Научная статья на тему 'Структурирование содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма'

Структурирование содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1019
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ И НАВЫКОВ / VOCATIONAL TRAINING / TOURIST FORMATION / CONTENTS STRUCTURIZATION / EDUCATIONAL STANDARD / FORMATION OF KNOWLEDGE / SKILLS AND ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Елена Викторовна

В статье охарактеризованы основные подходы к формированию содержания профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сформулированы особенности разработки образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, описаны этапы структурирования содержания профессионального туристского образования на уровне образовательного стандарта, учебного плана, цикла дисциплин и отдельной учебной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурирование содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма»

1. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: в 2 ч. Москва; Тамбов, 2000. Ч. 1.

2. Нарский И. С. Проблема противоречия в диалектической логике. М., 1969. С. 526.

3. Королев А.А. Социальная «цена» либеральнорадикальной реформы начала 90-х годов. М., 1995.

4. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. М., 2008.

5. Липский И.А. Методологические риски развития социальной педагогики // Педагогика. 2009. № 3. С. 25.

6. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. М., 2005.

7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.

8. Гурьев А.И. Современное состояние проблемы реализации межпредметных связей в основной, средней и высшей школах Российской Федерации // Роль межпредметных свя-

зей в системе развивающего обучения. Горно-Алтайск, 2001.

9. Сластенин В.А. Социальный педагог: готовность к профессиональной деятельности // Научные труды МШ 'У им. В.И. Ленина. М., 1995.

10. Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня. Кемерово, 2003. Вып. 2. С. 73.

Поступила в редакцию 26.10.2009 г.

Koroleva A.V. Leading contradictions in the educational and professional activities of social pedagogy. The article describes the three groups of the leading contradictions that occur in the training process of social educators in the university. A detailed analysis is performed and the importance of their authorization for the effective training of future specialists of this profile is proved.

Key words: conflict; social educator; social educator’s training activities; professional activities of social educator.

УДК 338.48

СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

© Е.В. Субботина

В статье охарактеризованы основные подходы к формированию содержания профессиональной подготовки кадров для сферы туризма, сформулированы особенности разработки образовательных стандартов с учетом требований профессиональных стандартов, отечественного и зарубежного опыта подготовки специалистов, описаны этапы структурирования содержания профессионального туристского образования на уровне образовательного стандарта, учебного плана, цикла дисциплин и отдельной учебной дисциплины.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; туристское образование; структурирование содержания; образовательный стандарт; формирование знаний; умений и навыков.

Основополагающими требованиями к формированию социально-значимого содержания профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма является выбор соответствующих принципов, отражающих значение для общества культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в образовании. Кроме того, формирование содержания подготовки специалистов требует универсализации организационных основ профессиональной деятельности и разработки учебно-программных материалов, ориентированных на

удовлетворение образовательных, профессиональных и культурных потребностей обучаемых. В связи с этим важной задачей обеспечения целостной профессиональной подготовки специалистов в сфере туризма становится выявление взаимосвязи образовательной и профессиональной подготовки с учетом личностных предпочтений обучаемых; достижение структурно-содержательного единства всех образовательных блоков, обеспечивающих личностное и профессиональное развитие обучаемых [1-5]. Кроме того, содержание учебной информации должно

обеспечивать: прогностичность (отражение перспективных требований к профессиональной деятельности в будущем); целостность (взаимосвязь содержания базовых и элективных, дополнительных курсов, обеспечивающих согласованность целей подготовки); системность (преемственность между различными программами обучения в системе вариативного образования); контролируемость (возможность проверки соответствия реально полученных результатов поставленным целям профессиональной подготовки).

Процесс отбора учебной информации определяется целями и задачами профессиональной подготовки кадров для туристской индустрии по определенной специальности (направлению). На этом основании содержание подготовки специалистов сводится к триаде - знания, умения, навыки, которые образуют знаковую систему, воплощающуюся в текстах учебников и учебных пособий. Такой ориентации образования соответствует предметно-центрированное структурирование содержания образования по областям знаний. Ведущими принципами формирования содержания учебных дисциплин выступают: принцип соответствия содержания

требованиям социального заказа; принцип учета содержательной и процессуальной стороны, отвергающий одностороннюю предметно-научную ориентацию содержания образования; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования, т. е. обеспечения единства подхода к конструированию содержания образования со стороны разработчика каждой учебной дисциплины.

Цели образования во многом определяют его содержание и структуру, при этом требуется сложная работа по формированию содержания, адекватного целям профессиональной подготовки. Поэтому в качестве ведущей социальной цели образования выступает задача формирования современного специалиста в сфере туризма, способного стать субъектом собственной профессиональной деятельности.

Формирование содержания профессиональной подготовки осуществляется на основе модели специалиста. В этом случае единицей содержания образования выступает не «порция информации», а проблемная ситуация, отражающая профессиональную дея-

тельность в сфере туризма во всей своей предметной и социальной неоднозначности. Выделение профессиональной деятельности как информационной основы обучения позволяет более детально дифференцировать содержание обучения в зависимости от специфики деятельности в практике работы. Чтобы сделать содержание образования деятельностно-ориентированным, его нужно структурировать одновременно по двум признакам - предметному и деятельностному. Необходимость выделения учебного материала, учитывающего индивидуальные потребности обучаемых (как главной цели профессиональной подготовки) становится обязательным требованием при отборе учебной информации.

Перенос модели специалиста на учебновоспитательный процесс дает возможность определить:

- состав знаний, умений и навыков, а также интеллектуальных и нравственных ценностей, обеспечивающих профессиональную компетентность специалиста и формирование личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения различных видов профессиональной деятельности, которые могут быть сформированы в процессе обучения в определенные сроки;

- совокупность учебных дисциплин, обеспечивающих достижение конечных целей подготовки специалистов;

- выбор оптимальных форм, методов и средств обучения, обеспечивающих содержание образования в деятельности студента

и, тем самым, его усвоение.

При этом знания, умения и навыки - это не цели образования, а средства развития студента. Поэтому содержание образования должно быть ориентировано на студента с учетом его индивидуальных способностей и исходного уровня развития.

Для реализации этих целей принципиальным является усиление фундаментальности образования с расширением перечня профилей специальности. При этом под фундаментальностью образования понимались не просто научные знания, составляющие фундамент естественнонаучного мировоззрения выпускника, а сочетание фундаментальных знаний, необходимых для всестороннего развития личности. Это означало, что к фундаментальному образованию были отнесены

как естественные и математические дисциплины (физика, химия, математика и др.), так и гуманитарные и социально-экономические (философия, психология, филология, физическая культура, история, экономика и др.). Фиксируя эту доктрину, проектанты предусмотрели наличие в требованиях к содержанию образовательной программы для любой специальности двух обязательных циклов:

1) естественнонаучных дисциплин; 2) гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Разработанный для специальности «Туризм» блок естественно-научных дисциплин состоит из математики, информатики, концепции современного естествознания и географии общим объемом 770 часов.

Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) состоит из 10 курсов, направленных на расширение общекультурной подготовки студента, приобщения его к мировому гуманитарному уровню знаний. Было определено и зафиксировано основное содержание каждого курса. Некоторая излишняя детализация содержания ряда дисциплин, таких как культурология или история, была оправдана отсутствием учебных программ и литературы по ним в предшествующий период. Особенностью блока ГСЭ-дисциплин ГОС по специальности «Туризм» является замена курса «История отечества» на курс «Всемирная история» как базового для формирования профессиональных знаний в сфере туризма.

Еще одним принципиальным решением в области фундаментальности высшего образования при создании образовательного стандарта явилось междисциплинарное описание ряда требований к выпускнику. Эти требования, являясь интегральными показателями интеллектуального развития личности, связаны практически со всеми учебными дисциплинами. Например: «умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений»; «способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций»; «готов к работе над междисциплинарными проектами». Некоторые общие требования, кроме того, связаны с организацией всей воспитательной работы в вузе: «готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе»; «умеет на научной основе ор-

ганизовать свой труд»; «способен к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей».

Такой подход к описанию требований позволил ориентировать преподавателей вузов на усиление взаимосвязи дисциплин, создание интегральных курсов, обеспечивающих формирование целостного научного представления о процессах и явлениях, происходящих в мире природы и общества. Для достижения высокого уровня готовности выпускников к творческой и высокоинтеллектуальной деятельности создатели стандартов перенесли центр внимания субъектов образовательного процесса на методологию изучаемых в высшей школе наук, методологию деятельности, моделирование и проектирование. Поэтому более половины требований к выпускнику - это владение методами различных расчетов, принятия решений, контроля и оценки, прогнозирования.

Следующим по значению элементом государственного стандарта профессионального образования, имеющим принципиальное значение для определения его архитектуры, является модель учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания образования.

По своему статусу содержание учебного плана подразделяется на обязательное обучение, дополняемое на региональном (местном) уровне дисциплинами по выбору - в рамках учебной недели, и факультативное обучение - за рамками учебной недели. Обязательное обучение включает два направления подготовки: общеобразовательную и

профессиональную. Каждое направление подготовки включает общепринятые структурные компоненты: циклы, курсы, дисциплины. Цикл - это совокупность дисциплин одной образовательной направленности. Общеобразовательная подготовка включает в себя гуманитарный и естественнонаучный циклы в соответствии с общепризнанными видами образования (в принципе, человечество выработало только три вида образования - гуманитарное, естественнонаучное и техническое). Профессиональная подготовка включает общенаучный, общепрофессиональный (отраслевой) и профессиональный циклы.

В учебном плане содержание представляется на двух уровнях: федеральном (на ос-

нове федеральных компонентов образовательных стандартов) и региональном (в соответствии с конечной целью обучения). В целом учебный план представляет собой блочно-модульную образовательно-профессио-

нальную программу. Анализ отобранного в конкретном направлении содержания обучения проводится по слоям «сверху вниз». Верхний слой соответствует отраслям и подотраслям экономики, отдельным видам производств или видам деятельности; средний слой соответствует группам профессий; нижний слой соответствует отдельным профессиям, специальностям.

Такой подход позволяет подойти к решению проблемы создания учебно-программной документации для профессионального обучения не «снизу» - на уровне одной профессии или специальности, а «сверху» - на основе целостной структуры содержания профессионального образования в рамках конкретного направления.

Использование блочно-модульного подхода при структурировании содержания обучения предполагает, что результаты анализа и разработки содержания профессионального обучения на каждом рассмотренном выше слое группируются и оформляются в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов содержания -блоков и модулей, реализующих одну или несколько целей обучения.

Еще один уровень проектирования содержания - это уровень учебного предмета. На этом уровне содержание профессионального образования приобретает форму дидактических элементов, являющихся искусственными формами опредмечивания социального опыта. Разрабатываются отдельные элементы содержания, детализируются их специфические цели и функции в общем контексте образования, а также конкретизируются основные формы реализации данного содержания в учебно-воспитательном процессе. Данные элементы фиксируются в таких нормативных документах, как учебные программы.

Задача разработчика программы состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. Основным принципом такой организации содержания выступает принцип преемственности.

Преемственность должна охватывать не только отдельные учебные предметы, но и отношения между ними. Основой для этого являются объективные связи, в которых находятся различные стороны объекта, изучаемые в разных предметах.

Главным фактором, действующим при его отборе и конструировании, являются потребности общества и конечные цели подготовки специалистов. Анализ основных детерминант профессионального обучения показывает, что все их компоненты являются либо объектами и предметами, либо процессами и явлениями. Введенные в учебный процесс, они становятся учебными элементами (дидактическими единицами). Таким образом, в общем случае под учебными элементами понимаются познаваемые объекты (предметы) и процессы (явления) действительности, введенные в учебный процесс в виде понятий, существенных признаков, взаимосвязей, законов, правил, принципов и т. д.

Такая структура учебных элементов позволяет гибко варьировать содержание модульной единицы и обеспечить четкое соответствие каждого учебного элемента диагностируемой цели обучения, направленной на овладение конечным практическим навыком или формирование теоретического знания.

Еще одной очень важной проблемой высшего профессионального туристского образования является неразвитость туризма как науки и отрасли российской экономики. Решение этой проблемы находится в компетенции государственных органов и всевозможных туристских организаций, способных заложить основу этой науки и всячески ее поддерживать. Совершенствование системы подготовки кадров при соответствующем законодательном обеспечении и эффективной социально-экономической политике государства может стать важным рычагом развития индустрии туризма и гостеприимства, что будет, в свою очередь, способствовать развитию различных отраслей производственной и социальной сферы в регионах России. Иными словами, вопрос о направлениях и формах совершенствования системы образования в туристской отрасли - вопрос не только практический, но и вопрос определенной государственной стратегии, выработка которой должна опираться на исследования и научно обоснованные предложения.

При разработке государственных образовательных стандартов по специальности «Туризм» второго поколения были использованы следующие положения:

- «Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туриндустрии»;

- предыдущий опыт подготовки кадров в данном направлении в России, в основном, по специальности «Социально-культурный сервис и туризм»;

- зарубежный опыт туристского образования.

Рамочными требованиями проектирования ГОС ВПО по специальности «Туризм» было определено, что он должен отвечать следующим требованиям:

1) дисциплины, формирующие фундаментальное туристское образование, должны быть включены в федеральный компонент;

2) проект стандарта должен учитывать требования Болонской декларации, подписанной Российской Федерацией 19 сентября 2003 г., и не отрицать сложившуюся систему национального профессионального образования;

3) проект стандарта должен учитывать современные подходы к содержанию и уровню подготовки выпускников с высшим профессиональным образованием на основе Модели подготовки выпускников, тесно увязанной с Квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии;

4) основные образовательные программы, входящие в проект ГОС ВПО, должны быть диверсифицированы;

5) объем практической подготовки специалистов по туризму должен быть существенно увеличен по сравнению с действующими ГОС ВПО, а содержание уточнено;

6) проект стандарта по специальности

«Туризм» должен быть широко обсужден научно-педагогической общественностью,

пройти согласование с министерствами и ведомствами, представляющими работодателей.

В процессе разработки концепции, структуры и содержания ГОС ВПО «Туризм» внимательно изучались работы зарубежных специалистов в этой области: модель создания системы знаний о туризме по Трайбу; дисциплины профессионального туристского

направления по Джафари и Ричи, модель развития знаний по Ричарду, опыт подготовки специалистов вузами ассоциаций ATLAS, HCIMA, французского института «Vatel» и т. д. Были также обобщены имеющиеся наработки зарубежных и отечественных специализированных вузов. Результаты исследований положены в основу модели формирования и развития знания, в которой предусмотрен ступенчатый переход от знания концептуального к систематизированному и опытно-оперативному знанию. Причем речь идет не просто о знании, а о «корпусе знаний», разработанном европейскими специалистами и включающем в себя следующие основные конструктивные элементы:

- Значение туризма. Основные определения туризма. История туризма. Виды туризма;

- Туристская индустрия. Система туризма. Секторы в туризме;

- Основные параметры и измерения туризма. География туризма и туристские ресурсы. Типы спроса. Измерение спроса и предложения;

- Взаимодействия экономического, социологического, культурного, экологического и иного характера. Взаимодействие туристов и персонала;

- Маркетинг туристских услуг. Теория маркетинга и ее применение в туризме. Поведение потребителя;

- Анализ и планирование развития туризма. Развитие туристских территорий и туристских объектов. Взаимодействие общественного и частного секторов. Нормативноправовые основы туризма;

- Управление ожиданиями туристов. Интерпретация. Управление качеством (включая мониторинг и контроль).

Вполне понятно, что данный корпус знаний может перерасти в умения и навыки лишь при условии хорошей практической подготовленности. Поэтому в стандарте большое количество часов отводится практикой подготовке будущих специалистов, при этом предполагается организация сквозной практики. Безусловно, особое место отводится зарубежным стажировкам, которые, как показывает опыт, играют особую роль в становлении специалиста по туризму как в технологическом, так и в языковом, общекультурном и социальном отношении.

Впервые в российской стандартизации в сфере образования разработаны два варианта стандартов: классический, характерный для существующей системы подготовки специалиста с пятилетним сроком обучения, и двухступенчатый, предполагающий выделение ступеней бакалавра и магистра в сфере туризма, что явилось базой для создания Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Туризм».

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М., 2005.

2. Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: проблемы управления и экономики. М., 2006.

3. Туризм как объект управления / Карпова Г. А. [и др.]; под ред. Г. А. Карповой. М., 2002.

4. Профессиональное туристское образование в контексте формирования образовательных стандартов / под ред. А.А. Федулина. М., 2008.

5. Туристское образование: основные тенденции и перспективы / под ред. А. А. Федулина. М., 2004.

Поступила в редакцию 28.10.2009 г.

Subbotina E.V. Structurization of the contents of vocational training of experts in tourism sphere. In the article the basic approaches to formation of the contents of vocational training of staff for tourism sphere are characterized, features of working out of educational standards taking into account requirements of professional standards, domestic and foreign experience of training of experts are formulated, stages of structurization of the contents of professional tourist education at the level of educational standard, curriculum, cycle of disciplines and separate subject matter are described.

Key words: vocational training; tourist formation; contents structurization; educational standard; formation of knowledge; skills and abilities.

УДК 159.942

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© И.Н. Мещерякова

Предлагается формировать эмоциональный интеллект при помощи разработанной автором специализированной программы, в основе которой лежат активные методы обучения. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной программы. У студентов-психологов отмечено повышение уровней развития эмпатии, коммуникативной компетентности, контроля и управления эмоциями и общего уровня эмоционального интеллекта.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект; активные методы обучения; эмпатия; коммуникативная компетентность; управление эмоциями.

Анализ работ, связанных с профессиональной подготовкой психологов, показывает, что до настоящего времени не преодолен разрыв между профессиональным и личностным развитием будущих психологов в условиях обучения в вузе. Содержание, формы и методы организации обучения в высшем учебном заведении больше ориентированы на наполнение теоретическими дисциплинами, что не является гарантией подготовки высококвалифицированного специалиста.

Проведенное нами эмпирическое исследование выявило наличие тенденций, которые свидетельствуют о низкой степени развитости эмоционального интеллекта у сту-

дентов-психологов: недостаточно выраженные уровни развития эмпатии, коммуникативной компетентности, контроля и управления эмоциями и общего уровня эмоционального интеллекта.

Развитие эмоционального интеллекта студентов-психологов осуществляется через профессиональное развитие и саморазвитие. Эмоциональный интеллект высокопродуктивного психолога определяется, прежде всего, сформированностью эмпатии, коммуникативной толерантности, адекватностью самооценки и уровня притязаний, уверенностью в себе и своей компетентности, умением осознавать свои чувства и эмоции, управ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.