Научная статья на тему 'Организация туристского информационного центра региона на базе университета: специфика и задачи'

Организация туристского информационного центра региона на базе университета: специфика и задачи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2699
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ДЕСТИНАЦИЯ / МАРКЕТИНГ ТУРИЗМА / TOURIST INFORMATION CENTER / DESTINATION / TOURISM MARKETING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ким Олег Витальевич, Кирьянова Лилия Геннадьевна, Юматов Константин Владимирович

Статья посвящена проблеме создания одного из ключевых элементов маркетинговой системы туристской дестинации туристскому информационному центру (ТИЦ). В странах с высоким развитием туризма ТИЦ являются неотъемлемым элементом системы продвижения каждой дестинации, в России в настоящий момент функционируют лишь несколько десятков. Авторы указывают на основные проблемы создания и развития ТИЦ в России: согласование интересов учредителей, финансирование, функции. Они решаются по-разному, в зависимости от способа создания инфоцентра, который может быть государственным или муниципальным учреждением, частной коммерческой организацией, некоммерческой общественной структурой или корпоративным инструментом ассоциаций предприятий туризма. Однако в специфической отечественной ситуации с ограниченным развитием туристского рынка инициатором и основной движущей силой ТИЦ может выступать вуз. В статье рассматривается уникальный успешный опыт авторов по созданию ТИЦ на базе университета Туристского информационного центра Кемеровской области на базе Кемеровского государственного университета. Он возник как результат взаимодействия структур образования, власти и бизнеса в рамках реализации проекта программы «Темпус» «Сеть региональных центров по туризму». Участники проекта Кемеровский государственный университет, Департамент молодежной политики и спорта администрации Кемеровской области и Кузбасская ассоциация туристской индустрии создали на базе университета Региональный ресурсный центр индустрии туризма. Ресурсным центром были инициированы и разработаны два важных взаимосвязанных проекта: «Туристский информационный центр Кемеровской области» и «Стратегия развития туристскорекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 г.».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Ким Олег Витальевич, Кирьянова Лилия Геннадьевна, Юматов Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the tourist information centre in the region on the basis of the university: the Specificity and objectives

The article is devoted to the creation of one of the main elements of the tourist destination marketingtourist information center (TIC). In countries with high tourism development the TICs are integral to the promotion of each destination, in Russia at the moment there are only a few dozens. The authors point out main problems of creation and development of the TIC in Russia: harmonization of interests of founders, funding, functions. They are solved differently, depending on how they create the InfoCenter, which can be state or municipal institution, private profit organization, a public non-profit corporate structure or instrument of the Association of tourism enterprises. However, in specific domestic situations with limited development of the tourism market may the University may become the initiator and main driving force of TIC. The article discusses the unique successful experience of authors on creation of the particles on the basis of the University the Tourist information centre of Kemerovo region on the basis of Kemerovo State University. It was created as a result of the interaction between structures of education, government, business, and business in the framework of the projects «Tempus» «Network of regional centers for tourism». The participants of the project (Kemerovo State University, Department of youth policy and sports of administration of the Kemerovo region and the Kuzbass Association of tourism industry) fonded the Regional resource centre of the tourism industry on the base of University. The resource center created and developed two important interrelated projects: «Tourist information centre of Kemerovo region» and «Strategy of development of tourist-recreational cluster of Kuzbass for the period up to 2025».

Текст научной работы на тему «Организация туристского информационного центра региона на базе университета: специфика и задачи»

УДК 338.486 DOI: 10.12737/19455

организация туристского информационного центра региона на базе университета: специфика и задачи

Ким Олег Витальевич, кандидат исторических наук, доцент факультета истории и международных отношений, [email protected], Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Российская Федерация

Кирьянова Лилия Геннадьевна, кандидат философских наук, доцент Института социально-гуманитарных технологий, [email protected], Томский политехнический университет, г. Томск, Российская Федерация

Юматов Константин Владимирович, кандидат исторических наук, декан факультета истории и международных отношений, [email protected], Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Российская Федерация

Статья посвящена проблеме создания одного из ключевых элементов маркетинговой системы туристской дестинации — туристскому информационному центру (ТИЦ). В странах с высоким развитием туризма ТИЦ являются неотъемлемым элементом системы продвижения каждой дестинации, в России в настоящий момент функционируют лишь несколько десятков. Авторы указывают на основные проблемы создания и развития ТИЦ в России: согласование интересов учредителей, финансирование, функции. Они решаются по-разному, в зависимости от способа создания инфоцен-тра, который может быть государственным или муниципальным учреждением, частной коммерческой организацией, некоммерческой общественной структурой или корпоративным инструментом ассоциаций предприятий туризма. Однако в специфической отечественной ситуации с ограниченным развитием туристского рынка инициатором и основной движущей силой ТИЦ может выступать вуз. В статье рассматривается уникальный успешный опыт авторов по созданию ТИЦ на базе университета — Туристского информационного центра Кемеровской области на базе Кемеровского государственного университета. Он возник как результат взаимодействия структур образования, власти и бизнеса в рамках реализации проекта программы «Темпус» «Сеть региональных центров по туризму». Участники проекта — Кемеровский государственный университет, Департамент молодежной политики и спорта администрации Кемеровской области и Кузбасская ассоциация туристской индустрии — создали на базе университета Региональный ресурсный центр индустрии туризма. Ресурсным центром были инициированы и разработаны два важных взаимосвязанных проекта: «Туристский информационный центр Кемеровской области» и «Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 г.».

Ключевые слова: туристский информационный центр, дестинация, маркетинг туризма

Развитие России в ХХ! в. поставило вопрос о переходе отечественной экономики от индустриальной стадии к постиндустриальной. Необходимость замены доходов от сырьевой и тяжелой промышленности доходами от сферы услуг привело к идее активного развития туризма как

постиндустриальной альтернативы сырьевой зависимости страны от внешних рынков. Еще более актуальной делали эту тему возникшие перед Россией и миром экологические проблемы, связанные с превалирующей ролью ресурсного и индустриального сектора. На этом переходе

приходится не просто перестраивать экономическую инфраструктуру, но и создавать принципиально новую систему управления и взаимодействия [1, с. 49]. В связи с этим в рамках туристской инфраструктуры появляется необходимость формирования сетевой системы туристских информационных центров [2, с. 94].

Ключевое слово при определении сути туристского информационного центра (ТИЦ) — это взаимодействие. Оно направлено на создание обширного информационного поля и организацию социального взаимодействия субъектов туризма. Туристские инфоцентры в России — относительно недавняя практика, тем не менее, они уже решают немало задач:

1) формируют информационное поле современного внутреннего туризма. Существенной частью деятельности ТИЦ является создание туристского сайта регионального масштаба, разработка интерактивной карты, составление календаря туристских событий;

2) деятельность ТИЦ нередко охватывает организацию и предоставление экскурсионных услуг и поддержание разнообразных взаимодействий профессиональных гидов и туристов-клиентов. ТИЦ организует трансферы, оптимизирует для туристов логистику путешествия, занимается бронированием туров и мест в гостиницах, то есть играет роль системного координатора разнообразных туристских услуг [3, р. 22].

Наличие действующего туристского информационного центра — это показатель достаточно высокого уровня развития туризма в регионе. Данная структура возникает при осознанной необходимости в стратегическом, согласованном продвижении местного турпродукта на национальном и международном рынке [4, с. 10]. Это признак серьезного отношения региональных властей к проблеме развития туристской дести-нации и, выражаясь по-марксистски, признак зрелости производительных сил местной турин-дустрии [5, р. 245]. Работа туристского инфо-центра, с одной стороны, увеличивает турпоток, а с другой — увеличение туристских потоков вызывает необходимость создания новых ин-фоцентров. Два взаимосвязанных процесса способствуют развитию туристского, культурного, социального потенциала страны [6, с. 147].

В мировой туриндустрии информационно-туристские сервисы обозначаются зеленой латинской буквой «Ь>. Проблематика туристских информационных центров не нова. Эти практика сложилась в странах с развитой туриндустри-

ей во второй половине ХХ в. и активно осмысливалась в отечественной научной периодике в начале 2000-х гг. [7, с. 63]. На сегодняшний день в России существуют десятки ТИЦ. Они работают во всех крупных городах типа Москвы1, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Казани2. Информационно-туристические службы активно действуют в относительно небольших, обладающих выраженным историко-культурным наследием городах (Калининград, Воронеж, Углич3, Ростов). Нередко такие центры поддерживают работу на разных языках. В Карелии4, Хакасии, на Алтае и других территориях с выраженным рекреационным потенциалом активного и экологического туризма сформированы и действуют аналогичные структуры. В настоящее время стоит актуальная задача создания информационных центров в Сибирском регионе, в частности в Томской и Кемеровской областях [8, с. 109].

В целом на национальном уровне идет работа по координации и интеграции ТИЦ, создан общероссийский реестр. Развивается система обмена туристской информацией, которая призвана объединить действия органов власти, общественных организаций и бизнеса в продвижении туристских продуктов регионов на внутреннем и международном туристском рынке путем вовлечения в работу туристского сообщества. Данный проект реализуется НП «Национальная ассоциация информационно-туристских организаций» (НАИТО) совместно с компанией «Нота Бена» при информационной поддержке Федерального агентства по туризму и Российского союза туриндустрии5. Маркером формирования национальной инфраструктуры ТИЦ становятся попытки интеграции, предпринимаемые на уровне регионов. Характерно, что всюду эти инициативы объединяют органы власти, культурные учреждения, предприятия туриндустрии. Так, в одном из развитых туристских регионов —

1 Туристский информационный центр города Москвы. URL: http://its.ekburg.ru/index.php/ru https://moscowpass.com/ru/ entity/93 (дата обращения: 01.05.2015).

2 Информационная туристическая служба Екатеринбурга. URL: http://its.ekburg.ru/index.php/ru (дата обращения: 01.05.2015).

3 Углич. Туристский информационный центр. URL: http:// visituglich.com (дата обращения: 01.05.2015).

4 Карелия. Туристский портал. URL: http://www.ticrk.ru (дата обращения: 01.05.2015).

5 Реестр туристско-информационных центров Российской Федерации. URL: http://www.nbcrs.org/tic/list.cshtml (дата обращения: 01.05.2015).

в Калининградской области — местные туроператоры при поддержке правительства области и министерства культуры провели конференцию «Роль туристических информационных центров в формировании информационного пространства Российской Федерации. Алгоритм функционирования системы туристических информационных центров в Российской Федерации»6.

Стратегической задачей туристских инфо-центров является формирование интерактивной туристической карты страны.

Одна из капитальных проблем в развитии ТИЦ — это вопрос финансирования. Межведомственное положение последних нередко рассматривается как вариант эффективного долевого участия партнеров, но может быть и экономической ловушкой. В условиях современного сокращения бюджетных расходов не так много желающих принимать на баланс туристскую организацию, которая сможет принести прибыль не ранее среднесрочной перспективы. Сложившиеся стереотипы и реальное отсутствие ТИЦ во многих городах приводят к тому, что они рассматриваются ответственными руководителями как необязательный элемент. Один из вариантов решения этой проблемы заключается в кластерных программах развития регионального туризма [9, с. 133].

В таких программах ТИЦ рассматривается как обязательный инфраструктурный элемент и получает финансовую поддержку. В Кемеровской области при разработке перспективной программы развития туристско-рекреационного кластера создание ТИЦ заложено в план первоочередных мероприятий. Аналогичный успешный опыт был достигнут в городах Чаплыгине и Ельце Липецкой области, где формируют ту-ристско-рекреационные зоны (кластеры) [10].

Поскольку деятельность турцентров напрямую отвечает задаче координации продаж экскурсий, туров, гостиничных мест, транспортных услуг и т.п., в профессиональной среде преобладает мнение о том, что ТИЦ — это прежде всего логистический, менеджерский проект. Он как бы совмещает в себе несколько сопутствующих логистике турпродукта функций: это визит-центр для прибывающих туристов; са11-центр и информационная служба; сайт с расширенным опционом бронирования и продаж; в ряде случаев — экскурсионное бюро [11, с. 164].

6 Региональный информационный центр Калининградской области. URL: http://www.visit-kaliningrad.ru/pro/5707 (дата обращения: 01.05.2015).

В мировой практике ТИЦ часто размещаются в международных аэропортах, на крупных вокзалах и в известнейших супермаркетах (Лондон, Абу-Даби), в исторических городских центрах (Прага, Хельсинки). Они обладают разветвленной инфраструктурой, например, в Швеции их 312 [12, с. 147].

Не оспаривая это верное в принципе мнение, добавим важное, на наш взгляд, замечание. В современных отечественных условиях создание и деятельность туристского информационного центра будут также иметь выраженные общественные и просветительские аспекты. К этому располагают особенности национального туристского рынка, состояние рекреаций и инфраструктуры внутреннего туризма и, в более широком смысле, все социокультурные обстоятельства существования российской туриндустрии.

Одной из особенностей формирования ТИЦ является разнообразие путей генезиса. Информационный туристский сервис может быть государственным муниципальным учреждением, может быть частной коммерческой организацией или некоммерческой общественной структурой, а может существовать как корпоративный инструмент ассоциаций предприятий туризма. При этом функциональные задачи принципиально однородны. В хорошем ТИЦ турист может получить любую информацию, забронировать жилье, тур, трансфер, приобрести сувениры, билеты, буклеты, карты. В специфической отечественной ситуации, отражающей текущее формирование и недостатки современной инфраструктуры туризма, инициатором и основной движущей силой ТИЦ может выступать вуз: миссия всех значимых российских университетов намного шире диапазона узко образовательных задач и охватывает сферы бизнеса и культуры [13, с. 79]. Решающую роль в этом процессе играют факультеты и кафедры, непосредственно ведущие научную и образовательную деятельность в туризме.

Нередко этому способствуют обстоятельства возникновения ТИЦ. Например, в Кемеровской области ТИЦ возник как результат взаимодействия структур образования, власти, бизнеса и бизнеса в рамках реализации проекта программы «Темпус» «Сеть региональных ресурсных центров индустрии туризма» [14, с. 45]. В результате совместной работы в рамках проекта программы «Темпус» Кемеровского государственного университета, Департамента молодежной политики и спорта администрации Кемеровской области и Кузбасской ассоциации туристской индустрии

появился Региональный ресурсный центр индустрии туризма (РРЦИТ) на факультете истории и международных отношений Кемеровского государственного университета. Участниками проекта были разработаны два важных взаимосвязанных инновационных проекта: «Туристский информационный центр Кемеровской области» и «Стратегия развития туристско-рекреацион-ного кластера Кузбасса на период до 2025 г.» [15, с. 67].

ТИЦ должен стать основой для формирования информационного поля внутреннего туризма Кузбасса и лабораторией подготовки студентов для практической деятельности по продвижению туристских продуктов и координированию разнообразных туристских услуг. Существенной частью деятельности ТИЦ является создание туристского портала регионального масштаба, разработка интерактивной карты, составление календаря туристских событий [16, р. 249; 17, р. 61]. ТИЦ способствует коммуникации между властью, бизнесом, культурой и образованием. Он является проводником не только коммерческих процессов, но и разнообразных социокультурных инициатив. «Университетский» ТИЦ по формальной позиции более ограничен по возможностям и средствам коммерческой деятельности, зато обладает уникальным доступом к научным, образовательным, информационным и человеческим ресурсам.

ТИЦ в КемГУ стал информационным ядром проекта «Стратегия развития туристско-ре-креационного кластера Кузбасса на период до 2025 г.», который был утвержден коллегией администрации Кемеровской области и получил поддержку Министерства экономического развития России7. В структуре функционирования туристско-рекреационного кластера Кемеровской области Региональный ресурсный центр индустрии туризма КемГУ стал координатором деятельности. В рамках реализации проекта «Темпус» создается портал РРЦИТ Кемеровской области (visit-kuzbass.ru), который станет основным информационным ресурсом туристско-рекреационного кластера Кузбасса. Работа по подготовке контента будет проведена совместно с туристскими предприятиями Кузбасса, студентами и преподавателями факультета истории

7 Распоряжение губернатора Кемеровской области № 301-р от 3.06.2015 «Об утверждении Стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 г.». URL: http://www.ako.ru/zakon/viewzakon.asp? C71030=0n (дата обращения: 09.11.2015).

и международных отношений, сотрудниками Департамента молодежной политики и спорта АКО и музеями региона. Такой совместный проект образования, власти и бизнеса позволит заложить основу для последующего эффективного развития в рамках реализации Стратегии кластера. Совет туристско-рекреационного кластера, состоящий в основном из субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержал несколько проектов по маркетинговому и информационному продвижению Кузбасса через портал ТИЦ.

Общественно-важный аспект деятельности ТИЦ связан с высокой ролью социального туризма на внутреннем региональном рынке [18, с. 4]. Серьезно настроенный турцентр может и должен активно участвовать в этой деятельности и использовать свои возможности для координации участников и усиления общественного резонанса мероприятий, причем не только в организации туристских маршрутов и экскурсий для групп, состоящих из школьников, студентов и работников предприятий. Это также проведение разнообразных спортивных, культурно-исторических, религиозных и прочих мероприятий и акций, направленных не на коммерческие, а репрезентативные, воспитательные, патриотические цели. Их роль среди организуемых публичных событий в последнее время заметно возрастает.

Это не единственный аспект социальной актуализации ТИЦ: на региональном уровне турцентр может оказать действенную поддержку формирующимся в регионе аттракциям и рекреациям [19, р. 327]. Так, в Кемеровской области развивается проект создания обширной музейной и природоохранной зоны в Чебулинском районе. Стержневое значение для организованной там экспозиции имеют палеонтологические раскопки и находки в окрестностях села Шеста-ково. Однако разработчики — представители органов власти, краеведческого музея, вузов Кем-ГУ и КемГУКИ — стремятся охватить все рекреационные возможности: летние сплавы по р. Кия, горнолыжный туризм, сельский туризм, исторические реконструкции, событийные акции. Создатели проекта серьезно рассчитывают на то, что туризм и развивающийся параллельно с ним туристский кластер позволят в долгосрочной перспективе изменить культурную и социальную ситуацию в районе [20, р. 25]. В этом обширном проекте «университетский» ТИЦ может участвовать на коммерческой (реклама, продвиже-

ние, продажи, полиграфия) и некоммерческой основе. В качестве последней могут быть, например, информационная поддержка, помощь в организации научной экспертизы, содействие студенческим практикам и даже непосредственное участие в краеведческой и этнографической работе. Наконец, на городском и областном уровне ТИЦ может серьезно поддержать самодеятельные и вузовские спортивные туристические клубы. Эти организации играют решающую роль в кадровом обеспечении активного, спортивного и экстремального туризма, в поддержании специфической национальной туристской субкультуры. Нередко малочисленные (в силу коммунальной неблагоустроенности) и небогатые турклубы не имеют собственных сайтов и ограничены в продвижении своих туристских акций. ТИЦ может предоставить клубам свой сайт для размещения материалов.

Таким образом, специфика развития регионального ТИЦ, созданного на базе университета, выражается в расширенной постановке социокультурных задач. Это выходит за рамки классического бизнес-проекта и привносит в проект просветительские, образовательные, социальные контексты. Вузовский ТИЦ органично становится частью миссии университета — он выступает не только как координатор взаимодействий, но и как активный субъект туриндустрии, производящий турпродукт, генератор туристского информационного поля. В ситуации, когда в регионе существует дефицит инфраструктуры, культуры туризма, дискретность любой информации, ТИЦ должен активно способствовать появлению позитивной туристской субкультуры, новых деловых стереотипов. Поставленные цели формируют ряд задач, стоящих перед открывающимся ТИЦ:

• интеграция на региональном, национальном и международном уровне в профессиональное сообщество ТИЦ; поиск и взаимодействие с осевыми структурами, формирование профессиональных горизонтальных связей;

• интеграция в профессиональное сообщество туриндустрии, организация взаимодействия с органами власти, учреждениями культуры, науки, образования в сфере туризма;

• создание сайта, разработка реестра туристских ресурсов региона (контент сайта), составление календаря туристских событий в регионе;

• организация работы визит-центра и са11-центра;

• повышение профессиональной квалификации сотрудников ТИЦ, изучение отечественного и зарубежного опыта, инноваций, технологий работы, прохождение курсов дополнительного образования, участие в грантовых программах профессионального образования и деятельности в сфере туризма;

• организация и проведение региональных акций, направленных на формирование информационного поля деятельности ТИЦ, продвижение целей и задач ТИЦ; организация рекламы и поддержки в СМИ; проведение научно-общественной конференции на областном уровне с продвижением образа, деятельности и задач ТИЦ;

• на местном уровне — поддержка конкретного туристского проекта, позволяющего комплексно реализовать профессиональные и социальные ресурсы и цели ТИЦ. В условиях Кемеровской области это могут быть разнообразные формы поддержки и участия в проекте создания музейной, природоохранной и туристской зоны в Чебулин-ском районе в окрестностях с. Шестаково.

Литература

1. Ананьева Т.Н., Илюхина Г.И., Кирьянова Л.Г., Юматов К.В. Социально-партнерское взаимодействие институциональных структур при подготовке кадров для туристской индустрии // Вестник Кемеровского государственного университета. T 7. 2015. № 2 (62). С. 47—53.

2. Колодий Н.А. Культура как ресурс экономики ощущений // Вестник Ъзмского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16). С. 94—102.

3. morrison A. Marketing and Managing Tourism Destinations. Routledge, 2013. 598 p.

4. Kiriyanova L. Marketing and branding of tourism destination. Aalborg: Aalborg University, 2010. 268 p.

5. EdgellD., Swanson J. Tourism Policy and Planning Yesterday, today, and tomorrow. Routledge, 2013. 299 p.

6. Никонова Е.Р., Чурляев Б.А. Архитектурное решение туристско-информационного центра как возможность продвижения туристской навигации по Пензе и Пензенской области // Перспективы науки и образования. 2014. № 5(11). С. 145-151.

7. Путрик Ю.С. Основные этапы формирования и развития туристской политики в РФ в 1992— 2012 гг. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2. С. 60—67.

8. Маевский Д., Кулагина Е., Прончева О. Анализ перспектив развития туризма в субъектах Сибирского федерального округа // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8 (114). С. 107113.

9. Корчагина Н.А. Особенности реализации кластерных инициатив в туризме // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2010. № 1. С. 131—138.

10. Шаталов Г. О роли туристско-информационных центров в развитии туризма // Национальный туристический портал России. URL: http://www.russiajourney.ru/2015/o-roli-turistsko-informacionnyh-centrov-v-razvitii-turizma (дата обращения: 23.04.2015).

11. Акимова О.С. Логистический менеджмент в деятельности туристского информационного центра // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. № 28. С. 161—166.

12. Огнева В.А. Организация работы туристских информационных центров: опыт Запада // Альманах современной науки и образования. 2011. № 11 (54). С. 147—148.

13. Геращенко Л.И., Рыжкова И.В. Международная проектная деятельность современного университета как фактор развития регионального туризма // Пространство и время. 2013. № 3 (13). С. 79—85.

14. Колодий Н.А., Егорова Н.Н., ЗеленинА.А., Юматов К.В. Ресурсные центры индустрии туризма: концептуальные модели и реальность // Вестник Кемеровского государственного университета. Т 1. 2013. № 3 (55). С. 42-46.

15. Баев О.В., Макаров А.П., Мить А.А., Юматов К.В. Развитие туризма в Кузбассе: новые направления реиндустриализации // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 3 (4). С. 67-81.

16. Davidson R., Keup M. The Use of Web 2.0 as a Marketing Tool by European Convention Bureaux // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2014. Volume 14, Issue 3. P. 234-254.

17. Roque V., Raposo R. Social media as a communication and marketing tool in tourism: an analysis of online activities from international key player DMO // Anatolia. 2016. Volume 27, Issue 1. P. 58-70.

18. Трофимов Е.Н. Социальный туризм в России и Европе // Вестник РМАТ 2014. № 3. С. 3-10.

19. Taheri B., Jafari A., o'Gorman K. Keeping your audience: Presenting a visitor engagement scale // Tourism Management. 2014. Volume 42. P. 321-329.

20. Silva C, Kastenholz е., Abrantes J.L. Place-attachment, destination image and impacts of tourism in mountain destinations // Anatolia. 2013. Volume 24, Issue 1. P. 17-29.

organization of the tourist information centre in the region on the basis of the university: the specificity and objectives

Kim Oleg Vital'evich, PhD (Cand. Sc.) in History, Associate Professor of the Department of history and international relations, [email protected], Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation,

Kir'yanova Liliya Gennad'evna, PhD (Cand. Sc.) in Philosophy, Associate Professor, Institute of social and humanitarian technologies, [email protected], Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russian Federation,

Yumatov Konstantin Vladimirovich, PhD (Cand. Sc.) in History, Dean of the faculty of history and international relations, [email protected], Kemerovo State University, Kemerovo, Russian Federation

The article is devoted to the creation of one of the main elements of the tourist destination marketing— tourist information center (TIC). In countries with high tourism development the TICs are integral to the promotion of each destination, in Russia at the moment there are only a few dozens. The authors point out main problems

of creation and development of the TIC in Russia: harmonization of interests of founders, funding, functions. They are solved differently, depending on how they create the InfoCenter, which can be state or municipal institution, private profit organization, a public non-profit corporate structure or instrument of the Association of tourism enterprises. However, in specific domestic situations with limited development of the tourism market may the University may become the initiator and main driving force of TIC. The article discusses the unique successful experience of authors on creation of the particles on the basis of the University — the Tourist information centre of Kemerovo region on the basis of Kemerovo State University. It was created as a result of the interaction between structures of education, government, business, and business in the framework of the projects «Tempus» «Network of regional centers for tourism». The participants of the project (Kemerovo State University, Department of youth policy and sports of administration of the Kemerovo region and the Kuzbass Association of tourism industry) fonded the Regional resource centre of the tourism industry on the base of University. The resource center created and developed two important interrelated projects: «Tourist information centre of Kemerovo region» and «Strategy of development of tourist-recreational cluster of Kuzbass for the period up to 2025».

Keywords: tourist information center, destination, tourism marketing

References

1. Anan'eva T.N., Ilyukhina G.I., Kir'yanova L.G., Yumatov K.V. Sotsial'no-partnerskoe vzaimodeistvie institutsional'nykh struktur pri podgotovke kadrov dlya turistskoi industrii [Social partnership interaction of institutes in the personnel training for tourism industry] // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo univer-siteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. V. 7. 2015. № 2 (62). P. 47-53.

2. Kolodii N.A. Kul'tura kak resurs ekonomiki oshchushchenii [Culture as a resource of sense economy] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya [Bulletin of Tomsk state University. Philosophy. Sociology. Political science]. 2011. № 4 (16). P. 94-102.

3. Morrison A. Marketing and Managing Tourism Destinations. Routledge, 2013. 598 p.

4. Kiriyanova L. Marketing and branding of tourism destination. Aalborg: Aalborg University, 2010. 268 p.

5. EdgellD., Swanson J. Tourism Policy and Planning Yesterday, today, and tomorrow Routledge, 2013. 299 p.

6. Nikonova E.R., Churlyaev B.A. Arkhitekturnoe reshenie turistsko-informatsionnogo tsentra kak vozmozh-nost' prodvizheniya turistskoi navigatsii po Penze i Penzenskoi oblasti [Architectural design of the tourist information centre as the opportunity to promote tourism navigation in Penza and Penza region] // Perspek-tivy nauki i obrazovaniya [Prospects of science and education]. 2014. № 5(11). P. 145-151.

7. Putrik Yu.S. Osnovnye etapy formirovaniya i razvitiya turistskoi politiki v RF v 1992-2012 gg. [Main stages of formation and development of tourist policy in the Russian Federation in 1992-2012] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Modern problems of service and tourism]. 2012. № 2. P. 60-67.

8. maevskii D., Kulagina е., Proncheva o. Analiz perspektiv razvitiya turizma v sub"ektakh Sibirskogo federal'nogo okruga [Analysis of prospects of tourism development in the areas of the Siberian Federal district] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Lesgaft National State University scientific notes]. 2014. № 8 (114). P. 107-113.

9. KorchaginaN.A. Osobennosti realizatsii klasternykh initsiativ v turizme [Features of implementation of cluster initiatives in tourism] // Vestnik Astrakhanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Astrakhan State Technical University. Series: Economics]. 2010. № 1. P. 131-138.

10. Shatalov G. O roli turistsko-informatsionnykh tsentrov v razvitii turizma [Role of tourist information centres in tourism development] // Natsional'nyi turisticheskii portal Rossii [National tourism portal of Russia]. URL: http://www.russiajourney.ru/2015/o-roli-turistsko-informacionnyh-centrov-v-razvitii-turizma (Acceded on April 23, 2015).

11. Akimova o.S. Logisticheskii menedzhment v deyatel'nosti turistskogo informatsionnogo tsentra [Logistics management in the activities of the tourist information centre] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Saratov state technical university]. 2007. № 28. P. 161-166.

12. ogneva V.A. Organizatsiya raboty turistskikh informatsionnykh tsentrov: opyt Zapada [Organization of work of tourist information centres: Western experience] // Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya [Almanac of modern science and education]. 2011. № 11 (54). P. 147-148.

13. Gerashchenko L.I., RyzhkovaI.V. Mezhdunarodnaya proektnaya deyatel'nost' sovremennogo universiteta kak faktor razvitiya regional'nogo turizma [International project work of the modern university as a factor of regional tourism development] // Prostranstvo i vremya [Space and time]. 2013. № 3 (13). P. 79—85.

14. KolodiiN.A., EgorovaN.N., ZeleninA.A., YumatovK.V. Resursnye tsentry industrii turizma: kontseptual'nye modeli i real'nost' [Resource centres of the tourism industry: conceptual models and reality] // Vestnik Ke-merovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University]. V. 1. 2013. № 3 (55). P. 42-46.

15. Baev o.V., Makarov A.P., Mit' A.A., Yumatov K.V. Razvitie turizma v Kuzbasse: novye napravleniya reindus-trializatsii [Development of tourism in Kuzbass: new directions of reindustrialization] // Rossiiskie regiony: vzglyad v budushchee [Russian regions: a view into the future]. 2015. № 3 (4). P. 67-81.

16. Davidson R., Keup m. The Use of Web 2.0 as a Marketing Tool by European Convention Bureaux // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2014. Volume 14, Issue 3. P. 234-254.

17. Roque V., Raposo R. Social media as a communication and marketing tool in tourism: an analysis of online activities from international key player DMO // Anatolia. 2016. Volume 27, Issue 1. P. 58-70.

18. Trofimov e.N. Sotsial'nyi turizm v Rossii i Evrope [Social tourism in Russia and Europe] // Vestnik RMAT [Bulletin of the RIAT]. 2014. № 3. P. 3-10.

19. Taheri B., Jafari A., o'Gorman K. Keeping your audience: Presenting a visitor engagement scale // Tourism Management. 2014. Volume 42. P. 321-329.

20. Silva C, Kastenholz E., Abrantes J.L. Place-attachment, destination image and impacts of tourism in mountain destinations // Anatolia. 2013. Volume 24, Issue 1. P. 17-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.