2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - А. В. Старовойтов 272 с.
3. Березовин Н. А., Сманцер А. П. Воспи-
тание у школьников интереса к учению. -Минск, 1987. - 74 с.
4. Герасимова Н. Оценка знаний должна воспитывать // Воспитание школьников. -2003. - № 6. - С. 37-40.
5. Зелени В. Роль речевого общения в скрипичной педагогике // Вопросы методики начального музыкального образования: сб. статей / ред.-сост. В. И. Руденко, В. А. Натансон. - М.: Музыка, 1981. - 230 с.
6. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер, 2009. - 434 с.
7. Липкина А. И. Воспитательная роль оценки знаний учащихся // Начальная школа. -1969. - № 7. - С. 18-23.
8. Морарь М. М. Оценивание школьных результатов на уроке музыкального воспитания. Преподавание музыки: Открытый урок [Электронный ресурс]. - URL: http://festival. 1september.ru/articles/416200/.
9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. - М.: Гос. муз. изд-во, 1958. -С. 196.
10. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт; Комета, 1994. - 740 с.
11. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. - М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.
12. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я - детский педагог. - СПб.: «Союз художников», 2002. - 112 с.
Ж
УДК 159.98:7
ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПРЕССИЯ В ТЕРАПИИ ИСКУССТВАМИ
рактика психологическои помощи, связанная с разнообразными формами творческой экспрессии, обозначается понятием «психотерапия искусствами». В ней можно выделить две доминирующие тенденции: экспрессивная терапия искусствами и психодинамическая терапия искусствами.
Ярким представителем экспрессивного подхода является Натали Роджерс, американский психолог, психотерапевт, дочь одного из лидеров гуманистического движения в психотерапии - Карла Роджерса, и она же является автором концепции экспрессивной человекоцентрированной психотерапии. В одной из своих работ она пишет следующее: «Пробуждение творческой жизненной энергии человека является частью психотерапевтического процесса. Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс» [6, с. 65]. Экспресс-сивный подход в психотерапии искусствами предполагает спонтанную экспрессию и акцентирует внимание на переживаемых в ходе творчества чувствах, не ставя перед собой целью углубиться в скрытые аспекты творческого процесса и его бессознательные мотивы.
Несколько иной стратегии придерживаются представители психодинамического направления. Исторические корни данного подхода уходят в психоаналитическую традицию, в работы Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга. Психодинамический подход указывает на значимость скрытых от сознания психических процессов, которые связаны, в частности, с динамикой внутренних конфликтов. Их содержание, минуя психологические защиты
20/6-
и преодолевая сопротивления, может в репрезентативной форме проявиться в результатах арт-терапевтического творчества.
Маргарет Наумбург, являясь представителем данного подхода, отмечает, что значительная часть психических процессов проходит вне сферы сознания [3]. Это касается фантазий, источников воображения, сновидений, внутренних конфликтов. Часть этого материала обобщается в символических образах, которые мы имеем возможность выразить в ходе терапевтического творчества. Более того, через художественную продукцию бессознательный материал выразить оказывается зачастую проще, чем вербально, поскольку художественный образ по своей структуре и содержанию близок к образам бессознательного, он повторяет и удваивает скрытое от сознания содержание.
Разделение арт-терапевтических стратегий на экспрессивные и аналитические носит скорее технических характер. Между этими полюсами располагается значительное количество арт-терапевтических подходов и техник. Несмотря на все их многообразие, существует то общее, что связывает данные приемы между собой, а именно: творческий процесс и экспрессия личности.
М. Е. Бурно говорит о «терапевтическом самораскрытии в творчестве» [1]. Оно может носить спланированный, организованный и целенаправленный характер; его содержание и динамика задаются арт-терапевтом (или специалистом иного профиля, использующим в своей практике приемы терапевтического творчества). В другом варианте этот процесс осуществляется спонтанно; арт-тера-певт в этом случае организует лишь условия и предоставляет возможность для самораскрытия, сам же стремится минимизировать свое вмешательство в процесс творчества. В свое время Л. М. Сухаребский (1958) отмечал, что, реализуя в терапии свои художественные потребности, личность тем самым интуитивно ищет пути самоисцеления.
В отечественной психотерапевтической традиции приемы творческого самовыражения и арт-терапии носили преимущественно клинический характер, организуясь на меди-
ко-биологической базе в качестве формы поведенческой терапии.
В западной практике терапия творчеством формировалась в русле развития прикладного психоанализа, аналитической психологии и психотерапии К. Г. Юнга и чело-векоцентрированной психотерапии К. Роджерса.
Вместе с тем остается слабо проясненным вопрос фактической связи психологических аспектов творчества, творческой продуктивности личности с механизмами и методами психотерапии и исцеления души человека. При этом общеизвестным фактом является связь искусства с психическим статусом целого ряда художников, писателей и поэтов (М. Врубель, К. Бальмонт, С. Есенин, Дж. Керуак, Э. Мунк, Э. Хемингуэй, Ф. Дик, С. Плат).
Психологические особенности творческой активности включают в себя целый ряд факторов. Я. А. Пономарев отмечает, что «творчество - это созидание нового», при этом оно выступает значимым механизмом развития личности [5, с. 11-12]. Эта формулировка в полной мере характеризует также специфику тех форм творчества, которые мы можем наблюдать в психотерапевтическом искусстве (созидание нового в рамках психотерапии указывает на перспективы понимания себя и мира, что обеспечивает возможность преодоления внутренних барьеров, проявляющихся в виде неприятия, сопротивления, и дает основания для дальнейшего личностного роста).
Психология творческой активности включает в себя три аспекта: особенности проявлений личности в творчестве, особенности художественного образа, аспекты творческого процесса [4]. Рассмотрим эти аспекты подробнее.
Психологические особенности творческой личности. Относительно психологических особенностей личности, включенной в творческий процесс, и факторов, предопределяющих творческую продуктивность, существуют различные точки зрения. Все их многообразие можно свести к двум основным положениям.
I. Творческая личность характеризуется наличием особых качеств в своей структуре, которые предопределяют творческую продуктивность: спонтанность и экспрессивность (К. Роджерс), открытость новому опыту и способность к идиосинкразии (К. Мартин-дейл), оригинальность и гибкость мышления (П. Торренс), сенсорная открытость и чувствительность (В. Ротенберг), интерес к новому во внутреннем мире (Л. Колесов, Е. Соколова). К данной категории качеств могут быть также отнесены такие, как терпимость к нереалистическому опыту и двусмысленности, сила «Я», шизотимия и психотизм, интуитивность, дивергентные способности мышления и пр.
II. Существует интегральная личностная характеристика, некий системообразующий фактор, обуславливающий творческий потенциал человека. В качестве такого факторы выделяются креативность (К. Мартиндейл, Т. Любарт), творческая, плодотворная ориентация личности (Э. Фромм), амбивалентность и противоречивость личности (К. Г. Юнг).
Закономерно, что клиника и динамика психологических дисфункций заостряют целый ряд характеристик личности, в том числе и тех, которые связаны с потенциалом творческой продуктивности. Неслучайно, что лица с ярко выраженными психическими «особенностями» демонстрируют столь же необычные и яркие творческие образы.
Психологические особенности художественного образа. Проявленный в творчестве художественный образ непосредственно связан с образно-символической сферой личности [2]. Образы помогают понимать сложный язык символов и обеспечивают функцию трансляции содержаний смысловой сферы личности. Подчеркнем, что такая трансляция осуществляется из внутреннего плана активности во внешний, наполняя тем самым жизненный мир личности психическим содержанием и смыслом.
В образно-символической сфере происходит интеграция осознаваемой и неосознаваемой частей психики. Неосознаваемая об-
ласть внутреннего мира, выходящая за рамки индивидуального опыта человека в сферу коллективной психики (К. Г. Юнг, Дж. Кэмп-белл, Э. Нойманн), выражает себя на языке символических образов. Образы выходят за пределы понятийного мышления и выступают своего рода «мостиками» к внутреннему миру человека - к чувствам, переживаниям, смыслам и фантазиям.
Образы способны влиять и на внешнюю реальность, на поведение, являясь «указателями» для произвольного и непроизвольного изменения активности и обстоятельств жизни. Динамика образа подчинена принципу единства отражающей и регулирующей функции психики.
В ходе терапии искусствами образно-символическая сфера задействуется непосредственно. Богатый арсенал арт-терапевти-ческих средств (рисунок, маска, танец, драматизация и пр.) позволяет актуализировать, выражать и трансформировать те или иные содержательные компоненты данной сферы, снижая потенциал ее дисфункциональных элементов, связанных с опытом психологических травм.
Психологические особенности творческого процесса. Под творческим процессом следует понимать последовательность идей, мыслей, образов и действий, приводящую к созданию оригинального образно-символического продукта, отражающего субъективное видение, рефлексию или отношение автора.
В рамках терапии искусствами в качестве художественного результата могут выступать: графические образы, элементы коллажа и ассамбляжа, образы, созданные из различных художественных материалов и «найденных» предметов, образы, созданные из глины или пластилина; телесно-пластические, театрально-драматические, танцевально-двигательные образы и пр.
Реализация возникающего в душе человека художественного образа осуществляется поэтапно. Я. А. Пономарев отмечает, что через всю историю психологии творчества в виде ее магистральной линии проходит проблема фаз (стадий, ступеней, этапов, актов, момен-
20/6/f-
тов) творческого процесса, их классификации и интерпретации [5].
G. Wallas (1926) выделил четыре стадии в развитии творческого процесса (в настоящее время его модель считается одной из классических):
I. Подготовительная стадия - включает в себя проведение предварительного анализа, осмысление и формулировку проблемной ситуации, постановку творческой задачи и рефлексию.
II. Стадия созревания - предполагает уход от рефлексии, отсутствие сознательной работы над проблемой, но при этом запускается ассоциативный процесс анализа и бессознательная проработка. Данный этап является скрытым и включающим в себя ассоциативное связывание идей. Бессознательное отвергает большую часть ассоциаций и отбирает наиболее подходящие, соответствующие задаче идеи и образы.
III. Стадия озарения - наступает в тот момент, когда интуитивная идея достигает сознания, что воспринимается как инсайт. Данная стадия является непродолжительной; как правило, она подвержена ситуативным воздействиям. Удержать ее крайне сложно в связи с ее «хрупкостью» и мимолетностью.
IV. Стадия проверки - включает в себя процесс рефлексии и практической реализации идеи или образа.
Этапность стадий с точки зрения длительности может быть различной, они могут иметь цикличную динамику либо накладываться одна на другую.
В обобщенном виде первая фаза предполагает сознательную работу (особое деятельное состояние как предпосылка интуитивного проблеска новой идеи), вторая -бессознательную активность, третья - переход от бессознательной активности к сознательной, четвертая снова касается сознательной активности.
Мы можем говорить о том, что эти этапы выступают стадиями выражения художественного образа, как это имеет место в практике арт-терапии (рис. 1). Их ключевые моменты в следующем:
стадия 1 - процесс рефлексии (осознание содержания, причин и особенностей динамики проблемной ситуации);
стадия 2 - поиск аналогий и ассоциаций (соотнесение и ассоциирование содержания проблемной ситуации с элементами образно-символической сферы человека);
стадия 3 - интуитивное озарение («схватывание» рефлексирующим вниманием наиболее подходящего образа или образно-символического ряда);
стадия 4 - практическое воплощение и осмысление (экстернализация, «овеществление» символического образа в художественной форме в ходе арт-терапевтического процесса).
I
рефлексивный этап постановка задачи определение трудностей
рефлексия источников, условий и целей
▼
П
латентный этап поиск аналогий ассациативный процесс
▼
Ш
интуитивный этап возникновение идеи/образа
инсайт/озарен ие
ж
IV
рационально- критический анализ
ирактическии практическая реализаци идеи
этап воплощение образа
Рис. 1. Этапы творческого процесса
в терапии искусствами Наиболее целесообразной точкой зрения нам видится та, которая рассматривает творческую активность личности в рамках терапии искусствами как целостную систему взаимосвязанных процессов самопознания и творческой экспрессии, плавно сменяющих друг друга. Центральным феноменом творчества следует признать его познавательно-коммуникативную и экспрессивную направленность. Через творческий акт личность выстраивает систему значимых коммуникаций как с внешним миром, так и с глубинными
страдание к, одиночество \ страсть озарение К вдохновение \ радость удовольствие
неудовлетворенность / психологическая изоляция у возоуждение ш творческий порыв / контакт с миром
мотивационный источник "энергетический" источник фактор эмоционально- результирующий
творческого поиска творческого действия когнитивного подкрепления и осмысления творческого действия психологическии эффект творчества
Рис. 2. Процесс сублимации состояний в творчестве: от страдания - к удовольствию,
освобождению и радости
процессами собственной психики. Такая коммуникация предполагает сложные процессы кодирования и декодирования информации, реализацию мыслительного процесса по принципу поиска аналогий и различного рода спонтанных, психических автоматизмов, связанных с измененными состояниями сознания. Именно это мы можем наблюдать в ходе арт-терапии.
Связь творчества с интуитивным познанием выдвигает на передний план вопросы соотношения творческой продукции и бессознательной активности.
В одной из своих работ З. Фрейд отмечает: «По моему глубокому убеждению, в наибольшей степени нас захватывает лишь замысел художника, насколько ему удалось воплотить его в произведении и насколько он может быть понят нами. И понят не только рациональным путем; мы должны вновь почувствовать те аффекты художника, особое состояние его психики, то, что стимулировало его к творческому акту и вновь воспроизводится в нас. Но разве нельзя разгадать замысел художника, облечь его в слова, как, например, другие факты душевной жизни? Может быть, великие творения искусства и не нуждаются в специальном анализе? И все же произведение должно допускать такой анализ, коль скоро оно является воздействующим на нас выражением намерений и душевных движений художника. А чтобы понять замысел, необходимо в первую очередь выявить смысл и содержание того, что изображается в произведении искусства, то есть истолковать его» [7, с. 219]. Эта цитата является яркой иллюстрацией психоаналитиче-
ского подхода к анализу искусства и творчества, к процессу воплощения художественных образов и к пониманию личности автора.
Психоаналитические трактовки художественного творчества обусловлены общими представлениями о структуре и психодинамике личности. Глубинно-психологическая теория творчества базируется на утверждении ряда факторов, лежащих в основе творческой активности: эстетический эротизм, субъективность, иррациональность, бессознательность, интуитивность, спонтанность, психический автоматизм.
Анализ психоаналитических взглядов на проблему творчества показывает, что в качестве источника творческой активности выступает система бессознательных влечений, сформировавшаяся на основании желаний, подавленных и вытесненных из сферы актуального опыта. Спонтанная творческая активность рассматривается как форма бессознательной экспрессии, а содержания художественных образов - как символические проекции внутренних, некогда интроецирован-ных и ассимилированных в структуру психики значимых объектов.
Образно-символическая активность связывается в психоанализе с бессознательной динамикой личности и с сублимацией психических содержаний бессознательных комплексов и вытесненных аффективных зарядов. З. Фрейд рассматривает искусство как одну из доступных для личности форм преодоления внутреннего дискомфорта или ухода от внутреннего аффективного давления.
В субъективном измерении искусство диалектично - оно связано с проживанием и
20/6-
преодолением состояний страдания, одиночества, страсти, вдохновения, радости и счастья. Вектор сублимации внутренних импульсов можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).
Творческая продуктивность, наблюдаемая в арт-терапии, связана с воображением и пробуждением фантазий. Способность к фантазии составляет сущность творческой активности и художественной деятельности. З. Фрейд представляет процесс творчества следующим образом: «Художник - это первоначально человек, отвращающийся от действительности потому, что он не в состоянии примириться с требуемым отказом от удовлетворения влечений: он открывает простор своим эгоистическим и честолюбивым замыслам в области фантазии». Таким образом, процесс творчества осуществляется в направлении от первичных процессов (источник) к вторичным (условия/результат). Из этого следует, что результаты и процесс творчества, т.е. художественный образ/объект, а также процесс его создания есть утверждение функции контроля над объектами и процессами бессознательного. Несмотря на то, что источник творческого вдохновения всегда располагается в бессознательном и связан с динамикой скрытых глубоко в психике процессов, форма выражения бессознательного материала оказывается подчиненной закономерностям функционирования контролирующей инстанции психического аппарата.
Социально-этический запрет на прямую трансляцию элементов бессознательной психики в собственное поведение касается также препятствий в экстернализации бессознательных содержаний через спонтанное творчество. Художественная активность может сталкиваться с внутренним сопротивлением и чувством недовольства в связи с результатами творчества. Но если речь идет о психотерапевтическом творчестве, то такое недовольство следует рассматривать как своего рода симптом или признак того, что образ или его содержание касается внутреннего ядра проблемной ситуации или содержания вытесненного конфликта.
Традиционно искусство выступает той областью человеческого опыта, где в большей степени допустимы эксперименты и различного рода бессознательные манифестации. Тем более это касается форм искусства, которые оформились в XX в. (сюрреализм, абстракционизм, супрематизм, дадаизм, акцио-низм и пр.). Тенденции постмодернизма указывают на то, что психологическая функция искусства определяется исключительно личными потребностями человека. И неслучайно механизмы и цели творческого процесса порой отождествляются со сновидениями как символической формой сублимации энергии бессознательного (К. Г. Юнг). В художественных образах, как и в сновидении, достигается своеобразный компромисс между влечениями бессознательного и требованиями сознательной морали. Два принципа душевных процессов - удовольствие и подчинение требованиям реальности - достигают примирения в творчестве. При этом срабатывают два базовых механизма функционирования психики, которые собственно и выступают психологическими факторами производства художественных образов и творческой активности: катарсис и сублимация.
Уточним, что катарсис (от др.-греч. кабарог; - очищение) обозначает процесс облегчающего и очищающего переживания в ходе художественного действия. Через творческую активность человек получает возможность выразить конфликтные содержания психики, пугающие фантазии или элементы навязчивых идей, тем самым снизив их выраженность и связанное с ними напряжение. Сублимация - один из видов психологической защиты, при которой побуждение находит разрядку, но иным способом - отличающимся от исходного бессознательного намерения. В творчестве энергия бессознательных побуждений смещается в художественное действие.
Данные механизмы обеспечивают возможность творческой символизации образов бессознательного, тогда как система психологических защит дает наиболее приемлемую и допустимую форму их передачи. Эта мо-
дель лежит в основе психоаналитическои концепции художественного творчества.
Идеи З. Фрейда относительно психоаналитических трактовок искусства, в частности того, что художественная деятельность есть форма сублимации глубинной энергии бессознательного, нашла свое логическое продолжение в аналитической психологии К. Г. Юнга.
К. Г. Юнг, переосмыслив основные положения психоанализа, соотносит творческую активность и искусство с мифологическими конструктами и мифотворчеством. Через концепт мифа он связывает творческую продукцию личности со сферой коллективной психики, тем самым указывая вероятную всеобщность тех образов и символических элементов, которые проявляются в творчестве. Это касается как форм традиционного и современного искусства, так и образов, которые мы можем наблюдать в психотерапевтическом искусстве.
Реализуя символы коллективной психики и элементы «архаического бессознательного», художник способен приблизиться к ощущению внутренней завершенности и полноты. Если в психоанализе в качестве основных механизмов творческой активности рассматривались процессы сублимации и катарсиса, то в аналитической психологии в качестве такового выступает амплификация. Амплификация (от лат. omplificatio - усиление) -понимается как средство прояснения и детализации элементов бессознательной активности (сновидений, фантазий, воображения); уточнение и расширение смыслового значения бессознательных содержаний, транслированных в художественные объекты (рисунки, скульптуру, театр, кино).
Переживания, с которыми способен столкнуться автор вследствие амплификации внутреннего, архетипического потенциала, связаны с понятием нуминозности. Нумено-зность (от лат. Numen - обозначение высшей силы или воли, определяющей судьбу человека) - в аналитической психологии термин, относимый к людям, предметам, обстоятельствам и событиям жизни, имеющим глубокий эмоциональный резонанс; понятие, опи-
сывающее опыт, переживаемый как глубокое личное потрясение. Фактически искусство и творческий акт оказываются сродни мистерии, которая интегрирует личность и обеспечивает связь ее сознательной психики со сферами трансперсонального (нуминозного) опыта.
Ведущее значение в данном процессе отводится интуиции (с присущими ей бессознательностью, иррациональностью и субъективностью). Как отмечал К. Г. Юнг, интро-вертированная интуиция создает особые типы художественных натур - мечтателей, фантазеров и художников [8].
Художественное творчество с точки зрения рационального сознания скорее непознаваемо и загадочно, нежели умопостигаемо. Нередко в творчестве прослеживается визионерский компонент, указывающий на доминирование в образе глубинных составляющих, связанных с символическими манифестациями архетипов. В основе творчества может быть обнаружен некий автономный процесс, не зависящий от личности автора. Через индивидуальную психику проявляется «творческая сила» автономного бессознательного комплекса, внеличностная по своей природе.
Делая выводы из вышесказанного следует отметить, что творчество и экспрессия личности, обеспечивающие возможность самовыражения и самораскрытия, способствуют преодолению человеком внутренних запретов и ограничений.
Границы персональной реальности расширяются в творческом процессе, допуская включение в свои пределы экзистенциальной самобытности другого человека. Нерегламен-тированное творчество может выступать частью терапевтического процесса, направленного на исцеление души человека, что связано с его созидательным потенциалом.
АННОТАЦИЯ
Терапия искусствами является активно развивающимся направлением психологической помощи. Это тот метод, который, получив массовое распространение, может дать инструментарий для осуществления полномасштабных психотерапевтических процес-
20/6/f-
сов. В основе терапии искусствами лежит спонтанная творческая экспрессия, отражающая глубинные составляющие психики.
Ключевые слова: терапия искусствами, творческая экспрессия, механизмы творчества, художественный образ, творческая личность.
SUMMARY
Arts therapy is a rapidly growing area of psychological help and personal development. This is the method that received the mass distribution, can provide tools for full psychotherapeutic processes. At the heart of the arts therapy is spontaneous creative expression, reflecting the depth of the psyche.
Keywords: arts-therapy, creative expression, mechanisms of creativity, artistic image, creative person.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М.: Медицина, 1989. - 304 с.
2. Гостев А. А. Психология и метафизика образной сферы человека. - М.: Генезис, 2008. - 484 с.
3. Копытин А. И. Основы арт-терапии. -СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 256 с.
4. Максимова С. В. Творчество: созидание или деструкция? - М.: Академический проект, 2006. - 224 с.
5. Пономарев А. Я. Психология творчества. - М.: Наука, 1976. - 303 с.
6. Роджерс Н. Путь к целостности: чело-веко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей. - М.: ООО «Вопросы психологии», 2004. - С. 65-73.
7. Фрейд 3. «Моисей» Микеланджело / Художник и фантазирование. - М: «Республика», 1995. - С. 218 - 232.
8. Юнг К. Г. Психологические типы. -М.: Азбука, 2001. - 716 с.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА