методы арт-терапии в работе с«особенными» детьми в художественном музее
Мария Григорьевна ДРЕЗНИНА,
художник, педагог, арт-терапевт, старший научный сотрудник ГМИИ имени А. С. Пушкина, автор книг и учебных пособий по теме развития детей с помощью изобразительного искусства e-mail: dreznina@gmail.com
Статья обобщает опыт реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью изобразительного искусства и музейной педагогики. Методы арт-терапии находят широкое применение не только в клиниках, медико-социальных центрах, но и в учреждениях культуры, обычных школах и детских садах. В статье приводится структура построения и методика занятий, которые регулярно проводятся в залах художественного музея в ГМИИ имени А. С. Пушкина г. Москвы.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация, музейная педагогика, арт-терапия, дети с особенностями развития здоровья.
Article generalises experience of rehabilitation of children with the limited possibilities of health by means of the fine arts and museum pedagogics. Art therapy methods find wide application not only in clinics, the mediko-social centres, but also in culture establishments, usual schools and kindergartens. In article structures of construction and a technique of employment which are regularly spent in halls of an art museum in ГМИИ A.S.Pushkin's name of Moscow are resulted.
Key words: sotsiokulturnaja rehabilitation, museum pedagogics, art therapy, children with features of development of health.
Как рассказать детям в простой доходчивой форме о языке, на котором говорят художники, как научиться понимать профессиональные секреты старых мастеров? А если в музей приходят дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию?
Для людей с ограниченными возможностями в музеях Москвы создаются сегодня специальные арт-терапевтические программы и занятия, которые призваны помогать взрослым и детям прикоснуться к культуре, получить представление о музейном пространстве, мощном источнике силы, в котором можно почерпнуть знания наравне с другими людьми. И тогда их жизнь наполнится новой информацией, впечатлениями и ощущениями, будет развиваться фантазия и воображение, изменится представление об окружающей жизни. Такие специальные занятия с детьми проходят в залах Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в творческой студии детского центра «Мусейон».
Встреча с изобразительным искусством в залах музея, беседы об искусстве и собственный творческий опыт, полученный в мастерской, поможет людям с инвалидностью начинать осваивать язык изобразительного искусства, учиться распознавать основные визуальные ориентиры, необходимые для понимания и восприятия окружающего пространства: светлое и темное, большое и маленькое, длинное и короткое, целое и половина, близкое и далекое, гладкое и шершавое,
выпуклое и вогнутое, а также другие признаки и характеристики предметного мира, с которыми сталкивается любой человек в своей повседневной жизни.
В начале 90-х годов ХХ века методы арт-терапии стали широко применяться в России. Это сравнительно новая область научной и практической деятельности. В наше время эти методы работы становятся известны широкому кругу людей. С помощью арт-терапии можно: раскрыть внутренние резервы человека (взрослого и ребенка), улучшить его эмоциональное состояние, повысить самооценку, развить эмоциональную сферу и речь ребенка, помочь в установлении контакта с окружающим миром и людьми. На практике арт-терапия применяется как средство психической гармонизации и развития человека, средство помощи и поддержки. Сам акт творчества оказывает профилактическое и терапевтическое действие на человека, он как бы сам себе помогает.
Через его рисунок, выраженный в виде различных образов, цвета, графики, композиции, можно увидеть внутренний мир и проблемы данного человека. Специалисту же нужно уметь увидеть и читать эти послания, суметь подбирать индивидуальные методы работы с конкретным человеком. По рисунку ребенка можно сказать о его интеллектуальном развитии, о степени его психической зрелости, о том, как он ощущает себя в этом мире. Поэтому на арт-терапевтических занятиях рисунок рассматривается как диагностический материал для специалиста, который на его основе будет выстраивать индивидуальную работу с данным пациентом.
За последние 15 лет в России созданы уникальные отечественные методики, которые стали широко применяться в центрах социальной реабилитации, клиниках, детских учреждениях, детских садах и школах, а также в музеях. Оформились три основных направления: медицинское, педагогическое, культурологическое. Арт-терапия в медицине применяется в клиниках и больницах и требует от специалиста постоянного контакта с пациентом и профессиональных знаний в данной области. Арт-терапия в образовании направлена на развитие, воспитание и социализацию детей.
Такие занятия осуществляют заботу об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности и коллектива средствами искусства. Арт-терапия в культуре использует искусство в качестве творческой поддержки личности и обращена к различным формам творчества и самовыражения. Это направление занимается созданием целебной поддерживающей среды для оказания психологической помощи и поддержки людям, которые в этом нуждаются.
Нередко авторами таких методик становятся люди искусства: писатели, актеры, музыканты, режиссеры, художники, искусствоведы. Открываются различные фонды и общественные организации, которые используют в своей деятельности арт-терапию и привлекают специалистов, владеющих различными арт-терапевтическими методиками: «особый» театр, танц-терапия, музыка-терапия, рисование и другие методы.
Арт-терапия в музее - это новое направление, которое стремительно развивается в последние годы в разных музеях России. Появляются специальные музейные программы для людей с ограниченными возможностями. Участвовать в арт-терапевтических занятиях могут как дети, так и взрослые и пожилые люди. Такие встречи в музее, беседы об искусстве, творческие занятия могут также оказывать поддержку специалистам, работающим в данной сфере: педагогам, воспитателям, психологам, социальным работникам. Специально продуманные и построенные за-
нятия не потребуют от участников особой подготовки в области изобразительного искусства. Такие встречи служат совсем другой цели - помочь человеку расширять границы его знаний, предоставляют ему возможность участия в общекультурном процессе.
Каждое такое занятие проходит сначала в залах музея, а затем продолжается в творческой студии. Темы арт-терапевтической встречи (в музее и в студии), как правило, связаны между собой. Их объединяет досконально продуманный специ-алистом-реабилитологом сценарий, в котором должны быть учтены многие факторы: контингент детей данной группы и их проблемы, степень подготовки детей к усвоению данного материала, выбор экспонатов для показа в музее, которые затем послужат темой для самостоятельной творческой работы.
Известно, что любое творчество обладает целительными свойствами, однако занятие изобразительным искусством на арт-терапевтической встрече отличается от обычного урока рисования. Цель таких встреч - не учить рисовать, а помочь раскрыть внутренние резервы и способности, поддержать личность ребенка, поэтому здесь всегда процесс важнее самого результата. Сами задания и поставленные задачи должны быть направлены на решение конкретной проблемы ребенка или группы детей. Поэтому темы уроков и средства достижения поставленной задачи хорошо продумываются педагогом.
К примеру, если это дети с низким уровнем развития интеллекта, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с логопедическими проблемами, дети мигрантов, не знающие русского языка и др. Для каждой такой группы детей или взрослых в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина разработаны специальные занятия и программы, которые реализуются в залах музея и в творческой студии: «Дорога в музей», «Навстречу друг другу», «Каждый ребенок - художник», «Планеты и их спутники» (для детей из коррекционных школ с интеллектуальными нарушениями); «Дороги, которые мы выбираем», «Путешествие во времени в пространстве музея» (для детей-сирот, попавших в трудную жизненную ситуацию); «Речь - общение - творчество» (для детей из неблагополучных семей с логопедическими проблемами, для детей-билингва); «Фигура человека в движении», «Реконструкция» (для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата).
Посещение занятий «особенными детьми» (в музее и в творческой студии) потребуют от реабилитолога повышенного внимания и профессиональной помощи, ведь ему необходимо будет учитывать и определенные негативные модели поведения, которые, предположим, сложились и наблюдаются у детей из приютов и детских домов на занятиях в музее. Эти дети могут быть инертны и пассивны, или проявлять агрессию и пренебрежение. Они часто прячут свое лицо под маской равнодушия, могут отойти в сторону, не слушать педагога, не воспринимать материал занятия.
Специалисту необходимо понимать все эти проявления и пытаться искать способы и методы вовлечения таких детей в образовательный процесс. Во время проведения такого занятия ведущий должен создать на уроке доброжелательную атмосферу, безопасную для ребенка. Педагог на таких занятиях - равноправный участник и друг, он поддерживает в каждом ребенке чувство собственного достоинства, заботится о положительном настрое в группе, облег-
чает процесс коммуникации, поддерживает взаимодействие детей между собой. Разработка сценария каждой творческой встречи в музее и в студии должна быть хорошо продумана и учитывать возможности и умения данного ребенка или группы детей.
Рекомендации, которые необходимо соблюдать
в работе с детьми данной категории
Объем информации на занятии в музее должен быть таким, какой дети в состоянии усвоить. Давать информацию следует дозировано, не перегружая детей цифрами, датами, именами. Проводить урок следует в простой доступной форме. Необходимо проговаривать с детьми вслух термины, понятия, слова. Делая это, ребенок развивает свою речь, мышление. На занятии нужно проявлять интерес к каждому ребенку через вопросы и ответы, задавать один и тот же вопрос каждому ребенку, давать возможность каждому высказаться, выразить свое мнение перед другими детьми. Педагогу на занятии нужно построить логические связи между изучаемой темой и реальной жизнью ребенка, между экспонатом музея и современным миром. Создать на занятиях атмосферу успеха, поощрять и поддерживать инициативу детей (хвалить, выделять, благодарить). Учитывать во время творческих занятий в студии возможности данного ребенка, не давать ему «непосильной задачи». Важно понимать, что он делает так, как может в данный момент.
Стараться, чтобы дети за одно занятие смогли добиться в своей творческой работе видимого результата. Способствовать взаимодействию детей друг с другом. В конце занятия устраивать импровизированное обсуждение и выставку сделанных рисунков в студии, где дети могут показать и представить свою работу перед другими. Нужно принимать детей такими, какие они есть.
Серия творческих занятий, проходящих в рамках музейной программы, познакомит с основными понятиями изобразительного искусства: цветом, формой, ритмом, композицией. Чтобы участники понимали, из чего выстраивается любое произведение искусства, из каких элементов оно создано. Творческие занятия в студии всегда продолжают и закрепляют тему, начатую в музее. Предположим, дети знакомятся древнегреческими вазами, изучают их формы, названия, орнаменты. В творческой студии детям предлагается нарисовать форму амфоры, кратера и ала-бастра. На других занятиях они будут тренироваться в рисунке простых узоров, которые они видели в музее на Дипилонской амфоре.
Когда дети знакомятся в музее с картинами импрессионистов, в студии они учатся работать с цветом, смешивают и получают на палитре много светлых красок, увиденных в картинах французских художников. Собственное творчество помогает ребенку в символическом, опосредованном виде рассказать о себе и о самом сокровенном и важном для него. Эта деятельность поможет снять напряжение и переключить ребенка, повысить его настроение. Очень важно понимать, что такие занятия и встречи призваны служить реальным, видимым изменениям в этом человеке.
На занятиях в студии также существуют свои особенные правила в работе с такими детьми: необходимо учитывать тот факт, что у большинства детей, приходящих на творческое занятие, нет навыков к рисованию, они боятся красок, не хотят испачкать руки и одежду. Поэтому педагогу-реабилитологу необходимо вовлекать детей в творческий процесс очень тонкими и продуманными способами и средства-
ми: показывать, как расположить все художественные материалы на столе, с чего начинать свой рисунок и как его дальше продолжать и заканчивать.
Работа строится по заданиям, которые должны быть доступны ребенку (на данном этапе) и даваться в определенной последовательности, от простому к более сложному, с учетом пройденного ранее. Зато внутри каждого задания ему дается полная свобода самовыражения. Таким образом, он все время учится новому, решает новые задачи, продвигается вперед, перед ним открываются новые возможности для собственного творчества. Большая заслуга искусства в помощи начинающим в этой области состоит в том, что здесь используется другой критерий оценки проделанной работы каждым участником. Это - получение совершенно разных и по-своему прекрасных рисунков, интересных результатов и находок. В данном случае каждый творец имеет свой шанс сделать прекрасную работу. Это снимает многие страхи детей, в том числе страх того, что их будут строго оценивать и обсуждать.
Музейная арт-терапия - это метод психологической работы, которая использует музейную среду и изобразительное искусство для достижения положительных изменений в эмоциональном, интеллектуальном и личностном развитии человека. Музей - это новое социальное пространство, где ребенок сможет легче проявить себя и свои творческие способности и представить свои достижения перед другими участниками. В музейном пространстве могут быть реализованы разнообразные аспекты человеческой жизни. С одной стороны - это вневременное пространство (объективная модель мира), с другой стороны - это место, где могут проходить выставки, проекты, праздники, эксперименты.
В музее осуществляется хранение, исследование, экспонирование исторического, эмоционального, художественного опыта человечества, выраженное через искусство. В музее все сберегается и сохраняется для людей, для последующих поколений. Здесь все пронизано позитивом и любовью к людям. И поэтому все это достояние должно быть доступно всем. А для людей с ограниченными возможностями присутствие в музейном пространстве художественного музея является психологическим событием, которое способно их развивать и поддерживать. Проведение арт- терапевтических занятий в музее помогает комплексно решать образовательные, психологические, эстетические задачи.
Основные направления арт-терапевтических занятий: социальная реабилитация (специальная арт-педагогическая методика); психолого-педагогическое сопровождение; включение в социально-культурную среду (воспитание творчеством). Основная идея арт-терапевтической работы с «особенными» детьми в условиях музея - формирование социально-культурной поддержки и помощи семье и ребенку-инвалиду, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Создание равных возможностей для всех категорий детей. Социализация участников образовательного процесса и активное их включение в общественно-культурную жизнь. Создание оптимальных условий для получения детьми положительных эмоций и переживаний для творческой самореализации; ощущения сплоченности, взаимопомощи и коллективного сотрудничества.
Это - универсальная программа, в которой могут участвовать разные группы детей, взрослых, а также дети с ограниченными возможностями, сироты и дети мигрантов. Специалисты-педагоги, воспитатели, психологи обогащают на этих занятиях свой профессиональный опыт, приобретают новые профессии.
Образовательные задачи арт-терапевтических занятий: формирование целостной картины мира через погружение в социо-культурную среду (музея и студии), через изучение экспонатов музея и накопление знаний и впечатлений от произведений искусства, через обучение художественному творчеству; расширение знаний в области художественного творчества, которые могут помочь и в общеобразовательной школе; обучение детей пониманию и выполнению речевых инструкций; ознакомление с пространством музея, с видами и жанрами изобразительного искусства, развитие умения смотреть и воспринимать изобразительное искусство, обучение запоминать и проговаривать имена художников и произведений (пополнение словарного запаса). Научить выражать словами впечатление от увиденного. Создавать ситуацию успеха и признания (выставки и презентации). Развитие познавательных функций (внимания, наблюдения, памяти). Расширение кругозора детей, благодаря новым знаниям и возрастанию интереса к искусству. Познакомить детей с языком изобразительного искусства и способами выражения (линией, формой, цветом, ритмом и др.). Познакомить с различными материалами, техниками, приемами изображения.
Показать, как можно создавать творческую работу по этапам, открыть секреты готового произведения. Развить фантазию и воображение. Открыть в ребёнке художника и творческую личность. Создать условия, чтобы он смог раскрепоститься и ощутить внутреннюю свободу, смог самовыразиться, продемонстрировать свои успехи и достижения перед другими участниками занятия.
Психологические задачи занятия: гармонизировать внутреннее психологическое состояние детей (страхи, тревоги, неуверенность в собственных силах) через опосредованные образы и символы изобразительного искусства. Активизировать творческий потенциал ребенка, научить понимать и выражать свои мысли и чувства словами от увиденного на занятиях в музее и в собственном творчестве. Работа по самопознанию (как индивидуальности, как члена общества). Усвоение этических и нравственных норм поведения в социуме. Расширение и обогащение личного и эмоционального опыта ребенка через восприятие музейных экспонатов и общение с творчеством других художников, а также через собственное творчество. Обучение выражению и осознанию своих эмоций и ощущений (тревожность, агрессивность, стремление к лидерству). Развитие навыков толерантности и уважения к другой личности. Расширение опыта общения с другими людьми. Развитие навыка участия в совместных творческих проектах, что поможет как решать индивидуальную творческую задачу, так и сопоставлять свой результат с работой других людей, соприкоснуться с творческим потенциалом всей группы.
Самовыражение в творчестве поможет решить сразу комплекс необходимых задач: интеллектуальных, эстетических, подтолкнет детей к общению с другими людьми, послужит хорошей мотивацией к участию в совместных творческих проектах.
Структура построения арт-терапевтического занятия
Разработка темы задания и сценарий проведения занятия в музее и в студии (тема в музее и в студии связаны между собой). Подготовка ассистентов-психологов к проведению данного занятия. Подготовка пространства в студии и художественных материалов. Занятие в музее (40 минут). Творческое задание в студии (1 час - 1 час 30 мин.) Психологическое сопровождение (на протяжении всего за-
нятия), наблюдение, помощь детям и мотивация к участию, работа с родителями, разгрузочные задания, помощь детям в заполнении анкеты, «интервью художника». Импровизированная выставка в конце занятия, самопрезентация. Чаепитие с обсуждением работ.
Анализ и подведение итогов специалистами (после отъезда детей): как проявил себя ребенок в музее и в студии, отвечал ли на вопросы или молчал, выполнял творческое задание или нет, завершил ли он свою работу до конца, взаимодействовал ли с другими детьми или нет, появилась ли положительная динамика в поведении и проявлении ребенка во время урока (по результатам нескольких занятий), что показывает нам рисунок данного ребенка. Как можно увидеть и оценить результаты участия ребенка с особенностями в развитии в таких занятиях.
Дети с особенностями в развитии на занятиях в музее получают опыт пребывания и адаптации к новому пространству, где они могут проявить себя с другой стороны, стать лучшим и талантливым, поменять отношение к себе детей и педагогов. И тогда у них постепенно начнет пропадать страх оказаться неуспешным и непонятым. На таких занятиях дети получают положительный заряд и другой эмоциональный фон. Во время творческого процесса они испытывают настоящий катарсис, который помогает повысить самооценку, у них возникает желание и мотивация к действию, они уже не бояться проявить себя в рисовании и в общении с другими людьми. Всем детям нравится внимание, оказанное к их личности, таким образом они приобретают новый опыт общения и поддержки со стороны взрослых. У большинства из них возникает открытость для нового и желание творить, общаться с окружающим миром. У них возникает надежда на будущее и стимулы проявить себя и добиться уважения к себе.
Из общения с искусством дети узнают много новой информации не только о художниках, но и о природных явлениях, чувствах людей, о героях мифологии. Все эти знания станут в дальнейшем прекрасным фундаментом, на который они смогут опираться, чтобы развиваться дальше. В результате музейной программы и общения с искусством, друг с другом, дети переходят на другой интеллектуальный уровень, меняется их отношение к себе и позволяет другим людям изменить отношение к ним.