Научная статья на тему 'Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного образовательного продукта высшей школы'

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного образовательного продукта высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / TOURISM EDUCATION / TYPES OF PROFESSIONAL ACTIVITY / COMPETENCIES / INNOVATIONS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена проблемам развития туристского образования в контексте современных требований. Автор рассматривает процесс формирования эффективных подходов к развитию образовательных программ в сфере туризма и в том числе уделяет особое внимание инновационной составляющей образовательной деятельности, вопросам создания интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Difficulties of tourism education development in the context of new demands are presented in the article. The author considers process of formation of effi cient approaches to educational programs development in tourism and takes into careful consideration innovative component of education acclivity, aspects of intellectual property formation and commercialization of research results.

Текст научной работы на тему «Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного образовательного продукта высшей школы»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного

образовательного продукта высшей школы

Джанджугазова Е. А.

Статья посвящена проблемам развития туристского образования в контексте современных требований. Автор рассматривает процесс формирования эффективных подходов к развитию образовательных программ в сфере туризма и в том числе уделяет особое внимание инновационной составляющей образовательной деятельности, вопросам создания интеллектуальной собственности и коммерциализации результатов исследований.

Ключевые слова: туристское образование, виды профессиональной деятельности, компетенции, инновации, интеллектуальная собственность

Difficulties of tourism education development in the context of new demands are presented in the article. The author considers process of formation of efficient approaches to educational programs development in tourism and takes into careful consideration innovative component of education acclivity, aspects of intellectual property formation and commercialization of research results.

Keywords: tourism education, types of professional activity, competencies, innovations, intellectual property

Современные проблемы развития образования и науки.

Сегодня уже ни у кого не возникает сомнения в том, что в XXI веке в условиях глобализации и ускоренной информатизации общества постепенно формируется единое научно-образовательное пространство. Конечно, это пространство неоднородно, так как существуют национальные, отраслевые и иные его особенности, но как показывает практика, проблемы и ключевые направления развития — общие:

• недостаточное финансирование научных исследований;

• недостаточное количество стимулов для развития науки и образования;

• неэффективное использование результатов научных исследований и в том числе в образовательном процессе.

Для решения этих проблем необходим ряд действенных мер, которые должны быть приняты в разрезе трех главных направлений:

1. Создание в рамках единой научно-образовательной среды условий для свободного обмена результатами научных исследований.

30 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного...

2. Кардинальная реструктуризация традиционной научной и образовательной среды и в первую очередь неэффективных и устаревших ее институтов;

3. Разработка современной научной политики, учитывающей интернациональный и консолидирующий характер науки.

Согласно Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах, необходима подготовка кадров с новыми компетенциями и формирование мощного источника инновационных идей в системе высшего образования. В этой связи выделяются следующие приоритеты современной научной политики, которые приводятся далее с некоторыми комментариями.

1. Создание сети инновационных, прикладных исследовательских организаций междисциплинарного профиля, способных заменить ослабленную систему существовавших отраслевых научно-исследовательских институтов. Подобные организации, по замыслу разработчиков, должны обеспечить формирование компетенций и трансфер знаний между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой. Фактически это направление берет курс на сращивание исследовательского потенциала вузов и крупных производственных бизнес-структур. Вне всякого сомнения, это направление перспективно и сулит выгоду всем участникам процесса, так как консолидация усилий позволяет скорее получить результаты. Однако не все вузы готовы к такому сотрудничеству и в значительной мере потому, что они не знают рынка инноваций и как следствие не понимают, какой продукт они на нем могут предложить. В свою очередь производственные и бизнес-структуры нуждаются в готовых инновационных продуктах, а не «инновацион-

ных полуфабрикатах», которые в лучшем случае может представить вуз. В этой связи возникает вопрос: Как рационально построить отношения между участниками подобного сотрудничества?

2. Активизация инновационного предпринимательства и расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов «инновационного лифта». Создание условий и институтов инновационного предпринимательства в современной системе российского образования — задача очень важная, но трудновыполнимая. Все-таки инновационный импульс идет снизу, от научных коллективов, исследовательских групп и отдельных наиболее способных исследователей, а управляется этот процесс как обычно сверху. Отсюда налицо целый комплекс проблем: несоответствие целей и задач, разные подходы к организации деятельности и оценки ее результатов и пр.

3. Подготовка специалистов, востребованных предприятиями — лидерами технологической модернизации. Очевидно, что новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня и их подготовка не может осуществляться без вовлечения преподавателей в передовые исследования, без практики личного участия студентов в таких работах. Пожалуй, этот тезис совершенно бесспорный, потому что свой первый опыт исследовательской деятельности студент должен получить в вузе. А это в свою очередь требует другого подхода к выделению основных видов деятельности выпускника в рамках формирования новых образовательных стандартов. Так в стандарте третьего поколения по целому ряду направлений подготовки (в частности по туризму) проектная деятельность выделена в качестве основной, что, несомненно, будет способствовать развитию аналитических и поисковых навыков.

Конечно, решение поставленных задач невозможно без наращивания при-

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

31

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

кладных исследовательских компетенций в рамках ведущих вузов. А для этого необходимо создавать необходимую базу для исследовательской деятельности и в том числе развивать инновационное предпринимательство, которое должно стать основой для формирования нового профессионального образования.

Формирование основных образовательных программ (или идея развития туристского образования)

Говоря об инновационном развитии высшей профессиональной школы, следует сразу определиться, что образовательная деятельность — это главное направление, а все остальные, в т. ч. научно-исследовательская, международная, финансовая, в определенной степени обеспечивают ее. Однако без научно-исследовательских мощностей и умения позиционировать себя в глобальном образовательном пространстве вуз не сможет предложить современный образовательный продукт. Вместе с тем основным фактором развития предлагаемых образовательных программ является образовательный стандарт. В основу построения нового образовательного стандарта по направлению подготовки «Туризм» положена компетентностная модель подготовки — это практически первый опыт реформирования системы профессионального образования. Кроме того в рамках нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» предоставлена достаточно большая академическая свобода вузам в области выбора конкретных дисциплин для приобретения той или иной компетенции. Впервые в основу разрабатываемого образовательного стандарта были заложены требования профессиональных отраслевых стандартов в разрезе конкретных видов профессиональной деятельности. Основная образовательная программа подготовки бакалавра и магистра предусматривает изучение 3 основных учебных циклов. Каждый учебный цикл имеет ба-

зовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Суммарная трудоемкость базовых составляющих не превышает 50% от общей трудоемкости учебных циклов основной образовательной программы бакалавра и 30% магистра. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков по наиболее интересным аспектам профессиональной подготовки. Здесь следует отметить, что академическая свобода подразумевает самостоятельный выбор личной образовательной траектории, так как уже на стадии обучения студент видит собственный путь развития карьеры, что позволяет ему самостоятельно определиться с профилем профессиональной подготовки.

Обучение на магистерских программах, равно как и получение полезных навыков в рамках программ дополнительного образования логически развивает профессиональную подготовку. Причем много-уровневость дает возможность выстраивать траекторию постепенно и возможно с временными интервалами. В отличие от подготовки специалистов, где специализация выбирается в ходе обучения, как правило, без серьезного осмысления. В системе подготовки «бакалавр — магистр» у студента есть время и возможность сделать обоснованный выбор магистерской программы или программы дополнительного обучения, опираясь на собственный практический опыт и возможности.

Рассмотрим основные подходы к формированию перечня магистерских программ по направлению подготовки «Туризм».

В качестве концептуального ядра программы целесообразно рассматривать: продуктово-клиентоориентированный и междисциплинарные подходы. Следует подчеркнуть важность четкого обозначения концептуального ядра программы, так как от него зависит перечень ее ключевых блоков.

32 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного...

В качестве ключевых блоков можно выделить:

• Проектно-технологический

• Управленческий (стратегический)

• Маркетинговый (инструментально -аналитический)

• Социально-психологический

• Культурно-исторический Основные приоритеты реализации

программ:

• Формирование системы активного взаимодействия с отраслью

• Усиление исследовательской компоненты обучения

• Сокращение пассивных и увеличение активных форм обучения

• Привлечение к работе над проектами

• Гибкость программы и обеспечение выбора специализации (направления исследования) и пр.

Однако, определив общие требования и принципы развития современного профессионального туристского образования, нельзя не коснуться практических подходов к их реализации.

Рассмотрим наиболее важные из них на кафедральном уровне, используя опыт кафедры туризма Института туризма и гостеприимства (Москва) (Филиал РГУТиС).

В современных условиях функционирования высшей профессиональной школы особую роль приобретает научноисследовательская деятельность. В этой связи рассмотрим основные пути и условия формирования научно-исследовательского потенциала кафедры, который создается путем участия в проектах на разных уровнях: внешнем (отраслевом, региональном, международном) и внутреннем (общеуниверситетском, факультетском). Причем чем больше уровней охвачено, тем более значительные результаты могут быть достигнуты.

Кафедра туризма ИТиГ, используя накопленный потенциал и опыт в рамках инновационной стратегии развития Рос-

сийского государственного университета туризма и сервиса, в качестве отдельного инновационного направления предлагает тему: «Создание концепции и методологии комплексной национальной системы туристских ресурсов Российской Федерации».

Цель: Формирование методологии

исследования, систематизации и диагностики туристских ресурсов Российской Федерации, позволяющей разработать концептуальные подходы в области применения современных информационных технологий для создания единой информационно-технологической платформы изучения и оценки туристских ресурсов РФ в рамках различных типов туристского пространства.

Предполагаемые результаты: По итогам реализации будет создана глобальная и общедоступная база данных туристских ресурсов Российской Федерации на основе крупного мультимедийного электронного ресурса, позволяющего реализовать новый способ изучения туристского пространства страны и применить методики комплексной характеристики туристского потенциала российских регионов.

Направление предполагает реализацию следующих проектов:

Проект 1.

Формирование методологии исследований основных типов туристских ресурсов и разработка концептуальных подходов к применению информационных технологий для создания единой информационнотехнологической платформы для изучения туристского пространства РФ.

Проект 2.

Формирование единой информационно-технологической платформы изучения и оценки туристского потенциала Российской Федерации на основе создания крупного мультимедийного информационного ресурса Российского государственного университета туризма и сервиса (интернет-портала «Живая карта России»).

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

33

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

Научно-методической основой для становления и развития представленного направления явились следующие компоненты:

1) Опыт и постоянная практика исследовательской деятельности в рамках лаборатории туристских ресурсов ФГБОУ ВПО «РГУТиС», в дальнейшем преобразованную в научно-образовательный центр (НОЦ) изучения туристских ресурсов, на базе которых было выполнено около двух десятков НИР по данной или смежной тематике. 1

2) Регулярное участие в разработке проектов научно-исследовательских работ, финансируемых из средств федерального бюджета и выполняемых по заданию Министерства образования и науки РФ, в ключе предлагаемого направления исследования:

• Исследование влияния туризма на региональное развитие (2007—2008 гг.).

• Методология формирования стратегической программы развития туризма в регионах РФ (2009—2010 гг.).

• Методология изучения и диагностики туристско-рекреационных ресурсов Российской Федерации (2010-2011 гг.).

• Формирование комплексной национальной системы туристских ресурсов РФ на основе применения современных наукоемких информационных технологий (2012-2014 гг.).

3) Систематическая научно-исследовательская деятельность кафедры в рамках общей кафедральной тематики:

• Дидактика туристской территории.

• Научно-практические подходы к изучению туристского пространства.

• Природное и культурно-историческое туристское пространство: диагностика и проектирование.

Данные исследования направлены на поиск методологических подходов к изучению туристского пространства как про-

1 Полный перечень НИР кафедры туризма представлен на официальном сайте ИТиГ в разделе: кафедра туризма. www.itig.ru

странственно-временной структуры, с целью формирования типологии туристского пространства и комплексной характеристики его отдельных типов (видов, подвидов).

4) Формирование научно-исследовательского потенциала кафедры посредством широкого вовлечения студентов в исследовательскую деятельность.

Виды и идеология дипломных работ: Дипломная работа — ставится и изучается проблема, актуальная для региона, отрасли и группы предприятий. Результаты исследований распространяются на ряд родственных объектов.

Проект — выявляются недостатки, «узкие места», вскрываются резервы развития предприятия и его обособленных (либо связанных) деловых процессов. Результаты исследований распространяются на деятельность предприятия как объекта исследования.

Научная работа — выявляется целый каталог проблем страны, группы стран, отрасли, региона, группы предприятий в рамках профессиональных союзов или ассоциаций. Обозначаются и исследуются причинно-следственные связи, анализируется влияние отдельных факторов. Выстраивается научная гипотеза и на ее основе делается прогноз развития (объекта или системы).

Тематические направления научноисследовательских дипломных работ:

Направление первое: «Туристское пространство: особенности изучения и диагностики»

1) Разработка рекомендаций по изучению туристского пространства территории (на примере региона, страны).

2) Архитектурное наследие как ресурс развития городского туристского продукта (на примере города).

3) Природное туристское пространство как фактор сохранения природных богатств РФ.

34 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного...

4) Культурно-историческое туристское пространство как фактор сохранения культурного наследия в регионах РФ.

5) Проектирование природного туристского пространства на основе изучения и диагностики различных типов памятников природы.

6) Археологическое наследие как основа формирования туристского продукта региона.

7) Событийный календарь как фактор формирования и развития событийного туристского пространства РФ.

8) Проектирование городского туристского пространства (на примере города).

9) Музейное проектирование на основе применения информационных технологий.

10) Сервисное пространство территории: основы формирования и развития.

11) Рекреационное туристское пространство как фактор развития курортного продукта РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12) Научное туристское пространство как фактор развития образовательного туризма в РФ.

13) Разработка рекомендаций по формированию и развитию маршрутов массового самодеятельного туризма (на примере региона).

14) Разработка рекомендаций по изучению, диагностике и оценке аттрак-тивности новых туристских ресурсов (на примере региона, страны).

15) Разработка рекомендаций по формированию комплексной балльно-рейтинговой системы оценок объектов туристского (природного, культурноисторического, рекреационного, сервисного, событийного, мифологического, научного) пространства РФ.

16) Разработка рекомендаций по проведению оценки туристских ресурсов и объектов природного (культурно-исторического, рекреационного,

сервисного, событийного, мифологического, научного) туристского пространства (на примере региона). Направление второе: «Инновационные

и информационные технологии в туризме»

1) Роль национальной инновационной системы в повышении конкурентоспособности российского туристского продукта.

2) Информационно-коммуникационные технологии как фактор повышения ценности туристских продуктов и услуг.

3) Туристские информационные системы как новая модель туристского бизнеса.

4) Инновации в индустрии туризма: информационный аспект.

5) Инновации в индустрии туризма: организационно-технологический аспект.

6) Разработка рекомендаций по информационному обеспечению городского туризма на основе разработки Программы «Карта Гостя».

7) Роль туризма в инновационном развитии регионов РФ (на примере региона).

8) Проблемы и перспективы развития

электронного туризма в РФ. Направление третье: «Стратегиче-

ские направления развития туристских

предприятий»

1) Формирование креативной концепции туристского предприятия.

2) Формирование стратегии развития туристского предприятия.

3) Научно-практические подходы к исследованию рисков в туристской деятельности.

4) Развитие классических теорий мотивации на примере туристской деятельности.

5) Виртуальный туристский продукт как фактор развития туристской деятельности.

6) Репутация туристского предприятия как фактор его эффективного функционирования и развития.

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

35

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

Внедрение результатов исследования

Для внедрения результатов исследования разработаны методические рекомендации и специальная бонусная программа, стимулирующая участие сту-дентов-дипломников в исследовательской деятельности.

5) Формирование и развитие инновационной составляющей образовательной деятельности.

Инновация — это в большей степени экономическое понятие, сущность которого в том, что существующие производительные силы используются для решения новых задач, создаются новые комбинации экономических ресурсов для производства нового продукта. При этом равновесие в экономической системе изменяется и, в конце концов, нарушается. Здесь следует подчеркнуть, что инновация связана с креативным разрушением существующего порядка деятельности. В этой связи следует отметить, что для генерации креативных идей необходимо создавать творческие коллективы, привлекая к выполнению инновационных проектов не только преподавателей, аспирантов и соискателей, но и студентов. Участие в инновационных проектах дает возможность получать реальные результаты интеллектуальной деятельности (РИД), которые, в свою очередь, могут быть оформлены в виде патентов, свидетельств на изобретения и авторских прав на произведение.

Так, например, в рамках инновационной деятельности НОЦ по изучению туристских ресурсов «РГУТиС» получено Свидетельство на программу ЭВМ электронного мультимедийного ресурса «Мир Живая карта России» и авторские права на произведения (Методика инновационного проекта «Живая карта России»). Совершенно очевидно, что данные результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы для формирования коммерческого предложения в виде инновационного продукта, который может быть востре-

бован на рынке. В качестве коммерческого предложения можно предложить услуги по формированию туристского мультимедийного контента (описание туристских объектов, формирование туристских маршрутов и виртуальных экскурсий).2

Потенциальными потребителями этих продуктов, в свою очередь, могут быть: субъекты турбизнеса, региональные туристские администрации, научные и образовательные структуры, компании, занимающиеся разработкой геоинформационных систем (ГИС), и пр.

В качестве примера можно привести следующее предложение:

Формирование ГИС-проектов информационно-рекламного характера — мультимедийных виртуальных экскурсий с использованием 3D сферических и цилиндрических панорам.

Первый этап — создание сценария проекта (в т. ч. сопроводительный текст).

Второй этап — формирование информационной базы данных (в т. ч. видео и фотоматериалы).

Виртуальные экскурсии (туры) — это один из самых современных и эффективных способов визуализации туристского информационного пространства. Главное достоинство этого информационного продукта заключается в возможности независимо от времени суток и удаленности от объекта совершить его полный осмотр и в т. ч. с использованием мобильных устройств. Представляющаяся экскурсантам возможность интерактивного управления маршрутом создает иллюзию присутствия, что делает виртуальную экскурсию не только информативной, но еще и эмоционально насыщенной. В ходе просмотра зритель имеет возможность самостоятельно регулировать направление и скорость движения. С помощью мышки и клавиатуры можно двигаться в разных направлениях.

2 Методика представлена на портале www.livemaprus.ru

36 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Туристское образование в контексте новых требований к формированию современного...

Следует отметить, что для разработки методики виртуальной экскурсии и опытного образца, НОЦ изучения туристских ресурсов РГУТиС сотрудничает с компанией ОАО НПК «Рекод», работающей в отечественной оригинальной геоинформационной системе.

Представим последовательность выполнения работ по формированию виртуальной экскурсии на тему:

«Москва в 1812 году: по страницам романа Льва Толстого «Война и мир»

1) Наименование, общая картосхема, логотип, карты (Москва 1812 г. и современная карта Москвы).

2) Выбор объектов показа. Размещение на карте, навигация, обсчет маршрута. Составление его технической характеристики.

3) Создание сферических 3D панорам и создание фото 3D объектов.

4) Сочетание нескольких 3D панорам, формирующих виртуальный тур.

5) Создание массива визуальной информации — привязка к каждой маршрутной точке соответствующих 3D панорам и 3D фото.

6) Текстовое (и звуковое) описание объектов.

7) Проектирование маршрута движения экскурсантов.

8) Создание жанровых сцен вокруг объектов показа, размещение хот-спотов и других эффектов.

9) Формирование презентационного продукта Flash-презентации (рекламно-информационной версии виртуальной экскурсии).

Подобные проекты и потенциал сложившегося творческого коллектива являются объективной основой для развития системы инновационного предпринимательства в рамках вуза.

В рамках Федерального закона Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в от-

дельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», в ФБГОУ ВПО «РГУТиС» 7 марта 2012 г. было создано малое инновационное предприятие (МИП) ООО «Инноватика».

Целью МИП ООО «Инноватика» является осуществление деятельности по внедрению результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и пр.).

В качестве основных видов деятельности ООО «Инноватика» (согласно Уставу) можно выделить:

— Предоставление туристических информационных услуг;

— Предоставление туристических экскурсионных услуг;

— Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук;

— Рекламная деятельность;

— Издательская деятельность;

— Деятельность по изучению общественного мнения;

— Исследование конъюнктуры рынка;

— Деятельность в области фотографии;

— Производство фильмов;

— Предоставление прочих услуг.

Вместе с тем, основным направлением

деятельности является коммерциализация РИД на базе портала «Живая карта России» (свидетельство о регистрации программы ЭВМ № 2011618529).

Подводя итоги сказанному, следует отметить, что коммерциализация инноваций является важнейшим фактором экономического роста. Так как инновационное предпринимательство — это особый вид коммерческой деятельности, имеющей целью получение прибыли путем соз-

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

37

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

дания и активного распространения инноваций во всех сферах народного хозяйства. Вместе с тем при его организации в системе высшей школы возникает ряд сложных проблем, на которые автор статьи обращает особое внимание вузовских исследователей, выбравших этот путь.

Опыт функционирования МИП при вузах показывает, что самым сложным периодом в их деятельности являются первые 3 года — «долина смерти», за этот период погибает или перестают функционировать по разным причинам более 90% предприятий, большая доля приходится на первые 1,5 года.

Среди множества причин неудачного старта можно отметить в качестве типичных:

1) Неумение вести хозяйственную деятельность.

2) Отсутствие готового коммерческого предложения.3

3 РИД — это не готовый коммерческий продукт, а его прообраз, который нуждается в доводке до стадии полноценного коммерческого предложения. Относительно портала «Живая карта России» полностью не решены технические, технологические и правовые вопросы функционирования.

3) Отсутствие целостной хозяйственной стратегии.

4) Слабая поддержка со стороны вуза-уч-редителя и пр.

Следует отметить, что главным на этапе становления МИП является формирование эффективной системы отношений с вузом-учредителем, которая должна определять следующие аспекты:

• Области деятельности МИП, в т. ч. дополнительные и смежные;

• Взаимоотношения с различными структурами и подразделениями вуза и в т. ч. с его филиалами;

• Взаимоотношения с другими хозяйственными товариществами, созданными в вузе;

• Имущественные отношения (включая аренду, использование транспорта и пр.).

• Создание льготных режимов функционирования (информационная поддержка, продвижение, укрепление имиджа МИП, др. преференции).

38 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.