2. Классицизм как направление в искусстве и литературе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=58Vg260nb4Q, свободный. - (дата обращения: 01.04.2023).
3. Смирнова А.С. Видеоуроки в школе// «Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема». 2020. № 1. С. 106-111.
© Баева А.В., 2023
УДК 37.013+379.85
Балюшина Ю. Л.
канд.филос.н, доцент ЧГУ г. Череповец, РФ
ТУРИЗМ КАК ФАКТОР ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье рассмотрена туристическая деятельность детей младшего школьного возраста в ее влиянии на развитие личности ребенка. Показано позитивное влияние туризма на формирование интеллекта ребенка, его волевых и эстетических качеств, самооценки, мотивационной сферы, социальных навыков, творческих способностей, а также патриотизма. Раскрыт механизм влияния туристической деятельности на развитие личностных качеств ребенка.
Ключевые слова:
туризм, ребенок, личность, младший школьный возраст, волевые качества, эстетические качества, социальные навыки, творческие способности, патриотизм.
В период младшего школьного возраста у ребенка происходит интенсивное развитие личности: формирование волевых качеств, личностной рефлексии, осознанной и обобщенной самооценки, творческих способностей, развитие мотивационной сферы. В этот период закладываются такие качества как коммуникабельность, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение считаться с мнениями других людей [4, с. 110]. То есть в этот период начинают формирование те аспекты личности, которые оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Поэтому очень важно создать правильные предпосылки для развития ребенка, задать верное направление, вектор движения. Важно помочь формирующейся личности в самореализации, в научении выстраивания социальных связей, в становлении адекватной самооценки, в обретении уверенности в себе и своих силах.
Ведущими факторами развития личности ребенка младшего школьного возраста является его учебная деятельность и семейное воспитание. В значительной степени этому способствует также и туристическая деятельность, осуществляемая как совместно с семьей, так и в рамках детского коллектива, руководимого воспитателем-инструктором. Как справедливо утверждает Ю. С. Константинов, «туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям, каждому учащемуся. Мало сказать - полезен, он необходим каждой развивающейся личности» [3, с. 5].
Вопросы детского туризма неоднократно оказывались в фокусе внимания исследователей, поскольку дети, подрастающее поколение - это потенциал нашего государства, создатели его будущего -
человеческий капитал, а от качества человеческого капитала зависит успешное развитие общества и государства в целом. С точки зрения современной науки, детский туризм - это «средство гармоничного развития детей и подростков, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным структурным компонентом которой является поход, путешествие, экскурсия» [3, с. 3].
Любой вид туристической деятельности связан с приобретением новых впечатлений, новой информации, нового опыта. Соответственно, он является отличным инструментом развития интеллекта ребенка, его мыслительных способностей, которые активизируются при наличии достаточного количества материала, пищи для размышлений, получаемых в туристических путешествиях, походах, поездках. Путешествия, походы и поездки связаны с выходом за рамки привычной среды, с погружением в новую атмосферу, в них, если уместно выразиться детским языком, новое «все». То есть ребенок получает большое количество пищи для ума. Так, например, отправляясь на летний отдых в лагерь, расположенный в другой климатической зоне, ребенок видит новые для него ландшафты, новые образцы флоры и фауны, новую архитектуру и культуру. Все это многообразие нужно осмыслить, понять и, конечно же, найти ответ на вопрос «почему?» (почему деревья такие высокие или, наоборот, низкие; почему море такое огромное; почему в определенных местах есть горы, а в других нет пр.). Получая ответы на интересующие вопросы, сознание продолжает осмыслять информацию и задавать новые вопросы - оно постоянно в работе, интересной и продуктивной, оно детерминирует само себя и постоянно находится в состоянии развития, наращивая познавательную активность.
В младшем школьном возрасте у детей активно формируется мотивационная сфера, связанная с превращением внешней необходимости во внутреннюю потребность. Развитию внутренней мотивации способствует туристическая деятельность, поскольку она сопряжена с изучением нового, неизвестного и, конечно, интересного. Позитивный опыт заинтересованного и успешного исследования закрепляется в сознании ребенка, фиксируется на постоянной основе, перерастая в мощный интерес к познанию и обучению, а позже и к саморазвитию. Значимым видится то, что туристическая деятельность построена, главным образом, на интересе, азарте, увлечении и стремлении к новым открытиям, что формирует именно позитивный познавательный опыт, что, в свою очередь, закрепляет мотивацию. Рассмотрим в качестве примера экскурсии по достопримечательным местам, музеям, проводимые с учебными или культурно просветительскими целями. Часто такие экскурсии включают игровые и соревновательные элементы, вкусные или памятные призы для внимательных и активных. Получаемые в таких ситуациях впечатления и знания, как правило, позитивны, они вызывают приятные эмоции, которые служат своеобразным вознаграждением за проявленную познавательную активность. Положительные эмоции «закрепляют» поведение: ребенок испытывает желание повторить поведение (активность, внимательность, любознательность) с целью получения вознаграждения. Внутренним вознаграждением также служит осознание себя как успешного, инициативного человека, которое важно не только в плане мотивации, но и в плане активации волевых качеств.
Согласно наблюдениям психологов у многих детей, воспитанных в абсолютно благополучных условиях, отсутствуют развитые волевые качества, поскольку они не имели объективной возможности их проявлять, в связи с тем, что росли в детоцентристских семьях, где родители стремились полностью организовать быт и досуг ребенка, лишая его инициативы, а зачастую и права выбора. Туристическая деятельность в значительной степени положительно влияет на развитие волевых качеств. В путешествии, в походе появляется масса возможностей проявить себя, вынести различные инициативные предложения, поставить цели, пусть и небольшие, приложить усилия по их достижению. Физические нагрузки в путешествиях и походах, преодоление усталости, смирение с не всегда благоприятными погодными условиями или отсутствием привычного комфорта, необходимость самостоятельного
выполнения многих бытовых действий также требуют волевого усилия и целеустремленности.
Достижение, успешное преодоление сложностей, в свою очередь, формируют адекватную самооценку ребенка, его способность осознавать свои силы и возможности, концентрироваться на желаемом результате. Под самооценкой понимается та оценка, которую дает себе личность, в данном случае - ребенок. Она включает понимание себя, своих возможностей, своих сильных и слабых сторон. Согласно выдающемуся психологу Б. Г. Ананьеву, исходные формы самооценки ребенка складываются из оценок взрослых, а подлинная, действительная самооценка формируется лишь в результате осознания себя ребенком, в процессе деятельности и рефлексии ее результатов [1, с. 51]. Так, например, принимая участие в туристическом походе, дети сталкиваются с различными сложными ситуациями и трудностями, в процессе преодоления которых формируется понимание того, что приложение некоторых усилий приводит к успеху. Осознание того, что «я справился» или «я сам справился» внушает веру в себя, в свои силы, нивелирует страх перед препятствиями на жизненном пути в будущем.
В настоящее время дети (не только младшие школьники) испытывают значительную информационную нагрузку: уроки в школе, дополнительные занятия, кружки и секции, интернет, телевизор и многое другое наполняет их сознание огромным количеством информации, зачастую сорной, льющейся нескончаемым потоком, которую сложно усвоить и осознать, не только ребенку, но и взрослому человеку. А организм ребенка, кроме всего прочего, находится в стадии активного роста. Поэтому ребенок быстро утомляется. Устает не только в физическом плане, но и в интеллектуальном, эмоциональном. Для восстановления сил и ресурсов, для усвоения уже поступившей в мозг информации ребенку требуется своеобразная «перезагрузка», переключение не просто на другой объект внимания, а на совершенно другую сферу. Прекрасным способом переключения является туризм - путешествие, пусть и не большое, поход, поездка. Они сопряжены со сменой обстановки и вида деятельности, часто - с физической активностью и проведением времени на свежем воздухе, они в меньшей степени регламентированы и более непринужденны, чем иные виды деятельности. В связи с этим туризм является эффективным способом снятия напряжения, эмоциональной и интеллектуальной перезагрузки, которая необходима для перехода на следующий этап развития.
Внутренний детский туризм также оказывает влияние и на развитие патриотических чувств, что в современных сложных условиях представляется чрезвычайно актуальным для формирования полноценной сильной личности гражданина своей страны. В процессе туристических поездок, экскурсий, результате непосредственного приобщения к культурному наследию, непосредственного созерцания просторов своей родины, живого наблюдения многообразия, как культурных образцов, так и природных богатств, складывается уважение к своей стране, гордость за нее и свой народ, формируется стремление внести и свой вклад в развитие своей прекрасной страны.
В данном контексте следует отметить и влияние туризма на способность видеть прекрасное, гармоничное в окружающем мире, то есть на развитие эстетических качеств личности, эстетического отношения к миру. Нет более совершенных форм, богатых красок и цветовых сочетаний, чем естественно-природные, не случайно природа является источником вдохновения для великих людей. Созерцая бесконечное разнообразие и неподражаемую красоту природы, ребенок учится видеть прекрасное в повседневном, у него развивается чувство гармонии. Особенно это актуально для жителей городов, поскольку многие урбанизированные пространства часто отличаются однообразием оформления и цветовых решений. Так, например, в туристическом походе внимание детей следует заострять на маленьких «чудесах природы», которые не заметны неискушенному наблюдателю - ребенку, таких как гармоничное сочетание цветов и форм естественно природных объектов.
Туризм также видится и в качестве инструмента развития творческих способностей формирующейся
личности. В путешествии, на экскурсии или в походе мир предстает перед ребенком в ярких красках, которые оставляют неизгладимые впечатления. Ребенок воспринимает мир непосредственно: он его видит, слышит, осязает, контактирует с ним, становится частью его. Образы, получаемые ребенком из внешнего реального мира, всегда более яркие и эмоционально насыщенные, чем те, которые получены из книг, устных рассказов или фильмов. Множество впечатлений и образов требует не только переработки и осмысления, но и выражения во вне, навевает новые идеи или интересные ассоциации, которые хочется выплеснуть в рисунке, пересказе, поделке или ином продукте творчества. Соответственно, в процессе путешествия целесообразно проговаривать впечатления, для лучшего их запоминания, а по окончании -предложить детям, например, нарисовать или слепить то, наиболее впечатлило, совместно воссоздать в рисунках или поделках увиденные ландшафты или достопримечательности, провести конкурс творческих работ.
Туристическая деятельность в рамках детского коллектива - туристической группы детей - во многом способствует развитию тех важных социальных навыков, которые во многом определяют успешность жизнедеятельности человека в будущем и, конечно же, необходимы для социальной адаптации ребенка. К таким навыкам отнесем выстраивание отношений с разными людьми, ведение совместной деятельности или командной работы, взаимопомощи, стремления к сотрудничеству, коммуникабельность, коммуникативность и пр. Например, в активном туристическом путешествии, походе невозможно остаться одиночкой, необходимо стать частью команды, а это значит, что нужно уметь доносить свои мысли, идеи и эмоции до окружающих; понимать интересы других участников и учитывать их; уметь предлагать помощь и принимать ее; уметь договариваться, совместно решать задачи, распределять ответственность.
Итак, мы можем видеть, что туристическая деятельность оказывает мощное позитивное влияние на всестороннее развитие личности ребенка: стимулирует формирование волевых, эстетических, патриотических, творческих качеств, самооценки и самосознания ребенка, его коммуникативности и мотивационной сферы.
В заключение хочется привести красивые, правильные и очень емкие слова Д.А. Горбачёвой, Е.Н. Егоровой, Г.Б. Семенякиной: «туризм - это многокомпонентный феномен, развивающийся как уникальная площадка для культурной коммуникации, формирования ценностей, всестороннего развития личности, раскрытия творческого потенциала» [2, с. 23].
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М.: Директ-Медиа, 2008. 134 с.
2. Горбачёва Д.А., Егорова, Е.Н. Семенякина Г.Б. Развитие личности детей и подростков средствами туризма в процессе обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования // МНКО. 2020. №6 (85). URL: https://cybeHeninka.m/artide/n/razvitie-lichnosti-detey-i-podrostkov-sredstvami-tunzma-v-protsesse-obucheniya-i-vospitaniya-v-uchrezhdeniyah-dopolnitelnogo (дата обращения: 11.01.2023).
3. Константинов Ю.С. Педагогические возможности детско-юношеского туризма // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-vozmozhnosti-detsko-yunosheskogo-turizma (дата обращения: 11.01.2023).
4. Ширина, О.А. Перечень личностных качеств младших школьников / О.А. Ширина. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2017. № 32 (166). С. 108-112. URL: https://moluch.ru/ archive/ 166/45368/ (дата обращения: 27.03.2023).
© Балюшина Ю.Л., 2023