Научная статья на тему 'Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы»'

Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
369
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Закиева Любовь Валентиновна

На примере урока музыки, автор определяет и описывает задачи, которые помогают расширить и углубить нравственно-эстетические впечатления от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок по музыке в 1 классе: «Добрый праздник среди зимы»»

лять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме. А выходящие на первый план обучающие компьютерные игры позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.

Список используемой литературы

1. Агапова Р. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р.О. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - №3.

2. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. -1993. - №3.

3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : сост. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972 т.10.

4. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры [Текст] / В. В. Грамолин//Информатика и образование.-1994.-№4.

5. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989.

6. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979.

7. Чи пен ко А.В. Использование игровых методов в обучении иностранному языку [Текст] : метод, пособие /А.В. Чипенко. - Туапсе : ГОУ НПО ПУ, 2009.

8. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1966.

На примере урока музыки, автор определяет и описывает задачи, которые помогают расширить и углубить нрав-ственно-эстетические впечатления от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).

Закиева Любовь Валентиновна

учитель музыки высшей категории МОУ Домодедовская гимназия №5 Московская область г. Домодедово [email protected]

УРОК ПО МУЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ: «ДОБРЫЙ ПРАЗДНИК СРЕДИ ЗИМЫ»

Какие типы задач можно использовать при построении данного урока?

Ключевые слова: оргмомент, анализ, динамическая пауза, музыкальная импровизация.

Цель: Расширение и углубление нравственноэстетических впечатлений от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).

Задачи:

1. формировать умение анализировать средства художественной выразительности в музыке, живописи, литературе;

2. учить навыкам вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, петь по фразам, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест);

3. развивать творческую фантазию, развивать музы кал ьно-слуховые представления, музы кал ьно-твор-ческое мышление, тембровый слух;

4. воспитывать любовь к русской поэзии, живописи и музыке.

Музыкальный материал:

• А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года») - слушание

• Н. Перунов «Дед Мороз» (попевка) - исполнение

• Т. Левина «Новогодние часы» - исполнение

Оборудование:

• Мультимедийный комплекс

• Синтезатор

• Музыкальный центр

• Портрет композитора А. Вивальди

• Репродукция картины И. Шишкина «Зима в лесу»

Ход урока:

1. Оргмомент:

Музыкальное приветствие.

- Ребята! Вы хотите, чтобы сегодня к нам на урок музыки пришел добрый праздник? (да)

- Тогда начинаем волшебство. Закрыли все глазки и послушали (звучит мелодия волшебного превращения).

- Ребята, что вы услышали? (волшебную музыку)

- Этой волшебной музыкой мы начинаем наш добрый праздник среди зимы. Сегодня мы будем любоваться красотой природы в художественных образах в поэзии, живописи и музыке.

2. Анализ (работа со стихотворением)

- Я предлагаю послушать вам замечательное стихотворение русского поэта И.З. Сурикова.

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле забелело,

Точно пеленою.

Все его одело.

Темный лес что шапкой.

Принакрылся чудной.

И заснул под нею Крепко, непробудно:

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,-Вот пришли морозцы -И зима настала.

Вопросы для обсуждения:

о О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)

о Какие строчки стихотворения поэта И.З. Сурикова вам понравились больше всего? (ответы детей) о Как вы считаете, зима - красивое время года? (ответы детей)

Ребята, признания в любви к зиме мы услышали сегодня в стихотворении И.З.Сурикова и она у него замечательная, чудесная, ясная и морозная.

3. Работа с картиной И. Шишкина «Зима в лесу»

- Но не только поэты воспевали это время года. Любили изображать зиму в своих картинах художники. Посмотрим одну из таких картин.

Вопросы для обсуждения:

о Что вы видите? (лес), а что слышите? на картине (треск сучьев, скрип снега)

о Как вы думаете, у художника И.И. Шишкина зима очень холодная?

о А какие еще слова подойдут к этой картине. Играем в игру «Выбери правильное слово»

о Какими красками художник подчеркнул холод зимы на картине? (Серыми, белыми, коричневыми) о Какое название вы бы придумали картине? («Зима», «Зима в лесу»)

о Ребята, если бы вы были композиторами, то какими музыкальными звуками вы бы нарисовали эту картину: высокими или низкими?

4. Разбор музыкального произведения (Музыкальная импровизация)

- Сегодня мы познакомимся с итальянским композитором, скрипачом, дирижёром, Антонио Вивальди. Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину «Зима».

Звучит «Зима» из цикла «Времена года» (I ч. Allegro non molto)

Вопросы для обсуждения:

о Ребята, а какое настроение у вас вызывает эта музыка? (ответы детей)

о Как звучит музыка? (быстро, громко и т.д.) о В исполнении, какого инструмента звучит произведение? (скрипка)

о - А. Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки. ( Портрет композитора)

о Ребята, а музыкальные краски зимы в произведении А. Вивальди подходят к картине И,И. Шишкина «Зима в лесу»? (демонстрируя картину И, Шишкина) (нет, объяснить почему?)

- Правильно. Зима у композитора А, Вивальди звучит ярко, торжественно, величественно. Зима у художника И.И. Шишкина холодная, суровая.

5. Динамическая пауза

- А теперь представим себе - вокруг нас белый снег и попробуем изобразить зиму, попробуем почувствовать её. (Вместе с детьми читаем):

Белый пух,

Снежный пух -Все-все-все в пуху вокруг.

Пух на шапках,

Пух на шубах,

Пух на бровках,

Пух на губках.

Как щекотно, ух!

Кто щекочет?

-Пух\

(Н. Перунов)

6. Исполнение песни «Новогодние часы» слова и музыка Т. Левина

- Наша зима очень разная: морозная и солнечная, суровая и холодная, но еще и добрая, веселая. Теперь нам осталось нарисовать портрет зимы песней.

Вопросы для обсуждения: о Ребята, какую песню мы с вами знаем о зиме? о Какая в этой песне музыка? (весёлая, задорная) о С каким настроением мы будем исполнять эту песню?

Исполнение песни «Новогодние часы» (слова и музыка. Т. Левиной)

- Молодцы! Замечательно, очень празднично вы исполнили сегодня нашу песню.

7. Итог урока

- Ребята, сегодня на уроке мы любовались красотой природы в художественных образах в музыке, в поэзии, в живописи. Так, что же она нам нарисовала? (зиму)

- Правильно. Чудесную, снежную, морозную зиму-разную.

- С произведением, какого композитора мы познакомились? (А. Вивальди)

- С какой картиной мы с вами познакомились? («Зима в лесу»)

- А кто нарисовал эту удивительную картину? (И.И.Шишкин)

- Кто назовет автора красивого, чудесного стихотворения о зиме? (И.З.Суриков)

- Какие чувства вы испытывали, когда мы строили образы зимы в музыке, в поэзии, в живописи? Какие это вызывало у Вас настроения, мысли, желания?

8. Домашнее задание:

Ребята, а я вам предлагаю стать кому-то композитором, кому-то-художником, а кому-то поэтом и сочинить на следующее занятие свои картины зимы.

Всем спасибо, за работу на уроке! До новых встреч!

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Матюшина Л.Е. Интенсификация музы кал ьно-образо-вательной деятельности как педагогическая проблема // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №3.

2. Смелова О.А. Музыка стихотворений М.И. Цветаевой. Исследовательская Работа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009 - №4.

3. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ // Эксперимент и инновации в школе. -2008 - №2.

4. Туркина А.А., Сырцева Т.Э. Музыкальная шкатулка - диа-лог поколений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008 - №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.