В. П. Соломин, В. Л. Погодина
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Образовательный туризм рассматривается как высокоэффективная технология обучения и одновременно форма организации учебного процесса. При проектировании туристско-образовательного вида деятельности выявляют туристско-ресурсный потенциал и степень аттрактивности территории для целей образовательного туризма. Важнейшими характеристиками ресурсов являются емкость, устойчивость, надежность, доступность, контрастность, экзотичность, уникальность или типичность, историческая или художественная ценность, эстетическая привлекательность, экспонентность и информативность. Образовательные поездки позволяют учителю осуществлять учебно-воспитательную, научно-методическую, социально-педагогическую, воспитательную, культурно-просветительную
виды профессиональной деятельности. Создание центров научного и образовательного туризма при вузах позволяет координировать усилия различных образовательных, туристских и административных структур по внедрению новых образовательных технологий.
V. Solomin, V. Pogodina
THE CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TOURISM IN RUSSIA
Educational tourism can be considered as an effective technology of training and as a form of organizing an educational process. Designing tourist educational kind activities requires identifying the potential of tourists resources. The major characteristics of resources are their capacity, stability, reliability, availability, contrast, uniqueness, historical or art value, aesthetic appeal. Educational trips allow the teacher to carry out teaching and educational, scientific, methodological, social, pedagogical, cultural kinds of professional activities. The creation of scientific and educational tourisms centers in high schools allows to coordinate efforts of various educational, tourist and administrative structures for introducing new educational technologies.
В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения. Современные инновационные процессы активно развивают педагогическую теорию и практику. Некоторые образовательные технологии, успешно использовавшиеся ранее, сегодня актуальны, поскольку в их основе лежат фундаментальные, не устаревающие принципы образования и воспитания. Так, образовательный туризм имеет давние традиции в России и за рубежом. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как высокоэффективная технология обучения.
Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений. Выделяют туры школьного и внешкольного, среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования. К познавательному виду туризма можно отнести поездки, пред-
принимаемые людьми с целью самообразования.
Особенности программы, организации и проведения образовательного путешествия определяются комплексом факторов. Основным является образовательная цель путешествия, дополнительными — специфика региона посещения, продолжительность и сезон совершения поездки, возраст, опыт и подготовка участников тура, специфика туристской группы и региона, из которого группа прибывает, возможность финансовых затрат учебной группы и т. п.
Туристские условия и ресурсы территории посещения имеют основополагающее значение в определении перспектив развития здесь специализированных видов образовательного туризма. Ресурсы такого туризма обладают рядом отличительных признаков. Так, особая роль при оценке образовательного туристско-ресурсного потенциала территории принадлежит информационной, экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности каждого ресурса, а также их сочетаний. К значимым параметрам ресурсов об-
разовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики, как емкость, устойчивость, надежность, доступность1.
Способность территории (объекта, комплекса) удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени определяется как емкость образовательных ресурсов. Показатель емкости во многом определяет туристско-образовательный потенциал территории. Он может быть определен отношением между фактической и предельно возможной численностью туристов.
Устойчивость ресурса характеризуется способностью сохранять свои основные свойства при туристском использовании. Такое свойство определяется как максимальная нагрузка, которую без серьезного ущерба может выдержать туристский объект, сохранив способность к восстановлению (естественному или антропогенному).
Показатель предельно допустимой туристской нагрузки на природный комплекс вычисляют, определяя максимальный уровень численности туристов, при котором могут наступить необратимые нарушения компонентов ландшафта. Следует иметь в виду, что не все изменения природной среды могут быть оценены визуально. Однако часто нарушение эстетики среды обитания сопровождается отрицательным воздействием на психику людей. Подобный процесс получил название «пейоризация». Регенеративные (восстановительные) свойства зависят не только от самого ресурса, но и от иных параметров, в частности, — от поведенческих стереотипов туристов (в том числе вероятность совершения актов вандализма).
Аттрактивность (туристская привлекательность) ресурса может измениться
в связи со сменой приоритетов, с изменением отношения со стороны общества (например, переоценка значимости определенных этапов истории или ослабление интереса к наследию какой-либо личности) и т. д.
Значение также имеет стабильность в возможности использования того или иного ресурса. В первую очередь речь идет о сезонности использования — одной из главных проблем большинства территорий, на которых проявляются высокий, средний и низкий (так называемые «мертвый») туристские сезоны.
Доступность или возможность использования имеющихся условий и ресурсов туристами может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, пространственная доступность определяется расположением туристской территории по отношению к основным зонам расселения (отечественным и зарубежным), из которых могут приезжать на отдых учащиеся. Во-вторых, доступность ресурсов может быть сопряжена с высокой стоимостью предлагаемых условий и услуг. В этом случае ценовая недоступность может лимитировать возможности пребывания учебной группы, совершающей туристскую поездку по данной территории. В-третьих, потенциально интересные для использования в целях образовательного туризма объекты могут располагаться на территории, владельцы которой не желают использовать ее для целей образовательного туризма.
В ресурсной составляющей туристской деятельности природные условия занимают особое место, являясь одной из предпосылок совмещения образовательной и рекреационной (в первую очередь оздоровительной) деятельности. В туристском отношении главными компонентами природной среды явля-
ются: климат (степень благоприятного влияния на организм человека, степень комфортности и дискомфортности, сезонность); рельеф (характер расчлененности, проходимость и возможность инженерного освоения территории, эстетическое восприятие); водные ресурсы (показатели обводненности и озерности территории, возможность для купания); ландшафтная структура — почвеннорастительный покров (лесистость территории, породный состав, бонитет, тип леса, эстетическая оценка, заболоченность территории, площадь, занятая сельскохозяйственными угодьями).
Компоненты природной среды выступают в качестве природных предпосылок развития туризма и имеют различную ценность для образовательной туристской деятельности. Рассматривая их, необходимо учитывать и комплексные свойства ландшафтов — однотипность и контрастность, плавность и возможность преодоления препятствий, экзотичность, уникальность или типичность, а также размеры и формы природных объектов, их визуальногеографическое положение. Эффективное использование ресурсов должно осуществляться в особом режиме. Это позволит сохранять естественное экологическое равновесие. Экологически благополучное состояние природной среды является обязательным условием пригодности всех остальных образовательных туристских ресурсов.
При оценке значимости какого-либо природного параметра для развития образовательного туризма необходимо проводить покомпонентный анализ, а также выявлять возможности комплексного использования нескольких факторов. В некоторых случаях значимость благоприятного сочетания природных компонентов может быть сведена до
минимума при действии фактора, не позволяющего полно использовать все остальные. Например, неудовлетворительное состояние природной среды способно свести до минимума привлекательность иных ресурсов и условий. Отметим, что учет данного параметра особо важен для часто сочетающихся видов туризма — образовательного и оздоровительного.
Таким образом, оценка ландшафта как базы осуществления туристской образовательной деятельности может быть дана в трех аспектах: в технологическом, или функциональном (возможность постановки и решения той или иной учебной задачи), в физиологическом (степень комфортности природной обстановки для человека), в психологическом (характер эмоционального воздействия природы на туриста).
При рассмотрении ресурсных возможностей территории следует учитывать характер их использования в ходе туристско-образовательной деятельности. Например, живописность пейзажа способствует любованию им, которое не приводит к изменению самого ресурса. Иные ресурсы могут подвергаться прямому на них воздействию, в результате чего может происходить изменение количественных и качественных параметров ресурса. Ресурс может полностью исчезнуть в ходе нерационального использования его (например, пересбор лекарственных растений определенного вида на ограниченной территории или перелов бабочек). Таким образом, при оценке природно-рекреационных возможностей ресурсов следует предусматривать необходимые меры по их сохранению или восстановлению.
Нельзя не учитывать опасности, которые могут возникать при нахождении человека в условиях дикой природы. В
первую очередь, они могут быть обусловлены возможными стихийными природными явлениями, характерными для того или иного района. Опасными для здоровья и жизни человека могут оказаться и представители местной флоры и фауны (ядовитые растения и животные, возбудители опасных заболеваний, хищные животные, способные нападать на человека).
Для сохранения природных комплексов, а также для создания комфортных условий для отдыха людей необходимо соблюдать нормы рекреационных нагрузок на различные типы ландшафтов. Такие нормы определяются типом ландшафта, поскольку природные комплексы обладают разной степенью устойчивости биогеоценозов к рекреационным нагрузкам (к вытаптыванию, к уплотнению и повреждению почв и т. д.). Понятна и прямая зависимость частоты пожаров от степени посещаемости лесов туристами.
В рамках образовательного туризма возможна организация экологических туров, целью которых будет участие туристов в природоохранной деятельности. В ходе проведения экологического тура могут решаться задачи как образовательного, так и научного туризма. При этом туристы принимают участие в различного рода исследованиях природы, ведут полевые наблюдения.
В комплексе образовательных ресурсов особое место занимают историкокультурные особенности местности. Пространства, образуемые историкокультурными объектами, в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. Вся социокультурная среда с традициями и обычаями, с особенностями бытовой и хозяйственной деятельности фокусируется в историкокультурном потенциале. С позиции об-
разовательного туризма историко-культурные объекты могут быть классифицированы следующим образом:
• памятники истории: объекты археологии (городища, курганы, остатки древних поселений, производств, каналов, дорог, древние места захоронения, каменные изваяния, наскальные изображения и др.), мемориальные памятники, старинные военно-оборонительные укрепления, технологические комплексы и сооружения, места жизни и деятельности замечательных людей;
• памятники градостроительства и архитектуры: малые и большие исторические города, типичные сельские поселения; архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, сооружения гражданской, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природно-антропогенные ландшафты; предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, научные учреждения, высшие учебные заведения, ботанические сады, зоопарки, океанарии и проч.;
• памятники искусства: объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства; музеи, театры, выставочные залы и др. объекты социокультурной инфраструктуры;
• документальные памятники: письменные и графические документы, рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.
Как показано, в культурный комплекс составной частью входит природная среда. В городах — это парки и скверы, зеленые насаждения во дворцах и на улицах; в сельской местности — приусадебные участки; в старинных усадь-
бах и монастырях — ландшафтные рукотворные пейзажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта негативно влияет на аттрактивность культурного объекта.
Одним из этапов оценки культурноисторических комплексов является их типологизация по образовательной значимости (информационной сущности). Для осуществления типологизации необходимо оценить комплекс с точки зрения уникальности, типичности среди объектов данного вида, определить его познавательное и воспитательное значение.
Условием активного включения памятников в систему образовательного туризма является их экспонентность: объект экскурсионного показа, а тем более туристского использования, должен обладать степенью подготовленности к показу. Важным показателем информативности культурно-исторических объектов для туристско-образовательных целей считается количество необходимого и достаточного времени для осмотра. Это время в известной степени определяется построением экскурсионного маршрута и доступностью объекта, а также целями образовательного путешествия, уровнем информированности туристов об объекте.
Рациональное освоение туристско-рекреационных ресурсов базируется на использовании комплекса природных, историко-культурных и социально-экономических ресурсов. В подавляющем числе случаев сочетания ресурсов для разных видов туризма дают дополнительные выгоды, а ухудшение качества какого-либо из таких ресурсов (или отсутствие одного из них) отражается на ценности всего комплекса. Поэтому при расчетах эффективного использования имеющихся туристских ресурсов необходимо учитывать принцип комплекс-
ности. Он может базироваться и на возможностях совместного использования одного и того же ресурса в разных видах образовательного туризма. Например, дворцово-парковые ансамбли могут представлять интерес при изучении архитектуры, истории, ландшафтного дизайна, биологии, экологии и др.
Большое значение придается степени функциональной и территориальной взаимосвязанности ресурсов образовательного туризма. Снижение качества какого-либо из этих ресурсов (или отсутствие одного из них) отражается на ценности всего сочетания. Поэтому принцип комплексности определяется эффективностью использования территориальных сочетаний ресурсов. С его действием связано формирование поли-функциональных районов образовательного туризма.
При формировании функциональных сочетаний ресурсов необходимо учитывать и принцип дополнительности. Он основан на том, что максимальная оценка сочетаний может быть получена только в случае, когда высоким качеством обладают все входящие в сочетание и необходимые для организации рекреационного хозяйства элементарные ресурсы.
При идеальном сочетании всех составляющих комплекса может проявиться фактор, который абсолютно минимизирует туристско-образовательную значимость территории (например, превращение территории в зону экологического бедствия, вызванное как природными, так и антропогенными причинами, проявление социальной нестабильности, превращение территории в арену политических, в том числе военных, террористических конфликтов и др.).
При планировании образовательного тура важно проводить ранжирование
природных и культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре (объекты мирового, федерального, областного и местного значения).
Таким образом, ресурсами образовательного туризма могут стать как компоненты природой среды, так и объекты антропогенной деятельности, которые обладают свойствами уникальности, исторической или художественной ценности, оригинальности, эстетической привлекательности или целебно-оздоровительной значимости. В рамках организации образовательного тура они могут быть использованы для различных видов и форм туристско-рекреационных занятий учащихся, в том числе оздоровительных, спортивных, развлекательных и др.
Для успешного развития туристской образовательной деятельности на определенной территории наличия лишь природных и культурно-исторических ресурсов недостаточно. Факторами развития образовательного туризма выступают также показатели развитости туристской инфраструктуры, наличия квалифицированных кадров, уровня экономического развития, транспортной доступности территории и т. д. Непосредственно социально-экономические рекреационные ресурсы включают в себя туристскую инфраструктуру и рекреационную сеть. В составе туристской инфраструктуры выделяются система транспортного обеспечения, коммунальные системы, система предприятий торговли и сферы обслуживания, система телекоммуникационной связи, а также места размещения и общественного питания.
Возможность эффективного развития образовательного туризма обусловлено особенностью развития рекреационной сети. Такая сеть представляет собой совокупность рекреационных учреждений
различного профиля: пансионаты, дома отдыха, базы отдыха, турбазы, приюты, туристические стоянки, туристические гостиницы, кемпинги, а также учреждения, специализирующиеся исключительно на детском отдыхе и туризме. Даже при проведении образовательных путешествий, в ходе которых используются спортивные виды передвижения туристов и стоянки-ночевки, элементы туристской инфраструктуры все же не теряют полностью своей значимости. Так, например, учитывается возможность подъездов к началу и к концу маршрута, необходимость пополнения запасов продовольствия, в некоторых случаях — воды, а также возможность обращения к службам спасения при форс-мажорных ситуациях.
В ходе определения степени перспективности той или иной территории для целей образовательного туризма проводится и оценка параметров трудовых ресурсов, так как рекреационная отрасль требует привлечения специалистов разного профиля (врачей, экскурсоводов, поваров, водителей, инструкторов по туризму и т. д.). Наряду с этим выделяется группа туристских информационных ресурсов, представляющих собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. К таким сведениям относится информация о материальных объектах, расположенных вдоль трассы туристского маршрута и обладающих исторической, художественной, научной или познавательной ценностью, топонимическая информация, легенды и мифы, а также иные элементы фольклора. Особое значение имеют посвященные объектам туристского посещения литературные
произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио- или видеопродукты. Крайне желательно при организации образовательных туров предусмотреть возможность встреч с людьми, владеющими необходимой информацией и умеющими передать эту информацию в интересной для туристов форме.
При проектировании туристско-обра-зовательных маршрутов следует просчитать плотность предельного насыщения территории туристскими объектами (или критическую плотность), при превышении которой могут произойти качественные изменения ресурсного потенциала туристской территории. Критическая плотность фиксируется как предельно допустимая нагрузка, после которой наступает необратимое нарушение ресурсов. К подобным показателям относится, например, пропускная способность музеев, иных предприятий туристского комплекса.
Таким образом, при проектировании туристско-образовательного вида деятельности на определенной территории следует выявить и оценить туристско-образовательный потенциал. Это позволит определить оптимальные пути использования имеющихся ресурсов с учетом запросов различных групп туристов, совершающих путешествие с образовательными целями.
В русской и зарубежной педагогике накоплен обширный опыт по изучению образовательной эффективности разнообразных походов, экскурсий и экспедиций. Значимость туристских поездок отмечалась с конца XVI века английскими педагогами, когда стали пользоваться популярностью поездки молодых людей на континент с посещением наиболее значимых в отношении истории цивилизации пунктов (так называемый
гран-тур). Можно вспомнить и образовательные системы Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, в которых доказывалась необходимость и важность дальних поездок для правильного воспитания человека.
В 1899 году в журнале «Русский турист» появилась постоянная рубрика «О школьных путешествиях и образовательных прогулках». В ней печатались заметки об опыте проведения экскурсий в российских школах. В 1907 году при Российском обществе туристов была создана комиссия «Образовательные экскурсии по России». В ее ведении находились организация и проведение экскурсий по крупным городам и достопримечательным местам в нашей стране. Петербургский профессор И. М. Гревс, определяя сто лет назад значение туристских поездок, их воспитательный и образовательный смысл, рассматривал путешествие как один из величайших факторов развития культуры2. К этому времени многие школы России подходили к экскурсионной деятельности как к неотъемлемой части общего педагогического процесса. Показателен в этом отношении пример системы экскурсий Земской учительской школы Санкт-Петербурга. Учащиеся с первого по пятый класс в обязательном порядке должны были посещать музеи, выставки, заводы, мастерские, Политехнический институт и Публичную библиотеку. В период летних каникул учащиеся первого класса совершали четырехдневную экскурсию по Финляндии; учащиеся второго класса выезжали на неделю в Прибалтику; две недели ученики третьего класса путешествовали по Центральным губерниям России; для четвертого класса устраивалось трехнедельное путешествие в Крым или на Кавказ3.
Большой положительный опыт по организации образовательных туристско-
экскурсионных поездок накоплен за советский период. Среди крупнейших специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий, — И. И. Полянский, Б. А. Фед-ченко, И. И. Михайлов, Л. А. Ильин, Н. П. Анциферов, Б. Е. Райков, Д. М. Кай-городов, В. Е. Герд, А. Ф. Родин, А. В. Да-ринский. Многие разработанные ими теоретические положения, а также практические рекомендации актуальны и в настоящее время.
Один из главных методов, на который опирается образовательный туризм, — экскурсионный метод познания. В его основе лежат наглядность, предметность, вещественная доказательность и обязательное сочетание показа объектов с рассказом о них. Также характерной особенностью этого метода является сочетание методов обучения и воспитания, что говорит о его комплексном характере. Экскурсионный метод позволяет учащимся, например, увязывать вновь изучаемый материал с ранее полученными знаниями и опытом, что, в свою очередь, значительно повышает эффективность обучения 4.
В нашей стране за более чем столетний период накоплен опыт организации и проведения туристских поездок и походов школьников. В течение всего советского периода периодически разрабатывались и осуществлялись программы («Моя родина — СССР» и др.), в соответствии с которыми в туристскую деятельность вовлекалось подавляющее большинство школьников5. Кризисные 90-е годы прошлого века, которые переживала наша страна, привели к резкому сокращению государственного финансирования школьного образования. Были закрыты кружки, клубы, центры, занимавшиеся организацией школьного
туризма. Политические и экономические процессы, происходившие в России в этот период, негативно отразились на бюджете большинства семей. Крайне низкий уровень доходов родителей не позволил сохранить уже накопленный опыт туристской работы со 6
школьниками .
С 2001-2002 учебного года школьный туризм стал постепенно восстанавливаться. Детско-юношеский туризм входит составной частью в учебный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, а также в учреждениях дополнительного образования, в том числе во внешкольных профильных туристских центрах и станциях детско-юношеского туризма.
В стране развивается туристско-краеведческое движение «Отечество». Задачами движения являются: совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения; воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края; приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности; сохранение исторической памяти; совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.
Программа движения «Отечество» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах — от простейших описаний до серьезных исследовательских работ, имеющих общественное значение и практическую ценность,
принять участие в созидательной деятельности, развить свои творческие способности7.
Однако в настоящее время образовательный туризм в большей степени может характеризоваться как экскурсионный, причем туристско-экскурсионные поездки школьников имеют чаше всего внеплановый характер. Школы могут организовывать разовые поездки для школьников в зависимости от возможностей оплаты родителями транспортных средств, при наличии личных контактов с сотрудниками того или иного музея и т. д. Анализ предложений туристского рынка для школьников убеждает, что туристские поездки на современном этапе в большей степени носят развлекательный характер. Молодежный туризм не должен ограничиваться лишь этим направлением. Он должен предусматривать разнообразные программы по линии образовательного (целевого познавательного) туризма. Полагаем, что настало время утвердить единую туристско-экскурсионную программу для учащихся школ, средних специальных образовательных учебных заведений.
Школьный образовательный туризм в меньшей мере, чем какой-либо иной вид туризма, обусловлен определенным сезоном. Наоборот, в периоды спада массовой туристской активности школьный туризм способен активизировать функционирование туристского центра или района. Современная организация школьного обучения допускает организацию туристских поездок учащихся в течение четвертей (триместров), т. е. не только в периоды каникул, при условии образовательного характера целей путешествия школьников.
Для образовательного туризма необходима не только активность педагогов или природная любознательность моло-
дых людей. Важнейшим условием развития этого вида туризма должна стать совместная деятельность административных структур, отвечающих за развитие туризма и образование. В каждом регионе страны необходимо разработать и внедрить в практику целевую программу образовательного школьного туризма.
Одной из задач, которую необходимо решить для дальнейшего развития образовательного туризма, является создание школьных путеводителей по маршрутам поездок. В таком издании должны содержаться карты, а также сведения о маршруте, расстояниях между пунктами, сведения о достопримечательностях и пр. Благодаря знакомству с подобными изданиями, содержащими как обширный справочный материал, так и конкретные рекомендации по организации передвижения по конкретному маршруту, краеведческая работа может стать систематичной, осознанной и результативной.
Учебные образовательные поездки могут помочь учащимся в освоении учебных дисциплин по основам различных наук. В структуре любой образовательной программы туризм может быть использован в качестве эффективной формы обучения. Так, например, в рамках преподавания дисциплин общекультурного блока образовательные туры традиционно предлагаются по таким учебным курсам, как «История отечества», «Мировая художественная культура», «Литература» и др.
В течение последних пятнадцати лет активно развивается международный образовательный туризм. Постепенно растет интерес к международным образовательным программам и в России. В Европе регистрируется активизация процессов интеграции образования под
эгидой выполнения решений в рамках так называемой Болонской системы. Межправительственные соглашения интенсифицировали связи между университетами разных стран. В результате этого для студентов расширился спектр образовательного выбора, что привело к усилению стремлений учащихся получать высшее образование в ведущих европейских университетах.
В ряде стран молодежный туризм получает государственную поддержку. Манильская декларация по мировому туризму, подписанная в 1980 году, отмечает: «Молодежный туризм требует к себе более пристального внимания в связи с тем, что уровень доходов этой категории населения в действительности не создает благоприятных условий для путешествий и отдыха. Позитивная политика в этой области должна выражаться в предоставлении максимальных возможностей и льгот»8.
В мировой практике существуют различные системы, связанные с молодежным туризмом. Для молодежи в возрасте от 18 до 35 лет был создан вид организации молодежного туризма — система Контики. Система предоставляет возможность большого выбора маршрутов, посещения недоступных для обычных туристов мест, большой выбор туров по Европе, Америке, Африке и Австралии сроком от 3 до 50 дней. Программы позволяют осуществлять небольшие поездки и во время каникул. В стоимость маршрутов «все включено» (all inclusive) входят оплаты завтраков, обедов, ужинов, а также обзорных экскурсий. Каждый участник получает путеводитель.
Кроме Контики существует линия Евролайн, где молодые люди могут получить существенные скидки. В современном мире функционируют более 300 организаций туризма молодежи, студен-
тов и подростков. Ежегодно в международный молодежный туристский обмен вовлекается свыше 25 млн юношей, девушек, подростков. В нашей стране ведущей юношеской туристской организацией является Бюро международного молодежного туризма «Спутник».
Поездки из России за рубеж с целями получения образования пока составляют незначительный процент по сравнению с познавательным, развлекательным и лечебно-оздоровительным видами туризма. Перспективы освоения образовательных ресурсов вне России будут определены, в первую очередь, успешностью развития научных, учебных и личных контактов между учащимися и преподавателями отечественных и зарубежных учебных заведений. Так, например, программы обучения за рубежом во многих случаях реализовываются по личным инициативам обучающихся. Нередко сертификаты или дипломы, полученные российскими школьниками и студентами в результате успешного обучения по предлагаемым различными зарубежными образовательными корпорациями программам, в России не имеют законного признания. Следовательно, необходимо на межгосударственном уровне решить вопрос о создании комиссии, которая, в том числе, могла бы дать консультацию по признанию иностранных документов об образовании, помочь организовать индивидуальный или групповой образовательный тур.
В настоящее время восстанавливаются традиции туризма «по обмену». В российские города приезжают молодые люди из других стран, проживающие в период пребывания в городе в квартирах молодых россиян, которые затем имеют право на аналогичные условия по приезде в другую страну с ответным визитом к своему новому другу. Подобная прак-
тика могла бы во многом удешевить поездки молодых людей по стране (экономия на оплате гостиницы, питания в предприятиях общественного питания), однако в России данная система развита крайне слабо.
Для ряда наук образовательный туризм имеет особое значение. Так, при освоении иностранного языка проживание и обучение учащегося в стране изучаемого языка трудно переоценить. Высокий уровень доходов в некоторых семьях России позволяет родителям обучать детей в учебных заведениях иных стран (в большей степени это пока относится к пребыванию учащегося в стране изучаемого языка в течение относительно непродолжительного срока, чаще — не более месяца).
Поездки, имеющие целью географического изучения района, знакомят учащихся с географическими, биологическими, экономическими, экологическими, историческими, в том числе этнографическими, культурологическими и другими особенностями посещаемой территории. В рамках образовательного туризма формируется географическая культура человека, расширяется его кругозор. Организация географического образовательного туризма возможна как на территории региона, в котором проживает и учится юный турист, так и за ее пределами. Это позволяет составить географическое представление о специфическом характере местных ландшафтных и социоэкономических комплексов территории, провести сравнительный анализ таких комплексов с уже знакомыми по своему региону. Образовательные туры, организуемые географами, позволяют школьникам изучать процессы и результаты взаимодействия природы и общества. Особое внимание уделяется прогнозированию перспектив раз-
вития ландшафта и его структуры, а также выработке рекомендаций по дальнейшему наиболее рациональному хозяйственному использованию. В данном аспекте ценными являются экскурсии на территорию природных заказников или иных особо охраняемых природных территорий.
Научные исследования в природе учащиеся средних учебных заведений и вузов могут проводить совместно, работая в составе школьных научных экспедиций. Однако не менее важно для географа разобраться в специфических законах динамики развития ландшафта. В этом отношении исключительно ценны работы на учебных стационарах. Интересен опыт заключения договоров учебными заведениями разного уровня и профиля с научными организациями (например, с заповедниками или научноисследовательскими профильными институтами) по предоставлению учащимся возможности проведения на их базе научных исследований.
В качестве особо эффективной формы обучения туристские поездки могут рассматриваться также при освоении учащимися школ учебных программ по биологии, истории и физической культуре. Осознанный интерес к туристским путешествиям, реализация разнообразных возможностей по организации туров — важная составляющая труда учителей, получающих в вузе дополнительную специализацию — «краеведение и туризм», «экологический туризм» и т. п.
В отличие от большинства иных видов путешествий, не требующих специальной подготовки, образовательные туры, в соответствии с общепризнанными методическими канонами, подразделяются на три этапа: подготовительный, собственно поездку (поход) и завершающий. Роль первого этапа особенно
важна в процессе организации образовательного тура. На этом этапе большое значение имеет подбор и детальное изучение литературных и справочных источников, а также картографических материалов. В процессе подготовки учащиеся приобретают необходимые туристам навыки, учатся отбирать и критически оценивать нужный материал, пользоваться специальной литературой, анализировать имеющиеся данные, сопоставлять факты.
Организация поездок в соответствии с учебно-образовательными задачами имеет ряд особенностей. Специалисты, занимающиеся подобной организацией, должны быть хорошо осведомлены о специфике обучения, о требованиях, предъявляемых к учебной дисциплине (в вузе — квалификации специалиста) образовательными стандартами. Поэтому важны учебные центры, которые занимаются организацией образовательных туров для учащейся молодежи. Как показывает опыт, особо эффективным является создание подобных центров в структуре университетов.
В образовательных программах вузовской подготовки по подготовке специалиста в области естественных наук (географии, геологии, биологии, экологии, лесопользования и др.) образовательный туризм предписан образовательными стандартами в качестве обязательной формы обучения по отмеченным специальностям. Для будущих преподавателей естественных наук в учебных заведениях различного уровня и профиля данная практика важна и в связи с тем, что на ней будущий специалист может изучить основы организации проведения натурных исследований9. При правильной организации полевой практики и ответственном отношении к ней студентов данная форма работы обеспе-
чивает будущего преподавателя необходимыми знаниями и умениями, которые будут востребованы в работе с учащимися (наблюдение за природными процессами, установление взаимосвязей между ними, определение причин природных явлений и процессов, составление и описание характеристик природных комплексов, организация наблюдений и исследований в природе).
Российскими университетами накоплен интересный опыт по организации естественнонаучного образовательного туризма. Важным звеном учебного процесса обучения будущих бакалавров и магистров образования по направлению «география», «биология», «экология»
являются учебные полевые практики. Отмеченные практики должны проводиться в особо интересных в природном, историческом, культурном отношениях районах, куда впоследствии будущий учитель сможет привести своих учеников на экскурсии.
Школьный образовательный туризм позволяет учителю осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспитательную,
научно-методическую, социально-педагогическую, воспитательную, культурнопросветительную и др. Поэтому задача полевых работ студентов заключается в освоении методик полевых изысканий, в приобретении умений и навыков исследования с последующим их использованием в практике будущей профессиональной деятельности.
Требования к профессионализму спе-циалистов-выпускников университетов постоянно растут. В настоящее время обострилась проблема профессиональной адаптации специалистов к динамично изменяющимся условиям трудовой деятельности. Это обусловливает новые требования к уровню квалификации ра-
ботников. Будущий преподаватель должен уметь находить, оценивать и анализировать необходимую информацию, уметь ее использовать на практике. Формирование и отработка практических навыков у студентов связана с решением значительных организационных проблем. Поэтому программами учебных студенческих поездок предусмотрено знакомство туристов с разнообразием проявления природных процессов и их результатов в пространстве. Это определяет значимость маршрутных образовательных поездок.
Северо-Западный регион России представляет безусловный интерес для образовательного туризма в системе среднего общего, специального и высшего профессионального образования. Школьный образовательный туризм при этом, безусловно, является самым массовым.
Санкт-Петербург — признанная туристская столица России. В нем сосредоточены культурные ценности мирового значения, являющиеся национальным достоянием российского народа. Достаточно сказать, что в списке Всемирного природного и историко-культурного наследия, утвержденного ЮНЕСКО, включена вся центральная часть Петербурга и дворцово-парковое ожерелье городских предместий. Результаты выборочного социологического опроса населения России показали, что Санкт-Петербург лидирует в перечне самых привлекательных городов страны.
Петербургский регион — традиционная территория, на которой проходят дальнюю комплексную практику по физической и социально-экономической географии студенты университетов страны. Этот огромный мегаполис предоставляет учащимся возможность изучить природные условия, ресурсный по-
тенциал, экономическое и социальное развитие и проблемы рационального природопользования. Приобретая опыт навыков проведения исследований сравнительного характера, учащиеся получают возможность более четко определить специфику своего региона.
Во время посещения Петербурга школьники имеют возможность непосредственно познакомиться с памятниками истории и культуры города, которые неоднократно рассматриваются в школьном курсе истории и литературы, побывать на крупнейших промышленных предприятиях и увидеть природные объекты, о которых идет речь в школьном курсе географии. В ходе поездки туристы знакомятся с географическими, биологическими, экономическими, экологическими, историческими, искусствоведческими, этнографическими, топонимическими и другими особенностями территории. Задачами поездок, проводимых по программе образовательного туризма, могут быть, в частности, овладение приемами сбора, обработки, анализа данных при маршрутных физико- и экономико-географических исследованиях, развитие у учащихся комплексного подхода в составлении полных и логически последовательных характеристик отдельных географических объектов или территорий; развитие сопоставления личных наблюдений с информацией, полученной из иных источников (в частности, в ходе теоретического изучения данного региона в курсах физической и социально-экономической географии России); выделение типичных и особенных черт объектов и процессов, объяснение их причин путем установления взаимовлияний природы и антропогенных факторов; комплексная оценка состояния природной среды и рациональность работы ТПК; географический
прогноз дальнейшего развития региона; изучение главных и наиболее интересных особенностей исследуемой территории с позиции дальнейшего изучения ее с учащимися в школьном курсе географии России; общение с петербуржцами, установление личных (для студентов — и научных) контактов.
Трудно переоценить роль учебнонаучных стационаров, на базе которых университеты организовывают практики для студентов. В Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена полвека полевая практика студентов проводится на географической станции «Железо». Эта база расположена в Лужском районе Ленинградской области, в районе среднего течения реки Луги, в 9,5 км от железнодорожной станции Толмачево. В физико-географическом отношении территория располагается на переходе зоны тайги в зону смешанных лесов, представляет значительный научный интерес для выяснения особенностей взаимоотношений всех компонентов геокомплексов.
В окрестности географической базы «Железо» хорошо выделяются четыре группы геокомплексов: в пределах хорошо дренированной части водораздельной озерно-ледниковой равнины, слабодренированная ее часть, склоны долины и логов, а также поймы. На всех геокомплексах можно наблюдать признаки изменения, обусловленные как процессом их естественного развития, так и антропогенным воздействием. Изучение динамики развития геокомплексов — одна из наиболее важных с позиции профессиональной подготовки географов форм работ, проводимых географическим факультетом РГПУ. Таким образом, территория окрестностей географической станции «Железо» уникальна в ландшафтном отношении. Со-
четание естественных и антропогенно обусловленных процессов проявляется на данных территориях весьма активно и разнообразно. Это предоставляет исследователям широкие возможности как по изучению современной динамики развития ландшафта, так и по прогнозированию его дальнейшей эволюции10.
Район является относительно благоприятным в плане оценки общей экологической ситуации. Микроклиматические условия, сосновые боры, обилие озер и источников минеральных вод способствовали превращению территории Среднего Полужья в дачный район Санкт-Петербурга со второй половины XIX века (уже в то время окрестности Луги называли «русской Швейцарией», или «северным Крымом»). В советский период здесь были организованы санатории для людей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта. И в настоящее время популярностью у жителей Северо-Запада России пользуются местные дома отдыха, пансионаты, туристские базы. Здесь локализованы многочисленные лагеря детского летнего отдыха и спортивные молодежные центры.
Успех организации учебных практик на геостанции «Железо» обусловлен не только особенностью верно разработанной методической системы, но и уникальностью местоположения самой базы. С середины 50-х годов на этом месте был организован учебный стационар факультета географии Городского педагогического института им. М. Н. Покровского. Со времени объединения (в 1957 г.) данного вуза с ЛГПИ (ныне РГПУ) им. А. И. Герцена станция «Железо» стала местом проведения разнообразных полевых практик студентов по топографии, геоморфологии, метеороло-
гии, гидрологии, почвоведению, морфологии и систематике растений, зоологии, фенологии, ландшафтоведению, туризму.
Стационар для полевых практик на геостанции «Железо» является не только учебно-методическим, но и научным полигоном, на котором в разное время проводили геологические, геоморфологические, почвенные, геоботанические, ландшафтные, археологические и другие изыскания известные ученые Д. В. Обручев, Ю. Д. Цинзерлинг, Е. В. Рухина, Б. П. Асаткин, И. В. Данилевский, А. А. Ни-ценко, Л. Б. Рухин, А. И. Лесков, Н. Ф. Гончаров, А. А. Спицин, Г. С. Лебедев и другие. Многочисленные научные работы по изучению природных особенностей территории были проведены и за пятидесятилетнюю историю существования научно-учебного стационара на базе университета. Они позволили ученым и студентам выступать с научными докладами на конференциях различного уровня (от студенческих до международных), написать десятки научных статей, диссертаций, а студентам — курсовые и дипломные работы. В течение многих лет на геостанции функционировала метеорологическая станция, где осуществлялись регулярные наблюдения за погодой, а в разных природных комплексах имелись постоянные площадки, на которых проводились декадные наблюдения за элементами микроклимата. Это, в частности, повышало научные основы учебных практик, поскольку позволяло студентам сравнивать показатели систематических наблюдений метеорологических элементов с показателями, самостоятельно полученными при отработке программы практики. Имевшиеся на станции смотровые колодцы по наблюдению за уровнями грунтовых вод позволяли практикантам правильно определять водный режим в различных
природных комплексах и выстраивать на их основе изолинии уровней залегания грунтовых вод.
Начало активных комплексных физико-географических исследований в 1964 году совпало с проведением расширенной ландшафтной (комплексной) практики, определившей методические принципы и заложившей традиции проведения данной формы учебной работы, что актуально и в настоящее время. В работах по изучению природно-территориальных комплексов (ПТК) окрестностей геостанции в те годы приняли участие ведущие ученые, работавшие на кафедре физической географии института: профессора А. М. Архангельский, А. М. Алпатьев, доцент А. Я. Степанов, а также молодые преподаватели А. Н. Шершнева, Ж. М. Белорусова, И. Н. Белкина. Были проведены многократные экскурсии вверх и вниз по течению реки Луги, во время которых преподаватели изучали геологические обнажения, рельеф, почвы и растительность.
В 1964 и 1984 годах на базе геостанции ЛГПИ им. А. И. Герцена проходили всесоюзные конференции, посвященные вопросам теории и практики проведения полевых студенческих работ в условиях стационара. Методика организации и проведения ландшафтной практики на геостанции «Железо» получила высокую оценку коллег, представлявших на конференции институты и университеты страны.
Геостанция и в настоящее время выполняет разносторонние функции: здесь работают ученые, проходят практики студенты, сюда совершают поездки учащиеся школ, интересующиеся географией. Природные условия окрестностей геостанции предоставляют исследователям с различной степенью подготовки весьма широкие возможности для
научных, в том числе и методических, изысканий.
На базе геостанции «Железо» факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена имеются предпосылки для создания музея природы и ее изучения. Такой музей может не только способствовать совершенствованию проведения практик, но и позволит оптимизировать работу со школьниками, традиционно посещающими район геостанции со своими учителями географии — бывшими студентами факультета. Организация музея поможет возродить опыт проведения межвузовских конференций, семинаров на базе географической станции.
Развитию образовательного экологического туризма в окрестностях геостанции РГПУ может, в частности, способствовать создание регионального комплексного заказника «Бассейн реки Кемка (Среднелужский заказник)», инициируемое учеными университета. Данная особо охраняемая природная территория в Лужском районе может быть ор-
ганизована в окрестности железнодорожных станций Толмачево и Мшинская на правом берегу р. Луга, а также в окрестностях геостанции «Железо» — на левом. Предлагаемый заказник на площади в 13 тыс. га позволит оптимизировать процесс сохранения своеобразных природных комплексов долины р. Луга с представляющими научный интерес обнажениями по берегам реки Кемка, редкими видами растений и животных11. К особо охраняемым объектам заказника могут быть отнесены элементы озерноречной сети, елово-широколиственные и сосновые леса, травяные ельники, а также редкие виды растений и животных (среди них— волчеягодник обыкновенный, колокольчик широколистный,
башмачок настоящий, эспарцет песчаный, ручьевая форель, хариус, речная минога, зимородок, садовая соня).
Подводя итог, можно сказать, что данная территория займет достойное место в структуре районов образовательного туризма Ленинградской области.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Погодина В. Л. Теоретические основы туристско-рекреационного ресурсоведения на примере Санкт-Петербурга. СПб., 2005.
2 Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов, 1988.
3 Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2000.
4 Герд В. А. Экскурсионное дело. М.; Л., 1928.
5 Положение о Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина — СССР». М., 1975.
6 КонстантиновЮ. С. Детский туризм в России Очерки истории. 1918-1998. М., 1998.
7 Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». В сб. официальных документов по детско-юношескому туризму, краеведению, организации отдыха детей и молодежи. / Сост. Ю. С. Константинов. М., 1999.
8 БиржаковМ. Б. Введение в туризм. СПб., 2002.
9 Погодина В. Л. Теория и практика организации экологического образовательного туризма в Ленинградской области. СПб., 2006.
10 Юренков Г. И. Спорово-пыльцевая диаграмма болотных отложений территории геостанции «Железо» (Лужский район Ленинградской области) и ее возможная палеогеографическая интерпретация: Материалы межвузовской конференции «География и смежные науки». СПб., 2003.
11 Красная книга природы Ленинградской области. Т. 1. Особо охраняемые природные территории / Под ред. Ю. В. Фокина. СПб., 1999.