ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ECONOMICS SCIENCE
УДК 338.48 (571.17)
ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСУРСНОГО РЕГИОНА
Ольга А. Брель1, @1, Филипп Ю. Кайзер1 @
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6
[email protected] @[email protected]
Поступила в редакцию 03.11.2017. Принята к печати 27.11.2017.
Ключевые слова: туристская привлекательность, ресурсный регион, диверсификация экономики, Кемеровская область, устойчивое развитие, позиционирование региона.
Аннотация: В статье рассмотрена туристская привлекательность как составляющая общей привлекательности территории и ее роль в проведении политики диверсификации экономики ресурсного региона. Рассмотрена Кемеровская область как типичный регион «ресурсного типа», в основе экономики которого лежат экспортно-ориентированные отрасли (угольная промышленность, металлургия, тяжелое машиностроение, химическая продукция). Представлены результаты опроса, направленного на выявление привлекательных и непривлекательных сторон региона как туристской дестинации. Респондентами выступили жители Кемеровской области и сопредельных территорий, европейской части России, уральского региона, а также Забайкалья и Дальнего Востока. Определена важность грамотного позиционирования региона на туристском рынке страны, формирования и продвижения положительного имиджа Кемеровской области. Туристская индустрия для ресурсного региона рассматривается как альтернативный источник дополнительных поступлений в экономику, способствующий долгосрочному устойчивому развитию территории. Предложен комплекс мероприятий, способствующих повышению туристской привлекательности Кемеровской области.
Для цитирования: Брель О. А., Кайзер Ф. Ю. Туристская привлекательность как фактор диверсификации экономики ресурсного региона // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 3.С. 25-28.
Последние несколько лет для регионов «ресурсного типа» диверсификация экономики становится все более актуальной, поскольку этот процесс является одной из приоритетных стратегических задач развития страны, а не только отдельного региона. Грамотное осуществление диверсификационной политики в регионе, как правило, способствует проявлению положительных эффектов, таких как увеличение ВРП, создание новых, иногда высокотехнологичных, рабочих мест и, как следствие, снижение безработицы, рост доходов населения, увеличение экспортного капитала, сокращение производственных издержек, а также развитие малого и среднего бизнеса [1]. Важно понимать, что диверсификация экономики региона - это весьма сложный и долговременный процесс, который требует для своего осуществления использования значительных объемов ресурсов. Поэтому возникают проблемы, связанные в первую очередь с экономической целесообразностью, определением направлений и оценками последствий диверсификации в конкретном регионе. В каждом регионе стратегия диверсификации может проявляться в стимулировании развития тех видов деятельности, продукция которых отличается низкой материалоемкостью, использованием воспроизводимых ресурсов и высокой добавленной стоимостью. К числу таких видов деятельности, безусловно, относится туризм [2].
Далеко не каждый ресурсный регион способен обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на сво-
ей территории. Это связано не только с отсутствием ценных рекреационных ресурсов, но и с узкой промышленной специализацией ряда регионов. Встает вопрос: зачем развивать туризм в регионах, которые и так развиты за счет промышленности. Но если промышленный регион обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом, то почему бы не использовать его как источник дополнительных финансовых поступлений в экономику [3].
В этой связи показательным примером является Кемеровская область, являющаяся типичным регионом «ресурсного типа», в основе экономики которой лежат экспортно-ориентированные отрасли (угольная промышленность, металлургия, химическая продукция). В то же время Кузбасс обладает огромным потенциалом для развития различных видов туризма. Развитие туристской индустрии на основе уже существующих историко-культурных и природных рекреационных ресурсов является более рентабельным по сравнению с ситуацией, когда эти ресурсы необходимо создавать. В этом случае туризм следует рассматривать как катализатор региональной экономики, позволяющий не только задействовать весь комплекс существующих в регионе рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный потенциал территории [4].
Реализация политики диверсификации в ресурсных регионах напрямую зависит от общей привлекательности территории, которая включает в себя инвестиционную
привлекательность, миграционную привлекательность, привлекательность для бизнеса, а также туристскую привлекательность, что в комплексе сказывается на конкурентоспособности региона. Важнейшей составляющей туристской привлекательности территории является совокупность ее конкурентных преимуществ и недостатков. Они обусловлены экономико-правовыми, социокультурными, природными особенностями региона, географической удаленностью и транспортной освоенностью, инновационным и интеллектуальным потенциалом, уровнем развития инфраструктуры, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности [5].
С целью изучения туристской привлекательности Кемеровской области как фактора развития туристской индустрии в регионе «ресурсного типа» нами был проведен опрос респондентов, проживающих в Кузбассе, сосед-
них регионах, и в регионах, отдаленных от Кемеровской области. Результаты опроса были обобщены и представлены в таблице.
Перечисленные стороны являются важной составляющей в формировании туристской привлекательности региона и основой для разработки механизмов позиционирования региона.
Позиционирование территории основано, прежде всего, на ее своеобразии и уникальности. Туристская территория чаще всего становится привлекательным товаром для туристов, если обладает богатыми природными ресурсами, интересными достопримечательностями, уникальными памятниками природы, истории и архитектуры, уникальными культурными и спортивными событиями, фестивалями, выставками, неповторимыми традициями местного населения, национальными праздниками, обрядами, ремеслами [6].
Мнения респондентов Привлекательные стороны Непривлекательные стороны
Кемеровской области (Кемерово, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Мариинск, Таштагол) Развитый горнолыжный туризм (Шерегеш, Горная Саланга, Югус, Люскус), наличие музеев-заповедников (Томская писаница, Кузнецкая крепость, Красная горка), Археологический комплекс «Шестаковский», интересное историко-культурное наследие шахтерского региона, уникальная природа, наличие турист-ско-рекреационного кластера Кузбасса, развитие событийного туризма Недостаточно развитая туристская инфраструктура, географическая удаленность от потенциальных туристов, холодная и продолжительная зима, много шахт и промышленных предприятий, несоответствие цены / качества турпро-дукта, загрязненный воздух, мало информационных порталов о туризме в Кузбассе, ограниченное количество туроператоров по Кемеровской области
Соседних регионов (Новосибирская, Томская области, Красноярский, Алтайский края) ГК «Шерегеш», географически близкий регион, качественные автодороги, много шахт для индустриального туризма, много историко-культурных и природных памятников, разнообразный рельеф местности Высокая цена на турпродукт, плохая экология, ограниченная и устаревшая информация о туризме в регионе, сезонность туризма, неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие актуальных туристских карт с маршрутами
Европейской части России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара) Красивая природа, горнолыжные курорты, отсутствие пробок, экстремальные условия для туризма, уникальное качество снега в Шерегеше для активного отдыха, шахтерский колорит географическая удаленность от Москвы, недостаточно информации о состоянии туризма в регионе, относительно дорогие цены на авиаперелет, много шахт и разрезов, плохая экология, суровый климат, несоответствие цены / качества турпро-дукта
Уральского региона (Екатеринбург, Челябинск) Горный рельеф, разнообразный климат, национальные парки, близость к оз. Байкал, живописные виды сибирской тайги Плохая экология, недостаточно развитая инфраструктура, далеко от Урала, холодно, мало достопримечательностей
Забайкалья и Дальнего Востока (Чита, Краснокаменск, Владивосток, Хабаровск) Горнодобывающие предприятия для промышленного туризма, чистый горный воздух, много историко-культурных и природных памятников, ближе к Москве, чем Дальний Восток, красивая природа Далеко от Москвы и от Дальнего Востока, нет моря, нет летних курортов, холодно, плохая экология
Таблица. Привлекательные и непривлекательные стороны Кемеровской области как туристской дестинации
Table. Attractive and unattractive sides of the Kemerovo region as a tourist destination
На основе анализа специальной литературы и собственных исследований важно отметить тот факт, что вышеперечисленные привлекательные и непривлекательные стороны туристской индустрии зачастую схожи с теми, которые характерны для других ресурсных регионов. Поскольку общая привлекательность региона зависит в том числе и от туристской привлекательности, то критерии успешного развития последней могут реализовывать-ся через гарантии сохранности бизнеса, возможности минимизации рисков, наличие необходимых для организации туристского бизнеса ресурсов [7]. Для успешной реализации политики диверсификации ресурсного региона являются важными следующие характеристики: развитость туристской инфраструктуры, оптимальные законодательные и налоговые условия ведения туристского бизнеса в регионе, поддержка инициатив развития со стороны местного населения как потенциальных занятых в туристской сфере, подготовка соответствующих кадров и т.д. [8].
Понятно, что необходимы совершенно разные механизмы продвижения туристской дестинации, например, республики Крым и Кемеровской области, или города-курорта Анапа и города-курорта Белокуриха. Для любого региона, имеющего даже самые богатые рекреационные ресурсы, для развития туризма необходимо повышение его привлекательности в глазах потенциальных потребителей турпродукта. Это способствует увеличению потока туристов и инвесторов и, как следствие, созданию активного регионального потребительского рынка и роста инвестиций. Для повышения туристской привлекательности территории необходим комплексный анализ существующей ситуации на туристском рынке региона, с учетом привлекательных и непривлекательных сторон, и разработка программы мероприятий по усилению положительного влияния туризма на экономику региона для обеспечения его устойчивого развития [9].
Нами предлагаются следующие мероприятия, способствующие повышению туристской привлекательности
Кемеровской области как фактора диверсификации экономики ресурсного региона: создание и продвижение узнаваемого туристского бренда; развитие туризма на севере области; продвижение горнолыжного курорта «Горная Саланга», а также природного парка «Шестаковские болота» с «кладбищем динозавров»; создание и развитие туристских информационных порталов (в том числе на иностранных языках); введение особых экономико-правовых и налоговых условий для потенциальных туристских территорий; создание логистических центров в городах Кемерово и Новокузнецк как отправных точек для туристов; многоуровневая подготовка (переподготовка) кадров в сфере профессионального туристского образования; сотрудничество Кузбасской ассоциации предприятий туристской индустрии с органами местного самоуправления, бизнесом, обществом; мониторинг лучших российских и зарубежных практик; дальнейшее продвижение туристско-рекреационного кластера Кузбасса как «локомотива» развития туризма в регионе и другие.
Диверсификация экономики ресурсного региона за счет развития туристской индустрии и смежных с ней отраслей способствует увеличению инвестиционной привлекательности Кемеровской области. Развитие туризма не только позволит расширить выпускаемую продукцию в регионе, но и кардинально модифицирует имидж региона с промышленного на туристский, делая его узнаваемым и неповторимым [10]. Собственное лицо региона позволит идентифицировать его среди множества ресурсных регионов России, отражая специфику и характер его экономического и социального развития. Чем более разноплановая структура экономики, тем больше шансов заинтересовать российских и зарубежных инвесторов, а это, в свою очередь, может способствовать развитию традиционных и расширению качественно новых видов экономической деятельности, что позволит в дальнейшем обеспечить эффективное и долгосрочное устойчивое развитие Кузбасса.
Литература
1. Коваленко М. Г. Диверсификация экономики региона и ее роль в преодолении внутрирегиональных различий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 4(111). С. 63-67.
2. Шваков Е. Е., Дутова Т. И. Диверсификация развития региональной экономики на основе использования ее социальной инфраструктуры // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-6. С. 1273-1277.
3. Толстых Е. В., Литвак А. И. Оценка влияния туризма на социально-экономическое развитие Кемеровской области // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №5. С. 68-73.
4. Левин С. Н., Сурцева А. А. Развитие туристского кластера «Кузбасс» как направление политики диверсификации экономики региона «ресурсного типа» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 208-213.
5. Калашникова С. В., Ханахок З. А. Туристская привлекательность региона как один из ключевых факторов его конкурентоспособности // Новые технологии. 2015. № 4. С. 89-93.
6. Радушинский Д. А. Эффективные подходы к сбалансированному развитию добывающих регионов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7(27). С. 8.
7. Богомазова И. В., Яковенко О. В. Использование туристско-рекреационного потенциала как направление развития региональной экономики // Научный результат. Серия: Технология бизнеса и сервиса. 2016. Т. 2. №1(7). С. 3-7.
8. Кириенко Е. О., Уваров В. А. Принципы устойчивого развития туризма в регионе (на примере Еврейской автономной области) // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 2. С. 48-55.
9. Красуля А. К. Перспективы туристской привлекательности Крыма и России в целом // Символ науки. 2016. № 5-1(17). С.139-141.
10. Брель О. А., Кайзер Ф. Ю. Анализ туристской привлекательности Кемеровской области // Научное сообщество студентов XXI столетия. Естественные науки: материалы IX Международной заочной научно-практической конференции (04 апреля 2013). Новосибирск: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2013. С. 34-39.
Bulletin of Kemerovo State University • Series: Political, Sociological and Economic Sciences • 2017 • № 3
TOURIST ATTRACTIVENESS AS A FACTOR IN THE ECONOMIC DIVERSIFICATION OF A RESOURCE REGION Olga A. Brel1' Phillip Yu. Kaiser1 @
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @1 [email protected] @2 [email protected]
Received 03.11.2017. Accepted 27.11.2017.
Keywords: tourism attractiveness, resource region, diversification of the economy, the Kemerovo region, sustainable development, positioning of the region.
Abstract: The article considers tourism attractiveness as a part of the local overall attractiveness and its role in the policy of economy diversification in a resource region. The paper features the Kemerovo region as a typical region of the «resource type», whose economy is based mostly on export-oriented industries (coal mining, metallurgy, heavy machinery, chemical products). It presents the results of a survey aimed at identifying attractive and unattractive sides of the region as a tourist destination. The respondents were residents of the Kemerovo region and adjacent territories, the European part of Russia, Ural region, as well as Transbaikalia and the Far East. The analysis allows one to identify the importance of proper positioning of the region on the domestic tourist market and highlights some particular features of the formation and promotion of a positive image of the Kemerovo region. The local tourist industry is considered an alternative source of additional income in the economy that promotes a long-term sustainable development. The current paper offers a complex of measures aimed at increasing the tourism attractiveness of the Kemerovo region.
For citation: Brel O. A., Kaizer F. Yu. Turistskaia privlekatel'nost' kak faktor diversifikatsii ekonomiki resursnogo regiona [Tourist Attractiveness as a Factor in the Economic Diversification of a Resource region]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 3 (2017): 25-28.
References
1. Kovalenko M. G. Diversifikatsiia ekonomiki regiona i ee rol' v preodolenii vnutriregional'nykh razlichii [Diversification of the region's economy and its role in overcoming intraregional differences]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 5: Ekonomika = Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: Economics, no. 4(111) (2012): 63-67.
2. Shvakov E. E., Dutova T. I. Diversifikatsiia razvitiia regional'noi ekonomiki na osnove ispol'zovaniia ee sotsial'noi infrastruktury [Diversification of the development of the regional economy based on the use of its social infrastructure]. Fundamental'nye issledovaniia = Fundamental research, no. 6 (2014): 1273-1277.
3. Tolstykh E. V., Litvak A. I. Otsenka vliianiia turizma na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Kemerovskoi oblasti [Estimation of the influence of tourism on the social and economic development of the Kemerovo region]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk = Actual problems of the humanities and natural sciences, no. 5 (2011): 68-73.
4. Levin S. N., Surtseva A. A. Razvitie turistskogo klastera «Kuzbass» kak napravlenie politiki diversifikatsii ekonomiki regiona «resursnogo tipa» [Development of the tourist cluster «Kuzbass» as a direction of the policy of diversification of the economy of the region «resource type»]. Bulletin of the Kemerovo State University, no. 2-7 (2015): 208-213.
5. Kalashnikova S. V., Khanakhok Z. A. Turistskaia privlekatel'nost' regiona kak odin iz kliuchevykh faktorov ego konkurentosposobnosti [The tourist attractiveness of the region as one of the key factors of its competitiveness]. Novye tekhnologii = New Technologies, no. 4 (2015): 89-93.
6. Radushinskii D. A. Effektivnye podkhody k sbalansirovannomu razvitiiu dobyvaiushchikh regionov [Effective approaches to the balanced development of extractive regions]. Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii = Modern Scientific Research and Innovation, no. 7(27) (2013): 8.
7. Bogomazova I. V., Iakovenko O. V. Ispol'zovanie turistsko-rekreatsionnogo potentsiala kak napravlenie razvitiia regional'noi ekonomiki [Use of tourist-recreational potential as a direction of development of regional economy]. Nauchnyi rezul'tat. Seriia: Tekhnologiia biznesa i servisa = Scientific Result. Series: Technology of business and service, 2, no. 1(7) (2016): 3-7.
8. Kirienko E. O., Uvarov V. A. Printsipy ustoichivogo razvitiia turizma v regione (na primere Evreiskoi avtonomnoi oblasti) [Principles of sustainable development of tourism in the region (by the example of the Jewish Autonomous Region)]. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii = Power and Administration in the East of Russia, no. 2 (2011): 48-55.
9. Krasulia A. K. Perspektivy turistskoi privlekatel'nosti Kryma i Rossii v tselom [Perspectives of the tourist attractiveness of the Crimea and Russia as a whole]. Simvol nauki = The Symbol of Science, no. 5-1(17) (2016): 139-141.
10. Brel' O. A., Kaizer F. Iu. Analiz turistskoi privlekatel'nosti Kemerovskoi oblasti [Analysis of the tourist attractiveness of the Kemerovo region]. Nauchnoe soobshchestvo studentovXXIstoletiia. Estestvennye nauki: materialy IXMezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (04 aprelia 2013) [Scientific community of students of the XXI century. Natural Sciences: Proc. IX Intern. Sc.-Prac. Conf. (April 04 2013)]. Novosibirsk: Assotsiatsiia nauchnykh sotrudnikov «Sibirskaia akademicheskaia kniga», (2013): 34-39.