ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.14.015.62
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ВУЗА
I Суслова Ирина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, osp. 08@mail.ru,
I ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва
Reform of the Russian professional education raises the need for significant changes in the understanding of university educational program, connected with the development of research training model, which enables to create independent thinking and creative activity of the students. In this connection increases the role of the different directions of the scientific work of students as connected with the educational process, so and beyond its limits.
Реформирование российского профессионального образования вызывает необходимость внесения значительных изменений в понимание образовательной программы вуза, связанных с развитием исследовательской модели обучения, позволяющей формировать самостоятельное мышление и творческую активность студентов. В этой связи повышается роль различных направлений научной работы студентов как связанных с учебным процессом, так и выходящих за его пределы.
Keywords: scientific work, research, student, skills, abilities, competencies, level of training, educational process, independence
Ключевые слова: научная работа, исследования, студенты, навыки, умения, компетенции, уровень подготовки, образовательный процесс, самостоятельность
В условиях реформирования характеристики российской системы высшего профессионального образования постепенно изменяются в соответствии с общими направлениями развития современного общества. Повышается роль профессионализма, личной активности студента, его заинтересованности в самосовершенствовании и готовности к самообразованию. Формируется понимание образования не как процесса, ориентированного на передачу готовых знаний от преподавателя к студенту, а как комплексной системы, направленной на индивидуализацию овладения студентом умениями, навыками, компетенциями, необходимыми для успешного трудоустройства на рынке труда.
Такой подход к образованию базируется на развитии профессионального мышления студентов путем переноса акцентов учебной работы на самостоятельные виды деятельности обучающихся и ее мотивацию. Самостоятельная работа студентов рассматривается как методическая основа достижения прочных и глубоких знаний, профессиональных компетенций, формирования познавательной активности и целеустремленности.
Основное место в самостоятельной работе студентов занимает научно-исследовательская работа. При модернизации системы высшего профессионального образования она переходит от желательных, но не обязательных элементов учебного процесса в состав необходимых активных средств развития выпускников. Студенты в период обучения в вузе вносят посильный вклад в разработку теоретических и прикладных вопросов различных направлений научного познания, определяют пути их практического использования.
Сочетаясь с другими видами учебного процесса, НИР способствует реализации ком-петентностной основы подготовки выпускников. Образовательная деятельность вуза опирается на личную заинтересованность студентов в приобретении и расширении профессиональных навыков и умений, развитии творческих способностей. Участие в НИР, самостоятельном научном поиске, является высшим уровнем познавательной активности студентов.
Использование личностно-ориентированного подхода при организации учебного процесса предусматривает рассмотрение НИР
50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3
Научно-исследовательская работа студентов в образовательной программе вуза
студента в качестве творческого процесса совместного с преподавателем поиска решения проблемы, содержащей определенные элементы новизны. В ходе исследовательского поиска между ними осуществляется познавательный обмен знаниями, умениями, навыками и другими ценностями, направленный на формирование профессионального мышления студента, его способности самостоятельного использования научных методов познания. Все это положительно влияет на процесс успешного овладения компетенциями, предусмотренными при освоении конкретной образовательной программы [2. С. 65].
Осуществляя руководство исследовательской работой, преподавателю следует целенаправленно определять наиболее результативные приемы воздействия, учитывая психологические особенности личности студента, постоянно мотивировать его творческую активность, правильно оценивать уже полученные знания. При этом исследовательская работа должна предусматривать систему непрерывного участия студентов в научной деятельности на протяжении всего периода учебы в вузе. Основой такой системы выступает преемственность ее методов и форм от одной учебной дисциплины к другой, от младших курсов к старшим, включая итоговую выпускную квалификационную работу.
Подобный подход позволяет постепенно повышать объем и сложность заданий, навыков, умений, формируемых у студентов в процессе выполнения разноплановых НИР, непрерывно встраивая их в профессиональные компетенции, востребованные на рынке труда. Указанный подход чрезвычайно актуален при подготовке кадров для сферы сервиса и туристского бизнеса, поскольку его специфика предъявляет повышенные требования к развитию у выпускников творческих способностей, познавательной активности, культуры исследовательской деятельности. Процесс обучения способствует расширению у студентов сервисного, туристского и менеджерского направлений подготовки базовой основы поисковой работы, воображения, способности к самостоятельности выводов, принятию и реализации решений. Все названные характеристики необходимы для участия в научных исследованиях.
Представляется, что для обеспечения системного решения вопросов планирования,
организации и стимулирования НИР студентов, увеличения числа участников необходимо найти подходы к ее более широкому включению как в аудиторную, так и во внеаудиторную самостоятельную деятельность обучаемых. При этом целесообразно идти по пути расширения потенциала освоения содержания различных учебных дисциплин, начиная с первого курса, с помощью элементов исследовательской работы [3. С. 77].
Однако выполнить подобную задачу во время первых семестров обучения достаточно сложно. В результате большинство студентов младших курсов в научной работе не участвуют, и, прежде всего, это связано со следующими факторами:
— отсутствие у первокурсников необходимых для успешного обучения в вузе навыков и умений;
— низкий уровень развития факультативной и профильной работы в школах по гуманитарным, социальным, экономическим и естественно-научным предметам;
— отсутствие заинтересованности студентов младших курсов в выполнении НИР;
— постепенное снижение общего уровня подготовки абитуриентов;
— недостаточная активность преподавателей в привлечении студентов к НИР;
— низкий уровень координационной деятельности преподавателей разных общеобразовательных кафедр по выявлению студентов, проявляющих интерес к НИР.
Вместе с тем, вполне возможно уже на первом и втором курсах обучения организовать НИР студентов в процессе освоения учебных дисциплин общеобразовательного характера, входящих в состав гуманитарного и социально-экономического, а также математического и естественнонаучного циклов рабочих учебных планов, реализуемых вузом основных образовательных программ. Хорошо продуманные преподавателем задания НИР могут дать студенту в процессе их выполнения больше навыков и умений, чем просто прослушанный лекционный курс, не заменяя, а дополняя и углубляя его.
Содержание заданий и форма НИР по дисциплинам должны определяться так, чтобы в ходе их выполнения студент использовал дидактическую основу и логическую структуру учебного материала в соответствии с требованиями государственного общеобразовательно-
51
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
го стандарта и рабочими программами. Во время лекционных занятий студентам передаются основные понятия, положения, механизмы, раскрывающие содержание дисциплины, на семинарских и практических занятиях ставится задача обработки приемов их механического и технического применения, а с помощью заданий по НИР можно значительно повысить результативность данного процесса.
В качестве заданий по гуманитарным, социальным и экономическим дисциплинам могут выступать подготовка рефератов, эссе, обзоров и других вариантов научной работы студентов по одной из предложенных тем, базирующихся на содержании лекционного и практического материала. При их выполнении в результате поиска и изучения различных дополнительных информационных источников, происходит углубление конкретных понятий, терминов, фактов науки и практики.
В рамках математических и естественнонаучных дисциплин студенты сервисного, туристского и менеджерского направлений также имеют возможность расширить свои способности в области самостоятельного творческого мышления, развить умения постановки и решения практических задач в области исследовательской деятельности. Задания по курсу «Математика» могут включать вопросы математического моделирования социально-культурных и экономических процессов, выполнения разноплановых расчетно-графических работ. По дисциплине «Концепция современного естествознания» студенты могут выполнять экспериментальные работы. Осваивая курсы «Информатика» и «Компьютерная подготовка», можно получать теоретические навыки широкого использования возможностей современных информационных систем.
Систематическое выполнение подобных работ в процессе освоения общеобразовательных учебных дисциплин превращает студентов младших курсов из обучаемых в самостоятельно обучающихся, развивает у них исследовательские навыки соответствующей направленности. Практика показывает, что при подготовке научных работ студенты более глубоко осваивают тему учебного курса, приобретают навыки поиска дополнительной литературы, ее самостоятельного осмысления, а поставленные в ней вопросы преобразуются из абстрактных теоретических положений в инструмент исследования определенных явлений.
Важным условием превращения НИР студентов первого и второго курсов в постоянный элемент учебного процесса является включение в тематический план проведения семинарских и практических занятий по рабочей программе дисциплины, обсуждение докладов и сообщений студентов по результатам проведенных исследований в форме диспутов, дискуссий, круглых столов и т. д. Подобный подход, а также обязательное отражение вопросов НИР во всех разработках учебно-методического комплекса дисциплины способствует повышению статуса исследовательской деятельности студентов, отражает ее роль и место в формируемых в процессе ее освоения компетенциях. Для более широкого охвата студентов научной работой можно использовать групповые формы деятельности, объединения студентов в исследовательские команды, участники которых совместно подбирают, изучают, систематизируют дополнительный информационный материал по выбранной теме, готовят его презентацию, отвечают на вопросы во время обсуждения.
Нельзя не учитывать и мотивационные моменты, побуждающие и привлекающие студентов к НИР, среди которых можно выделить следующие:
— возможность самоутвердиться, показать свою значимость;
— продемонстрировать личностную принадлежность к научной деятельности;
— выразить свою индивидуальность и самостоятельность мышления;
— приобрести навыки творческой научной работы;
— участвовать в исследованиях совместно со студентами старших курсов, аспирантами, преподавателями.
Организация студенческой научной работы основывается на наличии у ее участников необходимых знаний, умений и навыков. Для успешного достижения поставленных перед ней целей и задач следует исходить из готовности студентов к выполнению самостоятельной исследовательской работы. Реализуя принцип индивидуального подхода, преподаватель должен на первых занятиях проводить диагностику уровня подготовки, навыков, интересов, самостоятельности и целеустремленности каждого студента, что определяет возможность последующей дифференциации НИР студентов.
52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3
Научно-исследовательская работа студентов в образовательной программе вуза
Для студентов с невысоким уровнем развития самостоятельности целесообразно ставить задачи, связанные с расширенным сбором, обработкой, изучением и доведением до аудитории репродуктивного материала по темам учебной дисциплины: подобрать литературу и изучить конкретную тему или вопрос; собрать материал и провести расчет по определенному алгоритму; выполнить задание по предложенному образцу и др.
Студентам со средним уровнем самостоятельности и саморазвития лучше ставить задания репродуктивно-творческого характера, направленные на углубление понятий и положений, применение усвоенных теорий, законов и правил на практике: подготовить реферат, сообщение, доклад, провести обзор информационных источников по теме и т. д.
Студентов с высоким уровнем развития навыков самостоятельной деятельности можно ориентировать на работу творческого характера, связанную с осмыслением теоретических положений дисциплины, нахождением оригинальных подходов к решению задач практического плана, использованием ранее сформулированных компетенций при рассмотрении конкретных ситуаций, подготовкой инновационных работ и проектов.
Индивидуально-дифференцированный подход в научной работе помогает успешному личностному росту студентов, повышает уровень их активности и саморазвития. Результативность НИР студентов в процессе освоения учебных дисциплин младших курсов связана с реализацией целей всего вузовского образовательного процесса и приобретением следующих навыков и умений:
• работа с учебными, периодическими, научными и методическими источниками;
• проведение эксперимента с использованием необходимых технических средств;
• сбор и обработка необходимой информации, анализ полученных результатов;
• предложение подходов к решению проблем с использованием приобретенных компетенций;
• прогнозирование результатов возможных последствий развития вариантов решений;
• подготовка презентаций результатов индивидуальной и групповой работы;
• публичные выступления, ведение дискуссий.
Подведение итогов выполненных исследований с характеристикой особенностей и лич-
ного результата каждого необходимо для формирования и развития у студентов постоянной потребности в самосовершенствовании и продвижении вперед.
Таким образом, можно выделить следующие положительные моменты привлечения студентов различных курсов обучения к НИР:
— студенты быстрее включаются в образовательный процесс вуза и адаптируются к его особенностям;
— в процессе более частого общения студентов с преподавателями при выполнении научных работ улучшаются их взаимопонимание и психологический контакт;
— выполняя научные исследования, студенты лучше усваивают дисциплинарный материал, приобретают устойчивые дополнительные навыки в области саморазвития и самообразования;
— у студентов формируется подход к построению личностной траектории профессионального образования.
Получив опыт НИР на младших курсах, студенты используют приобретенные навыки в процессе дальнейшего обучения, включая на старших курсах в курсовые работы и проекты, отчеты по практике, выпускные квалификационные работы разделы исследовательского характера или полностью выполняя их как самостоятельные исследования по определенной тематике.
Рассмотренные виды научной работы студентов относятся к элементам исследовательской деятельности, включенным в учебный процесс. Особенно важно, что они успешно встраиваются в программу высшего профессионального образования и специалистов, и бакалавров, и магистров. Кроме того, студенты разных курсов имеют возможность осуществлять НИР, дополняющую учебный процесс. Эта форма организации научной деятельности включает различные виды исследовательских работ, не предусмотренные программами обучения: участие в работе студенческих научных кружков, семинаров, исследовательских лабораторий, конференций, конкурсов, олимпиад, подготовка публикаций по результатам выполнения творческих работ и др. Она отражает более высокий уровень сформированности исследовательской способности студента, его готовности к выстраиванию траектории непрерывного образования, обучения в магистратуре, аспирантуре. Выс-
53
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
шей формой НИР студентов рассматривается их участие в качестве исполнителей в выполнении бюджетных и внебюджетных исследований, проводимых профессорско-преподавательским составом на кафедрах и в лабораториях вуза, а также осуществление собственных поисковых работ при получении гранта.
Наиболее ценной в этом непрерывном процессе является возможность координации совместных усилий и творческого потенциала научно-преподавательского состава и студентов в работе над проблемами теоретического и прикладного характера, отражающими общую целевую направленность профессионально-образовательной и научной деятельности вуза. Примером подобного подхода может стать организация НИР студентов, выходящая за пределы основных образовательный программ в ФГОУВПО «РГУТиС».
На протяжении многих лет на общеобразовательных и выпускных кафедрах университета выполняется научная работа студентов в рамках тематики, отражающей специфику закрепленных учебных дисциплин и направлений исследовательских интересов преподавателей. По ее результатам организуются кафедральные студенческие научные конференции. На них выявляются лучшие НИР, исполнители которых рекомендуются к участию в работе факультетских научных конференций, обладающих правом выдвижения кандидатов на аналогичную конференцию общеуниверситетского уровня.
Кроме кафедральной работы, на каждом факультете университета организована работа студенческого научного семинара, направленная на ознакомление его участников с тематикой, ходом выполнения, результатами исследований студентов различных курсов, специальностей и направлений подготовки в области решения прикладных проблем, представляющих повышенный интерес для сферы туризма и сервиса.
Заслуживает внимания рассмотрение опыта широкого привлечения студентов различных факультетов к выполнению крупномасштабного инновационного научного проекта «Живая карта России». Проект осуществляется ФГОУВПО «РГУТиС» с 2010 года. Цель его проведения — разработка методического, информационного и программного обеспечения для составления интерактивной карты туристских ресурсов, расположенных в различных регионах страны [1. С. 67]. В процессе иссле-
дования перед студентами поставлена задача сбора, обработки, систематизации и унификации первичной информации о туристических объектах, расположенных на территории отдельных административно-территориальных поселений с учетом требований предложенной учеными университета методики.
Размеры территорий административных регионов страны и задача охвата исследованием максимального количества объектов, представляющих туристский интерес, вызвали необходимость привлечения к выполнению данной работы большого числа исполнителей. В их состав вошли студенты университета разных факультетов, специальностей, направлений, курсов. Принадлежность участников научного проекта к профессиональному обучению, отличному от туристского, не имеет значения, поскольку характер поисковой работы базируется не на формируемых конкретной специальностью компетенциях, а на использовании навыков применения научных принципов познания, проведения подбора необходимой информации, ее уточнения и систематизации, а также готовности к самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности, направленной на достижение поставленной цели. Особое внимание уделяется наличию у студентов познавательного интереса к участию в данном исследовании и работе с первичными информационными материалами, составляющими его базовую основу. Отбор студентов показал, что их желание войти в состав исполнителей проекта в основном основывается на увлечении туризмом и краеведением или предрасположенности к поисковой работе, стремлении к формированию и развитию навыков ее выполнения.
Полученные к настоящему времени результаты свидетельствуют о том, что студенты успешно справляются с поставленной целью. Выполняемую ими научную работу можно разделить на ряд этапов.
На начальном ознакомительном этапе перед студентами ставится задача изучения методики исследования различных типов туристского пространства, состава входящих в них объектов, особенностей их характеристики. Его итогом является готовность студентов к распределению отдельных объектов по типам туристского пространства: природному, культурно-историческому, антропологическому, сервисному, рекреационному, научному, со-
54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011 / Ns 3
Научно-исследовательская работа студентов в образовательной программе вуза
бытийному, мифологическому, а также к их отнесению к определенной группе и подгруппе объектов показа одного типа.
На следующем поисковом этапе за студентами закрепляются административные территории для выявления имеющихся объектов и установления их принадлежности к типу, группе и подгруппе туристского пространства. Выполнение поставленных задач требует от участников проекта концентрации усилий, связанных со сбором и изучением первичных и вторичных информационных данных по выявленным объектам. В качестве источников они изучают материалы по краеведению, справочные издания, интернет-ресурсы. Собранная по каждому объекту информация подвергается проверке, уточнению и дополнению с учетом положений методики, диагностики туристского пространства.
На заключительном результативном этапе исследования перед студентами выдвигается задача систематизации подготовленной информации по объектам и типам туристского пространства для размещения на информационном портале «Живая карта России». При его выполнении информационные данные по каждому объекту структурируются согласно требованиям паспортизации в двух форматах: краткого и полного описания.
Литература
Таким образом, исследовательская работа студентов позволяет формировать, обновлять и постоянно расширять информационную базу данных туристских ресурсов административных регионов страны, положенную в основу крупного инновационного проекта ФГОУВ-ПО «РГУТиС».
Рассмотрев различные направления НИР студентов, можно констатировать, что она органически встраивается в различные направления учебной и внеучебной деятельности вуза, способствуя развитию следующих компетенций выпускника:
• умение понять поставленную проблему;
• готовность к проведению самостоятельных и групповых исследований;
• умение прогнозировать тенденции развития событий;
• способность планировать и организовывать поисковую индивидуальную и групповую работу;
• навыки ведения дискуссий и публичных выступлений;
• способность к самообразованию и саморазвитию.
Это соответствует требованиям Госстандарта третьего поколения, содействует плавному переходу на многоуровневую систему профессиональной подготовки кадров.
1. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие. Проект ФГОУ ВПО «РГУТиС» «Живая карта Рос-сии»//Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3.
2. Токмазов Г.В., Панькина С.И. Структурно-содержательная модель формирования исследовательских уме-ний//Высшее образование сегодня. 2009. № 1.
3. Улубекова Н.Ш. Исследовательская деятельность как ключевой фактор формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения обществознания//Высшее образование сегодня. 2009. № 10.
55