ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 379.8
I ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА И АКТИВНОГО ОТДЫХА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Кривошеева Татьяна Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой инновационного управления и предпринимательства, [email protected],
Кугушева Алина Николаевна, преподаватель кафедры инновационного управления и предпринимательства, [email protected],
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ
The article grounds the relevancy of active tourism and outdoor activity development at the modern stage of society development, considers organizing of tourism and outdoor activity for students in Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education Russian State University of Tourism and Service and describes educational and recreational functions of tourism and outdoor activity of students from educational institutions of higher education.
В статье обосновывается актуальность развития активных видов туризма и отдыха в современных условиях развития общества, рассматриваются вопросы организации туризма и активного отдыха для студентов в ФГБОУ ВПО «РГУТиС»», а также описываются воспитательная, образовательная и рекреационная функции туризма и активного отдыха студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Keywords: students’ tourism, active tourism and outdoor activity, educational methods, physical recreation
Ключевые слова: студенческий туризм, активный туризм и отдых, методы воспитания, физическая рекреация
В данном исследовании организация туризма и активного отдыха для студентов будет рассматриваться нами с точки зрения организации активных путешествий. Это обусловлено широтой понятия активного туризма и многогранностью его применения. Так, активный туризм может быть использован в организации туризма и активного отдыха студентов с образовательной, рекреационной, развивающей точек зрения, а также с точки зрения воспитания культуры и патриотизма.
Сегодня виды туризма, предполагающие активные способы передвижения, становятся все более массовой потребностью, потребностью не только социальной, но и биологической и психологической. Удовлетворение этой потребности позволяет устранить или ослабить неблагоприятные последствия урбанизации жизни и интенсивности профессиональной деятельности во всех сферах экономики. В качестве примера таких неблагоприятных последствий можно указать нервно-эмоциональные перегрузки, гипокинезию и избыточ-
ное нерациональное питание. Своевременно и грамотно организованные активные виды туризма позволяют добиться повышения трудоспособности населения и снижения уровня «болезней века».
Современные условия характеризуются ухудшением экологической обстановки и распространением феноменов различных эмоциональных нарушений личности, включая синдром менеджера и эмоционального выгорания [8]. В уязвимую категорию попадает взрослое население, к которому принято причислять всех людей от достижения совершеннолетия до глубокой старости. Однако в описанных условиях так называемый паспортный (фактический) и биологический (функциональный) возрасты далеко не всегда совпадают. Это может быть обусловлено многими факторами — генетической предрасположенностью, условиями жизни и состоянем здоровья, условиями труда, степенью физического развития и способностью организма противостоять неблагоприятным условиям труда и быта.
48 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Организация туризма и активного отдыха для студентов
Для того чтобы предупредить многие эмоциональные, и физиологические биологические проблемы в зрелом возрасте, необходимо уделять особое внимание эмоциональному и физическому здоровью уже в школьные и студенческие годы. Поскольку школьники еще находятся под влиянием родителей, то это задача последних. В студенческие годы молодые люди приобретают самостоятельность, уезжают на учебу в другие города, поэтому ответственность за состояние их здоровья и развитие ложится на высшие учебные заведения, задача которых — воспитать полноценную и высокоразвитую, а главное — адаптированную к современным профессиональным условиям личность.
Туристская деятельность рассматривается нами как важнейшее звено системы обучения и воспитания. Туризм стал одним из главнейших направлений организации полноценного отдыха и укрепления здоровья, расширения кругозора, патриотического и интернационального воспитания граждан России, а в конечном счете — формирования всесторонне развитой личности.
Применительно к туризму обучение — это познавательная деятельность, в которой туристы-слушатели под руководством преподавателей и тренеров овладевают знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного прохождения маршрутов туристских походов, проведения активных туров. Обучение оказывает влияние на формирование у туристов морально-психологических качеств, технико-тактических умений и навыков, повышение уровня физической подготовленности, развитие познавательных и творческих способностей.
При реализации программ обучения студентов необходимо учитывать особенности их будущей профессии, потому что любая профессиональная деятельность имеет свою специфику, накладывающую отпечаток на жизнь и здоровье человека. В данном исследовании речь пойдет об особенностях организации туристской деятельности в рамках подготовки студентов ФГБОУ ВПО «Российского государственного университета туризма и сервиса» различных специальностей и направлений подготовки, ориентированных на сферу туризма.
Целью нашего исследования является анализ организации туризма и активного отдыха для студентов в ФГБОУ ВПО «РГУТиС» и обоснование ее необходимости.
Определим основные понятия, рассматриваемые в данном исследовании.
Туризм — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания [1].
Активный туризм — это форма туризма, связанная с активными способами передвижения по маршруту в целях рекреации, физического, интеллектуального и морального отдыха и развития [5].
Нормативно-правовая база не содержит понятия «активный туризм», что может создавать неудобства и недопонимание, так как у предпринимателей, занятых в данной сфере бизнеса и путешественников нет общего определения, и каждый из них трактует его по-своему.
В России традиционно высокой популярностью пользуются такие виды активного туризма, как горнолыжный, пешеходный, водный, велотуризм и др. Все более популярными становятся парусный, конный и экстремальный туризм, рыболовно-охотничий и спелеотуризм.
Здесь необходимо сказать, что активный отдых и активный туризм — понятия разные, так, в соответствии с ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» [1] активный туризм предполагает путешествия более длительного характера от суток до 6 месяцев, активный отдых — это более краткосрочное путешествие, как правило, это поход или экскурсия, предполагающее активные способы передвижения.
В вышеуказанном вузе на студенческий туризм и активный отдых возлагается три функции: воспитательная, образовательная и рекреационная.
Воспитательная и рекреационная функции тесно связаны с занятиями физической культурой в быту студентов и во время студенческих каникул. Важное место в организации активного отдыха студентов занимают факультетские и общеуниверситетские мероприятия, например, студенческие спартакиады, тематические дни здоровья, физкультурные праздники, конкурсы, матчевые встречи, квесты (активные экстремальные и интеллектуальные игры).
49
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к участию в жизни университета, факультета, кафедры, расширяя, таким образом, взаимодействие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университета по формированию устойчивого позитивного имиджа РГУТиС в образовательном пространстве.
Самодеятельные физкультурно-спортивные мероприятия, как правило, проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях. Эти мероприятия стимулируют работу студенческого самоуправления и студенческого кураторства (старшие берут опеку над младшими).
Туристская подготовка представляет собой процесс формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для занятий активным туризмом. По своей сути, это процесс повышения уровня подготовленности туристов к преодолению естественных препятствий в условиях активных туристских путешествий и соревнований по туристскому многоборью [2].
Перечислим факторы активного туризма, способствующие гармоничному развитию физического состояния студента: смена обстановки, обеспечение достаточной мышечной активности, стимуляция естественного иммунитета — невосприимчивости организма к болезнетворным воздействиям и т. п.
Смену обстановки связывают с «выходом» человека из повседневных, однообразных и потому утомительных условий жизни. Соответственно, обеспечивается переключение нервно-эмоциональной сферы человека на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности. Туристские походы и путешествия, переносящие горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, как правило, связаны с непосредственным контактом с природой. Такие мероприятия имеют неоценимое психологическое значение, облагораживая и возвышая человека духовно [1].
Обеспечение достаточной мышечной активности способствует устранению неблагоприятных последствий «мускульного голода», а также тренирует основные функциональные системы, обеспечивающие работоспособность организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательную и опосредованно нервную систему. Пешеходный, водный и осо-
бенно горный и лыжный туризм представляют собой одно из эффективных средств развития выносливости сердечно-сосудистой системы, устранения сосудистой дистонии путем «погашения вегетативных реакций» [1].
Продолжительная умеренная по интенсивности мышечная нагрузка обеспечивает повышение уровня не только обменных процессов и деятельности эндокринной системы, но и тканевого иммунитета, и таким образом обеспечивает невосприимчивость организма к болезнетворным бактериям [1].
Туристская подготовка может рассматриваться как многолетний процесс физического совершенствования или сравнительно кратковременный период предпоходной подготовки в соответствии с периодизацией тренировочного процесса. Подготовка высококвалифицированного туриста — многолетний процесс. Термин «подготовка туриста» частично совпадает с термином «тренировка туриста», однако подготовка туриста включает в себя тренировку как основное средство подготовки и целый ряд факторов, дополняющих тренировку. По существу, это педагогический процесс воспитания туриста, который совершенно необходим и должен применяться при подготовке студентов к туристским путешествиям. В подготовке туристов-студентов ФГБОУ ВПО «РГУТиС» используются различные методы воспитания и обучения, разработанные авторами данного исследования (рис. 1) и прошедшие апробацию в группах студентов, обучающихся по образовательной программе 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)», которая соответствует профилю кафедры авторов.
Все указанные методы используются в сочетании, обеспечивающем качество подготовки туристов. Из методов воспитания особое внимание следует обратить на группу методов организации деятельности и формирования опыта. Из методов обучения особого внимания заслуживают методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы воспитания, оставаясь общепедагогическими, отличаются по содержанию в разных видах воспитания — физическом, нравственном, эстетическом, трудовом — которые должны реализовываться в подготовке туристов-сту-дентов. При подготовке туристов-студентов следует обратить внимание на то, что методы обучения должны дополнять друг друга.
50 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Организация туризма и активного отдыха для студентов
Рис. 1. Методы воспитания в подготовке туристов-студентов
Активный отдых и туризм развивает и совершенствует необходимые человеку физические качества — выносливость, быстроту, силу различных групп мышц, ловкость. Кроме того, совершенствуются морально-волевые качества студентов, такие как смелость, решительность, дисциплинированность, умение работать в команде, активность, воля и многие другие, необходимые для воспитания всесторонне развитой личности студента.
В число организационно-педагогических новаций, используемых в процессе организации активного туризма и отдыха студентов, входят:
• педагогический мониторинг — воспитательный контроль студентов;
• социальный мониторинг — динамика развития мотивационной сферы студентов;
• кураторский мониторинг (в системе преподаватель — студент) — разработка персонифицированных моделей физического, интеллектуального и духовного развития студента.
Особую роль в организации активного отдыха и туризма для студентов играет выпускающая кафедра. Являясь структурным подразделением университета, кафедра, кроме органи-
зации учебного процесса, реализует комплекс организационно-методических, научных, профориентационных, воспитательных и профилактических мероприятий по направлениям, которые являются приоритетными в рамках стратегического развития университета:
• патриотическое воспитание и развитие общественно-значимых черт личности студента;
• формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;
• организация студенческих научных исследований по решению прикладных задач сферы туризма и сервиса;
• популяризация дополнительного образования студентов и приобретения дополнительных компетенций и т. д.
Во время летних и зимних каникул наиболее полно реализуется рекреационная функция активного туризма, которая предполагает восстановление физических и психологических сил студентов. Основной эффект состоит в повышении работоспособности в период интенсивной учебы.
Способы организации образовательными учреждениями активных туров для студентов могут быть различными. Наиболее простой,
51
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
но и дорогостоящий путь — это заключение договора с туристской компанией, однако этот вариант реализуется достаточно редко в силу объективных причин.
Многие институты и университеты разрабатывают программы самодеятельных активных туров совместно со студентами, сами выбирают, куда отправиться, сколько это займет времени, какие достопримечательности они хотели бы посетить и каким способом они будут передвигаться. Благодаря этому преподаватели и студенты могут общаться в неформальной обстановке, узнать больше о круге интересов друг друга. В обстановке путешествия преподаватель может ретранслировать общекультурные компетенции, что приводит к личностному росту студентов.
Вузом также могут организовываться туристские мероприятия в виде поощрения студентов за какие-либо заслуги, например, за активное участие в научной, спортивной, творческой жизни университета, помощи в организации или непосредственном участии в различных мероприятиях. Как правило, такой способ поощрения студентов является наиболее эффективным и мотивирует студентов на высокие результаты в учебе и проявление активной жизненной позиции.
Студенты с большим удовольствием отправляются в путешествия самостоятельно, то есть без организационных усилий высших учебных заведений, но при активной позиции студенческого сообщества.
Туристские фирмы в большинстве своем для студенческой молодежи предлагают развлекательные туры, элементами которых являются «пенные вечеринки», дискотеки, посещение ночных баров и клубов. Турфирм, которые предлагают услуги организации активных туров для студентов, гораздо меньше. С точки зрения автора, это связано с тем, что активные путешествия не могут носить массовый характер.
Образовательная функция активного туризма и отдыха реализуется в рамках учебной, научной и практико-ориентированной деятельности студентов.
Для студентов специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» учебная деятельность строится в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта ВПО и предполагает «физическую культуру»
как дисциплину блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
По данным Ю.Н. Федотова, некоторые авторы трактуют физическую культуру как физическую рекреацию, под которой понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе учебы и/или профессионального труда [7]. Основываясь на данном суждении, можно сделать вывод, что дисциплина «физическая культура» является формой активного отдыха. Однако она обязательно включается в учебный план высшего учебного заведения и студенту должна выставляться итоговая оценка по результатам обучения.
Обязательный минимум по указанной дисциплине для рассматриваемой специальности предполагает:
• определение роли физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке студентов, а также ее социально-биологических основ;
• рассмотрение физической культуры и спорта как социальных феноменов общества;
• изучение законодательства РФ о физической культуре и спорте;
• проведение работы по физической культуре личности, основам здорового образа жизни студента, особенностям использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности, индивидуальному выбору видов спорта или систем физических упражнений;
• знакомство с основами методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
Названная дисциплина предполагает общую физическую, специальную и профессионально-прикладную подготовку в системе физического воспитания студентов, с учетом особенностей специальности.
Совокупность всех дидактических единиц дисциплины позволит сформировать физическую культуру будущего квалифицированного специалиста и решить ряд задач:
• понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
• освоение научно-практических основ физической культуры и здорового стиля жизни;
• обеспечение профессионально-прикладной физической подготовленности студентов к будущей профессии;
52 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1
Организация туризма и активного отдыха для студентов
• приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения профессионально значимых целей.
Опыт ФГБОУ ВПО «РГУТиС» свидетельствует о том, что и в научной деятельности студентов имеют место мероприятия, связанные с активным туризмом и отдыхом. Ярким примером может служить масштабный гуманитарный инновационный проект «Живая карта России». Проект ориентирован на удовлетворение потребностей в информации о туристском потенциале РФ широкого круга российских граждан.
С целью формирования электронных каталогов по различным типам туристского пространства (культурно-историческое, рекреационное, сервисное, этническое, событийное, мифологическое), созданию электронных путеводителей по памятникам природы истории и культуры и событийных календарей, проведению виртуальных экскурсий и выставок и т. п., студенты выезжают в регионы РФ для сбора первичной информации о туристских ресурсах, а также для освоения методики изучения различных типов туристского пространства.
Студенты специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство)» на протяжении по-
следних двух лет постоянно участвуют в процессе паспортизации туристских ресурсов в рамках отдельных типов туристского пространства в Сергиево-Посадском и Клинском районах Московской области. Указанный проект решает и патриотические задачи, в первую очередь, воспитание чувства гордости за свою страну у молодежи.
Существует возможность организации студенческих туров в рамках практик, то есть при реализации практико-ориентированного подхода в подготовке специалиста. Студенты посещают регионы России и другие государства с целью изучения технологии туризма, уровня развития сервиса и туристской инфраструктуры, способов предоставления услуг, выявления потенциала развития туризма в конкретном регионе и т. д.
Подводя итог, отметим, что активный туризм и отдых является специальным видом туристской деятельности студентов. Внедрение мероприятий активного туризма и отдыха в образовательную, воспитательную и рекреационную составляющие подготовки студентов позволит подготовить работоспособного, целеустремленного, инициативного, выдержанного и одновременно настойчивого специалиста, способного безболезненно адаптироваться к жестким и меняющимся условиям современного рынка труда.
Литература
1. Федеральный закон Российская Федерации от 4 октября 1996 года № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2. Григорьев В.И., Курамшин Ю. Ф. и др. Специальные виды туристской деятельности. Профессионально-прикладной туризм в физической культуре студентов. СПб.: ООО «Копи-Р», 2010.
3. Джанджугазова Е.А. Живая карта России. М.: КНОРУС, 2011.
4. Кривошеева Т.М. Влияние интеграции науки, образования и бизнеса на качество учебного процесса в вузе. Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2010.
5. Кугушева А.Н. Исследование потребительских предпочтений в сфере активного туризма. Проблемы практического менеджмента и маркетинга в сфере сервиса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «РГУТиС»: Институт сервиса, г. Москва (филиал). Вып. 12. М.: ООО «Ваш полиграфический партнер», 2011. С. 80—85.
6. Маркова С.А., Кривошеева Т.М. Вопросы формирования системы туристской аттрактивности. Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности. История и современность. Пенза: МНИЦ, 2011.
7. Федотова Ю.Н. Организация спортивно-оздоровительного туризма. СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2007.
8. Чутко Л. С. Синдром менеджера: эмоциональное выгорание и управление стрессом. СПб.: Речь, 2010.
9. Молодежный туризм в России: http://mt.moy.su/ (дата обращения 12.05.2012).
53