Научная статья на тему 'Модель профессионального туристского образования в системе формирования и продвижения бренда территории (на примере г. Белгорода и Белгородской области)'

Модель профессионального туристского образования в системе формирования и продвижения бренда территории (на примере г. Белгорода и Белгородской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД ТЕРРИТОРИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TERRITORIAL BRAND / TRAINING PROGRAMME / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL TOURISM / TOURIST ATTRACTIVENESS / EDUCATION IN TOURISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макринова Елена Игоревна, Каплунова Ирина Владимировна

В статье предложена модель развития профессионального туристского образования, учиты­вающая особенности трансграничного региона и способствующая повышению туристской при­влекательности города как центра научно-познавательного туризма. Авторами осуществлена систематизация способов формирования и продвижения туристского бренда г. Белгорода по раз­личным видам туризма. Особое внимание уделено поиску инновационных направлений интеграции образовательной и исследовательской деятельности в вузе, осуществляющем подготовку кадров для туристской индустрии. Сделан акцент на консолидации вузовской науки и профессиональной среды в целях продвижения интересов стимулирования научного потенциала, повышения качества туристского образования и формирования бренда территории как центра научно-познавательно­го туризма. Формулируется предложение о пересмотре содержания понятия «качество образова­ния», которое должно получить в условиях трансформации образования новые трактовки целей, содержания, технологий, форм и методов обучения, отличных от сформированных традиционной системой образования. В качестве инструментов повышения качества подготовки специалистов индустрии туризма и оптимизации учебного процесса предлагаются инновационные методы обуче­ния, а также «выездной формат» учебных занятий (на базе музеев, объектов индустрии туризма Белгородской и прилежащих областей - Харьковской, Курской), организация академического обме­на и стажировки студентов в сфере туризма, в том числе за рубежом. Делается вывод о наиболее востребованных компетенциях для практики туристской деятельности - навыках проектирова­ния и управления дестинациями. В статье в этой связи приводится пример формирования содер­жания профильного туристского образования, в частности в области формирования навыков про­движения туристской дестинации. Логика формирования содержания учебного модуля, связанного с формированием брендов туристских территорий основывается на концептуальном определении видовой специфики туристской деятельности, с одной стороны, и учете существующих и потен­циальных основных целевых потоков туристов - с другой. Особое место в реализации предлагаемой образовательной траектории отводится экскурсионно-образовательным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макринова Елена Игоревна, Каплунова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL BRAND FORMATION AND PROMOTION (CASE STUDY: THE CITY OF BELGOROD AND THE BELGOROD REGION)

The article proposes a model of professional training development, as applied to professional training intourism. The model provides for the peculiarities of a transboundary region and enhances the attractivenessof urban areas as centers of scientific and educational tourism. The authors systematize the modes of 67 formation and promotion of the city of Belgorod''s tourist brand incorporating a variety of tourism types. Special attention is paid to identifying innovative approaches to an integration of educational and research activities at HE institutions offering professional training in tourism. The authors suggest revising the content ofthe «educational quality» concept, and claim that its tasks, objectives, technologies, forms and educational strategies be differently interpreted in the light of educational transformations. With the view to improving the quality of professional training in tourism and educational process optimization, the authors insist that innovative teaching strategies, on-site learning, academic exchange and students'' apprenticeship in Russia and abroad should be recognized as the major contributors. The authors conclude that among the most valuable in the context oftourist activity andemployability-enhancing competences are design and destination management skills. In this regard, the authors demonstrate the process of industry-specific education content formation in general and concerning skills in tourist destination management in particular. The rationale for developing the content of a training module connected with territorial tourist brand formation is based on the conceptual definition ofthe specifics oftourist activity types and a consideration ofthe existing and potential major target tourist flows. The authors emphasise the role of excursion-and-education programmes in the implementation of the educational evolution as outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Модель профессионального туристского образования в системе формирования и продвижения бренда территории (на примере г. Белгорода и Белгородской области)»

Модель профессионального туристского образования в системе формирования бренда территории

demonstrate a growing demand for personnel. The article focuses on the evaluation methodology of the demand for the tourism industry personnel and its approbation in a number of Moscow-region-based municipal entities. The evaluation methodology is based on the trend analysis of the tourism industry development indices, strategic and standard-and-goalprogramming, the multiplier theory, extrapolative and scenario forecasting. The strategic guidelines for Moscow region tourism industry development correspond to the performance targets of the development of domestic and inbound tourism in the Moscow region in effect until 2018: a twofold increase in the number of tourists using collective accommodation facilities, a 30% increase in the tourist companies’ customership, up to a 4% increase in the number of foreign tourists using collective accommodation facilities, etc. The application of the methodology developed by the authors of the article allows of the conclusion that, for the innovative development scenario, the number of jobs in the Moscow region tourism industry should have reached 6,000 by 2018. The methodology can be applied to assess the current and expected demand for personnel as observed in a variety of business domains in different regions of the Russian Federation.

Keywords: demand for personnel, personnel training, tourism, service, hospitality, Moscow region

References

1. Zaitseva, N.A. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organizatsii turizma i gostepriimstva. Materialy konferentsii «Professional’noe obrazovanie v sfere turizma kak uslovie povysheniia kachestva turistskikh uslug [Human resources management intourism and hospitality organization. In proceedings ofthe conference on tourism-oriented professional training as a contributor to tourist service quality improvement], Pp. 143—149.

2. Platonova, N. A., Bushueva, I. V., Krivosheeva, T. M., and Kharitonova, T.V. Monitoring kontrolia i otsenki kachestva obrazovaniia: monografiia [Educational quality control and assessment monitoring: monograph]. Moscow: FGBOU VPO «RGUTiS» Publ., 2013

3. Fedulin, A. A., Platonova, N. A., Krivosheeva, T. M., and Kharitonova, T.V. Praktika vnedreniia obshchestvennogo monitoring kontrolia i kachestva obrazovaniia: monografiia [Practical implementation of community monitoring of educational quality control and assessment]. Moscow: FGBOU VPO «RGUTiS» Publ., 2013.

4. Fedulin, A. Sakharchuk, E. Ilkevich, S., 2014. Moscow regional education cluster in tourism and services: a new sustainable development paradigm. World Applied Science journal (Special issue, March 2014), pp.: 123—125.

5. http://100dorog.ru/guide/news.

УДК 379.852 (470.325) DOI: 10.12737/3877

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ БРЕНДА ТЕРРИТОРИИ (НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА И БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Макринова Елена Игоревна, зав. кафедрой сервиса и туризма, доктор экономических наук, профессор, makrinova@bukep.ru,

Каплунова Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры сервиса и туризма, Irina2010kap31@yandex.ru,

АНО ВПО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», Белгород,

Российская Федерация

В статье предложена модель развития профессионального туристского образования, учитывающая особенности трансграничного региона и способствующая повышению туристской привлекательности города как центра научно-познавательного туризма. Авторами осуществлена

61

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

систематизация способов формирования и продвижения туристского бренда г. Белгорода по различным видам туризма. Особое внимание уделено поиску инновационных направлений интеграции образовательной и исследовательской деятельности в вузе, осуществляющем подготовку кадров для туристской индустрии. Сделан акцент на консолидации вузовской науки и профессиональной среды в целях продвижения интересов стимулирования научного потенциала, повышения качества туристского образования и формирования бренда территории как центра научно-познавательного туризма. Формулируется предложение о пересмотре содержания понятия «качество образования», которое должно получить в условиях трансформации образования новые трактовки целей, содержания, технологий, форм и методов обучения, отличных от сформированных традиционной системой образования. В качестве инструментов повышения качества подготовки специалистов индустрии туризма и оптимизации учебного процесса предлагаются инновационные методы обучения, а также «выездной формат» учебных занятий (на базе музеев, объектов индустрии туризма Белгородской и прилежащих областей — Харьковской, Курской), организация академического обмена и стажировки студентов в сфере туризма, в том числе за рубежом. Делается вывод о наиболее востребованных компетенциях для практики туристской деятельности — навыках проектирования и управления дестинациями. В статье в этой связи приводится пример формирования содержания профильного туристского образования, в частности в области формирования навыков продвижения туристской дестинации. Логика формирования содержания учебного модуля, связанного с формированием брендов туристских территорий основывается на концептуальном определении видовой специфики туристской деятельности, с одной стороны, и учете существующих и потенциальных основных целевых потоков туристов — с другой. Особое место в реализации предлагаемой образовательной траектории отводится экскурсионно-образовательным программам.

Ключевые слова: бренд территории, образовательная программа, научно-познавательный туризм, туристская привлекательность, туристское образование

Введение

В современных условиях туризм занимает все более важное место в числе стратегических направлений диверсификации экономики многих регионов России. При этом траектория развития туристской деятельности будет определяться с учетом территориальных и ресурсных особенностей, имеющейся законодательной базы и многих других факторов, способствующих формированию эффективного туристского пространства. Усиление роли туризма в экономике регионов актуализирует необходимость критического осмысления и научного обоснования процессов, происходящих в этой сфере, а также создания эффективной и гибкой модели профессионального туристского образования, обеспечивающей подготовку кадров, конкурентоспособных на международном рынке.

Туристская деятельность, с одной стороны, характеризуется высокой трудоемкостью, а с другой — выступает в качестве важного регулятора уровня занятости населения. При этом состояние рынка рабочей силы в сфере туризма определяется такими социально-экономическими факторами, как изменчивость спроса на профессии в индустрии туризма, отсутствие

мониторинга и планирования для определения реальных потребностей в специалистах, которые будут востребованы в стратегической перспективе. В этих условиях эффективная модель профессионального туристского образования должна быть направлена на решение задач насыщения рынка труда компетентными, мобильными и конкурентоспособными кадрами, мотивированными на производительный труд, гарантирующий экономический эффект (рис. на с. 63).

Основная часть

На наш взгляд, предлагаемая модель профессионального туристского образования обеспечит гибкость и вариативность образовательного процесса, позволяя самостоятельно формировать траекторию обучения с учетом потребностей туристского рынка.

В последние годы в Белгородской области высоко актуально развитие туристских услуг. Стратегией социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. предусмотрено создание в области туристско-рекреационного кластера; приняты и реализуются долгосрочные целевые программы: «Развитие сельского туризма в

62 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Модель профессионального туристского образования в системе формирования бренда территории

Белгородской области на 2011—2015 годы», «Содействие развитию въездного и внутреннего туризма в городе Белгороде на 2011— 2013 годы» и др. Реализация этих документов предполагает создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туристскогостиничного комплекса в соответствии с международными стандартами.

Белгородский университет кооперации, экономики и права вносит значительный вклад в решение этой остро актуальной проблемы, реализуя концепцию многоуровневой непрерывной подготовки кадров для туристско-гостиничного комплекса, в том числе с 2005 г. ведется подготовка по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», с 2006 г. — по направлению подготовки «Туризм», с 2011 г. — «Гостиничное дело». С 2009 г. осуществляется подготовка по специальностям среднего профессионального образования

«Туризм», «Гостиничный сервис». В процессе обучения специалистам со средним профессиональным образованием присваиваются рабочие профессии «Администратор гостиницы», «Горничная». Подготовка магистров по направлениям «Туризм», «Гостиничное дело» осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения.

В современных условиях высокой информационной неопределенности руководители предприятий сферы туризма, выступающие в качестве работодателей, оценивают качество подготовки специалистов по уровню развития их профессиональных и общекультурных компетенций и возможности быстрого овладения новыми знаниями и навыками. По нашему мнению, понятие «качество образования» должно быть пересмотрено учебными заведениями в рамках целей, содержания, технологий, форм и методов обучения, сформиро-

«I

| 3 = 5

I з. Is

'Г4 чн

I

о >я м я

ы ^ >Я о

U Ъй

й “

а л у Я щ Н

« S ю s

» m Я

* а ® р

S. 8

«3 5 £§ а ^ л Ф

I I

§

s* £

а* |

а ^ *$< а а *

3 а

§ ft

с s

н У t 2 я о С о

я S 2 s « S я з ч Ц я Ц 5" о. t

■ъБй й а

с § Ь я

1 а &

я ч

м ю £ ° D- U

Н Я

О- с

5 ^ СГ 5

^ ^ а &

Принципы:

- Непрерывность;

- Практикоориентированность;

- Мобильность;

- Гибкость;

- Вариативность

Формы обучения:

- проведение практическими работниками на их базе занятий;

-экскурсионнообразовательные программы;

- академический и межкультурный обмен;

- мастер-классы;

- стажировки;

- конференции;

-научно-методические семинары

Уровни обучения:

- среднее профессиональное образование;

- бакалавриат;

- магистратура

туристское пространство региона

Рис. Модель профессионального образования для продвижения и развития туристского бренда г. Белгорода

63

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

ванных традиционной системой образования. Требования к повышению качества подготовки специалистов индустрии туризма, оптимизации учебного процесса реализуются в Белгородском университете кооперации, экономики и права посредством поиска и внедрения инновационных инструментов обучения, реализации системы проведения выездных занятий на базе музеев, объектов индустрии туризма Белгородской и прилежащих областей — Харьковской, Курской, организации академического обмена и стажировки студентов в сфере туризма, в том числе за рубежом.

Профессионально-практическая подготовка в соответствии с потребностями рынка труда или индивидуальными запросами потребителей образовательных услуг и работодателей реализуется путем привлечения к ведению занятий опытных практических работников, прежде всего по дисциплинам профессионального цикла. Внедрена практика участия работодателей в работе государственной аттестационной комиссии, а также в руководстве дипломными работами, преддипломной

практикой. В учебном процессе используются практические материалы деятельности объектов туриндустрии, формируется тематика курсовых работ и дипломных работ с учетом перспективных направлений деятельности работодателей. Накопленный опыт показывает, что для практики туристской деятельности сегодня наиболее востребованы компетенции, связанные с формированием и управлением дестинациями, повышением их привлекательности и конкурентоспособности, созданием имиджа и легкоузнаваемых брендов туристских территорий.

Технология формирования бренда применительно к туристской территории, на наш взгляд, может быть представлена следующей последовательностью действий:

1) определение вида туризма, его особенностей;

2) определение целевой аудитории, ее потребностей;

3) возможности развития данного вида туризма в данном городе, оценка его состояния на сегодня, перспективы;

Таблица 1

Систематизация способов формирования и продвижения туристского бренда г. Белгорода по видам туризма

Вид туризма Целевая аудитория Особенности Направления и способы формирования туристского бренда

Деловой (конгресс-ный) туризм Представители деловых кругов в сфере образования, науки, предпринимательства, финансового и банковского дела Особенностью этого вида является деловой характер. Основная цель — научно-деловое общение. Определенная закрытость, обусловленная характером занятий и образом жизни Проведение научных форумов, семинаров, конференций, а также продвижение туристских достижений, получивших развитие в городе (регионе), жизни города (региона); активизация деятельности выставок-ярмарок областного и регионального уровня

Культурнопознавательный туризм Гости и жители города, туристы, прибывшие в город с образовательной или научной целью, неорганизованные туристы, исследователи городских достопримечательностей Подразумевает наличие экскурсионных объектов. Самый демократичный и самый массовый вид туризма. Экскурсионными объектами могут выступать архитектурные памятники, музейные экспозиции, картинные галереи, мемориалы и др. Сохранение и восстановление в историческом виде архитектурных памятников, регулярное участие музейщиков и туристических фирм города в выставках и ярмарках туристической направленности, информационная активность в СМИ, предоставление максимально большого пакета наглядной информации туристическим агентствам

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туризм с целью обучения (научно-по- знаватель- ный) Школьники, студенты, практические работники турбизнеса, ученые и преподаватели сферы туризма Расширить спектр знаний по туристской деятельности Разработка программ по международному обмену (студенческому, школьному, научному и др.); научно-познавательной и экскурсионно-образовательной направленности, др.

Школьный и молодежный туризм Школьники, студенты Отличается высокой степенью ответственности, необходимо учитывать все: размещение, питание, медицину, охрану, удобство проезда Обучение посредством вовлечения в практику турбизнеса

64

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Модель профессионального туристского образования в системе формирования бренда территории

4) определение основных направлений, способов и методов формирования и поддержания имиджа, исходя из данной специфики и условий.

С учетом рекомендаций городской целевой программы «Содействие развитию въездного и внутреннего туризма в городе Белгороде на 2011—2013 гг.» нами было выделено несколько перспективных видов въездного туризма, развитие которых будет способствовать формированию и продвижению бренда территории в рамках модели профессионального туристского образования.

Деловой и конгрессный (научно-деловой) туризм представляет собой поездки, совершаемые из профессионального интереса и с целью коммерческого партнерства, участие в конференциях, конгрессах, симпозиумах, политических событиях, съездах, собраниях и т. п. Привлекательность данного вида туризма заключается в получении высокой прибыли и быстрой отдаче от посетителей, потому что деловое сотрудничество может быть сопряжено с посещением историко-культурных объектов города.

Культурно-познавательный туризм охватывает посещение исторических, культурных

Таблица 2

Содержание экскурсионно-образовательной программы «Изучение туристских ресурсов и технологий обслуживания трансграничного региона

(Белгород — Харьков)

День недели, время Содержание программы

День первый: 9.00-9.30 Прибытие. Встреча группы, размещение в общежитии БУКЭП. Завтрак

10.00-11.00 Оформление документов

11.00-13.00 Экскурсия по университету и в музею БУКЭП

13.00-13.30 Обед

14.00-17.00 Обзорная экскурсия по городу «Легенда современного Белгорода!» (гости познакомятся с прошлым, настоящим и будущим нашего города, историей возникновения скульптурных композиций)

17.00-18.00 Свободное время

18.00-18.30 Ужин

День второй: 9.00-9.30 Завтрак

10.15-13.00 Круглый стол «Методика и принципы организации выездных практических занятий студентов с использованием туристских ресурсов г. Белгорода и Белгородской области»

13.00-13.30 Обед

14.00-17.00 Мастер-класс на базе предприятий индустрии туризма города Белгорода «Город сладости» (знакомство с историей возникновения сладостей. Производство сахара, шоколада и других сладостей. Фабрика мороженого. Технология производства мороженого и дегустация готовой продукции)

17.00-18.00 Свободное время

18.00-18.30 Ужин

День третий: 9.00-9.30 Завтрак

10.00-13.00 Ознакомительный тур «Гостиничные комплексы Белгорода»

13.30-14.00 Обед

14.35-16.10 Лекция-дискуссия «Формирование поликультурной компетентности персонала туристского предприятия»

16.10-18.00 Свободное время

18.00-18.30 Ужин

День четвертый: 9.00-9.30 Завтрак

10.15-18.00 Выездной мастер-класс «Методика и технологии проведения экскурсий» на базе туристских объектов г. Харькова (Краснокутский дендропарк, Национальный литературно-мемориальный музей им. Г. Сковороды, Художе-

18.00-18.30 ственный музей с. Пархомовка Харьковской обл.) Ужин

День пятый: 9.00-9.30 Завтрак

10.15-13.00 «Музей в туристском пространстве города» (Государственный историко-краеведческий музей, Белгородский государственный музей народной культуры)

13.00-13.30 Обед

14.00-15.00 Выдача сертификатов участникам. Отъезд участников

65

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

или географических достопримечательностей, что может обеспечить должную сохранность исторических и природных памятников, развитие туристских маршрутов с посещением мест и талантливых мастеров народных художественных промыслов. В данном контексте туризм может стать действенным инструментом и стимулом для межкультурной интеграции горожан и гостей нашего региона, продолжению традиций, развитию нравственности и духовности молодежи.

Туризм с целью обучения (научно-познавательный) предполагает поездки, совершаемые с целью получения основного и дополнительного образования, стажировок в профессиональной сфере и т. п. Этот вид туризма для г. Белгорода открывает большие перспективы, обусловленные его приграничным положением, значительным научным потенциалом и высокой востребованности в условиях профессиональной и академической мобильности, реализуемой посредством широкого спектра программ по международному обмену (студенческого, школьного, научного и др.).

Школьный и молодежный туризм является составной частью культурно-познавательного туризма и туризма с целью обучения. Благодаря развитию туризма повышается культура и грамотность молодежи, а это, в свою очередь, способствует лучшей адаптации и мобильности, быстрому усвоению новой информации, развитию социального и профессионального статуса. Поэтому сегодня молодые люди имеют возможность принимать участие в образовательных инновационных программах, ориентированных как на текущие запросы работодателей, так и на перспективные потребности туристского рынка.

В соответствии с выбранными направлениями развития въездного туризма нами были систематизированы способы формирования бренда города как туристского центра, с учетом особенностей и целевой аудитории по каждому виду туризма (табл. 1).

Индустрия туризма в разной степени влияет на жизнь населения в регионе, его материальную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. Поэтому в Белгороде и Белгородской области развитие сферы туризма может значительно повлиять на создание рабочих мест, увеличение доходов, что ведет к росту уровня жизни местного населения, повышение привлекательности области, притоку валюты в регион, улучшению инфраструктуры и т. д.

Однако большинство исследователей и специалистов в сфере туризма признают, что основной причиной, препятствующей повышению туристской привлекательности Белгорода, является отсутствие системы продвижения местного туристского продукта и его недостаточная представленность на российском и международном туристическом рынке.

По нашему мнению, эффективным способом решения комплексной задачи определения и исследования новых направлений формирования, развития и продвижения туристских территорий в рамках образовательного процесса могут выступать специально разработанные экскурсионно-образовательные программы. В таблице 2 представлена образовательная программа для студентов и преподавателей «Изучение туристских ресурсов и технологий обслуживания трансграничного региона (Белгород — Харьков)», разработанная для реализации на базе Белгородского университета кооперации экономики и права с целью содействия развитию научно-познавательного туризма в регионе, формирования профессиональных компетенций и коммуникативных навыков будущих специалистов туриндустрии, расширения межкультурного и академического обмена участников программы (табл. 2).

Вариативный подход к разработке и реализации экскурсионно-образовательных программ предполагает:

• проведение международных студенческих научных семинаров, конференций для продвижения туристского потенциала Белгородской области;

• привлечение школьников и студентов для разработки уникальных новаторских экскурсионных программ и создания банка экскурсий;

• повышение туристской привлекательности города на российском и международном уровне;

• взаимодействие с вузами стран СНГ, дальнего зарубежья и представителями туристского бизнеса для продвижения г. Белгорода как туристского центра.

Реализация предложенной модели обучения базируется на интеграции всех субъектов образовательного процесса: учреждений образования, работодателей и государственных органов управления в образовании и др.

Практическая значимость предлагаемых экскурсионно-образовательных программ заключается в следующем:

66 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

Модель профессионального туристского образования в системе формирования бренда территории

• в повышении интереса к Белгородской области российских и иностранных туристов;

• практическая помощь администрации города в пропаганде региона;

• в воспитании патриотизма молодежи и жителей города и области;

• в повышении культурного уровня населения путем пропаганды: научно-познавательного туризма региона;

• в создании рабочих мест, прежде всего, для студентов и молодых специалистов;

• в формировании способности студентов решать проблемы на основе интеллектуально-творческого обобщения фрагментов доступной информации и сформированных в процессе обучения навыков работы в нестабильных условиях.

В процессе реализации экскурсионно-образовательных программ у будущего специалиста тур индустрии формируются социально -личностные, общекультурные, общенаучные познания как основа целостного восприятия образа будущей профессии на основе построения целостного педагогического процесса с позиций научных инноваций, за счет внедрения виртуальных моделей и клиентоори-

Литература

ентированных технологий при организации и проведении выездных практических занятий, сквозных практик, стажировок и мастерклассов на базе туристских предприятий, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на разных этапах и уровнях профессионально-практической подготовки [2].

Выводы

Таким образом, продвижение туристского бренда города Белгорода на внутреннем и зарубежном рынках требует расширения спектра образовательных программ, ориентированных на глубокое знание традиций, культурного наследия как Белгорода, так и районов Белгородской области и способности к проектной деятельности с опорой на новые знания. Формирование нового спектра нравственно -этических потребностей для путешествий, исследование матрицы потребностей в национальной культуре для освоения Белгородского региона и прогноза тенденций регионального туристского рынка выявляет перспективы интеграции туристского образования с зарубежными учебными заведениями и предприятиями туриндустрии.

1. Роздольская И.В., Кузьминова Ю.В. Исследование проблемы маркетинговых коммуникаций в проектировании устойчивого имиджа хозяйствующих субъектов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 4. С. 67—72.

2. Сахарчук Е. С. Клиентоориентированные компетенции профессионала туризма // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012. № 1. С. 62—66.

3. Хандажапова Л.М., Максанова Л.Б.-Ж., Лубсанова Н.Б. Об оценке влияния развития туризма на экономику региона // Проблемы прогнозирования. 2011. № 5. С. 133—138.

4. Rozdolskaya, I. Innovation Consulting Services Within the Context of the Formation of a New Model of Marketing Innovation [Text] / I. Rozdolskaya, M. Ledovskaya, I. Afanasiev // World Applied Science Journal. 2013. Volume 25. Number 6. P. 956—960.

A MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING IN TOURISM IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL BRAND FORMATION AND PROMOTION (CASE STUDY: THE CITY OF BELGOROD AND THE BELGOROD REGION)

Makrinova Elena Igorevna, Head of the Department of Service and Tourism, Doctor of Economics, Professor, makrinova@bukep.ru,

Kaplunova Irina Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor at the Department of Service and Tourism, Irina2010kap31@yandex.ru,

Belgorod University ofCooperation, Economy and Law, Belgorod, Russian Federation

The article proposes a model of professional training development, as applied to professional training in tourism. The model provides for the peculiarities of a transboundary region and enhances the attractiveness of urban areas as centers of scientific and educational tourism. The authors systematize the modes of

67

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ

formation and promotion of the city of Belgorod’s tourist brand incorporating a variety of tourism types. Special attention is paid to identifying innovative approaches to an integration of educational and research activities at HE institutions offering professional training in tourism. The authors suggest revising the content of the «educational quality» concept, and claim that its tasks, objectives, technologies, forms and educational strategies be differently interpreted in the light of educational transformations. With the view to improving the quality of professional training in tourism and educational process optimization, the authors insist that innovative teaching strategies, on-site learning, academic exchange and students’ apprenticeship in Russia and abroad should be recognized as the major contributors. The authors conclude that among the most valuable in the context oftourist activity andemployability-enhancing competences are design and destination management skills. In this regard, the authors demonstrate the process of industry-specific education content formation in general and concerning skills in tourist destination management in particular. The rationale for developing the content of a training module connected with territorial tourist brand formation is based on the conceptual definition of the specifics oftourist activity types and a consideration of the existing and potential major target tourist flows. The authors emphasise the role of excursion-and-education programmes in the implementation of the educational evolution as outlined in the article.

Keywords: territorial brand, training programme, scientific and educational tourism, tourist attractiveness, education in tourism

References

1. Rozdolskaya, I., Kuz’minova Yu. Issledovanie problem marketingovykh kommunikatsii v proektirovanii ustoichivogo imidzha khoziaistvuiushchikh sub’’ektov [On research into the problem of marketing communications in designing a sustainable image of a business entity]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava [Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economy and Law]. 2012. № 4. pp. 67—72.

2. Sakharchuk, E.S. Klientoorientirovannie kompetenstii professionala turizma [Customer-oriented competences of a professional tourism industry employee]. Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2012. № 1. pp. 62—66.

3. Khandazhapova,L.M.,Maksanova,L.B.-Zh.,andLubsanova,N.B. Ob otsenke vliianiia razvitiia turizma na ekonomiku regiona [Assessing the impact of tourism on regional economy]. Problemy prognozirovaniia [Issues of forecasting]. 2011. № 5. pp. 133-138.

4. Rozdolskaya, I. Innovation Consulting Services Within the Context of the Formation of a New Model of Marketing Innovation [Text]/ I. Rozdolskaya, M. Ledovskaya, I. Afanasiev // World Applied Science Journal. 2013. Volume 25. Number 6. pp. 956-960.

УДК 32.019.51 DOI: 10.12737/3878

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Юдин Михаил Вячеславович, кандидат исторических наук, доцент, проректор, yudinm@yandex.ru,

ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,

Абрамов Андрей Вячеславович, кандидат политических наук, доцент,

ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет», Москва,

Российская Федерация

Статья отражает результаты авторского исследования роли государственной информационной политики в процессе формирования социально-культурных компетенций студентов (на примере вузов, осуществляющих подготовку кадров для индустрии туризма). Основная причина прове-

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.