А. В. Старовойтов
УДК 159.98:7
СОВРЕМЕННОЙ АРТ-ТЕРАПИИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
н.
II и для кого не секрет, что искусство и творчество являются решающими факторами развития культуры и становления самосознания человека. Способность к спонтанной творческой активности является одним из критериев разумности, способности к достижению духовных результатов и реализации человеком своего экзистенциального потенциала.
В своё время Платон описывал истинных художников как тех, кто даёт жизнь новой реальности, поскольку в творчестве выражается сама жизнь человека (Тимей. Диалоги). Р. Мэй говорит о том, что через творчество происходит расширение человеческого сознания. И дальше он утверждает, что процесс творчества следует рассматривать не как результат болезни, а как признак полного эмоционального здоровья, как результат самореализации нормальных людей [4].
Существует и другая точка зрения, о которой свидетельствует специфика русской и европейской культуры Х1Х-ХХ века, развивавшейся параллельно и в тесном сотрудничестве с клиническими исследованиями в психиатрии и психоанализе.
Яркий пример тому коллекция работ душевнобольных, собранная в начале ХХ в. немецким психиатром Гансом Принцхорном. Как известно, его исследования послужили в дальнейшем основанием для развития арт-терапевтических методов. За тридцать лет (1890-1920 гг.) была собрана значительная коллекция работ, насчитывающая порядка 5000 объектов. В двадцатые годы им была выпущена монография «Изобразительная деятельность душевнобольных» [2].
В основе спонтанного клинического творчества Принцхорн усматривает несколько основных тенденций:
- стремление к упорядочиванию;
- стремление к символическому;
- потребность в самовыражении.
Известный крымский психиатр, профессор В. П. Самохвалов утверждает, что нет потребности заниматься творчеством, если ты здоров. Клиническая практика свидетельствует примерно о том же - наиболее продуктивными в творческом смысле являются пациенты клиник, страдающие психическими расстройствами [8]. Яркий пример тому -пациент клиники Вальдау (Швейцария) Адольф Вёльфли, создавший за 20 лет пребывания в клинике порядка 20 тысяч страниц текста, около полутора тысяч рисунков и столько же коллажей.
С нашей точки зрения, психотерапевтическое творчество и искусство развиваются как пограничный феномен, никак не связанный напрямую с критериями нормы или патологии. Любые формы творческой активности следует рассматривать вне рамок клинических критериев, как разновидность маргинального (пограничного) искусства.
Если говорить об арт-терапии (АТ) как методе психологической помощи, как она представлена в современной психологической практике, то возникает двоякое впечатление. С одной стороны, выступает её относительная «легковесность» в связи с доступностью, недостаточностью методологической базы и исторически выверенной традиции.
Действительно, арт-терапия однозначно не укоренилась ни в одной базовой психотерапевтической традиции. В этом смысле она не имеет единой методологии, что позволяет рассматривать её как прикладной метод.
С другой стороны, её методы получили в настоящее время очень широкое распространение, особенно на постсоветском пространстве. В первую очередь, речь идёт об Украине и России. И мы можем наблюдать постоянный поиск новых оснований и принципов, углубляющих понимание природы психотерапевтического искусства и творчества.
Интерес к методам и техникам АТ приобретает массовый характер по нескольким причинам:
- интуитивная понятность техник и их применения;
- доступность освоения;
- сопричастность прикладному искусству;
- наличие конкретного, зримого продукта (художественного объекта), который ассоциируется с терапевтическим процессом и его результатом;
- и, вероятно, центральный момент, на который обращают внимание многие специалисты - соответствие приёмов и содержания АТ-процесса отечественной ментальности, содержанию души людей проживающих на территории Украины и России.
Арт-терапия в настоящее время является одним из активно развивающихся методов практической психологии и психотерапии. В данной сфере наблюдаются поиски новых форм и моделей, позволяющих достигать значительных психотерапевтических эффектов. Возникновение и развитие арт-терапии связано с работами многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых следует упомянуть М. Е. Бурно (1989), Л. С. Выготского (1998), А. И. Копытина (1999, 2002), Л. Д. Лебедеву (2003), В. Н. Никитина (2000, 2003, 2014), И. М. Никольскую (2005), В. М. Розина (2006), В. В. Сидорову (2005), Р. Б. Хайкина (1992), Е. Краммер (1958), М. Наумбург (1966), Н. Роджерс (1993), Д. Уоллер (1993) и др. Как практический метод, АТ носит междисциплинарный характер, интегрируя в своей структуре ряд ключевых концепций и положений философской эстетики (Р. Арнхейм, Ю. Б. Бореев, Н. Б. Мань-ковская), психологии искусства и художественного творчества (Л. Б. Ермолаева-Томи-на, С. П. Иванов, Т. Любарт, С. В. Максимова), психотерапии (Дж. Бюдженталь, С. Гин-гер, Р. Гринсон, П. Куттер, Р. Мэй, М. Стайн, Э. Шостром, И. Ялом, и др.).
Не смотря на значительный объём публикаций и многообразие теоретических представлений о сущности практических подхо-
дов с использованием арт-терапии, в настоящее время не существует её общего и исчерпывающего определения. Арт-терапия - это «особое» понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. В свою очередь, это затрудняет формирование их общепринятой классификации [5, с. 43]. Такая ситуация связана с прикладной направленностью её методов и с тем, что она, как правило, заимствует методолого-теоретические положения тех подходов, в рамках которых используются её специфические (художественно-выразительные и пластические) приёмы и средства.
Цель данной статьи заключается в концептуализации связи арт-терапевтической методологии с её практическими аспектами, а так же в очерчивании границ арт-терапевти-ческого метода и в определении перспектив её дальнейшего развития в качестве практики психологической помощи и развития человека.
Термин «арт-терапия» (от англ. arts-therapy - терапия искусствами) означает совокупность приёмов психологического воздействия и исследования внутреннего мира личности посредством художественной экспрессии и различных форм творческой активности [3], или использование искусства как психотерапевтического фактора [5, с. 42-47]. В отечественной психотерапевтической литературе наряду с термином арт-терапия (А. И. Копытин, Л. Д. Лебедева, В. Н. Никитин) используются понятия изотерапия (Р. Б. Хайкин), терапия творческим самовыражением (М. Е. Бурно), эстетотерапия (В. Е. Рожнов).
Британская ассоциация арт-терапевтов предлагает следующее определение арт-терапии: это одна из форм психотерапии, которая использует медиаискусства в качестве преимущественной модальности коммуникации с целью изменения и развития личности [9]. К. Рудестам (2000) отмечает, что арт-терапию следует рассматривать как средство общения между терапевтом и клиентом на символическом уровне [7, с. 217].
Центральная идея этих определений заключается в том, что невербальная творче-
ская деятельность, носящая в первую очередь визуальный характер, сопровождается эффектами, значимыми для психологической гармонизации личности. В. Беккер-Глош (1999) отмечает, что в основе современного определения арт-терапии лежат психологические эффекты художественного творчества, связанные с такими факторами как экспрессия, коммуникация и символизация [1]. В процессуальном аспекте арт-терапия связана с использованием средств искусства для передачи различных содержаний психики человека (чувства, эмоции, идеи, образы) с целью трансформации структуры его мироощущения. Н. Е. Пурнис (2008), обобщая положения ряда авторов, отмечает, что арт-терапия как метод предполагает использование техник и приёмов, направленных на обучение человека видению в своей изобразительной продукции значимого смысла и осознание её связи с содержанием своего внутреннего мира и личного опыта [6, с. 12]. Художественное творчество, актуализируемое в рамках психотерапевтического процесса, позволяет клиенту выразить как более ранние, так и актуальные чувства и потребности, как осознаваемые, так и располагающиеся в сферах бессознательного, включая и те, выражение которых вербально затруднено или блокировано. Фактически визуальный образ, заключая в себе некое субъективное послание, выступает средством коммуникации между психологом и клиентом.
Если попытаться обобщить приведённые выше определения арт-терапии, то можно выделить ряд её ключевых характеристик:
- художественная экспрессия и создание художественных образов;
- процесс символизации психического образа;
- аналитическое исследование художественных образов;
- трансформационные эффекты художественной экспрессии;
- терапевтическая коммуникация, опосредованная содержаниями художественного образа;
- прикладное использование художественных средств и материалов.
С учётом этих характеристик арт-терапию мы определяем следующим образом: это метод психологической помощи, основанный на использовании художественных приёмов и средств для символизации структурно-динамических компонентов личности с целью её психологического исследования и исцеления.
Непосредственно связанными с арт-терапией выступают такие понятия, как:
- психотерапевтическое творчество -процесс создания визуально-пластических художественных образов, отражающих социально-психологические особенности личности, анализ которых способствует процессам её внутренней трансформации;
- психотерапевтическое искусство -форма концептуализации художественных образов и знаково-символическое осмысление действительности, осуществляемое в рамках психотерапевтического процесса.
Теоретические и прикладные основания АТ связаны с рядом принципов:
- спонтанная экспрессивность, связанная с естественным, врождённым стремлением человека к самовыражению, к экспансии своего внутреннего мира во вне;
- символичность - способность человека к символизации реальности, к символическим обобщениям;
- системность - взаимосвязанность наблюдаемых в ходе терапевтического творчества феноменов;
- аналитичность - возможность понимания художественных образов и герменевтического истолкования их смысла;
- транслируемость метатекста - возможность переноса символического содержания образов между различными модальностями активности человека.
В качестве модальностей трансляции символических содержаний художественного образа мы выделяем следующие: телесность личности; аффективность и эмоциональные процессы; когнитивные процессы; поведенческие реакции; межличностные отношения; трансгенерационные связи (связи и отношения между представителями разных поколений в семейной системе).
Мы предполагаем, что художественный образ несёт в себе имплицитно информацию о каждой из модальностей, т. е. обо всех сферах, в которых, сознательно или не осознавая того, проявляет себя личность. Такое понимание возможно, если мы рассматриваем и интерпретируем художественный образ в терминах символической реальности. Иными словами, психические образы могут быть интерпретированы как символы, выражающие бессознательную динамику личности, аффективные заряды, психические комплексы.
Понимание межмодальных связей в ходе работы с символическими содержаниями художественных образов значительно расширяет прикладной потенциал арт-терапии.
Трактовка художественного образа как проекции символа, позволяет осуществлять его герменевтический анализ, т. е. поиск скрытых содержаний, намёков и аналогий.
Практика психологической помощи в рамках арт-терапии разворачивается в четырёх методических аспектах: арт-терапия как практика развития личности; арт-терапия как часть педагогического процесса (арт-педаго-гика); арт-терапия как метод коррекции поведенческих и эмоциональных отклонений; арт-терапия как собственно психотерапевтическая практика.
Какой бы прикладной аспект арт-терапии мы не рассматривали, они все объединены идеей спонтанного искусства, творческой продуктивности, и экспрессивного художественного самовыражения, реализующихся в специфической терапевтической коммуникации.
Понятие психотерапевтического механизма определяет фактор, посредством которого достигаются терапевтические изменения в психодинамике личности. Поскольку арт-терапия использует специфический набор терапевтических средств (визуально-пластические, театральные, танцевально-двигательные, музыкальные, дискурсивные), она связана с характерными терапевтическими факторами. В основе психотерапевтического, коррекционного, педагогического и развивающего воздействия арт-терапии мы выделяем следующие механизмы:
1. Механизм катарсиса - в безопасной обстановке человек может пережить, отреагировать те чувства и переживания, которые когда-то по определённым причинам были подавлены и заблокированы, но при этом сохранили свой скрытый дисфункциональный потенциал;
2. Механизм сублимации - проявляется в работе с символическим контекстом художественных образов; через работу с символическими констелляциями осуществляется перенос бессознательных энергий на содержание образа и их «контейнирование», тем самым достигается сброс напряжения и возможность переосмысления вытесненных и репрессированных содержаний бессознательного;
3. Механизм амплификации - расширение субъективных смысловых значений и контекстов, проявляющихся в ходе терапевтического творчества художественных образов;
4. Механизм психологического гомеоста-зирования - обеспечивает достижение внутреннего баланса через стабилизацию психоэмоционального фона, посредством рефлексивного анализа художественного образа и творческой разрядки внутреннего напряжения;
5. Механизм эмоциональной децентрации - заключается в возможности личности увидеть свою проблему со стороны глазами другого человека или группы, выйти за пределы внутренних ограничений;
6. Механизм присвоения социально-нормативных личностных смыслов - содержание художественного образа соотносится с социальными семантиками и семантиками культуры, в рамках которой происходит становление и жизнь человека;
7. Механизм психологической реконструкции - трансформация представлений о проблемной ситуации через трансформацию ассоциирующихся с ней художественных образов.
Реализация данных механизмов осуществляется в ходе АТ-процесса. Данный процесс включает в себя несколько этапов:
I. Этап актуализации потребностей, состояний или переживаний - пробуждение образов.
II. Экстернализация образа - через различные каналы экспрессии, которые собственно и связаны с техническими возможностями АТ: а) рисунок; б) маска; в) фотография; г) текст; д) коллаж, ассамбляж; е) пластические материалы (глина, пластилин); ж) театральные и психодраматические техники; з) природные материалы и пр.
III. Трансформация и переработка дисфункциональных содержаний художественного образа. Трансформационные техники арт-терапии реализуются с опорой на телесную проекцию художественных образов, на речевые обобщения и нарративные описания, на системное моделирование и действие, на образное представление.
IV. Интернализация содержаний художественного образа, его символическое поглощение: а) посредством телесных метафор художественный образ может быть интегрирован в структуру образа тела, т. н. инкорпорация символа; б) в качестве символического конструкта он может быть ассимилирован бессознательной сферой
Следует отметить, что специфика арт-терапии такова, что она фактически не имеет ограничений в своём применении - ни возрастных, ни связанных с психическим статусом человека.
В настоящее время арт-терапия является стремительно развивающимся направлением психологической помощи и развития личности. К ней наблюдается интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны рядовых граждан, испытывающих те или иные жизненные затруднения. В современной кризисной социально-политической и экономической обстановке закономерно, что большие группы населения испытывают значительные психоэмоциональные стрессы, переживают травматический опыт. Арт-терапия - это именно тот метод, который, получив массовое распространение, может дать инструментарий для осуществления полномасштабных мероприятий и проектов, направленных
на реализацию психологической помощи различным группам населения.
АННОТАЦИЯ
Арт-терапия является активно развивающимся направлением психологической помощи и развития личности. Это именно тот метод, который, получив массовое распространение, может дать инструментарий для осуществления полномасштабных мероприятий, направленных на реализацию психологической помощи различным группам населения. Арт-терапия обладает «эклектичной методологией» и полимодальным инструментарием.
Ключевые слова: арт-терапия, механизмы арт-терапии, факторы арт-терапии.
SUMMARY
Art therapy is a rapidly developing area of psychological support and personal development. This is the method that is received mass distribution, can provide the tools for the implementation of full-scale activities aimed on the implementation of psychological assistance of various population groups. It has an «eclectic methodology» and multimodal tools.
Key words: art-therapy, art-therapy mechanisms, factors of art-therapy.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беккер-Глош В. Арт-терапия в Алик-сеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С. 42-58.
2. Из мира аднаво в другой. Искусство аутсайдеров: диалоги / под ред. Р. Буксбаума, П. Штели. К.: Сфера, 1997. 297 с.
3. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
4. Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2012. 160 с.
5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер -Юг, 2006. 944 с.
6. Пурнис Н. Е. Арт-терапия в развитии персонала. СПб.: Речь, 2008. 176 с.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
8. Самохвалов В. П. Психический мир будущего. Симферополь: Сонат, 1998. 400 с.
9. What is Art Therapy? [Электронный ресурс]. URL: http://www.baat.org/About-Art-Therapy (дата обращения: 2.09.2015).
А. В. Цыганаш
УДК 159 РЕТРАГИРОВАНА
СЕМИОЗИС КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Информирование отечественной системы образования, смена нескольких образовательных парадигм за последние десятилетия не приводят к разрешению основного противоречия, состоящего в подготовке новых поколений к видам деятельности и профессиям, которые появятся в потенциальном будущем. В настоящее время акцент сделан на компе-тентностный подход, результативность внедрения принципов которого пока не устраивает ни педагогов-практиков, ни потенциальных работодателей.
Решение частных проблем до настоящего времени не привело к переходу «количественных изменений в качественные». Данный постулат диалектики Г. Гегеля проявляется в накоплении недостаточно теоретически обоснованных педагогических фактов, выступающих в качестве симптомов, истолкование которых возможно в русле деятель-ностной, личностной, компетентностной и других парадигм, но без гарантий технологического обеспечения получения системой образования «прямого продукта» (по Я. А. По-
номарёву) с качеством «не ниже хорошего». Последнее требование являлось обязательным для экспериментального обучения в системе управляемого (поэтапного) формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Однако данный опыт по-настоящему в массовом обучении школьников и студентов до сих пор отсутствует [3, с. 45].
В истории науки в прошлом, да и в настоящее время, одна из проблем всегда оказывалась в центре внимания учёных и педагогов-практиков, когда им удавалось договориться о том, как ответить на вопрос: «чему учить?». Это проблема средств учения: «как учить?», или какой тип управления реализо-вывать в процессе образовательной подготовки новых поколений. Она в обязательном порядке связывается с семиозисом - процессом порождения и функционирования знаков и знаковых систем в человеческой деятельности. Именно семиотические средства оказываются тем почти магическим, собственно человеческим изобретением, которое позволяет обеспечивать социокультурное развитие, не подражая другим и не изобретая каждый раз заново способы получения знаний. Управляемый семиозис может рассматриваться как инструментальная основа функционирования человеческой культуры и как специфический механизм трансляции содержания человеческой культуры [1, с. 121].
На различных стадиях антропогенеза семиотические системы подвержены двум процессам - усложнению и унификации. Так, естественный язык народа накапливает в письменных источниках - хранилищах опыта -всё больше и больше слов, которые вовсе не обязательно используются всеми представителями этноса. Практика же функционирования естественного языка неизбежно требует его унификации, определения того оптимума значений, которыми владеть образованным людям. В то же время естественный язык должен быть средством общения большинства людей, поэтому он унифицируется (иногда даже излишне).
Попадая в ту или иную культуру, ребёнок должен освоить систему естественного