Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы личности через деятельность туристического клуба «Омега»'

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы личности через деятельность туристического клуба «Омега» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДОСТОИНСТВА / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВЗАИМОПОМОЩИ / ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СОПОДЧИНЕНИЯ / ДРУЖБА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Роза Гибаевна

В условиях туристического похода, соревнований наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения, адаптация к самостоятельной жизни (без попечения родителей) подростков, поведения в экстремальных ситуациях. Все это подкрепляется мощными, положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на ребенка в путешествии: новизны и необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, физических нагрузок и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы личности через деятельность туристического клуба «Омега»»

печке, Кто где спрятался? Давайте ответим на вопрос, пользуясь таблицей.

КРОВАТЬ ШКАФ ПЕЧКА

Мальвина - + -

Пьеро +

Буратино + -

Итак, рассуждаем. Известно: Во-первых, Буратино в печку не полез, поставим -. Во-вторых, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке, поставим -.

Получается: Мальвина спряталась в шкафу, поставим +; Пьеро спрятался в печке, поставим +; и соответственно, Буратино спрятался под кроватью.

Таким образом, пользуясь таблицей и рассуждениями, мы смогли точно определить объект.

Использовано: Материалы к учебнику Петерсон Л.Г. 2 класс. - М.: «ВАКО», 2005.

«Пятиминутка» составлена учителем ГОУ СОШ № 535 Сапрыкиной Еленой Владимировной.

Литература

1. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.

2. Вороещикоб С.Г. Азбука логичного мышления. - М.: «5 за знания», 2007. - 352 с.

3. Вороещикоб С.Г. Логичное мышление и его назначение // Инновационные проекты и программы в образовании. -

2009. - № 5.

4. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 1.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2010.

6. Карабанова O.A. Универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. Адрес: http://www.prosv.ru/umk/ perspektiva/info.aspx?ob_no=12250

7. Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. - М.: Просвещение, 1987.

8. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. - 1982. - № 10.

9. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Народное образование. - 2003. - № 8.

10. Хуторской A.B. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. -1999. - N° 7.

В условиях туристического похода, соревнований наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения, адаптация к самостоятельной жизни (без попечения родителей) подростков, поведения в экстремальных ситуациях. Все это подкрепляется мощными, положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на ребенка в путешествии: новизны и необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, физических нагрузок и т. д.

Кузнецова Роза Гибаевна

МОУ СОШ № 15 учитель английского языка г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) бЫ 5@nerungri.edu.ru

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО КЛУБА «ОМЕГА»

Для чего нужны туристические походы и как они помогают в развитие личности и раскрытие моральных качеств человека на примере туристического клуба «Омега»?

Ключевые слова: человеческие достоинства, моральные качества, патриотизм, гражданственность, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, дружба.

Современная школа, нагружая учащихся массой предметных заданий, не в состоянии дать общую подготовку к жизни, четкую ориентацию в основных жизненных ценностях, практическую готовность к решению реальных жизненных задач. Именно это побудило меня работать в данном направлении компенсировать, хотя бы малую

долю того, что недодает ребятам школа.. Еще A.B. Сухомлинский говорил об этом “... воспитывают не знания, не слова, не прекрасные беседы, а действия самих учащихся, направляемые умным, добрым и справедливым учителем”. Возможность получить этот необходимый опыт как раз, и дают занятия активным туризмом, которые организо-

ваны в нашей школе № 15 туристическим клубом «Омега». Это - кружковые занятия, туристические слеты и соревнования, походы разных категорий сложности, различные экспедиции. В условиях туристического похода, соревнований наиболее безболезненно и естественно вводятся высокие нормы и ценности человеческого поведения, адаптация к самостоятельной жизни (без попечения родителей) подростков, поведения в экстремальных ситуациях. Все это подкрепляется мощными, положительными эмоциями за счет всего комплекса факторов, воздействующих на ребенка в путешествии: новизны и необычности обстановки, обилия информации, чувства безопасности, дружеского общения, реальной возможности самоутверждения в преодолении трудностей, физических нагрузок и т. д.

В своей работе использую нормативные документы Министерства образования, методические материалы и рекомендации по организации и проведению туристко-краеведческой и экскурсионной работы в школах и учреждениях дополнительного образования, республиканского туристического центра, личный опыт участия в различных туристических мероприятиях, организации и проведения, районных туристско-краеведческих мероприятий и походов.

Уже более семи лет я руковожу туристическим клубом «Омега». В основу его программы я взяла концепцию, которая основывается на единстве туризма и краеведения, дающую возможность разностороннего развития учащегося, подготовки его к самостоятельной жизни, нацеленности его на активное освоение окружающего мира от своего родного гнезда, до дальних окраин Отечества.

Программа содержит в себе три блока: образовательный, воспитательный и оздоровительный. В образовательный блок входят техника туризма и познание районов будущих путешествий. В воспитательный блок входят законы, правила, традиции, нормы поведения на природе и в социальной среде, повышение их общей культуры. Приобретение навыков самообслуживания, самоуправления, самовыжи-вания, самоутверждения, т.е. навыков для решения проблем стоящих перед каждым молодым человеком. В оздоровительный блок входит система физических нагрузок и режим т.к. деятельности, содействующей оздоровлению учащихся, и приобщению к здоровому образу жизни.(5).

Таким образом, все основные темы даются по расширяющейся и углубляющейся спирали, от простого к более сложному. Важнейшим положением концепции являются требования опережения нравственными позициями туристической деятельности, т.е. техники туризма, а также деятельностный, практический подход.

Важнейшим элементом программы на каждый год обучения являются участие в соревнованиях определенного уровня и итоговый туристический поход, в зависимости от года обучения одно, двух,

трехдневные учебно-тренировочные и категорийные походы. Походы, как и спортивные результаты туристов на соревнованиях являются своеобразным экзаменом для ребят на моральные качества, свои человеческие достоинства, на самостоятельность, выносливость, физическую подготовку, овладение туристическими навыками и умениями.

Каждый ребенок непроизвольно оценивается всем коллективом, своими же друзьями и в зависимости от этой оценки у каждого свой определенный авторитет в группе. Именно это и ценят дети в занятиях туризмом. И как говорят сами: “Нас тянет сюда потому, что здесь ценят “не прикид”, а душевную щедрость, ценности. Здесь - забота, дружба, верность, честность, ответственность. Здесь, как в старые добрые времена, тебя спрашивают, не чей ты, а какой ты”.

Но что же конкретно дают детям занятия туризмом в нашем клубе «Омега» детям? На эти вопросы дает ответ и самоопределение. Детско-юношеский туризм - это средство гармонического развития подростков, реализуемое в виде формы отдыха, спорта. Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туризме интегрируются все основные стороны воспитания необходимые подросткам в дальнейшей жизни.

Примеры этому уже совершенные походы и результаты соревнований, а так же высказывания и мнения детей, занимающихся в туристическом кружке, что для меня является основным критерием оценки моей работы. Походы помогают воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное, конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, реальную жизнь, Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине.

Туристические мероприятия учат детей жить в коллективе, подчиняться его законам, правилам поведения, приучают к порядку и дисциплине. Дисциплинированное поведение школьников в походе - это не слепое послушание, а сознательное и активное стремление каждого участника к выполнению своих обязанностей перед коллективом. От того, как каждый участник относится к своим поручениям, зависит благополучие всей группы.

На этой основе возникают отношения традиционного сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, соподчинения, руководства и контроля цементируют эти отношения единые цели и задачи, их высокая общественная значимость.

В процессе коллективной деятельности хорошо формируются организаторские качества ребят. Этому содействуют следующие особенности нашей

туристической деятельности: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от общественной ценности коллективного труда. Как выяснилось (после проведенных социологических опросов учащихся и родителей), что в туристической деятельности, особенно в походах, огромное значение имеет труд, общественно полезная работа, при подготовке, проведении и подведении итогов туристического мероприятия,

Важно это потому, что большинство учащихся в школе часто не имеют постоянных общественных поручений, а не которые есть, не все соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Поэтому ребята выполняют работу без особого желания, Нередко преподаватели отводят для учащихся только исполнительские роли, что не способствует формированию активности.

Занимаясь в кружке по несколько лет, каждый ребенок пробует себя в различных формах деятельности. Он будет штурманом, казначеем, завхозом по питанию, по общественному снаряжению, санитаром, костровым, фоторепортером, экскурсоводом, краеведом и т. д., а сколько он выполняет разовых, сменных поручений. При таких условиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, свои способности в той или иной деятельности, т,е. самоутвердиться.

При выполнении общественных поручений у ребят вырабатываются такие черты характера, как ответственность, добросовестность, активность, творчество, умение доводить начатое дело до конца. (4) Общественно полезная трудовая деятельность школьников в туризме занимает ведущее положение еще и потому, что в походе полное самообслуживание. Никто вместо тебя не заготовит дров. Не приготовит еду, ночлег, не постирает, не помоет посуду и еще очень многое, что придется делать тебе самому.

Чрезвычайно важно и то, что в процессе трудовой деятельности формируется психологическая готовность к труду, вырабатываются организационные и исполнительские качества. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружба, взаимовыручка, щедрость, понимание, забота о более слабых. (3) Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие качества как выносливость, сила, ловкость, воспитывают волевые качества,

Эти качества необходимы кружковцам и на соревнованиях и в категорийных походах, когда 50-80 км надо преодолеть за 3-5 ходовых дней. Добиться здесь

хороших показателей могут только сильные духом, закаленные, выносливые ребята. В походе реализуется возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни. Из детских высказываний, сочинений, газетных статей и непосредственного общения с ребятами видно, что у них есть желание и стремление заниматься самодеятельным туризмом.

Наша команда признана одной из лучших в районе по туристическому мастерству, получила признание республиканского туристического центра (первое место в республиканском конкурсе). Наши туристы помогают в судействе туристических слетов. Дети с огромным удовольствием оказывают помощь в подготовке и проведении различных школьных соревнований.

Они принимают активное участие в районных туристических слетах, совершают однодневные и многодневные походы (пешие, лыжные, водные), ночуют зимой в палатках, участвуют в районных научно-мето-дических конференциях. Такая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.

Хочется закончить свою статью словами К.Д.Ушинского о воздействии природы на душу ребенка: ’’Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Литература

1. Грищенко В.Н. Социальный характер воспитания: актуальность воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.

2. Губогло 3. И. Формирование культуро ценности ой мотивации здорового образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №6.

3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.

4. Ковы лева Ю.Э. Роль деятельностного подхода в организации групповой работы старшеклассников как фактор развития коммуникативных компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. -

2009. - №1.

5. Тараканова В.В. Здоровье человека в условиях окружающей среды//// Эксперимент и инновации в школе. -

2010. -№3.

В статье рассматриваются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, их способность усваивать иностранные языки в данном возрасте, а также более подходящие средства обучения иностранному языку в начальной школе.

Беляева Екатерина Борисовна

учитель иностранного языка МОУ НОШ №7, г. Корки но Челябинской области

ГОТОВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как учитывать психофизиологические особенности детей и выбирать подходящие средства обучения иностранному языку при обучении младших школьников?

Ключевые слова: младший школьный возраст, психофизиологические особенности, обучение иностранному языку в начальной школе, компьютерная игра.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Он охватывает период жизни ребенка с семи до десяти-одиннадцати лет Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, а так же у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и полного среднего образования. А,В. Петровский полагает, что «хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста также нельзя считать неизменными» [6]. С научной точки зрения роль младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника [6]. Е.А. Донченко считает, что «школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет» [5]. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Активно развиваются процессы памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления.

По словам A.B. Петровского, «продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения» [6], Первоначально дети применяют самые простые способы - многократное повторение материала при расчленении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как

приемы произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет сложные функции в процессе усвоения знаний, как в конце начального обучения, так и в последующие годы [6]. Однако, как утверждает А.В, Петровский, «происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться на начальном обучении. В этом заключен один из основных резервов совершенствования памяти в процессе обучения» [6].

Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикор-кового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечат-левания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработок соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на другой уровень организации рассматривается как важный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.

Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения.

Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2 - 3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.