ужукка дискеш, чайын оваа дагаан черге ергуп азар, малынга хамаарыштыр тейлеп чалбарыыр:
©ршээ! Азыраан малым ессYн! Аал-коданым амыр-тайбыц, ыт-куштан, аарыг-аржыктан сол-менди турзун, ершээ! - дээш, ак кадакты имнер дизии-биле кады сац салган черге бедидир азар.
Хураганнарны чаш турда-ла иелеринден YЗYп еередири база чугула. Мацаа Yн болгаш дааш дузазы-биле еередип ап болур. Адышты часкап, «хене-хене, хене-хене» деп кыйгы салып, чугаалажыр. Ынчаарга хураганнар авазындан чыдып каап хенезинче чоруптар. Азы пластик колага бичии-бичии даштар суккаш, дагжадып болур. Хураган келирге-ле ону чайыптар, хураган дааштан хоюп дедир мацнаптар. А авалары кажаадан Yне бээр.
Хураганнарны ацгы YЗYп оъткарарыныц бетинде, кодур аарыынга удур тарыыр, чуур. Июльдуц 15-тен август 15-ке чедир аваларындан ацгылаан турар ужурлуг. Улуг хойлар эрте децгел ап, семириир. Хураганнарны Yскен соонда, ацгы кадарчы хулээп алгаш, ацгы кодан кылдыр кадарар. Yскен хураганнарны эки кадарар, чаш, тенек хураганнар баш углаан черже чоруп бээр. Кодан иштин арыг байдалга тургузар, ДYГYн чыып арыглаар, оон башка чазын хураганнар сенорос деп (тывалап инээлик) мээзинге дегдириишкин аарыы-биле аарып болур. Ындыг аарыг кончуг халдавырлыг, ындыг малды дораан чок кылыр ужурлуг. Август 15 соонда улуг хойга кадып, кадара бээрге ажырбас.
Бо тема амгы Yеде актуалдыг болуп турар. ЧYге дээрге тыва кижи шаандан тура мал малдап чораан. Амгы Yеде мал естYрер ажыл катап база Тывада сайзырап эгелээн. Бистиц еереникчилеривис бодунуц национал чонунуц кылып чоруур ажыл -агыйыныц технологиязын билир болза эки.
Школаларда этнопедагогика кичээлдеринде темалар колдуунда тыва улустуц ёзу -чацчылдарынче угланган. Ацаа немей бо хевирлиг солун темаларны берзе, уруглар улам сонуургап, кичээлдээр деп бодаар мен.
Материалды берген информатор - Лопсан Аркадий Бадыргыевич. 1960 чылдыц июль 6-да 9вYPHYЦ Дус-Дагга терYттYнген. Амгы Yеде Тес-Хем кожууннуц Самагалтай суурда сайгарлыкчы. Хууда малын Берт-Даг сумузунда тудуп, естYPYп чоруур.
Донгак Олча Викторовна,
ветеран Национального музея Республики Тыва.
Тувинская пуговица -как историко-этнографический источник
Тувинцы - исконные жители предгорий Саян и Танну-Ола и окруженных этими суровыми хребтами степных просторов и речных долин, относятся к народам центрально-азиатского региона.
Народная одежда является одним из видов материальной культуры. В ней отражаются национальные особенности и вкусы народа, его эстетические понятия.
С давних времен верхняя одежда обитателей этого края имела свободный халатообразный покрой и носила общее название «тон», которое знали уже древние тюрки. Встречается оно и в тувинском эпосе. Легкие летние и теплые зимние тоны не
161
имели в покрое значительных отличий у мужчин и женщин. Тоны были длиннополые, с широкой левой верхней полой, имевшей фигурный ступенчатый вырез, запахивающийся до бокового шва и застегивавшийся с помощью четырех или большего количества пуговиц. Мужские и женские тоны отличались лишь в отделке, которая была ярче и изящнее у женщин [1].
В отделке верхней одежды тувинцы-кочевники большое внимание уделяли таким аксессуарам, как пуговицы (век) и петли для их застежки (век дижизи). Как у мужских, так и у женских тон - одинаковое расположение пуговиц - по ступенчатому краю левой (верхней) полы. Пуговицы нашивались в таком порядке: первая располагалась под шеей, чуть ниже воротника, вторая - на груди у правого плеча, третья - под мышкой, четвертая и пятая - на правом боку по вертикали (одна под другой). А соответствующие им петли нашивались по краю левой (верхней) полы.
Пуговицы не пришивались непосредственно к одежде. Они закреплялись с помощью узкой тесьмы, которая продергивалась через ушко пуговицы и пришивалась к одежде. Петли для пуговиц (дижи) делались из такой же тесьмы [2].
Г.Н. Курбатский в своей работе, посвященной тувинскому фольклору [3], писал: «На шубе, халате-тоне выделялись полые, сферические, с воздушным ушком, медные, бронзовые или серебряные пуговицы китайской работы или изготовленные местными кузнецами. Их было 4 и 8, но чаще, судя по загадке, 5:
Пять темных с подпалинами собак Пекина Бээжиннин беш калдар ыдын
Утром привязали, вечером отвязали. Эртен баглааш, кежээ салды.
(Пуговицы тувинского халата, шубы-тон).
В степи попарно связанные телята пасутся. Ховуда кожундактыг бызаа чор.
(Эвк, дижи - пуговица, петля).
У входа в логовище (петли)
коровы глаза, виднеясь, лежат (пуговицы).
В тувинском героическом эпосе отмечается, что тон героя застегивается на 18 пуговиц. В алтайском героическом эпосе «Маадай-Кара» [4] также упоминаются пуговицы:
... С золотыми перламутровыми пуговицами Горностаеву доху надел. С серебряными перламутровыми пуговицами Солнечную доху надел.
Полые шаровидные медные или серебрянные пуговицы издавна характерны для китайского костюма, откуда они, возможно, проникли к кочевникам Центральной Азии и Южной Сибири. Но, вместе к тем, нельзя не отметить, что такие пуговицы встречаются еще в древних погребениях южно-сибирских кочевников с первого тысячелетия н.э., о чем свидетельствуют находки в курганах Тувы.
В.П. Дьяконова по полевым материалам Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР дает такие сведения: «Наша экспедиция при раскопках в Монгун-Тайге в 1957 г. в кургане гунно-сарматского времени обнаружила среди богатого инвентаря медные пуговицы точно такого же фасона, как и ныне бытующие. Найдена металлическая пуговица, кусочки ткани, а также связки пуговиц, которые были нанизаны на жильные нитки вперемежку с бисером. У погребенной
женщины, косы были украшены монетами, бусами, пуговицами. Найдены три медные пуговицы» [5].
Аналогичны ныне бытующим пуговицам и пуговицы, найденные С.И. Вайнштейном во впускных погребениях в Пий-Хемском районе. Курган, где были найдены бронзовые сферические пуговицы с воздушным ушком, С.И.Вайнштейн датирует тюркским временем ^И-Ж вв.): «В 1958 г. нашей экспедицией также в тюркском погребении были найдены две сферические пуговицы с воздушным ушком, сделанные из тонкого листового золота. Таким образом, легко заметить, что сохранение традиционности тувинцев прослеживается по археологическим данным, довольно четко, начиная с VII в. н.э. На территории Западной Тувы найдена плоская, овальной формы перламутровая пластинка с двумя дырочками в середине. Такие пуговицы привозились из Китая» [6].
При помощи специальных полукруглых форм, выполненных из камня, тувинские мастера путем ковки и последующей пайки изготавливали шаровидные пустотелые пуговицы из меди, олова, бронзы, серебра с припаянным ушком. Пуговицы были не просто застежкой, но и украшением. Обычно они были гладкими, но иногда тувинские мастера декорировали их тонким гравированным несложным узором. Пуговицы стоили довольно дорого - за 5-6 серебряных пуговиц отдавали взрослого барана.
В фондах Национального музея Республики Тыва в коллекции тувинских пуговиц имеются интересные пуговицы, изготовленные из рога лося мастером Т. Кунгаа (КП № 7621). Также в этой коллекции есть пуговицы, которые изготавливались из тесьмы самими мастерицами-портнихами из экономии или из соображений эстетики. Эти тканные пуговицы плотно сплетались из тесьмы в виде «узла счастья», подобно «дошка» - навершию некоторых головных уборов тувинцев, поэтому они именовались «дошка век» [7]. Очевидно, такие пуговицы в форме «узла счастья» призваны были приносить благополучие хозяину одежды.
В ранних формах религиозных верований саянских тюрков - хакасов и тувинцев, обитавших в долинах верхнего Енисея, серебряным и бронзовым пуговицам приписывалось отпугивающее действие от нечистой силы (аза или албыс). Саянские тюрки верили, что при продаже или передаче одежды обязательно надо было отпороть пуговицы, иначе уйдет счастье. Также они отрезали все пуговицы с одежды покойного, веря, что пуговицы удерживают его душу (хут) в теле, они хранились дома, на счастье. В память об умершем родителе, его пуговицы пришивали на одежду детей [8].
У китайцев считалось, что нечетное число пуговиц (5-7-9) приносит удачу, а четное количество пуговиц (особенно 4 или 6) - неудачу [9].
В ХХ в. у традиционных пуговиц появилось немало конкурентов: крючки, молнии, так называемые «липучки», но маленькие шаровидные пуговицы, удивительно приспособленные к традиционной одежде, по-прежнему являются непременным атрибутом современной, стилизованной под национальную, одежды тувинцев.
Список использованных источников и литературы:
1. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. - Кызыл, 2000. - С. 36.
2. Потапов А.П. Очерки народного быта тувинцев. - М., 1969. - С. 213.
3. Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. - Кызыл, 2001. - С. 22.
4. «Маадай-Кара» - алтайский героический эпос. - М, 1973. - С. 257.
5. Дьяконова В.П. Труды тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции.
1957-1958 гг. - М., 1960. - С. 200-202.
6. Вайнштейн С.И. Мир кочевников центра Азии. - М., 1991. - С. 158.
7. Сат-Бриль.Л.Ш. Традиционная верхняя одежда тувинцев // Культура тувинцев: традиция и современность. - Кызыл, 1989. - С. 45.
8. Бутанаев В.Я. Монгуш Ч.В. Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков. - Абакан, 2005. - С. 28.
9. Стариков И.С. Материальная культура китайцев. - М., 1967. - С. 85.
Доржу Айлац Дажиевна,
учитель тувинского языка и литературы МОУ СОШ с. Берт-Даг (Тес-Хемский кожуун).
Хомушку Намгаевич Чургуй-оол - делгелгенин маадыры
Ада-чурттуц улуг дайыныныц халаптыг чылдары эрткен. Х.Н. ЧYPГYЙ-оолга ол коргунчуг чылдарны СССР-ниц Дээди Хуралыныц Президиумунуц ХYндYлел бижии база катап сагындырып чедип келген. Ооц сестери долузу-биле бо:
«Совет Эвилелиниц маадыры эш Хомушку Намгаевич ЧYPГYЙ-оолга. Силерниц немец эжелекчилерге удур дайынчы даалгалар Yезинде кергYCкен маадырлыг чорууцар дээш СССР-ниц Дээди Хуралыныц Президиумунуц айтыышкыны-биле 1945 чылдыц март 24-те Совет Эвилелиниц Маадыры деп атты тывысты. СССР-ниц Дээди Хуралыныц Президиумунуц даргазы Н. Шверник. СССР-ниц Дээди Хуралыныц Президиумунуц секретары А.Горкин. Москва, Кремль, 1947 чылдыц декабрь 22».
Х.Н. ЧYPГYЙ-оолду Тыва фронтуже 1943 чылдыц майда Yдээн. Ынчалза-даа ооц баштайгы тулчуушкуну Горький хоорайга тYP курстарны ееренген соонда, Украинага болган. Умань деп хемниц эриинге ЧYPГYЙ-оолдуц танкызыныц экипажы кончуг эрес-дидим халдаашкыннарны кылган. Ол танкыныц чолаачы-механиги ЧYPГYЙ-оол фашистерниц Чернокаменька деп хемниц эриинге турган бYЗээлел камгалалын те шаап чок кылгаш, Умань хемниц эриинге чоокшулап келген. Умань хоорайны келген хевээр хеме таварып кирери болдунмайн барган. Ынчаарга танк полугу еске аргаларны дилеп кирипкен. Эш Хомушкунуц 34 деп танкызы коргуш чокка халдап кирген ийи танкыларныц бирээзи болган. Фашистерниц аэродром баазазы турган черинче олар чаза булгап киргеш, 24 самолёттарны, 80 машиналарны чок кылгаш база 800 немец солдаттарны, офицерлерни диригге тудуп алганнар. Ацаа киришкен ЧYPГYЙ-оолдан еске Тываныц эрес оолдарыныц аттарын адаза чогуур: ТYЛYш Нурсат, Михаил Коцгар, Кыргыс Идам, ТYЛYш Шойдан дээш оон-даа ескелер бар. Дайзынныц халдаашкынын ужур шаап, кол дуза кээрин шыдамык манап турганнар. Бо полк бо тулчуушкуну дээш «Уманьский» деп аттыг апарган болгаш Кызыл Сылдыс ордени-биле шацнаткан. А Хомушку ЧYPГYЙ-оолга Совет Эвилелиниц Маадыры атты тывысканы ол.
Мындыг хевирлиг шиитпирлиг коргуш чок тулчуушкуннарны ЧYPГYЙ-оол маадыр Румыния, Венгрия, Чехословакияга база эрткен. Тиилелгени ол Прага хоорайга уткаан. Ынчан ооц херээнге чYГле Ада-чурттуц улуг дайыныныц I-ги чадазыныц «Эрес-дидим чоруу дээш» деп медалы чораан.
Дайын соонда, Маадыр Тываныц ацгы-ацгы булуцнарынга, кожууннарынга ажылдап чурттап чораан. Каяа-даа чорааш, аныяк-ескен-биле ужуражып, оолдарга