УДК 378.796.071.4
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ОРГАНИЗАТОРОВ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
Л.Ю. ДУДОРОВА
Институт высшего образования Национальной академии педагогических наук Украины,
г. Киев, Украина
Введение. Отечественное образование находится в поиске новых ценностей, идей и содержания, что требует внедрения новых подходов к разработке образовательных стандартов, учебных планов и программ, а также принципов организации образовательного процесса. Процессы, преобразующие систему отечественного образования, нацелены на восстановление международного престижа Украины как страны с высоким уровнем культуры, науки, образования.
В последние десятилетия в структуре отечественной педагогической науки выделилось такое направление, как педагогика туризма. Ее определяют как науку о законах образования и воспитания личности средствами туризма. Предметом исследования педагогики туризма является, с одной стороны, воспитание как эффективное средство передачи человеку ранее накопленных ценностей (знаний, морали, трудового и жизненного опыта), а также целенаправленное изменение свойств личности в ходе занятия туризмом, расширение представлений о культурном и природном наследии. С другой стороны, предметом исследования педагогики туризма выступает педагогическая система туристского образования как средство для передачи новым поколениям профессиональных знаний, умений, навыков в туристской деятельности. Основной функцией педагогики туризма является вскрытие закономерностей в областях воспитания средствами туризма, туристского образования и обучения, а также управления отраслевыми образовательными и воспитательными системами [4].
Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами и ориентированные на становление и развитие компетенций какого-либо образовательного уровня подготовки. По своей сути образовательный туризм представляет собой форму организации учебного процесса и учебной деятельности, осуществляемую за пределами основного образовательного учреждения (школьного, внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования). Как особо эффективная форма обучения туристские поездки могут рассматриваться при освоении учащимися учебных программ по географии, биологии, экологии, истории, литературе, иностранному языку, физической культуре и др. В образовательных программах вузовской подготовки в области естественных наук (географии, геологии, биологии, экологии и др.) учебные полевые практики, организуемые в форме образовательного туризма, предписаны образовательными стандартами [6].
Активное развитие школьного образовательного туризма в Украине и мире определяет необходимость профессиональной подготовки специалистов в данной сфере туристкой деятельности.
Результаты и их обсуждение. Целью туристско-образовательной технологии является подготовка педагогов-организаторов образовательного детского и молодежного туризма.
Специалисты рассматриваемого профиля востребованы на современном отечественном рынке труда, поскольку образовательный туризм дает возможность формировать у молодых туристов единое реальное, целостное видение картины мира, он способен обогатить, конкретизировать содержание учебного предмета, помогает устанавливать межпредметные связи, способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Данный вид туризма ориентирован на многие базовые потребности учащихся. К основным типам отнесем физиологические и психофизические потребности, потребности в эмоциональном проявлении, социальные потребности, потребности в самоактуализации, потребности в интеллектуальном развитии, потребности в познании и раскрытии креативного потенциала. Все они должны учитываться при разработке образовательных путешествий [1; 5].
Учебную деятельность, которая осуществляется с обучающимися под руководством организатора поездки (похода), следует именовать туристско-образовательной учебной деятельностью. Она, как и другие виды учебной деятельности, характеризуется восприятием, хранением, воспроизведением, применением и переносом умений и навыков, в ней участвуют практически все процессы, которые представляются в виде мышления (развитие интеллекта), чувств (чувствительный
35
эмоциональный компонент) и воли (волевое побуждение). В ходе участия в туристско-образовательной учебной деятельности обучающиеся не только приобретают сведения в виде определенной информации о территории посещения или расположенных в ее пределах объектах, у них формируются личностные характеритики в виде убеждений, установок, мировозренческих позиций, мотивов, т. е. происходит становление личности, способной самостоятельно управлять своими действиями, направлять их на достижение поставленных целей. В этом проявляется воспитательная роль туров с образовательными целями [8].
В ходе организации туристско-образовательной деятельности педагог применяет туристско-образовательную технологию - специально организованный комплекс разнообразных и используемых в различной последовательности и степени дидактических мероприятий в рамках образовательного туризма, направленных на достижение учебной цели. Условиями успешности практического применения туристско-образовательной технологии являются: предварительное проектирование учебного процесса с последующей возможностью воспроизведения этого проекта в педагогической практике; специально организованное целеобразование, предусматривающее возможность осуществления объективного контроля за качеством достижения поставленных дидактических целей; структурная и содержательная целостность технологии обучения; выбор оптимальных методов, форм и средств, диктуемых определенными и закономерными связями всех элементов технологии обучения; наличие оперативной обратной связи, позволяющей своевременно и оперативно корректировать процесс обучения. Основными характеристиками туристско-образовательной технологии следует считать ее системность, научность, интегративность, воспроизводимость, эффективность, качество и мотивированность обучения, новизну, алгоритмичность, информационность, возможность тиражирования, переноса в новые условия и др. Особенностью туристско-образовательной технологии являются многоаспектные связи между педагогом и учащимся, меняющиеся как от этапа к этапу, так и с каждым последующим использованием данной технологии в педагогической практике.
Важнейшими принципами, которые были учтены в процессе выстраивания стратегии разработки программы по школьному образовательному туризму [2], являются следующие общепедагогические принципы профессионального образования:
— аксиологический принцип (предполагает создание условий для осознания обучающимися основной задачи педагогической деятельности в сфере туризма как проблемы обеспечения доступности учащихся к ценностям культурного и природного наследия);
— средообразующий принцип (способствует восприятию образовательной среды в туристской деятельности как арены педагогического взаимодействия педагога и ученика);
— содержательно-структурный принцип построения системы профессионального образования (отражает приоритетность формирования содержания профессионального образования перед его организационными формами);
— принцип системности и последовательности как общедидактический принцип оформления профессионального педагогического образования;
— деятельностно-ориентированный принцип (основывается на формировании компетентност-ного комплекса, необходимого выпускнику для выполнения будущих профессиональных функций организатора образовательного туризма);
— принцип индивидуальной мотивации (выявляет целевое освоение образовательной программы в контексте обеспечения гарантий трудоустройства и будущего карьерного роста);
— принцип континуальности (предполагает непрерывный характер образования);
— принцип уровеневой преемственности профессиональных образовательных программ (обеспечивает свободную миграцию специалиста в профессиональном образовательном пространстве от начальной профессиональной подготовки до последипломного образования), а также принцип дополнительности базового и последипломного профессионального образования;
— принцип маневренности профессиональных образовательных программ (подразумевает возможную смену человеком на том или ином этапе жизненного пути, на той или иной ступени профессионального образования области профессиональной деятельности или получения параллельного профессионального образования);
— принцип индивидуализации профессионального образования, обеспечивающий его личностную ориентированность;
— принцип интеграции профессиональных образовательных структур, обеспечивающий деяте-льностную и межотраслевую ориентацию профессионального образования;
— блочно-модульный принцип как принцип оптимизации формирования содержания профессионального педагогического образования.
Педагогическая компетентность будущего специалиста в сфере туризма позволит ему наиболее широко использовать в предстоящей профессиональной деятельности по организации школьного образовательного туризма экологические и социально-культурные знаниевые компоненты. Это будет способствовать формированию у молодых людей, участвующих в образовательных путешествиях, экологических и общекультурных ценностей, уважительного отношения к природно-культурному наследию [3].
Профессиональное педагогическое образование в сфере образовательной туристской деятельности должно предусмотреть:
— своевременное предоставление обучающимся инновационной информации в образовательной и туристской сферах;
— обучение навыкам отбора, интерпретации информации и эффективного ее использования в процессах принятия решений;
— отработку навыков решения педагогических и организационных туристских практических проблем;
— развитие предпринимательских навыков студентов;
— повышение адаптивности личности будущего педагога и уверенности его в своей карьере.
В основу разработки туристско-образовательной технологии был положен компетентностный подход. Он не только определил перечень компетенций, формирование которых возможно при условии успешного освоения студентом данной технологии, но и позволил выстроить методическую систему обучения учителей - будущих организаторов школьного образовательного туризма [2].
В ходе туристско-образовательной деятельности у обучающихся формируется их туристско-образовательная компетентность. Она предполагает способность ученика, студента активно участвовать в учебном процессе, организованном в форме образовательного туризма, достигая искомого образовательного результата. Специалист, профессионально связанный с образовательным туризмом, обязан обладать особой профильно-специализированной туристско-образовательной компетенцией, которая являет собой способность эффективно применять туристско-образовательную технологию на практике через проектирование, конструирование и внедрение в туристический маршрут [7, 9 ].
При разработке туристско-образовательной технологи были учтены законы проектирования и конструирования профессионально ориентированного обучения [8]. Они определили следующий алгоритм действий: определение диагностических целей обучения; описание в измеримых параметрах ожидаемого результата; обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности будущего учителя; выявление структуры учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами; определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала; разработка процессуальной стороны обучения (представление профессионального опыта, подлежащего усвоению обучающимися в виде системы познавательных и практических задач); поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности; выявление логики организации педагогического взаимодействия с обучающимися на уровне субъект-субъектных отношений с целью переноса осваиваемого опыта на новые сферы деятельности; выбор процедур контроля и оценки качества усвоения технологии, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности.
Особо значимыми для профессиональной деятельности будущих учителей являются профильно-специализированные компетенции. Укажем основные. Знание основных теорий и направлений отечественной и зарубежной туристики. Способность применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов выстраивания успешной деятельности по организации и проведению образовательных туров. Способность понимать принципы составления проектов образовательных маршрутов. Готовность пользоваться нормативными документами, определяющими стоимость оказания услуг. Возможность применять на практике знания теоретических основ управления в сфере туристско-образовательного сервиса. Способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной деятельности. Способность применять профессиональные знания в области географии, истории, экологии и иных наук для освоения профильных методик и выполнения заданий по организации и проведению образовательного туризма. Возможность формирования общенаучной и туристско-образовательной компетентности учащихся,
выявление на основе диагностических показателей уровней ее сформированности, достаточной для принятия ими участия в образовательных поездках.. Возможность контролировать учебные достижения учащихся, результаты, достигнутые при использовании туристско-образовательной технологии, проводить анализ и оценку с точки зрения их соответствия замыслу и условиям, выяснять причины успехов и неудач, определять направления дальнейшей коррекции. Способность к организации и руководству учебно-исследовательскими работами учащихся и проведению полевых практикумов. Возможность выстраивания системы туристско-педагогической деятельности образовательного учреждения, разработки проекта путей и условий ее реализации, определения целей туристско-образовательной работы с учащимися и педагогами, прогнозирования результатов. Готовность составлять маршруты, карты, путеводители, справочные пособия, методические рекомендации для педагогов и учащихся по образовательному туризму. Установление профессиональных контактов со специалистами, заинтересованными в развитии образовательного туризма в данном и иных регионах; привлечение коллег, заинтересованных в участии в туристско-педагогической деятельности по профилю своей специальности или педагогического интереса. Готовность работать в различных образовательных учреждениях, занимающихся организацией детского и молодежного туризма образовательного профиля, принимать участие в работе центров, координирующих развитие в регионе данного вида туризма. Коммуникационные деловые навыки, необходимые для установления и развития рабочих контактов с местной администрацией, в том числе комитетами, занимающимися вопросами образования и воспитания молодежи, представителями учреждений культуры, спорта, туристскими фирмами, родителями, а также средствами массовой информации. Возможность разработки, продвижения на туристский рынок и реализации инновационных программ развития образовательных путешествий. Рефлексия собственной турис-тско-педагогической деятельности, коррекция ее с точки зрения дальнейшего профессионального совершенствования. Проектирование путей, способов и форм повышения своей туристско-педагогической компетентности.
Исследуемый вид туризма весьма специфичен, а значит, его организация должна быть возложена на специалистов в сфере образования.
Выводы. Успешность результатов подготовки будущих учителей рассматриваемого профиля зависит от действия общепедагогических и специфических для туристского образования факторов и условий. Поэтому формирование содержания туристско-образовательной технологии подготовки педагога необходимо проводить с учетом основных факторов и новых тенденций, проявляющихся как в образовании, так и в туризме:
— превращение образования в важнейшую культурную потребность современного человека;
— развитие индустрии туризма, культуры и отдыха;
— глобализация и постепенное исчезновение международных границ;
— распространение новых технологий как в сфере образования, так и в сфере туристского сервиса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Державна програма розвитку туризму на 2002-2010 роки : затверджено постановою Кабшету Мшют-рiв Украши ввд 29 квггня 2002 р. // Правове регулювання туристично! дiяльностi в Укрш'ш. - К., 2002.
2. Ильязова, М. Д. Компетентностный подход к результатам высшего образования: сущность, анализ, реализация : монография / М. Д. Ильязова, Л. Ю. Бусурина, Т. В. Жиляева. - Астрахань, 2006. - С. 24-27.
3. Лайл, М. Спенсер-мл. Компетенции на работе / Лайл М. Спенсер -мл., Сайн М.; пер. c англ. - М., 2005. - С. 62-69.
4. Педагопка туризму : навчальний поабник для студенпв вищих навчальних закладiв / За ред. проф. Федорченка В.К, проф. Фоменко Н.А, доц. Скрипник М.1, доц. Цехмюгрово! Г.С. - К., 2004. - С. 13-18.
5. Про внесення змш до Закону Укра!ни «Про туризм»: Закон Укра!ни ввд 18.11.03 р. №324/95-ВР.
6. Про затвердження Нацюнально! рамки квалiфiкацiй : пост. Каб. Мш. Укра!ни ввд 23 лист. 2011 р. № 1341 [Текст].
7. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Дж. Равен ; пер. с. англ. - М., 2002. - С. 109-117.
8. Philip, G. Altbach. Rumbley Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution / G. Philip Altbach, Liz Reisberg, E. Laura // A Report Prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education. - Paris, 2009. - P. 56-58.
9. Ruchen Dominique S. Key Competencies for a Successful Life and a Well-Functioning Society / Ruchen Dominique S. — Hogrefe & Huber Publishers, Germany, 2003. - P. 14-18.
PREPARATION TECHNOLOGY OF TEACHERS-ORGANIZERS OF SCHOOL
EDUCATIONAL TOURISM
L.J. DUDOROVA
Summary
Under educational kind of tourism perceive the informative rounds made for the purpose of performance of problems, defined by curriculums both oriented on formation and development of competences of any educational level of preparation. Educational tourism represents the form of the organisation of educational process and the educational activity, carried out outside of the basic educational institution (school, out-of-school, centre special, and also high school and extrahigh school formation). Success of results of preparation of teachers - organizers of educational tourism depends on the direction of pedagogical and specific factors to tourist formation and conditions. The compertative approach is taken as a principle constructions of tourist-educational technology. The organizer of tourist-educational activity should possess profile-specialised tourist-educational competence.
Key words: tourist-educational technology, compertative approach, tourism pedagogics, the future teachers.
© Дудорова Л.Ю.
Поступила в редакцию 15 апреля 2014г.