Научная статья на тему 'Методологические и методические основы подготовки магистров естественнонаучного образования по программе «Образовательный туризм»'

Методологические и методические основы подготовки магистров естественнонаучного образования по программе «Образовательный туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентностный подход / педагогика туризма / образовательный туризм / туристско-образовательная технология / туристско-образовательная компетентность / competence approach / pedagogy of tourism / educational tourism / tourist-educational technology / tourist-educational competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погодина Виктория Леонидовна, Соломин Валерий Павлович

В структуре педагогической науки выделилось такое направление, как педагогика туризма наука о законах образования и воспитания личности средствами туризма. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. Компетентностный подход положен в основу построения магистерской программы «Образовательный туризм». Организатор туристско-образовательной деятельности должен обладать профильно-специализированной туристско-образовательной компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism pedagogy is a new development in pedagogy dealing with the laws of education by through tourism. Educational tourism involves cognitive tours focused on developing competencies of any educational level. The competence approach is an underlying principle of the master"s degree program «Educational tourism». The organizer of tourist-educational activities should possess special tourist-educational competence.

Текст научной работы на тему «Методологические и методические основы подготовки магистров естественнонаучного образования по программе «Образовательный туризм»»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

В. Л. Погодина, В. П. Соломин

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

В структуре педагогической науки выделилось такое направление, как педагогика туризма — наука о законах образования и воспитания личности средствами туризма. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. Компетентностный подход положен в основу построения магистерской программы «Образовательный туризм». Организатор туристско-образовательной деятельности должен обладать профильно-специализированной туристско-образовательной компетентностью.

Ключевые слова: компетентностный подход, педагогика туризма, образовательный туризм, туристско-образовательная технология, туристско-образовательная компетентность.

V. Pogodina, V. Solomin

METHODOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF TRAINING MASTERS OF SCIENCE TAKING «EDUCATIONAL TOURISM» PROGRAM

Tourism pedagogy is a new development in pedagogy dealing with the laws of education by through tourism. Educational tourism involves cognitive tours focused on developing competencies of any educational level. The competence approach is an underlying principle of the master's degree program «Educational tourism». The organizer of tourist-educational activities should possess special tourist-educational competence.

Key words: competence approach, pedagogy of tourism, educational tourism, tourist-educational technology, tourist-educational competence.

Отечественное образование находится в поиске новых ценностей, идей и содержания, что требует внедрения новых подходов к разработке образовательных стандартов, учебных планов и программ, а также принципов организации образовательного процесса. Процессы, преобразующие систему отечественного образования, нацелены на восстановление международного престижа России как страны с высоким уровнем культуры, науки, образования [5]. Следовательно, в модернизации российского образования следует учитывать емкий отечественный опыт, его положительные результаты, а также ориентироваться на пер-

спективные потребности общества. Важнейшими тенденциями, влияющими на модернизацию современного образования, являются инновация и фундаментализация, стандартизация и индивидуализация, гуманизация и гуманитаризация, многовариантность и много-уровневость, компьютеризация и информатизация и т. д. Эти тенденции имеют ценностный обобщающий смысл, поскольку само понятие «образование» является аксиологически значимым.

Формируются новые требования к уровню квалификации работников, что обусловливает поиск новых подходов к оценке квалификационных степеней. Все большее значение приобретают новые личностные и профессиональные компетенции специалиста. Это актуализирует компетентностный подход в системе профессионального образования. Такой подход утверждает необходимость учета целевого построения содержания подготовки, создания условий для выбора и построения индивидуального образовательного маршрута, активной самостоятельной образовательной деятельности, комбинирование независимой и аутентичной оценки [1].

Современные инновационные процессы в науке и образовании активно развивают педагогическую теорию и практику. Однако высшее педагогическое образование в значительной степени строится по-прежнему на основе накопительной модели новых знаний, формирующей умения решать стандартные профессиональные задачи, действовать в известных ситуациях. Актуальными становятся проблемы перехода от информационно-накопительной модели высшего образования к методологически ориентированной модели, формирующей у будущего учителя способность к решению нестереотипных профессиональных задач, к творческому мышлению, на основе становления и развития общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций.

Динамичность процессов в образовательной сфере в наибольшей степени определяет ситуацию в педагогическом образовании, в профессиональной подготовке тех, от кого в ближайшем будущем будет зависеть успешность инноваций в сфере российского образования, движущегося к единому образовательному полю Европы. Требования к профессионализму специалистов-выпускников педагогических университетов возрастают. Поэтому модернизация высшего профессионального образования, проводимая в нашей стране на основе компетентностного подхода, существенно затронула систему педагогического образования. Она предъявляет требования к формированию и новому уровню мышления студента. Будущий преподаватель должен уметь не только находить, оценивать и анализировать необходимую информацию, но и творчески использовать ее в практической, быстро эволюционирующей профессиональной деятельности. Результат деятельности образовательных учреждений нацелен на ключевые компетентности: интеллектуальные, методологические, гражданско-правовые, коммуникационные, информационные, собственно педагогические. Все это требует от современной российской педагогической науки осмысления накопленных теоретических знаний по вопросам формирования компетентной личности, обобщения имеющейся практики организации образовательного процесса, дающего ожидаемые результаты, приведения их в соответствие с новыми социальными реалиями, с международными стандартами, разработки методического инструментария формирования социально компетентного поведения обучаемых на разных образовательных этапах. В педагогической теории и практике компетентностный подход можно реализовывать при конструировании образовательного процесса, моделировании образовательных программ.

Процесс реформирования системы образования должен восприниматься как стремление отказаться от рутинных традиций в образовании, но в то же время сохранить все лучшее, что оправдало себя и создало высокий авторитет советской (российской) системы об-

разования; инновационные же процессы, рассматриваемые как самоцель, могут принести непоправимый вред не только системе образования, но и будущему России [2]. Современная модель высшего педагогического образования предполагает такую его организацию, которая прежде всего обеспечивала бы успешную адаптацию к существующему обществу и развиваемой цивилизации, а также высокое качество универсальной подготовки и глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности для готовности к творческому освоению и разработке перспективных и современных на данном этапе развития общества технологий.

Введение уровневого высшего профессионального образования (бакалавр—магистр) явилось важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования. При этом необходимо было учитывать как мировые современные тенденции развития высшего образования, так и отечественный опыт профессиональной подготовки специалистов. Одной из сложных проблем на этом пути является классификационное разделение компетентности выпускника вуза — бакалавра и магистра, а также разработка принципов уровневой преемственности профессионального образования высших ступеней. Процесс определения и формирования профессиональной компетентности бакалавров и магистров образования будет более эффективным, если организация и управление образовательным процессом будет осуществляться по единому целевому вектору с учетом возможной преемственности полиуровневого высшего образования.

Квалификационная характеристика выпускника, получившего степень (квалификацию) магистра существенно отличается от бакалавра, хотя и включает основное содержание его квалификационной характеристики. Магистр должен быть подготовлен как к научно-исследовательской, так и к педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области естественнонаучного образования. Он должен быть готов к решению образовательных и исследовательских задач в области науки и образования, ориентированных на научно-исследовательскую работу, конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса обучения в различных типах учебных заведений, проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов, диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения, определять стратегию индивидуальной коррекции или развития учащихся в учебном процессе.

Поэтому выпускники, получившие степень (квалификацию) магистра по направлению «54.01.00 — Естественнонаучное образование», должны быть подготовлены к выполнению таких видов профессиональной деятельности, как учебно-методическая, консультационная, организационно-воспитательная.

Требования в ГОС ВПО к профессиональной подготовленности магистра делятся на две группы: общие требования к уровню подготовки магистра, которые определяются содержанием аналогичного раздела требований к уровню подготовки бакалавра, и требования, обусловленные специализированной подготовкой. Требования, обусловленные специализированной подготовкой магистра, подразумевают владение навыками планирования и организации самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, подготовки и сбора научных материалов с учетом использования современных информационных технологий, умение формулировать и решать научные и прикладные задачи, требующие углубленных профессиональных знаний, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исследования, осуществлять преподавательскую деятельность в учебных заведениях разного типа и уровня, в том числе в вузе, быть готовым к кон -сультативной деятельности в области естественнонаучного образования, обладать способностью проектировать образовательные программы.

В последние десятилетия в структуре отечественной педагогической науки выделилось такое направление, как педагогика туризма. Ее определяют как науку о законах образования и воспитания личности средствами туризма. Предметом исследования педагогики туризма является, с одной стороны, воспитание как эффективное средство передачи человеку ранее накопленных ценностей (знаний, морали, трудового и жизненного опыта), а также целенаправленное изменение свойств личности в ходе занятия туризмом, расширение представлений о культурном и природном наследии. С другой стороны, предметом исследования педагогики туризма выступает педагогическая система туристского образования как средство для передачи новым поколениям профессиональных знаний, умений, навыков в туристской деятельности. Основной функцией педагогики туризма является вскрытие закономерностей в областях воспитания средствами туризма, туристского образования и обучения, а также управления отраслевыми образовательными и воспитательными системами [3].

Педагогика туризма решает следующую группу дидактических задач: изучение, обобщение и внедрение лучших образцов отечественного и зарубежного опыта профессионального туристского образования; разработка новых методов, средств, форм и систем обучения, способных создать необходимую учебно-методическую базу для подготовки персонала, способного решать задачи повышения качества туристского продукта и обслуживания туристов, конкурентоспособности туристской фирмы; разработка современных институциональных принципов управления туристским образованием [4]. Одним из значимых понятий педагогики туризма является образовательный туризм.

Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. По своей сути образовательный туризм представляет собой форму организации учебного процесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами основного образовательного учреждения. Выделяют туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и др. В образовательных программах вузовской подготовки в области естественных наук (географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и др.) учебные полевые практики, организуемые в форме образовательного туризма, предписаны образовательными стандартами [6].

Активное развитие образовательного туризма в России и мире определяет необходимость профессиональной подготовки специалистов в данной сфере туристкой деятельности. На факультете географии РГПУ им. А. И. Герцена ведется обучение магистров естественнонаучного образования по программе «Образовательный туризм». Целью данной программы является подготовка педагогов — организаторов образовательного детского и молодежного туризма. Актуальность подготовки магистра образования по данной программе определяется рядом значимых условий, среди которых особо выделим общественную потребность в туристских кадрах в связи с быстрым развитием туризма в России и мире в целом, необходимостью насыщения динамично развивающегося рынка образовательного туризма работниками, имеющими профессиональное педагогическое образование.

Специалисты рассматриваемого профиля востребованы на современном отечественном рынке труда, поскольку образовательный туризм дает возможность формировать у молодых туристов единое реальное, целостное видение картины мира, он способен обогатить,

конкретизировать содержание учебного предмета, помогает устанавливать межпредметные связи, способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Данный вид туризма ориентирован на многие базовые потребности учащихся. К основным типам отнесем физиологические и психофизические потребности, потребности в эмоциональном проявлении, социальные потребности, потребности в преображении и самоактуализации, потребности в интеллектуальном развитии, потребности в познании и раскрытии креативного потенциала. Все они должны учитываться при разработке образовательных путешествий.

Учебную деятельность, которая осуществляется обучающимся под руководством организатора поездки (похода), следует именовать туристско-образовательной учебной деятельностью. Она, как и другие виды учебной деятельности, характеризуется восприятием, хранением, воспроизведением, применением и переносом умений и навыков, в ней участвуют практически все процессы, которые представляются в виде мышления (развитие интеллекта), чувств (чувствительный эмоциональный компонент) и воли (волевое побуждение). В ходе участия в туристско-образовательной учебной деятельности обучающиеся не только приобретают сведения в виде определенной информации о территории посещения или расположенных в ее пределах объектах, у них формируются личностные характеристики в виде убеждений, установок, мировоззренческих позиций, мотивов, т. е. происходит становление личности, способной самостоятельно управлять своими действиями, направлять их на достижение поставленных целей. В этом проявляется воспитательная роль туров с образовательными целями.

В ходе организации туристско-образовательной деятельности педагог применяет ту-ристско-образовательную технологию — специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени дидактических мероприятий в рамках образовательного туризма, направленных на достижение учебной цели. Условиями успешности практического применения туристско-образовательной технологии являются: предварительное проектирование учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике; специально организованное целеобразование, предусматривающее возможность осуществления объективного контроля за качеством достижения поставленных дидактических целей; структурная и содержательная целостность технологии обучения, т. е. недопустимость внесения изменений в один из ее компонентов, не затрагивая другие; выбор оптимальных методов, форм и средств, диктуемых определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения; наличие оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения. Основными характеристиками туристско-образователь-ной технологии следует считать ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмич-ность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия и др. Особенностью туристско-образовательной технологии являются многоаспектные связи между педагогом и учащимся, меняющиеся как от этапа к этапу, так и с каждым последующим использованием данной технологии в педагогической практике.

В ходе туристско-образовательной деятельности у обучающихся формируется их ту-ристско-образовательная компетентность. Она предполагает способность ученика, студента активно участвовать в учебном процессе, организованном в форме образовательного туризма, достигая искомого образовательного результата. Специалист, профессионально связанный с образовательным туризмом, обязан обладать особой профильно-специализированной туристско-образовательной компетенцией, которая являет собой способность

эффективно применять туристско-образовательную технологию на практике через проектирование, конструирование и внедрение туристско-образовательного маршрута.

Программа подготовки магистров образования, специализирующихся в сфере образовательного туризма, должна быть выстроена в соответствии с новыми социально-экономическими условиями и с учетом специфики предмета и продукта труда в образовании и туристской деятельности. Она реализуется в ответ на спрос туристско-образовательного рынка, что гарантирует трудоустройство будущих выпускников.

Важнейшими принципами, которые были учтены в процессе выстраивания стратегии разработки магистерской программы по образовательному туризму, являются следующие общепедагогические принципы профессионального образования:

- аксиологический принцип (предполагает создание условий для осознания обучающимися основной задачи педагогической деятельности в сфере туризма как проблемы обеспечения доступности учащихся к ценностям культурного и природного наследия);

- средообразующий принцип (способствует восприятию образовательной среды в туристской деятельности как арены педагогического взаимодействия педагога и ученика);

- содержательно-структурный принцип построения системы профессионального образования (отражает приоритетность формирования содержания профессионального образования перед его организационными формами);

- принцип системности и последовательности как общедидактический принцип оформления профессионального педагогического образования;

- деятельностно-ориентированный принцип (основывается на формировании ком-петентностного комплекса, необходимого выпускнику для выполнения будущих профессиональных функций организатора образовательного туризма);

- принцип индивидуальной мотивации (выявляет целевое освоение образовательной программы в контексте обеспечения гарантий трудоустройства и будущего карьерного роста);

- принцип континуальности (предполагает непрерывный характер образования);

- принцип уровеневой преемственности профессиональных образовательных программ (обеспечивает свободную миграцию специалиста в профессиональном образовательном пространстве от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования), а также принцип дополнительности базового и последипломного профессионального образования;

- принцип маневренности профессиональных образовательных программ (подразумевает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени профессионального образования области профессиональной деятельности или получения параллельного профессионального образования);

- принцип индивидуализации профессионального образования, обеспечивающий его личностную ориентированность;

- принцип интеграции профессиональных образовательных структур, обеспечивающий деятельностную и межотраслевую ориентацию профессионального образования;

- блочно-модульный принцип как принцип оптимизации формирования содержания профессионального педагогического образования.

Содержание профессионального образования магистра, обучающегося по программе «Образовательный туризм», должно определяться характером профессиональной деятельности будущих специалистов. Подготовка магистров по этой программе основывается на синтезе концепций профессиональной педагогики и туристики, которые были положены в

основу формирования содержания высшего профессионального образования педагога, специализирующегося в сфере туристской деятельности.

Успешность результатов подготовки магистров рассматриваемого профиля зависит от действия общепедагогических и специфических для туристского образования факторов и условий. Поэтому формирование содержания образовательной программы подготовки педагога, специализирующегося в сфере туризма, необходимо проводить с учетом основных факторов и новых тенденций, проявляющихся как в образовании, так и в туризме:

- превращение образования в важнейшую культурную потребность современного человека;

- развитие индустрии туризма, культуры и отдыха;

- глобализация и постепенное исчезновение международных границ;

- распространение новых технологий как в сфере образования, так и в сфере туристского сервиса.

Профессиональное обучение педагога, специализирующегося в сфере образовательного туризма, должно учитывать совокупность достижений в сфере туристской деятельности данного профиля. Такая задача может быть решена через освоение студентом опыта туристской деятельности. Подобный опыт складывается из нескольких компонентов:

- познавательного туристского опыта, который объединяет методы и результаты постижения закономерностей развития окружающей действительности в процессе занятий образовательным туризмом;

- опыта социального взаимодействия, приобретаемого в процессе занятий образовательным туризмом;

- нравственно-этического опыта поведения туриста, отраженного в морали, праве, правилах и иных нормах туристской деятельности;

- духовно-эстетического опыта личности, определяющего уровень образно-эмоционального восприятия жизни;

- опыта рефлексирующего сознания, направленного на выявление и осмысление жизненно значимых ценностей;

- опыта эффективной практической туристской деятельности, который трансформируется в задачи обучения с целью успешного исполнения профессиональной деятельности в выбранной сфере туризма.

Педагогическая компетентность будущего специалиста в сфере туризма позволит ему наиболее широко использовать в предстоящей профессиональной деятельности по организации образовательного туризма экологические и социально-культурные знаниевые компоненты. Это будет способствовать формированию у молодых людей, участвующих в образовательных путешествиях, экологических и общекультурных ценностей, уважительного отношения к природно-культурному наследию.

Профессиональное педагогическое образование в сфере образовательной туристской деятельности должно предусмотреть:

- своевременное предоставление обучающимся инновационной информации в образовательной и туристской сферах;

- обучение навыкам отбора, интерпретации информации и эффективного ее использования в процессах принятия решений;

- отработку навыков решения педагогических и организационных туристских практических проблем;

- развитие предпринимательских навыков студентов;

- повышение адаптивности личности будущего педагога и уверенности его в своей карьере.

Условием успешности профессиональной подготовки специалиста представляется соединение теории и практики, обучения на передовом опыте, применения передовых образовательных методик на практике. Эффективность профессионального образования магистра образования, специализирующегося в сфере образовательного туризма, зависит от успешности овладения студентами навыками учиться самостоятельно и использовать полученные знания и умения в новой среде.

Условиями успешности освоения будущими учителями образовательной программы рассматриваемого профиля могут стать обязательность соблюдения следующих общепедагогических принципов:

- целостный подход к содержанию образования и профессиональной подготовки, обеспечение прозрачности границ между общим и профессиональным образованием, теорией и практикой, умственным и физическим трудом, учебой и работой;

- установление партнерских отношений между сферой образования и сферой труда;

- реализация направленности профессионального образования на развитие личности, демократических ценностей, охрану окружающей среды и создание новых возможностей для человека;

- обеспечение в процессе обучения общим профессиональным навыкам перехода от образования к трудовой деятельности;

- овладение обучающимся компетенциями, которые выходят за рамки профессиональных навыков, необходимость которых прогнозируется тенденциями развития современной сферы образования и инновациями в туристском бизнесе.

Соблюдение перечисленных принципов в профессиональном образовании должно способствовать развитию творческих способностей будущих организаторов образовательного туризма, созданию возможностей для максимального раскрытия потенциала профессионала.

Активно проявляющиеся в современном мире процессы глобализации затрагивают в том числе, и сферу образования. Следовательно, магистр образования должен в процессе профессиональной подготовки освоить компетенции, позволяющие ему действовать в условиях современного, в том числе международного, рынка в сфере образовательных и туристских услуг. Это требует от специалиста знания языка, культуры, экономики, правовой и социальной систем стран-партнеров, соблюдения единых технологических и гуманитарных норм. При этом особо значима глобальная функция туризма, связанная с созданием единого статистического пространства туризма и маркетингом будущих туристских потребностей. Обучение в ведущих педагогических университетах России профессионала, специализирующегося в области образовательного туризма, должно создать условия для дальнейшего развития этого туристского направления в нашей стране.

Все вышеперечисленные положения были учтены при разработке программы подготовки «Образовательный туризм» для магистров естественнонаучного образования.

В основу разработки учебного плана образовательной программы был положен ком-петентностный подход. Он не только определил перечень компетенций, формирование которых возможно при условии успешного освоения студентом данной образовательной программы, но и позволил выстроить методическую систему обучения учителей — будущих организаторов образовательного туризма, в том числе компетентностный подход является главным в процедуре оценивания качества освоения программы магистром.

При разработке программы были учтены законы проектирования и конструирования профессионально ориентированного обучения. Они определили следующий алгоритм действий: определение диагностических целей обучения; описание в измеримых параметрах ожидаемого результата; обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности магистра; выявление структуры учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами; определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала; разработка процессуальной стороны обучения (представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач); поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности; выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности; выбор процедур контроля и оценки качества усвоения программы, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.

Профильно-специализированный для организатора образовательного туризма программный модуль сочетается с философско-мировозренческиим, коммуникативным, гражданско-правовым, историко-культурологическим, физико-математическим, информационным, социально-экономическим, естественнонаучным и психолого-педагогическим модулями в профессиональной подготовке учителя. Следует отметить, что данные связи определяются не столько тематической основой (путем перезачисления на более высшем — магистерском уровне отдельных тем и разделов дисциплин), сколько компетентностным подходом. Поэтому учебный модуль представляет собой не только раздел учебной программы, но и часть дидактической структуры, систематично формируемой путем развития универсальных, общепрофессиональных и профильно-специализированных компетенций.

Особо значимыми для будущей профессиональной деятельности магистров — организаторов образовательного туризма являются профильно-специализированные компетенции. Укажем основные.

Знание основных теорий и направлений российской и зарубежной туристики. Способность понимать, критически анализировать получаемую бизнес-информацию. Готовность демонстрировать базовые общепрофессиональные теоретические знания о предпринимательстве в сервисной туристской деятельности. Профессионально профилированные знания, умения и навыки в области туристского бизнеса. Способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов выстраивания успешной деятельности по организации и проведению образовательных туров. Способность понимать принципы составления проектов образовательных маршрутов. Готовность пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость оказания услуг. Возможность применять на практике знания теоретических основ управления в сфере туристско-образовательного сервиса. Способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности.

Способность применять профессиональные знания в области географии, истории, экологии и иных наук для освоения профильных методик и выполнения заданий по организации и проведению образовательного туризма. Возможность формирования общенаучной и туристско-образовательной компетентности учащихся, выявление на основе диагностических показателей уровней ее сформированности, достаточной для принятия ими участия в образовательных поездках. Способность к выявлению необходимости, определению

возможности и реализации образовательного туризма на основе диагностики потребностей учебных программ, интересов и возможностей учащихся.

Возможность контролировать учебные достижения учащихся, результаты, достигнутые при использовании туристско-образовательной технологии, проводить анализ и оценку с точки зрения их соответствия замыслу и условиям, выяснять причины успехов и неудач, определять направления дальнейшей коррекции. Способность к организации и руководству учебно-исследовательскими работами учащихся и проведению полевых практикумов. Возможность выстраивания системы туристско-педагогической деятельности образовательного учреждения, разработки проекта путей и условий ее реализации, определения целей туристско-образовательной работы с учащимися и педагогами, прогнозирования результатов. Обладание умением определять этапы образовательного процесса и распределять время учебно-воспитательной работы в ходе использования туристско-образовательной технологии, отбирать и применять оптимальные маршруты, методы и средства проектирования и организации образовательных путешествий. Готовность составлять маршруты, карты, путеводители, справочные пособия, методические рекомендации для педагогов и учащихся по образовательному туризму. Установление профессиональных контактов со специалистами, заинтересованными в развитии образовательного туризма в данном и иных регионах, в том числе за пределами России; привлечение коллег, заинтересованных в участии в туристско-педагогической деятельности по профилю своей специальности или педагогического интереса. Готовность работать в различных образовательных учреждениях, а также в фирмах, агентствах, других учреждениях, занимающихся организацией детского и молодежного туризма образовательного профиля, принимать участие в работе центров, координирующих развитие в регионе данного вида туризма. Коммуникационные деловые навыки, необходимые для установления и развития рабочих контактов с местной администрацией, в том числе комитетами, занимающимися вопросами образования и воспитания молодежи, представителями учреждений культуры, спорта, туристскими фирмами, родителями, а также средствами массовой информации, российскими и иностранными партнерами образовательного учреждения по вопросам развития въездного и выездного образовательного туризма в регионе. Способность к изучению туристско-образовательного потенциала различных дестинаций и образовательных учреждений, а также к участию в исследованиях проблем эффективного экономического использования туристского образовательного потенциала территории или центра, к проведению маркетинговых экспертиз проектов различного типа, определения перспектив туристского развития и проектирования района или объекта. Возможность разработки, продвижения на туристский рынок и реализации инновационных программ развития образовательных путешествий. Рефлексия собственной туристско-педагогической деятельности, коррекция ее с точки зрения дальнейшего профессионального совершенствования. Проектирование путей, способов и форм повышения своей туристско-педагогической компетентности.

Переход от экономической стагнации к развитию, интеграция России в международное образовательное пространство способствуют расширению образовательных поездок студентов и школьников. Исследуемый вид туризма весьма специфичен, а значит, его организация должна быть возложена на специалистов в сфере образования. Такими специалистами, безусловно, будут магистры образования, прошедшие университетскую подготовку по программе «Образовательный туризм».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. М., 2005.

2. Бордовский Г. А., Соломин В. П. Глобальные тенденции и факторы становления новой парадигмы высшего естественнонаучного образования // Непрерывное педагогическое образование. Вып. XVI. Теоретические основы многоуровневого естественнонаучного образования: Коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.

3. Зорин И. В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме. М., 2006.

4. Квартальнов В. А. Педагогика и туризм. М.: Сов. спорт, 2000.

5. Новиков А. М. Регионализация профессионального образования: управление учреждением профессионального образования: Руководство для работников региональных органов управления образованием. М., 2006.

6. Соломин В. П., Погодина В. Л. Современное состояние и перспективы развития образовательного туризма в России // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. № 8(30).

REFERENCES

1. Bajdenko V I. Kompetentnostnyj podhod k proektirovaniju gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standar-tov vysshego professional'nogo obrazovanija (metodologicheskie i metodicheskie voprosy): Metodicheskoe posobie. M., 2005.

2. Bordovskij G A., Solomin V P. Global'nye tendencii i faktory stanovlenija novoj paradigmy vysshego estestvennonauchnogo obrazovanija // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie. — Vyp. XVI. Teoretiches-kie osnovy mnogourovnevogo estestvennonauchnogo obrazovanija: Kollektivnaja monografija. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2002.

3. Zorin I. V., Zorin A. I. Professional'noe obrazovanie i kar'era v turizme. M., 2006.

4. Kvartal'nov V A. Pedagogika i turizm. M.: Sov. sport, 2000.

5. Novikov A. M. Regionalizacija professional'nogo obrazovanija: upravlenie uchrezhdeniem professional'nogo obrazovanija. Rukovodstvo dlja rabotnikov regional'nyh organov upravlenija obrazovaniem. M., 2006.

6. Solomin V. P., Pogodina V. L. Sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija obrazovatel'nogo tur-izma v Rossii // Izvestija RGPU im. A. I. Gercena. 2007. № 8(30).

В. В. Мосин

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ПОЛЕВЫХ ПРАКТИК

Модернизация образования в логике стандартов третьего поколения ставит задачи пересмотра роли полевых практик в контексте формирования профессиональных компетенций будущих специалистов-географов. Для этого первоначально разработана поэтапная система организации полевых практик в соответствии с типами системообразующих компетенций (ключевых, базовых, специальных, профессиональных).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В дальнейшем нами разработана программа междисциплинарного модуля, обеспечивающего целостность компетентностно-ориентированной полевой практики, способствующей качественному решению поставленных задач.

Ключевые слова: полевые практики (итоговая, базовая, профессиональная), компетенции, модули (инвариантный, вариативный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.