МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х повышению качества образования студентов высших учебных заведений. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
3/ Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
4. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
© Каримов М.Ф., Семенова Т.В., 2018
УДК 37
Фортова Любовь Константиновна,
доктор педагогических наук, профессор кафедры государства и права ВЮИ ФСИН РОССИИ;
г. Владимир, РФ E-mail: [email protected] Горбунова Оксана Алексеевна, аспирант кафедры «Психологии личности и специальной педагогики» Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.
г. Владимир, РФ E-mail: [email protected]
ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Аннотация
В данной статье авторы рассматривают влияние эстетического воспитания младших школьников для их социализации. В настоящее время актуальной проблемой школы является эстетическое воспитание. Эстетическое развитие детей младшего школьного возраста успешно при применении эффективных способов формирования эстетического восприятия окружающего мира, при разработке действенных форм и методов развития у детей младшего школьного возраста творческой активности, при внедрении новых форм и методов взаимодействия семьи и школы. В дальнейшем эстетическое воспитание помогает максимально реализоваться человеку в обществе, а затем в будущей профессии. Эстетическое воспитания знакомит детей с моральными ценностями, помогает в труде, в быту, облегчает общение со сверстниками и взрослыми. В рамках данной статьи мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям.
Ключевые слова
Эстетическое воспитание, младшие школьники, эстетика, эстетическое развитие, эстетическое восприятие, эстетическая деятельность, духовные резервы личности, нравственность, искусство, музыкальные занятия, изобразительное искусство, художественный вкус, занятия в хоре.
Нельзя не согласиться с Фридрихом Шиллером в том, что воспитание думающего и чувствующего
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х человека невозможно без его эстетического воспитания.
Реформы российского общества, потребовали подготовку специалиста новой формации - эстетически воспитанного, мобильного, гибкого, креативного. Строительство личности с заданными параметрами невозможно сразу. Это процесс лонгитюдный. Нам представляется, что младший школьный возраст - эта та стадия онтогенеза, которая поможет максимально реализоваться человеку в обществе, а затем и в будущей профессии. Проанализируем, каковы задачи школы, как института воспитания в деле подготовки учеников, как эстетически воспитанных индивидов. Основополагающая задача школы, на наш взгляд, это воспитание духовного, неравнодушного, эмпатийного человека. Овладение школьниками комплексом знаний, безусловно, необходимо, но для его успешного развития в обществе необходимо саногенное мышление и просоциальная жизненная стратегия.
Эстетическое воспитание мы определяем как значимое средство раскрытия духовных резервов личности.
Сегодня учителю начальных классов непросто. Он берет на себя миссию - заложить в детях основы защищенной нравственности и красоты в условиях, когда из учебных программ удалены труды, герои, которых представляли собой образцы мужественности, стойкости, патриотизма, беззаветного служения Родине.
В рамках данной стать мы хотели бы показать пути формирования духовно богатой, творчески мыслящей личности, имеющей компетенции для ориентации в обществе, способную модифицироваться к новым реалиям. Одно из важных направлений формирования такой личности выступает эстетическое воспитание.
Приоритетным фактором эстетического воспитания младших школьников выступает искусство. По своей сути у него имеются огромные воспитательные возможности и сила воздействия на развивающегося человека. Именно искусство располагает уникальной возможностью развивать человека с различных точек зрения (социальной, культурной, психологической), и влиять на его духовный мир.
Эстетическое воспитание формирует эмоциональную сферу, образное мышление, художественное и творческие способности.
Младший школьный возраст - это такой период онтогенеза, для которого характерна эмоциональность, образное мышление, креативное воображение.
Этот период чрезвычайно важен для физического, психического, личностного развития школьников, что в не малой степени отражает будущее кредо для взрослеющей личности.
В мире искусства младшие школьники ощущают себя естественно: они свободно выражают свои чувства, желания, мечты, разрешают эндогенные противоречия, деструктивные эмоции, развивают художественные и музыкальные способности.
Чудодейственная сила искусства состоит в том, что он обладает большим оздоровительным потенциалом.
В этой связи, мы считаем целесообразным пересмотреть и расширить традиционные взгляды на возможности эстетического воспитания в начальной школе. Практика показала, что учебных дисциплин явно недостаточно, для того чтобы достигнуть поставленной цели. Мы хотим описать опыт Кинзябулатовой Раили Эмилевной, которая работает в тесном контакте с учителями музыки и изобразительного искусства. Суть совместной деятельности проявляется в том, что в первый класс дети набираются по желанию и заявлению родителей, без учета их индивидуальных способностей. Параллельно они поступают в школу искусств в подготовительный класс. В течении года первоклассники музицируют и занимаются художественным творчеством во второй половине дня. Учителя приходят к школьникам сами. Музыкальные занятия проходят в форме участия в хоре, индивидуальных занятий по вокалу (специальность фортепиано).
Уроки по изобразительному искусству включают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.
Цель педагогов - развитие музыкальных и художественных способностей у всех детей, поддержка желания самовыражения в музыке, в художественной деятельности, в выявление талантливых детей.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х
Немаловажным фактором является то, что занятия проходят в комфортной атмосфере эмпатии, уважения к каждому школьнику. Инициируются дидактические принципы постепенности, последовательное усложнение требований, дифференцированного подхода к компетенциям каждого школьника.
Не вооруженным глазом видно, что дети получают радость от взаимного общения, приобретают уверенность, самостоятельность. Общее родительское собрание проводится в конце первого класса, на котором присутствуют учителя школы искусств, по результатам которого детей определяют либо на фортепианное отделение школы, либо на художественное. Но при этом «художники» один час в неделю поют в хоре, а «музыканты» один час в неделю рисуют.
Первые пять лет Кинзябулатова Раиля Эмилевна посещала все занятия с целью педагогического контроля, наблюдала и делала выводы. Музыка развивает чувствительность и формирует гуманное отношение к миру. Уточняются музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, дети овладевают слуховым вниманием, вслушиваются и различают звуки по высоте, силе, длительности, сопоставляют и сравнивают их. Они осваивают комплекс упражнений по восприятию метроритма. Ритм рисунка демонстрируется не вербально - хлопками, шагами. Музыка - уникальное средство, развивающее эмоциональную сферу человека, особенно в детстве. Она устраняет дисгармонию окружающей среды, ребенок получает позитивные эмоции, гармонизирующие его внутренний мир.
Хотелось бы отметить занятия школьников в хоре. Особая их ценность состоит в том, что они формируют у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, способствуют развитию способностей к гибкому и многообразному функционированию его. Укрепляется физический статус детей - они становятся более выносливыми, у них укрепляется иммунитет, снижается количество инфекционных заболеваний.
Особенно укрепляются органы дыхания. Закрепляясь в сознании ребенка, механизм дыхания переходит в привычку. Это обусловлено тем, что певческое дыхание - своеобразный массаж внутренних органов.
Не менее музыкальных занятий, для эстетического воспитания младших школьников важны и занятия художественным творчеством. Осмысление образов действительности происходит, когда человек обладает художественным видением.
Наличие художественного вкуса помогает сделать витальную среду более эстетичной и смыслоориентированной это привносит в мир чувства удовлетворения и психологического равновесия. Психологический комфорт помогает растущей личности оптимально развиваться.
Ощущение себя индивидуальностью помогает ребенку проявлять себя в учебе, в творчестве, в общении как самобытной личности.
Самооценку ребенка, поднятие его жизненного тонуса осуществляет добросовестная работа по выполнению заданий, требующих определенных усилий и напряжения сознания.
Вместе с Кинзябулатовой Раилей Эмилевной мы делаем выводы, что научить младших школьников эстетическому вкусу, творческому мышлению может лишь только тот, кто сам креативно подходит к организации своей деятельности. Исходя из того, что педагогическая практика - это процесс творческий, методология отношения к нему определяет и его результат.
Закончить нашу статью хочется словами Ф.М. Достоевского о том, что красота спасет мир.
Список использованной литературы:
1. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981.
2. Краткий словарь по эстетике. М., 1983.
3.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
4. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ "РОН", 2002.
5. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1987.
6. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 3/2018 ISSN 2410-700Х
7. Педагогическая энциклопедия. М., 1993.
8. Столович Я.Н. Жизнь - творчество - человек. Функции художественной деятельности. М., 1985.
9. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. -М., 1982.
10. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985.
11. Щацкая В.М. Музыкально - эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975
12. Электронный ресурс удаленного доступа: Кинзябулатова Р. И. Эстетическое воспитание младших школьников, открытый урок РФ, 2009-2010 учебный год. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/
© Фортова Л. К., Горбунова О. А., 2018