allowing to identify the features of the emotional sphere of first-year students and the causes of the difficulties encountered related to emotional instability.
Key words: emotional stability, psychical and somatic health, ascertaining experiment, diagnostic tool, methods.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буслаева М. Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. психол. наук. -Челябинск, 2009.
2. Гаврилова Т. П. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 33-38.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 416 с.
4. 3еер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособ. для студ. вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.
5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособ. - М.: Логос, 2004. -384 с.
6. Изард К. Э. Психология эмоций. -СПб.: Питер, 1999. - 464 с.
7. Изюмова С. А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. -С. 128-133.
8. Максименко С. Д. Пропагування пси-хоппешчного виховання i здорового способу життя серед молодi // Практична психолопя та сощальна робота. - 2007. - № 9. -С. 60-64.
9. Медведева В. Е. Психологические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орёл, 2011.
10. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие. - Самара: Бахрах-М, 2001. -672 с.
11. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 1979. -75 с.
12. Санникова О. П., Кузнецова О. В. Адаптивность личности: монография. -Одесса: Н. П. Черкасов, 2009.
13. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing Coping Strategies: a Theoretically Based Approach // Journo Personality and Social Psychology. - 1989. - vol. 56. - рр. 267-283.
А. В. Старовойтов
УДК 159.98:7.05
СИСТЕМНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В КОРРЕКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТРАВМ
инамика и глубокие перестройки социальной среды, в которой протекает жизнь современного человека, не оставляют шансов на спокойное и размеренное существование. Речь идет о фоновом состоянии травмы, пережитой или возможной с высокой степенью вероятности вследствие кризисных процессов в обществе, экономике и культуре. Впрочем, так было всегда. Но технологическая сторона прикладной психологии и психотерапии за последние десятилетия сделала существенные шаги вперед в направлении более точной оценки психологических последствий травматического опыта и возможностей его терапевтической коррекции. Предмет настоящей статьи составляет природа и динамика психологической травмы (ПТ) и возможности трансформации ее послед-
2О/б// -
ствии методами системно-аналитическои арт-терапии.
Прежде чем мы приступим к непосредственному рассмотрению темы, следует отметить несколько ключевых моментов. Травма представляет собой неоднозначный феномен. Она способна разрушить все привычные основания жизни, все то, что человек считал стабильным, привычным, предсказуем. В какой-то момент в силу случайных или закономерных обстоятельств привычный мир рушится с непрогнозируемыми последствиями; прежние способы организации жизни оказываются неэффективными; рефлексируе-мые концепции себя становятся неактуальными. Человек сталкивается с вопросами своего дальнейшего существования: в каком социальном и персональном статусе ему быть? Нередко травматические обстоятельства, проводя через глубокий внутренний или социальный кризис, открывают новые горизонты жизни. В свое время К. Уилбер (1981) сказал, что человек, который начинает ощущать страдание жизни, начинает вместе с тем и пробуждаться к более глубоким, истинным реалиям, поскольку страдание «разбивает вдребезги» благодушие наших «нормальных» вымыслов насчет реальности, заставляя становиться в определенном смысле более живым, обращаться к тем путям познания себя и мира, которых мы доселе избегали. Смысл этих слов в том, что жизнь человека строится на страдании и задача каждого -найти в ней основания для приобретения смысла. Финскому психоаналитику В. Тэхкэ (2012) принадлежит идея о том, что в динамике психических процессов в ходе исцеления психики от внутренней боли, психические объекты, которые были катектиро-ваны тревогой, должны быть впоследствии катектированы смыслом. Значит, смысл выступает фактором, который облегчает страдание и снижает напряжение. Задача терапии в этом контексте - обеспечение положительного семиозиса как способа восстановления знаково-смысловой структуры личности, перенесшей кризис разрушения прежних концептов реальности и себя, в том числе
базовой системы ценностей [7]. Положительный семиозис (семиотическая реконструкция субъекта) - это тот процесс, который наступает вслед за состоянием, которое К. Конрад обозначал понятием семиотический апокалипсис [13, с. 204-205].
Цель статьи - в развернутом виде описать теоретические модели психологической травмы в различных подходах: с точки зрения психоанализа, экзистенциальной и когнитивной психологии. А также предложить стратегию коррекции посттравматических состояний при помощи методов системно-аналитической арт-терапии (СААТ).
Следует помнить, что травма, не смотря на то, что об этом принято писать именно так, не является чем-то из ряда вон выходящим. Фактически вся психоаналитическая модель человека была выстроена на идее травмы, и психоаналитическая антропология, описывая человека как существо вожделеющее, говорит о том, что травма - это то, что запускает формирование самосознания личности. Е. Улыбина (2003) отмечает, что «репрессия усложняет структуру психики, открывая возможность почти безграничного развития» [9, с. 7]. Репрессия как система случайных или регламентированных запретов, в зависимости от их интенсивности, и составляет природу того, что принято обозначать понятием первичная травма. Тогда становится интуитивно очевидна идея, высказанная американским аналитиком Дж. Холи-сом (2014) о том, что нам может показаться, что цель жизни человека заключается в том, чтобы «уйти» от неприятностей и найти свое счастье; но, возможно, «целью жизни является не поиск счастья, а поиск смысла» [12, с. 10].
Далее мы рассмотрим ключевые представления о природе и динамике ПТ так, как они сформулированы в рамках психоаналитического, экзистенциального и когнитивного подходов.
Понятие ПТ впервые возникло в психоаналитических исследованиях З. Фрейда (Лекции по введению в психоанализ, 1917).
В психоанализе существует несколько дополняющих друг друга определений ПТ.
Психологическая травма - это дезинтеграция или срыв [защитных механизмов], возникающий в том случае, когда человек внезапно подвергается воздействию внешних или внутренних стимулов, слишком сильных, чтобы справиться с ними или ассимилировать обычным способом [5]. Травматическая реакция обусловлена явной угрозой для функций Эго вследствие ослабления защитных барьеров. Эго утрачивает способность быть адекватным «посредником» между внутренним и внешним миром, ослабевает и становится беззащитным. Угроза Эго-функциям приводит к целому спектру компенсаторных процессов, начиная от состояния беспомощности, общей апатии и ухода в себя, и вплоть до реакций эмоциональной бури, сопровождающихся дезорганизацией поведения. Формируется так называемое травматическое состояние, которое может быть преодолено за счет внутренних ресурсов, внешних (терапевтических) усилий, либо перейти в состояние затяжного травматического невроза.
Психологическая травма - событие в жизни личности, вызывающее сильную, часто неадекватную, реакцию и дезадаптирующие переживания [3]. В терминах психодинамической экономики это - приток возбуждений, превышающий психическую выносливость субъекта, способность его психики справляться с этими возбуждениями и когнитивно «обрабатывать» их.
З. Фрейд высказал предположение о том, что в основе ПТ лежит аффективный способ реагирования на жизненные обстоятельства (испуг, тревога, страх, чувство стыда, чувство вины, физическая боль). Имеет значение и несоответствие между силой травматического стимула и устойчивостью защитного барьера. Устойчивость последнего и способность противостоять регрессу личности к более примитивным формам реагирования на стресс, зависит от ряда конституциональных факторов: насколько пластичной является структура характера и насколько продуктивно субъект может включать более зрелые
Эго-защитные механизмы в свое сознательное функционирование [1].
Травматический невроз - это специфическая невротическая реакция, возникающая в результате действия угрожающих факторов, реальной физической либо психической травмы (то есть внезапного и сильного стресса) [5]. Симптоматика травматического невроза включает периодическое воспроизведение травматической ситуации, замедление ответных реакций на различные стимулы, ограничение контактов с внешним миром, а также целый ряд дисфорических расстройств и когнитивных нарушений. В качестве ведущих симптомов ПТ О. Фенихель (2004) перечисляет следующие: блокирование и нарушение функций Эго; приступы неконтролируемых эмоций (тревоги и гнева); нарушения сна (бессонница, типичные сновидения) и навязчивые фантазии с мысленной реконструкцией травматического события; психоневротические симптомы [10, с. 160].
Трактовка ПТ в экзистенциальной психологии и психотерапии включает в себя иные акценты, которые, впрочем, не противоречат психоаналитическим взглядам, а скорее дополняют их.
Центральным компонентом экзистенциальной метатеории выступает проблема существования и обретения смысла жизни. Экзистенциальное самоопределение человека дает ему ориентиры, противостоящие чувству бессмысленности и абсурдности жизни. ПТ - это то, что нарушает смысловую определенность жизни человека или обостряет ощущение отсутствия смысла и ценности собственного существования.
Е. С. Мазур (2005) отмечает, что психологическая травма - это трагическое переживание, которое затрагивает глубокие слои человеческой души и личности. Травма воздействует на человека в целом, на всех уровнях его существования и влияет на смысловую сферу личности.
В работах В. Франкла (1990, 2007) травма рассматривается как результат утраты человеком жизненно важных смыслов и ценностей. Он отмечал, что поиск человеком
2()/б//-
смысла является первичной движущей силой жизни. Смысл всегда уникален и специфичен, потому что он должен и может быть реализован именно этим человеком и никем другим.
ПТ неожиданна и воспринимается как бессмысленная. Она не указывает на причины и не соответствует понятной человеку логике развития событий. С ситуацией травмы личность сталкивается как с некоей непредвиденной и шокирующей данностью, источник и побудительные факторы которой остаются за гранью понимания. Человек ищет причины и ощущает собственную вину за произошедшее, однако в чем именно он виноват, понять оказывается невозможно. Состояние травмирующей бессмысленности происходящего для человека является невыносимым. Итогом травматизации с утратой смысложизненных ориентиров выступает состояние экзистенциального вакуума, препятствующего реализации человеком целей и мотивов жизни. Разрушение базовых представлений о смысле жизни вследствие переживания травматического опыта следует обозначить как экзистенциальную травму.
Процессуальная схема травматизации и ее последствий представлена на рис. 1.
Травмирующее событие Разрушение смысла как экзистенциальная катастрофа
Актуализация экзистенциальной вины чувство вины за то, что Я есть
Экзистенциальный вакуум вакуум смысла и вакуум активности
Фиксация экзистенциальной травмы
Рис. 1. Процессуальная схема травматизации личности (экзистенциально ориентированная модель)
И. Ялом (2005) рассматривает содержание травмы с точки зрения экзистенциальных данностей жизни человека. В качестве таких данностей он говорит о смерти, свободе, изоляции, бессмысленности, которые представляют собой базовые условия существования. В травматической ситуации связанные с этими данностями вопросы выступают
не абстрактно, не как метафоры, а являются абсолютно реальными объектами переживаний и опыта. Человек сталкивается непосредственно с бессмысленностью собственной жизни (а не чьей-то), со смертью (близких или других людей, но в непосредственном опыте, а не с экрана телевизора), с болью, с ужасом... Возникает острое ощущение ограничения своей свободы, одиночества и собственной ничтожности, неспособности открыться и довериться другому человеку. Этому препятствует чувство того, что опыт личных переживаний будет недоступен понимаю тех, кто не испытал подобного.
Источники ПТ можно дифференцировать следующим образом: острые, циклические, прогредиентные, фоновые (хронические). Лица, имеющие опыт боевых действий или пережившие катастрофы, как правило, с тотальной степенью вероятности испытали на себе воздействие остро травмирующих факторов. К. Скалл (1989) в подобном опыте выделяет шесть доминирующих экзистенциальных тем: чувство вины, ощущение покинутости / предательства, чувство утраты, переживание одиночества, потеря смысла, страх смерти. Именно эти темы задают контекст и выявляют причины симптоматики посттравматических стрессовых состояний.
Когнитивный подход подчеркивает важность процессов научения, адаптации и когнитивного оценивания в ходе формирования и реализации жизненных стратегий. Переживание травматического опыта приводит к тому, что устоявшиеся модели концептуализации себя и привычные способы реагирования оказываются неэффективными или подвергаются разрушению под влиянием внешних стрессовых факторов. Личность сталкивается с ситуацией разрушения привычных стилей оценивания себя и обстоятельств жизни.
Когнитивная модель ПТ строится на представлении о том, что в основе нашего существования лежит идея ментально сконструированной имплицитной «концепции реальности» [15]. Такая концепция включает
два основных блока: а) представления о собственном Я; б) представления об окружающем мире. Эти две составляющие не изолированы друг от друга и проявляются в сложной системе отношений между когнитивным концептом «Я» и когнитивным концептом «Мир». В ситуации переживания экстремального стресса, формирующего посттравматические реакции, очевидно, что эти два концепта выступают основными мишенями травматизации.
Динамика ПТ влечет за собой процесс разрушения или патологической трансформации концепта «Я - Мир» и факторов, составляющих его содержание (личностные смыслы, когнитивные схемы, аффективные комплексы, потребности, установки и ценности).
С. Эпштейн (1990) выделяет четыре базовые концепции, составляющие персональную нормативную теорию реальности: о доброжелательности окружающего мира; о его справедливости; о том, что окружающим людям можно доверять; о собственной значимости.
Очевидно, что эти концепции не всегда выдерживают «проверку реальностью». Разрушение нормативной теории реальности ставит под угрозу привычные способы описания (когнитивного моделирования) мира и себя в контексте системы отношений с миром и другими людьми, что и выступает источником ПТ.
Системно-аналитическая арт-терапия в работе с последствиями психологических травм. Арт-терапия в настоящее время является одним из активно развивающихся методов практической психологии и психотерапии. В данной сфере постоянно наблюдаются поиски новых форм и моделей, позволяющих достигать значительные психотерапевтические эффекты. Не случайно и то, что данное направление востребовано в работе с различными последствиями ПТ [2].
Среди факторов, вызывающих фиксацию травмы и мешающих ее завершению на психологическом уровне, можно выделить следующие: во-первых, утрата надежды и веры: человек перестает сопротивляться,
сдается на волю обстоятельств и перестает верить, что эти обстоятельства изменятся; во-вторых, отсутствие вербализации травматического опыта, т. е. проговаривания содержания травмы и своего состояния; и, в-третьих, блокирование процесса символизации (символического конституирования) травматического опыта. С учетом этого можно наметить следующие стратегии терапевтической помощи: а) поддержание надежды и веры в будущее; б) поддержание речи; в) актуализация потребности в символическом самовыражении.
В случае травмирующего события первая помощь будет состоять в значимом присутствии рядом с пострадавшим человеком и в побуждении проговаривания, в вынесении наружу того психического материала, который связан или ассоциируется с травмой. Вербализация травматического опыта снижает интенсивность внутреннего напряжения и обеспечивает возможность выразить свое страдание (отгоревать). Речевая коммуникация предоставляет канал символического отыгрывания травматического опыта.
Оптимальным сопровождением речи выступают различные художественные средства: рисование, лепка, психологическая драматизация - все, что способствует самовыражению личности [6]. При этом акцент следует делать на чувства и аффекты, что позволяет избежать фактического пересказа травмирующего события, поскольку это может привести к ретравматизации. Можно наблюдать, как постепенно рассказ клиента приобретает все более стереотипный, абстрагированный характер, снижается интенсивность аффектации. Это можно рассматривать как признак внутренней интеграции травматического опыта в психическую реальность: событие вплетается в ткань жизни клиента и перестает быть тем моментом биографии, который центрирует на себе воспоминания и восприятие клиента.
Методы СААТ следует рассматривать как одни из наиболее эффективных и адекватных при работе с их пролонгированными травматическими эффектами. В основе дан-
ного подхода лежат следующие составляющие:
1. Системность: психологическая динамика художественного образа и процессы символизации обладают системными закономерностями;
2. Аналитичность: художественный образ, заключающий в себе символический контекст, включает в свою структуру код, определяющий характер функционирования символического конструкта в психике; закодированное в структуре образа метапослание может быть понято в ходе аналитического исследования;
3. Полимодальность: процессы символизации затрагивают различные модальности человека: речь (метафора), поведение (ритуал), художественную экспрессию (символ), воображение (образ);
4. Транслируемость метатекста: закодированное в структуре образа послание (т. е. своего рода текст как семиотическая конструкция) может быть символизировано через разные модальности и посредством различных художественных средств и методов, иными словами, одно и тоже символическое содержание может быть проявлено в различных формах и различными способами.
В качестве механизмов СААТ следует указать катарсис, сублимацию, амплификацию, психологическое гомеостазирование, эмоциональную децентрацию, психологическое реконструирование личности, психологическую регрессию. Эти понятия в качестве механизмов влияния на состояние и психический статус личности известны науке примерно с позднего средневековья, а некоторые - со времен античности, что подтверждает целесообразность их использования в целях психотерапевтической трансформации человека.
Психологические аспекты творческой активности и характер включения личности в творческий процесс составляют то основание, которое объясняет значение творческого процесса для терапии различного рода вну-триличностных дисгармоний и дисфункций.
ПТ представляет собой остаточные явления аффективных переживаний личности,
вызванных внешними факторами, порождающими психический дискомфорт и оказывающими патологическое воздействие на личность и ее дальнейшее развитие. Это всегда ситуация внутреннего надлома и психологического «повреждения».
В СААТ при работе с последствиями ПТ мы наблюдаем широкий спектр символических образов, иллюстрирующих характер травмы, ее содержание и психологическую динамику. Как правило, речь идет об образах, связанных с соматическим ощущением «прон-зенности», уязвимости или «внедрения» в тело дискомфортных ощущений, проявляющихся в виде включенных в структуру телесности психических объектов (образов) и обобщенных в виде соматических метафор. Это своего рода проекции в тело травматического опыта, фиксирующегося впоследствии в виде соматических ощущений, носящих болезненный характер. В художественном процессе их можно символизировать в виде отчуждаемых образов внутреннего дискомфорта.
Во внутренней динамике травмы можно выделить несколько важных моментов.
1. Место проникновения травматического воздействия во внутреннюю психосоматическую среду, место «разрыва» целостности телесного Я, т. е. разрыва того, что обозначили как «психологическая оболочка личности».
2. Место или область «оседания» и «накопления» посттравматических ощущений и переживаний.
3. Характер и качество телесных ощущений, ассоциирующихся с травмой.
4. Соматизированные метафоры, в которых описывается содержание травматических ощущений.
5. Художественные образы, в которых содержание травмы может быть выражено в арт-терапевтическом процессе.
6. Характер и динамика трансформации образов и метафор в ходе терапии.
7. Особенности динамики внутренних ощущений, сопровождающих процесс исцеления травмы в ходе трансформации образа.
Алгоритм работы с переживанием последствий ПТ включает в себя три аспекта: телесную динамику - актуализацию дыхательной и мышечной активности с целью обеспечения кислородного насыщения мозга и снижения выраженности мышечного тонуса; внутренний образ - визуализацию и проработку представлений на уровне телесных метафор и визуальных образов; художественную экспрессию - знаково-символи-ческие манифестации внутреннего образа, посттравматических ощущений, сопутствующих или производных состояний, переживаний, поведенческих и когнитивных дисфункций.
Этапы работы:
I. Идентификация травмы и ее манифестаций (страхи, тревожные состояния, поведенческие расстройства, соматические реакции):
- через художественный образ: рисунок, пластические материалы, художественные и авторские фотографии, маску, драматизацию, коллаж, «найденные» и природные предметы и пр.;
- через нарративное описание эмоций, чувств, мыслей, желаний и через сюжетное метафорическое описание (сказка, личный миф);
- через «обнаружение» в теле следов присутствия травмы в виде психосоматического симптома, неприятных ощущений и дискомфортных локализаций, соматизиро-ванных образов.
II. Детализация образа (описания) и его дифференциация: из чего состоит и на что похож? что включает в себя? какую функцию выполняет? для чего нужен? что выражает? о чем сообщает? что скрывает? какую потребность блокирует?
III. Установление вторичной связи между образами (описаниями) и телесными ощущениями - формирование «соматического якоря»: где «звучит» в теле? как и через какое место отчуждаемый, дискомфортный образ проник в тело? на что похож (на какой предмет) по ощущениям? какое ощущение пробуждает в теле?; к каким действиям по буждает?; что хотелось бы с этим образом сделать?
IV. Трансформация — изменение внутренних характеристик и субъективного значения травматического образа, и «встраивание» его смысла и содержаний в личную историю. Аспекты трансформации представлены в таблице 1.
V. Создание итогового ресурсного образа - формирование образа, который будет нести для личности исцеляющий смысл и ресурсный потенциал. Формирование образа осуществляется через художественные средства, через психодраматическое моделирование (трансформация дисфункциональной модели в ресурсную и здоровую) или через «распускание» и «обнуление» соматизиро-ванных образов, в которых сконденсировалось психосоматическое содержание травмы и формирование на их месте санирующих и успокаивающих образов.
В ходе реализации данного алгоритма на различных этапах работы используются следующие техники:
1. Художественные техники. Включают в себя темы «Образ внутреннего ресурса»; «Образ защищенного пространства»; «Пластический образ травмы»; «Автопортрет»; «Пластический автопортрет»; «Восковые фигуры»; «Дом эмоций»; «Внутреннее пространство тела»; «Лабиринт»; «Дерево»; «Психологические границы»; «Образ страха»; «Образ травмы»; «Образ покоя»; «Образ исцеления». В практике используется работа с пластилином, фотографией, коллажем, ассамбляжем, «найденными» и природными объектами, рисунком, движением.
2. Визуализации: «Встреча с Тенью» (рефлексия ресурсного и интеграция потенциала теневых фигур бессознательного и интеграция персонифицированных страхов и тревог); «Встреча со страхом / внутренней болью / утратой» (последовательная десенсибилизация и травмаэкспозиция).
3. Системное моделирование. Реализуется на основе повествовательных метафор, сома-тизированных метафор (соматодрама), художественных образов, «инвентаризационных списков» эмоций, социальных ролей (психодрама), идентификации членов семейной
Стратегии трансформации травматических образов в СААТ
Таблица 1
Через работу с соматизированными метафорами Через работу с художественными образами Через психодраматическое моделиров ание
Индукция трансового состояния и формирование метафорических конструктов, описывающих, на основе рефлексии ощущений, содержание и динамику травматических телесных переживаний Использование различных художественных средств и техник, в индивидуальном, семейном и групповом формате; психологический анализ конфликтных и скрытых содержаний художественного образа, ассоциированного с травматическим опытом Индивидуальная практика - с использованием символических якорей или в воображении Групповая практика -с использованием замещающих фигур
ЗАДАЧА
> «опустошение», «обнуление»негативного соматического образа > «рубцевание раны» и места проникновения содержания травмы во внутреннюю телесную структуру > экстернализация в форме образа психологического содержания травматического опыта, переживаний и состояний > трансформация образа из морбидного в ресурсный > достижение чувства внутреннего покоя у протагониста > чувство уместности и удовлетворенности у замещающих фигур
Общая задача - поиск аналогий и соответствий травматическому опыту в указанных направления работы с последующей их трансформацией
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Равномерное распределение комфортных ощущений в теле, эмоциональное успокоение, спокойное течение мыслей, расслабление тела Снижение интенсивности эмоциональных зарядов, снижение психосоматического напряжения, повышение осознанности в динамике и содержаниях травматического опыта, выраженного в художественных образах Гармоничное сбалансированное распределение замещающих фигур и ощущение гармонии в новой структурной модели
системы - с предварительным дифференцированием образа / метафоры / фигур и выделением ключевых объектов. Моделируются травмы, страхи, тревожные состояния, чувство вины, горе, утраты, чувство одиночества, обиды, статус, роли, нынешние и будущие перспективы, мотивы, отношения (близкие, друзья, социальная группа).
Представленный здесь алгоритм позволяет целенаправленно и системно проработать элементы и содержания травматиче-
ского образа, основываясь на методологию СААТ.
И. Ялом отмечает, что в жизни нет смысла, если мы его не конструируем сами, при этом, конструирование смысла - основная задача человека. А. Камю говорит о том, что смысл - единственный способ преодолеть абсурдность жизни, когда ее ценность приближается к нулю. Актуализация всех этих контекстов связана с тем, что мир, к которому мы стараемся привыкнуть, не гарантирует пред-
сказуемости. Иллюзия постоянства и стабильности неминуемо рушится. Не будет преувеличением то, что фоном современной жизни выступают военные конфликты, террористические акции, социально-экономические кризисы, техногенные и природные катастрофы в различных регионах планеты. Даже если нас это не касается непосредственно, мы соприкасаемся с этой темой косвенно через средства массовой информации. И даже такое соприкосновение не лишено травматического потенциала, поскольку повышает фоновый уровень напряжения и тревоги.
Социальная динамика в контексте военных конфликтов, социально-политических и экономических кризисов перенасыщена иди-ологемами, которые лишают нас четкости в понимании происходящего. Мы ограничены в наших представлениях о том, что есть правда, а что есть ложь. Мы можем быть честны лишь перед самими собой. Если внутри нет опор, мы склонны опираться на те «костыли», которые нам кто-то предоставит извне, и у нас нет критерия оценки качества этих «костылей» - насколько они хороши, крепки, правдивы. Внутренняя пустота, вакуум смысла и разрушение базовых ценностей выступают основой, на которой пускают корни ложные по своей природе идеологические установки и принципы.
Современная психотерапия как социальная практика, активно влияющая на культурный контекст, способна оказывать непосредственное влияние как на социальный и психический статус отдельного человека, так и на психологический фон больших групп людей и сообществ. Она выступает средством формирования и укрепления ценностных ори-ентаций личности. Активное использование методов арт-терапии в индивидуальной и групповой работе - явное тому свидетельство. Системно-аналитическая арт-терапия как вид терапии искусствами ориентирована на поиск и укрепление внутренних идеалов красоты и здоровья, способствуя посредством этого определению смысла и ценности собственной жизни. Смысл, внутренняя подлинность и гармония, переживаемые одним
человеком, могут стать источниками смысла и ценностей для многих.
АННОТАЦИЯ
Психологическая травма определяет одну из наиболее актуальных тем современной прикладной психологии и психотерапии. Предмет настоящей статьи - системно-аналитическая арт-терапия как форма терапии искусствами, и возможности ее применения в работе с последствиями психологических травм. Рассматриваются трактовки природы психологической травмы, описывается патологическая динамика и дается алгоритм коррекции ее последствий.
Ключевые слова: психологическая травма, экзистенциальная травма, травматический невроз, системно-аналитическая арт-терапия.
SUMMARY
Psychological trauma specifies one of the most topical issues of contemporary applied psychology and psychotherapy. The subject of this article is a system-analytical art-therapy and the possibility of its use in dealing with the effects of trauma. We consider the interpretation of the nature of the trauma, described pathological dynamics and correction algorithm is given its consequences.
Key words: psychological trauma, existential trauma, traumatic neurosis, system-analytical art-therapy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джонсон С. Психотерапия характера. -М.: Центр психологической культуры, 2001. -356 с.
2. Копытин А. И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса. - М.: Когито-Центр, 2014. - 203 с.
3. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996. -623 с.
4. Мазур Е. С. Трансформация смысла в терапии психологической травмы / Проблема смысла в науках о человеке. - М.: Смысл, 2005. - С. 227-231.
5. Психоаналитические термины и понятия: словарь / под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фаи-
на. - М.: Независимая фирма «Класс»,
2000. - 304 с.
6. Решетников М. М. Психическая травма. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. - 322 с.
7. Самохвалов В. П. Заметки о терапии. К вопросу об этиологии, патогенезе, клинике, терапии и профилактике Semioza simpli-cissima / Таврический журнал психиатрии. -
2001. - Т. 5. - № 2. - С. 5-9
8. Тэхкэ В. Психика и ее лечение. Психоаналитический подход. - М.: Канон+, 2012. - 464 с.
9. Улыбина Е. Страх и смерть желания. -М.: Форум-А, 2003. - 320 с.
10. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. - М.: Академический проект, 2004. - 848 с.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
12. Холлис Дж. Душевные омуты. - М.: Когито-Центр, 2014. - 192 с.
13. Шарфеттер Х. Шизофренические личности. - М. : Форум, 2011. - 304 с.
14. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 2005. - 576 с.
15. Epstein S. Cognitive-experiential Self-theory / Handbook of personality theory and research: Theory and Research. - NY: Guilford Publications, 1990. - P. 165-192
16. Scull С. S. Existential themes in interviews with Vietnam veterans: doctoral dissertation. - Menlo Park, CA: Institute of Transpersonal Psychology, 1989.
17. Wilber K. No Boundary. Eastern and Western Approaches to Personal Growth Boulder. - London: Shambala, 1981. - 160 р.
О. А. Рудакова
УДК 159.98:159.922.6 - 053.5
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НЕГАТИВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПЕРИОД ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА
1Н1 а протяжении столетий проблема развития личности была и остается одной из самых актуальных проблем как науки, так и практики. Особое место в психологических исследованиях, связанных с проблемой личности, занимают работы, в которых изучается динамика развития личности, исследуются особенности личностного развития на разных возрастных этапах, в том числе и в периоды возрастных кризисов.
Психологические исследования в области развития личности младшего школьника позволяют говорить о том, что в основе многих проблем, возникающих в данном возрасте, лежит психологическая причина, связанная с проблемами в личностном развитии ребенка, опосредованная возрастным кризисом. Помимо этого, нивелирование негативных факторов, устранение причин, негативно влияющих на развитие личности младшего школьника, также непосредственно оказывается связано с устранением трудностей (коррекцией) личностного развития ребенка. Это означает, что психологическая помощь детям в период возрастного кризиса предполагает разработку и использование программы психологического сопровождения (психодиагностика и психокоррекция), направленной на оказание психологической помощи и устранение проблем личностного развития.
Младший школьный возраст сопровождается значимыми трансформациями личностной идентичности и осознанием своего но-