Научная статья на тему 'ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Sharafudin M., Атаев Загир Вагитович, Акавова Гозель Калсыновна, Гаджиева Земфира Магомедрагимовна, Эфендиева Шахсенем Тельмановна

Целью статьи является анализ организации туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной системе туристско-краеведческого образования. Результат. Туристско-краеведческие объединения действуют для учащихся дошкольной и школьной ступеней образования, а также в средних специальных и высших учебных заведениях страны, охватывая более миллиона детей различного возраста. Вывод. Для современной системы туристско-краеведческого образования в Российской Федерации характерны организационно-методологические, ресурсные и средовые проблемы, решение которых приведет к оптимизации устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Sharafudin M., Атаев Загир Вагитович, Акавова Гозель Калсыновна, Гаджиева Земфира Магомедрагимовна, Эфендиева Шахсенем Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AND LOCAL HISTORY EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE REGION AND PRESERVATION OF NATURAL AND CULTURAL HERITAGE

The aim of the article is to analyze the organization of tourism and local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the system of tourism and local history education. Result. Tourist and local history associations operate for students of preschool and school levels of education, as well as in specialized secondary and higher educational institutions of the country, covering more than a million children of various ages. Conclusion. The modern system of tourism and local history education in the Russian Federation is characterized by organizational, methodological, resource and environmental problems, the solution of which will lead to the optimization of the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА И СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДНО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

МАТЕРИАЛЫ Международного экологического форума

«Экология, краеведение и туризм как образовательный ресурс в интересах устойчивого развития региона» (Махачкала, 28 октября 2022 года)

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 008; 502/504

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-5-15

Туристско-краеведческое образование для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия

© 2022 Алиев Ш. М. 1 Атаев З. В. 1 2, 3, Акавова Г. К. 1 Гаджиева З. М. 1, Эфендиева Ш. Т. 1

1 Дагестанский государственный педагогический университет Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]; [email protected];

[email protected]; [email protected]; [email protected] 2 Дагестанский федеральный исследовательский центр РАН Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 3 Кабардино-Балкарский научный центр РАН Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ организации туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия. Методы. Анализ, изучение и обобщение научной и методической литературы, посвященной системе туристско-краеведческого образования. Результат. Туристско-краеведческие объединения действуют для учащихся дошкольной и школьной ступеней образования, а также в средних специальных и высших учебных заведениях страны, охватывая более миллиона детей различного возраста. Вывод. Для современной системы турист-ско-краеведческого образования в Российской Федерации характерны организационно-методологические, ресурсные и средовые проблемы, решение которых приведет к оптимизации устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия.

Ключевые слова: туристско-краеведческое образование, туристско-краеведческая работа, образование для устойчивого развития, устойчивое развитие региона, природно-культурное наследие.

Формат цитирования: Алиев Ш. М., Атаев З. В., Акавова Г. К., Гаджиева З. М., Эфендиева Ш. Т. Ту-ристско-краеведческое образование для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 4. С. 5-15. РО!: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-5-15

Tourism and Local History Education for Sustainable Development in the Region and Preservation of Natural and Cultural Heritage

© 2022 Sharafudin M. Aliev 1 Zagir V. Ataev 1 2, 3, Gozel K. Akavova 1 Zemfira M. Gadzhieva 1 Shakhsenem T. Efendieva 1

1 Dagestan State Pedagogical University Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]; [email protected];

[email protected]; [email protected]; [email protected] 2 Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 3 Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Nalchik, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the article is to analyze the organization of tourism and local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage. Methods. Analysis, study and generalization of scientific and methodological literature devoted to the system of tourism and local history education. Result. Tourist and local history associations operate for students of preschool and school levels of education, as well as in specialized secondary and higher educational institutions of the country, covering more than a million children of various ages. Conclusion. The modern system of tourism and local history education in the Russian Federation is characterized by organizational, methodological, resource and environmental problems, the solution of which will lead to the optimization of the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage.

Keywords: tourism and local history education, tourism and local history work, education for sustainable development, sustainable development in the region, natural and cultural heritage.

For citation: Aliev Sh. M., Ataev Z. V., Akavova G. K., Gadzhieva Z. M., Efendieva Sh. T. Tourism and Local History Education for Sustainable Development in the Region and Preservation of Natural and Cultural Heritage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Рedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 4. Pp. 5-15. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-4-5-15 (in Russian)

Введение

Одним из направлений образования, имеющим особое значение для устойчивого развития региона и сохранения культурного наследия, является туристско-краеведческое. Организация туристско-краеведческой работы на государственном уровне базируется на дошкольном, школьном и профессиональном образовании. В структурах образовательных учреждений работает около 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов. Свыше 2 000 дворцов и домов детского и юношеского творчества, в которых функционируют отделы и секции туризма, ведут свою деятельность. Развитие турист-ско-краеведческой деятельности на негосударственном уровне происходит благодаря федеральным, региональным и местным общественным организациям (профильных федераций) и Федерации спортивного туризма Российской Федерации.

Туристско-краеведческое образование (ТКО) представляет собой добровольную, самодеятельную и целенаправленную педагогически организованную деятельность по освоению учащимися истории и природы родного края, изучению социально-экономического и культурного развития учебного заведения, микрорайона, села, города, района, области, воспитанию бережного отношения к природе и умелого ориентирования в предметно-

пространственной среде.

ТКО позволяет формировать творческую, самостоятельную личность, расширяет кругозор, воспитывает выдержку и дисциплину, учит жить в социуме и отвечать за свои действия, познавать и понимать окружающую природу, уважать исторические ценности.

Структурно ТКО реализуется в трех направлениях. Первое направление включает в себя внеурочную деятельность,

подразумевающую проведение туристских слетов, соревнований, походов и прочих активных форм туристско-краеведческой работы. Второе направление - это внеклассные мероприятия, организуемые как туристско-краеведческими отделениями, так и общими образовательными учреждениями. В рамках третьего направления реализуются краеведческие исследовательские экспедиции, имеющие выраженную поисковую направленность.

Материал и методы

ТКО реализуется за счет традиционных и специфичных методов, а также словесных, наглядных и практических методов.

Особую роль в туристско-краеведческом образовании имеет педагог, который должен обладать высоким уровнем профессиональной компетентности в туристско-краеведческой сфере. Компетентность педагога дополнительного образования по направлению туристско-краеведческой деятельности должна учитывать теоретическую готовность (наличие у педагога психолого-педагогических и специальных знаний, навыков теоретической деятельности и педагогического мышления) и практическую готовность (навыки организаторской деятельности и коммуникативной деятельности).

Достижение целей устойчивого развития и сохранения природно-культурного наследия требует не только продуктивных методов, методик и дидактических материалов в туристско-краеведческом образовании, но и эмоционально-нравственного отношения со стороны учащихся. ТКО для достижения целей устойчивого развития и сохранения при-родно-культурного наследия должно оперировать не только такими категориями, как знания, умения, навыки, но и категориями нравственности, ценностей, эмоционального отношения к природе и родному краю.

Основная часть

По состоянию на 2021 год, всего в Российской Федерации по программам ту-ристско-краеведческой направленности занимаются 1 055 465 детей в возрасте от 5 до 17 лет. Отразим общую численность воспитанников туристско-краеведческих

клубов среди всех детей, вовлеченных в дополнительное образование в России (рис. 1).

Согласно данным, представленным на диаграмме, большая часть учащихся по программам дополнительного образования приходится на отделения художественной направленности (6 518 506 чел. или 29 % от всех учащихся) и социально-гуманитарной направленности (6 362 006 чел. или 29 %). Второе место занимают программы технической направленность (3 155 056 чел. или 14 %) и естественнонаучной направленности (3 131 762 чел. или 14 %). Программы туристско-

краеведческой направленности в этой структуре занимают третье место с удельным весом 5 %. Несмотря на достаточно малый удельный вес, так или иначе, в ту-ристско-краеведческую деятельность вовлечены более миллиона детей 5-17 лет, что подчеркивает важность ее развития.

Рассмотрим также распределение учащихся по программам туристско-краеведческого дополнительного образования по федеральным округам страны (рис. 2).

Больше всего учащихся по программам дополнительного образования туристско-краеведческой направленности наблюдается в Центральном федеральном округе (304 639 чел. или 29 %). Это объясняется, во-первых, благоприятными природно-климатическими условиями регионов Центрального федерального округа для осуществления туристско-краеведческой деятельности, и, во-вторых, достаточно высоким уровнем социально-

экономического развития этих регионов, от чего зависит возможность бюджетного финансирования деятельности туристско-краеведческих клубов. Второе место занимает Приволжский федеральный округ -здесь обучаются в туристско-краеведческих отделениях 217 966 чел. (21 %). На третьем месте находится Южный федеральный округ (123 003 чел. или 12 %). Меньше всего учащихся по программам туристско-краеведческой направленности в Дальневосточном федеральном округе (54 167 чел. или 5 %).

750255; 3%

■ Техническое ДО

■ Естественнонаучное ДО

■ Туристско-краеведческое ДО

■ Социально-гуманитарное ДО

■ Художественная направленность ДО

■ Физкультурно-спортивное ДО

■ Предпрофессиональное ДО в области искусства

■ Предпрофессиональное ДО в области физкультуры и спорта

■ Другое

Рис. 1. Структура учащихся 5-17 лет по программам дополнительного образования в Российской Федерации в 2021 году, чел./% [6]

54167;

5%

101420; 9%

304639; 29% ■ Центральный ФО

88619; 8% ■ Северо-Западный ФО

Я 1 -Южный ФО

Северо-Кавказский ФО

Приволжский ФО

■ Уральский ФО

217966; 21% 81062; 8% ■ Сибирский ФО

■ Дальневосточный ФО

123003; 12%

84589; 8%

Рис. 2. Распределение учащихся по программам туристско-краеведческого дополнительного образования по федеральным округам Российской Федерации

в 2021 году, чел. [6]

Для современных туристско-краеведческих объединений в России характерны следующие общие особенности:

1) работа отделения по нескольким направлениям, которая увеличивает охват учащихся;

2) добровольное, но обязательное участие воспитанников во всех мероприятиях отделения (зависит от педагога);

3) ежегодное проведение туристско-краеведческих мероприятий в разнообразных формах;

3) тщательная подготовка к участию и проведению мероприятий, планирование их этапов, маршрутов, бюджетов, ролей участников и т. д.;

4) стремление к достижению высокой результативности при участии;

5) обязательное проведение выездных мероприятий (принцип конкурентности);

6) свободное общение воспитанников отделения с руководителями;

7) совместная работа и заинтересованность родителей в развитии туристско-краеведческого отделения.

Создание туристско-краеведческих отделений (как правило в форме клубов или кружков) в Российской Федерации опирается на:

- запросы общества на социализацию детей;

- факторы внешней среды (социальные, экономические, политические, культурные);

- возможности образовательной организации (материально-технические, кадровые).

Ключевым видом организации в системе туристско-краеведческого образования является клуб - как центр социализации личности учащихся, улучшения личностных показателей воспитанников.

Исследователи выделяют следующие характерные части работы туристско-краеведческих клубов в России:

- структурная часть - включение воспитанников в образовательную среду клубной туристско-краеведческой деятельности по различным направлениям (желательно не менее трех направлений);

- технологическая часть - приобщение воспитанников к активной клубной деятельности при помощи организации внутришкольных мероприятий и участия в мероприятиях различного уровня;

- организаторская часть - умение организовать весь учебно-воспитательный процесс согласно принципам, педагогическим условиям и механизмам реализации;

- мотивационная часть - создание благоприятной образовательной среды, проведение интересных мероприятий;

- результативная часть - изучение изменения личностных качеств воспитанников в процессе занятий и после завершения этой деятельности [1 ].

Рассмотрим некоторые примеры ту-ристско-краеведческих клубов, воспитанниками которых являются дошкольники и школьники.

Дошкольные организации гораздо реже, чем школы, ведут туристско-краеведческую работу по причине недостаточной готовности дошкольников к такой деятельности. Однако ТКО достаточно адаптировано под возрастные особенности дошкольников.

Например, ТКО реализуется в МАДОУ № 65 г. Златоуст Челябинской области. Накопленный в течение последнего десятилетия опыт туристско-краеведческой деятельности в этом учреждении оформился в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Туристята» (дополнительная платная образовательная услуга) и программу «Туризм и краеведение в ДОУ», написанную педагогами детского сада под руководством проф., доктора пед. наук Молчанова С. Г. В программе «Туризм и краеведение в ДОУ» представлены не только теоретические обоснования целесообразности детской туристско-краеведческой деятельности, но и конкретные практики проведения викторин, игр, квестов, смотров, соревнований, экскурсий, эстафет, оформленные в виде конспектов занятий. К каждому конспекту приложены презентации, дидактические игры, видео, аудио материалы, которые размещены в приложении на диске [2].

В МБУ ДО «СЮТур» г. Анжеро-Судженска Кемеровской области организована секция «Первые шаги» для детей дошкольного возраста. Занимаются в этой секции ребятишки 5-7 лет. В процессе знакомства с основами туризма они расширяют свой кругозор, учатся бережному отношению к природе, получают и закрепляют навыки здорового образа жизни.

В Республике Марий Эл, при организации туристско-краеведческой деятельности воспитатели детских организаций используют такие формы работы с детьми, как вышеупомянутые беседы с использованием презентационного и видеоматериала, спортивные, сюжетно-ролевые и дидактические игры («Маленькие туристя-та», «Ищем клад», «Самые известные места республики»), викторины, конкурсы («Знаешь ли ты свой край», «И вновь о культуре», «Угадай и расскажи»), экскурсионные выходы («Маршрут № 1 - Мой город», «Маршрут № 2 - Парк Победы») и т. д. К работе по организации туристско-краеведческой деятельности привлекаются и родители. Совместно с ними проводятся походы выходного дня, выполняются задания на ориентирование по карте достопримечательностей республики, готовятся фото и видео-выставки «Марий Эл в моем объективе». Систематично проводятся родительские собрания и консультации для родителей по вопросу воспитания детей средствами туристско-краеведческой деятельности [10].

Однако гораздо чаще туристско-краеведческие клубы действуют для детей школьного возраста. Рассмотрим пример Курганской области, где активно применяются средства интеграции обучения и воспитания основного и дополнительного образования с учреждениями культуры, местных отделений ДОСААФ, военно-историческими сообществами, музеями, лесоохранными хозяйствами. Такие модели взаимодействия позволяют использовать предоставленную сторонними организациями в рамках сетевых договоров информацию и материалы в познавательных целях и, непосредственно, прикоснуться к истории своего края, своей Родины.

Еще один пример активного вовлечения детей и молодежи Курганской области в туристско-краеведческую деятельность можно привести из опыта работы в Шу-михинском районе. Ребята вместе со своим руководителем организовали туристскую группу «ШумТур» («Шумихинские туристы»). Группа создана для походного и спортивного туризма. Участники группы, изучая исторический, культурный материал о своем родном крае, знакомясь с его обычаями и традициями, создают туристские и экскурсионные маршруты, доступные для всех желающих от мала до

велика, увлеченных уникальностью своей малой Родины.

Другой пример - туристско-краеведческое объединение «Горизонт», которое функционирует в Центре детского творчества г. Ярославля с 2000 года. Создание туристско-краеведческого объединения обусловила заинтересованность детей данным направлением. Опыт деятельности объединения подтвердил, что туризм является одним из наиболее востребованных видов в муниципальной системе дополнительного образования детей. В рамках туристско-краеведческого объединения «Горизонт» дети осваивают дополнительную общеразвивающую программу «Туристское многоборье». Освоение программы обладает большим воспитательным потенциалом. Это проявляется в том, что дети вырабатывают навыки сотрудничества и коллективного взаимодействия в продуктивной, социально одобряемой деятельности. Они приобретают мотивацию к познанию своего края и физическому развитию посредством разнообразных форм физической активности. В турист-ско-краеведческой деятельности каждый ребенок адаптируется в системе отношений с другими посредством сотрудничества и самореализации [5].

В Санкт-Петербурге действует Городская станция юных туристов (СЮТур) -одна из старейших организаций дополнительного образования города (90 лет). В настоящее время Станцией организована деятельность 37 туристско-краеведческих объединений, в которых занимается около 550 обучающихся на базе образовательных организаций в 10 районах Санкт-Петербурга. Работа Учебной части СЮТур содействует выравниванию и подъему уровня развития детско-юношеского туризма в муниципальных районах города, позволяет развиваться таким инновационным видам туристско-краеведческой деятельности, как полярный и парусный туризм, рафтинг, туризм детей с ограниченными возможностями здоровья и другим инновационным видам туризма. На базе СЮТур организована деятельность Региональной маршрутной квалификационной комиссии (РМКК), которая систематически проводит городские контрольные мероприятия, отслеживающие готовность туристских групп к походам - пешим, водным, лыжным, горным. Деятель-

ность РМКК распространяется не только на группы СЮТур, но и на походы юных туристов города.

Широким спектром образовательных программ туристско-краеведческой

направленности, предназначенных для детей школьного возраста, характеризуется Московский детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма. В Центре работают три подразделения, и каждый московский школьник может выбрать занятия по своему вкусу. Для тех, кто интересуется живой природой, стремится к познанию окружающей среды, заботится и охраняет ее, действует «Эко-лого-биологического центр» в Юго-Западном округе столицы. В этом гостеприимном и уютном доме школьники от 1 до 11 класса могут заниматься по естественнонаучным программам в экспериментальной цифровой лаборатории, оранжерее, мини-зоопарке, музее природы, палеонтологическом музее и даже в конном комплексе. Учащиеся не только осваивают основы зоологии, ботаники, экологии, палеонтологии, геологии, но и посещают выезды и экспедиции в различные регионы страны, готовятся к предметным олимпиадам, взаимодействуют с ведущими учеными и специалистами-экологами. Интересные программы на базе оранжереи с уникальной коллекцией тропических растений, а также учебно-опытного участка и многие другие занятия проводятся для школьников на базе «Станции юных натуралистов» в Северном округе Москвы. Для тех, кто интересуется краеведением и туризмом, работает «Станция юных туристов» в Западном округе Москвы. Здесь учащимся предлагаются разнообразные проекты образовательного туризма, программы по истории и краеведению. Учащиеся имеют возможность ходить в походы, принимать участие в туристских слетах, соревнованиях и первенствах.

В Республике Дагестан (Буйнакский, Унцукульский, Гумбетовский, Казбеков-ский районы) создается проект «Большая Сулакская Тропа», который является уникальной платформой для развития внутреннего туризма, распространения и освоения региональной культуры, повышения российского патриотизма. Цель проекта заключается в развитии и популяризации внутреннего российского туризма путём

проектирования нового туристского маршрута РГО «Большая Сулакская Тропа» (БСТ) по окрестностям глубочайшего в России и Европе Главного Сулакского каньона с многочисленными природными и культурно-историческими достопримечательностями, а также самобытными традициями местного населения. Проект должен стать частью программы подготовки новых маршрутов к приему растущего потока внутренних туристов в регионе. Реализация проекта планируется в 2023-2025 годах.

Примечателен опыт клуба «Юный экскурсовод», которым создана интерактивная карта для практических занятий. Для создания интерактивной карты использовался опыт выполнения туристско-краеведческих картографических произведений (интерактивных карт, веб-приложений, геопорталов) студенческой научно-исследовательской группы «Конструктивной географии и ГИС» Брестского государственного университета имени А. С. Пушкина. Всего на карте 75 объектов, каждому из них подобрано описание и изображение, что позволяет совершить виртуальную экскурсию по основным достопримечательностям [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для организации тематических олимпиад в туристско-краеведческой деятельности также применяются цифровые технологии. Туристско-краеведческая олимпиада имеет большое значение в системе гражданско-патриотического воспитания как отдельно взятого объединения, учреждения, так и всего округа. Олимпиада осуществляет значимую роль в процессе реализации муниципальной модели гражданского образования, патриотического воспитания, становления духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Ценность данного формата заключается в вовлечении обучающихся в исследовательскую деятельность с применением местного краеведческого материала, в установлении социального партнерства с музейно-выставочным центром, районной библиотекой, жителями города, интересующимися краеведением. Эффективность использования дистанционной олимпиады заключается в ее многофункциональности, инновационности и доступности - считают педагоги [3].

Туристско-краеведческие клубы, наряду с дошкольной и школьной ступенями

системы образования, нередко организуются и для студентов учреждений среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Например, на базе Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого действует туристско-краеведческий клуб «Искатель». Традиционно участники клуба совершают походы: по памятным историческим местам Тульской области (Ясная поляна, Дворяниново, Русятино, Болотово, Епифань, Монастырщина, Куликово поле и др.); по местам боевой славы Тулы и Тульской области, Московской области, г. Волгограда - «Огненный рубеж»; осуществляют сплавы по р. Осетр, р. Волге, р. Ахтубе и т. д.

Туристско-краеведческий клуб функционирует в Высшей школе экономики (ВШЭ). В клубе проводятся туристские школы - серии лекций и мастер-классов, на которых разбираются походный быт, картография, оказание первой медицинской помощи, спасательные работы и другие вещи. Клуб зародился в стенах МИЭМ НИУ ВШЭ более 12 лет назад и накопил огромный опыт, который теперь передаётся новым поколениям студентов.

На базе СПбГУ действует Клуб туристов университета (КТУ). Каждый учебный год в клубе читают курс начальной и базовой туристской подготовки. В рамках этой школы новичкам рассказывают о самых важных вещах, которые должен знать любой решившийся отправиться в путешествие: снаряжении, питании, выживании, медицине и многом другом. Занятия проводят опытные туристы - члены клуба, а также специально приглашенные гости. Лекции проходят на географическом факультете, в неформальной обстановке. Знания и навыки, полученные на лекциях, закрепляются на тренировочных выездах и в походах выходного дня.

Рассмотрим и некоторые примеры организации туристско-краеведческих клубов в странах СНГ - этот опыт наиболее близок России ввиду схожих систем дополнительного образования (особенно учитывая, что основы туристско-краеведческой деятельности были заложены еще в СССР). Например, интересен опыт клубов Беларуси. На территории Мозырского района, в том числе и в черте города, расположен республиканский ландшафтный заказник «Мозырские овра-

ги». На протяжении учебного года педагогами Центра туризма совместно с группами учащихся проводятся краеведческие прогулки и тематические экскурсии «Познай Родину - воспитай себя». Данные формы краеведческой деятельности предполагают прохождение экологической тропы, проложенной по территории заказника. Основной целью данных мероприятий является формирование краеведческого мировоззрения, представлений об экологических системах края, осознанного экологически грамотного отношения к природному наследию малой родины [4].

В Казахстане действует Центр детско-юношеского туризма и краеведения г. Астана (Нур-Султан), являясь единственным ресурсным центром дополнительного образования детей по реализации туристско-краеведческой и экологической деятельности с учащимися столицы, обеспечивает организационно-педагогические и медийно-

информационные условия для развития массового туризма в школах в рамках национальной программы «Рухани жангыру» («Духовное возрождение»). Тематика программы способствует подготовке педагогов системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, ориентирована не на формирование абстрактного специалиста детского туризма с набором определенных профессиональных качеств, а на становление целостной личности полипрофессионала. При таком подходе профессионализм вбирает в себя систему знаний и умений, владение общими и специальными способами деятельности, способность и потребность в совершенствовании своей работы, готовность к изменениям, нестандартность мышления [9].

Также можно привести пример практики по организации профессионального обучения педагогов дополнительного образования по направлению туристско-краеведческой деятельности. Педагогами Белгородского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий разработан инновационный проект «Разработка и внедрение модели непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в сфере детского туризма, спортивного ориентирования и краеведения», направленный на создание условий для организации

непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Новизна и актуальность данного инновационного проекта как раз в попытке восполнить этот пробел и создать систему методического сопровождения педагогов дополнительного образования туристско-краеведческой направленности, не подменяя и не дублируя систему повышения квалификации педагогических работников, а органически дополняя ее. Разрабатываемая модель направлена на быстрое реагирование методической поддержки на инновационные процессы, происходящие в туризме, в спортивном ориентировании, в краеведении, на содержательные преобразования образовательного пространства в туристско-краеведческой деятельности, на использование инновационных технологий, снаряжения и др. [7].

Заключение

Современная практика организации туристско-краеведческого образования свидетельствует о том, что оно охватывает свыше миллиона детей в России в возрасте 5-17 лет и входит в тройку лидеров среди программ дополнительного образо-

1. Колесников И. О. Формирование модели клубной деятельности в образовательной организации на примере работы школьного турист-ско-краеведческого клуба «Азимут» // Фундаментальные и прикладные аспекты устойчивого развития ресурсных регионов. Сборник научных статей III (XX) Всероссийской научной конференции с международным участием. / Под общ. ред. О. С. Андреевой. Новокузнецк, 2022. С. 264-269.

2. Мельник М. В., Чернышова Е. А. Инновационные формы работы в туристско-краеведческой деятельности дошкольной образовательной организации // Мир детства и образование. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2022. С. 235-237.

3. Никифорова Ю. Ф. Активизация туристско-краеведческой деятельности учащихся посредством организации дистанционной олимпиады «Долина счастья» // Колпинские чтения по краеведению и туризму. Материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 424-430.

4. Огнева А. А., Колоцей Е. В. Экологическое воспитание учащихся через туристско-

вания. Туристско-краеведческие объединения действуют для учащихся дошкольной и школьной ступеней образования -именно в этом возрасте дети чаще проявляют интерес к туристско-краеведческой деятельности (при этом многие турист-ско-краеведческие клубы действуют и на базе высших учебных заведений).

Для современной системы туристско-краеведческого образования в Российской Федерации характерны организационно-методологические проблемы (связанные с организацией и методологическим сопровождением туристско- краеведческой деятельности, познавательной мотивацией и вовлеченностью учащихся и родителей в туристско-краеведческую деятельность), ресурсные проблемы (связанные с ненадлежащим состоянием, отсутствием или недостатком человеческих, финансовых, материально-технических ресурсов) и средовые проблемы (связанные с функционированием субъектов внешней среды деятельности туристско-краеведческих объединений, среди которых органы власти, общественные институты, учреждения иных уровней системы образования).

краеведческую деятельность // Колпинские чтения: детско-юношеский туристской-краеведческий форум. Материалы V Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 604-607.

5. Провоторова Е. И. Воспитание детей в ту-ристско-краеведческой деятельности // Учебный год. 2021. № 1. С. 30-31.

6. Росстат: Дополнительное образование детей по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (итоги статнаблюдения по форме № 1-ДОП) [Электронный ресрс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/education (Дата обращения: 01.12.2022)

7. Ченцов В. А., Журавлева О. И. К вопросу о модели непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в сфере туристско-краеведческой деятельности // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2022. № 1. С. 116-121.

8. Чмель Е. И. Опыт разработки интерактивных туристско-краеведческих карт для проведения практических занятий // Материалы II Республиканского научно-методического семинара работников средней и высшей школы Республики Беларусь. Минск, 2022. С. 188-191.

Литература

9. Шаяхметова Г. М. Формы совершенствования туристско-краеведческих компетенций педагогов дополнительного образования // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2022. № 1. С. 51-56.

10. Шиштанова Т. Л. Туристско-краеведческая деятельность как средство фор-

model in an educational organization on the example of the work of "Azimut" school tourist-local history club. Funda-mental'nye i prikladnye aspekty ustoychivogo razvitiya resursnykh re-gionov. Sbornik nauchnykh statey III (XX) Vse-rossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem [Fundamental and applied aspects of sustainable development of resource regions. Collection of scientific articles III (XX) All-Russian scientific conference with international participation] Andreevoy O. S. (ed.) Novokuznetsk, 2022. Pp. 264-269. (In Russian)

2. Mel'nik M. V., Chernyshova E. A. Innovative forms of work in the tourist and local history activities of a preschool educational organization. Mir detstva i obrazovanie. Sbornik materialov XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [World of childhood and education. Collection of materials of the XVI International Scientific and Practical Conference]. Magnitogorsk, pp. 235-237. (In Russian)

3. Nikiforova Yu. F. Kolpinskie chteniya po kraevedeniyu i turizmu. Materialy V Vserossiy-skoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii [Kolpinsky readings on local history and tourism. Materials of the V All-Russian scientific-practical conference with international participation]. St. Petersburg, 2022. Pp. 424-430. (In Russian)

4. Ogneva A. A., Kolotsey E. V. Ecological education of students through tourism and local history activities. Kolpinskie chteniya: detsko-yunosheskiy turistskoy-kraevedcheskiy forum. Materialy V Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoy konferentsii [Kolpinsky Readings: Children and Youth Tourism and Local Lore Forum. Materials of the V All-Russian scientific-practical conference with international participation]. St. Petersburg, 2022. Pp. 604-607. (In Russian)

5. Provotorova E. I. Education of children in the tourist and local history activities. Uchebnyy god [Educational year]. 2021. No. 1. Pp. 30-31. (In Russian)

мирования познавательной компетентности старших дошкольников // Всероссийский форум молодых исследователей - 2022: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (27 сентября 2022 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2022. С. 381-386.

po Rossiyskoy Federatsii i sub"ektam Rossiyskoy Federatsii (itogi statnablyudeniya po forme № 1-DOP) [Rosstat: Additional education for children in the Russian Federation and constituent entities of the Russian Federation (results of statistical observation according to form No. 1-DOP)]. Available at:

https://rosstat.gov.ru/statistics/education (accessed 01.12.2022). (In Russian)

7. Chentsov V. A., Zhuravleva O. I. The model of continuous improvement in professional skills of pedagogical workers in the field of tourism and local history activities. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of Academy of Children's and Youth Tourism and Local History]. 2022. No. 1. Pp. 116-121. (In Russian)

8. Chmel' E. I. Experience in the development of interactive tourist and local history maps for practical training. Materialy II Respublikanskogo nauchno-metodicheskogo seminara rabotnikov sredney i vysshey shkoly Respubliki Belarus' [Proceedings of the 2nd Republican scientific and methodological seminar for workers of secondary and higher schools in the Republic of Belarus]. Minsk, 2022. Pp. 188-191. (In Russian)

9. Shayakhmetova G. M. Forms for improving of the tourist and local history competencies of additional education teachers. Vestnik Akademii detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya [Bulletin of Academy of Children's and Youth Tourism and Local History]. 2022. No. 1. Pp. 5156. (In Russian)

10. Shishtanova T. L. Tourist and local history activities as a means of forming of the older preschoolers' cognitive competence. Vserossiyskiy forum molodykh issledovateley - 2022: sbornik statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (27 sentyabrya 2022 g.) [All-Russian Forum of Young Researchers - 2022: collection of papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference (September 27, 2022)]. Petrozavodsk, Novaya nauka Publ., 2022. Pp. 381-386. (In Russian)

References

1. Kolesnikov I. O. Formation of a club activity 6. Rosstat: Dopolnitel'noe obrazovanie detey

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Алиев Шарафудин Магомедович, кандидат географических наук, доцент кафедры географии и методики преподавания, декан, факультет биологии, географии, химии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Атаев Загир Вагитович, кандидат географических наук, профессор кафедры географии и методики преподавания, директор НИИ биогеографии и ландшафтной экологии, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Института геологии Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия; старший научный сотрудник Центра географических исследований, Кабардино-Балкарский научный центр РАН, Нальчик, Россия; e-mail: [email protected]

Акавова Гозель Калсыновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Гаджиева Земфира Магомедрагимовна, кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Эфендиева Шахсенем Тельмановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии и методики преподавания, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

Благодарность

Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00081-22-02 на 2022 год в рамках научной темы «Национально-региональный опыт эколого-географического и туристско-краеведческого образования для устойчивого развития региона и сохранения природно-культурного наследия: история, теория, практика».

Принята в печать 04.10.2022 г.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Affiliations Sharafudin M. Aliev, Ph.D. (Geography), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dean, Faculty of Biology, Geography, Chemistry, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Zagir V. Ataev, Ph.D. (Geography), professor, the chair of Geography and Teaching Methods, director of the Research Institute of Bioge-ography and Landscape Ecology, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; senior researcher, Institute of Geology, Dagestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; senior researcher, Center for Geographical Research, Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Nalchik, Russia; e-mail: [email protected]

Gozel K. Akavova, Ph.D. (Economic), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Zemfira M. Gadzhieva, Ph.D. (Geography), assistant professor, head the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Shakhsenem T. Efendieva, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Geography and Teaching Methods, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; email: [email protected]

Acknowledgment

The work was carried out according to the State Task of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 073-00081-22-02 for 2022 within the framework of the scientific topic «National-regional experience of ecological-geographical and tourist-local history education for the sustainable development in the region and the preservation of natural and cultural heritage: history, theory, practice».

Received 04.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.