туристической деятельности: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов. Организаторская активность ребят возрастает в зависимости от общественной ценности коллективного труда. Как выяснилось (после проведенных социологических опросов учащихся и родителей), что в туристической деятельности, особенно в походах, огромное значение имеет труд, общественно полезная работа, при подготовке, проведении и подведении итогов туристического мероприятия,
Важно это потому, что большинство учащихся в школе часто не имеют постоянных общественных поручений, а не которые есть, не все соответствуют их возрастным особенностям и интересам. Поэтому ребята выполняют работу без особого желания, Нередко преподаватели отводят для учащихся только исполнительские роли, что не способствует формированию активности.
Занимаясь в кружке по несколько лет, каждый ребенок пробует себя в различных формах деятельности. Он будет штурманом, казначеем, завхозом по питанию, по общественному снаряжению, санитаром, костровым, фоторепортером, экскурсоводом, краеведом и т. д., а сколько он выполняет разовых, сменных поручений. При таких условиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, свои способности в той или иной деятельности, т,е. самоутвердиться.
При выполнении общественных поручений у ребят вырабатываются такие черты характера, как ответственность, добросовестность, активность, творчество, умение доводить начатое дело до конца. (4) Общественно полезная трудовая деятельность школьников в туризме занимает ведущее положение еще и потому, что в походе полное самообслуживание. Никто вместо тебя не заготовит дров. Не приготовит еду, ночлег, не постирает, не помоет посуду и еще очень многое, что придется делать тебе самому.
Чрезвычайно важно и то, что в процессе трудовой деятельности формируется психологическая готовность к труду, вырабатываются организационные и исполнительские качества. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружба, взаимовыручка, щедрость, понимание, забота о более слабых. (3) Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие качества как выносливость, сила, ловкость, воспитывают волевые качества,
Эти качества необходимы кружковцам и на соревнованиях и в категорийных походах, когда 50-80 км надо преодолеть за 3-5 ходовых дней. Добиться здесь
хороших показателей могут только сильные духом, закаленные, выносливые ребята. В походе реализуется возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни. Из детских высказываний, сочинений, газетных статей и непосредственного общения с ребятами видно, что у них есть желание и стремление заниматься самодеятельным туризмом.
Наша команда признана одной из лучших в районе по туристическому мастерству, получила признание республиканского туристического центра (первое место в республиканском конкурсе). Наши туристы помогают в судействе туристических слетов. Дети с огромным удовольствием оказывают помощь в подготовке и проведении различных школьных соревнований.
Они принимают активное участие в районных туристических слетах, совершают однодневные и многодневные походы (пешие, лыжные, водные), ночуют зимой в палатках, участвуют в районных научно-мето-дических конференциях. Такая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.
Хочется закончить свою статью словами К.Д.Ушинского о воздействии природы на душу ребенка: ’’Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».
Литература
1. Грищенко В.Н. Социальный характер воспитания: актуальность воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.
2. Губогло 3. И. Формирование культуро ценности ой мотивации здорового образа жизни // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №6.
3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.
4. Ковы лева Ю.Э. Роль деятельностного подхода в организации групповой работы старшеклассников как фактор развития коммуникативных компетенций учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. -
2009. - №1.
5. Тараканова В.В. Здоровье человека в условиях окружающей среды//// Эксперимент и инновации в школе. -
2010. -№3.
В статье рассматриваются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, их способность усваивать иностранные языки в данном возрасте, а также более подходящие средства обучения иностранному языку в начальной школе.
Беляева Екатерина Борисовна
учитель иностранного языка МОУ НОШ №7, г. Корки но Челябинской области
готовность МЛАДШИХ школьников К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как учитывать психофизиологические особенности детей и выбирать подходящие средства обучения иностранному языку при обучении младших школьников?
Ключевые слова: младший школьный возраст, психофизиологические особенности, обучение иностранному языку в начальной школе, компьютерная игра.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Он охватывает период жизни ребенка с семи до десяти-одиннадцати лет Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, а так же у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и полного среднего образования. А,В. Петровский полагает, что «хронологические вехи и психологические особенности младшего школьного возраста также нельзя считать неизменными» [6]. С научной точки зрения роль младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка может меняться в зависимости от изменения целей и значения начального обучения. Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника [6]. Е.А. Донченко считает, что «школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет» [5]. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Активно развиваются процессы памяти, восприятия, внимания, воображения, мышления.
По словам A.B. Петровского, «продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера мнемической задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения» [6], Первоначально дети применяют самые простые способы - многократное повторение материала при расчленении его на части, часто не совпадающие со смысловыми единицами. Смысловая группировка материала, сопоставление его отдельных частей, составление плана первоначально формируются у младших школьников как
приемы произвольного запоминания. Но когда дети хорошо овладевают ими, психологическая роль этих приемов существенно меняется: они становятся основой развитой непроизвольной памяти, которая выполняет сложные функции в процессе усвоения знаний, как в конце начального обучения, так и в последующие годы [6]. Однако, как утверждает А.В, Петровский, «происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Возможности непроизвольной памяти, опирающейся на логические приемы, должны всесторонне использоваться на начальном обучении. В этом заключен один из основных резервов совершенствования памяти в процессе обучения» [6].
Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте и совершенствование внутрикор-кового взаимодействия проявляются в изменении процесса восприятия. Специализация проекционных, заднеассоциативных и переднеассоциативных областей в осуществлении операций сенсорного анализа, запечат-левания, опознания, классификации обеспечивает высокую разрешающую способность перцептивной функции, возможность восприятия новых сложных объектов и выработок соответствующих эталонов, что способствует значительному обогащению индивидуального опыта. Этап перехода системы восприятия на другой уровень организации рассматривается как важный период развития информационных процессов, составляющих основу познавательной деятельности.
Особенности познавательной деятельности на данном этапе развития во многом определяются спецификой мозговой организации внимания, которая на протяжении младшего школьного возраста претерпевает значительные изменения.
Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Во 2 - 3 классах многие учащиеся уже обладают произвольным вниманием,
концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в книге [6].
Младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления и умственной деятельности. Этот аспект доказали в своих работах такие ученые как П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лу-рия, П.И, Зинченко, A.A. Смирнов и др.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считают, что умственное развитие школьников, в конечном счете, определяется содержанием усваиваемых ими знаний. Именно факт усвоения ребенком определенных знаний является наиболее существенным показателем его интеллектуальных возможностей. Однако, эти возможности, нужно выявить и установить, во-вторых, закрепить и превратить в реальные умственные способности ребенка [8].
Обучение иностранному языку детей младшего школьного возраста должно быть ориентировано на психофизиологические возрастные особенности детей. Длительность сенситивного, т.е. наиболее благоприятного для начала изучения иностранного языка, периода психологи (Л. С. Выготский, С, И. Рубинштен, Б. Уайт, Дж. Брунер) определяют с 4 до 8 лет. Физиологи (В. Пенфильд, Р Робертс) считают, что существуют биологические часы мозга, также как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до 9 лет - специалист во владении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10 лет ребенку приходится преодолевать множество дополнительных препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность усвоения языка, но с возрастом она уменьшается, Быстрота и прочность запоминания иноязычного материала в этом возрасте объясняется как преобладанием механизмов долговременной памяти, так и наличием им-ритинга (впечатывание материала в сознание при условии наличия необходимого стимула и мотивации) [8].
В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает непосредственный эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения предлагается использовать яркие картинки и необычные ситуации. Однако учитель должен стремиться и к тому, чтобы дети четко воспринимали и менее увлекательный материал; для этого им нужно специально указывать, на что обратить внимание [8].
Нужно постепенно приучать учеников быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным, Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности. При обучении аудированию, чтению и письму старайтесь ставить учащихся в условия, требующие от них постоянных упражнений в тренировке произвольного внимания, волевых усилий для сосредоточивания.
Память младших школьников при обучении иностранному языку достаточно развита, так как уже не только с помощью взрослых, но и сами они способны ставить перед собой мнемонические задачи (запомнить что-либо). Однако легко и прочно дети запоминают то, что их особенно поражает, что отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, учитель должен организовывать тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких си-
туациях, которые связаны с их интересами и позволяют создавать мотивы для общения, для взаимодействия учащихся между собой. Это позволит детям усваивать языковой материал и способы действий с ним непроизвольно, без видимых усилий с их стороны.
Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, т. е. специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Так, дети должны специально запомнить транскрипционные значки, написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д, [8].
Второклассники уже могут анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Способность учащихся самостоятельно анализировать языковые явления, рассуждать, делать выводы и умозаключения учитель может развивать, например, во время ознакомления детей с грамматическим материалом, используя прием проблемных ситуаций. Осознанное применение детьми знаний и усвоенных способов действий в самостоятельной речевой деятельности на уроках иностранного языка также будет способствовать развитию их словесно-логического мышления.
Установлено также, что ребенок овладевает вторым языком легче, чем взрослый, только в условиях жизненно важного для него общения, источником которого для данного возраста является обучающая игра. Интерес к возможности реального включения в новую игру обеспечивает истинную внутреннюю мотивацию изучения иностранного языка детьми,
В «Большой энциклопедии» игра рассматривается как «занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения и забавы, а также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте)» [3].
Игровая деятельность является ведущей для ребенка от 3 до 8 лет и ее значение не утрачивается в начальной школе. Хотя ведущим видом деятельности становится учебная, она, тем не менее, в этот период тесно связана с игрой. Однако младшие школьники уже понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей.
У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач [2].
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в
качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [8].
Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов младших школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. Следует отметить эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определит продолжительность речевого общения участников.
Результативность игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями [8].
Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин [8],
Игра - мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. Использование игры и умение создавать речевые ситуации вызывают у обучающихся готовность, желание играть и общаться.
Игра дает обучающимся возможность не только выразить себя, действовать, но и возможность переживать и сопереживать.
Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра-упражнение помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников. Игра-задание, содержащая учебную задачу, стимулирует интеллектуальную деятельность обучаемых, учит прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений или гипотез, Она является своего рода индикатором успеха учащихся в овладении учебной дисциплиной, представляя собой одну из форм и средств отчета, контроля и самоконтроля учащихся. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, Все это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-психологического и педагогического воздействия на личность [8].
Игры способствуют выполнению следующих задач при обучении иностранному языку:
- создание психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта.
Наряду с традиционными играми на уроках иностранного языка в начальной школе широкое применение получают обучающие компьютерные игры. Обучающая компьютерная игра - компьютерная программа,
служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Обучающая компьютерная игра служит для усвоения и закрепления школьной программы по иностранному языку, а также для развития личности ребенка. Компьютерная игра в сочетании с учебной задачей, позволяет младшим школьникам усваивать программный материал более легко и быстро [1].
Кроме того, компьютерные игры расширили возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Компьютерные игры позволяют усилить мотивацию ученика. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказывается на мотивации [4].
Во внутреннем (содержательном) плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными играми, но имеют и принципиальные отличия.
Во-первых, многие компьютерные игры строятся по принципы постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития».
Во-вторых, такая «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно с помощью выбора в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания, В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, или более простые - в обратном случае.
В-третьих, многие компьютерные игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности. В компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны, неожиданности, чуда, Как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи. Случайно возникающими, динамично изменяющимися даже внутри одной игры, чего не бывает в играх традиционных [4].
Игра посильна даже слабым ученикам, поэтому может использоваться практически на всех этапах урока.
Итак, есть все основания полагать, что именно занятия языком способствуют постепенному увеличению объема памяти, кроме того, занятия иностранным языком развивают детей младшего школьного возраста, прежде всего, их логическое мышление, поднимают их образовательный и культурный уровень, наблюдается положительное влияние изучения иностранного языка и на знание родного. Кроме того, основным средством при обучении иностранному языку в начальной школе остаются игровые формы деятельности, которые вызывают потребность в творческой деятельности, в поиске возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Игра рождает непримиримость к шаблонам и стереотипам. Она развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управ-
лять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме. А выходящие на первый план обучающие компьютерные игры позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.
Список используемой литературы
1. Агапова Р. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р.О. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - №3.
2. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. -1993. - №3.
3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : сост. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972 т.10.
4. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры [Текст] / В. В. Грамолин//Информатика и образование.-1994.-№4.
5. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989.
6. Петровский A.B. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / A.B. Петровский. - М.: Просвещение, 1979.
7. Чи пен ко A.B. Использование игровых методов в обучении иностранному языку [Текст] : метод, пособие / A.B. Чипенко. - Туапсе : ГОУ НПО ПУ, 2009.
8. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1966.
На примере урока музыки, автор определяет и описывает задачи, которые помогают расширить и углубить нрав-ственно-эстетические впечатления от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).
Закиева Любовь Валентиновна
учитель музыки высшей категории МОУ Домодедовская гимназия №5 Московская область г. Домодедово [email protected]
УРОК ПО МУЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ: «ДОБРЫЙ ПРАЗДНИК СРЕДИ ЗИМЫ»
Какие типы задач можно использовать при построении данного урока?
Ключевые слова: оргмомент, анализ, динамическая пауза, музыкальная импровизация.
Цель: Расширение и углубление нравственноэстетических впечатлений от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).
Задачи:
1. формировать умение анализировать средства художественной выразительности в музыке, живописи, литературе;
2. учить навыкам вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, петь по фразам, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест);
3. развивать творческую фантазию, развивать музы кал ьно-слуховые представления, музы кал ьно-твор-ческое мышление, тембровый слух;
4. воспитывать любовь к русской поэзии, живописи и музыке.
Музыкальный материал:
• А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года») - слушание
• Н. Перунов «Дед Мороз» (попевка) - исполнение
• Т. Левина «Новогодние часы» - исполнение
Оборудование:
• Мультимедийный комплекс
• Синтезатор
• Музыкальный центр
• Портрет композитора А. Вивальди
• Репродукция картины И. Шишкина «Зима в лесу»
Ход урока:
1. Оргмомент:
Музыкальное приветствие.
- Ребята! Вы хотите, чтобы сегодня к нам на урок музыки пришел добрый праздник? (да)
- Тогда начинаем волшебство. Закрыли все глазки и послушали (звучит мелодия волшебного превращения).
- Ребята, что вы услышали? (волшебную музыку)
- Этой волшебной музыкой мы начинаем наш добрый праздник среди зимы. Сегодня мы будем любоваться красотой природы в художественных образах в поэзии, живописи и музыке.
2. Анализ (работа со стихотворением)
- Я предлагаю послушать вам замечательное стихотворение русского поэта И.З. Сурикова.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою.
Все его одело.
Темный лес что шапкой.
Принакрылся чудной.
И заснул под нею Крепко, непробудно:
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-Вот пришли морозцы -И зима настала.
Вопросы для обсуждения:
о О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
о Какие строчки стихотворения поэта И.З. Сурикова вам понравились больше всего? (ответы детей) о Как вы считаете, зима - красивое время года? (ответы детей)
Ребята, признания в любви к зиме мы услышали сегодня в стихотворении И.З.Сурикова и она у него замечательная, чудесная, ясная и морозная.
3. Работа с картиной И. Шишкина «Зима в лесу»
- Но не только поэты воспевали это время года. Любили изображать зиму в своих картинах художники. Посмотрим одну из таких картин.
Вопросы для обсуждения:
о Что вы видите? (лес), а что слышите? на картине (треск сучьев, скрип снега)
о Как вы думаете, у художника И.И. Шишкина зима очень холодная?
о А какие еще слова подойдут к этой картине. Играем в игру «Выбери правильное слово»
о Какими красками художник подчеркнул холод зимы на картине? (Серыми, белыми, коричневыми) о Какое название вы бы придумали картине? («Зима», «Зима в лесу»)
о Ребята, если бы вы были композиторами, то какими музыкальными звуками вы бы нарисовали эту картину: высокими или низкими?
4. Разбор музыкального произведения (Музыкальная импровизация)
- Сегодня мы познакомимся с итальянским композитором, скрипачом, дирижёром, Антонио Вивальди. Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину «Зима».
Звучит «Зима» из цикла «Времена года» (I ч. Allegro non molto)
Вопросы для обсуждения:
о Ребята, а какое настроение у вас вызывает эта музыка? (ответы детей)
о Как звучит музыка? (быстро, громко и т.д.) о В исполнении, какого инструмента звучит произведение? (скрипка)
о - А. Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки. ( Портрет композитора)
о Ребята, а музыкальные краски зимы в произведении А. Вивальди подходят к картине И,И. Шишкина «Зима в лесу»? (демонстрируя картину И, Шишкина) (нет, объяснить почему?)
- Правильно. Зима у композитора А, Вивальди звучит ярко, торжественно, величественно. Зима у художника И.И. Шишкина холодная, суровая.
5. Динамическая пауза
- А теперь представим себе - вокруг нас белый снег и попробуем изобразить зиму, попробуем почувствовать её. (Вместе с детьми читаем):
Белый пух,
Снежный пух -Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
-Пух\
(Н. Перунов)
6. Исполнение песни «Новогодние часы» слова и музыка Т. Левина
- Наша зима очень разная: морозная и солнечная, суровая и холодная, но еще и добрая, веселая. Теперь нам осталось нарисовать портрет зимы песней.
Вопросы для обсуждения: о Ребята, какую песню мы с вами знаем о зиме? о Какая в этой песне музыка? (весёлая, задорная) о С каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Исполнение песни «Новогодние часы» (слова и музыка. Т. Левиной)
- Молодцы! Замечательно, очень празднично вы исполнили сегодня нашу песню.
7. Итог урока
- Ребята, сегодня на уроке мы любовались красотой природы в художественных образах в музыке, в поэзии, в живописи. Так, что же она нам нарисовала? (зиму)
- Правильно. Чудесную, снежную, морозную зиму-разную.
- С произведением, какого композитора мы познакомились? (А. Вивальди)
- С какой картиной мы с вами познакомились? («Зима в лесу»)
- А кто нарисовал эту удивительную картину? (И.И.Шишкин)
- Кто назовет автора красивого, чудесного стихотворения о зиме? (И.З.Суриков)
- Какие чувства вы испытывали, когда мы строили образы зимы в музыке, в поэзии, в живописи? Какие это вызывало у Вас настроения, мысли, желания?
8. Домашнее задание:
Ребята, а я вам предлагаю стать кому-то композитором, кому-то-художником, а кому-то поэтом и сочинить на следующее занятие свои картины зимы.
Всем спасибо, за работу на уроке! До новых встреч!
Литература
1. Матюшина Л.Е. Интенсификация музы кал ьно-образо-вательной деятельности как педагогическая проблема // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №3.
2. Смелова O.A. Музыка стихотворений М.И. Цветаевой. Исследовательская Работа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009 - №4.
3. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ // Эксперимент и инновации в школе. -2008 - №2.
4. Туркина A.A., Сырцева Т.Э. Музыкальная шкатулка - диа-лог поколений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008 - №3.