Научная статья на тему 'Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства общества'

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ЕДИНСТВО / ТУРИЗМ / СЕРВИС / SCIENCE / EDUCATION / NATIONAL ARTISTIC TRADES / CIVIC UNITY / TOURISM / SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аманжолова Дина Ахметжановна

Автор рассматривает проблемы интеграции образовательной и исследовательской деятельности в вузе на примере научно-образовательного центра изучения народных художественных промыслов ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Показано, как данная структура позволяет консолидировать усилия вузовской науки, профессиональной среды и общественности в интересах стимулирования научного потенциала, повышения качества подготовки кадров для сферы туризма и сервиса, обеспечения важной социально-гуманитарной миссии высшего образования укрепление гражданственности, патриотизма и межэтнического согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers problems of educational and research activity at higher education institution by the example of scientifi c, educational and research centre of national artistic trades at RGUTIS. It has been presented how this structure consolidates eff orts of higher education institution science, professional environment for stimulating scientifi c potential, quality improvement of staff training for tourism and service, carrying out important social and humanitarian mission of higher education that is in strengthening of civic consciousness, patriotism and interethnic agreement.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства общества»

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства общества

Аманжолова Д. А.

Автор рассматривает проблемы интеграции образовательной и исследовательской деятельности в вузе на примере научно-образовательного центра изучения народных художественных промыслов ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Показано, как данная структура позволяет консолидировать усилия вузовской науки, профессиональной среды и общественности в интересах стимулирования научного потенциала, повышения качества подготовки кадров для сферы туризма и сервиса, обеспечения важной социально-гуманитарной миссии высшего образования — укрепление гражданственности, патриотизма и межэтнического согласия.

Ключевые слова: наука, образование, народные художественные промыслы, гражданское единство, туризм, сервис

The author considers problems of educational and research activity at higher education institution by the example of scientific, educational and research centre of national artistic trades at RGUTIS. It has been presented how this structure consolidates efforts of higher education institution science, professional environment for stimulating scientific potential, quality improvement of staff training for tourism and service, carrying out important social and humanitarian mission of higher education that is in strengthening of civic consciousness, patriotism and interethnic agreement.

Key words: science, education, national artistic trades, civic unity, tourism, service

В настоящее время конкурентоспособность стран определяется не только развитой экономикой и стабильной безопасностью, но и качеством образования на всех его ступенях. Для российского высшего образования одной из постоянно актуальных проблем является оптимизация и высокая эффективность реализации двух взаимосвязанных направлений — образовательного и научно-исследовательского. Они играют ключевую роль в деятельности каждого профессорско-преподавательского состава, изначально, по самой природе вуза, обеспечивающего неразрывное целое педагогов и ученых. Однако многолетний опыт показывает: далеко не всегда и не каждый вуз обладает столь необходимым двуединством, целенаправленно и результативно достигающим главной цели — подготовки квалифицированных специалистов, имеющих адекватный меняющимся условиям социальной практики уровень профессиональной и общекультурной (в т. ч. научной и гражданской) грамотности.

Не принимая в расчет так называемые вузы, превратившиеся в мелкие, но претенциозные конторы по выдаче «дипломов» гражданам, которые заведомо стремятся не к Знанию и Труду, а к обретению некоего симулякра, потворствующего тщеславным комплексам и неправедным инструментам достижения статуса, благополучия и т. п., обратимся к примеру традиционных высших учебных заведений, пережив-

20 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства...

ших десятилетия реформ и испытаний, сохранивших фундамент советской системы и встраивающихся в новый порядок организации образования и науки. Среди них немалую долю составляют такие, как Российский государственный университет туризма и сервиса (РГУТиС). За 60 лет он накопил солидный багаж в сфере организации учебно-воспитательного и научного процессов с учетом динамики развития отрасли (быт, услуги и досуг), объективных условий формирования научно-педагогических кадров в системе высшего профессионального образования, материальнотехнической и исследовательской базы.

Между тем, продолжающаяся реформа образовательной системы России, наряду с объективными социально-демографическими и экономическими факторами, предполагает новые испытания для каждого вуза. Как заявил на заседании Открытого правительства 25 июля 2012 г. премьер-министр Д. А. Медведев, «очевидно, что общее количество вузов превосходит все разумные рамки. Карфаген должен быть разрушен. Значительная часть вузов, которые не отвечают современным критериям, должны быть перепрофилированы или закрыты» [1]. Действительно, сегодня имеется немало институтов, неспособных выполнять возложенные на это звено образования задачи: в России со 142 млн населения их в 5 раз больше, чем в СССР, где на 300 млн чел. было 600 вузов. Понятно, что самые крупные вузы, сосредотачивающие лучшие силы и базу, имеют объективно и лучшие шансы на выживание. Их, увы, немного. Таким образом, остальным необходимо либо осуществить почти революционный рывок, консолидируя креативный потенциал ученых и педагогов для разработки и реализации инновационных проектов развития, способных привлечь новые силы, абитуриентов и инвестиции, либо смириться с предстоящим «секвестированием» по принципу: «Спасайся, кто может» [2]. Реализуемые се-

годня в РГУТиС меры нацелены не просто на выживание вуза, а на обретение нового качества — в повышении уровня и статуса профессорско-преподавательского состава, модернизации образовательных технологий, интеграции педагогической и исследовательской сторон жизнедеятельности университета, регенерации и совершенствовании инструментов взаимодействия с будущими работодателями выпускников.

Одной из таких мер стали научно-образовательные центры (НОЦ), аккумулирующие накопленный потенциал и инновационные возможности наиболее активных представителей старшего поколения ученых и молодых преподавателей. Традиционные механизмы соединения образования и науки в вузе — проблемные лаборатории, грантовые и диссертационные исследования, научно-практические конференции и конкурсы, межвузовское сотрудничество, работа по заявкам представителей отрасли и бизнеса, студенческое научное общество и т. д. — в данном случае интегрируются в интересах решения комплексной, социально значимой, перспективной в научном, педагогическом и производственном отношениях задачи. Сами НОЦ позволяют объединить исследовательский потенциал «заточенных» на научный поиск и нестандартные подходы ученых вуза, внештатных специалистов и студентов вокруг крупной и серьезной проблемы, организационно поддержать их энтузиазм и ответственность.

В РГУТиС несколько таких центров занимаются социально-гуманитарными исследованиями туризма и сервиса. В частности, ранее созданная и активно работавшая проблемная учебно-научная лаборатория изучения народных художественных промыслов 22 июня 2011 г. приказом ректора д. и. н., проф. А. А. Федулина была преобразована в Научно-образовательный центр изучения народных художественных промыслов РГУТиС (НОЦ НХП РГУТиС).

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

21

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

Почему именно народные художественные промыслы (НХП) были выделены как объект исследования, научной, организационной, методической и информационной поддержки? Это объясняется и направленностью на подготовку кадров для туризма и сервиса в РГУТИС, и острыми проблемами развития внутреннего и въездного туризма в России, и очевидной необходимостью всяческой поддержки народных промыслов. Более того, самые серьезные основания и стимулы содержатся в системообразующих факторах нашей государственности и социальной практики. Модернизация и инновации невозможны без укрепления духовно-нравственного здоровья всех слоев общества, преодоления социального неравенства, стимулирования культурной и социально-экономической активности и самодеятельности населения регионов и субъектов РФ. Не менее значимо и то, что ревитализация этнической самобытности — глобальный процесс, обеспечивающий повсеместный и постоянно растущий интерес к познанию и использованию традиционных компонентов организации быта и досуга народов, диалога культур, освобожденных от пошлости стандартизованной масс-культуры.

В то же время растущие сложности социально-культурной и межэтнической адаптации разных групп населения в условиях рисков мирового и внутреннего социально-экономического развития и миграционных процессов, динамичные трансформации характеристик и принципов культурной и этноидентификации граждан, актуальные проблемы обеспечения гражданского единства общества и модернизации регионов РФ на основе инновационных способов и технологий требуют адекватных и научно обоснованных данных, апробированных практических рекомендаций по оптимизации социальной и культурной политики РФ. Развитие народных художественных промыслов содей-

ствует укреплению гражданского общества и межэтнического согласия, эффективной модернизации субъектов РФ, поддержке малого предпринимательства, внутреннего и въездного туризма. Обеспокоенность общества проблемами образования и воспитания молодежи, формирования у нее культуры межэтнических отношений, способности создавать и поддерживать нравственно и социально конструктивную атмосферу жизнедеятельности также диктует потребность в дальнейшей научной проработке феноменов этнокультурной практики на примере НХП России как действенного фактора социализации и образования молодежи.

История художественных промыслов народов России богата замечательными примерами уникальных способов освоения и устроения среды обитания, органичной укорененности ценностей трудолюбия, изобретательности, солидарности, эстетизации окружающей среды, славных традиций гостеприимства, что само уже составляет огромный потенциал для обучения и воспитания подрастающих поколений, развития туризма и сервиса. Во всех регионах страны с давних времен, но особенно активно со 2-й половины XIX века широко распространялись производства самых разных изделий из всевозможных природных материалов, формировались принесшие России мировую славу школы народных умельцев и художников [3]. Однако в постсоветский период общество понесло тяжелые потери в развитии НХП. Ныне изготовлением изделий НХП (15 видов производств) по официальным данным занимается 250 предприятий в 64 субъектах РФ (особенно активно в Вологодской, Владимирской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Псковской и Самарской областях). Но значительное число самодеятельных и общественных организаций, мастеров и энтузиастов возрождения традиционной культуры находятся вне сферы внимания и не имеют воз-

22 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства...

можностей для научной, организационной и информационной поддержки. Несмотря на постоянный запрос со стороны туристов к исконной народной культуре и бесконечное многообразие талантливых мастеров НХП в нашей стране, лишь в 35 субъектах РФ существуют туристические маршруты с посещением мест традиционного бытования народных художественных промыслов, предприятий и мастер-классов [4].

Туризм в данном контексте следует рассматривать не только как отдельно выделяемую цель. Он может стать инструментом и действенным стимулом к поддержке и укреплению предприятий НХП во всех регионах России, тем самым содействуя как их экономике, так и межкультурной интеграции россиян, гармонизации межэтнических отношений, возрождению традиционных начал нравственности и духовности наших народов. Это особенно актуально для молодежи, в т. ч. студентов, готовящихся к профессиональной деятельности в туризме и сервисе. В соответствии с ФЦП развития внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011—2016 гг. народные художественные промыслы включены в актуальный портфель туристских и сервисных услуг большинства регионов РФ. Предназначение НОЦ — решение актуальных и долгосрочных задач, прямо связанных как с реализацией ФЦП развития внутреннего и въездного туризма в РФ, так и с более широкой социальной практикой всех россиян и иностранных туристов в профессиональной и досуговой сфере, в межличностных и гендерных отношениях, в этно-конфессиональном взаимодействии.

В состав НОЦ входят 1 доктор и 6 кандидатов наук — специалисты по истории, культурологии, философии, социологии, педагогике, декоративно-прикладному искусству, а также аспиранты и студенты. Это позволяет использовать междисциплинарные инструменты исследовательской и организационно-методической

работы, поскольку сами промыслы рассматриваются не просто как «точки роста туризма и сервиса», а как имеющие непреходящую ценность рукотворные сокровища России. НХП — показательный пример многовековой практики конструктивного межэтнического и межконфессионального взаимодействия, традиционного гостеприимства — в этом фундаментальное преимущество и колоссальная важность культуры народов нашей страны, утратить которые наше общество просто не имеет права.

Гуманитарные и прикладные приоритеты работы центра состоят в следующем:

• стимулирование научно-образовательного взаимодействия ученых РГУ-ТиС, региональных и российских административных структур, представителей туристской отрасли, производителей в инновационном развитии НХП как действенного инструмента активизации туризма и сервиса;

• создание ориентированной на российских и зарубежных туристов пополняемой электронной базы данных о народных художественных ремеслах и промыслах, составление коллекций и содействие презентации работ мастеров и объединений, занимающихся возрождением народной культуры ремесел;

• развитие понимания и уважения к культуре других народов, формирование умения жить в мире и согласии с представителями разных этнических, религиозных, художественных традиций;

• выработка у молодежи способности к активной и эффективной жизнедеятельности в интенсивно меняющейся и постоянно усложняющейся поликультурной среде; создание условий для участия в проекте молодежных и иных организаций и коллективов, этнокультурных объединений;

• укрепление межрегионального и международного сотрудничества, расши-

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

23

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

рение культурных связей в разных областях народного искусства;

• совершенствование творческого сотрудничества, расширение культурного обмена практическим опытом между мастерами и энтузиастами возрождения народных ремесел; стимулирование интереса современных мастеров к изучению, сохранению и развитию национальных традиций. Центр сотрудничает на договорной основе с Ассоциацией «Народные художественные промыслы России» и НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ (Оренбургский государственный университет). НОЦ организует социально-культурную практику молодежи, в т. ч. студентов, осуществляет картографирование центров НХП и размещение информации об НХП на портале «Живая карта России» (www.livemaprus.ru), представляет итоги научно-исследовательской и прочей деятельности по изучению и пропаганде НХП на выставках, конференциях, семинарах и форумах, в публикациях и др.

В предшествующий период сотрудники НОЦ уже участвовали в разработке научных проектов РГУТИС («Исследование влияния туризма на региональное развитие»; «Стратегическая программа развития туризма в регионах РФ»). В настоящее

С. н. с. НОЦ, к. пед. н., доц. Г. В. Ганьшина на Форуме «Муниципальная Россия». Фото Н. В. Чаус

время работа центра соединяет социальногуманитарные и прикладные приоритеты в рамках научно-исследовательской проблемы «Народные художественные промыслы в социально-историческом и этнокультурном пространстве России: парадигмы гражданского единства и инновационного развития». Это предполагает теоретикометодологическое исследование парадигм обеспечения гражданского единства и инновационного развития в истории, конструктивном социальном и этнокультурном функционировании и взаимодействии народов России посредством возрождения и развития НХП; историко-культурное и социально-антропологическое измерение критериев и специфики межкультурных коммуникаций народов России в интересах формирования российской гражданской нации на примере народных художественных промыслов РФ. Не менее важно социально-культурное и научно-методическое обоснование и развитие НХП как одного из приоритетов инновационного развития регионов РФ в интересах формирования здоровой духовно-нравственной среды, преодоления социального неравенства населения, стимулирования внутреннего и въездного туризма, сервиса. Безусловно, целенаправленная и системная работа НОЦ улучшает и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки высококвалифицированных кадров с учетом теоретического и прикладного значения народных художественных промыслов РФ для туризма и сервиса.

Междисциплинарные разработки сотрудников НОЦ, разнообразные творческие контакты с учеными, сотрудниками региональных администраций и турфирм, представителями и мастерами народных художественных промыслов не только позволяют пополнять базу данных и углублять исследовательскую работу, но и непосредственно расширять информационный, методический и организационный потенци-

24 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства...

ал как самих мастеров и их структур, так и учебно-воспитательного и научно-исследовательских процессов в вузе.

Учеными НОЦ разрабатывается оригинальная методика классификации НХП, базирующаяся на культурной специфике народов России. Это позволило, в частности, создать карты размещения центров НХП по федеральным округам РФ и туристические маршруты по отдельным этнокультурным центрам, справочник по истории и географии НХП России. На созданном в РГУТиС портале «Живая карта России» представлены оригинальные этикетки и паспорта около 200 НХП, содержащие сведения не только о типе промысла, его местоположении производственной базе и туристской инфраструктуре, но и об этнокультурной специфике декоративно-прикладного искусства и творчества, об истории и значении успешного межэтнического сотрудничества в разных регионах России. Солидный багаж выступлений и докладов на всевозможных форумах и конференциях, научных и методических публикаций членов НОЦ и привлеченных специалистов (за 2 года — 3 монографии, 2 учебных пособия, более 40 статей в изданиях из перечня рецензируемых журналов и др.), успешные защиты диссертационных исследований также

подтверждают результативность избранных подходов и методик [3, 5].

Солидное место в работе НОЦ занимает привлечение студентов к самостоятельной учебной и научно-исследовательской работе в рамках изучения фундаментальных и специальных гуманитарных дисциплин (История, Философия, Социология, Правоведение, Краеведение, Культура регионов России, Народы России, Основы социального государства и гражданского общества, Методы научных исследований, Сервисология и др.). Широкое применение нашли экскурсии студентов филиала РГУТиС — Института туризма и гостеприимства (ИТиГ) — на выставки, в музеи и центры НХП, подготовка ими самостоятельных творческих эссе, репортажей, фото- и видеоальбомов, презентаций, докладов об истории и культуре межэтнического согласия, промыслах и традициях гостеприимства народов России. Это важно не только для повышения общекультурного уровня молодежи в ее представлениях о России и собственно профессиональной подготовки будущих кадров для туризма и сервиса. В рамках работы НОЦ десятки студентов дневной и заочной форм обучения ИТиГ привлекаются к проведению интервью и составлению аналитических материалов, участию в студенческих науч-

На заседании научно-образовательного центра НХП. 2012 г. Фото Д. А. Аманжоловой

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

25

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

ных конференциях, на которых занимают призовые места. На III Всероссийской заочной олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» в Российском государственном профессионально-педагогическом университете (г. Екатеринбург) при участии Научно-образовательного центра развития ремесленничества (г. Екатеринбург) Дипломом была отмечена работа студентки ИТиГ М. Л. Машин-ской (науч. руководитель — с. н. с. НОЦ, к. ф. н., доцент Е.Н. Васильева). Подобные интерактивные методы и средства оказывают серьезное оздоравливающее воздействие на нравственно-психологический облик молодежи, формируют у нее зримые и яркие комплиментарные представления о единой многонациональной Родине, о трудовых традициях и эстетических ценностях народов страны, о значении культуры межэтнических коммуникаций.

Весной 2012 г. в ИТиГ под руководством сотрудников НОЦ НХП открыт культурный центр «РОССИКА», в котором проходят заседания студенческого научного кружка «Респект», встречи с мастерами НХП и учеными, викторины, дискуссии, конкурсы и т. д. Особый интерес у студентов вызвали встроенные лекции, а также мастер-классы: по истории и культуре народов Сибири его провела д.и. н., в.н.с. Российского института культурологи, этнограф М.В. Монгуш; по основам Северодвинской художественной росписи — к. и. н., член Союза художников РФ В.Б. Ключикова.

Особое внимание в деятельности НОЦ отведено всевозможным формам взаимодействия с представителями региональных администраций, ответственных за культурное наследие и туризм, работниками туристических структур, учеными и педагогами других вузов. Современные методы и формы повышения квалификации этих категорий специалистов в рамках программ дополнительного образова-

ния, реализуемых в РГУТиС — экскурсии, мастер-классы по разработке туристических продуктов для разных социально-демографических групп, по фотосъемке изделий НХП, картографированию центров бытования промыслов и пр. — позволяют организовать предметные дискуссии и обмен опытом, аккумулировать творческие идеи, спланировать и реализовать новые формы сотрудничества.

Таким образом, НОЦ НХП РГУТиС за последнее время приобрел достаточно интересный, разнообразный и результативный опыт интеграции учебно-воспитательной и исследовательской деятельности. В то же время этот опыт позволяет конкретизировать наиболее чувствительные проблемы в применении инновационных исследовательских и образовательных технологий в типичном российском вузе. К ним следует отнести явно недостаточную организационную, финансовую и материально-техническую поддержку таких вузовских инициатив со стороны отраслевых ведомств, учреждений и предприятий, а также общественных организаций. В частности, особенно заметна тяжелая традиция инерционной модели поведения чиновников регионального и местного уровня: для большинства из таких участников программ повышения квалификации на базе РГУТиС характерно стойкое убеждение в том, что в отношении народных промыслов и их вклада в развитие туризма и сервиса «дело с места не сдвинуть», «никому это не нужно» и т. п.

Неопределенность положения НХП в системе органов исполнительной власти сверху донизу, когда «у семи нянек дитя без глазу», в ряду приоритетов организационной и финансовой поддержки ставит НХП далеко не на первые места практически повсеместно. К примеру, в Ивановской области Палехским промыслом ведает департамент культуры и культурного наследия, включающий в свои планы раз-

26 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства...

Мастер-класс по художественной росписи для студентов ИТиГпроводит сотрудник НОЦ, член Союза художников РФ В. Б. Ключикова. Май 2012 г. Фото Д. Клюс

личные мероприятия социально-культурного характера, с которыми практически не соотносятся первоочередные планы департамента спорта и туризма. В целевой программе по развитию туризма в области на 2009—2016 гг. на 2011 год было запланировано создание центра туризма в Палехе, но судя по итогам командировки сотрудников НОЦ в Палех в июне 2012 г., он так и не создан. Раздел, посвященный созданию данного центра, не предусматривает в числе ответственных структур департамент спорта и туризма. Более того — относительно создания центра туризма в Палехе в пункте «разработка и продвижение туристских продуктов» ответственных вообще нет! Меж тем, только с 2008 по 2009 гг. поток туристов в область, судя по содержанию данной программы (более свежих данных обнаружить не удалось), уменьшился почти на 100 тыс. чел. (зарубежных в т. ч., причем их вообще намного меньше россиян) [6].

В то же время к нашим конкретным предложениям об участии в научно-методической, информационной и иной поддержке туризма в Палехской администрации заинтересованности не проявили...

Тем не менее, сотрудником НОЦ, членом Союза художников РФ, кандидатом исторических наук В. Б. Ключиковой при участии других ученых центра создан

оригинальный проект создания «Деревни мастеров» в известном центре лаковой миниатюры — г. п. Палех Ивановской области. Он подтвержден авторским свидетельством и творчески учитывает историко-культурные, географические, локально-территориальные, инфраструктурные и иные особенности места и самого древнего промысла, что позволяет реализовать комплексный подход к реализации замысла и в то же время развивать проект как основу для применения в других регионах.

В интересах всемерного содействия мастерам, организациям и структурам, занимающимся развитием и продвижением НХП как культурного достояния и туристского ресурса, НОЦ осуществляет весьма разнообразную деятельность: организация социологических и кросс-культурных обследований регионов по проблемам развития этнокультурного туризма, в т. ч. народных промыслов; паспортизация НХП; создание виртуального музея НХП; картографирование НХП регионов; разработка туристических маршрутов и экскурсий по центрам и местам бытования НХП; проведение учебы сотрудников турфирм по историко-культурной и этнокультурной специфике и развитию культурно-познавательного туризма в регионах; предоставление условий для временной экспозиции изделий НХП на базе университета; конкурс студенческих работ по проблемам истории и культуры, развития туристских ресурсов субъектов РФ; организация он-лайн конференций для преподавателей и студентов, представителей заинтересованных организаций о промыслах, мастерах, истории, культуре и туризме в конкретном регионе и др. Все это с успехом можно апробировать и на примере Палеха.

Негативную роль играют также отсутствие административных и организационных рычагов повышения ответственности, действенных способов стимулирования должностных лиц к развитию промыслов

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

27

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО: ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ТРЕНДЫ

и туризма в местах их бытования, незаинтересованность предприятий туризма и сервиса в ревитализации потенциала НХП, недостаточный уровень специальной и общекультурной подготовки значительной части кадров экскурсоводов, неразвитость межрегиональных обменов в этой сфере, «местечковое» сознание ряда организаторов культурных программ в центрах промыслов и т. д. Поддержка социально ориентированных проектов, рассчитанных не на коммерческую прибыль и не на создание очередных «потемкинских деревень», а на возрождение культуры и нравственных ценностей со стороны отраслевых ведомств оставляет желать лучшего (яркий показатель — их ничтожные организационно-финансовые вложения в проекты социальногуманитарного характера).

Не лучше обстоит дело и с бизнесом: понятно, что рассчитывать на его альтруизм бессмысленно, но именно власть и общество должны и могут создать и применить правовые, институциональные, информационные, социально-психологические средства и рычаги для формирования гражданской ответственности капитала. Все это вкупе создает серьезные препятствия для продвижения творческих проектов, требующих нестандартного мышления, новаторского риска, повседневной системной работы (в т. ч. рутинной), не рассчитанной на быструю и легкую прибыль.

Отсутствие общей социально-гуманитарной цели, которая может возвысить и консолидировать усилия энтузиастов, мастеров НХП, чиновников, бизнесменов, ученых, представителей общественности, обусловливает ограничение сектора туризма и сервиса сложившимся в 1990-е годы

Литература:

1. Известия. 2012. 25 июля.

2. См.: «Ассоциация ведущих экономических

и управленческих университетов России

стереотипным набором услуг, приносящих «быстрые деньги» при выполнении минимально необходимого пакета требований. В итоге растущие запросы россиян и зарубежных туристов в отношении качества, разнообразия и оригинальности предложений, активизация этнокультурных факторов идентификации молодежи, стремление общества к практическому вкладу в сохранение преемственности поколений не находят должного удовлетворения. Неким позитивным сигналом выглядит «передача» кураторства над туризмом Министерству культуры РФ, однако действенные импульсы от него могут появиться лишь при условии серьезного ментального поворота в мотивации и практике соответствующих акторов, перенастройки всей системы управления социально-культурной сферой и характера взаимодействия власти и общества. Определенный оптимизм внушает и инициатива губернатора Подмосковья С. К. Шойгу создать в регионе ландшафтный парк «Россия», позволяющий на 300 га представить колоссальные богатства и культуру страны. Как заметил по этому поводу В. В. Путин, «Россия с ее уникальной природой, тысячелетней историей, этническим, культурным многообразием действительно способна показать очень много полезных и интересных вещей и не только для наших граждан, но и для наших гостей» [7].

Инициативы и сама деятельность НОЦ НХП и других научно-образовательных структур РГУТиС рассчитаны именно на такие долгосрочные приоритеты, комплексное решение названных проблем и последовательное развитие перспективных направлений модернизации исследовательской и учебно-воспитательной деятельности вуза.

хочет решать, какие учебные заведения

подлежат закрытию» // Известия. 2012.

27 июля.

28 № 3/2012

Современные проблемы сервиса и туризма

Научно-образовательная деятельность вуза как фактор укрепления гражданского единства...

3. Подробнее см.: Аманжолова Д. А. Рукотворные сокровища России. Инновационный проект РГУТиС. М.: КноРус, 2011; Ее же. «Этнокультурные традиции и сервисная деятельность: некоторые подходы и проблемы // Туризм и сервис в панораме тысячелетий». Вып. 3. М., 2011; Васильева Е. Н., Машинская М. Л. «Оконные наличники как элементы этнографического и сельского туризма». Там же; Шабанова М.В. «Народные художественные промыслы в этнокультурном пространстве Северного Кавказа: традиции и современность» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 1; Ганьшина Г. В. «Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 3; Ганьшина Г. В., Чаус Н. В. «Народные художественные промыслы как средство активизации событийного туризма в России» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2 и др.

4. Парламентские слушания на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития». Информационно-аналитические материалы. М., 2011. С. 5-6, 13.

5. Ханбабаева З. М., Курбанов К. К.,Даитов В. В. «Народно-художественные промыслы Дагестана» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 3; Мавлютова З. А. «Историко-культурная специфика башкирского декоративно-прикладного искусства» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4; Аманжолова Д. А. «Народные художественные промыслы как область применения инновационных гуманитарных проектов». Стратегическое управление социально-экономическим

развитием туристско-рекреационных регионов. М.: ИТиГ, 2009; Ее же. «Преемственность — патриотизм — модернизация: интеграционные проекты РГУТиС» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3; Шабанова М. В. «Историография русской народной вышивки второй половины XIX — начала XX вв.» // Вестник РУДН. Серия История России. 2010. № 6; Ганьшина Г. В. «Поликультурный характер народных художественных промыслов и ремесел Среднего Поволжья» // Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Вып. 3. М., 2011; Головина Е. А. «К вопросу о становлении историографии народных художественных промыслов России (конец XIX — начало XX вв.)». Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Там же; Кржи-жевский В. М. «Проблемы формирования толерантности и подготовка кадров для туризма и сервиса». Там же; Чаус Н. В. «1812 год в народных художественных промыслах» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4 и др. В рамках тематики НОЦ за последние 2 года успешно защищены 3 кандидатские диссертации, 3 аспиранта продолжают исследования по проблемам НХП. Сотрудники НОЦ приняли участие в более чем 20 международных и всероссийских конференциях, форумах и семинарах.

6. Долгосрочная целевая программа Ивановской области «Развитие туризма в Ивановской области на 2009-2016 гг.» (в редакции постановлений правительства области за 2009-2012 гг.). См.: http:// ivanovoobl.ru/userfiles/file/ntd/dcp/300-p. pdf (дата обращения: 2.08.2012).

7. Башкатова А. В России появится ландшафтный «Диснейленд», Независимая газета. 2012. 7 августа.

Научно-образовательное пространство: идеи, концепции, тренды

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.