Научная статья на тему 'Тренды современного туризма в вузовском образовании'

Тренды современного туризма в вузовском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД / CIVILIZATION APPROACH / РЕИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРНО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURAL AND GEOGRAPHICAL APPROACH / СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SEMIOTIC APPROACH / СЕРВИСНЫЙ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / SERVICE AND CUSTOMER-ORIENTED APPROACH / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / CREATIVE APPROACH / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ECONOMIC APPROACH / ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД / DESIGN METHOD / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / PROPHETIC FITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесков Александр Святославович, Лескова Галина Андреевна

За последние десятилетия большие изменения произошли как в сфере туризма, так и в вузовской науке и образовании. Следует зафиксировать новые тренды в развитии внутреннего российского туризма, ставшие ответом на изменения, происходящие в сфере внешней и внутренней политики и экономики: включение практически всех регионов РФ в орбиту туризма на основе федеральных и региональных программ, стимулирующих разработку новых туристских маршрутов; развитие туристской инфраструктуры, в основном за счет строительства новых объектов гостеприимства, в том числе и тематических, побуждающих к путешествиям с погружением в ту или иную культурно-историческую эпоху; инвестирование в реновацию туристских ресурсов, востребованных на рынке внутреннего туризма, и создания новых объектов, нуждающихся в современной интерпретации. Вслед за динамично развивающейся туристской практикой одна образовательная парадигма сменялась другой. На смену знаточеству и технологиям, пронизывавшим «ресурсоцентричные» и «антропоцентричные» учебные дисциплины, приходят новые учебные курсы, в основе которых лежит научная методология. К категории «подход», используемой при разработке новой образовательной парадигмы, обращаются обычно в такие периоды развития той или иной деятельности, когда, с одной стороны, фиксируются серьезные изменения в существующей системе, а с другой наука не дает возможности разрешить проблему имеющимися в науке средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесков Александр Святославович, Лескова Галина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends of modern tourism in university education

During the past decades, major changes have occurred in the field of tourism, as well as in university science and education. It is necessary to fix new trends in the development of domestic Russian tourism, which have become a response to the changes taking place in the sphere of foreign and domestic policy and economy: inclusion of almost all regions of the Russian Federation in the orbit of tourism on the basis of federal and regional programs that stimulate the development of new tourist routes; development of tourist infrastructure-mainly through the construction of new hospitality facilities, including thematic ones, which encourage traveling with immersion in a particular cultural and historical era; investment in the renovation of tourist resources in demand in the domestic tourism market and the creation of new facilities in need of modern interpretation. Following the dynamically developing tourist practice one educational paradigm was replaced by another. Instead expertise and technology, threaded «resourcecentric» and «humanistic» disciplines, new courses, which are based on scientific methodology come. The category «approach» used in the development of a new educational paradigm is usually referred in such periods of development of a particular activity, when, on the one hand, serious changes are recorded in the existing system, and on the other, science does not provide an opportunity to solve the problem by the means available in science.

Текст научной работы на тему «Тренды современного туризма в вузовском образовании»

УДК 378.016:338.482

А. С. Лесков, Г. А. Лескова Тренды современного туризма в вузовском образовании

За последние десятилетия большие изменения произошли как в сфере туризма, так и в вузовской науке и образовании. Следует зафиксировать новые тренды в развитии внутреннего российского туризма, ставшие ответом на изменения, происходящие в сфере внешней и внутренней политики и экономики: включение практически всех регионов РФ в орбиту туризма на основе федеральных и региональных программ, стимулирующих разработку новых туристских маршрутов; развитие туристской инфраструктуры, в основном за счет строительства новых объектов гостеприимства, в том числе и тематических, побуждающих к путешествиям с погружением в ту или иную культурно-историческую эпоху; инвестирование в реновацию туристских ресурсов, востребованных на рынке внутреннего туризма, и создания новых объектов, нуждающихся в современной интерпретации. Вслед за динамично развивающейся туристской практикой одна образовательная парадигма сменялась другой. На смену знаточеству и технологиям, пронизывавшим «ресурсоцен-тричные» и «антропоцентричные» учебные дисциплины, приходят новые учебные курсы, в основе которых лежит научная методология. К категории «подход», используемой при разработке новой образовательной парадигмы, обращаются обычно в такие периоды развития той или иной деятельности, когда, с одной стороны, фиксируются серьезные изменения в существующей системе, а с другой - наука не дает возможности разрешить проблему имеющимися в науке средствами.

Ключевые слова: цивилизационный подход, реистический подход, культурно-географический подход, культурологический подход, семиотический подход, сервисный клиентоориентированный подход, креативный подход, экономический подход, проектный метод, системный подход

Aleksandr S. Leskov, Galina A. Leskova Trends of modern tourism in university education

During the past decades, major changes have occurred in the field of tourism, as well as in university science and education. It is necessary to fix new trends in the development of domestic Russian tourism, which have become a response to the changes taking place in the sphere of foreign and domestic policy and economy: inclusion of almost all regions of the Russian Federation in the orbit of tourism on the basis of federal and regional programs that stimulate the development of new tourist routes; development of tourist infrastructure-mainly through the construction of new hospitality facilities, including thematic ones, which encourage traveling with immersion in a particular cultural and historical era; investment in the renovation of tourist resources in demand in the domestic tourism market and the creation of new facilities in need of modern interpretation. Following the dynamically developing tourist practice one educational paradigm was replaced by another. Instead expertise and technology, threaded «resourcecentric» and «humanistic» disciplines, new courses, which are based on scientific methodology come. The category «approach» used in the development of a new educational paradigm is usually referred in such periods of development of a particular activity, when, on the one hand, serious changes are recorded in the existing system, and on the other, science does not provide an opportunity to solve the problem by the means available in science.

Keywords: civilization approach, prophetic fits, cultural and geographical approach, semiotic approach, service and customer-oriented approach, creative approach, economic approach, design method, systematic approach

На современном этапе развития профессионального туристского образования наиболее актуальным аспектом становится процесс предельной приближенности содержания учебных дисциплин к сегодняшним требованиям рынка труда, в первую очередь - рынка того региона, в котором находится вуз и в туристских организациях которого проходят практику студенты, обучающиеся по направлению «туризм». Весь-

ма важным для успешности образовательного процесса в вузе является осознание всеми участниками - преподавателями и студентами -специфики развития регионального туризма, проявляющейся в культурной политике региона, в особенностях потребления туристских ресурсов с их региональными особенностями. Инвестиции в региональный туризм, ставшие результатом запуска механизмов государствен-

но-частного партнерства, позволили привлечь дополнительные средства к осуществлению туристских проектов. Кафедра туризма и социально-культурного сервиса Санкт-Петербургского государственного института культуры (СПбГИК) использует имеющиеся механизмы, способствующие развитию аутсорсинговой модели участия вуза в этих проектах с получением своей доли прибыли, идущей на развитие вузовской туристской науки со спецификой ее междисциплинарного характера. Основной тренд развития кафедры детерминирован общими принципами государственной политики в сфере туризма и развития регионов, формируемыми Департаментом туризма и региональной политики Министерства культуры РФ. Кафедра в рамках учебной и научной деятельности принимает участие в разработке предложений по приоритетным направлениям инновационного развития туристской отрасли, намеченным Департаментом туризма и региональной политики.

В составе кафедры туризма работают и должны работать представители естественнонаучных, экономических, социальных и гуманитарных дисциплин, ибо система образования в рамках профессий, связанных с туризмом, требует от студентов умений, знаний и навыков в рамках широкого спектра наук прикладного и фундаментального характера. Кроме того, актуальная схема современного образования предполагает использование междисциплинарных подходов к комплексному освоению дисциплин учебного плана направления «туризм».

Изучение того, что сделано для туристского образования за последние тридцать лет (в рамках нескольких образовательных программ, начиная с программ повышения квалификации в конце 1980-х гг. ХХ в.), позволяет сделать вывод, что учебная и научная деятельность кафедры туризма вписывается в общую концепцию пост-неклассической науки, имеющей дело с открытыми, динамично развивающимися системами. Такими системами представляются:

- туризм, в первую очередь культурный, и такая его разновидность, как городской туризм;

- города эпохи глобализации, служащие наиглавнейшим объектом туристского интереса и потому изучаемые в рамках дисциплины «Туристское градоведение»;

- источники (письменные, изобразительные, вещественные, аудио- и видеоисточники и др.), необходимые для создания программ культурного туризма и осваиваемые в рамках дисциплин «Туристское источниковедение» и «Менеджмент культурного туризма» (раздел «Информационное обеспечение туристско-экс-курсионной деятельности»).

Без научных и практических знаний, приобретаемых при изучении этих предметов, нельзя представить практику современного туроперей-тинга.

Вузовская наука, поддерживающая внедрение в систему туристского образования методов, обеспечивающих системно-методологический подход к обучению, предполагает развитие как фундаментальных его основ, так и прикладных методов, ориентированных на инновационный подход к авторским курсам и системе взаимодействия дисциплин учебного плана, сформированной на кафедре.

Инновационная образовательная среда -это тесная связь внутренней и внешней среды студентов и педагогов как участников общего инновационного процесса, происходящего в мировом и национальном туризме. Внешней макросредой представляется среда регионального туризма, с которой кафедра активно взаимодействует на протяжении последнего десятилетия. Внешняя среда, или макросреда, и внутренняя - микросреда - оказывают как косвенное, так и прямое воздействие на результаты инновационной деятельности. Зримым результатом этой деятельности стали дипломные работы студентов-бакалавров, посвященные методическому обеспечению туристских программ, осуществляемых Комитетом Ленинградской области по туризму в рамках Федерального проекта «Живые уроки».

При разработке методических материалов для реализации «живых уроков» в качестве компонентов макросреды выступали культурные ресурсы Ленинградской области, экскурсионные маршруты для учащихся школ, требования возрастной педагогики (изучавшейся студентами-дипломниками в рамках учебной дисциплины «Туристско-экскурсионная педагогика»), рабочие программы школ по школьным предметам, в соответствии с которыми должен проводиться тот или иной «живой урок». Внешняя макросреда включала социокультурную, технологическую, экономическую среду региона, в условиях которой проектировались, продвигались и реализовывались программы «живых уроков».

Компонентами внешней микросреды можно считать туристскую фирму, в которой студенты проходили практику и, активно участвуя в создании каталога школьных туров, в их аннотировании, в расчете калькуляции себестоимости туристского продукта, они осуществляли непосредственное знакомство с определенными стратегическими зонами хозяйствования: рынком новшеств, рынком нововведений (инноваций), звеньями административной системы (надзор Комитетов Ленинградской области по

туризму и образованию), звеньями туристской инфраструктуры, обслуживающими Федеральную программу «Живые уроки» как инновационный процесс. В ходе этого проекта, осуществляемого в течение двух последних лет кафедрой как внутренней инновационной средой вуза, обогатились корпоративные связи, был приобретен опыт участия в живой туристско-экскурсионной практике, что не могло не сказаться на всей инновационной деятельности - образовательной, организационной, методической, научно-методологической. Для студентов участие в данном проекте - как полном цикле взаимосвязанных профессиональных действий - стало основой системного подхода к туризму. Знакомство студентов и преподавателей кафедры со всем комплексом работ по внедрению и реализации федерального проекта «Живые уроки» позволило осознать его как систему, строящуюся на таких принципах, как:

- целостность;

- иерархичность;

- структуризация;

- множественность.

В теории по условиям проекта учащиеся всех школ Ленинградской области, вне зависимости от их местоположения должны были получить стандартный набор туристских продуктов в рамках каждой из туристско-экс-курсионных программ по определенному уроку для соответствующего возраста (класса). Однако школьники из разных районов, отправляясь, предположим в Приютино, в рамках урока по литературе (Тема «А. С. Пушкин»), должны будут следовать разными путями, пролегающими в разных природных и культурных ландшафтах, которыми богата огромная по своим размерам территория Ленинградской области. Задача, которую поставили перед собой и успешно решили студенты, разрабатывавшие данные маршруты и создававшие рабочие тетради в соответствии с маршрутами, столкнулись напрямую с таким принципом системного подхода, как «множественность», позволявшая использовать каждый маршрут в виде отдельной самостоятельной модели (с собственной конкретной стоимостью тура, зависящей от длины маршрута и транспортных затрат), но обладающей общими признаками, характерными для единой стандартизованной программы как системы в целом. Так, например, вне зависимости от географической привязки места сбора группы и посадки в экскурсионный автобус (будь то Тихвин или Тосно, Луга или Приозерск), трассовая экскурсия начинается с общей темы «Геральдика Санкт-

Петербургской губернии - Ленинградской области», но она включает частный материал, характеризующей герб района оправления туристской школьной группы. Данная тема, будучи включенной в единый для всех путешественников «геральдический цикл», в который включены подтемы «Герб рода Олениных», «Гербы Пушкиных и Ганнибалов», должна будет означать для школьников - будущих участников туров (и студентов, создателей методических материалов) необходимость развития способности восприятия визуальных образов, радость знакомства с семиотикой культуры. «Геральдический цикл» и его визуализация посредством использования школьниками Рабочих тетрадей покажет учащимся школ необходимость знаний из области геральдики как специальной исторической дисциплины. Значимость таких знаний очевидна: ведь недаром семиотика как наука о знаках, появившаяся в XX в. и воспринятая как метанаука, главенствующая над спектром наук, оперирующих понятием знака, стала предшественницей развития массовой и элитарной визуальной культуры как языка современной коммуникации.

Знакомство студентов на примере конкретного, социально значимого, задания с системным подходом к практике и теории туризма включало также обязательность изучения и практического использования целого ряда «подподходов», таких как элементный, структурный, комплексный, функциональный, целевой, ресурсный, коммуникационный.

Наука о туризме, как и любая наука, строится и мыслится как система. Системный подход к туризму и как следствие - к дисциплинам учебного плана, на наш взгляд, должны помочь студенту сформировать системный взгляд не только на комплекс видов профессиональной деятельности в туризме, но и показать ему путь к профессиональному росту, развить его системное, инновационное мышление в целом.

Данный тезис укладывается в рамки такого понятия, как инновационный педагогический опыт и его подтипы, выделяемые на основе отношения к предмету педагогической деятельности. В учебной и научной практике кафедры, постоянно корреспондируемой с практикой современного туризма, используются подтипы инноваций, применяемые:

- к структурным элементам образовательной системы (формам, методам, приемам, технологиям обучения и т. д.);

- к области педагогического применения (ко всему учебному процессу, к отдельным учебным курсам и т. п.);

- к сферам взаимодействия участников образовательного процесса (в коллективном обучении при аудиторных занятиях, при групповом обучении в малых группах и на индивидуальных занятиях, в наставничестве, кураторстве и др.);

- к функциональным возможностям (нововведениям педагогических средств, нововведениям в управлении и др.);

- к способам осуществления (плановым, периодическим, спонтанным);

- к масштабности распространения (на уровне кафедры, факультета, профильных вузов, регионов, на международном уровне);

- к социально-педагогической значимости (в рамках осуществляемых социокультурных проектов, таких как «Серебряное ожерелье России», «Экскурсии по Дороге жизни», «Живые уроки» и др.);

- к объему инновационных мероприятий (локальным, коллективным, массовым);

- к степени предполагаемых преобразований (корректирующим, модернизирующим, прорывным и др.);

- к личностному становлению субъектов образования.

На последнем пункте следует остановиться особо. Перед кафедрой туризма стоял ряд задач, связанных с личностным становлением субъектов образования, к которым относятся не только студенты, но и члены профессорско-преподавательского состава кафедры. Это следующие, решаемые в процессе учебной и научно-методической деятельности, задачи:

Задача № 1. Анализ процесса подготовки студентов, обучающихся по направлению «туризм», на предмет его соответствия туристской практике.

Задача № 2. Анализ процесса научного и творческого развития членов профессорско-преподавательского состава кафедры, мониторинг их готовности к решению задач, стоящих перед современной практикой туризма, тестирование их способности к инновационной деятельности в сфере туристской практики и практикоориентированного туристского образования.

Задача № 3. Разработка основ тезаурусного подхода к обучению в вузе на основе определения и оценки «нулевого» среза параметров тезауруса, с которым студенты приходят в вуз, и «конечного», с которым студенты выходят в жизнь. Понятие тезауруса как хранилища информации и приобретаемого опыта лежит в основе тезаурусного подхода, в некотором смысле противоположного историко-теоретическому подходу. Если историко-теоретический подход требует рассматривать все культурные явления,

изучаемые в процессе освоения образовательной программы, в широком контексте, без лакун, то тезаурусный подход предполагает выявление у студента сложившихся культурных ориентиров, которые организуют структуру тезауруса каждого из них с учетом их индивидуальных способностей

В процессе обучения студент как субъект, на которого направлена образовательная деятельность, должен заполнять три главные теза-урусные емкости («резервуары»), которые соответствуют в нашем понимании трем предметам туристской деятельности. Это:

1) туристская среда как историко-культурный пространственно-временной континуум (эта тезаурусная емкость заполняется при помощи таких предметов учебного плана, как география с ее разделами и целого ряда других -«средовых» предметов);

2) турист как потребитель туристского продукта, его информационные и коммуникационные потребности; целый комплекс знаний, связанных с туристом как человеком, как личностью (заполняется при помощи таких предметов, как психология, антропология, социология и др.);

3) туризм как область деятельности, комплекс формируемых представлений, связанных с гуманистической и коммерческой стороной туристской коммуникации.

Задача № 4. Развитие вертикали туристского образования, выстраиваемой как единая система, в которую входит довузовский компонент -подсистема дополнительного краеведческого образования школьников. В формировании довузовского компонента на протяжении тридцати последних лет участвуют сотрудники кафедры, помогая системе дополнительного образования в приведении педагогических задач средней школы в соответствие с требованиями туристского рынка. Развитие вертикали туристского образования предполагает анализ контингента абитуриентов, поступающих в вузы на данное направление, и учет полученных данных в учебном процессе.

Задача № 5. Всемерное участие в корректировке содержания и форм не только вузовского, довузовского, но и постдипломного отраслевого туристского образования.

Авторам представляется, что именно в вузе культуры, в чьи задачи входит, в первую очередь, забота о развитии культурного туризма, возможно совершенствование методологических основ туристского образования, конечной целью которого служит инновационное развитие потенциала высшей школы. Авторы предлагают такой комплекс взаимодействующих между

собой методов, которые, будучи вместе взятыми, способны сформировать блок общенаучных и профессиональных компетенций, необходимых для всех видов профессиональной деятельности наших выпускников.

Системный и другие научные подходы как комплексы структур и механизмов, применяемых в туристском образовании и практике туризма, способствуют научному обоснованию стратегии развития туристского образования на определенный период, пока на горизонте не появились новые тренды туристской практики, которые потребуют и новых образовательных парадигм.

Вузовская наука, являющаяся ключевым элементом научного потенциала страны, в значительной мере определяет качество подготовки высококвалифицированных специалистов в системе высшей школы с учетом следующих подходов к вузовской туристской науке и туристскому образованию:

1) цивилизационный (историко-типологи-ческий) подход,

2) реистический (вещеведческий) подход,

3) вербально-коммуникационный подход,

4) культурно-географический (культурно-ландшафтный) подход,

5) культурологический (ресурсоориентиро-ванный) подход,

6) структурно-семантический подход,

7) сервисный клиентоориентированный подход,

8) креативный подход,

9) экономический подход,

10) трансдисциплинарный подход.

Помимо этого, необходимо назвать два

главных общенаучных метода, актуальных для туристского образования:

1) аналитический метод как основа прогнозирования и предпринимательской деятельности в туризме;

2) проектный метод, лежащий в основе ту-роперейтинга, которым занимаются предприятия туристской сферы и органы управления туризмом, руководящие проектной деятельностью в регионах.

Категория «подход» по своей сути является результатом методологической рефлексии и научной критики, поэтому «подходные характеристики» мы в некоторой степени склонны рассматривать как критику или даже отрицание иного подхода, нежели тот, который мы отстаиваем как авторы созданной на кафедре образовательной парадигмы.

Разработанные кафедрой в рамках различных дисциплин и дисциплинарных комплексов подходы не только «уживаются» между собой,

не нарушая дисциплинарной целостности, но, напротив, способствуют многоаспектному восприятию предмета исследования, создают в пределах одной учебной дисциплины полипредметность - сосуществование нескольких предметов познания. Это обстоятельство требует от участников образовательного процесса умений и навыков методологической рефлексии, которая опирается на трансдисциплинарную методологию.

Реализуемые в образовательной деятельности кафедры подходы, оправдавшие себя на практике, выстроены с учетом теории туризма и ее отражения в зарубежном и отечественном опыте. Одним из положительных примеров такого опыта является проект «Life beyond tourism» поддерживаемый такими международными организациями, как: ICCROM (Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей), ICOMOS (Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест), Counsil of Europe (Совет Европы), World Tourism Organisation (Всемирная туристическая организация). Инициатором и основным разработчиком проекта является Ромуальдо дель Бьянко, чья идея - это межкультурный диалог, рассматриваемый созданным им Фондом как неотъемлемая часть духовного наследия планеты. За ним стоят два подхода - ресурсоориентирован-ный, направленный на показ ресурсов как ценности мирового культурного наследия, и клиентоориентированный, предполагающий учет особенностей восприятия другой культуры потребителями туристского продукта -представителями разных народов, этносов, конфессий. Этот подход оправдал себя при разработке сети туристских маршрутов, в совокупности создающих образ культурного пространства региона и побуждающих не к «разовому», единственному, посещению региона, а к целой серии повторных визитов с целью полного погружения в его культуру [1].

Девиз наших проектов - как образовательных, так и практических, создаваемых для сферы туризма - «Вместе открывая прошлое, мы создаем будущее» - практически повторяет девиз Фонда Ромуальдо дель Бьянко. И этот девиз соответствует высоким задачам культурного туризма как самого наукоемкого вида информационного сервиса, формирующего культуру наших современников. Как утверждает В. В. Брежнева в своей работе «Информационное обслуживание: концепция сервисного развития», «обладая способностью отслеживать изменения вкусов и потребностей социальных субъектов и своевременно реагировать на них, сер-

вис, тем самым, предлагает услуги, формирующие в определенной степени ценностные ориентиры, нормативные образцы поведения, формы общения, образ жизни» [2].

Инновационная ориентация деятельности кафедры туризма и социально-культурного сервиса обеспечивается за счет подготовки квалифицированных кадров, растущего участия преподавателей и студентов - бакалавров и магистрантов - в выполнении проектов и передаче их результатов субъектам государственно-частного партнерства - комитетам по туризму, некоммерческим организациям, туристским фирмам. Итогом этой деятельности стали: опыт, получаемый от взаимодействия с органами власти, ответственными за развитие туризма на северо-западе, чувство причастности к социально-значимой практике туризма. Особенно тесное взаимодействие сложилось у кафедры в последние годы с Комитетом Ленинградской области по туризму. Выстраиваются отношения с Комитетом по развитию туризма в Санкт-Петербурге, что, несомненно, способствует приведению образовательных модулей в соответствие с потребностями в туристском обслуживании жителей нашего региона - Петербурга и Ленинградской области.

Особое внимание уделяет подготовке специалистов такой разновидности туристической деятельности как духовный туризм, а также специалистов в области детско-юношеского туризма и туризма третьего возраста.

Предполагается сосредоточить внимание на следующих нерешенных задачах:

- продолжать раскрывать новое видение парадигмы современного образования в сфере туризма, базирующейся на идеях синергетики, взаимодействия дисциплин и целостности прак-тикоориентированных технологий;

- активировать работу по ознакомлению теоретиков и практиков туристской сферы с инновационными разработками, связанными с организационно-управленческими и культурно-просветительскими видами профессиональной деятельности;

- соверлшенствовать участие в туристской сборке региона и поисках параметров конструирования региональных маршрутов, их научном осмыслении;

- способствовать развитию теории и практики национального туризма.

Список литературы

1. Лескова Г. А., Молозина И. В. Внутренний туризм как средство конструирования культурного пространства России // Культурное пространство России: генезис и трансформация / А. С. Тургаев и др.; под ред. А. С. Тур-гаева; ред.-сост. А. Е. Хренов. Санкт-Петербург, СПбГИК, 2017. С. 85-115.

2. Брежнева В. В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития: дис. ... д-ра пед. наук: 05. 25. 03 / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2007. 435 с. URL: https: // dlib. rsl. ru (дата обращения: 25. 04. 2018).

References

1. Leskova G. A., Molozina I. V. Domestic tourism as means of constructing cultural space of Russia. Turgaev A. S. etc.; Turgaev A. S. (ed.), Khrenov A. E. (ed.) Cultural space of Russia: genesis and transformation. Saint Petersburg: Saint Petersburg State Univ. of Culture, 2017. 85-115 (in Russ.).

2. Brezhneva V. V. Information services: service development concept: dis. on competition of sci. degree doctor in pedagogics: 05. 25. 03 / Saint Petersburg State Univ. of Culture and Arts. Saint Petersburg, 2007. 435. URL: https: // dlib. rsl. ru (accessed: Apr. 24. 2018) (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.