Научная статья на тему 'Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации'

Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЭСТЕТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ РЕЗЕРВЫ ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ЗАНЯТИЯ В ХОРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фортова Любовь Константиновна, Горбунова Оксана Алексеевна

В данной статье авторы рассматривают влияние эстетического воспитания младших школьников для их социализации. В настоящее время актуальной проблемой школы является эстетическое воспитание. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста успешно при применении эффективных способов формирования эстетического восприятия окружающего мира, при разработке действенных форм и методов развития у детей младшего школьного возраста творческой активности, при внедрении новых форм и методов взаимодействия семьи и школы. В дальнейшем эстетическое воспитание помогает максимально реализоваться человеку в обществе, а затем в будущей профессии. Эстетическое воспитания знакомит детей с моральными ценностями, помогает в труде, в быту, облегчает общение со сверстниками и взрослыми. В рамках данной статьи мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х повышению качества образования студентов высших учебных заведений. Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.

2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.

3/ Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.

4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.

© Каримов М.Ф., Семенова Т.В., 2018

УДК 37

Фортова Любовь Константиновна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры государства и права ВЮИ ФСИН РОССИИ;

г. Владимир, РФ E-mail: [email protected] Горбунова Оксана Алексеевна, аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]

ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье авторы рассматривают влияние эстетического воспитания младших школьников для их социализации. В настоящее время актуальной проблемой школы является эстетическое воспитание. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста успешно при применении эффективных способов формирования эстетического восприятия окружающего мира, при разработке действенных форм и методов развития у детей младшего школьного возраста творческой активности, при внедрении новых форм и методов взаимодействия семьи и школы. В дальнейшем эстетическое воспитание помогает максимально реализоваться человеку в обществе, а затем в будущей профессии. Эстетическое воспитания знакомит детей с моральными ценностями, помогает в труде, в быту, облегчает общение со сверстниками и взрослыми. В рамках данной статьи мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям.

Ключевые слова

Эстетическое воспитание, младшие школьники, эстетика, эстетическое развитие, эстетическое восприятие, эстетическая деятельность, духовные резервы личности, нравственность, искусство, музыкальные занятия, изобразительное искусство, художественный вкус, занятия в хоре.

Нельзя не согласиться с Фридрихом Шиллером в том, что воспитание думающего и чувствующего

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х человека невозможно без его эстетического воспитания.

Реформы российского общества, потребовали подготовку специалиста новой формации - эстетически воспитанного, мобильного, гибкого, креативного. Строительство личности с заданными параметрами невозможно сразу. Это процесс лонгитюдный. Нам представляется, что младший школьный возраст - эта та стадия онтогенеза, которая поможет максимально реализоваться человеку в обществе, а затем и в будущей профессии. Проанализируем, каковы задачи школы, как института воспитания в деле подготовки учеников, как эстетически воспитанных индивидов. Основополагающая задача школы, на наш взгляд, это воспитание духовного, неравнодушного, эмпатийного человека. Овладение школьниками комплексом знаний, безусловно, необходимо, но для его успешного развития в обществе необходимо саногенное мышление и просоциальная жизненная стратегия.

Эстетическое воспитание мы определяем как значимое средство раскрытия духовных резервов личности.

Сегодня учителю начальных классов непросто. Он берет на себя миссию - заложить в детях основы защищенной нравственности и красоты в условиях, когда из учебных программ удалены труды, герои, которых представляли собой образцы мужественности, стойкости, патриотизма, беззаветного служения Родине.

В рамках данной стать мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям. Одно из важных направлений формирования такой личности выступает эстетическое воспитание.

Приоритетным фактором эстетического воспитания младших школьников выступает искусство. По своей сути у него имеются огромные воспитательные возможности и сила воздействия на развивающегося человека. Именно искусство располагает уникальной возможностью развивать человека с различных точек зрения (социальной, культурной, психологической), и влиять на его духовный мир.

Эстетическое воспитание формирует эмоциональную сферу, образное мышление, художественное и творческие способности.

Младший школьный возраст - это такой период онтогенеза, для которого характерна эмоциональность, образное мышление, креативное воображение.

Этот период чрезвычайно важен для физического, психического, личностного развития школьников, что в не малой степени отражает будущее кредо для взрослеющей личности.

В мире искусства младшие школьники ощущают себя естественно: они свободно выражают свои чувства, желания, мечты, разрешают эндогенные противоречия, деструктивные эмоции, развивают художественные и музыкальные способности.

Чудодейственная сила искусства состоит в том, что он обладает большим оздоровительным потенциалом.

В этой связи, мы считаем целесообразным пересмотреть и расширить традиционные взгляды на возможности эстетического воспитания в начальной школе. Практика показала, что учебных дисциплин явно недостаточно, для того чтобы достигнуть поставленной цели. Мы хотим описать опыт Кинзябулатовой Раили Эмилевной, которая работает в тесном контакте с учителями музыки и изобразительного искусства. Суть совместной деятельности проявляется в том, что в первый класс дети набираются по желанию и заявлению родителей, без учета их индивидуальных способностей. Параллельно они поступают в школу искусств в подготовительный класс. В течении года первоклассники музицируют и занимаются художественным творчеством во второй половине дня. Учителя приходят к школьникам сами. Музыкальные занятия проходят в форме участия в хоре, индивидуальных занятий по вокалу (специальность фортепиано).

Уроки по изобразительному искусству включают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.

Цель педагогов - развитие музыкальных и художественных способностей у всех детей, поддержка желания самовыражения в музыке, в художественной деятельности, в выявление талантливых детей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х

Немаловажным фактором является то, что занятия проходят в комфортной атмосфере эмпатии, уважения к каждому школьнику. Инициируются дидактические принципы постепенности, последовательное усложнение требований, дифференцированного подхода к компетенциям каждого школьника.

Не вооруженным глазом видно, что дети получают радость от взаимного общения, приобретают уверенность, самостоятельность. Общее родительское собрание проводится в конце первого класса, на котором присутствуют учителя школы искусств, по результатам которого детей определяют либо на фортепианное отделение школы, либо на художественное. Но при этом «художники» один час в неделю поют в хоре, а «музыканты» один час в неделю рисуют.

Первые пять лет Кинзябулатова Раиля Эмилевна посещала все занятия с целью педагогического контроля, наблюдала и делала выводы. Музыка развивает чувствительность и формирует гуманное отношение к миру. Уточняются музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, дети овладевают слуховым вниманием, вслушиваются и различают звуки по высоте, силе, длительности, сопоставляют и сравнивают их. Они осваивают комплекс упражнений по восприятию метроритма. Ритм рисунка демонстрируется не вербально - хлопками, шагами. Музыка - уникальное средство, развивающее эмоциональную сферу человека, особенно в детстве. Она устраняет дисгармонию окружающей среды, ребенок получает позитивные эмоции, гармонизирующие его внутренний мир.

Хотелось бы отметить занятия школьников в хоре. Особая их ценность состоит в том, что они формируют у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, способствуют развитию способностей к гибкому и многообразному функционированию его. Укрепляется физический статус детей - они становятся более выносливыми, у них укрепляется иммунитет, снижается количество инфекционных заболеваний.

Особенно укрепляются органы дыхания. Закрепляясь в сознании ребенка, механизм дыхания переходит в привычку. Это обусловлено тем, что певческое дыхание - своеобразный массаж внутренних органов.

Не менее музыкальных занятий, для эстетического воспитания младших школьников важны и занятия художественным творчеством. Осмысление образов действительности происходит, когда человек обладает художественным видением.

Наличие художественного вкуса помогает сделать витальную среду более эстетичной и смыслоориентированной это привносит в мир чувства удовлетворения и психологического равновесия. Психологический комфорт помогает растущей личности оптимально развиваться.

Ощущение себя индивидуальностью помогает ребенку проявлять себя в учебе, в творчестве, в общении как самобытной личности.

Самооценку ребенка, поднятие его жизненного тонуса осуществляет добросовестная работа по выполнению заданий, требующих определенных усилий и напряжения сознания.

Вместе с Кинзябулатовой Раилей Эмилевной мы делаем выводы, что научить младших школьников эстетическому вкусу, творческому мышлению может лишь только тот, кто сам креативно подходит к организации своей деятельности. Исходя из того, что педагогическая практика - это процесс творческий, методология отношения к нему определяет и его результат.

Закончить нашу статью хочется словами Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир.

Список использованной литературы:

1. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981.

2. Краткий словарь по эстетике. М., 1983.

3.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.

4. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ "РОН", 2002.

5. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1987.

6. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х

7. Педагогическая энциклопедия. М., 1993.

8. Столович Я.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. М., 1985.

9. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. -М., 1982.

10. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985.

11. Щацкая В.М. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975

12. Электронный ресурс удаленного доступа: Кинзябулатова Р. И. Эстетическое воспитание младших школьников, открытый урок РФ, 2009-2010 учебный год. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/

© Фортова Л. К., Горбунова О. А., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.