Формирование экологической культуры
Рис. 1. Формирование экологической культуры с учётом функциональной организации личности.
- для младшего школьного возраста (7-9 лет) характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
- для младшего и среднего подросткового возраста (10-13 лет ) характерен поступочный субъектно-непраг-матический тип субъективного отношения к природе.
- для старшего подросткового возраста (14-15 лет) характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
- для юношеского возраста (16-17 лет) характерен перцептивный объектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе [1].
Придерживаясь данной схемы, можно грамотно выстроить личностно-ориентированный процесс обучения и воспитания, в том числе и экологического. Основными ориентирами для оценки и разработки индивидуальных образовательных траекторий будут параметры личностной оболочки (внутренне наполнение личности).
Учитывая возрастные особенности обучающихся, педагоги смогут организовать учебно-воспитательный процесс с реализацией ведущего типа деятельности данного этапа развития личности (игровая деятельность, учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, общественно-полезная деятель-
ность). Таким образом, учебно-воспитательный процесс будет наиболее эффективным.
В режиме кабинетного обучения трудно применять индивидуальную образовательную траекторию для формирования экологической культуры. Поэтому, на мой взгляд, наиболее приемлемой формой организации учебного процесса в данном случае являются работа с обучающимися в природных комплексах зоопарка, ботанического сада и зоомузея.
Результатом формирования экологической культуры обучающегося через индивидуальную образовательную программу средствами зоопарка и ботанического сада является повышение интереса к предмету, развитие творческих способностей, самореализация и саморазвитие личности.
Работа выполнена под руководством д.п.н., проф.
0. Н. Пономаревой.
список литературы
1. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.
2. Каропа Г. Н. Теория и методы экологического образования школьников. Гомель: Изд-во ГГУ, 2000. 272 с.
3. Пономарёва О. Н. Экология в школе: методические подходы к обучению. Пенза, 1999. 185 с.
туристско-краеведческая деятельность как фактор социализации младших школьников
Е. А. МЕЛЬНИКОВА, И. Л. БЕККЕР Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского
кафедра педагогики
В статье затронута проблема социализации младших школьников, описываются трудности, испытываемые ими при адаптации к новой социальной среде - школе. В качестве средства социализации рассматривается туристско-кра-еведческая деятельность, выявляется ее социализирующий потенциал, предлагаются формы и способы организации туристско-краеведческой деятельности, которые способствовали бы успешной адаптации детей к школьной жизни.
В последние годы педагоги и психологи все чаще говорят о том, что процесс адаптации детей к школе носит затяжной характер и влечет за собой школьные неврозы, повышенную тревожность и, как следствие, социальную дезориентацию младших школьников [5]. Некоторые авторы считают данное явление одной из центральных проблем современной педагогики [1; 2].
Причин можно найти достаточно: это и значительное сокращение сети детских дошкольных учреждений (ДОУ), и отсутствие в них соответствующих программ, помогающих детям адаптироваться к школе. особенно важно то, что значительное количество детей вообще не посещает детские сады. Таким детям приходится преодолевать не только трудности овладения учебной деятельностью, но и трудности, связанные со сменой социальной позиции и социальной ситуации развития (режим дня, отношения со взрослыми и сверстниками). Перед младшим школьником возникает много проблем, новых по сравнению с дошкольным периодом. Безусловно, самыми серьезными, особенно в первом классе, являются трудности освоения школьной жизни: строгого распорядка дня, соблюдения определенных правил поведения, необходимости выполнять иногда не слишком привлекательные задания на уроке и дома и т. д. Однако дети этого возраста испытывают и другие трудности, зачастую малопонятные, продолжительные, вызванные закономерностями роста и развития ребенка в современных условиях. Ребенок в школьные годы сталкивается с привлекательными и отталкивающими проявлениями социума в целом. И даже если в личном опыте ребенок не сталкивается с насилием, преступностью, несправедливостью, нищетой, то телевидение, радио помогают восполнить этот «пробел». В результате возникает страх, повышенная тревожность, стресс, депрессия, чрезмерное возбуждение, агрессия. Поток негативной информации травмирует психику ребенка и порождает внешне немотивированные изменения поведения. Возможны и психосоматические нарушения, такие, как боли в животе, головные боли, нарушение сна или аппетита. При этом следует помнить, что часто истинная причина эмоциональных проблем ребенка намеренно или случайно маскируется его видимым поведением. К примеру, возможны различные формы проявления тревоги. Это может быть агрессия, раздражительность у одних детей, у других -дрожь, заикание, изгрызенные ногти, третьи уходят в область нелепых фантазий. Проблемы в школе могут создать неприятности дома, и наоборот. Ребенок, испытывающий трудности и в школе, и дома, вдвойне подвержен беспокойству, страху, отчаянию [4].
Э. Эриксон назвал соответствующую возрасту младшего школьника стадию психосоциального развития личности стадией инициативы и чувства вины, поскольку именно в это время у ребенка наиболее интенсивно развивается (или не развивается) способность к овладению окружающей его средой. как же трудно детям будет в дальнейшем находить взаимопонимание с окружающими, если они в младшем школьном возрасте не научатся разбираться в людях и не приобретут навыков общения.
известно, что младший школьный возраст характеризуется относительным преобладанием процессов адаптации над процессами индивидуализации. Совместная деятельность со сверстниками во всех ее проявлениях является условием формирования нормативного поведения младшего школьника. В учебной деятельности межличностные контакты учащихся опосредованы влиянием учителя; непосредственное взаимодействие школьников на уроке представлено минимально. Преобладающими являются коактивные формы деятельности («рядом, но не вместе»). Взаимооценка, а также самооценка детей опосредованы оценкой учителей, в поле зрения которых оказывается преимущественно социально-ролевое поведение школьников, а главные критерии оценки - дисциплина и успеваемость. Понятно, что эти факторы еще больше перегружают психику ребенка. Следует отметить, что дети, не посещавшие детские сады, привыкают находиться в центре внимания своего ближайшего окружения, то есть они испытывают чрезмерную потребность во внимании к себе со стороны окружающих. Если ребенок не обладает никакими особыми способностями (или почему-либо не имеет возможности их реализовать), не имеет серьезных достижений в какой-либо области, то есть не может удовлетворить потребность во внимании к себе со стороны окружающих с помощью социально принятых способов, то он нередко выбирает другой путь. Его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения, что служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для такого ребенка поощрением. Ясно, что такой ребенок не может заслужить положительной оценки учителя, а, следовательно, и сверстников. Поэтому у таких детей возникают дополнительные трудности в общении со взрослыми.
Задача педагога - помочь ребенку обрести чувство уверенности и готовности успешно взаимодействовать миром, в котором он живет. Педагог должен помочь пройти процессу социализации ребенка мягко и вместе с тем эффективно. Его обязанность - создать условия для формирования самосознания, адекватной самооценки, а также навыков эффективного общения.
Следует отметить еще одну важную особенность современной действительности: одной из наиболее характерных черт сегодняшнего положения российских детей является то, что их жизнь протекает в условиях жесткой социальной дифференциации, дегуманизиру-ющей пространство детства. Воспитательная деятельность педагога может стать фактором гуманизации, если он найдет противовес негативным для ребенка явлениям в социуме и системе образования. для этого необходимо разработать эффективные формы социализации, соответствующие, с одной стороны, современным социокультурным условиям, а с другой - интересам и потребностям младших школьников.
Одним из эффективных факторов социализации младших школьников может явиться туристско-крае-ведческая деятельность. Это произойдет в том случае,
если ее содержание и организационные формы соответствуют возрастным, социальным и психологическим особенностям младшего школьника и позволяют удовлетворить его актуальные запросы и потребности.
Опыт отечественной педагогики и многочисленные научно-педагогические исследования позволяют сделать вывод о том, что туристско-краеведческая деятельность обладает очень высоким социализирующим и воспитывающим потенциалом. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер ТКД в обучении, воспитании и оздоровлении детей. В ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Туризм по природе своей невозможен без познания окружающего мира. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. И это верно как для научных знаний, так и для приобретения навыков повседневного общения. В обычной жизни такого богатства и разнообразия эмоционально насыщенного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, формирующих элементы самостоятельности индивидуального и группового поведения, как в активных видах туризма, учащиеся обычно лишены. Неизбежными для туристской деятельности всегда были и процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. Это, как правило, значительно упрощает для педагогов-воспитателей решение многих педагогических задач и ситуаций. Самообслуживание, самоуправление -естественные черты и личности, и группы, занимающейся активными видами туризма. Значительно более широкими возможностями располагает и педагог -руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально-личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной жизни.
каким же образом туристско-краеведческая деятельность может помочь педагогам в решении обозначенных нами проблем? Прежде всего, рассмотрим условия формирования навыков социального общения в рамках туристско-краеведческой деятельности. Известно, что туристско-краеведческая деятельность в любом ее проявлении есть деятельность групповая. Любая совместная деятельность требует формирования навыков общения (эффективной коммуникации и интеракции, адекватной социальной перцепции). Понятно, что ребенок, занимаясь туристско-краевед-ческой деятельностью, просто вынужден осваивать общение. Весьма важно то, что делает он это не по принуждению и в неформальной обстановке. Совместная деятельность и общение в рамках коллективных туристских дел имеет одну особенность: высокий уровень значимости результатов для каждого из участников и для группы в целом. Практически это выражается в том, что если кто-то из членов группы будет относиться к своим обязанностям недобросовестно или конфликтовать с товарищами, то пострадает от этого
вся группа. И вовсе неважно, происходит ли это во время сложного многодневного путешествия или однодневной туристской прогулки.
Естественно, что результаты деятельности и общения каждого из участников туристской группы будут подвергаться оценке со стороны товарищей по группе (классу), педагогов, родителей - то есть наиболее референтных для младших школьников лиц, а также самооценке. На этой основе в группе формируются отношения ответственной зависимости - один из главных признаков коллектива. Социальная психология давно заметила тот факт, что оценка результатов деятельности личности со стороны «значимых других» - очень важный элемент социального благополучия личности, в значительной степени определяющий качество ее жизни, психическое и физическое здоровье.
В структуре туристско-краеведческой деятельности для успешной реализации внутреннего потенциала детей разработана особая педагогическая инструментовка - система постоянных, временных и ситуационных туристско-краеведческих должностей [3]. Она позволяет каждому из участников найти себе дело, в котором он мог бы максимально реализовать свои способности и возможности, а также приобрести необходимые в походе специальные навыки. Использование названного приема позволяет добиться положительной оценки деятельности школьника со стороны окружающих, а это в свою очередь дает ощущение удовлетворенности жизнью, повышает настроение, создает условия для дальнейшей творческой активности, формирует жизненные цели.
Сложность и длительность совместных действий в туристско-краеведческой деятельности легко дозируется и регламентируется. А в процессе общения легко создавать ситуации, связанные с формированием самосознания, адекватной самооценки, а также большой группы навыков эффективного общения. Понятно, что наличие таких навыков - один из главных показателей социального здоровья личности. для младших школьников это особенно важно, так как они находятся в начале долгого и сложного пути социальной адаптации к школе, к новой системе взаимоотношений с одноклассниками и учителями
На наш взгляд, именно в туристско-краеведческой деятельности эффективно можно осуществлять и интеграционные процессы, которые позволяли бы детям разных социальных групп приобрести опыт совместного и благополучного бытия. Туристско-краеведчес-кая деятельность обладает наибольшей демократичностью, не подчеркивающей и не разделяющей детей на способных и одаренных, с одной стороны, и неспособных, неодаренных - с другой, как это часто бывает в учебном процессе и во многих других видах деятельности учащихся. Демократичность ТКД предполагает успешное участие в ней младших школьников с любым уровнем физического, интеллектуального и эмоционального развития, ибо она не требует достижения высоких показателей физической и волевой подготовки, как в спорте, не предполагает исключительной эмоциональной и интеллектуальной одаренности, как,
например, в художественных видах деятельности. Разнообразие форм ТКД, постоянное ее чередование снимает все виды напряжения и способствует оптимальному общению между всеми членами коллектива.
Рассмотрим основные формы Ткд, которые можно эффективно использовать в работе с младшими школьниками для их успешной социализации.
Прежде всего, туристско-краеведческую деятельность в начальной школе можно использовать для развития навыков здорового образа жизни и двигательных качеств ребенка. дети всегда будут рады небольшой прогулке между уроками и ободряющей физкультминутке под веселое стихотворение.
Педагог всегда может обратить внимание ребенка на то, как надо правильно одеваться на прогулку, поход или экскурсию, помочь детям приобрести навыки передвижения по простейшим формам естественного рельефа, как соблюдать чистоту и беречь природу (даже на примере своего микрорайона, близлежащего парка). никогда не будет лишним напомнить ребятам, как правильно переходить дорогу. Ребенок должен не просто знать главные правила дорожного движения, но и уметь их выполнять, а главное - понимать, для чего это нужно. Педагог на прогулке напоминает о том, что соблюдение осторожности и внимательность предохранят от ран и ушибов.
Поскольку основными организационными формами туристско-краеведческой деятельности для школьников младших классов являются занятия в классе и туристские прогулки, происходящие в основном в игровой форме, то очевидно, что игра и будет тем основным средством, в котором эта деятельность будет реализована. Пользуясь игровыми приемами, педагог не только полноценно решает учебные и воспитательные задачи, но и легко устанавливает контакт с ребенком. игры способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми, умения выразить свои мысли и желания невербальными средствами: жестом, мимикой, движением. Помимо снятия физического переутомления, игры содействуют сплочению детского коллектива, формированию доброжелательной и безопасной атмосферы в классе. Полезно предложить детям народные игры, которые знали и любили еще наши прабабушки и прадедушки и которые дошли до нас почти в неизменном виде. Сегодня эти игры мы можем использовать для развития наших детей (игры «Каравай», «Золотые ворота», «Ручеек», «Чур, у дерева», «Казаки-разбойники»).
Элементы туристской прогулки можно активно включать в повседневный учебный процесс. Можно предлагать детям комплексы физических упражнений с элементами ориентирования на местности и разнообразными простейшими наблюдениями за природными явлениями, игры для тренировки глазомера и преодоления естественных препятствий. или же можно просто в ясный солнечный осенний день, выведя детей на 15-20-минутную прогулку после уроков или между ними, предложить им провести следующие наблюдения: обратить внимание на то, где находится солнце, как высоко оно стоит над горизонтом, и на ос-
новании этого определить стороны света; посмотреть какие деревья еще сохранили листву, на каких листва пожелтела, а какие - ее уже сбросили; найти травянистые растения, которые еще цветут, и кусты, на которых сохранились ягоды; прислушаться к голосам птиц, пение которых еще можно услышать. В классе, обсуждая итоги прогулки, необходимо обратить внимание на то, какие положительные эмоции получили дети, общаясь с природой, насколько легче и интереснее им было выполнять задания после прогулки, какую реальную пользу для себя и школы сумели они приобрести, выполняя задания учителя.
Еще одна форма ТКд, которая очень нравится детям начальной школы, - это экскурсии. Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии вызывает у учащихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают проведения. Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, поле, а для начала - пришкольный учебно-опытный участок. Нужно отметить, что в различные времена года посещение одного и того же места не снижает интереса учащихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом - приятная прохлада зеленых насаждений, богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа. Все это манит детей, и они рвутся на лоно природы. учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы учащиеся разумно наблюдали, изучали природу, научились любовно охранять ее. При этом не стоит забывать о возрастных особенностях наших детей. для того чтобы не потерять их внимание, педагогу следует вовремя предложить им игру или дать небольшое туристское задание, предварительно разбив ребят на команды. После экскурсии можно устроить конкурс рисунков детей на тему «Что мы увидели на экскурсии», что внесет свой вклад в эстетическое воспитание ребят.
известно, какую роль играет режим дня для здоровья человека и в особенности ребенка. исследования последних лет показали, что у многих школьников день неоправданно перегружен учебными занятиями и разнообразными видами деятельности, преимущественно интеллектуального плана, не требующими физической активности. Выше мы отмечали, что из-за психологической перегрузки у младших школьников нередко возникают разнообразные проблемы со здоровьем. Чем в этом случае нам может помочь туристско-краеведческая деятельность?
Занятия туризмом позволяют давать строго дозированные разнообразные физические нагрузки на свежем воздухе в рамках сбалансированного режима дня в целом.
Как уже было сказано, основной формой туристской деятельности младших школьников является туристская прогулка, то есть двух-трехчасовое мероприятие. Однако опыт показывает, что при определен-
ном уровне подготовки с младшими школьниками, особенно с учащимися 3-4 классов, можно успешно проводить более длительные походы - по 8-10 часов, которые позволяют организовать четкий распорядок дня с разумным чередованием этапов отдыха и физических нагрузок и рационально организованным питанием. Причем все это происходит, как правило, на фоне положительных эмоциональных состояний, возникающих от общения с природой и сверстниками, необычных видов деятельности и ярких впечатлений. Практика ТКД показывает, что именно в походе выходного дня можно максимально успешно создавать благоприятный эмоционально-психологический фон. Не следует только увлекаться длинными, монотонными переходами, которые младшие школьники переносят плохо в силу известных физических и психических особенностей. Лучше всего, если поход выходного дня с младшими школьниками будет организован в виде многочасовой игры (например, игра в разведчиков, исследователей, следопытов). При наличии достаточного количества опытных руководителей в такой игре могут принимать участие несколько групп.
Еще одно важное достоинство туристско-крае-ведческой деятельности - возможность организации закаливания в процессе туристских мероприятий начиная с воздушных ванн в течение нескольких минут и кончая купанием в естественных водоемах при разнообразных погодных условиях. Закаливание имеет не только физиологический, но и значительный социальный эффект. Оно дает детям ощущение собственного здоровья, готовность противостоять неблагоприятным погодным условиям, а это, в свою очередь, повышает уверенность в себе, способствует формированию по-
ложительной самооценки, повышает социальный статус личности в глазах окружающих. Для психического здоровья школьников это особенно существенно.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность при должной организации может стать мощнейшим социализирующим фактором младших школьников. Она обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников в условиях и ситуациях, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах, почувствовать значение общения с природой и, главное, научиться общаться с ней и с окружающими людьми.
список литературы
1. Бочкова Н. Г., Кривов Ю. И. От школы «образовательное учреждение» - к школе «институт социального воспитания» // Теория и практика социального воспитания: проблемы, поиски, решения: Материалы межрегион. научно-практич. конф. Заречный, 2004. С. 61-64.
2. Голованова Н. Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная Литература, 1997. 192 с.
3. Остапец А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985. 104 с.
4. Резниченко М. А. Трудности взросления младшего школьника //Начальная школа. 1998. № 1. С. 25-30.
5. Хвичия Н. Э. Осуществление непрерывности образования на этапах дошкольного и начального школьного обучения в условиях многопрофильной гимназии // Актуальные проблемы совершенствования непрерывного образования: традиции и современность: Материалы межрегион. научно-практич. конф. Пенза: ИПКиПРО, 2001. Ч. 3. С. 99-102.
УДК 796.06
физическая культура в системе социальной интеграции личности
Л. И. ПАНКОВА, Е. В. СЕДОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра педагогики и психологии профессионального обучения;
В статье говорится о том, что необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориетирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и духовного. Рассматривается понятие «физкультурная деятельность» в качестве интегрирующего свойства, отражающего всё многообразие физической активности человека, направленного на сознательное совершенствование биологической природы посредством использования физических упражнений. Подчёркивается роль деятельностного подхода в развитии физических потенциалов человека, проводится мысль, что физическая культура на личностном уровне - это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью.
Физическая культура как полноценная составляющая бытия человека и общества обладает значительными ресурсами социализации, самореализации и реабилитации личности. Данные ресурсы физической культуры обусловлены, прежде всего, наличием в ней большого духовного потенциала (это фиксируется направленностью генезиса развития знаний о данном феномене, и в частности выраженной тенденцией к возрастанию её духовных компонентов и начал). Физическая культура - это многогранное и интегратив-
ное явление - единство и взаимосвязь процессуальных форм и видов физкультурной деятельности, в совокупности оптимизирующих интеллектуальное, социально-психологическое, двигательное развитие личности. Она формирует духовно-телесное единство человека через сознательно окультуренную двигательную деятельность по удовлетворению его разнообразных потребностей. Феномен физической культуры включает ценностно-нормативный, институциональный и технологический аспекты, которые позволяют