Научная статья на тему 'Опыт применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами'

Опыт применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2417
335
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕХНИКИ / РИСУНКИ / ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ПАЦИЕНТЫ / ART THERAPY / TECHNIQUES / DRAWINGS / PSYCHIATRIC PATIENTS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Исупова Екатерина Олеговна

В статье описан опыт применения различных арт-терапевтических технологий в условиях дневного стационара психиатрической больницы. Дан краткий обзор исследований и опыта использования арт-терапии в психиатрической практике российскими коллегами. Главной целью арт-терапии является гармонизация психического состояния через развитие способности творческого самовыражения и самопознания. Особенностями арт-терапевтического подхода является легкость установления контакта с терапевтом, конструктивная работа с эмоциями и чувствами, отсутствие возрастных и интеллектуальных ограничений. Арт-терапевтические техники имеют широкие возможности применения, в том числе в психиатрической практике. На протяжении последних двух лет мы реализуем данный вид групповой психотерапевтической работы. Участниками арт-терапевтического процесса являются медицинский психолог и психиатрические пациенты, страдающие различными психическими заболеваниями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, депрессивные состояния, органическое поражение головного мозга, умственная отсталость). Нами изложены условия проведения групповых занятий, порядок включения пациентов в группу, принципы подбора арт-терапевтических техник, способы отслеживания результатов работы. В статье описаны возможности и результаты работы психолога по таким направлениям групповой арт-терапии как изобразительная деятельность, музыкальная терапия, танцедвигательная терапия, сказкотерапия, аутогенная тренировка, релаксация. Приведены примеры работ наших пациентов, с иллюстрациями, подробным описанием эмоционального состояния и самоотчетом авторов работ. Арт-терапевтический подход оказался эффективным методом социальнопсихологической реабилитации психиатрических пациентов. Каждая арт-терапевтическая техника имеет свои особенности, преимущества и ресурсы. В процессе и по завершению курса арт-терапии психологом и самими пациентами отмечаются как индивидуальные, так и групповые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Исупова Екатерина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF USING ART THERAPY IN WORK WITH PSYCHIATRIC PATIENTS

The article describes the experience of using various art-therapeutic technologies in a day hospital psychiatric hospital. A brief review of research and experience in the use of art therapy in psychiatric practice by Russian colleagues. The main purpose of art therapy is the harmonization of mental state through the development of the ability of creative expression and self-knowledge. Features of the art therapeutic approach is the ease of establishing contact with the therapist, constructive work with emotions and feelings, the absence of age and intellectual limitations. Art therapy tech niques have a wide range of applications, including in psychiatric practice. Over the past two years, we have been implementing this type of group psychotherapeutic work. Participants of art-therapeutic process are medical psychologist and psychiatric patients suffering from various mental diseases (schizophrenia, manic-depressive psychosis, depressive States, organic brain damage, mental retardation). We set out the conditions for conducting group sessions, the order of inclusion of patients in the group, the principles of selection of art-therapeutic techniques, ways to track performance. The article describes the possibilities and results of the psychologist's work in such areas of group art therapy as visual activity, music therapy, dance therapy, fairy-tale therapy, autogenic training, relaxation. Examples of our patients ' works, with illustrations, a detailed description of the emotional state and self-report of the authors are given. Art therapeutic approach proved to be an effective method of social and psychological rehabilitation of psychiatric patients. Each art therapeutic technique has its own characteristics, advantages and resources. During and after the course of art therapy, both individual and group results are noted by the psychologist and the patients themselves.

Текст научной работы на тему «Опыт применения арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами»

ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНИ: ПРОБЛЕМЫ

ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ

УДК [615.851.82:616.89](066) DOЫ0.23888/humJ20Ш89-106

© Исупова Е.О., 2018

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ ПАЦИЕНТАМИ

Исупова Е. О.

Государственное учреждение "Коми Республиканская психиатрическая больница" 167019, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, 1 «а»

Аннотация. В статье описан опыт применения различных арт-терапевтических технологий в условиях дневного стационара психиатрической больницы. Дан краткий обзор исследований и опыта использования арт-терапии в психиатрической практике российскими коллегами. Главной целью арт-терапии является гармонизация психического состояния через развитие способности творческого самовыражения и самопознания. Особенностями арт-терапевтического подхода является легкость установления контакта с терапевтом, конструктивная работа с эмоциями и чувствами, отсутствие возрастных и интеллектуальных ограничений. Арт-терапевтические техники имеют широкие возможности применения, в том числе в психиатрической практике. На протяжении последних двух лет мы реализуем данный вид групповой психотерапевтической работы. Участниками арт-терапевтического процесса являются медицинский психолог и психиатрические пациенты, страдающие различными психическими заболеваниями (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, депрессивные состояния, органическое поражение

головного мозга, умственная отсталость). Нами изложены условия проведения групповых занятий, порядок включения пациентов в группу, принципы подбора арт-терапевтических техник, способы отслеживания результатов работы. В статье описаны возможности и результаты работы психолога по таким направлениям групповой арт-терапии как изобразительная деятельность, музыкальная терапия, танцедвигательная терапия, сказкотерапия, аутогенная тренировка, релаксация. Приведены примеры работ наших пациентов, с иллюстрациями, подробным описанием эмоционального состояния и самоотчетом авторов работ. Арт-терапевтический подход оказался эффективным методом социально-психологической реабилитации психиатрических пациентов. Каждая арт-терапевтическая техника имеет свои особенности, преимущества и ресурсы. В процессе и по завершению курса арт-терапии психологом и самими пациентами отмечаются как индивидуальные, так и групповые результаты.

Ключевые слова: арт-терапия, техники, рисунки, психиатрические пациенты.

В российскую психиатрическую практику в последние десятилетия активно внедряется арт-терапевтическая помощь пациентам. Основными задачами данной терапии является стабилизация психического состояния душевнобольных пациентов, предупреждение новых обострений, преодоление негативных последствий болезни. Важное значение имеет восстановление ценных практических навыков и интересов больных. По данным исследователей наиболее эффективно показал себя групповой метод арт-терапии в психосоциальной реабилитации психически больных.

А.И. Копытин в результате исследований клинической системной арт-терапии психических расстройств отмечает благоприятную динамику их симптоматического статуса пациентов, положительные изменениями их личностного

функционирования, развитие комплекса ценных жизненных навыков и здоровых потребностей, обеспечивающих психосоциальную адаптацию [1].

Г.Г. Шихоцева описывает опыт применения арт-терапевтических технологий в группе психиатрических пациентов, при этом отмечая следующие результаты терапии: повышении самооценки и степени доверия к арт-терапевту, формирование самостоятельности, активности и вовлеченности в процесс творческой деятельности, восстановление утраченных способностей [2].

П. Лузатто заключает в своей работе, что результаты арт-терапевтических занятий далеко не всегда могут быть понятными и очевидными для пациентов и арт-терапевта [3].

О.А. Ионов в результате исследований утверждает, что повышение уровня психосоциальной адаптации психиатрических пациентов в процессе арт-терапии происходит за счёт совершенствования навыков саморегуляции, развития способностей самопонимания, укрепления автономии личности, формирования устойчивой системы социальных отношений и интересов [4].

Наш опыт применения групповой арт-терапии в условиях дневного стационара Коми Республиканской психиатрической больницы показывает психотерапевтическую эффективность использования разнообразных техник данного метода. Групповые арт-терапевтические занятия в отделении проводятся медицинским психологом два раза в неделю, длительность одного занятия составляет 1-1,5 часа. Используются следующие формы работы: изобразительная деятельность, музыкальное взаимодействие, танцедвигательная терапия, сказкотерапия, элементы аутогенной тренировки и техники релаксационного характера. Группы являются открытыми, добровольными, смешанными по половому и возрастному признаку, с участием пациентов с различными психическими расстройствами, чаще с шизофренией и депрессивными расстройствами. Все больные, кроме прохождения курса арт-терапии, получают психофармакологическое лечение. Больные с острыми психическими расстройствами в арт-терапевтические группы не включают-

ся. Одновременно на занятии присутствуют не более 10 человек. Завершение работы в группе чаще совпадает с выпиской пациента из дневного стационара.

Выбор арт-терапевтических техник зависит от потребностей группы и корректируется психологом на разных этапах терапевтического процесса с целью активизации пациентов. На первых занятиях используются наиболее простые, спокойные техники, не требующие как повышенной активности участников арт-терапевтического процесса, так и использования большого количества инструментария или затратного материала. По мере эмоциональной и творческой раскрепощенности, сплочения группы задания усложняются и расширяются.

Арт-терапия является естественным средством самовыражения личности, в связи с этим продукты творчества показывают эмоции, настроения и мысли человека, выражающего себя с помощью рисунка, танца и других видов деятельности. В ходе занятий прослеживается динамика настроения, активности, самоотношения, способов взаимодействия пациентов с психологом и между собой, направленность коммуникации. Динамическая оценка терапии включает в себя текущую клиническую оценку психического статуса пациентов, промежуточную психологическую оценку, письменные отчеты пациентов о изменениях в своем состоянии, оценку изобразительной продукции.

Первые 3-4 занятия посвящены изобразительной деятельности, которая позволяет пациентам выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. Кроме того, рисование способствует прояснению и осознанию пациентами системы своих отношений, включая отношение к самим себе. Завершающие занятия курса арт-терапии также проводятся с использованием изобразительных техник, что, в первую очередь, дает возможность оценить динамику эмоционального состояния пациентов. Помимо этого, с помощью данных техник у пациентов есть возможность посмотреть на свою проблему заново, самому увидеть варианты ее решения, прорисовав и обсудив ее в группе.

Пример использования техники рисования в круге. На рисунке 1, выполненном мужчиной (пациент А.) с депрессивной реакцией и нарушением адаптации в результате развода с женой, использованы насыщенные цвета, достаточно сильный нажим карандаша. Пациент прорисовал свои актуальные эмоциональные состояния. На рисунке видно, что эти эмоции яркие, сильные, больше негативные, использованы спирали, круги, туннель. Пациент отмечает, что после зарисовки своего состояния многое понял, осознал, увидел, что среди негативных эмоций есть светлые, позитивные эмоции, которые он не впускает, отталкивает: "Я всё время думаю о прошлом, хожу по кругу, запутал и загнал сам себя в тупик. Нужно видеть больше хорошего. Изображение цветка означает всё хорошее в моей жизни - это дети, работа, надежда, вера в будущее". Пациент высказался, при этом плакал, не скрывая своих чувств от остальных участников группы, в конце занятия отметил, что психологически стало намного легче.

Рис. 1. Рисунок пациента А. с депрессивной реакцией

Рис. 2. Рисунок пациента Б. с шизофренией (начало курса)

Рисунки больных шизофренией отличаются аморфностью, ограниченным набором цветов, незавершенностью. На рисунке 2 пациент Б. с шизофренией изобразил свои эмоциональные состояния. Одиночество изображено в виде безликого человека, спокойствие в виде одной черты, остальные состояния в виде штриховки, описывает их как "просто отрицательные эмоции". На последующих занятиях пациент более коммуникативно активен и эмоционально открыт.

Рис. 3. Рисунок пациента Б. с шизофренией (середина курса)

Рис. 4. Рисунок пациента Б. с шизофренией (завершение курса)

Рассматривая рисунки 3,4, выполненные тем же пациентом Б. в технике пра-вополушарного рисования, видно, что больной творчески и эмоционально раскрепощается. На рисунке 3, по сравнению с рисунком 2, появляются насыщенные цвета, отмечаемые самим пациентом, как "хорошие, положительные". На рисунке 4 цветовое насыщение увеличивается, кроме этого появляется композиция, структурированность, свойственная больным шизофренией, преобладают светлые, яркие тона. Сам пациент по окончанию работы отмечает положительные эмоции, улучшение настроения.

Другие формы занятия, в отличие от индивидуального рисования, требуют от участников большей активности и свободы в выражении своих чувств, тесное взаимодействие друг с другом. Так как участники уже достаточно знакомы и доверяют другу, группа переходит к таким формам арт-терапевтической работы как

групповое рисование, инсценировка сказки, совместная игра на музыкальных инструментах, танцедвигательные упражнения.

Активная музыкотерапия и танцедвигательные техники. Занятия направлены на развитие навыков межличностного общения, эмоционального самовыражения. Пациенты выбирают музыкальный инструмент среди предоставленных, с помощью которых происходит взаимодействие между участниками группы. С помощью музыкальных инструментов пациенты выражают свои чувства, рассказывают о себе, ведут диалог, участвуют в групповом проигрывании мелодии. По завершении занятия участники высказывают следующее: "занятие помогло лучше прочувствовать другого человека", "я научилась прислушиваться к собеседнику", "мне всё время хотелось перебить человека, с которым я вела диалог, я ещё раз убедилась, что я лидер по натуре", "у меня поднялось настроение, было весело". Таким образом, можно заключить, что занятия по активной музыкотерапии способствуют повышению самоконтроля, развитию коммуникативных и эстетических функций межличностного взаимодействия, сплочению группы.

На танцевально-двигательных занятиях пациентам предлагается выполнение танцевальной импровизации индивидуально и в паре, группового танца, упражнение на снятие нервно-мышечного напряжения. В ходе и по завершению данных встреч пациенты отмечает улучшение общего самочувствия, повышение настроения, мышечное расслабление.

Сказкотерапевтические занятия включают в себя прослушивание и обсуждение готовой сказки, сочинение индивидуальных и групповых сказок, с последующим ее проигрыванием и обсуждением, рисование по мотивам сказок. Данные занятия проходят достаточно эмоционально и активно. При прослушивании сказки у каждого пациента в душе отзываются свои эмоции, вспоминаются истории, с которыми они охотно делятся. При сочинении групповой сказки у каждого участника есть возможность внести свой личный вклад в будущую сказку, при

этом одни ее эмоционально украшают и насыщают, другие прорабатывают свои личностно-значимые ситуации и события.

Каждая техника арт-терапии по-разному воспринимается и принимается членами группы. Кому-то необходимо побыть с собой наедине, и они охотно рисуют, сочиняют; другие стремятся к групповой поддержке и предпочитают занятия, направленные на тесное групповое взаимодействие, активное общение.

В итоге можно заключить, что групповая арт-терапия достаточно результативна при психологической реабилитации пациентов психиатрической больницы. Занятия способствует повышению самопознания и творческого самовыражения. Рисование, танцедвигательная и музыкальная терапия формируют навыки активной саморегуляции, развивают способность выражать чувства и мысли в невербальной форме. Творческая работа способствует высвобождению негативных чувств и эмоций, таких как раздражение, гнев, обида, вина, страх. В ходе арт-терапевтических встреч больные отмечают повышение самозначимости, формирование новых интересов, снижение чувства одиночества, пустоты существования, эмоциональный подъем, раскрытие творческих возможностей.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Копытин А.И. Применение арт-терапии в лечении и реабилитации больных с психическими расстройствами // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. N 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer04.php (дата обращения: 15.09.17).

2. Шиховцева Г.Г. Саморазвитие личности в арт-терапии пациентов психиатрического стационара // Арт-терапия в психиатрической практике: материалы науч.-практ. конф. (Москва, нояб. 2012 г.) / Департамент здравоохранения г. Москвы, психиатр. клинич. больница № 1 им. Н.А. Алексеева, Регион. обществ. орг.

«Клуб психиатров» ; под ред. А.Л. Шмиловича, Е.А. Загряжской. М. : 4ТЕ Арт, 2012. 280 с.: ил. С. 52 - 58.

3. Луззатто П. Краткосрочная арт-терапия в остром психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. СПб.: Питер, 2001. С. 231-247.

4. Ионов О. А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. мед. наук. М: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 2004. 28 с.

Исупова Екатерина Олеговна - медицинский психолог Государственного учреждения «Коми Республиканская психиатрическая больница», 167019, г. Сыктывкар, ул. Эжвинская, 1 «а», e-mail: [email protected]

© Isupova E.O., 2018

THE EXPERIENCE OF USING ART THERAPY IN WORK WITH PSYCHIATRIC PATIENTS

Isupova E. O.

State institution "Komi Republican psychiatric hospital" 167019, Syktyvkar, ul.

Ezhvinskaya, 1 "a"

Abstract. The article describes the experience of using various art-therapeutic technologies in a day hospital psychiatric hospital. A brief review of research and experience in the use of art therapy in psychiatric practice by Russian colleagues. The main purpose of art therapy is the harmonization of mental state through the development of the ability of creative expression and self-knowledge. Features of the art therapeutic approach is the ease of establishing contact with the therapist, constructive work with emotions and feelings, the absence of age and intellectual limitations. Art therapy tech-

niques have a wide range of applications, including in psychiatric practice. Over the past two years, we have been implementing this type of group psychotherapeutic work. Participants of art-therapeutic process are medical psychologist and psychiatric patients suffering from various mental diseases (schizophrenia, manic-depressive psychosis, depressive States, organic brain damage, mental retardation). We set out the conditions for conducting group sessions, the order of inclusion of patients in the group, the principles of selection of art-therapeutic techniques, ways to track performance. The article describes the possibilities and results of the psychologist's work in such areas of group art therapy as visual activity, music therapy, dance therapy, fairy-tale therapy, autogenic training, relaxation. Examples of our patients ' works, with illustrations, a detailed description of the emotional state and self-report of the authors are given. Art therapeutic approach proved to be an effective method of social and psychological rehabilitation of psychiatric patients. Each art therapeutic technique has its own characteristics, advantages and resources. During and after the course of art therapy, both individual and group results are noted by the psychologist and the patients themselves.

Key words: art therapy, techniques, drawings, psychiatric patients.

Art therapeutic care for patients has been actively introduced into Russian psychiatric practice in recent decades. The main objectives of this therapy is to stabilize the mental state of mentally ill patients, prevent new exacerbations, overcoming the negative consequences of the disease. It is important to restore the valuable practical skills and interests of patients. According to the researchers, the group method of art therapy in psychosocial rehabilitation of mentally ill patients showed itself most effectively.

A. I. Kopytin as a result of the research of clinical systemic art therapy of mental disorders notes the favorable dynamics of their symptomatic status of patients, positive changes in their personal functioning, the development of a complex of valuable life skills and healthy needs that provide psychosocial adaptation [1].

G. G. Shiozawa describes the experience of using art-therapeutic technologies in the group of psychiatric patients, while noting the following results of therapy: improve self-esteem and level of confidence to the art therapist, the formation of independence, activity and involvement in the process of creativity, the recovery of lost abilities [2].

P. Luzatto concludes in his work that the results of art therapy sessions may not always be clear and obvious to patients and art therapist [3].

O. A. Ionov, as a result of the research, asserts that the level of psychosocial adaptation of psychiatric patients in the process of art therapy is increased due to the improvement of self-regulation skills, the development of self-understanding abilities, the strengthening of individual autonomy, the formation of a stable system of social relations and interests [4].

Our experience in the use of group art therapy in a day hospital Komi Republican psychiatric hospital shows the psychotherapeutic effectiveness of the use of a variety of techniques of this method. Group art therapeutic classes in the Department are conducted by a medical psychologist twice a week, the duration of one lesson is 1-1.5 hours. The following forms of work are used: visual activity, musical interaction, dance therapy, fairy-tale therapy, elements of autogenic training and relaxation techniques. The groups are open, voluntary, mixed by sex and age, with the participation of patients with various mental disorders, more often with schizophrenia and depressive disorders. All patients, except for the course of art therapy, receive psychopharmacological treatment. Patients with acute mental disorders are not included in art therapeutic groups. At the same time, there are no more than 10 people in the class. Completion of work in the group often coincides with the discharge of the patient from the day hospital.

The choice of art therapeutic techniques depends on the needs of the group and is adjusted by a psychologist at different stages of the therapeutic process in order to activate patients. The first lessons use the most simple, quiet techniques that do not require both increased activity of participants of the art-therapeutic process, and the use of a

large number of tools or expensive material. As emotional and creative freedom, the unity of the group tasks become more complicated and extended.

Art therapy is a natural means of self-expression, in this regard, the products of creativity show emotions, moods and thoughts of a person expressing themselves through drawing, dance and other activities. In the course of training, the dynamics of mood, activity, self-attitude, ways of interaction of patients with a psychologist and with each other, the direction of communication. Dynamic assessment of therapy includes current clinical assessment of mental status of patients, intermediate psychological assessment, written reports of patients on changes in their condition, evaluation of visual products.

The first 3-4 lessons are devoted to visual activity, which allows patients to Express in artistic form their thoughts and feelings related, including, with significant problem situations. In addition, drawing helps to clarify and understand the patient's system of their relations, including the attitude towards themselves. The final lessons of the course of art therapy are also conducted using visual techniques, which, first of all, makes it possible to assess the dynamics of the emotional state of patients. In addition, with the help of these techniques, patients have the opportunity to look at their problem again, to see the options for its solution, drawing and discussing it in a group.

An example of using the technique of drawing in a circle. In figure 1, performed by a man (patient A.) with a depressive reaction and a violation of adaptation as a result of divorce from his wife, used rich colors, strong enough pressure pencil. The patient outlined his current emotional States. The figure shows that these emotions are bright, strong, more negative, used spirals, circles, tunnel. The patient notes that after sketching his condition, he understood a lot, realized, saw that among the negative emotions there are light, positive emotions that he does not let in, pushes away: "I always think about the past, go around, confused and drove himself into a dead end. Need to see more good. The image of a flower means everything good in my life - children, work, hope, faith in the future". The patient spoke, at the same time cried, without hiding the feel-

ings from other participants of group, at the end of occupation noted that psychologically it became much easier.

Drawings of patients with schizophrenia differ amorphous, limited set of colors, incompleteness. In figure 2, patient B. with schizophrenia depicted his emotional States. Loneliness is depicted in the form of faceless person, calmness in the form of one line, other States in the form of hatching, describes them as "just negative emotions". In subsequent lessons, the patient is more communicative active and emotionally open.

Considering the drawings 3,4, made by the same patient B. in the technique of right-hemispheric drawing, it is evident that the patient is creatively and emotionally liberated. In figure 3, in comparison with figure 2, there are saturated colors, marked by the patient as "good, positive". In figure 4, the color saturation increases, in addition, there is a composition, structure, characteristic of schizophrenia patients, dominated by bright, bright colors. The patient at the end of the work notes positive emotions, improved mood.

Other forms of classes, unlike individual drawing, require participants to be more active and free to Express their feelings, close interaction with each other. Since the participants are already familiar enough and trust each other, the group proceeds to such forms of art therapeutic work as group drawing, fairy tale staging, playing musical instruments together, dancing exercises.

Active music therapy and dance techniques. Classes are aimed at developing skills of interpersonal communication, emotional expression. Patients choose a musical instrument among the provided, with the help of which there is interaction between the participants of the group. With the help of musical instruments, patients Express their feelings, talk about themselves, conduct a dialogue, participate in the group playing the melody. At the end of the lesson, the participants say the following: "the lesson helped to better feel the other person", "I learned to listen to the interlocutor", "I always wanted to kill the person with whom I was engaged in a dialogue, I was once again convinced that I am a leader by nature", "I was in a mood, it was fun". Thus, it can be concluded

that classes in active music therapy contribute to improving self-control, the development of communicative and aesthetic functions of interpersonal interaction, group cohesion.

At dance-motor classes, patients are offered to perform dance improvisation individually and in pairs, group dance, exercise to relieve neuromuscular tension. During and at the conclusion of these meetings, the patients noted improvement in overall health, mood enhancement, muscle relaxation.

Skazkoterapiya lessons include listening and discussion of the finished stories, essay individual and group stories, followed by play and discussion, drawing on fairy tales. These classes are quite emotionally and actively. When listening to a fairy tale, each patient in the soul responds to their emotions, remember the stories with which they willingly share. When composing a group fairy tale, each participant has the opportunity to make a personal contribution to the future fairy tale, while some emotionally decorate it and saturate it, others work out their personal-significant situations and events.

Each art therapy technique is perceived and accepted in different ways by the group members. Someone needs to be alone with themselves, and they willingly draw, compose; others seek group support and prefer classes aimed at close group interaction, active communication.

As a result, we can conclude that group art therapy is quite effective in the psychological rehabilitation of patients of a psychiatric hospital. Classes promote self-knowledge and creative expression. Drawing, dance and music therapy form the skills of active self-regulation, develop the ability to Express feelings and thoughts in nonverbal form. Creative work helps to release negative feelings and emotions such as irritation, anger, resentment, guilt, fear. In the course of art therapeutic meetings, patients note an increase in self-esteem, the formation of new interests, a decrease in the feeling of loneliness, emptiness of existence, an emotional rise, the disclosure of creative opportunities.

There is no conflict of interest.

REFERENCES:

1. Kopytin A. I. Primenenie art-terapii v lechenii i reabilitacii bol'nyh s psihi-cheskimi rasstrojstvami [The use of art therapy in the treatment and rehabilitation of patients with mental disorders] // Medicinskaja psihologija v Rossii: jelektron. nauch. zhurn [Medical psychology in Russia: electron. science. zhurn.] 2012. N 2. URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer04.php (date accessed: 15.09.17). (In Russian)

2. Shikhovtseva G.G. Samorazvitie lichnosti v art-terapii pacientov psihiatri-cheskogo stacionara [Self-development of personality in art therapy of patients of psychiatric hospital] / / Art-terapija v psihiatricheskoj praktike: materialy nauch.-prakt. konf. [Art therapy in psychiatric practice: proceedings of the scientific research.- prakt. Conf. ] (Moscow, Nov. 2012) / Department of health of Moscow, a psychiatrist. clinic. hospital № 1 named after him. H. Ah. Alekseeva, Region. societies'. org. "Psychiatrists club", edited by A. L. Shmilovich, E. A. Zagryazhskaya. Moscow: 4TE Art, 2012. 280 p.: ill. P. 52 - 58. (In Russian)

3. Luzzatto P. Kratkosrochnaja art-terapija v ostrom psihiatricheskom otdelenii [Short-term art therapy in acute psychiatric ward] // Praktikum po art-terapii [Workshop on art therapy] / edited by A. I. Kopytin. Saint-Petersburg: Peter, 2001. C. 231-247. (In Russian)

4. Ionov O. A. Art-terapija v kompleksnoj reabilitacii psihicheski bol'nyh. Avtoref. diss. na soiskanie uch. stepeni kand. med. nauk [Art therapy in complex rehabilitation of mentally ill. Abstract. Diss. for academic degree kand. honey. sciences']. Moscow: state scientific center for social and forensic psychiatry im. V. P. Serbskogo, 2004. 28 p. (In Russian)

Isupova Ekaterina Olegovna - medical psychologist of the State institution "Komi Republican Psychiatric Hospital", 167019, Syktyvkar, ul. Ezhvinskaya, 1 "a", email: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.