лять своими эмоциями, организовывать свою деятельность. Игра способна изменить отношение младших школьников к тому или иному явлению, факту, проблеме. А выходящие на первый план обучающие компьютерные игры позволяют ребенку увидеть не только продукт своей деятельности, но и динамику творчества.
Список используемой литературы
1. Агапова Р. О. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе [Текст] / Р.О. Агапова // Информатика и образование. - 1994. - №3.
2. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр [Текст] / И.Г. Белавина // Вопросы психологии. -1993. - №3.
3. Большая Советская Энциклопедия [Текст] : сост. А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 1972 т.10.
4. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры [Текст] / В. В. Грамолин//Информатика и образование.-1994.-№4.
5. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е.А. Донченко, Т.М. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989.
6. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979.
7. Чи пен ко А.В. Использование игровых методов в обучении иностранному языку [Текст] : метод, пособие /А.В. Чипенко. - Туапсе : ГОУ НПО ПУ, 2009.
8. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1966.
На примере урока музыки, автор определяет и описывает задачи, которые помогают расширить и углубить нрав-ственно-эстетические впечатления от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).
Закиева Любовь Валентиновна
учитель музыки высшей категории МОУ Домодедовская гимназия №5 Московская область г. Домодедово [email protected]
УРОК ПО МУЗЫКЕ В 1 КЛАССЕ: «ДОБРЫЙ ПРАЗДНИК СРЕДИ ЗИМЫ»
Какие типы задач можно использовать при построении данного урока?
Ключевые слова: оргмомент, анализ, динамическая пауза, музыкальная импровизация.
Цель: Расширение и углубление нравственноэстетических впечатлений от различных видов искусств (литература, музыка, живопись).
Задачи:
1. формировать умение анализировать средства художественной выразительности в музыке, живописи, литературе;
2. учить навыкам вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, петь по фразам, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест);
3. развивать творческую фантазию, развивать музы кал ьно-слуховые представления, музы кал ьно-твор-ческое мышление, тембровый слух;
4. воспитывать любовь к русской поэзии, живописи и музыке.
Музыкальный материал:
• А. Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года») - слушание
• Н. Перунов «Дед Мороз» (попевка) - исполнение
• Т. Левина «Новогодние часы» - исполнение
Оборудование:
• Мультимедийный комплекс
• Синтезатор
• Музыкальный центр
• Портрет композитора А. Вивальди
• Репродукция картины И. Шишкина «Зима в лесу»
Ход урока:
1. Оргмомент:
Музыкальное приветствие.
- Ребята! Вы хотите, чтобы сегодня к нам на урок музыки пришел добрый праздник? (да)
- Тогда начинаем волшебство. Закрыли все глазки и послушали (звучит мелодия волшебного превращения).
- Ребята, что вы услышали? (волшебную музыку)
- Этой волшебной музыкой мы начинаем наш добрый праздник среди зимы. Сегодня мы будем любоваться красотой природы в художественных образах в поэзии, живописи и музыке.
2. Анализ (работа со стихотворением)
- Я предлагаю послушать вам замечательное стихотворение русского поэта И.З. Сурикова.
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело,
Точно пеленою.
Все его одело.
Темный лес что шапкой.
Принакрылся чудной.
И заснул под нею Крепко, непробудно:
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,-Вот пришли морозцы -И зима настала.
Вопросы для обсуждения:
о О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
о Какие строчки стихотворения поэта И.З. Сурикова вам понравились больше всего? (ответы детей) о Как вы считаете, зима - красивое время года? (ответы детей)
Ребята, признания в любви к зиме мы услышали сегодня в стихотворении И.З.Сурикова и она у него замечательная, чудесная, ясная и морозная.
3. Работа с картиной И. Шишкина «Зима в лесу»
- Но не только поэты воспевали это время года. Любили изображать зиму в своих картинах художники. Посмотрим одну из таких картин.
Вопросы для обсуждения:
о Что вы видите? (лес), а что слышите? на картине (треск сучьев, скрип снега)
о Как вы думаете, у художника И.И. Шишкина зима очень холодная?
о А какие еще слова подойдут к этой картине. Играем в игру «Выбери правильное слово»
о Какими красками художник подчеркнул холод зимы на картине? (Серыми, белыми, коричневыми) о Какое название вы бы придумали картине? («Зима», «Зима в лесу»)
о Ребята, если бы вы были композиторами, то какими музыкальными звуками вы бы нарисовали эту картину: высокими или низкими?
4. Разбор музыкального произведения (Музыкальная импровизация)
- Сегодня мы познакомимся с итальянским композитором, скрипачом, дирижёром, Антонио Вивальди. Послушайте, пожалуйста, музыкальную картину «Зима».
Звучит «Зима» из цикла «Времена года» (I ч. Allegro non molto)
Вопросы для обсуждения:
о Ребята, а какое настроение у вас вызывает эта музыка? (ответы детей)
о Как звучит музыка? (быстро, громко и т.д.) о В исполнении, какого инструмента звучит произведение? (скрипка)
о - А. Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки. ( Портрет композитора)
о Ребята, а музыкальные краски зимы в произведении А. Вивальди подходят к картине И,И. Шишкина «Зима в лесу»? (демонстрируя картину И, Шишкина) (нет, объяснить почему?)
- Правильно. Зима у композитора А, Вивальди звучит ярко, торжественно, величественно. Зима у художника И.И. Шишкина холодная, суровая.
5. Динамическая пауза
- А теперь представим себе - вокруг нас белый снег и попробуем изобразить зиму, попробуем почувствовать её. (Вместе с детьми читаем):
Белый пух,
Снежный пух -Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках,
Пух на шубах,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно, ух!
Кто щекочет?
-Пух\
(Н. Перунов)
6. Исполнение песни «Новогодние часы» слова и музыка Т. Левина
- Наша зима очень разная: морозная и солнечная, суровая и холодная, но еще и добрая, веселая. Теперь нам осталось нарисовать портрет зимы песней.
Вопросы для обсуждения: о Ребята, какую песню мы с вами знаем о зиме? о Какая в этой песне музыка? (весёлая, задорная) о С каким настроением мы будем исполнять эту песню?
Исполнение песни «Новогодние часы» (слова и музыка. Т. Левиной)
- Молодцы! Замечательно, очень празднично вы исполнили сегодня нашу песню.
7. Итог урока
- Ребята, сегодня на уроке мы любовались красотой природы в художественных образах в музыке, в поэзии, в живописи. Так, что же она нам нарисовала? (зиму)
- Правильно. Чудесную, снежную, морозную зиму-разную.
- С произведением, какого композитора мы познакомились? (А. Вивальди)
- С какой картиной мы с вами познакомились? («Зима в лесу»)
- А кто нарисовал эту удивительную картину? (И.И.Шишкин)
- Кто назовет автора красивого, чудесного стихотворения о зиме? (И.З.Суриков)
- Какие чувства вы испытывали, когда мы строили образы зимы в музыке, в поэзии, в живописи? Какие это вызывало у Вас настроения, мысли, желания?
8. Домашнее задание:
Ребята, а я вам предлагаю стать кому-то композитором, кому-то-художником, а кому-то поэтом и сочинить на следующее занятие свои картины зимы.
Всем спасибо, за работу на уроке! До новых встреч!
Литература
1. Матюшина Л.Е. Интенсификация музы кал ьно-образо-вательной деятельности как педагогическая проблема // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - №3.
2. Смелова О.А. Музыка стихотворений М.И. Цветаевой. Исследовательская Работа // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009 - №4.
3. Сологуб В.А. Методика создания мультимедийных пособий и программ // Эксперимент и инновации в школе. -2008 - №2.
4. Туркина А.А., Сырцева Т.Э. Музыкальная шкатулка - диа-лог поколений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008 - №3.