Научная статья на тему 'История нормативного регулирования внутреннего туризма в России в 1990 – середине 2010-х гг. : федеральный и региональный аспекты'

История нормативного регулирования внутреннего туризма в России в 1990 – середине 2010-х гг. : федеральный и региональный аспекты Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
327
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИСТОРИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ / КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / TOURISM / LEGAL ACT / LEGAL REGULATION OF TOURISM ACTIVITY / HISTORY OF TOURISM INDUSTRY / KEMEROVO REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зеленин А. А., Пятовский А. А.

Развитие внутреннего туризма представляет собой один из действенных факторов, обеспечивающих положительную динамику экономических процессов в Российской Федерации и ее отдельных регионах. Изучение истории становления туристской индустрии в отдельных регионах РФ является очень актуальным предметом исследования. Но в современном государстве развитие туризма невозможно без обеспечения правовыми механизмами на общегосударственном и административно-территориальном уровнях. Сложный переход от государственной экономически неэффективной социально-ориентированной инфраструктуры советского туризма к рыночной туристской индустрии требовал построения принципиально новой юридической основы. Развитие туристского правового обеспечения России и Кемеровской области показывает основной вектор трансформации туристской индустрии регионов РФ. Сравнительно-исторический и комплексно-генетический анализ законодательства позволил выявить основные этапы становления правовой базы развития туризма в Кемеровской области. Первичное создание российского законодательства в 1990-е гг. позволило сформироваться туристской деятельности как сфере экономической и социальной инфраструктуры российского государства. Региональная специализация в 2000‑е гг. потребовала создания местной правовой базы развития туризма. После 2011 г. важным инструментом государственной и региональной политики в этой сфере стало правовое и финансовое обеспечение кластерных инициатив.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зеленин А. А., Пятовский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF STATUTORY REGULATION OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA IN THE 1990S – MID 2010S: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS

The development of domestic tourism is an important factor for positive dynamics in the economic processes in the Russian Federation and its regions. Studying the history of tourism industry development in different Russian regions is a topical research objective. In the present-day world, the development of tourism in the country is impossible without developing relevant legal mechanisms at the national and regional levels. The difficult transition from economically ineffective state-controlled and socially-oriented Soviet Union tourism to the market-driven tourism industry demanded developing a totally new legal framework. The evolution of the legal regulations of tourism in Russia and in Kemerovo region reflects the main vector in the transformation of Russian regions’ tourism industry. The comparative historical and complex generic analyses of the legislation have made it possible to identify the major stages in the development of tourism industry legal base in Kemerovo Region. The development of the national legislation in the 1990s allowed for the formation of the tourism industry within the economic sphere and the social infrastructure of Russia. The regional specialization in the 2000s demanded for the regional legal base of tourism development. Since 2011, legal and financial support of cluster initiatives in tourism has been an important instrument of state and regional policy in this sphere.

Текст научной работы на тему «История нормативного регулирования внутреннего туризма в России в 1990 – середине 2010-х гг. : федеральный и региональный аспекты»

УДК 93/94:379.85:338.48:34.096"1990/2010"

ИСТОРИЯ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ В 1990 -СЕРЕДИНЕ 2010-Х ГГ.: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Алексей А. Зеленин12' @1, Антон А. Пятовский1 @2

1 Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6

2 Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, 650070, Россия, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38 А

@1 zelenin@kemsu.ru @2 apyatovskij@list.ru

Поступила в редакцию 29.12.2017. Принята к печати 13.03.2018.

Ключевые слова:

туризм, нормативно-правовой акт, правовое регулирование туристской деятельности, история туристской индустрии, Кемеровская область.

Аннотация: Развитие внутреннего туризма представляет собой один из действенных факторов, обеспечивающих положительную динамику экономических процессов в Российской Федерации и ее отдельных регионах. Изучение истории становления туристской индустрии в отдельных регионах РФ является очень актуальным предметом исследования. Но в современном государстве развитие туризма невозможно без обеспечения правовыми механизмами на общегосударственном и административно-территориальном уровнях. Сложный переход от государственной экономически неэффективной социально-ориентированной инфраструктуры советского туризма к рыночной туристской индустрии требовал построения принципиально новой юридической основы. Развитие туристского правового обеспечения России и Кемеровской области показывает основной вектор трансформации туристской индустрии регионов РФ. Сравнительно-исторический и комплексно-генетический анализ законодательства позволил выявить основные этапы становления правовой базы развития туризма в Кемеровской области. Первичное создание российского законодательства в 1990-е гг. позволило сформироваться туристской деятельности как сфере экономической и социальной инфраструктуры российского государства. Региональная специализация в 2000-е гг. потребовала создания местной правовой базы развития туризма. После 2011 г. важным инструментом государственной и региональной политики в этой сфере стало правовое и финансовое обеспечение кластерных инициатив.

Для цитирования: Зеленин А. А., Пятовский А. А. История нормативного регулирования внутреннего туризма в России в 1990 - середине 2010-х гг.: федеральный и региональный аспекты // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 1. С. 11-17. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-11-17.

В современных условиях развитие внутреннего туризма представляет собой один из действенных факторов, обеспечивающих положительную динамику экономических процессов в Российской Федерации в целом и ее отдельных регионов в частности. Оптимальное и эффективное использование объектов природного и культурного наследия способствует реализации социокультурных прав граждан России, соответственно осуществление продуманной государственной политики в данной сфере может рассматриваться в качестве одной из сущностных гарантий укрепления социальной парадигмы российской государственности.

Современный период развития социокультурной сферы характеризуется устойчивым ростом доходности туристской отрасли, основанном на постоянном увеличении спроса на туристский продукт и все большей популярности внутреннего туризма. Интерес граждан к путешествиям по территории своего государства обусловливает необходимость поиска оптимальной модели взаимодействия Феде-

рального агентства по туризму с иными участниками туристского рынка, в том числе отечественными бизнес-структурами.

Не ставя перед собой задачи детального исследования истории государственной политики в области внутреннего туризма, отметим тем не менее, что на протяжении всего советского периода российской государственности развитию туристско-рекре-ационной деятельности и формированию туризма в качестве самостоятельной комплексной социально-экономической отрасли препятствовало отсутствие должного нормативного регулирования.

В отсутствие единого союзного закона о спорте, физической культуре и туризме правовое регулирование последнего осуществлялось на основе разрозненного комплекса подзаконных актов, как правило, постановлений ЦК КПСС и Совета министров СССР, Президиума ВЦСПС, совместных постановлений комсомольских и профсоюзных органов [1]. На практике это приводило к существованию множественности норм, их проблемности и противоречивости. Особенно

болезненно это обстоятельство проявилось на завершающем этапе «перестройки», в 1988-1991 гг., когда отсутствие четкого правового режима объектов туристской инфраструктуры привело к их утрате.

В период становления суверенной российской государственности, формирования новой рыночной экономики все субъекты туристской деятельности остро нуждались в особом нормативно-правовом акте, который исключил бы хаотичное нормотворчество и обеспечил нормативные основания рынка туристских услуг, отвечавшего запросам общества.

Отправной точкой в становлении и развитии правовой базы российского туризма стало принятие 25 апреля 1994 г. Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» [2]. Отметим, что предусмотренная данным нормативным правовым актом «всемерная поддержка развития туризма в Российской Федерации» рассматривалась как одна из приоритетных задач государства в социокультурной сфере. Данная установка была конкретизирована спустя полтора года, в декабре 1995 года, когда очередным актом главы государства были определены мероприятия по развитию туризма в рамках реализации Концепции [3].

Очередным шагом на пути формирования законодательства о туризме стало принятие Федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», утвержденной 26 февраля 1996 г. Постановлением российского правительства и также основанной на Концепции годичной давности [4]. В отличие от предшествующих узаконений данный документ действительно имел комплексный характер, призванный обеспечить процесс развития рыночных отношений во всех сферах туристской деятельности, определивший основные направления государственной политики в сфере внутреннего туризма, сохранившиеся до сегодняшнего дня.

Завершением процесса становления нормативных оснований туристской сферы стало принятие в декабре 1996 г. соответствующего Федерального закона. Положив конец стихийному нормотворчеству, законодатель определил общие принципы и способы государственного регулирования туристской деятельности [5]. Впрочем, как и вся социокультурная сфера, туризм подвержен постоянным динамическим изменениям, что обусловило последующие корректировки законодательства: последние изменения в данный закон были внесены 1 января 2017 г.

Характерной тенденцией развития законодательства о туризме в 1996-2017 гг. являлось постепенное усиление государственного регулирования в данной области. В настоящий момент оно реализуется посредством применения различных нормативных правовых актов, принятых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Так, в Кемеровской области туристская сфера регулируется областным законом, вступившим в силу в 2009 г. [6] и направленным на создание благопри-

ятных условий для развития всех категорий туризма - внутреннего и въездного, социального, экологического, культурно-познавательного и спортивного (альпинистского, горнолыжного, снегоходного). Характеристика содержания этого закона свидетельствует о том, что его составители ссылаются на федеральное законодательство в части норм-понятий, конкретизируя их с учетом имеющихся региональных потребностей в той части, которая не урегулирована или урегулирована недостаточно полно.

Одновременно с этим законом на территории Кузбасса принят целый ряд специализированных нормативных актов.

Так, появление Закона Кемеровской области от 8 июня 2009 г. свидетельствовало о росте популярности в регионе инновационного вида зимнего туризма [7]. Данное обстоятельство, наряду с необходимостью разработки комплекса мер по обеспечению безопасности туристов, потенциально способствовало появлению нового вида предпринимательской деятельности и, соответственно, созданию рабочих мест. Стоит отметить, что закон 2009 г. впервые установил само понятие снегоходного туризма, определил его цели, регламентировал условия для организации снегоходной трассы и движения по ней, что, по мнению депутатского корпуса области, позволяет считать его своего рода «пилотным законом» в России [8].

В Законе Кемеровской области от 13 июля 2009 г. были определены цели, задачи и меры, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма в Кемеровской области, названы формы их государственной поддержки на территории Кузбасса, установлены гарантии для привлечения инвестиций в развитие туристской инфраструктуры [9].

Серьезные изменения в нормативные основы туристской деятельности в Кузбассе произошли в 2010 г. В соответствии с новым областным законом [10] для обеспечения возможности привлечения в область крупных инвесторов и внедрения инновационных технологий должны быть определены территории, в пределах которых должны действовать благоприятные условия для ведения экономической деятельности. Постановление коллегии Администрации Кемеровской области конкретизировало эту задачу: в Кузбассе предусматривалось создание четырех типов зон экономического благоприятствования (ЗЭБ): промышленно-производ-ственного, агропромышленного, технико-внедренческого и туристско-рекреационного.

Значение новых узаконений для развития внутреннего туризма трудно переоценить: они, с одной стороны, позволяли обеспечить для участников бизнес-проектов на территории этих зон упрощенные государственные процедуры, гарантировать доступность необходимой инфраструктуры, реализовать соответствующие меры финансово-материальной поддержки, а с другой - с помощью четких и единых для всех правил определить конкретные обязательства участников ЗЭБ (объем их инвестиций, число объектов, которые необходимо построить и пр.) [11].

Отметим, что в дальнейшем статус зоны экономического благоприятствования был присвоен туристской зоне «Горная Шория», созданной на территории Таштагольского района [12]. В свою очередь, рекреационный потенциал Горной Шории предоставляет уникальные возможности для развития горнолыжного туризма, поэтому совершенно оправданным нам представляется следующий шаг регионального нормотворчества - принятие специального закона, регламентировавшего эту сферу туристской деятельности [13]. Его актуальность заключается в том, что в общем объеме всего туристского потока в Кузбассе горнолыжный туризм составляет примерно 70 %, развивается на территории 12 муниципальных образований [14, с. 302], что автоматически означает необходимость создания механизма обеспечения прав лиц, посещающих с целью отдыха соответствующие муниципальные районы, на получение качественного туристского продукта.

Характерной особенностью нормативного регулирования туристской сферы в 2010-е гг. становится формирование организационно-правовых основ реализации долгосрочных программ развития туристской отрасли.

Важнейшим событием в развитии отечественного туризма стало принятие Федеральной целевой программы (ФЦП), направленной на развитие ту-ристско-рекреационного комплекса РФ, повышение качества туристских услуг и продвижение туристского продукта как на внутреннем, так и на мировом рынках [15, р. 424] и рассчитанной на восемь лет (2011-2018 гг.) [16]. По мнению О. П. Сафонова, руководителя Федерального агентства по туризму, ее реализация в течение последних лет способствовала значительному повышению качества туристических услуг, предоставляемых на территории России, повышению конкурентоспособности российского туризма [17].

Также развитие внутреннего туризма как одного из наиболее действенных средств приобщения граждан к культурному наследию страны было предусмотрено иной государственной программой, утвержденной в 2013 г. [18], мероприятия которой логично дополняли содержание ФЦП 2011 г., ориентированной, в первую очередь, на спортивный туризм.

Окончательная консолидация системной государственной политики в сфере внутреннего туризма связана с утверждением «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» [19], составленной в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 г. [20]. В Стратегии отмечено, что развитие и максимальная реализация туристской отрасли, имеющей сущностное значение как для государства в целом, так и для его отдельных субъектов и муниципальных образований в частности, возможны на основе использования кластерного подхода, являющегося передовым и эффективным механизмом концентрации усилий органов государственной власти и частных предпринимательских инициатив.

Отметим, что партнерство государства и частного сектора является и основным принципом реализации Федеральной программы 2011 г., о которой шла речь выше. Обеспечение этого партнерства, по мнению составителей ФЦП, позволило уже на первом этапе ее реализации (2011-2014 гг.) создать в ряде регионов Российской Федерации туристские объекты, способные стать точками роста современных турист-ско-рекреационных кластеров.

Остановимся на характеристике содержания этих понятий. Под туристско-рекреационными кластерами (ТРК) традиционно понимаются комплексы взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - объекты размещения предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой инфраструктурой.

Переход к стратегическому планированию туристской отрасли на федеральном уровне повлек за собой реформирование регионального законодательства. Первая комплексная программа развития внутреннего туризма на территории Кемеровской области была утверждена в марте 2013 г. [21]. Составленный на основе основных положений ФЦП 2011 г. долгосрочный проект предусматривал формирование в Кемеровской области туристско-рекреационного комплекса, отвечающего современным запросам, в том числе и с точки зрения конкурентного превосходства. Главной задачей комплекса определялось обеспечение увеличения туристского потока посредством непрерывного развития рекреационного сектора, обеспечивающего потребности населения в качественном отдыхе.

Реформирование областного законодательства способствовало определенной оптимизации реализуемой политики в сфере внутреннего туризма. В 2014 г. в план мероприятий второго этапа Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы)» был включен план создания ТРК «Шерегеш» с финансированием из федерального бюджета.

«Основные ожидаемые результаты реализации Проекта:

- снижение уровня безработицы в Таштагольском муниципальном районе, а также в близлежащих территориях (г. Новокузнецк, Осинники, Междуреченск, Прокопьевск и др.);

- развитие транспортной инфраструктуры Ташта-гольского муниципального района за счет строительства и реконструкции автодорог;

- увеличение туристического потока, которое даст дополнительный толчок в развитии малого предпринимательства в Кемеровской области;

- увеличение налоговых поступлений позволит снизить дефицит бюджета Таштагольского муниципального района и в перспективе вывести его из разряда дотационных;

- повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» [22].

Одним из важнейших элементов этого проекта стало строительство автодороги по маршруту Кузе-деево - Мундыбаш - Таштагол на участке «Обход

пгт Каз» [22], которая была введена в эксплуатацию в 2016 г. Благодаря сочетанию усилий федеральных, региональных властей и частного бизнеса в области финансирования, происходит постоянное укрепление не только туристской, но и всей социальной инфраструктуры на юге Кузбасса, что позволяет решать целый комплекс общественно-значимых задач, в том числе в части повышения качества жизни населения. Тенденция устойчивого роста туристского продукта, реализуемого кластером «Шерегеш», позволяет оценить эффективность деятельности государства в развитии туризма в регионах.

Проблема организационно-правового оформления регионального туристского кластера получила дальнейшее развитие с выходом в июне 2015 г. распоряжения Коллегии областной администрации, утвердившей стратегию развития туристско-рекреа-ционного кластера на период до середины 2020-х гг. [23]. В рамках деятельности Центра кластерного развития Кемеровской области под эгидой Министерства экономического развития РФ и Департамента инвестиций и стратегического развития Кемеровской области был запущен проект создания туристско-рекреационного кластера Кузбасса. Роль организации-координатора кластера была поручена Региональному ресурсному центру индустрии туризма (РРЦИТ) Кемеровского государственного университета, созданного в 2013 г. как площадка взаимодействия между региональной властью, бизнесом и образованием [24]. Первоначально предполагалось [25], что он будет заниматься в основном образовательными стратегиями в туризме [26; 27], но впо-

следствии при создании Стратегии развития турист-ско-рекреационного кластера Кузбасса было принято решение о расширении функций РРЦИТ.

Подводя итог характеристике государственной политики, направленной на правовую институци-онализацию внутреннего туризма на федеральном и региональном уровнях, следует отметить, что в последние годы в Российской Федерации определены меры, в соответствии с которыми в центре и на местах обеспечено плановое взаимодействие участников туристского рынка, определен четкий механизм финансовой и иных форм поддержки сегментов туристского сектора, установлены гарантии защиты прав туристов, в том числе с помощью финансового обеспечения ответственности туроператоров.

Одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития туризма в Кузбассе является создание туристско-рекреационных кластеров. Пример ТРК «Шерегеш», созданного и успешно функционирующего на территории Кемеровской области, наглядно свидетельствует о том, что в условиях разумного нормативного регулирования кластеры являют собой эффективную организационно-правовую форму частно-государственного партнерства в туристской сфере.

Сказанное выше, конечно, не означает, что существующее федеральное и региональное законодательство в сфере туризма находится в идеальном состоянии. Оно, бесспорно, нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, приведении в соответствие с международными стандартами, с учетом лучших национальных традиций правового регулирования.

Литература

1. Физкультурно-спортивная работа профсоюзов: сборник официальных материалов. М., 1980.

2. О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма. Указ Президента РФ от 25.04.1994 № 813. Режим доступа: http://base.garant.ru/101166/ (дата обращения: 12.02.2018).

3. О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации. Указ Президента РФ от 22.12.1995 №2 1284. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=home#doc/EXP/231487/4294967295/0 (дата обращения: 12.02.2018).

4. О федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Постановление Правительства РФ от 26.02.1996 №2 177. Режим доступа: http://base.garant.ru/1518898/ (дата обращения: 12.02.2018).

5. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Российская газета. 03.12.1996. № 231.

6. О туристской деятельности. Закон Кемеровской области от 6 февраля 2009 г. №2 5-ОЗ // Кузбасс. 2009. 7 января.

7. О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области (с изменениями на 11 марта 2014 года). Закон Кемеровской области от 08 июня 2009 года № 67-ОЗ. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/990308949 (дата обращения: 12.02.2018).

8. Депутатский вестник Кузбасса. 01.04.2009. № 1. Режим доступа: http://www.sndko.ru/attaches/68/ deputatski_vestnik.pdf (дата обращения: 12.02.2018).

9. О развитии внутреннего и въездного туризма. Закон Кемеровской области от 13 июля 2009 г. № 88-ОЗ // Кузбасс. 2009. 18 июля.

10. О зонах экономического благоприятствования. Закон Кемеровской области № 87-ОЗ от 8 июля 2010 г. // Кузбасс. 2010. 9 июля.

11. О мерах по реализации закона о зонах экономического благоприятствования. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 19 октября 2010 г. № 451. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/990310547.html (дата обращения: 12.02.2018).

12. О развитии зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа Горная Шория. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 декабря 2010 г. №2 1089-р // Электронный

бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области. Режим доступа: http://www.zakon.kemobl.ru (дата обращения: 12.02.2018).

13. О развитии горнолыжного туризма. Закон Кемеровской области от 25 апреля 2011 г. № 42-ОЗ // Кузбасс. 2011. 30 апреля.

14. Денисова О. А.,Дубцова А. П.,Кирьянова Л. Г.,Пятовский А. А.,Сурцева А. А.,ЮматовК. В. Взаимодействия стейкхолдеров туристской индустрии в регионах Сибирского федерального округа (на примере Кемеровской области) // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. Т. 6. № 12А. С. 291-312.

15. Kulgachev I. P., Zaitseva N. A., Larionova A. A., Yumatov K. V., Kiryanova L. G. Methodical approaches to analysis and evaluation of domestic tourism development in Russia // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. T. 7. № 3. P. 419-428.

16. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644. Режим доступа: http://base. garant.ru/55171986/ (дата обращения: 12.02.2018).

17. Реализация ФЦП по туризму повысила конкурентоспособность отрасли // РИА Новости. Россия сегодня. 17.07.2017. Режим доступа: http://ria.ru/tourism/20170717/1498651694.html (дата обращения: 12.02.2018).

18. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317. Режим доступа: http://base. garant.ru/70644226/ (дата обращения: 12.02.2018).

19. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р. Режим доступа: http://government.ru/docs/12933 (дата обращения: 12.02.2018).

20. Перечень поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № Пр-1814. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ acts/ assignments/orders/18981 (дата обращения: 12.02.2018).

21. О Стратегии развития туризма в Кемеровской области до 2025 года. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 1 марта 2013 г. № 194-р. Режим доступа: http://www.zakon.kemobl. ru (дата обращения: 12.02.2018).

22. Сводный план развития инвестиционного проекта «Создание туристско-рекреационного кластера «Шерегеш», Кемеровская область // Текущий архив Департамента молодежной политики и спорта.

23. Об утверждении Стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кузбасса на период до 2025 года. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03 июня 2015 г. № 301-р. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 12.02.2018).

24. Halkier H., Muller D., Anastasiadou C., Kiryanova L. G., Goncharova N., Kagan F., Kolupanova I. A., Dunets A. N., Yumatov K. V., Surtseva A. A., Gizei Yu. Yu., Yakimova N. S., Benson A., Brathwaite T., Mair M. Tourist destination dynamics in Russia // Tourism development and public-private partnership in four non-metropolitan destinations. Aalborg, 2016. 68 p.

25. Колодий Н. А., Егорова Н. Н., Зеленин А. А., Юматов К. В. Ресурсные центры индустрии туризма: концептуальные модели и реальность // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 42-46.

26. Yumatov K. V., Kiryanova L. G., Yakimova N. S., Zaitseva N. A., Larionova A. A., Korsunova N. M. Problem-based learning methods for traning staff for tourism and hospitality clusters // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. Т. 12. № 5b. P. 803-812.

27. Ананьева Т. Н., Илюхина Г. И., Кирьянова Л. Г., Юматов К. В. Социально-партнерское взаимодействие институциональных структур при подготовке кадров для туристской индустрии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-7. С. 47-53.

HISTORY OF STATUTORY REGULATION OF DOMESTIC TOURISM IN RUSSIA IN THE 1990S -MID 2010S: FEDERAL AND REGIONAL ASPECTS Alexey A. Zelenin12- @1, Anton A. Pyatovskiy1 @2

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya St., Kemerovo, Russia, 650000

2 State educational establishment Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, 38-A, Tuhachevskiy Street, Kemerovo, Russia, 650070

@1 zelenin@kemsu.ru @2 apyatovskij@list.ru

Received 29.12.2017. Accepted 13.03.2018.

Keywords: tourism, legal act, legal regulation of tourism activity, history of tourism industry, Kemerovo region.

Abstract: The development of domestic tourism is an important factor for positive dynamics in the economic processes in the Russian Federation and its regions. Studying the history of tourism industry development in different Russian regions is a topical research objective. In the present-day world, the development of tourism in the country is impossible without developing relevant legal mechanisms at the national and regional levels. The difficult transition from economically ineffective state-controlled and socially-oriented Soviet Union tourism to the market-driven tourism industry demanded developing a totally new legal framework. The evolution of the legal regulations of tourism in Russia and in Kemerovo region reflects the main vector in the transformation of Russian regions' tourism industry. The comparative historical and complex generic analyses of the legislation have made it possible to identify the major stages in the development of tourism industry legal base in Kemerovo Region. The development of the national legislation in the 1990s allowed for the formation of the tourism industry within the economic sphere and the social infrastructure of Russia. The regional specialization in the 2000s demanded for the regional legal base of tourism development. Since 2011, legal and financial support of cluster initiatives in tourism has been an important instrument of state and regional policy in this sphere.

For citation: Zelenin A. A., Pyatovskiy A. A. Istoriia normativnogo regulirovaniia vnutrennego turizma v Rossii v 1990 -seredine 2010-kh gg.: federal'nyi i regional'nyi aspekty [History of Statutory Regulation of Domestic Tourism in Russia in the 1990s - mid 2010s: Federal and Regional Aspects]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 1 (2018): 11-17. DOI:10.21603/2078-8975-2018-1-11-17.

References

1. Fizkul'turno-sportivnaia rabotaprofsoiuzov [Athletic and sports work of trade unions]. Moscow, 1980.

2. O dopolnitel'nykh merakh po razvitiiu turizma v Rossiiskoi Federatsii i ob uporiadochenii ispol'zovaniia gosudarstvennoi sobstvennosti v sfere turizma [On additional measures to promote tourism in the Russian Federation and on streamlining the use of state property in the sphere of tourism]. Decree of the President of the Russian Federation of 25.04.1994 No. 813. Available at: http://base.garant.ru/101166/ (accessed 12.02.2018).

3. O reorganizatsii i razvitii turizma v Rossiiskoi Federatsii [On the reorganization and development of tourism in the Russian Federation]. Decree of the President of the Russian Federation of December 22, 1995 No. 1284. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 12.02.2018).

4. O federal'noi tselevoi programme «Razvitie turizma v Rossiiskoi Federatsii» [On the federal special-purpose program "Development of tourism in the Russian Federation"]. Decree of the Government of the Russian Federation of February 26, 1996 No. 177. Available at: http://base.garant.ru/1518898/ (accessed 12.02.2018).

5. Ob osnovakh turistskoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii [About the bases of tourist activity in the Russian Federation]. Federal Law of November 24, 1996 No. 132-FZ. Rossiiskaia gazeta = The Russian Newspaper, no. 231 (03.12.1996).

6. O turistskoi deiatel'nosti [On the tourist activity]. Law of the Kemerovo Region of February 6, 2009 No. 5-OZ. Kuzbass, 7 January (2009).

7. O razvitii snegokhodnogo turizma v Kemerovskoi oblasti (s izmeneniiami na 11 marta 2014 goda) [On the development of snowmobile tourism in the Kemerovo region (as amended on March 11, 2014)]. Law of the Kemerovo Region of June 08, 2009 No. 67-OZ. Available at: http://docs.cntd.ru/document/990308949 (accessed 12.02.2018).

8. Deputatskii vestnik Kuzbassa = The deputy bulletin of Kuzbass, no. 1 (01.04.2009). Available at: http://www. sndko.ru/attaches/68/deputatski_vestnik.pdf (accessed 12.02.2018).

9. O razvitii vnutrennego i v"ezdnogo turizma [On the development of domestic and inbound tourism]. Law of the Kemerovo Region of July 13, 2009 No. 88-OZ. Kuzbass, 18 July (2009).

10. O zonakh ekonomicheskogo blagopriiatstvovaniia [About zones of economic favor]. Law of the Kemerovo Region No. 87-OZ of 8 July 2010. Kuzbass, 9 July (2010).

11. O merakh po realizatsii zakona o zonakh ekonomicheskogo blagopriiatstvovaniia [On measures to implement the law on zones of economic favor]. Decision of the Board of Administration of the Kemerovo Region dated October 19, 2010 No. 451. Available at: http://docs.cntd.ru/document/990310547.html (accessed 12.02.2018).

12. O razvitii zony ekonomicheskogo blagopriiatstvovaniia turistsko-rekreatsionnogo tipa Gornaia Shoriia [On the development of the zone of economic favor of the tourist-recreational type Gornaya Shoria]. Order of the Board of Administration of the Kemerovo Region of December 22, 2010 No. 1089-r. Available at: http://www. zakon.kemobl.ru (accessed 12.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. O razvitii gornolyzhnogo turizma [On the development of ski tourism]. Law of the Kemerovo Region dated April 25, 2011 No. 42-OZ. Kuzbass, 30 April (2011).

14. Denisova O. A., Dubtsova A. P., Kir'ianova L. G., Piatovskii A. A., Surtseva A. A., Iumatov K. V. Vzaimo-deistviia steikkholderov turistskoi industrii v regionakh Sibirskogo federal'nogo okruga (na primere Kemerovskoi oblasti) [The interaction of the tourism industry stakeholders in the regions of the Siberian Federal District (by the example of Kemerovo region)]. Ekonomika: vchera, segodnia, zavtra = Economics: Yesterday, Today and Tomorrow, 6, no. 12A (2016): 291-312.

15. Kulgachev I. P., Zaitseva N. A., Larionova A. A., Yumatov K. V., Kiryanova L. G. Methodical approaches to analysis and evaluation of domestic tourism development in Russia. Modern Journal of Language Teaching Methods, 7, no. 3 (2017): 419-428.

16. O federal'noi tselevoi programme «Razvitie vnutrennego i v"ezdnogo turizma v Rossiiskoi Federatsii (2011-2018gody» [On the federal target program "Development of domestic and incoming tourism in the Russian Federation (2011-2018)"]. Decree of the Government of the Russian Federation of August 2, 2011 No. 644. Available at: http:// base.garant.ru/55171986/ (accessed 12.02.2018).

17. Realizatsiia FTsP po turizmu povysila konkurentosposobnost' otrasli [The implementation of FTP for tourism has increased the competitiveness of the industry]. RIA Novosti. Rossiia segodnia = RIA Novosti. Russia today, 17.07.2017. Available at: http://ria.ru/tourism/20170717/1498651694.html (accessed 12.02.2018).

18. Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Razvitie kul'tury i turizma» na 20132020 gg. [On the approval of the state program of the Russian Federation "Development of Culture and Tourism" for 2013-2020]. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 317. Available at: http:// base.garant.ru/70644226 (accessed 12.02.2018).

19. Strategiia razvitiia turizma v Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. [Strategy for the development of tourism in the Russian Federation for the period until 2020]. Order of the Government of the Russian Federation of May 31, 2014 No. 941-r. Available at: http://government.ru/docs/12933 (accessed 12.02.2018).

20. Perechen'poruchenii Prezidenta Rossiiskoi Federatsii po voprosam razvitiia v"ezdnogo i vnutrennego turizma v Rossiiskoi Federatsii ot 30 iiulia 2013 g. № Pr-1814 [List of instructions of the President of the Russian Federation on the development of entry and domestic tourism in the Russian Federation from July 30, 2013 No. Pr-1814]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/18981 (accessed 12.02.2018).

21. O Strategii razvitiia turizma v Kemerovskoi oblasti do 2025 goda [On the Strategy of Tourism Development in the Kemerovo Region until 2025]. Order of the Board of Administration of the Kemerovo Region dated March 1, 2013 No. 194-r. Available at: http://www.zakon.kemobl.ru (accessed 12.02.2018).

22. Svodnyi plan razvitiia investitsionnogo proekta «Sozdanie turistsko-rekreatsionnogo klastera «Sheregesh», Kemerovskaia oblast' [Consolidated plan for the development of the investment project "Creation of the tourist-recreational cluster"Sheregesh", Kemerovo region]. Tekushchii arkhiv Departamenta molodezhnoi politiki i sporta [Current archive of the Department of Youth Policy and Sport].

23. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia turistsko-rekreatsionnogo klastera Kuzbassa na period do 2025 goda [On the approval of the Strategy for the development of the tourist and recreational cluster of Kuzbass for the period until 2025]. Order of the Board of Administration of the Kemerovo Region dated June 3, 2015 No. 301-r. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 12.02.2018).

24. Halkier H., Muller D., Anastasiadou C., Kiryanova L. G., Goncharova N., Kagan F., Kolupanova I. A., Dunets A. N., Yumatov K. V., Surtseva A. A., Gizei Yu. Yu., Yakimova N. S., Benson A., Brathwaite T., Mair M. Tourist destination dynamics in Russia. Tourism development and public-private partnership in four non-metropolitan destinations, Aalborg, 2016, 68.

25. Kolodii N. A., Egorova N. N., Zelenin A. A., Iumatov K. V. Resursnye tsentry industrii turizma: kontseptual'nye modeli i real'nost' [Tourizm Resouce Centres: Conceptual Models and Reality]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 3-1 (2013): 42-46.

26. Yumatov K. V., Kiryanova L. G., Yakimova N. S., Zaitseva N. A., Larionova A. A., Korsunova N. M. Problem-based learning methods for traning staff for tourism and hospitality clusters. Eurasian Journal of Analytical Chemistry, 12, no. 5b (2017): 803-812.

27. Anan'eva T. N., Iliukhina G. I., Kir'ianova L. G., Iumatov K. V. Sotsial'no-partnerskoe vzaimodeistvie institu-tsional'nykh struktur pri podgotovke kadrov dlia turistskoi industrii [Socio-partner interaction of institutional structures in the training of personnel for the tourism industry]. Bulletin of Kemerovo State University, no. 2-7 (2015): 47-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.