УДК 364.048.6
К. П. Саввинова
Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. Предметом статьи является музейная арт-терапия как форма психологической работы с использованием возможностей изобразительного искусства и музейной среды. Рассмотрены психологические механизмы, которые актуализируются в музейной арт-терапии, существующие методологические проблемы при реализации данной формы работы и необходимость определения профессиональных границ. Отмечена возможность развития музейной арт-терапии как формы психосоциальной работы в рамках социальной арт-терапии.
Ключевые слова: арт-терапия, музейная арт-терапия, социальная арт-терапия, музейная среда.
K. Р. Savvinova
Museum art therapy as a form of social art therapy
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The subject of the article is the museum art therapy as a form of psychological work with the use of the potential of fine arts and the museum environment. The psychological mechanisms that are actualized in the museum art therapy, the existing methodological problems in the application of this activity, and the need to determine professional boundaries are considered. The possibility of developing the museum art therapy as a form of psychosocial work within the framework of social art therapy is noted.
Keywords: art therapy, museum art therapy, social art therapy, museum environment.
Введение
За последнее десятилетие в стране идет активное методологическое и практическое развитие арт-терапии, внедрение форм и методов данного направления в различные социальные сферы. Широкая трактовка определения арт-терапии позволяет ее понимать как направление, основанное на терапии искусством, так и как совокупность психологических методов, основанных на изобразительной деятельности. Согласно резолюции Российской арт-терапевтической ассоциации, арт-терапия характеризуется как «система психологических и психофизических лечебно-коррекционных воздействий, основанных на занятиях клиентов/пациентов изобразительной деятельностью, построении и развитии терапевтических отношений. Она может применяться с целью лечения и предупреждения различных болезней, коррекции нарушенного поведения и психосоциальной дезадаптации, реабилитации лиц с психическими и физическими заболеваниями и психосоциальными ограничениями, достижения более высокого качества жизни и развития человеческого потенциала» [1]. Активное развитие арт-терапии показывает интеграцию психологических методов и традиционных, инновационных форм современного искусства - кинематографа, видеоарта, компьютерного творчества и других. Художник, сыгравший огромную роль в становлении отечественного современного искусства Юрий Соболев, на вопрос: как соотносятся техники арт-терапии и стратегии современного искусства,
САВВИНОВА Ксения Петровна - старший преподаватель Института психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: savvxana@yandex.ru
SAVVINOVA Ksenia Petrovna - Senior lecture, Institute of Psychology, М.К. Ammosov North-Eastern Federal University.
отвечал, что «нет существенных границ, которые бы отделяли психотерапевтические методы от стратегий искусства» [2].
Основатель отечественной модели клинической системной арт-психотерапии, доктор медицинских наук А.И. Копытин, видит перспективы развития арт-терапии в двух направлениях - клиническом и социальном, что продиктовано пониманием роли социокультурных факторов в развитии и профилактике различных заболеваний, а также связанных с ними психосоциальных проблем. Социальная арт-терапия в работе с различными категориями населения - с пожилыми, семьями, зависимыми и созависимыми, лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию, маргинальными группами и другими - призвана «устранить или смягчить негативные психосоциальные последствия психических и соматических заболеваний - стигматизации (клеймения), маргинализации, а также возникающих на их почве психогенных реакций и состояний дезадаптации» [3].
Музейная арт-терапия
Одной из форм работы, которая оформляется как отдельное направление в рамках музейной деятельности является музейная арт-терапия. В целом, музейную арт-терапия определяют как метод психологической работы, который использует музейную среду и изобразительное искусство для достижения положительных изменений в личностном развитии человека, в его эмоциональной и когнитивной сферах. Музейная арт-терапия в России реализуется с конца ХХ века, пионерами являются ведущие музеи страны - Государственный русский музей, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и другие музеи, где первые программы были направлены на педагогическую работу и социальную адаптацию детей с особенностями развития. В данное время музейная арт-терапия активно применяется не только в арт-педагогике, а также в клинической практике по реабилитации людей с зависимостью, с ментальными нарушениями, с особыми возможностями здоровья, психического и эмоционального развития.
Обзор статей последних лет показывает, что идет активная практическая и методическая работа, а также рефлексия и анализ деятельности специалистов в рамках музейной арт-терапии. Можно встретить существующий факт неясного толкования термина «арт-терапия», отмеченный А.И. Копытиным, что автоматически распространяется и на музейную арт-терапию. «Это затрудняет формирование в обществе адекватного представления о данном явлении, создает препятствия для развития арт-терапии как одной из форм помогающей деятельности с присущими ей стандартами и нормами профессионального образования и практической работы»
[3].
Ученые отмечают слабость методологической части ведения музейной арт-терапии и риск несоблюдения квалификационных требований и профессиональных границ. Так, доктор исторических наук, Л.А. Сыченкова, подчеркивая проблему разного понимания категории «арт-терапия» в медицинской и гуманитарной сфере, отмечает существующие риски для инвалидов и музеев при реализации музейной арт-терапии: «Российская практика арт-терапии в музее вызывает серьезные опасения и возражения по поводу научной обоснованности, вне клинического применения, по существу, медицинской методики не специалистами» [4].
В целом, специалисты, работающие в социальной и клинической сферах, заняты поисками эффективных технологий для решения психоэмоциональных и личностных проблем клиентов. Так, реабилитологи А.Н. Колесин и А.В. Федоров, обобщая опыт музейно-терапев-тической работы и его эффекты с пациентами с ментальными нарушениями, отмечают, что в «музейных сессиях дается возможность компенсировать особенности эмоциональных нарушений, речевых затруднений, психомоторных деструкций» [5]. Особенности, которые отмечают психологи и психотерапевты при реализации музейной арт-терапии, это необходимость создания специальных программ с учетом особенностей личности: здоровья и нарушений, направленность на содержательные коррекционные и терапевтические задачи, важность выстраивания терапевтической коммуникации. Проблемы, которые остаются актуальными, по
мнению арт-терапевта Русского музея, О.С. Шишкиной, это - «малое количество психологов в числе сотрудников художественных музеев, отсутствие информации о возможностях музеев в медицинской и социальной среде специалистов» [6].
Активное развитие психосоциальных технологий дает основание утверждать, что развитие музейной арт-терапии вне клинической практики может идти в рамках социальной арт-терапии. Ее форма и содержание соответствуют задачам предупреждения и смягчения проблем психосоциального характера, связанных с отношениями людей и социальных групп; повышения эффективности деятельности, качества жизни и отношений людей, на основе фактора творческой активности.
Психологические факторы, действующие в музейной арт-терапии
В целом, музей как место интеграции художественного, исторического и эмоционального опыта человечества, является готовым пространством для фасилитации психологических и социальных процессов. То есть, не только решает эстетические и образовательные задачи, но и активизирует неосознаваемые процессы психики для достижения психотерапевтических целей. Экспозиции и тематические выставки дают возможность в индивидуальной или групповой работе, через ведущие механизмы, действующие в арт-терапии: символизации, децен-трирования, экстернализации, рефлексировать и проработать эмоциональные переживания. Музейная среда, таким образом, отвечает требованиям среды для арт-терапии, выступает условием для активизации творческой деятельности, а также символической, и терапевтической коммуникаций.
Опыт пилотажного проведения занятий по музейной арт-терапии с молодежью в Национальном художественном музее РС (Я) в г. Якутске, показал перспективы метода в профилактической и развивающей работе, при психокоррекционных целях. Эффективность работы с «Я-идентичностью» в анализе эмоционального состояния и актуализации временных перспектив тоже доказана. В дальнейшем необходимы исследования возможностей музейной арт-терапии в индивидуальной и групповой работе с различной целевой аудиторией.
В Республике Саха (Якутия) ведут свою деятельность 59 музеев сферы культуры и искусства [7], не считая музейные комплексы системы образования, и их потенциал в психосоциальной работе с населением в полной мере не использован. Музейная среда и арт-терапевтическая деятельность специалистов могут быть использованы в различных задачах ресоциализации, реабилитации, социальной терапии, в мероприятиях интеграции в общество; в краеведческих музеях - в процессах развития Я- концепции личности, актуализации также этнической идентичности, сохранения, усиления способностей и ресурсов личности, через историческую связь с традициями своего народа и страны.
Заключение
Целостный подход в решении социальных и психологических проблем требует расширения профессиональных связей между специалистами помогающих профессий, развития методологической базы и технологических составляющих. Реализация задач музейной арт-терапии требует дополнительных компетенций в сфере арт-терапии у специалистов психологов, педагогов, социальных работников, специалистов, занимающихся социальной реабилитацией. Как инновационная форма работы музейная арт-терапия имеет широкие перспективы развития в рамках современных тенденций для работы с различными категориями населения - с пожилыми, мигрантами, лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию и маргинальными группами.
Литература
1. Нормативный документ по регулированию профессиональной психотерапевтической и психологической деятельности в сфере арт-терапии (арт-психотерапии). Стандарт профессиональной психотерапевтической (психологической) помощи в сфере арт-терапии (арт-психотерапии) / Под общ. ред. Ко-пытина А.И. - СПб.-М., 2018. - 100 с.
2. Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А. И. Копытина. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.
- 224 с.
3. Копытин А. И. Современная клиническая арт-терапия: учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2015. - 526 с. (Современное психологическое образование)
4. Сыченкова Л.А. Риски арт-терапии для инвалидов и музеев: опыт осмысления российской теории и практики // Вопросы музеологии. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет.
- 2017. - № 1(15). - С. 17-31.
5. Колесин А.Н., Фёдоров А.В. Арт-терапевтическая программа «Музеум» в психореабилитации пациентов центра восстановительного лечения: случай из практики // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международных научно-практических конференций / Под общей редакцией Ю.П. Платонова. - СПб.: Изд-во СПбГАОУВО "Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы", 2016. - С. 133-136.
6. Шишкина О.С. Арт-терапевтические реабилитационные программы Русского музея // Теорети-ческо-методическая основа: сборник статей II Международной научной конференции «Инновационные технологии реабилитации: паука и практика.- 2019. - Издательство: OOO «ЦИАЦАН». - С. 100-106.
7. Сайт Министерства культуры https://minkult.sakha.gov.ru/deyat/plany-otchety-obzory/otchety (дата обращения 06.09.2019 г.)
References
1. Normativnyj dokument po regulirovaniju professional'noj psihoterapevticheskoj i psihologicheskoj dejatel'nosti v sfere art-terapii (art-psihoterapii). Standart professional'noj psihoterapevticheskoj (psihologicheskoj) pomoshhi v sfere art-terapii (art-psihoterapii) / Pod obshh. red. Kopytina A.I. - S-Pb.-M.: 2018. - 100 s.
2. Art-terapija v jepohu postmoderna / Pod red. A. I. Kopytina. - SPb.: Izdatel'stvo «Rech'», 2002. - 224 s.
3. Kopytin A. I. Sovremennaja klinicheskaja art-terapija: Uchebnoe posobie. - M.: Kogito-Centr, 2015. -526 s. (Sovremennoe psihologicheskoe obrazovanie)
4. Sychenkova L.A. Riski art-terapii dlja invalidov i muzeev: opyt osmyslenija rossijskoj teorii i praktiki // Voprosy muzeologii. - Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet. 2017. - № 1(15). - S. 17-31.
5. Kolesin A.N., Fjodorov A.V. Art-terapevticheskaja programma «Muzeum» v psihoreabilitacii pacientov centra vosstanovitel'nogo lechenija: sluchaj iz praktiki // Psihologo-social'naja rabota v sovremennom obshhestve: problemy i reshenija: materialy mezhdunarodnyh nauchno-prakticheskih konferencij / Pod obshhej redakciej Ju. P. Platonova. Izdatel'stvo: SPbGAOUVO «Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj institut psihologii i social'noj raboty», 2016. - S. 133-136.
6. Shishkina O.S. Art-terapevticheskie reabilitacionnye programmy Russkogo muzeja // Teoretichesko-metodicheskaja osnova: sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Innovacionnye tehnologii reabilitacii: nauka i praktika. - 2019. - Izdatel'stvo: OOO «CIACAN». - S. 100-106.
7. Sajt Ministerstva kul'tury https://minkult.sakha.gov.ru/dejat/plany-otchety-obzory/otchety (data obrashhenija 06.09.2019 g.)
^Vlrir