UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
• 7universum.com
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Хачатрян Жанна Левушевна
канд. пед. наук, доцент,
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна,
Армения, г. Ереван E-mail: [email protected]
TEACHER’S INFORMATION LEVEL RESEARCH IN QUESTIONS OF VISUAL ART SKILL DEVELOPMENT OF JUNIOR PUPILS
В статье говорится о роли изобразительного искусства в деле развития младшего школьника. В связи с этим важна информированность учителей в формировании у детей изобразительных навыков. В 145 учителей начальных классов г Еревана приняли участие в социологическом исследовании по данной проблеме. Проведенное исследование свидетельствует о том, что развитие навыков изобразительного искусства у учащихся — актуальная проблема общей системы воспитания, в чем учителя признают слабую сторону педагогической работы. Были намечены пути для совершенствования уроков.
Хачатрян Ж.Л. Исследование уровня информированности учителей в вопросах развития навыков изобразительного искусства у младших школьников //
Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 2(13) .
URL: http ://7universum. com/ru/psy/archive/item/1917
Khachatryan Janna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor, Armenian State Pedagogical University named after H. Abovyan,
Armenia, Erevan
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
The article deals with the role of fine art in the development of junior pupils. In connection with this fact teachers’ awareness of shaping fine skills at children is very important. On this issue, 145 primary school teachers from Erevan participated in social research. This research indicates that the development of pupils’ fine arts skills is the urgent problem of the common system of education, and teachers recognize a weak organization of this work. Ways of improving lessons are outlined.
Ключевые слова: информированность учителей, уровень подготовки, младший школьник, изобразительное искусство.
Keywords: teachers' awareness, level of training, junior pupil, fine art.
В условиях новых социально-экономических перестроек формирование и развитие творческой личности в современном мире приобретает особое значение. Рассматривая изобразительное искусство как деятельность, способствующую раскрытию творческого потенциала человека, многие специалисты подчеркивают: активизируя свои художественные способности в изобразительном искусстве, ребенок проявляет творческий подход в области деятельности, что крайне необходимо в современном обществе. О том, что художественная деятельность раскрывает огромный потенциал умственных, личностных, духовных способностей ребенка, утверждали такие ученые, как, например, В.С. Мухина (1999), А.А. Мелик-Пашаев (2000), Л.С. Выготский (2003), Н.Н. Ростовцев (2000) и другие.
Младший школьный возраст как период становления личностных ценностей, совершенствования работы головного мозга и нервной системы, обеспечивающий возможность систематического обучения в школе, прежде всего предопределяет его дальнейшее развитие с различных жизненных позиций: общения, поведения, уровня духовных ценностей, степени самооценки и многого другого.
Потребностью временем подготовленность будущего учителя к развитию художественно-творческих способностей школьника определяется как необходимость в повышении общего уровня образования.
В связи с вышеуказанным становится очевидным, насколько важным является развитие уровня информированности учителей в вопросах развития и формирования изобразительного искусства, творческих способностей младших школьников. Известно, что вся учебно-воспитательная работа, проводимая с детьми, будет малоэффективна, если в этом процессе будут участвовать некомпетентные специалисты и малоинформированные родители. Поэтому определению уровня профессиональной готовности учителей начальных школ к работе с детьми по развитию навыков изобразительного искусства в специальной научно-методической литературе отводится важное место (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Сорокин П.А, Т.А. Барышева, А.А. Щербакова и другие). В связи со сказанным изучение уровня информированности учителей общеобразовательных школ и родителей в вопросах формирования и развития навыков изобразительного искусства у младших школьников стало предметом настоящего исследования. Мы стремились прежде всего выяснить:
• отношение учителей начальных классов общеобразовательных школ и родителей к проблеме развития навыков изобразительного искусства у младших школьников;
• считают ли эффективной постановку работы в школах по развитию навыков изобразительного искусства у младших школьников;
• как оценивают уровень развития навыков изобразительного искусства у своих учеников;
• как оценивают степень своей профессиональной готовности учителя начальных классов для преподавания предмета «Изобразительное искусство»;
• какие преобразования они хотели бы видеть в сфере совершенствования преподавания данного предмета и развития навыков изобразительного искусства у своих учеников.
Для выяснения этих и других подобных вопросов нами были разработаны специальные анкеты. В целом в социологическом исследовании приняли участие 145 учителей начальных классов общеобразовательных школ г. Еревана.
Результаты проведенных исследований показывают, что 41 % опрошенных учителей были в возрасте до 30 лет, 48 % — до 40 лет и 11 % — 50 лет и старше. По стажу работы они распределились следующим образом: до 5 лет — 32 %, от 5 до 10 лет — 36 %, от 15 до 20 лет — 18 % и старше 20 лет— 14 %. Интересно отметить, что более 69 % учителей работают в одной и той же школе.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что большинство опрошенных учителей общеобразовательных школ — это квалифицированные специалисты с высшим образованием и хорошим стажем работы. 98 % опрошенных учителей любят свою профессию и с интересом работают с данным контингентом детей. А 90 % опрошенных родителей подчеркнули, что они готовы помочь своим детям в изучаемых вопросах. Приведенные исследования также свидетельствуют, что более 98 % опрошенных учителей общеобразовательных школ подчеркнули важность предмета «Изобразительное искусство», они считают, что эту дисциплину следует преподавать также и в средних и старших классах. Причем учителя указали, что наиболее эффективной формой организации такой работы они считают урочную форму (86 %) и внеклассные, кружковые занятия (14 %). А часть опрошенных учителей указывали ряд школьных предметов, где, по их мнению, в рамках межпредметных связей, можно проводить работу по развитию навыков изобразительного искусства. Среди этих дисциплин они в первую очередь выделили уроки языка, литературы, природоведения и другие.
Подавляющее большинство опрошенных подчеркнули значимость роли семьи в формировании навыков изобразительного искусства. Вместе с тем,
несмотря на то, что большинство опрошенных считают важным обучение умениям и навыкам изобразительного искусства, все же 78 % учителей целенаправленно не проводят эту работу со своими учениками. В связи с этим важно также отметить, что при обучении детей изобразительному искусству 74 % учителей опирались в основном на собственные знания и опыт. Тогда как только 8 % опрошенных педагогов использовали в своей работе методические разработки, экспериментальные программы и современную литературу (рис. 1).
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
/ ■7
/
/
/
/ /
/
1.Подчеркнули важность предмета;
2. использовали в своей работе методическую литературу;
3. опираются на собственные знания и опыт; 4. знакомы со специальной литературой.
12 3 4
Рисунок 1. Уровень информированности учителей в вопросах развития навыков изобразительного искусства у младших школьников
Из рисунка 1 наглядно видно, что на вопрос «Знакомы ли Вы со специальной, научно-методической литературой по проблеме изобразительного искусства?» только 12 % опрошенных смогли конкретно указать 1—2 издания по проблеме изобразительного искусства. Эти данные свидетельствуют, что педагоги общеобразовательной школы при организации и проведении работ по формированию у учащихся практических умений и навыков изобразительного искусства не используют достижения науки и практики, не опираются
на методические разработки и программные данные, а используют лишь собственные знания и опыт.
Следовательно, можно предположить, что недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы и слабое использование в практике работы специальной научно-методической литературы значительно снижает эффективность проводимой работы по формированию и развитию навыков изобразительного искусства. Анализ протоколов заседаний предметных методических комиссий и педагогических советов обследованных школ, беседы с учителями также показали, что вопросы развития навыков изобразительного искусства у младших школьников, особенности их организации и проведении почти не обсуждались. Об этом свидетельствуют и высказывания более 98 % учителей этих школ.
Вместе с тем большинством (98 %) опрошенных педагогов общеобразовательных школ считают, что в этих учреждениях имеются необходимые условия для успешного обучения учащихся умениям и навыкам изобразительного искусства. Тогда как 78 % опрошенных подчеркнули, что специальные кабинеты недостаточно оснащены необходимым оборудованием, инвентарем, специальными принадлежностями и техническими средствами, что значительно снижает эффективность проводимой педагогической работы. Недостаточную оснащенность специальных кабинетов и классов отмечали в своих анкетах 100 % опрошенных.
Таким образом, проведенное исследование убедительно свидетельствует, что развитие навыков изобразительного искусства у учащихся начальных классов — важная и актуальная проблема общей системы воспитания подрастающего поколения. Об этом свидетельствуют высказывания учителей общеобразовательных школ. С другой стороны, большинство опрошенных откровенно признают слабую постановку этой работы в школах, подчеркивают, что сегодня они не готовы на должном уровне проводить эту работу. Среди основных причин они выделяют следующие:
• отсутствие на армянском языке соответствующих экспериментально обоснованных программ и методических разработок, педагогических рекомендаций по организации и проведению работы по формированию и развитию умений и навыков изобразительного искусства у младших школьников;
• неоснащенность специальных кабинетов, классных помещений необходимым инвентарем и оборудованием;
• недостаточность организации и проведения специальных семинаров, курсов повышений квалификаций, обмена опыта работы специалистов;
• отсутствие должного внимания к данной проблеме со стороны педагогического коллектива школы.
96 % опрошенных родителей также отмечали свою недостаточную информированность и готовность к проведению соответствующей работы в условиях семьи, а 99 % респондентов затруднялись дать оценку своим возможностям в этих вопросах. 72 % родителей указали, что они хотели бы получить больше специальных углубленных знаний об особенностях обучения младших школьников практическим умениям и навыкам изобразительного искусства. Об этом свидетельствует анализ ответов социологического опроса родителей и личные беседы с ними.
В связи с программой наших исследований нас интересовало также отношения учителей общеобразовательных школ к проводимым преобразованиям в системе обучения учащихся начальных классов, в частности, к совершенствованию обучения умениям и навыкам изобразительного искусства. Более 90 % высказывались за необходимость ее проведения. Среди основных направлений этих преобразований они выделили следующие:
• разработку предметной программы развития навыков изобразительного искусства на армянском языке;
• совершенствование форм и методов организации и проведения этой работы в рамках урочной и внеклассной работы;
• создание благоприятных условий для преподавания предмета «Изобразительное искусство» (оснащенные кабинеты, необходимые принадлежности и средства, методические пособия, технические средства и т. д.);
• периодическая организация разнообразных курсов переподготовки, совершенствования, семинаров для учителей по рассматриваемой проблеме.
Итак, проведенное исследование позволило определить отношение учителей начальных классов и родителей к данной проблеме, выявить ее положительные и отрицательные стороны. Наряду с этим четко обозначались нерешенные проблемы и определены основные направления их решений:
1. Необходимость разработки на армянском языке предметной программы обучения навыкам изобразительного искусства учащихся начальных классов;
2. Совершенствование средств, методов и условий организации и проведения урочных и внеклассных занятий по этой проблеме и экспериментальное обоснование их эффективности.
Частичному решению этой проблемы и посвящены наши дальнейшие исследования.
Список литературы:
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997.
2. Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. — М.: Прогресс-Традиция, 2000.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: фенология развития, детство,
отрочество. 4-е издание, стереотипное. — М.: ACADEMIA, 1999.
4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. — М.: Просвещение, 1999.