МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
УДК 159.964.2 ББК 87.04+71.0
ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ НА ЗАПАДЕ И В РОССИИ1
Д.Л. ШУКУРОВ Шуйский филиал Ивановского государственного университета, ул. Кооперативная, д. 24, г. Шуя, 155908, Российская Федерация E-mail: shoudmitry@yandex.ru
Исследована историческая специфика формирования психоаналитического подхода к изучению культуры. Дана характеристика теоретических и методологических основ психоаналитически ориентированной культурологии. Рассматривается уникальное научное значение психоаналитической теории в контексте гуманитарного знания ХХ века и анализируются формы взаимного влияния психоанализа и современной культуры. Исследуется история формирования психоаналитического подхода в современной культурологии. Проводится анализ исторического контекста развития культурных парадигм западного и российского психоанализа. Рассматриваются особенности авангардной эстетики в контексте её взаимодействия с дискурсом психоанализа. Актуализируется историческая и теоретическая проблематика, связанная с современными исследованиями психоаналитического дискурса. Представлены теоретические аргументы, подтверждающие актуальность психоанализа в современном гуманитарном знании.
Ключевые слова: культурология, психоанализ, невроз, общество, бессознательное, сновидение, свободные ассоциации, культура, русский литературный авангард, метафизика пола.
FORMATION OF PSYCHOANALYTIC APPROACH TO STUDYING CULTURE IN EUROPE AND IN RUSSIA
D.L. SHUKUROV Shuya Branch of Ivanovo State University, 24, Kooperativnaya St., Shuya, 155908, Russian Federation E-mail: shoudmitry@yandex.ru
The article is devoted to the research of historical specifics of formation of psychoanalytic approach to studying of the culture. The characteristics of theoretical and methodological basis of the psychoanalytically oriented cultural science is presented. The author considers the unique scientific value of the psychoanalytic theory within the context of humanitarian knowledge of the XX century and tells about the forms of mutual influence of psychoanalysis and modern culture. The objective of the research is in the analysis of history of formation of a psychoanalytic approach in the modern
1 Работа выполнена в рамках научного проекта «Русский литературный авангард и психоанализ в контексте интеллектуальной культуры Серебряного века», поддержанного грантом Президента РФ на 2012-2013 гг. для молодых российских учёных - докторов наук (МД-420.2012.6).
cultural science. A study of historical context of interaction between cultural paradigms of western and Russian psychoanalysis is performed. Features of an avant-garde esthetics in a context of its interaction with a psychoanalysis discourse are considered. The theoretical arguments confirming an urgency of psychoanalysis in modern humanitarian knowledge are presented.
Key words: cultural science, psychoanalysis, neurosis, society, unconscious, dream, free associations, culture, Russian literary avant-garde, metaphysics of gender.
Постепенное расширение границ психоанализа и его трансформация из терапевтического метода в самостоятельную теорию культуры было обусловлено личностью его создателя. З. Фрейд (1856-1939) был не только классически образованным человеком, владеющим широким наследием мировой науки, но и оригинально мыслящим учёным, который свободно ориентировался в пространстве культуры и находил неожиданные параллели между фазами развития индивидуальной психики и особенностями формирования культурных феноменов. Читатели З. Фрейда согласятся, что его произведения не укладываются в рамки строго научных жанров: они предстают в виде своеобразных интеллектуальных историй с нетривиальным сюжетом, парадоксами мысли, динамичным действием, яркой кульминацией и непредсказуемым финалом.
Интеллектуализм работ основоположника психоанализа формировался в соответствующей духовной атмосфере эпохи модерна. Кризис рационализма выражался в философии Ф. Ницше (1844-1900) и новых веяниях модернистского искусства, в интуитивизме и увлечениях иррационализмом. Попытки разрешить проблему сложных отношений между различными модусами человеческой жизни и культуры способствовали активному развитию европейской философии, науки, искусства и литературы. Противопоставление витальности и сковывающих витальные импульсы культурных запретов - основная тема эпохи. Представители искусства, писатели и мыслители обращали пристальное внимание на такие феномены психической жизни человека, как сновидение, галлюцинация, бред, гипнотизм, экстаз. Культурная жизнь Европы развивалась в динамике напряжения между полюсом декаданса, творческого кризиса и исчерпанности искусства и полюсом ожидаемых творческих озарений, открытий, прорывов.
Обострённое ощущение новизны, неповторимости происходящего, отражённое в модернистском искусстве, способствовало формированию особого типа исторического самосознания. Вена - город, в котором долгие годы жил и работал З. Фрейд, - была в ту эпоху одним из международных центров модернистского искусства. В поисках путей творческого обновления и преображения культуры представители модернизма обращались к доисторическим, первобытным контекстам, связанным с архаической и мифологической символикой, магией и примитивной религией. Миф становился центральной категорией мысли, позволяющей примирить противоречия, выявить новую нерационалистическую картину мира. Модернистская эпоха - не только время многочисленных кризисов, но и период фундаментальных культурных и метафизических открытий в человеческом бытии.
Психоанализ был погружён в культурные контексты модернистской эпохи и проникнут её противоречиями: природное и культурное, массовое и индивидуальное, рациональное и эмоциональное - антиномичность указанных категорий
стала причиной многочисленных споров, обсуждений, широких теоретических дискуссий в психоаналитическом дискурсе.
Психоаналитическое учение стало опытом преодоления противоречивого состояния европейской культуры.
Начало этому преодолению было положено З. Фрейдом в необычной области - на материале осмысления психических расстройств. Предпринятые врачами Йозефом Брейером (1842-1925) и Жаном Шарко (1825-1893) в 80-х годах XIX века наблюдения истерии показали, что эта болезнь может быть обусловлена психической реальностью, а не иметь прямой связи с физиологическими процессами («истерия» в буквальном переводе - «болезнь матки»). Истерия, таким образом, стала явлением, которое требует объяснения без редукции к физиологии. Необходимо было создать особого рода психологические причинно-следственные модели истерической этиологии.
В наблюдениях и экспериментах Ж. Шарко З. Фрейд усмотрел возможность зарождения новой науки, со своей областью и предметом исследования. После ознакомления с экспериментами нансийской школы гипноза (опыты Амбруаза Огюста Льебо (1823-1904) и Ипполита Бернгейма (1840-1919)) З. Фрейд выдвинул идею существования бессознательного как мощного регулятора человеческого поведения. Теория бессознательного развивалась им на протяжении всей жизни, но уже первое определение прозвучало на страницах его знаменитого труда «Толкование сновидений» (1900): «Бессознательное есть истинно реальное психическое, столь же неизвестное нам в своей внутренней сущности, как реальность внешнего мира, и раскрываемое ... в той же незначительной степени, как и внешний мир,- показаниями наших органов чувств» [1, с. 504].
Концепция неосознаваемых человеком процессов, в скрытом виде руководящих его деятельностью и мотивирующих его поступки, а также являющихся источником психических расстройств, вышла за границы терапевтической практики и сместилась в область философии и культурологии. Однако началом этой концепции был анализ механизмов сновидений. Сновидение определялось З. Фрейдом как первый продукт взаимодействия человека и культуры: это форма галлюцинаторного удовлетворения архаических желаний, вытесненных реальностью бодрствования в бессознательную сферу. Сновидение - результат динамического взаимодействия глубинных мотивов индивидуальной психики и культурной среды.
З. Фрейд впервые предложил отнестись к сновидениям как строго детерминированной системе: это совсем не бессмысленный набор случайных образов или результат сбоя работы нервной системы. В сновидениях есть смысл и скрытые намерения. Основной тезис «Толкования сновидений» - книги, с которой началась история психоанализа, - любые феномены психики имеют латентный смысл, выявляемый с помощью интерпретационных приёмов и аналитических техник.
В дальнейшем психоаналитические построения значительно усложнялись. Парадигматической моделью З. Фрейда становится теория «бессознательной памяти», содержания которой стремятся к компенсациям в виде симптомов или к отреагированиям в символических формах. Соответственно, в произведениях искусства и литературы, также как в сновидениях, настойчиво проявляют себя следы бессознательных процессов. Способом их толкования З. Фрейд выбирает
анализ систем символов и ритуалов. Символы и ритуальные действия сопровождают прорывы бессознательных импульсов в сферу сознания, овладевая ими в симптоматических трансформациях или сублимациях.
Человеческая культура, таким образом, рассматривается, во-первых, как результат этих трансформационных и сублимационных процессов, во-вторых, как форма подавления хаоса бессознательной психической жизни, и, в-третьих, как овеществлённый отпечаток коллективного бессознательного.
З. Фрейд отрицал случайность психических феноменов. Методологический детерминизм психоаналитической системы мысли направлял исследовательский дискурс на поиск интерпретаций и создание сложнейших объяснительных моделей. Психоанализ был обращён к парадоксальным противоречиям, пробелам памяти, несуразностям любого текста и находил уникальные толкования произведений искусства и литературы, религиозных писаний, речей пациентов. Магистральной тенденцией этих толкований стало использование приёма свободных ассоциаций, необходимо заполняющих недостающие звенья в цепи логических заключений. Бессознательное рассматривалось в качестве источника абсолютно всех психических процессов, а сознание объявлялось иллюзией рациональности.
Определёнными вехами психолого-культурологических исследований З. Фрейда стали работы «Психопатология обыденной жизни» (1901)2 и «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905)3. В этих исследованиях была разработана так называемая психоаналитическая неврозология. Невротическая симптоматика была приравнена к образам сновидений и истолкована по тем же объяснительным моделям, что и сновидческие комплексы.
Истоки невротических расстройств З. Фрейд относил к раннему, инфантильному периоду жизни пациента. Именно в этот период возникают психические травмы и происходит вытеснение неразрешённых внутренних конфликтов, которые и формируют психогенную симптоматику.
К фрейдовской неврозологии примыкает концепция инфантильной сексуальности, изложенная в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905)4 и вызвавшая бурю негодований научной общественности. Сексуальность определялась как тенденция к получению телесного удовольствия. Невроз объявлялся результатом конфликта между желанием удовлетворения и ограничениями, которые накладывает на это желание семья, общество и шире - культура. Необходимо подчеркнуть, что З. Фрейд существенно расширяет понимание сексуальности и включает в эту категорию многочисленные проявления потребности в любви, признании, эмоциональной привязанности. Психическая энергия «либидо», выражающая сексуальное влечение, сближается у З. Фрейда с Эросом Платона.
Теория Эдипова комплекса станет парадигмальной в психоаналитическом учении, поскольку именно на её основе будут формироваться главные понятия и
2 См.: Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного; пер. с нем. Г.В. Барышниковой. М: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. С. 257-416.
3 См.: Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006. 480 с.
4 См.: Фрейд З. Три очерка по теории сексуальности //Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 202-309.
категории психоанализа, а также психоаналитические подходы к истолкованию феноменов культуры, произведений искусства и литературы, творческих биографий знаменитых художников.
Амбивалентное отношение ребёнка к своим родителям, согласно теории Эдипова комплекса, является источником внутриличностных противоречий. Древнегреческий миф о царе Эдипе - герое, который, повинуясь злому року, убивает отца и женится на матери не в силах изменить судьбу, предсказанную прорицателем, -становится у З. Фрейда матрицей для создания объяснительной модели взаимоотношений ребёнка с родителями. Драма Эдипа - в психоаналитическом дискурсе -образец реализации бессознательных желаний и последующего за этой реализацией наказания в форме чувства вины. Теория и клиника Эдипова комплекса окажутся магистральными направлениями в классическом и постклассическом психоанализе, в прикладном психоанализе и в психоаналитической культурологии.
Ближайшие ученики З. Фрейда развивают его идеи как в терапевтической области, так и за рамками клинической практики. На первом психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге (1908) Шандор Ференци (1873-1933) выступает с докладом о проблемах детского воспитания, что послужило началом развитию психоаналитической педагогики. Жёсткие ограничительные схемы воспитания перегружают психику ребёнка патогенными вытеснениями, которые становятся источником тревожности, ипохондрии, страха смерти. Ш. Ференци ставит вопрос о реформе социальных институтов, призванной дать большую свободу реализации детских желаний. Доклад Ш. Ференци был одним из первых публичных выступлений по проблемам распространения психоаналитических знаний и использования психоанализа вне медицинской сферы.
Сам З. Фрейд изложил свои мысли на эту тему в статье «"Культурная"сексуаль-ная мораль и современная нервозность» (1908)5. Здесь также указывается на тесную связь между культурой и провоцируемыми ею психическими заболеваниями, а также обращается внимание на необходимость реформ в сфере сексуальной морали.
Происхождение культуры, как было отмечено, З. Фрейд связывал с необходимостью обуздания и вытеснения архаических влечений. В подавлении сексуальности моральными установками проявляет себя влияние культуры на личность. Подчинение требованиям культуры выполнимо до определённой степени. Но, тем не менее, человеку свойственно протестовать против этих подавляющих функций -культурные революции происходят именно в силу этой причины. Перечисленные идеи будут развиты З. Фрейдом позднее в работе «Недовольство культурой» (1930)6.
Немалое значение для формирования психоаналитического подхода к изучению культуры имели работы Карла Густава Юнга (1875-1961) и его знаменитой пациентки и ученицы, россиянки по происхождению, Сабины Николаевны Шпильрейн (1885-1942)7. Причём следует подчеркнуть, что влияние С. Н. Шпиль-
5 См.: Фрейд З. «Культурная» сексуальная мораль и современная нервозность // Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. М., 1994. C. 47-62.
6 См.: Фрейд З. Недовольство культурой // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура / сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991. С. 65-134.
7 См. современные переводы её трудов в кн.: Шпильрейн С.Н. Психоаналитические труды / пер. с англ., нем. и фр. под науч. ред. С.Ф. Сироткина, Е.С. Морозовой. Ижевск: Эрго, 2008. 444 с.
рейн и на К.-Г. Юнга, и на З. Фрейда было значительным. Идеи её докторской диссертации «О психологическом содержании одного случая шизофрении (Dementia praecox)» (1911)8 и научного исследования «Деструкция как причина становления» (1912)9 прямо и косвенно будут использованы в «Метаморфозах и символах либидо» (1912) К.-Г. Юнгом и в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) З. рейдом. Комплекс идей, представленный в этих трудах, расширил психоаналитический контекст далеко за пределы клинической ситуации -в область мифологии, искусства, художественного творчества10.
Важным открытием К.-Г. Юнга стала идея присутствия филогенетических прафантазий в индивидуальной психике. Несмотря на концептуальные расхождения с аналитической психологией Юнга, З. Фрейд определённо повторит идею о том, что содержание бессознательного коллективно и является общечеловеческим достоянием, в одной из последних своих работ «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939).
Повторим, согласно концепции З. Фрейда, культурные феномены находятся в одном ряду с феноменами психики - сновидениями, симптомами, расстройствами речи (афазии), поскольку они формируются по аналогичным принципам вытеснения и трансформации посредством сублимированной психической энергии.
Одной из первых работ З. Фрейда, в которой психоаналитический метод был использован для анализа произведения искусства и личности художника, было исследование «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» (1910). В работе была предпринята попытка психоаналитического рассмотрения творчества великого художника сквозь призму его детской фантазии и интерпретации картины «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». Современные учёные отмечают спорность толкования, предложенного в этом исследовании, дискуссионность подхода и допущенные З. Фрейдом фактические ошибки перевода некоторых ключевых слов анализируемой фантазии11, но сама интерпретационная модель, созданная автором замечательного труда, её парадигмальная ясность и структурированность, безусловно, стали основой для дальнейшего развития психоаналитической методологии в культурологических, искусствоведческих, литературоведческих исследованиях.
З. Фрейд обращался к теме художественного творчества достаточно часто. Наиболее известными его работами из этой сферы являются «Бред и сновидения в "Градиве" Иенсена» (1907), «"Моисей" Микеланджело» (1914), «Достоевский и отцеубийство» (1928).
8 Текст диссертации был опубликован К.-Г. Юнгом в 1912 году в собственном журнале: Spielrein S. Ü ber den psychologischen Inhalt eines Falles von Schizophrenie (Dementia Praecox) // Jahrbuch für psychoanalytische und psychopathologische Forschungen. 1912). № 3. P 329-400.
9 См.: Spielrein S. Die Destruction als Ursache des Werdens // Jahrbuch fur psychanalytische und psychopatologische Forschungen. 1912. № 4. P 465-503; Шпильрейн С.Н. Деструкция как причина становления // Логос. 1994. № 5. С. 207-238.
10 См.: Carotenuto A A Secret Symmetry. Sabina Spielrein between Freud and Jung. London, 1980; Эткинд А.М. Чистая игра, или Необыкновенная история Сабины Шпильрейн, рассказанная документами (Из жизни Зигмунда Фрейда, Карла Юнга и Сабины Шпильрейн) // Звезда. 1992. № 7. С. 115-138.
11 См.: Clark R. W Freud: The Man and the Cause. London etc., 1882. P. 347-348.
Классический психоанализ определяет художественное творчество результатом сублимации и посредством искусства интерпретации показывает, каким образом душевные движения реализуются в произведении искусства. Однако ни сам З. Фрейд, ни ближайшие его ученики и последователи, предлагая вниманию те или иные шокирующие обывателя интерпретации, никогда не были категоричны и не претендовали на их окончательность. Более того, З. Фрейд отвергает всякие попытки понять генезис и суть творческого начала; дар личности был для него необъяснимым феноменом, а вопрос о том, почему тот или другой психический комплекс находит творческое воплощение в искусстве, а не реализацию в невротической симптоматике, оставался для него без ответа. В этом отношении он был солидарен с К.-Г. Юнгом, который отрицал возможность понимания искусства для психологических наук.
Психоаналитическим изучением сферы культуры детально, глубоко и серьезно занимались Г. Сакс и О. Ранк. О. Ранк обобщил свои идеи в знаменитом труде «Травма рождения и её значение для психоанализа» (1924) - исследовании, которое ученик М.М. Бахтина В.Н. Волошинов в своём не менее знаменитом критическом очерке о фрейдизме («Фрейдизм», 1927) назвал «синтезом фрейдистской философии культуры» [2, с. 142].
Психоаналитический сборник «Имаго», начавший издаваться с 1912 г. в Вене, широко освещал вопросы культуры. Первое издание сборника открывалось введением к первой части работы З. Фрейда «Тотем и табу» (1913). Редактором «Имаго» стал историк культуры О. Ранк, со-редактором - Г. Сакс. Впоследствии венским со-редактором «Имаго» был доктор философии Теодор Райх.
Исследовательский труд «Тотем и табу» (1913) - очередной этап формирования психоаналитической культурологии. С опорой на данные этнографии и антропологии и анализ психологии первобытных народов (В. Вундт12) З. Фрейд создаёт принципиально новую, психоаналитическую концепцию тотемистической религии. Геккелевский закон «онтогенез повторяет филогенез» (книга Э. Геккеля «Решето Вселенной» вышла в свет в 1899 г.) позволяет ему провести знаменитую психоаналитическую параллель «невротик - ребёнок - дикарь»: «Таким образом, благодаря этой второй аналогии между дикарём и невротиком мы можем предположить, как много в отношении дикаря к своему властителю происходит из инфантильной установки ребёнка к отцу» [3, с. 52].
Исследования в области культуры дают З. Фрейду пищу для размышлений как теоретически обобщающего плана, так и практического терапевтического свойства. Психоаналитическая модель культуры структурируется как система запретов и искупительных ритуалов, предназначенных для снятия страха и нейтрализации чувства вины.
В 1914 г. без указания авторства З. Фрейд публикует в журнале «Имаго» психоаналитический очерк о статуе Моисея, созданной Микеланджело13. В этом очерке он развивает идеи, изложенные в книге «Тотем и табу». Скрытой метафорой очер-
12 См.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Академический проект, 2010. 136 с. (Психологические технологии).
13 См.: Фрейд 3. Моисей Микеланджело // Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. С. 218-233.
ка является отождествление автора с Моисеем - вождём еврейского народа, пророком, освобождающим свой народ от духовного самообмана, осознающим свою избранность и предназначение и одновременно - обречённость. Миссия З. Фрейда -открыть человечеству путь из рабства к внутренней свободе.
Таким образом, с 1913-1914 гг. помимо клинической работы З. Фрейд непрерывно занимается исследованием взаимоотношений человека и общества. Постепенно его мысль смещается от категорически негативной оценки репрессивных, подавляющих функций культуры к признанию необходимости сдерживающего характера культуры. Исследовательские размышления и выводы З. Фрейда, связанные с психоаналитическим изучением культуры, к середине 1920-х гг. складываются во вполне законченную единую психоаналитическую философию и культурологию.
Безусловная научная ценность фрейдовского учения о культуре многократно подтверждалась специалистами, как сторонниками, так и противниками пси-хоанализа14. Сами психоаналитики участвовали в дискуссиях о важности прикладного психоанализа15.
Наиболее значительными работами З. Фрейда в области прикладного психоанализа и психоаналитической культурологии в поздний период творчества были, конечно, исследования «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Неудовлетворенность культурой» (1929) и «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939).
Концептуальная модель культуры, представленная в этих четырёх книгах, стала основой новой научной дисциплины - психоаналитической культурологии, которая охватывает и освещает с психоаналитических позиций вопросы массо-образования, взаимоотношений человека и религии, взаимодействий первичных позывов с культурными запретами, филогенетической памяти народов, коллективных психопатологий и исторической преемственности.
Психоаналитическая культурология предшествует психоаналитической философии, которая возникла на её основе и претендует на выражение определённого мировоззренческого комплекса идей. Психоаналитическая философия, исходя из новых основ, предлагает собственные объяснительные модели для философского осмысления большей части проблем бытия. (Однако сам З. Фрейд заявлял, что психоанализ не претендует на собственное мировоззрение, заимствуя последнее исключительно у науки).
Исследование «Психология масс и анализ человеческого Я» обозначило начало использования психоанализа в изучении социальной проблематики. Объясняя феномены коллективной психики, З. Фрейд использует аналогию с гипнотическим воздействием. Массообразование объясняется в работе через действие либидинозных сил по модели эдипальных отношений: лидер, вождь, идеальный
14 См.: Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии. 1991, № 4. С. 58-75; Аграчев С.Г. К вопросу о месте и роли психоанализа в современной культуре // Московский психотерапевтический журнал, 1996, № 2. С. 14-25; Руткевич А.М. Научный статус психоанализа // Бытие и время психоанализа. М., 2000. С. 13-16; Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия» // Бытие и время психоанализа. М., 2000. С. 21-24.
15 См.: Змановская Е.В. Основы прикладного психоанализа. СПб.: Речь, 2005. 335 с.
политик всегда ассоциированы с гипнотизирующей отцовской фигурой. В таком понимании концепция либидо приближается к идее платоновского Эроса.
Одна из последних работ З. Фрейда «Человек Моисей и монотеистическая религия» стала образцом практического приложения новых концепций: многие комментаторы называют её наиболее глубоким трудом, в котором предстают в радикально трансформированном виде взгляды основоположника психоанализа на религию и культуру16. Посредством психоаналитической интерпретации З. Фрейд разрушает устоявшийся социальный миф еврейского народа, оберегающий идентичность этого культурного сообщества. Филогенетическую фантазию необходимо заменить объяснительной моделью, которая позволит уйти из-под власти наследуемых патогенных стереотипов. По существу это была попытка психоаналитического «лечения культуры», основанная на когнитивных предпосылках.
Психоаналитическое изучение культуры и общества после З. Фрейда развивалось в рамках самых разных школ и направлений.
Аналитическая психология К.-Г. Юнга, отделившаяся от психоанализа, разработала особый подход в изучении человека и культуры. В юнгианстве причудливым образом переплелись наука о душе и гуманитаристика, интерес к религиозной и мистической основам мира и вопросы психопатологии. Основная проблема, которая была поставлена К.-Г. Юнгом, - это определение возможности исследования отношения личности к сверхличному, трансперсональному опыту. Попытка решения этой фундаментальной проблемы осуществлялась в трансперсональной терапии Станислава Грофа (род. в 1931 г.)17, психосинтезе Роберто Ассаджиоли (1888-1974)18, гуманистической психотерапии Карла Роджерса (1902-1987)19.
Экзистенциализм был одним из первых философских течений ХХ века, в котором активно использовались психоаналитические идеи. Психоанализ переосмыслялся экзистенциалистами с позиций феноменологической методологии. Так, например, Людвиг Бинсвангер (1881-1966) разработал оригинальную версию экзистенциального психоанализа20 на основе феноменологической антропологии М. Хайдеггера. Сближение психоанализа и феноменологии Э. Гуссерля привело к появлению экзистенциального психоанализа Ж.-П. Сартра (1905-1980)21 и Поля Рикёра (1913-2005)22.
16 См.: Бибихин В.В. Человек Моисей и монотеистическая религия // Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С. 283-289.
17 См.: Grof S. Beyond the Brain: Death, Birth and Transcendence in Psychotherapy. Albany, New York: SUNY Press, 1985; Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994. 278 с.
18 См.: Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: REFL-book, 1994. 314 с.; Ассаджиоли Р. Трансформация и сублимация сексуальной энергии. Психоаналитические очерки. М., 1996. 529 с.
19 См.: Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
20 См.: Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Избранные статьи // Я. Нидлмен. Критическое введение в экзистенциальный психоанализ. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1999. 336 с. Серия «Актуальная психология».
21 См.: Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009 (Глава 11. Экзистенциальный психоанализ (Ж.П. Сартр, Л. Бинсвангер, М. Босс, В. Франкл, Р. Лэйнг, Р. Мэй). С. 689-792).
22 См.: Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996. 270 с.
Работы Эриха Фромма (1900-1980) дали новый импульс фрейдовскому учению в философии, политике и социальной психологии. Для основателя Франкфуртской школы социологическая проблематика стала главным направлением исследований с 1922 г. В развитие социологического направления психоанализа внесли вклад и другие «неофрейдисты» - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стек Салливан (1892-1949). В их работах была существенно пересмотрена психоаналитическая теория на основе новейших данных социологии и культурной антропологии23.
Сближение психоанализа с марксизмом было осуществлено создателем те-лесноориентированного психоанализа Вильгельмом Райхом (1897-1957)24. Теория фрейдо-марксизма активно развивалась в 1920-е годы в нашей стране, а также имела продолжение в различных революционных идеологиях XX века.
Интересная судьба ждала культурологический психоанализ во Франции. Его первыми сторонниками и популяризаторами здесь были сюрреалисты, принявшие теорию З. Фрейда в качестве философского обоснования творчества. Именно с сюрреализма началось вхождение психоанализа во французскую культуру.
Созданный сюрреалистами на основе фрейдизма своего рода «альтернативный психоанализ» подразумевал использование глубин бессознательного в творческих целях. А. Бретон разрабатывает метод «автоматического письма», аналогичный методу «свободных ассоциаций» К.-Г. Юнга и З. Фрейда и имеющий очевидную связь с психиатрическим понятием «автоматизм» (П. Жанэ, Г. де Кле-рамбо, Р. де Фюрсак)25.
Знаменитый сюрреалистический текст «Магнитные поля» (1919)26 был создан, по свидетельству А. Бретона и Ф. Супо, как запись произвольных ассоциаций, возникающих со скоростью мысли.
Диссертация «О паранойяльном психозе в его отношении к личности» Жака Лакана (1901-1981), ставшего впоследствии знаменитым психоаналитиком, была опубликована в первом номере сюрреалистического журнала «Минотавр»27 в 1933 году. Многие его открытия поначалу вызывают интерес именно у представителей авангарда. Сюрреалисты привлекают Ж. Лакана к совместной работе над журналом «Минотавр». Интерес сюрреалистов к современной науке, к феномену бессознательного, осмысляемого в психоаналитических категориях, объединил лакановскую мысль и сюрреалистическое экспериментальное творчество.
23 См. об этих учёных: Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009 (Главы 6 и 7: Конструктивный психоанализ К. Хорни (С. 365-461); Межличностный психоанализ Г.С. Салливана (С. 462-517)).
24 См.: Райх В. Сексуальная революция. Борьба за «новую жизнь» в Советском Союзе. Тверь, 1992. 113 с. См. также: Лейбин В. Постклассический психоанализ: энциклопедия. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009 (Глава 5. Характероанализ В. Райха. С. 294-364).
25 См. об этом: главу «Работа с "Минотавром"» в книге В.А. Мазина: Мазин В. Введение в Лакана. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2004. 201 с.
26 См.: Бретон А., Супо Ф. Магнитные поля / пер. Е. Гальцовой // Антология французского сюрреализма. 20-е годы / сост., пер. с фр., коммент. С.А. Исаева и Е.Д. Гальцовой. М.: ГИТИС, 1994. С. 12-60.
27 См.: Articles from Le Minotaure: The Problem of Style and the Psychiatric Conception of Paranoiac Forms of Experience and Motives of Paranoiac Crime: The Crime of the Papin Sisters, transl. by Jon Anderson in Critical Texts, vol.5, issue 3, 1988.
Близость психоанализа и авангарда характерна и для русской культуры ХХ века. Рецепция психоанализа в России была не менее сложна и разнообразна, чем на Западе. Культура Серебряного века проявляла предельную восприимчивость к новаторским идеям и веяниям эпохи европейского модернизма. Многие направления и стили, возникшие в искусстве Западной Европы, получили самое неожиданное преломление в творческой практике отечественных художников. История авангарда и история психоанализа в России - яркий пример такой специфической культурологической рецепции модернистского комплекса идей в контексте русской культуры.
Художественные концепции импрессионизма и экспрессионизма, кубофу-туризма, дадаизма и сюрреализма и многих других авангардных направлений искусства стали активно развиваться талантливыми представителями русской культуры этой эпохи, часто трансформируясь до неузнаваемости в их теориях, декларациях, манифестах, а самое важное - непосредственно в экспериментальной художественной практике. Психоанализ, нашедший плодородную почву для своих идей не только в научной сфере и в области психотерапевтической практики отечественных врачей-психиатров, но и в оригинальной философии, эстетике и поэтике русского авангарда, также получил своеобразную модификацию.
Новая эстетика отрицала нормы классической рациональности в искусстве, что, безусловно, сближало её с психоаналитическим дискурсом, в рамках которого также происходила своего рода деконструкция классической декартовской рационалистической модели человеческого сознания.
Следует отметить, что русский авангард вполне вписывается в общеевропейские тенденции экспериментального искусства ХХ века. (Но это отнюдь не означает его несамостоятельности.) Авангард в европейском искусстве характеризовался новаторским поиском формальных средств и приёмов самовыражения художника. Эти поиски также сопровождались тотальным отрицанием официального искусства, религиозно-нравственных и идеологических норм, норм социального поведения.
Авангардисты противопоставляли жизненно-практическим стереотипам западной цивилизации идеалы анархически раскрепощённого творчества - вне академических условностей традиционного искусства. Для них были неприемлемы не только реалистически-натуралистические принципы эстетики XIX века, но даже и сама аристотелевская теория искусства, являвшаяся одной из основ европейской классической художественной традиции.
В арсенал новых художественных средств авангардистов входят приёмы деформации образа, сознательного нарушения языковых норм, законов повествования и т.д. Эстетика «перформативного» преображения действительности находит своё выражение в эпатирующих акциях, скандальных высказываниях и манифестах.
Идеи З. Фрейда были широко и оригинально восприняты русскими авангардистами, чему способствовал и соответствующий культурфилософский контекст Серебряного века28.
28 См.:Эткинд А.М. Эрос Невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993. 463 с.
Романтизация любви и смерти, Эроса и Танатоса, метафизика пола - темы, характерные для авторов этой эпохи. Философия «пола» становилась объектом исследовательского интереса даже в трудах русских религиозных мыслителей29.
Миф о проточеловеке-андрогине, известный ещё Платону, в русской модернистской культуре обретает своё новое измерение именно в контексте философии пола. Вл. Соловьёв, оказавший идейное влияние на всю эпоху, посвятил этой теме труд «Смысл любви» (1892-1893), в котором указал на теснейшую метафизическую связь любви и смерти, что во многом предвосхитило психоаналитическую концепцию Эроса и Танатоса, а также учение русской последовательницы З. Фрейда Лу Андреас-Саломе (1861-1937)30.
Безусловное влияние философских идей Вл. Соловьёва на психоаналитическую концепцию другой россиянки - С. Н. Шпильрейн (1885-1942) - отмечает историк психоанализа Д.С. Рождественский: «Сверхчеловек Соловьёва, победивший Смерть, не нуждается в объекте (партнере) для воспроизводства самого себя: он сам субъект и объект в одном лице. Это непрестанное самовозрождение, сочетание мужского и женского, стирание границ меж собой и объектом — обязательные черты представлений философов о Сверхчеловеке и богоподо-бии: они присутствуют и в трудах Ницше, и в образе бога Диониса у Вячеслава Иванова, чья религия — нераздельное слияние со Внешним, неприятие телесно-психических границ своего Я. Позднее взгляды Соловьева нашли продолжение в трудах Сабины Шпильрейн, описавшей возрождение через умирание как универсальный закон жизни» [4, с. 50]. «Русским Фрейдом» иногда называют философа В.В. Розанова, для которого значение пола было мистико-метафизичес-ким: «Связь пола с Богом, - отмечал русский мыслитель, - большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом, - выступает из того, что все а-сексуалисты обнаруживают себя и а-теистами» [5, с. 94].
Психоаналитические идеи в России очень быстро завоевали умы русских мыслителей и стали важной частью духовной жизни интеллигенции. С 1904 г., после переиздания на русском языке работы Фрейда «О сновидениях», интерес к психоанализу в обществе был крайне высок. На русском языке выходили труды не только З. Фрейда, но и Карла Абрахама, Альфреда Адлера, Отто Ранка, Ганса Сакса, Вильгельма Штекеля. Это дало З. Фрейду повод написать Юнгу в 1912 году: «В России началась ... подлинная эпидемия психоанализа» [6, р. 263]. Однако по-настоящему широкую известность фрейдизм стал приобретать в России с 1907 года благодаря популяризаторским усилиям русских врачей, в частности Н.Е. Осипова (1877-1934).
Культурная и интеллектуальная жизнь России в первой трети ХХ века развивалась под влиянием авангарда и психоанализа. В первое послереволюционное десятилетие они вполне могли стать частью официальной идеологии советского государства. Однако в результате политизированного противостояния пред-
29 Эткинд А.М. Содом и Психея: очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996. 413 с.
30 Шукуров Д.Л. Образы деструкции в психоанализе и в философии В.С. Соловьёва // Соловьёвские исследования. 2012. Вып. 2(34). С. 65-80.
ставителей радикального и консервативного лагерей революционной интеллигенции авангард и психоанализ оказались под идеологическим запретом. Л.Д. Троцкий - лидер радикально настроенных революционных идеологов - оказывал всестороннюю поддержку психоанализу и немало способствовал его ин-ституализации в стране. Автору знаменитой работы «Литература и революция» (1923) были идеологически близки и понятны авангардистские идеи жизнетвор-чества, переустройства мира и воспитания нового человека.
Наряду с концепцией перманентной революции Л.Д. Троцкий разрабатывал свою теорию создания «нового человека», истоком которой, безусловно, была ницшеанская идея «сверхчеловека» будущего. Для советского государства проблема формирования новых людей была одной из самых насущных. С точки зрения Л.Д. Троцкого, научной основой решения этой проблемы должны были стать идеи З. Фрейда, изучавшего особенности формирования детской психики, и И.П. Павлова, создавшего материалистическое учение о высшей нервной деятельности, исследовавшего психическую деятельность на основе физиологических процессов. Творчески соединить психоаналитическую и физиологическую концепции, с его точки зрения, вполне по силам представителям революционного искусства - создателям новой авангардной эстетики.
Действительно, творчество представителей авангардного искусства предполагало практическую реализацию революционного антропологического проекта и имело в этом отношении не меньшее значение. В 1920-е годы происходила ин-ституализация психоанализа в России: были созданы и активно поддерживались «Русское психоаналитическое общество», «Государственный психоаналитический институт», «Психоаналитический детский дом» (предназначенный для воспитания детей из семей высших партийных функционеров). На основе дискуссий вокруг психоанализа возникла «педология» - наука о воспитании «нового массового человека». Однако внутрипартийная борьба между сторонниками идеологического проекта Л.Д. Троцкого и консервативно-прагматического политического курса И. Сталина оказалась неравной. В 1930-е годы и психоанализ, и педология подверглись резкой критике, которая завершилась постановлением ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Идея мировой «перманентной революции», пропагандистом которой был Л.Д. Троцкий, была отвергнута официальной идеологией Советской России, вставшей на путь превращения в мировую сверхдержаву. Одновременно закончился в нашей стране первый этап истории как фрейдизма, так и авангарда31.
Психоанализ возник на рубеже XIX и XX веков как новый психотерапевтический метод, предложенный З. Фрейдом и имевший свою общепсихологическую теорию личности, развивавшуюся на протяжении многих десятилетий. Однако одновременно с развитием опыта клинического применения психоаналитических методов формировалась оригинальная стратегия использования психоанализа по отношению к различным сферам культуры - антропологии, этнографии, мифологии,
31 См. об этом: Шалыгин А.С. Известные и выдающиеся художники Санкт-Петербурга в современном искусстве = Famous and outstanding artists in St. Petersburg contemporary art: жизнь и творчество. 3-е изд. СПб.: Петрополь, 2011. 319 с. (гл. «Фрейд и русский авангард»).
религии, педагогики, политики, искусства, литературы. Учение З. Фрейда стало впоследствии основой для формирования особых направлений психоаналитической теории - психоаналитической культурологии и прикладного психоанализа.
До сегодняшнего дня психоанализ сохранил значение и в качестве психотерапевтической практики, и как культурологическая концепция. Накопленный на протяжении целого столетия клинический опыт убедительно доказывает его эффективность при терапии как невротических, так и глубоких личностных расстройств. Кроме того, для многих полноценных личностей психоанализ становится необходимым средством самопознания, способствующим формированию здоровых адаптационных форм реакции на стрессовые ситуации и кризисы современного мира.
Трансформация психоанализа в истории культуры ХХ века вывела его на одну из важнейших позиций гуманитарной методологии в мировой науке.
Выражая стремление современного человека к познанию особенностей индивидуальной психической жизни и массовых психических процессов, психоанализ является самостоятельным феноменом европейской культуры, о чём свидетельствовал ещё в 1925 году В.Н. Волошинов: «Всякий, желающий глубже понять духовное лицо современной Европы, не может пройти мимо психоанализа, он стал слишком характерной, неизгладимой чертой современности» [2, с. 89]. Психоанализ стал в ХХ веке важнейшей составляющей современной системы знаний о человеческой культуре и обществе.
Список литературы
1. Фрейд З. Толкование сновидений / пер. с нем. А. Боковикова. М.: Академический проект, 2007. 512 с.
2. Волошинов В.Н. Фрейдизм. Критический очерк // Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / вступ. ст. Н.Л. Васильева; сост., примеч., библ., указ. Д.А. Юно-ва. СПб.: Аста-пресс ltd, 1995. С. 87-189.
3. Фрейд З. Тотем и табу / пер. с нем. А.М. Боковиков. М.: Академический Проект, 2007 159 с.
4. Рождественский Д.С. Психоанализ в российской культуре. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2009. 170 с.
5. Розанов В.В. Уединенное. Изд. 2-е. Петроград, 1916. 154 с.
6. The Freud - Jung Letters. W McGuire, ed. London: Hogarth, 1974. 495 с.
References
1. Freyd, Z. Tolkovaniesnovideniy [Interpretation of Dreams], Moscow: Akademicheskiy proekt, 2007, 512 p.
2. Voloshinov, VN. Freydizm. Kriticheskiy ocherk [Freydizm. Critical Sketch], in Voloshinov, VN. Filosofiya i sotsiologiya gumanitarnykh nauk [Philosophy and Sociology of the Humanities], Saint-Petersburg: Asta-press ltd, 1995, pp. 87-189.
3. Freyd, Z. Totem i tabu [Totem and Taboo], Moscow: Akademicheskiy Proekt, 2007, 159 p.
4. Rozhdestvenskiy, D.S. Psikhoanaliz v rossiyskoy kul'ture [Psychoanalysis in the Russian Culture], Saint-Petersburg, 2009, 170 p.
5. Rozanov, VV Uedinennoe [Secluded], Petrograd, 1916, 154 p.
6. The Freud - Jung Letters. W McGuire, ed. London: Hogarth, 1974, 495 p.