного возраста, основанных на эстетических идеалах, развитых эстетических потребностях, адекватном восприятии и оценке произведений вокального искусства. На основе такой оценивающей активности и формируется вкус как чувственно-оценочная способность ребенка в отношении ко всему, что его окружает.
Литература:
1. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с. ISBN 5-06-004105-0
2. Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники / В.П. Морозов. М.: ИП РАН, МГК им. П.И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2002. 496 с.
3. Мусс, Г.Н. Подготовка студентов факультетов дошкольного и начального образования к деятельности по развитию личностных достижений ребенка / Г.Н. Мусс, Т.Г. Русакова // Вестник ОГПУ. 2017. № 4 (24). С. 201-211 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vestospu.ru/archive/2017/articles/18_4_2017.html [Дата обращения 13.07.2018]
4. Петрунина, М.А. Подготовка социального педагога к организации эстетической деятельности школьника. В сб. «Концептуальные основы и опыт профессионально-личностного становления и развития специалиста»: материалы науч.-практ. конфер. с междунар. участием / отв. ред. Н.В. Мартишина. Рязань: Издательство «Концепция». 2015. - 372 с. - С. 162-166
5. Петрунина, М.А. Теория и практика формирования социальной активности школьника в эстетической деятельности / М.А. Петрунина; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос.пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 160 с.
6. Петрунина, М.А. Социально-педагогические основы формирования эстетической активности школьника: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во образования и науки РФ; Оренбург. гос. пед. ун-т. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. - 37 с.
7. Петрунина, М.А. Реализация социально-педагогического подхода в эстетической деятельности школьника // Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация / сост. и науч. ред. проф. В. И. Попова. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. С. 243—269.
8. Петрунина, М.А. Социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся / М.А. Петрунина // Научный журнал. «Мир науки, культуры, образования». Барнаул: Изд-во «Концепт». № 1 (56), 2016. С. 77-78. ISSN 1991-5497 (http://amnKo.ru)
9.Петрунина М. А. Музыкально-творческая деятельность младших школьников: технологии и организация интегративных занятий: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во науки и высшего образования РФ, ФГБОУ ВО «Оренбург. гос. пед. ун-т.» - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2018. - 52 с.
10. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде / Т.Г. Русакова. - М.: Сфера, 2005. 210 с.
11. Фельдштейн, Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии, 1998. №1 - С. 3-19.
12. Эстетика. Словарь / под общ. ред. А.А. Беляева [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.booklot.ru/authors/51060-belyaev-a-a/ [Дата обращения 13.07.2018]
13. Хрипун, Ю.А. Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе / Ю.А. Хрипун [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-jesteticheskogo-vkusa- [Дата обращения 13.07.2018]
Педагогика
УДК 373.5
аспирант Петрусевич Полина Юрьевна
Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики «Институт развития образования» (г. Ижевск)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НЕСКОЛЬКИМ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ
Аннотация. В статье обосновывается социально-пелагическая актуальность вопроса преподавания нескольких иностранных языков школьникам. Рассматривается следующие аспекты вопроса: требования ФГОС; дополнительные возможности личностного и когнитивного развития школьников; социальные, образовательные, профессиональные, информационные и туристические потенциальные возможности обучающихся. Представляется методики формирования лексической компетенции школьников на двух иностранных языках и приводятся примеры приемов обучения, используемых в методике.
Ключевые слова: обучение нескольким иностранным языкам; иноязычная подготовка школьников; второй иностранный язык; межъязыковые омонимы.
Annotation. The article defines the significance of the topic of teaching several foreign languages at school. It presents the following aspects of the topic: demand of the state educational standards; additional possibilities of personal and cognitive development of the pupils; social, educational, professional possibilities that are available to pupils who learn several foreign languages. The methodology of developing lexical competence at the lessons of the first and the second foreign languages is presented; examples of the exercises are provided.
Keywords: teaching several foreign languages; school foreign language education; second foreign languages; interlinguistic homonyms.
Введение. На сегодняшний день актуальность вопроса обучения школьников английскому языку неоспорима. Однако, в современных социально-экономических и общественно-политических условиях возникает необходимость в овладении обучающимися ни одним, а несколькими иностранными языками. Факторами, повлиявшими на введение в систему основного и дополнительного образования второго / третьего иностранного языка, явились: требования ФГОС, вступление России в Болонский процесс, дополнительные возможности личностного и когнитивного развития школьников, а также социальные, образовательные, профессиональные, информационные и туристические возможности, которые открываются для обучающихся при условии владения ими несколькими иностранными языками.
Изложение основного материала статьи. Согласно разделу 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второй иностранный язык является обязательным предметом в школьном учебном плане. Кроме того, одним из требований ФГОС ООО является создание основы для формирования интереса к дальнейшему изучению второго и третьего иностранных языков школьниками.
Следует особо подчеркнуть, что процесс изучения нескольких иностранных языков дает дополнительные возможности личностного развития школьников, включая следующие аспекты:
• формирование общечеловеческих моральных ценностей: гуманистического мировоззрения, интернационализма (как иммунитета к национализму), уважения свободы и права выбора личности (Е.И. Пассов);
• осознание и принятие языкового и культурного многообразия, умение обращать внимание не только на различия, но и на сходство между языками и культурами (А.Л. Бердичевский, П.В. Сысоев);
• расширение мировоззрения и мировосприятия личности за счет соприкосновения с другими языковыми картинами мира (А.Л. Бердичевский, П.В. Сысоев);
• осознание своей идентичности: этнокультурной (как представителя определенной культуры), гражданской (как гражданина российского общества), общечеловеческой (как субъекта мирового сообщества) (А.П. Василевич, Н.Д. Гальскова);
• формирование живого интереса к другим языкам и культурам, дружелюбного, уважительного и бережного отношения как к проявлениям собственной культуры, так и иных культур (А.Л. Бердичевский, П.В. Сысоев);
• развитие навыков общения, выстраивания гармоничных взаимоотношений, стремления к взаимопониманию, способности достигать согласия и сотрудничества, разрешать конфликтные ситуации нравственными средствами (М.А. Ариян);
• формирование умения вест диалог культур, проявлять инициативу на установление межкультурного контакта с целью постижения ценностей, духовного наследия культуры (В. С.Библер, М.М. Бахтин);
• самопознание: изучение собственных личностных и когнитивных особенностей и при их учете формирование индивидуального стиля (учебной и коммуникативной) деятельности (М.В. Давер);
• развитие волевых качеств личности, умений преодолевать трудности и контролировать собственное эмоциональное состояние;
• повышение уровня самостоятельности и ответственности личности за собственную учебную и коммуникативную деятельность; самоорганизация, самоконтроль, самокоррекция, рефлексия (М.И. Ариян, К.Э. Безукладников, Е.Н. Соловова);
• творческое самовыражение личности в речи на иностранных языках.
В процессе освоения нескольких иностранных языков происходит когнитивное развитие обучающихся: улучшается память, повышается уровень избирательности и концентрации их внимания, развивается аналитическое и абстрактное мышление. Владение несколькими иностранными языками положительно сказывается на пластичность мышления школьников, что проявляется в оригинальности, нестандартности, многовариантности принимаемых решений, умении ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях, креативности и уникальности выполняемых работ. Кроме того, для людей, говорящих на нескольких иностранных языках, характерна многозадачность, то есть они способны успешно выполнять несколько задач, постоянно переключаясь с одной задачи на другую.