МАКРИНОВА Елена Игоревна3, УДК 338.48
ИВАНИЦКАЯ Татьяна Юрьевна6 DOI: i0.244ii/i995-04ii-20i8-i04°8
Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ); a доктор экономических наук, профессор; e-mail: kaf-serv-zav@bukep.ru; б кандидат экономических наук, доцент; e-mail: kaf-gtskr@bukep.ru
МОТИВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ
Целью проведенного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по формированию имиджа туристской территории (региона). Для достижения поставленной цели использовались общенаучные и специальные методы исследования. В статье авторами разработана система определения и управления туристской территорией как инструмента развития туристского бренда дестинации. Предложены этапы стратегического управления брендом территории, реализация которых должна предваряться всесторонним комплексным анализом факторов развития территории. Представлены результаты Национального рейтинга туристической привлекательности регионов - 2017, согласно которому Белгородская область в рейтинге заняла 48 место. Авторами утверждается, что для развития туризма, в т.ч. международного въездного, внутреннего выездного, внутреннего локального туризма, в регионе имеются туристские ресурсы, к которым относят уникальные историко-культурные, которые являются объектами туристского показа и способны формировать имидж туристской территории, удовлетворить духовные потребности туристов. В статье авторами определены направления развития туристского бренда дестинации: обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования туристско-рекреационного комплекса, создание детального и достоверного туристско-рекреационного паспорта туристской территории Белгородской области, организация деятельности СМИ, решение проблем рекреационного природопользования и охраны окружающей среды, совершенствование инфраструктуры туристской территории. В процессе исследования авторами разработана модель формирования имиджа туристской территории Белгородской области.
Ключевые слова: туризм, туристская территория, маркетинг, имидж территории, регион, туристский потенциал
Введение
Понятие туристского маркетинга связано с формированием положительного образа территории в глазах заинтересованных лиц. Увеличение прибыли посредством реализации большего объема туристских продуктов является основной целью туристского маркетинга. Развитая туристическая инфраструктура, туристские ресурсы позволяют туристам составить свое положительное мнение, образ той или иной территории, итогом которого может стать повышение привлекательности территории, а также ее имиджа в целом. Именно положительный имидж способен принести регионам прибыль и улучшить его социально-экономическое положение. Основные вопросы маркетинга территории представлены в трудах С.А. Глобовой, Е.Н.Дьячко-
вой, И.А.Журавлевой, И.В. Кувшиновой, Е. И. Макриновой.
Результаты исследования. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона во многом определяются сложившимися в стране социально-экономическими условиями. Однако определяющим фактором инвестиционной привлекательности региона является его образ, сложившийся в восприятии российского общества. В процессе формировании бренда туристской территории действуют те же принципы, которые присущи и для любого другого бизнеса - это усилить конкурентные преимущества региона как туристской дестинации и сделать малозаметными его недостатки (рис. 1) [19].
Для того, чтобы туристская территория обладала статусом бренда, необходимы:
Рис. 1 - Концепция формирования бренда туристской территории
Fig. 1 - The concept of the tourist territory brand formation
Самостоятельное определение участниками форм деятельности и
а ч
чимость туристской территориальной территории определяют разм( типология продукта, интеграционные процессы Цели маркетинга туристской территории ие государственных и частных субъектов: ассоциаций и туристских средств размещения
Усиление конкурентоспособности предприятий-производителей туристского территориального продукта (гостиничных и туристских предприятий)
Привлечение в регион новых потребителей
Создание благоприятного имиджа и повышение престижа региона ✓ч
-II-
V Задачи развития туристской территории
Создание Интернет-ресурса о территории, ее особенностях, туристских и инвестиционных объектах
Совершенствование туристской инфраструктуры
Развитие различных видов туризма
<3 и m Существующие туристские ресурсы и рекреационные возможности территории, объем туристских потоков, объем предложения по услугам размещения ■ев "О s
- организация работы в данном направлении региональными органами власти, профессиональными сообществами, учреждениями, учебными заведениями и др.;
- разработка концепции развития туристской деятельности в регионе;
- технико-экономическое обоснование продукта, необходимого для реализации;
- разработка системы продвижения туристской территории [20].
Бренд территории - это сложная психосоциальная конструкция, включающая:
- имидж территории, ее ценности, ассоциации потребителей, связанные с ней, их эмоции, общее видение направлений использования территориального потенциала, культуру и историческое наследие территории с учетом воздействия факторов макро- и микроуровня, глобальную ответственность территориальных властей и туристских организаций (рис. 2);
- логотип (физическое и символическое выражение бренда), а также его нематериальные атрибуты [7].
По результатам Национального рейтинга туристической привлекательности регионов - 2017 (совместное исследование журнала «Отдых в России» и ЦИК «Рейтинг») Белгородская область в рейтинге заняла 48 место, набрав 54,1 балла, поднявшись на 2 пункта и улучшив результат предыдущего года на 9,8 баллов (2016 год - 50 место - 44,3 балла; 2015 год 60 место - 31,8 баллов). Рейтинг представлен главным редактором журнала «Отдых в России», генеральным директором ООО «Отдых Медиа» Семёновым А. В. (г. Москва) и генеральным директором ЦИК «Рейтинг», руководителем проекта «Национальный рейтинг» АристакесянА.Г. (г. Москва), в рамках проведения Белгородского туристического форума, организованного и проведенного 7 декабря 2017 г. департаментом экономического развития области.
Национальный рейтинг туристической привлекательности проводится третий раз. В 2017 г. Воронежская и Липецкая области в рейтинге занимают - 30 и 31 место,
Рис. 2 - Цели формирования бренда туристской территории с учетом воздействия факторов макро- и микроуровня
Fig. 2 - Objectives of the brand formation of the tourist considering the impact of macro- and micro-level factors
Курская, Орловская и Тамбовская области -62, 69, 76 места соответственно.
На наш взгляд, для развития туризма, в т.ч. международного въездного, внутреннего выездного, внутреннего локального туризма, в регионе имеются туристские ресурсы, к которым относят выделяющиеся своей уникальностью культурно-исторические объекты туристского показа, способные удовлетворить социально-культурные потребности путешественников. Однако, административные районы Белгородской области, в т.ч. и г. Белгород, обладают разной туристской привлекательностью (рис. 3).
Необходимо отметить, что, несмотря на имеющийся туристский потенциал Белгородской области, туристские ресурсы мало используются туристскими агентствами и туроператорами в силу таких факторов, как недостаточная развитость туристской инфраструктуры области и неизвестность региона как на внутреннем, так и на внешнем туристских рынках [1, 16, 17].
Исследование туристских возможностей региона устанавливает потребность
в применении дифференцированной организации туристской деятельности, т.е. необходимо соблюдение принципа туристской комплексности, соблюдение которого позволит создать и реализовать эффективную маркетинговую систему продвижения как отдельных туристских ресурсов региона, так и туристской территории Белгородской области в целом [2, 7, 14].
В рамках маркетинга территории как инструмента развития туристского бренда дестинации наиболее актуальными становятся следующие направления:
1. Обеспечение оптимальной структуры и режима функционирования турист-ско-рекреационного комплекса [7, 18].
Для того, чтобы Белгородская область стала одним из конкурентоспособных туристских регионов на международном въездном, внутреннем выездном туристских рынках, необходимо комплексное использование культурно-исторических возможностей региона и создание новых объектов туристского показа.
Рис. 3 - Туристские возможности Белгородской области [9]
Fig. 3 - Analysis of the tourism potential of Belgorod region
Так, значительная часть памятников истории на территории области является памятниками воинской славы и воинскими захоронениями, среди которых мемориальный комплекс «Курская дуга», Белгородский государственный историко-художествен-ный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле». К известным памятникам садово-паркового искусства относятся усадьба Юсуповых, усадьба Станкевичей «Удеровка» в Алексеевском районе и др.
Для формирования туристского имиджа области, а также продвижения регионального туристского продукта регион ежегодно участвует в крупных международных выставках, ярмарках, организует событийные мероприятия [3].
2. Проведение туристско-рекреацион-ной паспортизации региона, целью которой является полное и систематическое обеспечение предпринимательства и управления в сфере туризма. Разработанный паспорт Белгородской области может включать общие сведения как об административных единицах Белгородской области, так и о регионе в целом; описание туристско-рекреационных ресурсов (климатических, водных, пляжных, бальнеогрязевых, ландшафтных, культурно-истори-
ческих и других); характеристику материально-технической базы рекреации и туризма региона (средства размещения, объекты общественного питания, аттракции, производственная, социальная и транспортная инфраструктура); оценку социально-экономической и экологической ситуации в регионе; сведения о действующих и перспективных программах развития рекреации и туризма [5]. При этом необходимо расширение контактов и совместных акций с общественными организациями в сфере туризма, например, Департамента экономического развития Белгородской области, АНО «Центр развития туризма и народных художественных промыслов «ЗОЛОТАЯ ПОДКОВА» и других, налаживание систематической работы администрации города Белгорода и Белгородской области в данном направлении.
3. С целью поддержания положительного имиджа Белгородской области как развивающегося туристского центра и его продвижения необходимо привлечение средств массовой информации, а также создание эффективно функционирующего интернет-портала, задачами которого будут являться разработка эффективного эмоционального образа дестинации, поддержка и увеличение узнаваемости бренда туристской территории, создание
Рис. 4 - Модель формирования имиджа туристской территории региона
Fig. 4 - Model of formation of the image of the tourist territory of the region
<u 9
S о
§ s
H IIS
о ¡s
о • a
- Ы
• - н
и ~ о
M
IS £
U g
H S
s §
8 и
a, §
" о
IS И
й §
^ s
о s
н л
5 щ
6 s
& &
P «3 И 0
H
& s
&
Щ &
H H OJ H
н a н a
н о
ffl H
! is
^ л
'§2 & CQ
S^ О
н - r ■ о
3 &
S S
<u о
ц g
л Is
я P
a «
w fe
tr и
в н
S я
о о
§ &
и S
m «s
(у
ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА ТУРИСТСКОИ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА
—а—
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМИДЖА ТУРИСТСКОИ ТЕРРИТОРИИ РЕГИОНА
Актуализация предложений по разработке концепции формирования имиджа туристской территории
в ft S
Г 0 § &
0J
X IS
Н н Й IS о и
Выявление основных мероприятий по формированию имиджа туристской территории
О
Стратегическое планирование
Проведение исследований
Разработка платформы бренда-имиджа
Разработка идентичности бренда-имиджа
Разработка креативной стратегии бренда-имиджа
Разработка медиа-стратегии
Продвижение и мониторинг бренда-имиджа
Формулирование цели, задач _преимуществ_
Сегментация, обработка данных
Сущность бренд-имиджа, описание преимуществ, анализ
Логотип, элементы идентификации, правила
Цель, техническое задание, идея, коммуникативное послание
Целеполагание, предварительный план коммуникаций, медиа-стратегия
Мониторинг, размещение и изготовление рекламной продукции, корректировка
Выработка рекомендаций по функциональной сущности
соответствующих туристских организаций региона в процессе формирования имиджа туристской территории
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ
>
Краудсорсинг Интернет-маркетинг
Организация имиджевых конкурсов Распространение печатной продукции
с
т ф
Ее 2
л - £ го
ор
ги ло
о в
т
КС г
о р
о
д
лб гр
О " • р
рпз
ооа
г
р д о
я во
д
г& Я р
л Я Б
р ул орг
д оо с
§ я а
§t я и к
gi SJ и е
я в
лг
о р
о д
о и о Нс
чт а
я я ом
н
о
Нс
презентационной площадки, содержащей наиболее полную информацию о регионе, туристских возможностях, услугах, сбор информации от участников рынка региона и т.д.
В настоящее время функционируют порталы «Белгородская область - яркая жемчужина Черноземья», «Туристский портал Белгородской области», «Белгородская область», «Федеральное агентство по туризму. Белгородская область».
4. Разработка рекомендаций по рациональному рекреационному природопользованию и охране окружающей среды [7].
5. Совершенствование туристской инфраструктуры региона.
Теоретическое и практическое исследование маркетинга территории как инструмента развития туристского бренда дестинации положены в основу разработки модели формирования имиджа туристской территории Белгородской области,
которое предлагает использование следующих маркетинговых инструментов в реализации мероприятий, способствующих повышению привлекательности туристской территории Белгородской области (рис. 4) [4, 7, 10].
Краудсорсинг предполагает привлечение большого числа добровольцев для выполнения определенного вида работ, передача определенных функций и задач исполнителям, действующим на добровольной основе. Управляющей компанией, которая может организовать мероприятия по формированию имиджа туристской территории в рамках краудсорсинга, может выступать Департамент экономического развития Белгородской области, другие туристские учреждения и организации области [7, 8].
Название концепции «цветные переходы» достаточно условно и подразумевает возможность выбора ограниченного набора неярких или неброских цветов линий пешеходных переходов. Одновременно подобные переходы могут быть нанесены на туристические карты города, хотя сами по себе цветные переходы несут информацию о необходимости акцентирования своего внимания на близлежащих объектах. Подобное решение очень удобно для гостей города, приезжающих для отдыха и не желающих тратить деньги и время на организованные экскурсии в жаркий период времени. Экскурсию по городу с ориентированием на цветные переходы можно совершить в свободное от пляжа и иного пассивного отдыха время, например, во время вечерней прогулки по городу в поисках кафе, ресторана или магазина [7].
Художественная роспись на стенах приобретает популярность с каждым годом все больше, поскольку считается
уникальной ручной работой. Используется не только для жилых, но и для общественных помещений. Часто можно увидеть в детских садах, школах, санаториях. Воссоздают на стенах портреты, любимые картины, абстракцию, или же дизайнер воплощает свою задумку. Смотрится оригинально и меняет до неузнаваемости даже самый простой дизайн. В качестве сюжета для стенографии могут быть предложены тематические изображения (пейзажи, объекты туристского показа, объекты туристской инфраструктуры, например, гостиницы). Художественная роспись стен может органично вписываться в городские архитектурные решения.
Под художественную роспись рекомендуем использовать объекты по основным городским туристским маршрутам. Проспект Богдана Хмельницкого является участком федеральной автомобильной дороги «Крым» и располагается от улицы Щорса до северного выезда из города, мимо парка памяти павших в Великой Отечественной войне, поэтому следует уделить внимание декорированию объектов по маршруту троллейбусов № № 1, 4, 8.
Необходимыми атрибутами гостеприимства для создания положительного имиджа туристской территории являются «сердце города» и «ворота города» [7].
В настоящее время «сердцем» города Белгорода является Соборная площадь, которая находится в самом центре города (рис. 5). Около площади расположены Мемориал «Вечный огонь», Главпочтамт, Областная администрация, Драматический театр им. Щепкина, Центральный ЗАГС. Все праздники проходят на Соборной площади. Под Новый год площадь преображается в детский городок с красивой елкой, горкой, аттракционами и торговыми
Рис. 5 - Соборная площадь, г. Белгород
Fig. 5 - Cathedral square, Belgorod
палатками, на 9 мая проходит парад победы, на Пасху из Иерусалима привозят благодатный огонь, и после небольшой литургии все желающие берут себе огонь и несут по домам, а на день города - 5 августа - организуют праздничный концерт, а после для всех горожан гремит салют.
Сохранение исторического образа города Белгорода диктует необходимость осторожно подходить к вопросу выбора образа «сердца города». Рекомендуем выбрать «сердце события» или «сердце» локальной территории, например, городского
района. Выбранный символ позволит чествовать определенное событие, сформировать новую традицию, кроме того, будет способствовать оживлению торговой деятельности на территории [6, 11].
«Ворота города» - символ города, который может быть любым (рис. 6). В городе Белгороде исторически воротами города выступали Северный въезд в город, трасса Москва-Крым, Юго-западный въезд, трасса Москва-Крым, Северо-восточный въезд, трасса Белгород-Воронеж, Восточный въезд, трасса Белгород-Сумы,
в)
Рис. 6 - Исторические «ворота» города Белгород:
а) Северный въезд в город, трасса Москва-Крым; б) Юго-западный въезд, трасса Москва-Крым; в) Северо-восточный въезд, трасса Белгород-Воронеж; г) Восточный въезд, трасса Белгород-Сумы, перед п. Стрелецкое; д) Юго-восточный въезд, трасса Белгород-Шебекино
Fig. 6 - Historical gate of the city of Belgorod: a) Northern entrance to the city, the route; Moscow-Crimea; б) South-Western entrance, the route Moscow-Crimea; в) North-Eastern entrance, the route Belgorod-Voronezh;
г) Eastern entrance, the route Belgorod-Sumy, in front of the item. Streletskoe;
д) South-Eastern entrance, the route Belgorod-Shebekino
в трех километрах от городской черты, перед п. Стрелецкое, Юго-восточный въезд, трасса Белгород-Шебекино.
Концепция зеленых и красных линий предполагает организацию движения туристов по маршрутам, важным для города. Пешеходные маршруты по исторической части города обозначают «зеленой линией», а маршруты, повествующие о деятельности известных людей, обозначают «красной линией».
Важной задачей для эффективной реализации маркетинговой стратегии региона является принятие и реализация обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение привлекательности территории. Таким образом, одним из направлений маркетинга региона можно считать использование городского транспорта в реализации экскурсионных маршрутов. Аспирантка Белгородского университета кооперации, экономики и права А.П. Сотник под руководством заведующей кафедрой гостинич-но-туристического сервиса, коммерции и рекламы Белгородского университета кооперации, экономики и права, профессора Е. И. Макриновой одержала победу во Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц и выиграла грант на реализацию проекта Trolley Tour. В настоящее время ведется разработка дизайна троллейбуса и разрабатываются тематические экскурсии.
Формирование имиджа туристской территории в пространстве города и области
(оформление пешеходных переходов, парков, скверов и
др.)
Таким образом, можно определить перспективные направления формирования и развития бренда туристской дестина-ции (рис. 7).
Завершающим этапом формирования имиджа туристской территории является ее продвижение. В качестве рекомендаций предлагаем использование следующих методов продвижения брендинга территории. Одним из эффективных методов является метод поисковой оптимизации, суть которого заключается в том, чтобы поднять в поисковой выдаче туристский регион по нужным ключевым запросам как можно выше. Вторым известным методом продвижения бренда территории является контекстная или медийная реклама, суть которой заключается в использовании различных видов интернет-рекламы. Например, реклама региона как туристского центра будет попадать не из поисковой системы, а с других тематических туристских сайтов посредством клика по рекламе. Эффективными методами продвижения является размещение на известных интернет-ресурсах тематических статей о туристских возможностях территории и использование тематических форумов либо городских и региональных порталов [12, 15].
Наиболее доступным и эффективным видом рекламы в туристской деятельности является печатная реклама, к которой относят информационные листы, прайс-листы,
Брендирование товаров и услуг высокого качества, произведенных в Белгородской области
Формирование брендов административных единиц области (районов города)
Разработка программы продвижения бренда региона
Рис. 7 - Направления формирования и развития бренда туристской дестинации
Fig. 7 - Brand development directions for the tourist destination
рекламные буклеты и проспекты, туристские карты и т.п.
Выводы. Таким образом, вопросы формирования туристского имиджа территории в последнее время стали предметом внимания правительства РФ, региональных и муниципальных органов власти, ученых, специалистов в области туристской индустрии, маркетологов. Об этом свидетельствуют утвержденные правительством РФ документы, программы развития российских городов, материалы научно-практических конференций, публикации в печатных и электронных СМИ, посвященные актуальным вопросам продвижения территории и повышения её
экономического и социально-культурного статуса. Туристский имидж территории является отражением современного состояния экономики региона, уровня жизни населения, природно-климатических факторов, а также особенности истории, религии, культуры, менталитета, науки и образования, в целом уровня развития и прогресса территории.
Актуальность темы формирования туристского имиджа территории связана, во-первых, с высоким потенциалом привлечения дополнительных финансовых средств, во-вторых, с увеличением количества туристов, расширением в регионе спектра туристских услуг.
Список источников:
1. Александрова А.Ю., Владимиров Ю.Л. Особенности создания туристских кластеров в России (на примере Вологодской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. № 1. С. 47-58. DOI: 10.12737/17783.
2. Арпентьева М. Р. Геобрендинг в индустрии туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. № 3. С. 24-35. DOI: 10.12737/12879.
3. Глобова С.А. Зарубежный опыт применения событийного маркетинга как инструмента повышения туристической привлекательности территории // Проблемы и перспективы экономики и управления: Мат. II Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2013. С. 137-140.
4. Докучаев Д.С. Региональная идентичность в Ивановской области и политика конструирования образа территории: фактор туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. № 3. С. 76-82. DOI: 10.12737/12885.
5. Древицкая И.Ю., Клейнер Я.С. Развитие туризма как фактор формирования позитивного имиджа Донбасса // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. № 1. С. 97-104. DOI: 10.2 2412/1995-0411-2017-11-1-97-104.
6. Дьячкова Е.Н., ГребеникЛ.Г., СкрипченкоТ.Л. Территориальный брендинг как элемент устойчивого инновационного развития территорий в современных условиях: проблемы и противоречия // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2015. № 1(53). С. 199-206.
7. Журавлева И.В. Маркетинговые технологии в формировании имиджа туристской территории Севастополя // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 2-7(62). С. 172176.
8. Калиева О.М. Формирование бренд-имиджа территории: маркетинговый подход // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14(175). С. 177-185.
9. Комарова М.Е. Комплексная геоэкологическая оценка туристско-рекреационного потенциала староосвоенного региона (на примере Белгородской области): Автореф. дисс. ... канд. геогр. наук. Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2009. 22 с.
10. Кувшинова И.А. Формирование туристической привлекательности территории // Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. по мат. VII Всеросс. науч.-практ. конф. Магнитогорск: Магнитогорский гос. тех. ун-т им. Г. И. Носова, 2014. С. 64-70.
11. Луценко Е.Л., Николаева П.С., ГоликА.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7(62). С. 66-72.
12. Луценко Ю. Н. Эффективный брендинг как основа продвижения туристского продукта // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2009. № 4-1. С. 211-216.
13. Медяник А.В. Применение инструментов маркетингового управления в процессе развития региональных рекреационных систем // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. № 3. С. 18-24. DOI 10.12737/12878.
14. Павлов А.Ю., Малюк Л. И. Территориальный маркетинг как инструмент достижения устойчивого развития сельской местности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 595-601.
15. Полякова Т.В., Дубова Ю.И. Маркетинг территорий как инструмент формирования благоприятного имиджа и туристической привлекательности регионов: Монография. Волгоград: ВолгГТУ, 2015. 126 с.
16. Робертс М.В. Роль региональной политики в сфере туризма в формировании положительного имиджа территории // Инновационные технологии в сервисе: Сб. мат. IV Междунар. науч.-практ. конф. СПб, 2015. С. 83-85.
17. Роздольская И.В., Макринова Е. И., Висторобская Е. Н., Луценко Ю. Н., Иваницкая Т. Ю. Целостная концепция развития туристских услуг на этапе инновационных преобразований: маркетинговый концепт: Монография. Курск: Деловая полиграфия, 2015. 289 с.
18. Anabestani A. An analysis of factors affecting tourism brands in rural settlements of Iran (case study: binaloud county) // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication - TOJDAC. August 2016: Special Edition. URL: http://www.tojdac.org/tojdac/VOLUME6-AGUSPCL_files/tojdac_ v060AGSE184.pdf (Дата обращения: 23.05.2018).
19. Suchitra P. Tourism branding and its relevance in today's marketing scenario // International Journal of Business and General Management (IJBGM). 2015. Vol.4, Iss.3. Pp. 21-28.
20. Stipanovic C., Stojanov S. Importance of events in rethinking tourism development in the Zadar county // Tourism & Hospitality Management. 2010. Conference Proceedings. Importance of events in rethinking tourism. Pp. 1251-1259.
Elena I. MAKRINOVA a, Tatyana Yu. IVANITSKAYA b
a-b Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Belgorod, Russia); a PhD (Dr. Sc.) in Economics, Professor; e-mail: kaf-serv-zav@bukep.ru; b PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: kaf-gtskr@bukep.ru
A MOTIVATIONAL MODEL OF CREATING TOURISM IMAGE OF THE TERRITORY: THE REGIONAL ASPECT
The purpose of the study is to develop scientific and methodological provisions and practical recommendations for the formation of the image of the tourist territory (region). To achieve this goal, the authors use general scientific and special research methods. The article presents developed by the authors a system of definition and management of the tourist area as a tool for the creation of the tourist destination brand. The authors propose stages of the strategic management of the territory brand, the implementation of which should be preceded by a comprehensive analysis of the factors of the territory development. The results of the National rating of tourist attractiveness of the regions - 2017, according to which Belgorod region took the 48th place in the rating, are presented. The authors argue that region has unique historical and cultural tourist resources for the tourism development, including international, domestic, domestic, local tourism. The article determines the development directions of the tourist brand of the destination: ensuring the optimal structure and mode of the tourist and recreational complex, creating a detailed and reliable tourist and recreational passport of Belgorod region, organization of PR and advertising in media, addressing the problems of recreational nature management and environmental protection, improvement of the infrastructure of the tourist territory. In the course of the study, the authors develop a model for the formation of the image of the tourist territory of Belgorod region.
Keywords: tourism, tourism territory, marketing, image of the territory, region, tourism potential.
References
1. Aleksandrova, A.Yu., & Vladimirov, Yu.L. (2016). Osobennosti sozdaniya turistskih klasterov v Rossii (na primere Vologodskoj oblasti) [Features of establishment of tourism clusters in Russia (experience of Vologda region)]. Sovre-mennye problemy servisa i turizma [Services and Tourism: Current Challenges], 10(1), 47-58. doi: 10.12737/17783. (In Russ).
2. Arpentieva, M.R. (2015). Geobrending v industrii turizma [Geobranding in the tourism industry]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Services and Tourism: Current Challenges], 9(3), 24-35. doi: 10.12737/12879. (In Russ).
3. Globova, S.A. (2013). Zarubezhnyj opyt primeneniya sobytijnogo marketinga kak instrumenta povysheniya tur-isticheskoj privlekatel'nosti territorii [Foreign experience in the use of event marketing as a tool to increase the tourist attractiveness of the territory]. Problemy i perspektivy ehkonomiki i upravleniya [Problems and prospects of economics and management]: materials of the II Intern. scientific. conf., 137-140. (In Russ).
4. Dokuchaev, D.S. (2015). Regional'naya identichnost' v Ivanovskoj oblasti i politika konstruirovaniya obraza ter-ritorii: faktor turizma [Regional identity in the Ivanovo region and politics of construction area image: a factor of tourism]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Services and Tourism: Current Challenges], 9(3), 76-82. doi: 10.12737/12885. (In Russ).
5. Drevitskaya, I.Yu., & Kleyner, Ya.S. (2017). Razvitie turizma kak faktor formirovanija pozitivnogo imidzha Donbassa [Tourism development as a factor of forming positive image of Donbass]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 97-104. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-97-104. (In Russ.).
6. Dyachkova, E.N., Grebenik, L.G., & Skripchenko, T.L. (2015). Territorial'nyj brending kak element ustojchivogo innovacionnogo razvitiya territorij v sovremennyh usloviyah: problemy i protivorechiya [Territorial branding as element of territories' sustainable innovative development in modern conditions: Problems and contradictions]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 1(53),199-206. (In Russ).
7. Zhuravleva, I.V. (2014). Marketingovye tekhnologii v formirovanii imidzha turistskoj territorii Sevastopolya [Marketing technologies in creating the image of Sevastopol tourist territory]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2-7(62), 172-176. (In Russ).
8. Kalieva, O. M. (2014). Formirovanie brend-imidzha territorii: marketingovyj podhod [Creating a brand image area: marketing approach]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik Orenburg State University], 14(175), 175-185. (In Russ).
9. Komarova, M.E. (2009). Kompleksnaya geoekologicheskaya ocenka turistsko-rekreacionnogo potenciala staroos-voennogo regiona (na primere Belgorodskoj oblasti) [Complex geoecological assessment of tourist and recreational potential of the old-developed region (example on Belgorod region)]: Candidate of Geographical dissertation: author's abstract. Belgorod: Belgorod State University. (In Russ).
10. Kuvshinova, I.A. (2014). Formirovanie turisticheskoj privlekatel'nosti territorii [The formation of the tourist potential of the area]/ Kul'turno-ozdorovitel'nye uslugi v uchrezhdeniyah obrazovaniya i dosuga: opyt, problemy, pers-pektivy [Cultural and health services in educational and leisure institutions: Experience, problems, prospects]: Coll. articles on the materials of VII all-Russian scientific-practical conference. Magnitogorsk: Nosov Magnitogorsk State Technical University, 64-70. (In Russ).
11. Lutsenko, E.L., Nikolaeva, P.S., & Golik, A.S. (2016). Imidzh regiona kak instrument investicionnoj privlekatel'nosti [Image of the region as a tool of investment attraction]. Vestnik NGIEI [Herald NGIEI], 7(62), 66-72. (In Russ).
12. Lutsenko, Yu.N. (2009). Effektivnyj brending kak osnova prodvizheniya turistskogo produkta [Efficient branding as the basis for tourist product promotion]. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki i prava [Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 4-1, 211-216. (In Russ).
13. Medyanik, A.V. (2015). Primenenie instrumentov marketingovogo upravleniya v processe razvitiya regional'nyh rekreacionnyh sistem [The application of tools of marketing management in the process of regional recreation systems development]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Services and Tourism: Current Challenges], 9(3), 18-24. doi: 10.12737/12878. (In Russ).
14. Pavlov, A.Yu., & Malyuk, L.I. (2015). Territorial'nyj marketing kak instrument dostizheniya ustojchivogo razvitiya sel'skoj mestnosti [Territorial marketing as a instrument for sustainable rural development]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 1-1, 595-601. (In Russ).
15. Polyakova, T.V., & Dubova, Yu.I. (2015). Marketing territorij kak instrument formirovaniya blagopriyatnogo imidzha i turisticheskoj privlekatel'nosti regionov [Marketing of territories as a tool for the formation of a favorable image and tourist attractiveness of the regions]: a monograph. Volgograd: VolSTU. (In Russ).
16. Roberts, M. V. (2015). Rol' regional'noj politiki v sfere turizma v formirovanii polozhitel'nogo imidzha territorii [The role of regional tourism policy in the formation of a positive image of the territory]. Innovacionnye tekhnologii v servise [Innovative technologies in the service]: Collection of materials of the IV International scientific and practical conference. St. Petersburg, 83-85. (In Russ).
17. Rozdol'skaya, I.V., Makrinova, E.I., Vistorobskaya, E.N., Lutsenko, Yu.N., & Ivanitskaya, T.Yu. (2015). Celostnaya koncepciya razvitiya turistskih uslug na ehtape innovacionnyh preobrazovanij: marketingovyj koncept [Comprehensive concept of tourist services development on the stage of innovative transformations: marketing concept]: a monograph. Kursk: Delovaya poligrafiya. (In Russ).
18. Anabestani, A. (2016). An analysis of factors affecting tourism brands in rural settlements of Iran (case study: binaloud county). The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication — TOJDAC August. Special Edition. URL: http://www.tojdac.org/tojdac/V0LUME6-AGUSPCL_files/tojdac_v060AGSE184.pdf (Accessed on May 23, 2018).
19. Suchitra, P. (2015). Tourism branding and its relevance in today's marketing scenario. International Journal of Business and General Management (IJBGM), 4(3), 21-28.
20. Stipanovic, C., & Stojanov, S. (2010). Importance of events in rethinking tourism development in the Zadar county. Tourism & Hospitality Management, Conference Proceedings: Importance of events in rethinking tourism, 1251-1259.
Макринова Е.И., ИваницкаяТ.Ю. Мотивационная модель формирования туристского имиджа территории в региональном аспекте // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т. 12. №4. С. 86-96. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10405.
Дата поступления статьи: 4 июня 2018 г.
Makrinova, E.I., & Ivanitskaya, T.Yu. (2018). A motivational model of creating tourism image of the territory: The regional aspect. Sovremennye problemy servisa i turizma [Services and Tourism: Current Challenges], 12(4), 86-96. doi: 10.24411/ 1995-0411-2018-10405. (In Russ). Received June 4, 2018