Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна'

Моделирование процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / PEDAGOGICAL MODEL / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС / AESTHETIC TASTE / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / INTELLECTUAL COMPONENT / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL COMPONENT / ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ / A MEASUREMENT COMPONENT / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА / PROCESS ORGANIZATION / ВНЕУРОЧНАЯ ПРОГРАММА / EXTRACURRICULAR PROGRAM / СРЕДСТВА ДИЗАЙНА / DESIGN TOOL / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонова А.М.

В статье представлена структурно-функциональная модель организации процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами творческой деятельности, осуществляемой в урочной и внеурочной формах обучения по авторской программе «Дизайн». Проектируемая модель включает в себя теоретико-методологический, содержательный, технологический и оценочный блоки, в рамках которых обозначены используемые подходы, принципы, формы и методы обучения и их взаимосвязь с закономерностями формирования компонентов эстетического вкуса младших школьников. Теоретико-методологический блок представленной модели способствует определению базовых концептуальных понятий процесса педагогической организации формирования эстетического вкуса младших школьников. Концептуализация понятийного аппарата формирует содержательный блок модели, насыщая содержанием ее основные компоненты. Содержательный блок модели формирует технологию процесса в алгоритмизации действий, а также его ресурсное обеспечение. Технологический блок способствует выработке критериев оценки достижений учащихся на различных этапах процесса формирования эстетического вкуса, то есть определяет оценочный блок. Главным условием реализации модели является практико-педагогическое субъект-субъектное взаимодействие, а также взаимодействие с окружающей средой как системой, обеспечивающей целостное восприятие учащимися эстетических образов, а также высокую педагогическую значимость и воспитательную ценность использованной комплексной методики в совокупности методов дизайн-среды и дизайн-деятельности и обозначенных принципов и педагогических условий в процессе формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна во внеурочной образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic taste formation process modeling for junior schoolchildren by means of design

This article presents a structural-functional model of aesthetic taste formation process modeling for junior schoolchildren by means of creative activity, conducted during curricular and extracurricular types of education in author’s program «Design». The projected model includes theoretical-methodological, content, technological and evaluative parts, in the frames of which it is defined the next approaches, principles, forms and methods of education and their interconnection with aesthetic taste components’ formation for junior schoolchildren. The theoretical-methodological part promotes defining of basic concept terms of aesthetic taste formation process for junior schoolchildren. Conceptualization of terms’ apparatus forms a content part of the model filling the main components of the model. The content part forms process technology in actions’ algorithmization, and also its resource supply. The technological part promotes participants’ achievements evaluation criteria formation at different stages of aesthetic state formation process; it defines an evaluative part. The main condition of this model realization is a practical-pedagogical subject-subjective interaction, interaction with environment as a system which supplies integral perception of aesthetic images for schoolchildren, high upbringing significance and upbringing value of the used methodology together with methods of design-environment and design-activity, and also principles’ defining and pedagogical conditions in aesthetic taste formation process for junior schoolchildren by means of design with extracurricular educational activity.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна»

А.М. Харитонова, соискатель, кафедра педагогики, Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия, angel-757@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА

В статье представлена структурно-функциональная модель организации процесса формирования эстетического вкуса младших школьников средствами творческой деятельности, осуществляемой в урочной и внеурочной формах обучения по авторской программе «Дизайн». Проектируемая модель включает в себя теоретико-методологический, содержательный, технологический и оценочный блоки, в рамках которых обозначены используемые подходы, принципы, формы и методы обучения и их взаимосвязь с закономерностями формирования компонентов эстетического вкуса младших школьников. Теоретико-методологический блок представленной модели способствует определению базовых концептуальных понятий процесса педагогической организации формирования эстетического вкуса младших школьников. Концептуализация понятийного аппарата формирует содержательный блок модели, насыщая содержанием ее основные компоненты. Содержательный блок модели формирует технологию процесса в алгоритмизации действий, а также его ресурсное обеспечение. Технологический блок способствует выработке критериев оценки достижений учащихся на различных этапах процесса формирования эстетического вкуса, то есть определяет оценочный блок. Главным условием реализации модели является практико-педагогическое субъект-субъектное взаимодействие, а также взаимодействие с окружающей средой как системой, обеспечивающей целостное восприятие учащимися эстетических образов, а также высокую педагогическую значимость и воспитательную ценность использованной комплексной методики в совокупности методов дизайн-среды и дизайн-деятельности и обозначенных принципов и педагогических условий в процессе формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна во внеурочной образовательной деятельности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, младший школьник, педагогическая модель, эстетический вкус, интеллектуальный компонент, эмоциональный компонент, оценочный компонент, организация процесса, внеурочная программа, средства дизайна, педагогические условия.

Проблема изучения формирования личности школьника и ее осознанного культурного выбора в условиях массовой культуры актуализирована в связи с изменением характера влияния массовой культуры в современном мире. Эстетическая среда, образуемая массовой и популярной культурой, предоставляет обществу свои эстетические модели, обладающие специфическими «потребительскими» качествами, на фоне информационно перенасыщенного про-

странства облегчающими взрослому человеку, а тем более ребенку, процесс восприятия и усвоения1.

В обозначенных условиях формирование гармоничной личности, обладающей высоким уровнем эстетического вкуса, представляет собой важнейшую педагогическую задачу, на данный момент трудно -разрешимую и требующую педагогического мастерства, поскольку являет собой в определенной степени процесс противодействия

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

массовой волне, создающей предпосылки для формирования личности, способной порождать бездуховность и привносить ее в социум.

В процессе эсте- =

тического воспитания младших школьников важнейшим условием является создание креативной образовательной среды2, представляющей процесс педагогического сопровождения становления субъектности младших школьников в виде определенного рода педагогической модели.

Исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, наиболее важными личностными результатами освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования является сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств младших школьников, их эмоциональная отзывчивость — умение реагировать на эстетические образы посредством выражения эмоций (восприятие, интуиция). Данные личностные результаты являются проявлением эмоционального компонента эстетического вкуса школьника.

Интеллектуальный компонент эстетического вкуса проявляется у младших школьников через освоение ими следующих компетенций: готовности к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, уме-

Формирование гармоничной личности, обладающей высоким

уровнем эстетического вкуса, представляет собой важнейшую педагогическую задачу, на данный момент трудноразрешимую и требующую педагогического мастерства.

ния выражать личностные убеждения (знания, суждения, отношения). Оценочному компоненту эстетического вкуса младших школьников соответствуют следующие компетенции и личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: ценностно-смысловые установки, умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружаю-= щих; отражение индивидуально-личностной позиции3. В целом эстетический вкус младшего школьника — это его способность осознавать и различать эстетические качества предмета в понятиях «прекрасное — безобразное».

Приведенная структура эстетического вкуса личности позволяет выстроить модель компетенций и личностных результатов, которые формируются в процессе образования. В данной модели мы реализуем компетентностный подход к педагогической организации процесса формирования эстетического вкуса, что, соответственно, предусматривает разработку модели компетенций, которые должны быть освоены учащимися в процессе обучения, а сам процесс формирования эстетического вкуса младших школьников должен быть целостным и охватывать все сферы личности: эстетические знания, эмоции, а также поведение и деятельность по преобразованию среды по законам эстетики.

Жпщ V,

" С

дискуссия

журнал научных публикаций

я с

£

1С «

в и

и с £ с к

X и

н

И

с

£

1С «

Й к

(г с к

и Я

С

«

К

£

и И

н о

Й н

* ю

а

и

«

о

и

Понятийный аппарат: эстетический вкус, эстетическая оценка, эстетическая культура, эстетический идеал, эстетический образ, дизайн-среда, дизайн-деятельность, средства дизайна

Операционализация понятий - компонентов эстетического вкуса, подлежащих замеру: эмоциональный компонент, интеллектуал-ный компонент, оценочный компонент

Структурно-функциональное наполнение процесса формирования эстетического вкуса младших школьников

Подходы: компетентностный, личностно-ориентированный

Программа исследования: диагностический этап, программно-содержательный этап, рефлексивный этап

Содержательное наполнение процесса формирования эстетического вкуса младших школьников

Педагогические технологии: субъектно-деятельностные, коммуникативно-личностные, когнитивные

Принципы организации учебного материала: принцип субъект-субъектного взаимодействия, доступности, наглядности, развивающего обучения

Педагогические условия: субъект-субъектное взаимодействие, создание ди- \

зайн-среды, стимулирование творческой активности, создание ситуации успеха

Методы: беседы, дискуссии, метод активизации творческой деятельности, эстетизации учебного пространства, метод конструирования

Средства: оборудование учебно-

воспитательной среды: ЭОР, учебно-наглядные пособия, демонстрационные модели, произведения искусства, средства наглядности

Педагогическое сопровождение процесса формирования эстетического вкуса младших школьников

Критерии: наличие знаний, умений, способности различать и анализировать информацию, выражать оценочные суждения

Показатели: эмоциональная отзывчивость, эмоционально-образное восприятие

Средства замера: контроль уровня сформи-рованности компонентов эстетического вкуса (текущий, итоговый)

Методы замера: сравнение, сопоставление, метод экспертной оценки, метод подсчета баллов

Методическое обеспечение процесса формирования эстетического вкуса младших школьников

Уровни сформированно-сти компонентов эстетического вкуса младших школьников (дорефлек-сивный, репродуктивный, продуктивный, творческий)

Освоение компетенций, соответствующих компонентам эстетического вкуса: эстетические потребности, эстетические чувства, эмоциональная отзывчивость, мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, способности к художественно-образному восприятию искусства

Мониторинг уровня сформированности эстетического вкуса младших школьников (сопоставление диагностических признаков)

Модель педагогической организации формирования эстетического вкуса

младших школьников

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Эстетический вкус как отражение общей духовной культуры личности формируется в тесной связи с практикой, деятельно-стью4.

Разработанная нами . структурно-функциональная модель педагогической организации формирования эстетического вкуса младших школьников средствами творческой деятельности может быть реализована в урочной и внеурочной формах обучения по авторской программе «Дизайн» и может быть представлена в виде четырех блоков. _

Блок 1 — теоретико-методологический. В нем операционали-зируются компоненты процесса формирования эстетического вкуса младших школьников.

Блок 2 — содержательный. Включает в себя компоненты реализации программы экспериментального исследования — задачи, методы и планируемые результаты ее диагностического, программно-содержательного и рефлексивного этапов.

Блок 3 — технологический. Включает в себя технологию организации процесса формирования эстетического вкуса младших школьников, принципы, методы, средства и педагогические условия формирования эстетического вкуса во взаимодействии с внешней средой.

Блок 4 — оценочный. Включает в себя диагностический инструментарий для замера уровня состояния эстетического вкуса учащихся через его отдельные компоненты (рис.).

С целью реализации данной модели нами была разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована внеурочная программа «Дизайн», включающая содержательные и технологические компоненты организации формирования эстетического вкуса младших школьников средствами дизайна во внеурочной деятельности, заключающиеся во включении средств дизайна в учебно-воспитательный процесс.

Формирование эстетического вкуса у младших школьников в процессе дизайн-деятельности

позволяет им ощутить связь искусства дизайна с их реальной жизнью и окружающим их социумом, делает процесс формирования вкуса более конкретным, целенаправленным, привязанным к жизненным ситуациям -

в противоположность абстрактному восприятию.

Дизайн нами определяется с позиции бинарной интерпретации: как процесс и как результат деятельности — во-первых, как творческая деятельность младших школьни-_ ков, основанная на проектировании, конструировании и воплощении ими эстетических образов в максимальном приближении к эстетическому идеалу5, на специально организованных уроках, а также во внеурочной деятельности; во-вторых — как система эстетически организованного пространства образовательного учреж-

_ дения с целью создания

эмоционально положительного фона и привития учащимся эстетического вкуса.

Следовательно, необходимыми педагогическими условиями реализации модели формирования эстетического вкуса младших школьников являются:

— создание дизайн-среды — эстетически организованной творческой, образовательной, развивающей среды, в условиях которой формируется желание учащихся искать творческие решения;

— разработка учебных форм и методов организации процесса формирования эстетического вкуса у младших школьников в процессе дизайн-деятельности, позволяющей им ощутить связь искусства дизайна с их реальной жизнью и окружающим их социумом, сделает процесс его формирования более конкретным, целенаправленным, привязанным к жизненным ситуациям — в противоположность абстрактному восприятию;

— формирование у учащихся положительной мотивации к творческой деятельности и создание ситуации успеха в процессе изготовления предметов дизайнерского искусства.

Таким образом, содержательное наполнение разработанной нами модели позволяет интерпретировать проблему формирования эстетического вкуса младших школьников как задачу педагогической организации данного процесса, в которой средствами формирования эстетического вкуса становится весь

дискуссия

журнал научных публикаций

комплекс организационно-методических, дидактических, психолого-педагогических приемов и методик, следовательно, предложенная модель способна обеспечить выход на более высокий уровень сформирован-ности эстетического вкуса у детей младшего школьного возраста. ^

Литература

1. Костина А.В. Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности / автореф. дисс... канд. культурлогич. наук. М., 2009. 15 с.

2. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. 2007. № 5. С. 52-60.

3. Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования от 22 сентября 2011 г. № 2357. М.:Издательство Просвещение, 2014. 35 с.

4. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. М.: РАН. Ин-т философии, 2013. 65 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коломоец Г.П. Дизайн в современном социокультурном пространстве / дисс. канд. культурлогич. наук. Краснодар, 2003. 159 с.

AESTHETIC TASTE FORMATION PROCESS MODELING FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF DESIGN

A.M. Kharitonova, applicant, The department of pedagogy, Moscow Region State University, Moscow, Russia, angel-757@mail.ru

This article presents a structural-functional model of aesthetic taste formation process modeling for junior schoolchildren by means of creative activity, conducted during curricular and extracurricular types of education in author's program «Design». The projected model includes theoretical-methodological, content, technological and evaluative parts, in the frames of which it is defined the next approaches, principles, forms and methods of education and their interconnection with aesthetic taste components' formation for junior schoolchildren. The theoretical-methodological part promotes defining of basic concept terms of aesthetic taste formation process for junior schoolchildren. Conceptualization of terms' apparatus forms a content part of the model filling the main components of the model. The content part forms process technology in actions' algorithmization, and also its resource supply. The technological part promotes participants' achievements evaluation criteria formation at different stages of aesthetic state formation process; it defines an evaluative part. The main condition of this model realization is a practical-pedagogical subject-subjective interaction, interaction with environment as a system which supplies integral perception of aesthetic images for schoolchildren, high upbringing significance and upbringing value of the used methodology together with methods of design-environment and design-activity, and also principles' defining and pedagogical conditions in aesthetic taste formation process for junior schoolchildren by means of design with extracurricular educational activity.

Key words: aesthetic education, Junior high school student, pedagogical model, aesthetic taste, the intellectual component, emotional component, a measurement component, process organization, extracurricular program, design tool, pedagogical conditions.

References

1. Kostina A.V. Sootnoshenie i vzaimodeistvie traditsion-noi, elitarnoi i massovoi kul'tur v sotsial'nom prostranstve sovremennosti: avtoref. diss. kand. kul'turlogich. nauk [The relationship and interaction of traditional, elite and mass cultures in the social space of modernity. Abstract of candidate of cultural sci. diss.]. Moscow, 2009. 15 p.

2. Pavlova E.D. Iskusstvo kak sredstvo esteticheskogo vospi-taniia [Art as a means of aesthetic education]. Iskusstvo i ob-razovanie — Art and education, 2007, no. 5, pp. 52—60.

3. Federal'nyi Gosudarstvennyi Standart nachal'nogo obsh-chego obrazovaniia ot 22 sentiabria 2011 g. № 2357 [Fed-

eral State Standard of primary General education dated September 22, 2011 No. 2357]. Moscow, Izdatel'stvo Prosveshchenie Publ., 2014. 35 p.

4. Kiiashchenko N.I. Sovremennye kontseptsii esteticheskogo vospitaniia [The modern concept of aesthetic education]. Moscow, RAN. In-t filosofii Publ., 2013. 65 p.

5. Kolomoets G.P. Dizain v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve: diss. kand. kul'turologii [Design in modern socio-cultural space. Candidate of cultural sci. diss.]. Krasnodar, 2003. 159 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.